Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Агрошкола-интернат как воспитательная системаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Александр Александрович Католиков, народный учитель СССР, член-корреспондент РАО, возглавлял Сыктывкарскую среднюю общеобразо вательную школу-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1973 года до своей безвременной кончины в июне 1996 года. Созданное еще в 1956 году, это учебное заведение в 1993 году по инициативе А.А. Католикова было преобразовано в агрошколу-интернат. В 1996 году агрошколе присвоено имя А.А. Католикова. В настоящее время в агрошколе живут и учатся 240 детей от трех до 18 лет. Основной контингент воспитанников составляют дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными или местонахождение которых не установлено. Цель агрошколы - дать детям общее среднее образование, обеспечить разностороннее развитие, подготовить к самостоятельной жизни и труду в сельском хозяйстве. Агрошкола имеет соответствующую лицензию, и ее выпускники получают документ государственного образца о профессиональной подготовке по специальностям "мастер-растениевод" и "мастер-животновод". В 1993 году на базе агрошколы была создана экспериментальная площадка Института профессионального самоопределения РАО. Сотрудничество агрошколы с Институтом общего среднего образования РАО продолжается и сейчас. В структуре агрошколы имеются дошкольное отделение, начальная школа, средняя школа. В связи со статусом экспериментального учебного заведения в штате агрошколы, помимо учителей и воспитателей, предусмотрены должности научных руководителей, методиста, специалистов и рабочих сельского хозяйства, инструкторов по труду. Агрошкола располагает комплексом городских зданий - жилые корпуса, учебный корпус, зоосад для сельскохозяйственных животных, оранжерея, плавательный бассейн, сауна, зал тренажеров, медицинское отделение с физиотерапевтическим кабинетом и водолечебницей. В 70 километрах от города рядом с селом Межадор расположено детское учебно-опытное хозяйство "Межадорское" - база труда и отдыха детей. Заслуга педагогического коллектива, которым руководил А.А. Католиков, состоит в том, что, опираясь на 197 идеи А. С. Макаренко, они создали воспитательную систему, обладающую уникальными возможностями и позволяющую решать самые различные и сложные воспитательные задачи. Основным элементом этой воспитательной системы, стержнем всего учебно-воспитательного процесса агрошколы является сельскохозяйственный труд. Сам Александр Александрович говорил так: "Мы не любовь к труду прививаем, а воспитываем потребность в труде и обязательно привычку к работе как основу будущего счастья нашего ребенка". Можно выделить три слагаемых эффективности воспитательной системы, основанной на сельскохозяйственном труде детей: содержание труда, его организация и материальная база. Александр Александрович самым важным считал организацию трудовой деятельности и не раз повторял в беседах с коллегами, что секрет успеха трудового воспитания заключается в педагогически осмысленной организации детского труда. Однако педагогически целесообразная организация труда была бы невозможна без той уникальной материальной базы, которая создана в интернате. Детское учебно-опытное фермерское хозяйство "Межадорское" существует более 30 лет и благодаря упорному труду педагогов и нескольких поколений воспитанников превратилось в современное многопрофильное хозяйство, располагающее более чем 200 га сельскохозяйственных угодий, всей необходимой техникой, хорошо оборудованными животноводческими фермами, 2 га теплиц. Наличие хорошей материальной базы позволило организовать сельскохозяйственный труд детей так, чтобы наиболее полно реализовать заложенные в нем воспитательные возможности. Во-первых, к сельскохозяйственному труду привлекаются все воспитанники, начиная с трех-четырехлетнего возраста. Для каждой возрастной группы детей подбираются виды работ, соответствующие их физическим возможностям и интересам. Во-вторых, в содержании сельскохозяйственного труда уже заложены огромные воспитательные возможности. Прежде всего, он воспитывает чувство ответственности -198 ведь объектом труда являются живые организмы, растения и животные, и любая небрежность, забывчивость может привести к их гибели. Это чувство ответственности воспитывается в детях с самого раннего возраста. Так, для детей младшей группы дошкольного отделения выделен специальный участок-"Малышок". В воспитании у каждого ребенка чувства ответственности Александр Александрович видел главную задачу педагогического коллектива. В школьной жизни нет ни одного участка, за который не отвечал бы кто-то из воспитанников. Это обеспечивается системой ученического самоуправления, которой А.