Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гимназия имени В.Н. Сороки-РосинскогоСодержание книги Поиск на нашем сайте
Образовательное учреждение реализует гимназические образовательные программы, характеризующиеся повышенным уровнем сложности. В гимназию принимаются все выпускники прогимназии, пожелавшие продолжить образование в данном образовательном учреждении; выпускники других начальных школ принимаются только на свободные места. Препятствием к обучению в гимназии могут служить только психолого-медицинские противопоказания, имеющие диагностическое подтверждение ППМС-центра и соответствующих районных служб. В этой ситуации принимаются все необходимые меры для направления ребенка в специализированное образовательное учреждение. Гимназическое образование делится на три этапа; V—VI классы - этап адаптации в условиях гимназического образования; VII—VIII классы - на этом этапе завершается основное общее образование гимназического типа, реализуются программы ориентации на специализацию, проводимую на следующих этапах; IX—XI классы - на этом этапе обеспечивается полное среднее образование повышенного (гимназического) 231 уровня. Реализуются четыре типа образовательных программ соответствующих ориентации: • физико-математической (по договору с Электротехническим Университетом - ЭТУ); • экономико-математической (по договору с Российским Государственным Педагогическим Университетом имени А.И. Герцена); • социо-гуманитарной (по договору с РГПУ им. А. И. Герцена). Все гимназические программы обеспечиваются соответствующими учебными программами, частично являющимися авторскими. После окончания IX класса учащиеся сдают экзамены за курс основного общего образования. Прием в Х класс осуществляется на конкурсной основе, преимущество имеют выпускники IX класса, показавшие высокий уровень учебно-творческих достижений во время учения в IX классе (по данным рейтинговой системы анализа). Конкурс проходит посредством тестирования по базовым предметам. Зачисление проводится в каждый класс (по типу специализации) отдельно. После окончания XI класса учащиеся сдают выпускные государственные экзамены независимой государственной комиссии. Экзамены сдаются по гимназическому типу: не менее двух предметов на повышенном уровне. Условия договора с-ЭТУ предоставляют учащимся возможность поступать на ряд факультетов университета без сдачи вступительных экзаменов по результатам тестовых работ, выполненных в течение года. Сопровождение учащихся в образовательном процессе осуществляется ППМС-центром. 3.4. Центр дополнительного образования Центр дополнительного образования в структуре объединения выполняет задачи, связанные с созданием условий для полноценного развития каждого субъекта школьного процесса. Мы полагаем необходимым дополнить современный гимназический стандарт образования расширенным креативным компонентом и считаем возможным реализовать гимназический вариант образования в сочетании с созданием широкого поля для творческой самореализации каждого учащегося. Таким образом, каждый выпускник школы, помимо основного образовательного диплома, получит определенную совокупность сертификатов, характеризующих его дополнительное образование. Получение дополнительного образования для учащихся школы бесплатно. Включение Центра дополнительного образования в структуру школы обусловлено несколькими причинами: • отсутствием полноценной возможности для каждого учащегося гимназии реализовать себя в системе дополнительного образования; • наличием в школе высокого педагогического потенциала для реализации программ дополнительного образования; • необходимостью в обеспечении преемственности программ дополнительного образования на всех этапах жизни ребенка и согласованности программ дополнительного и общего образования; • концепцией развития школы, предусматривающей сближение дополнительного и общего образования. Центр дополнительного образования включает: • детские театры; • музыкальные коллективы (хоры, вокально-инструментальные группы); • коллективы прикладного творчества; • клубные объединения; • спортивные коллективы; • научные лаборатории и т.д. Мы полагаем, что в структуру центра войдут также несколько клубных коллективов и обществ. Право выбора образовательных программ принадлежит учащимся и их родителям. Школа оставляет за собой право ориентации классных коллективов на тот или иной тип дополнительного образования (класс - творческий коллектив). Сопровождение учащихся в системе дополнительного образования осуществляет ППМС-центр. Колледж В настоящее время существует только проект этого учебного заведения Предполагается, что колледж будет профессионально-образовательным учреждением, готовящим педагогов-организаторов детских игр, помощников социальных педагогов, преподавателей иностранного языка для начальной школы и детского сада. Возможно создание на базе