А. Католиков уделял очень большое внимание и постоянно ее совершенствовал. Он считал, что система ученического самоуправления должна соответствовать той деятельности, которая наиболее целесообразна в данных условиях и способна вызвать у детей потребность участвовать в ней. Такая система должна быть очень гибкой, мобильной. Система ученического самоуправления в агрошколе-интернате лежит в основе организации труда детей и в городе, во время учебного года, но особенно важную роль она играет летом, в учебно-опытном хозяйстве. Труд в таком хозяйстве воспринимается отнюдь не как игра. Здесь все всерьез. Ежегодно составляется план проведения весенне-летних работ и уборочной кампании, планируются и основные показатели: урожайность, продуктивность животных. Закрепляются за группами участки работ, распределяются конкретные обязанности. Безусловно, в таком большом хозяйстве невозможно обойтись без взрослых сотрудников - агронома, зоотехника, которые решают проблемы, требующие специальных знаний. Но воспитанники при этом являются полноправными хозяевами в своем учебно-опытном хозяйстве. Их труд организован по принципу ученического самоуправления: работу распределяет совет бригадиров из числа воспитанников, он же подводит итоги работы за день, начисляет зарплату с учетом объема и качества выполненной работы. Бригадная организация труда воспитывает в детях чувство коллективной ответственности, взаимовыручки. Результаты почти всех видов работ оцениваются не по 199 индивидуальному вкладу, а по коллективному, хотя при начислении зарплаты и учитывается коэффициент трудового участия каждого. И в то же время бригадная организация таит в себе опасность разрушительного влияния детей, отвергающих труд, на товарищей. Александр Александрович видел, что в решении этой проблемы может помочь разработанная А.С. Макаренко педегогика параллельного действия - воздействие педагога на коллектив и личность "в одном общем приеме". Одним из механизмов параллельного действия А.А. Католиков считал соревнование. Чтобы воспитывающие функции соревнования реализовались максимально, оно должно предусматривать сочетание коллективной и личной ответственности и взаимопомощь. Еще одна важная особенность организации детского труда в интернате - моделирование не только внутриколлективных, но и межколлективных отношений. На это направлен так называемый принцип пересеченности в трудовых поручениях бригад: каждая бригада, имея самостоятельный участок работы, в каком-то звене обязательно пересекается с трудовыми делами других бригад. Созданная в агрошколе система воспитания на основе совместного сельскохозяйственного труда позволяет решать задачу не только трудового, но и экологического воспитания. Ребенка, который с трех-четырех лет ухаживает за "собственной" грядкой, кормит "своего" кролика, не надо убеждать в необходимости бережного отношения ко всему живому. Но в агрошколе организуется и специальная экологическая деятельность, базой которой также является учебно-опытное хозяйство. Практически все воспитанники вовлечены в сельскохозяйственное опытничество, причем многие опыты проводятся по заданию ученых Уральского отделения РАН. Руководит опытнической работой учитель биологии, народный учитель РФ и Республики Коми Л.И. Дымова. Именно благодаря ей в агрошколе сложилась эффективная система организации сельскохозяйственного труда детей, один из элементов которой - опытническая работа - способствует не только экологическому воспитанию, но и раскрытию творческих возможностей сельскохозяйственного труда, а тем самым решению профориентационных задач. Детям приходится очень много трудиться, и важная задача всего педагогического коллектива - сделать этот труд радостным, эмоционально насыщенным. Маленькие и большие праздники, связанные с сельскохозяйственными работами, - одна из наиболее ценных традиций интерната. Так, учащиеся младших классов, которым приходится много работать на прополке, всегда с нетерпением ждут "Праздника первой морковки". Как только морковь подрастает до такого состояния, что ее уже можно прореживать, старшеклассники приносят на поле несколько ведер воды, и происходит торжественная дегустация первой морковки нового урожая. Но самый главный праздник в агрошколе - Праздник урожая, который отмечается в октябре. К этому дню подводятся итоги сельскохозяйственного года, лучшие бригады награждаются ценными подарками, присваиваются почетные звания "Лучший тракторист", "Лучший цветовод" и т.д. Завершается праздник большим концертом художественной самодеятельности. Педагоги агрошколы разработали оригинальные приемы, позволяющие в процессе труда реализовать естественную потребность детей в игре. Для ознакомления дошкольников и младших школьников с элементами сельскохозяйственных знаний разработаны дидактические игры. В дошкольном отделении проводятся тематические игровые занятия, содержание которых непосредственно связано с работой детей в учебном хозяйстве. Например, на занятии "В лесу и на огороде" дети сравнивают известные им дикорастущие и культурные растения, запоминают их названия на русском и коми языках. В игровой форме, с использованием рисунков-комиксов проводится инструктаж по правилам безопасного труда при уходе за животными. Младшие школьники ведут наблюдения за развитием сельскохозяйственных растений с помощью красочных настенных дневников. Разработаны игровые мероприятия, позволяющие пополнить запас знаний по сельскому хозяйству, и для более старших воспитанников: игра-соревнование "Клуб знатоков- животноводов", викторина "Агротехнология в русских пословицах и поговорках" и т.д. Важнейшим элементом воспитательной системы А.А. Католикова является целенаправленное экономическое воспитание детей. Основная цель этой работы - вовлечь учащихся в реальные экономические взаимоотношения, воспитать в них бережливость, подготовить к самостоятельной жизни. Это особенно важно для интернатов, где дети живут на всем готовом и часто не имеют представления о реальной ценности вещей, которыми они пользуются и которые их окружают. В 1993 году приказом директора была введена разработанная под руководством преподавателя математики А.Н. Забоевой "Система экономического стимулирования, труда и учебы воспитанников", которая стала неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса агрошколы. При совете агрошколы был создан школьный банк в составе расчетной группы, экономического бюро и контрольной комиссии, которые укомплектованы воспитанниками. Была разработана документация банковского учета: лицевые счета и чековые книжки для каждого воспитанника начиная с пятого класса. Установлены формы оплаты труда учащихся на различных работах, а также те статьи, по которым премируются воспитанники (учение без двоек, успехи в конкурсах, спортивных мероприятиях) и статьи вычетов. Доход каждого учащегося складывается прежде всего из заработков в летний период, а также от работы на различных объектах в городе, за счет стипендий, назначаемых за хорошее учение, и премий. Вычеты производятся за порчу и утрату имущества, недобросовестное отношение к учению, нарушение дисциплины. Конечно, здесь также есть элемент игры: большую часть заработанного воспитанники получают в условных денежных единицах - деньгах агрошколы, которые они могут потратить на школьных ярмарках, приобретая сладости, дополнительную модную одежду и обувь. Но немалую часть заработанного учащиеся получают в реальных деньгах, которые они тратят во время экскурсий или сохраняют на своих счетах до окончания школы. С введением экономического стимулирования, по общему мнению педагогов, отношение воспитанников и к учебной, и к трудовой деятельности, стало более ответственным. Дети следят за движением денег на своих счетах и, что вполне естественно, стараются увеличить доходы и избежать вычетов. В 1996 году был проведен аукцион по продаже доходных объектов агрошколы, к которым относятся мини-типография, кафе "Лакомка"; их владельцами стали воспитанники, имеющие на своих счетах достаточно средств. Отношение к экономическому стимулированию со стороны педагогов неоднозначно. Кое-кого приводит в ужас выплата денег за хорошие отметки. Своим оппонентам А.