колледжа других отделений социальной направленности. Колледж предназначен для мобильного воспроизводства педагогических кадров и социальной защиты выпускников школы, тяготеющих к "интеллигентным" профессиям. Проект предполагается реализовать при поддержке Высшего педагогического училища имени Некрасова. Техническая школа Школа намерена осуществить мероприятия по проектированию и созданию совместно с районной администрацией нового типа образовательного учреждения, реализующего программу технически-прикладного плана. Мы полагаем, что увеличение в городе числа учреждений, тяготеющих к реализации образовательных программ повышенного уровня, приводит к социальной дисгармонии: формирует у части учащихся чувство собственной неполноценности, не дает возможности обеспечить базу для "ремесленного мастерства", вне которого существование современного сверхкрупного города немыслимо. Техническая школа, на наш взгляд, должна производить набор учеников VIII класса, работать при поддержке предприятий района, реализовывать общеобразовательный стандарт и раннюю предпрофессиональную подготовку по ряду престижных специальностей. Психолого-педагогический Медико-социальный центр (ППМС-центр) ППМС-центр создается в плане реализации совместного Российско-Фламандского проекта. ППМС-центр обеспечивает мультидисциплинарное сопровождение всех учащихся объединений, является независимым учреждением по отношению к каждому конкретному учреждению. Основные направления деятельности центра: выбор образовательного маршрута; преодоление, затруднений в учении; решение проблем личностного развития. Основные функции деятельности: диагностика, консультации, информация, сопровождение. Особую роль ППМС-центр призван играть при переходе с этапа на этап обучения; при переходе в систему специализированного образования; при необходимости системных преобразований в образовательном учреждении. Планируется, что ППМС-центр на уровне договорных отношений будет обеспечивать также и другие учреждения района. ППМС-центр работает в тесном сотрудничестве с Научно-исследовательским центром педагогического сопровождения. 3.8. Научно-исследовательский центр педагогического сопровождения создается для обеспечения сопровождения в образовательном процессе: • педагогов; • образовательных программ; • школы в целом. Центр работает под эгидой кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, призван реализовывать задачи проектирования и апробации адекватных современным задачам методов педагогической работы. У школы сегодня множество нерешенных проблем, она входит в пору серьезной перестройки, справиться с которой школе на Пудожской помогает Педагогика Успеха. ШКОЛА-КЛУБ В КИРОВО-ЧЕПЕЦКЕ
Средняя общеобразовательная школа № 11 Кирово-Чепецка Кировской области была открыта в 1990 году. Она является экспериментальной площадкой Института педагогики и психологии Яро- славского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Сегодня в ней создана и успешно функционирует воспитательная система школы-клуба. Школа расположена на окраине города в микрорайоне новостроек Баево. Крупных промышленных предприятий поблизости нет. Родители учащихся в большинстве своем работают на химкомбинате и других промышленных предприятиях города, территориально удаленных от микрорайона Баево. Из учреждений культуры близ школы находится филиал юношеской библиотеки. По проекту школа рассчитана на 860 учащихся, 22 класса-комплекта. Однако с момента открытия она оказалась перегруженной, и рост числа учащихся продолжается (с 27 классов в 1990/91 учебном году до 50 классов в 1997/98 учебном году). Сегодня школа работает в полные две смены, и в ней обучается 1430 учащихся. Школа имеет неплохую материальную базу: оборудованы мастерские, компьютерный класс, предметные кабинеты; имеются два спортивных зала, бассейн. В средней школе № 11 работают 110 педагогов, пришедших в нее из разных школ. Директор и три заместителя работали в средней школе № 3. Вместе с ними в школу-новостройку перешли еще несколько учителей-единомышленников. Семь педагогов - выпускники школы № 3, их учителями в свое время были те, кто сегодня стали их коллегами. В школе трудятся 25 клубных работников, половина которых имеет специальное образование. Средний возраст учителей - 28 лет. Администрация состоит из девяти человек, в числе которых заместители директора по опытно-экспериментальной, методической, воспитательной, клубной работе. Как уже было сказано, в настоящее время в средней школе № 11 создана воспитательная система школы-клуба. По замыслу ее создателей именно такая гуманистическая воспитательная система может предоставить наиболее благоприятные условия для развития ребенка, учителя, когда, с одной стороны, создается своеобразная "экологическая ниша", защитная среда для всех участников педагогического процесса, с другой - даются прочные основы и возможности для самовыражения и самоопределения личности. 