А. Католиков отвечал так: "Я не склонен колебаться в оценке воспитательной значимости денег. Считаю, что у ребенка должны быть лично им заработанные деньги, которые он имеет право тратить по своему усмотрению. Мы выпускаем людей в жизнь и не должны сомневаться: умеют ли они распорядиться своими деньгами, вести им счет? Этому мы тоже учим ребят в интернате. А тем, кто боится "дьявольской власти" денег, я должен заметить, что любое педагогическое средство при неумелом с ним обращении принесет не пользу, а вред. Так же и деньги. Как и всякое средство воспитания, они требуют умного применения". Важнейший элемент воспитательной системы агрошколы - единство учебного и воспитательного процессов. Казалось бы, это аксиома педагогики. Но как часто она существует только на бумаге! Преподавателям агрошколы удалось соединить учебный и воспитательный процессы в реальной жизни. Позволило добиться такого единства начало, пожалуй, основного эксперимента, проводимого в интернате с 1988 года, - интегрированного обучения, то есть объединения в рамках одного урока материала из различных учебных дисциплин и даже различных предметных областей. Эксперимент по интегрированному обучению начали еще в 1988 году работавшая в то время завучем Л.А. Берестень-кова и учитель биологии Л.М. Дымова. Они сумели заинтересовать и других учителей. За прошедшие годы в ин- тернате разработаны и проведены десятки интегрированных уроков. Наиболее интенсивными и удачными оказались "концептуальные" уроки, в основе которых лежат общие принципы, идеи, теории, содержащиеся в разных предметах (например, уроки "Происхождение жизни на Земле", "Происхождение человека"), и исследовательские уроки, где принципом интеграции стало единство различных методов изучения (например, урок "Египетские пирамиды с точки зрении истории, химии, биологии, искусства"). Поскольку сельскохозяйственная подготовка занимает очень важное место в учебно-воспитательном процессе агрошколы, в тематические планы всех учителей постоянно входят уроки, где содержание общеобразовательных предметов интегрируется с сельскохозяйственными спецкурсами. Интегрированные уроки стали эффективным средством развития учащихся, но они и повышают нагрузку: учащимся приходится на одном уроке усваивать большой объем материала из различных областей знания. Решить эту проблему помогла организация совместной работы учителей и воспитателей. В интернате были созданы такие формы учебно-воспитательной работы как "ввод" и "вывод" из урока, когда воспитатели берут на себя часть функций учителя и во время "ввода" они психологически готовят учащихся к восприятию нового материала, формулируют проблему; при "выводе" из урока воспитатели помогают учащимся закрепить изученный материал, продемонстрировать его значимость, связь с жизнью. Еще одна особенность организации учебно-воспитательного процесса в агрошколе - обучение по схеме "урок-самоподготовка" дает учителям возможность взять на себя часть обязанностей воспитателей - помощь в выполнении домашних заданий. Основная заслуга в разработке и внедрении этой системы принадлежит преподавателю русского языка и литературы З.В. Егоровой. Теперь учебный процесс организован так: урок 45 минут, перемена 5 минут, затем 20-минутная самоподготовка под руководством того же учителя, который вел урок. Всего таких уроков, соединенных с самоподготовкой, - по четыре в день. У старшеклассников предусмотрена часовая самоподготовка по одному предмету вечером. За счет такой организации учебного процесса появились дополнительные возможности для эстетической деятельности: теперь по вечерам дети заняты рисованием, музыкой, танцами, то есть свободной художественно-творческой деятельностью по выбору. Эстетическое развитие учащихся, погружение их в культуру - важный элемент воспитательной системы. В агрошколе действуют многочисленные кружки, клубы, студии, детские художественные коллективы, где каждый воспитанник может развивать свои способности. Самые "знаменитые" среди детских творческих коллективов -духовой оркестр и ансамбль ложечников. Эффективным средством эстетического развития детей стал экспериментальный курс "Путешествие к истокам", в рамках которого учащиеся знакомятся с искусством Древней Руси. Реализуется этот курс совместными усилиями учителей и воспитателей. Совместное участие в эксперименте учителей и воспитателей позволило создать в педагогическом коллективе отношения творческого содружества, взаимопомощи. Участвуя в эксперименте по интегрированному обучению, воспитатель тесно сотрудничает практически со всеми учителями-предметниками, а