236 Создание воспитательной системы начиналось с формулировки цели, которая не задавалась сверху, а определялась исходя из потребностей всех субъектов деятельности с учетом условий среды, окружающей школу-новостройку. Сообразно цели подбирались педагогические кадры, создавалась материально-техническая база, определялись возможности дополнительного финансирования, выбирались основные педагогические технологии. Когда школа только начала строиться, педагоги уже изучали состав учащихся, их потребности и интересы, запросы родителей. Изучался микрорайон строящейся школы, определялись его особенности и педагогические возможности. В результате "путешествия в среду" конкретизировалось содержание будущей деятельности педагогов и детей. Так пришли к идее школы-клуба. В начале второго года работы школы в процессе продуктивных игр, проведенных с педагогами, старшеклассниками и активом родителей, был определен "обобщенный образ" выпускника школы. При этом субъекты педагогического процесса исходили из общечеловеческих ценностей, общегосударственных ориентиров, национальных и региональных особенностей. По их мнению, выпускник средней школы № 11 должен органично сочетать в себе качества гражданина, труженика и будущего семьянина. У него должно быть сформировано мировоззрение, основанное на общечеловеческих ценностях. Это человек-гуманист, социально активная личность, достаточно независимая в своих суждениях и взглядах, умеющая ориентироваться в социальной обстановке, обладающая социальной ответственностью за свои действия и поступки. Выпускник - патриот своей страны и города, где родился и вырос, он уважает чувства и традиции других людей, дорожит мнениями и взглядами живущих и работающих рядом с ним. Это человек образованный, обладающий разнообразными знаниями и потребностью в их расширении. Он владеет универсальными способами деятельности (умеет формулировать цели, планировать свою работу, организовывать ее, осуществлять самоконтроль и самоанализ). Выпускник школы - творческая личность, активная в своих намерениях, умеющая коллективно работать и созидать 237 новое. Это человек, умеющий трудиться и испытывающий в этом потребность. Он коммуникабелен, деловит, предприимчив, честен в контактах с другими людьми, реально смотрит на самостоятельную жизнь в условиях рынка. Выпускник психологически подготовлен к будущей семейной жизни, знаком с обязанностями отца и матери, умеет вести домашнее хозяйство. Это человек физически развитый, ведущий здоровый образ жизни, испытывающий потребность в нем. Модель личности выпускника школы стала не только стратегическим ориентиром для педагогов, детей и их родителей, но и теми критериями, по которым они могли бы сверять свою работу. Спроектированные ранее и апробированные на практике идеи создания воспитательной системы оформились в целостную концепцию. Была разработана программа деятельности педагогов, учащихся и родителей на ближайшие три года. Определился тип воспитательной системы - школа-клуб. В ней органично взаимодействуют основной и обязательный для школьников виц деятельности - познавательная ("школа-академия") и деятельность детей по интересам - клубная, в которой предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов учащихся, их общения и самоопределения (собственно "школа-клуб"). Единство "школы-академии" и "школы-клуба" - важнейший путь гуманизации учебно-воспитательного процесса. Системообразующими видами деятельности при этом становятся познавательная и клубная. Познавательная деятельность всегда являлась приоритетной и в педагогическом процессе всегда автономной. Клубная деятельность стимулировала учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора, что, естественно, активизировало познавательную деятельность. Клубная работа способствовала также возникновению своеобразных "зон неупорядоченности" (А.М. Сидоркин), где можно проявить нестандартность, активность. С другой стороны, клубная деятельность выполняла компенсаторную функцию, ибо, во-первых, в процессе занятий по интересам ребенку легче самореализоваться среди сверстников; во-вторых, в связи с интенсивными процессами дифферен-238 циации обучения в школе (создание специальных классов с углубленным изучением отдельных предметов, классов выравнивания, коррекции и др.), когда наблюдается "расслоение" учащихся по интеллектуальным возможностям, клубная работа, основанная на интересах детей и доступная для всех, в определенной степени компенсирует это расслоение. Идея гуманизации стала ведущей концептуальной идеей, которой педагогический коллектив, родители руководствовались в создании воспитательной системы школы-клуба. Важной стала также идея интеграции, предполагающая, во-первых, целевое, деятельностное, эмоциональное единство субъектов жизнедеятельности школы, сплочение их в коллектив единомышленников, во-вторых - гармонизацию учебной и внеучебной деятельности в целостном воспитательном процессе. Решение проблемы эффективной организации познавательной деятельности в школе начинается с психодиагностического обследования детей дошкольного возраста с целью выявления их интересов, способностей и склонностей, а также определения программы их последующего обучения в начальной школе. С этой целью в школе функционирует летний лагерь будущих первоклассников, когда в течение двух-трех недель они знакомятся с правилами школы, со своими учителями, со старшеклассниками, работающими с ними в лагере. Уже в первом классе организуется разнообразная учебная и внеучебная деятельность с целью предоставления каждому ребенку возможности попробовать себя в разных сферах, проявить свой талант, а учителю и психологу - попытаться определить уровень развития тех или иных способностей и интересов учащихся. Со второго класса начинается обучение по специальной программе: углубленное изучение иностранного языка, занятия спортом. По мере необходимости создаются классы для учащихся, слабо усваивающих программу обучения. К окончанию начальной школы проводится диагностическое обследование с целью выявления детей, особо интересующихся тем или иным предметом. На основе проведенного исследования могут быть созданы профильные классы. Обучение в этих классах по данному 239 предмету строится по обычным программам, но на разных уровнях сложности. С восьмого класса из состава детей, освоивших предмет на высшем уровне сложности, создаются специализированные классы, где обучение проводится по особым учебным программам. Начиная с восьмого класса организуются разнообразные факультативные занятия. В десятом-одиннадцатом классах обучение строится по двенадцатому варианту учебного плана (в обычных классах); в специализированных - по особому плану. Старшеклассникам, обучающимся успешно, разрешается свободное посещение отдельных занятий или обучение (по некоторым предметам) по индивидуальному плану, а также сдача экзаменов экстерном. В школе создана широкая сеть предметных кружков, главная цель которых - формирование у учащихся интереса к познанию мира. Для учащихся десятых-одиннадцатых классов создано научное общество школьников (математическое, педагогическое отделения), где старшеклассники овладевают исследовательскими методами, готовят доклады, научные сообщения. Одной из эффективных форм развития познавательных интересов стали дискуссионные клубы старшеклассников. Так, один из них объединяет любителей истории. На заседаниях этого клуба учащиеся обсуждают актуальные исторические проблемы, участвуют в ролевых играх, анализируют современные политические ситуации и т.д. Клубная работа в школе, проводимая на добровольных началах, на основе интересов детей, привлекательна для них как никакая другая. Школа имеет самые разнообразные (по содержанию и формам организации) клубные объединения, а также формы фронтальной клубной деятельности. Сегодня в школе функционируют 49 объединений по интересам, в которых занимается до 75 процентов учащихся. Объединениями руководят специалисты "клубники", педагоги, родители, старшеклассники. Работают кружки и клубы разновозрастные и одновозрастные, объединения педагогов, педагогов и детей, семейные. Деятельность их систематизирована в масштабе школы через клубные центры, в которые объединены кружки я клубы, близкие по профилю. Сегодня в школе пять клубных центров: познавательный (научное общество школьников, кружки информатики, экологический, клуб юных математиков, факультативы); центр декоративно-прикладного искусства "Параскева" (кружки керамики, дымковской игрушки, лоскутной пластики, флористики, кройки и шитья, мак-раме, вязания и др.); художественно-эстетический центр (студия "Натали", в которой девочки-подростки занимаются аэробикой, художественным творчеством, изучают этику, эстетику быта, парикмахерское дело, машинопись; "ШТО" - школьное творческое объединение, в которое входят театральная студия старшеклассников "Теремок", театр миниатюр, драматургический и фольклорный кружки); спортивно-оздоровительный центр (секции баскетбола, лыжная, каратэ, гидроаэробики и американской аэробики, атлетической гимнастики, шахмат и др.); художественно-оформительский центр (школьная информационная компания "ШИК", кружок оформителей, "художников-передвижников"). Учащиеся начальной школы работают в эстетической студии. Все они обучаются музыке и пению, хореографии, театральному искусству. По окончании начальной школы по желанию учащиеся могут продолжить заниматься любимым делом в любительских объединениях. Работой каждого центра руководит совет. В его функции входят планирование, изучение опыта отдельных кружков и клубов, оказание им помощи в работе. В школе в целом клубной работой руководит совет клубов, включающий руководителей