это помогает взаимному обмену знаниями и опытом, повышению эрудиции каждого участника эксперимента. Еще одна особенность воспитательной системы интерната - строго индивидуализированный подход к воспитанникам, основанный на психолого-педагогическом мониторинге. Воспитатели тщательно наблюдают за развитием каждого ребенка, за соответствием основных показателей развития возрастным нормам, за формированием личности, черт характера, регулярно проводят тестирование, консультируются с психологом. В соответствии с психолого-педагогическим "паспортом" строится индивидуальная программа воспитания каждого ребенка. Распределяя обязанности и роли среди детей, воспитатели делают это с учетом необходимости коррекции личностных качеств ребенка: детей с выраженной неуверен-205 ностью в себе побуждают к активным высказываниям, создают для них ситуацию успеха; детям с малым объемом внимания предлагают упрощенные задания и т.д. Воспитание, основанное на индивидуальном подходе, -результат многолетнего труда всего коллектива воспитателей, который сейчас возглавляет Н.Е. Сидорова. А инициатором и руководителем этой работы стала Л.В. Плаксина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Коми пединститута. По настоянию А.А. Католикова в интернате было открыто дошкольное отделение. Этот шаг был вызван насущной необходимостью готовить детей к школе, обеспечить каждому ребенку уровень развития и воспитанности, необходимый для успешного обучения. Раньше, когда дети поступали в интернат в семи-восьмилетнем возрасте из разных детских домов и оказывались в одном-первом классе, уровень их готовности к школе был настолько различен, что обучать их по единой программе было практически невозможно. Не менее важный аргумент в пользу открытия дошкольного отделения - необходимость сохранить семьи, не разлучать братьев и сестер. Ведь в интернат нередко попадают сразу четыре-пять детей разного возраста из одной семьи. За годы существования дошкольного отделения повысилась успеваемость в начальной школе, а воспитатели дошкольного отделения - самой молодой структуры интерната - работают настолько интересно, продуктивно, творчески, что в 1996 году отделение было признано лучшим в РФ среди дошкольных воспитательных учреждений, а его руководителю Н.И. Мироновой было присвоено звание "Заслуженный учитель РФ". С дошкольного возраста начинается и борьба за здоровье детей. Формирование навыков здорового образа жизни, физическое воспитание А.А. Католиков считал не менее важной задачей коллектива, чем обучение. Невозможно эффективно обучать и воспитывать больного ребенка, а ослабленное здоровье - неизбежный спутник сиротства. Большинство детей попадает в интернаты не только в состоянии социальной и педагогической запущенности, но и с целым "букетом" хронических болезней. Таких детей 95%, из них 80% -с поражениями цент-206 ральной нервной системы. В интернате была организована собственная мини-поликлиника с физиотерапевтическим кабинетом, ингаляторием, лечебными ваннами. Учебно-опытное хозяйство тоже помогает оздоравливать детей. Помимо посильного физического труда на свежем воздухе, в экологически чистом районе укреплению здоровья детей, их физическому развитию и закаливанию способствуют и многочисленные спортивные мероприятия, проводимые в летний период: регулярные купания, игры и состязания, лодочные походы, а также русская баня. Зимой дети регулярно посещают сауну, плавательный бассейн, зал тренажеров. Существенный элемент воспитательной системы А.А. Католикова - формирование у детей позитивного отношения к ценностям семейной жизни. В этом он видел залог будущего семейного благополучия своих подопечных. Моделируются отношения между детьми и родителями, инсценируются семейные праздники. Воспитатели учат детей распределять семейный бюджет, ухаживать за малышами, заботиться о стариках, лечить близких; специально моделируются ситуации, в которых надо уметь находить компромисс, считаться с желанием другого человека. В рамках программ семейного воспитания педагоги решают и другую задачу - воспитание у детей чувства уважения к традициям народа коми, среди которого они живут. В программе работы клуба "Коми край" есть и семейные праздники, во время которых ребята учатся готовить блюда национальной кухни, украшать жилище и принимать гостей в соответствии с народными традициями. Александр Александрович считал, что формированию ценностного отношения к семье, дому должен способствовать образ жизни детей, который максимально приближен к семейному. Каждый класс проживает в отдельном отсеке жилого корпуса — квартире. В квартире жилые комнаты на два-три человека, общая игровая-гостиная, с электрокамином и коврами, уютными креслами, где ребята общаются, смотрят телевизор, пьют чай за общим столом. Такая обстановка позволяет детям вести себя свободно и естественно, как и должно быть в семье. Умение непринужденно общаться - важнейшее социальное умение, жизненно необходимое каждому человеку. К сожалению, многим воспитанникам свойственны застенчивость, закомплексованность, что нередко маскируется развязностью и грубостью, особенно у подростков. Развитие навыков свободного общения реализуется в интернате как через систему специально разработанных воспитательных мероприятий, тренингов, так и косвенно, путем предоставления воспитанникам возможности выйти за рамки ограниченного круга общения в интернате. Интернат всегда славился своим гостеприимством. Давняя традиция - встречи с ветеранами войны и труда, которые проходят в непринужденной обстановке, за чайным столом. Многолетние дружеские отношения связывают воспитанников агрошколы со сверстниками, живущими в интернате города Тужа Кировской области. Многие воспитанники интерната побывали и в зарубежных поездках - в Болгарии, Дании, Франции, Финляндии. Встречи с людьми другой культуры, знакомство со стилем общения, принятым в других странах, позволили ребятам критичнее посмотреть на свое поведение. Такие поездки, как и все значительные события в жизни агрошколы, освещаются в школьной газете "Радуга", которую раз в месяц выпускают воспитанники совместно с учителями и воспитателями. Участие в выпуске газеты - прекрасное средство развития коммуникативных умений; ведь ребятам приходится выполнять функции репортеров, брать интервью не только у ровесников, но и у взрослых. Александр Александрович Католиков больше всего ценил естественные, ненавязчивые формы воспитания, когда взрослые и дети просто живут одной жизнью, общими заботами, и старался создавать и поддерживать традиции, которые способствуют такому образу жизни. Одно из любимых его "мероприятий" - пельмени, которые готовят все взрослые и дети во время зимних выездов в Межадор. За столы в такие моменты одновременно садились человек сто, но работа спорилась за счет четкого распределения обязанностей. На всю жизнь запомнились многим выпускникам эти семейные пельмени. А в воскресные дни воспитанники интерната - частые гости в семьях учителей и воспитателей. Воспитательная система агрошколы-интерната - это авторская система, система А.А. Католикова. Именно директор был генератором всех новых воспитательных идей. Ушел из жизни создатель этой системы, но коллектив по-прежнему работает с полной отдачей. Возглавляет его Л.С. Долмацын, который разделяет идеи А.А. Католикова и считает себя его учеником. Значит, можно надеяться, что уникальное педагогическое явление, которое называют воспитательной системой А.А. Католикова, будет развиваться и дальше. СИСТЕМА А.А. ЗАХАРЕНКО: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ
Опыт Сахновской школы (Черкасская область) широко известен. После выхода в свет книг самого руководителя школы - Александра Антоновича Захаренко (вместе с С.О. Мазуриком), М.М. Поташника, Б.С. Чубара этот опыт стал восприниматься как яркий, эмоционально насыщенный, наполненный трудовыми усилиями детей и взрослых и вместе с тем пронизанный игрой и шуткой, опыт, далеко выходящий за границы школы. Описать его на нескольких страницах почти невозможно. Но есть книги. При чтении их следует иметь в виду: опыт А.А. Захаренко, как и других руководителей "авторских" школ, уникален, а значит, неповторим. Но идеи, из него вытекающие и характеризующие систему Захаренко, могут быть положены в основу создания собственных воспитательных систем в школах, которые работают в условиях, близких к Сахновке, то есть в "глубинке". Могут они быть использованы и в процессе совершенствования уже сложившихся систем. Какие же это идеи? Их несколько. Прежде всего - идея воспитательных центров, в рамках которых организуются жизнь и творчество школьников разных возрастов. Таких центров в школе несколько. Это само школьное здание с его кабинетами, рекреациями. Это школьный двор с дорожками, клумбами, фонтаном, зелеными уголками классов, скамейками для. отдыха. Это краеведческий музей, отражающий историю родного села, его далекое прошлое, судьбы его жителей, их участие в исторических событиях, его быт и культуру. Это школьная обсерватория с телескопом, вращающимся куполом. Это школьная теплица, где выращиваются и рассада для колхоза, и овощи для школьной столовой, и цветы. Это центр здоровья: бассейны - зимний с подогревом и летний, целебная туевая роща. Важнейшей в воспитательной системе А.