центров и наиболее авторитетных объединений. Совет клубов - центр координации всей клубной работы в школе. Он анализирует деятельность объединений, помогает им установить связи, организует совместные заседания клубов и кружков, выпускает газету, готовит радиопередачи. Клубные центры включаются в общешкольную жизнь, организуя дела для всех учащихся, способствуя взаимодействию старших и младших, педагогов и учащихся. Так, на базе студии "Натали" образовался клуб 241 старшеклассников "Калейдоскоп". Участница танцевального коллектива организовала девочек из седьмых классов в свою танцевальную группу, а две девочки из этой группы создали еще одну танцевальную группу -"Ассорти". Каждый клубный центр курирует штатный педагог. В школе введена должность заместителя директора по клубной работе. Для организации методической службы создано методическое объединение руководителей кружков и клубов. Объединения по интересам стали в школе органичными элементами ее воспитательной системы. Учащиеся, занимающиеся в кружках мягкой игрушки, флористики, кройки и шитья, керамики, всегда активные участники школьных выставок; ребята выставляют свои работы и на ярмарках, аукционах. На заработанные деньги покупается необходимый материал, а часть идет самим мастерам. В школе культ театрального искусства. Театральные объединения "Теремок" (девятые-одиннадцатые классы), театр миниатюр (седьмые-девятые классы), театральный кружок (девятый класс) пользуются большим авторитетом: на их спектаклях всегда аншлаг. В день премьеры в школе праздничная атмосфера. Костюмы и декорации сначала артисты готовили сами, а теперь эти функции взяли на себя центр художников-оформителей и кружок кройки и шитья. Другое очень авторитетное объединение - это клуб туристов "Ювента". Традиционно в городских и областных соревнованиях туристы школы занимают призовые места. В клубе занимаются учащиеся со второго до одиннадцатого класса. Старшеклассники учат малышей всем премудростям туризма, те отвечают им искренней привязанностью. В клубе занимаются немало подростков, склонных к девиантному поведению, но не было случая, чтобы кто-нибудь из них совершил правонарушение. В клубе строгая дисциплина; самое жесткое наказание -снятие с похода. В подвале школы туристы создали музей туристских трофеев. Сами отремонтировали помещение; получилась база с подсобными помещениями и гостиной, которая является предметом гордости ребят и их руководителя. У туристов хорошие отношения с ребятами из 242 фотокружка, которые тоже начали заниматься туризмом, а туристы - фотографией. Все стены подвала увешаны фотографиями. Важное место в воспитательной системе школы занимают общешкольные ключевые дела. При их организации учитывается многообразие интересов и потребностей учащихся. Ключевые дела дают возможность для одновременного и добровольного участия в общей деятельности всех членов школьного коллектива. В течение учебного года обычно проводятся четыре-пять таких дел. Традиционными стали праздники знаний и творчества, "За честь школы", творческий конкурс "Утренняя звезда", общешкольное дело "Я - вятчанин". В рамках дела "Я - вятчанин" организуется поисковая работа, которую возглавляют старшеклассники. Ребята собирают пословицы, поговорки, загадки, сказки Вятского края, крылатые выражения и забавные истории про вятских мужиков. Организуются выставки народного творчества, демонстрации бабушкиных нарядов, ярмарки, праздник народной песни "Вятские посиделки", работают мастерские по изготовлению тряпичных кукол, игрушек из природного материала. Заключительным аккордом является праздник "Зимушка-зима" (масленица), который проводится для жителей микрорайона школы. Самый любимый праздник учеников, учителей и родителей - "За честь школы". Он проходит как день благодарения. Подводятся итоги года: как учились, в каких делах участвовали, чего достигли. В этот день присваивают звания "Человек года" лучшим из учеников и учителей, а также "Самый активный и дружный класс", "Клубное объединение года". Претенденты выявляются путем анкетирования, экспресс-опроса, которые проводят ученики педагогических классов. Таким образом, клубные центры и общешкольные ключевые дела стали своеобразными воспитательными комплексами в воспитательной системе школы. Таким комплексом, безусловно, становится и урок. Это происходит тогда, когда усиливается его воспитательная значимость, что реализуется: через включение в содержание уроков материала нравственного характера, показывающего роль человеческого фактора в освоении и 243 развитии мира; через обращение к личному опыту учащихся; через осуществление межпредметных связей для формирования целостной картины мира; через использование активных методов и форм учебной работы - методики коллективной познавательной деятельности, лекций, семинаров, дискуссий, деловых игр; через включение в урок элементов внеучебной воспитательной работы -дидактических игр, викторин, конкурсов, приглашение интересных людей; через использование нетрадиционных форм уроков - межпредметных, межвозрастных, аукционов знаний, уроков, которые проводят совместно учитель-предметник и руководитель клубного объединения. Если урок становится органичным элементом воспитательной системы, у детей и педагогов представление о школе складывается не как о двух сферах деятельности (учебной и внеучебной), изолированных друг от друга, а как о гармоничном единстве учения, досуга, труда, общения. Создается соответствующий образ школы. В средней школе № 11 очень мало постоянно действующих органов самоуправления (советы клубных центров, например). Чаще всего создаются временные органы для разрешения каких-то возникающих проблем. В систему управления и самоуправления органично включены десятый и одиннадцатый педагогические классы. Они функционируют в школе с первого года ее работы и сегодня стали своеобразным субъектом воспитания. Организованный в них педагогический процесс позволяет не только ориентировать школьников на педагогическую профессию, формировать педагогически значимые качества личности, но и предоставить условия для первичной профессиональной адаптации, когда старшеклассники могут проверить свои возможности, сформировать умения и навыки, работая с учащимися разных возрастов. Педагогические классы активно участвуют в организации всей жизни школьного коллектива. Их представители руководят кружками, клубами, секциями; оказывают помощь классным руководителям младших и средних классов в организации внеучебной работы; помогают группам продленного дня; шефствуют над отдельными учащимися; готовят и проводят общешкольные дела; уча-244 ствуют в заседаниях педагогического совета, методических объединений. Учащиеся педагогических классов, по сути дела, становятся органической частью учительского коллектива. Педагогически целесообразно организованная деятельность по созданию воспитательной системы школы-клуба способствует развитию гуманистических отношений между всеми участниками педагогического процесса. ШКОЛА ЮМ. ЦЕЙТЛИНА: КОЛЛЕКТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Одна из модификаций воспитательных систем 60-х годов сложилась в московской школе № 73, где главный вектор системы был направлен на развитие интеллектуальных способностей детей, привитие им вкуса к знаниям и процессу познания как таковому. Познавательной деятельности учащихся отводилась ведущая роль в системообразовании. Средняя школа № 73 с углубленным изучением французского языка возникла на базе обычной образовательной школы и на протяжении ряда лет сочетала в себе черты массовой и специализированной школы. Школа разместилась в типовом для тех лет пятиэтажном здании, вмещавшем 700 учеников. Четверть века руководил ею Юлий Михайлович Цейтлин. Человек энергичный и творческий, он в школу привлекал людей неординарных, владеющих мастерством обучения и способных увлечь детей интересными делами. Начало созданию воспитательной системы было положено прокладкой к школе траншеи для теплосети (отрезок которой строители не сделали). Затем последовали проектирование пришкольного участка и посадка каштановой аллеи. Школа регулярно помогала шефствующим предприятиям - домостроительному комбинату и автобазе - убирать помещения, мыть окна в цехах. Особенно памятен лагерь старшеклассников в подмосковных Снегирях, действовавший на правах полного самоуправ- ления. Самые трудные, "отпетые" молодые люди (как правило, переростки) самостоятельно управляли жизнью в лагере, включая и распределение бюджетных средств. Опыт не остался незамеченным и был одобрен органами народного образования. Неотъемлемый отрезок школьной жизни - летний спортивно-трудовой лагерь под Севастополем, куда ежегодно выезжали 50—60 учащихся старших классов, делегированных ученическим коллективом. Приобщались школьники и к сельскохозяйственному труду. В качестве членов ученической бригады колхоза в станице Новопавловская Ставропольского края они участвовали в уборке урожая. Постепенно складывались и школьные традиции -регуляторы жизнедеятельности: туристский слет (в сентябре), праздник песни (октябрь). День учителя, ежегодные фестивали искусств (в марте), вахта труда (апрель). Каждая из традиций придавала событийный характер жизни школы. О предстоящих событиях знали все к ним заранее готовились, а их чередование задавало определенный ритм и системность учебно-воспитательной работе. Школа стала популярной в районе, а ее учителя пользовались у учащихся любовью и уважением. Эти и другие воспитательные акции стали важной предпосылкой и благодатной основой для становления воспитательной системы школы. Однако для придания ей целостности и поступательного развития понадобилось определиться в магистральном направлении и выбрать ту важную составляющую, на которую ориентировалась бы вся работа. Надо заметить, что поиск такого направления - процесс болезненный и достаточно трудный, ибо он демонстрирует собой меру осознания не только реального положения дел в школе, ее специфики и среды, в которой она живет и действует, но и тех потенциальных возможностей, реализация которых приведет к поставленной цели. Вместе с тем именно такие трудности играют немаловажную роль как в консолидации учителей, в становлении их единой педагогической командой, так и в привлечении учащихся в качестве активных субъектов, созидающих систему. 