А. Захаренко является идея "средового подхода". Смысл его в том, что воспитательные цели определяются исходя из особенностей и потребностей окружающей школу среды. Сахновская школа должна воспитывать грамотного, творческого, интеллигентного труженика села - таков социальный заказ. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и определяются те воспитательные центры, на создание которых направляются усилия и педагогов, и школьников, и родителей. Так, краеведческий музей - результат колоссальных усилий ребят - стал, как это и было задумано, одним из самых социально значимых центров села. Сюда приносят семейные реликвии. Здесь молодоженов встречают хлебом-солью. В Сахновке практически невозможно четко обозначить границы между школой и селом, они связаны органично. События школы становятся событиями села, и во всем, чем живет село, участвует школа, внося в его быт непосредственность детства, выдумку, красочность, оптимизм. Системообразующей деятельностью в Сахновской школе является труд - труд созидательный, творческий, социально значимый. Трудятся дети много: все, что в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учителей. Конечно же, школьники старательно учатся, занимаются спортом и эстетической деятельностью. Но корень, стержень воспитательной системы А.А. Захаренко - совместный созидательный труд, в котором воспитывают и замысел, и сам процесс, и его резуль- таты, влияющие уже не только на данное, но и на последующие поколения школьников. Любая "авторская" система носит отпечаток личности ее создателя. В Сахновской школе личность директора особенно сказывается в техническом уклоне, в увлечении ребят техникой, причем новейшей. Захаренко закончил физико-математический факультет. У него умелые руки, интерес к техническим новинкам. И вот с его помощью ребята строят фонтан с автоматическими устройствами, изготовляют серию ЭВМ, создают парк картингов, строят спортивный самолет, "запускают в космос" лягушку. Кипы прочитанной литературы, увлеченные разговоры, озарения, находки... И уже не поймешь, кто ведомый, а кто ведущий - педагог или дети. Очень важна в воспитательной системе А.А. Захаренко организация эмоциональной жизни детей. Александр Антонович считает, что школа злоупотребляет воздействием на разум и пускает на самотек формирование эмоциональной сферы. А в результате -дети либо растут рассудочными педантами, либо уходят из-под влияния школы и семьи в сферу неформального общения. Надо, чтобы жизнь детей и в школе, и вне ее была яркой, красочной, насыщенной игрой, юмором, романтикой, чтобы детей окружали цветы, произведения искусства, музыка. При этом необходимо, чтобы они в этой эмоционально насыщенной атмосфере были не только слушателями и зрителями, но и активными участниками. Важно, чтобы все пели, все танцевали, все создавали произведения искусства - пусть и не шедевры. Школа утопает в цветах. На аллеях Памяти, где высажено 216 кустов роз (столько жителей села погибло в Великую Отечественную войну), под каждым кустом табличка с именами не только солдат, но и ребят - хранителей памяти о них. В арсенале школы множество средств эмоционального воздействия на детей. Множество, но повторять их вряд ли имеет смысл. Это не "волшебная палочка" воспитания, а прием, включенный в целостную систему. Включенность любого метода, приема, детали в систему — не только характерная черта системы А.А. Захаренко, но и одна из исходных ее идей. Живую ткань системы состав 211 ляют как удачные способы, приемы и методы, так и неудачи. Педагогически обыгранные, они начинают "работать на систему". Стоит вспомнить описанный Б.С. Чубаром "бунт роботов", чтобы убедиться: неудача в их создании помогла повысить "кибернетическую культуру" ребят. "Школа должна быть неожиданной", - утверждает ее автор. Мастерством озарения, экспромта, шутки владеет здесь не только Александр Антонович, но и учителя и дети. "Ах, Юра с крыши не спускается, голубей гоняет? Передайте ему, пусть не слезает с крыши, пока всех голубей не разгонит", - это вместо ожидаемого разноса. Организуя разнообразную, насыщенную трудом и эмоциями деятельность детей, сахновские педагоги отчетливо понимают, что это лишь часть воспитательной системы - та часть, что рассчитана на всех. Но не все, что рассчитано на всю массу детей, срабатывает в отношении каждого отдельного ребенка. А значит, нужна обратная связь и коррекция. В Сахновке эти проблемы решались на разных этапах по-разному. Было время, когда об эффективности системы судили по наличию или отсутствию ЧП в коллективе. На них и реагировали. Но со временем пришли к выводу, что надо иметь постоянную информацию о воспитанности каждого и по этим данным судить о состоянии системы. Так были введены табели воспитанности на каждого школьника. Метод их заполнения -метод независимых характеристик: оценивают себя по определенным параметрам сами школьники, оценивают товарищи, педагоги, родители, а старшеклассников еще и шефы. Тут не менее, чем итоговая оценка, важен сам процесс оценивания, который тоже воспитывает. Развивать систему только за счет укрепления ее традиций и корректировки отношений нельзя. Нужны новые, и не только новые, но и "сумасшедшие" идеи. Это отлично сознавал педагог Захаренко и ставил "производство идей" на одно из первых мест в своей работе. Число школьных "новаторов" неуклонно росло, а рождение ценной идеи всегда было праздником для школы. Бывало, что идеи заимствовались и со стороны, но лишь те, которые органично вписывались в общую педагоги- ческую концепцию сахновских педагогов. И ни на один метод, средство, прием здесь не смотрели как на некую "волшебную палочку", а как только на звено развивающейся системы. Школа А.А. Захаренко - не просто сельская школа, а школа в "глубинке". Никто ничего для нее не сделает можно сделать только самим. Но можно - значит надо. Отсюда и бассейн, и сад, и роща. Отсюда и вхождение в XXI век через "письма в будущее", через планетарий, усадьбы сельчан. Отсюда перемены у столов с яблоками на школьном дворе. Отсюда и классные площадки, специально спроектированные и художественно оформленные: у каждого класса своя площадка, передаваемая по наследству подшефному классу. Множество центров активности и центров влияния. Так было. Гремела слава Сахновской школы. Известен на весь Союз стал опыт А.А. Захаренко. Недаром он стал депутатом Союзного съезда. Недаром его доклады с вниманием слушали в АПН СССР, а выступления на педагогических конференциях вызывали живейший интерес их участников. Что сейчас с Сахновской школой? В каком она состоянии? Хочется верить, что она одолела еще вершины на своем пути. Но в любом случае "система Захаренко" с его идеей центров и ситуаций живет в сознании не только тех, кто ее создавал, но и тех, кто о ней читал или слышал ее автора. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МОСКОВСКОЙ ГИМНАЗИИ НА ЮГО-ЗАПАДЕ: ПОГРУЖЕНИЕ В КУЛЬТУРУ
Сегодня московская гимназия на юго-западе - это многопрофильное учебно-воспитательное учреждение, включающее три отделения: гуманитарное - с углубленным изучением истории И литературы; физико-математическое - с углубленным изучением математики и физики; естественно-научное, на основе углубленного изучения биологии. Гимназия производит набор в основном в первые и восьмые классы, а также в другие классы на свободные места, но всегда на конкурсной основе. Поэтому здесь могут учиться дети, живущие в самых разных районах столицы. Что касается социального состава семей учащихся, то среди родителей преобладают представители интеллигенции: профессора, преподаватели, научные сотрудники московских университетов и институтов. Взаимодействие с родителями носит характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам (дать полноценное образование детям, поддержать их познавательные интересы), так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство помогает избегать столь традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением воспринимают происходящее в стенах гимназии. Вместе с тем прослеживается и другая тенденция. Потребительское отношение к жизни, вещизм, доминирование материального начала над духовным захватывает все большую часть нашего общества, <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.18 (0.019 с.) |