246 60-е годы характеризуются весьма противоречивой ситуацией. Общая стратегия школьного образования была ориентирована на подготовку, в первую очередь, рабочих кадров, острую нехватку которых переживало народное хозяйство. На все школы, в том числе и специализированные по профилю учебных дисциплин, "спускались" обязательные нормы, в соответствии с которыми значительная часть учащихся по окончании восьми классов должна была направляться для завершения образования в ПТУ. Одновременно вводились новые учебные планы и программы, в большей мере соответствующие уровню развития научных знаний и сокращающие разрыв между школой и вузом. Однако интеллектуальная планка этих программ для многих оказалась слишком высока. Тенденция падения престижа образования стала принимать угрожающие размеры: отличники все чаще стали попадать в изгои, вузы испытывали недобор абитуриентов. Пытаясь изменить положение дел, педагогическая наука разрабатывала новые приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся, то предлагая проблемное и дифференцированное обучение, то ратуя за алгоритмизацию. Настраивая свою воспитательную систему на познавательные ценности, педагоги школы № 73 действовали как бы вопреки линии, проводимой государством в области образовательной политики. Как уже отмечалось, педагогический персонал школы отличался не только высоким профессионализмом, мобильностью, но и творческим энтузиазмом: учителя с желанием и подъемом откликались на новые начинания, что и придавало оптимистический характер жизни в школе. В первую очередь это относилось к группе учителей, сплотившихся вокруг директора. Именно они взяли на себя основной груз работы по активизации познавательной деятельности учащихся. Поначалу их взор обратился к состоянию внеурочной работы, оторванности ее от обучения. Педагоги старались найти ответы на ряд вопросов: каково должно быть содержание внеурочной познавательной деятельности, чтобы она составляла логическое продолжение учебного процесса? Стимулирует ли общение учащихся в процессе познания их интеллектуальную активность? Как 247 отражается это общение на характере отношений, складывающихся между учащимися? Использование таких форм работы, как общественные смотры знаний, учебные встречи между параллельными классами, на которых подростки демонстрировали знания по той или иной теме, и некоторых других форм, культивирующих общение учащихся, взаимообучение, не столько давало ответ на поставленные вопросы, сколько ставило новые. Почему формы, успешно применяемые в подростковых классах, не находят отклика у старшеклассников? Почему использование одних и тех же организационных приемов внутри возрастной группы дает различный эффект? И т.д. Все это требовало глубокого педагогического осмысления. Предметом анализа учителей, которые включились в поиск организационных форм, повышающих интерес школьников к учению, стали трудности методического характера. У многих также возникли сомнения, связанные с тем, что эта работа требовала от педагогов дополнительных затрат времени, не снимая с них повседневных обязанностей. Одновременно поиск путей создания системы воспитания, основу которой составляла бы познавательная деятельность, наводил педагогов на мысль о том, что использование новых организационных форм вполне возможно не только во внеурочное время, но и на уроке. Идея состояла в том, что позитивных изменений в отношении к учению можно достичь за счет как совершенствования содержания образования, так и большего разнообразия форм его организации. Включение в учебный процесс различных форм сотрудничества учащихся позволяло лучше приспособить его к природным особенностям детей, для которых общение и обмен информацией являются естественной потребностью. Положение дел существенно изменилось, когда развитие познавательной активности учащихся и ответственного отношения к учению стало одним из приоритетных направлений работы школ района. РОНО на своей базе создал общественную лабораторию, руководство которой осуществляли научные сотрудники Академии педагогических наук. Для проведения опытной работы были определены три базовые школы, в числе кото-248 рых была и 73-я. Благодаря такому сотрудничеству учителя изучили теорию вопроса и познакомились с тем небольшим опытом по данной проблеме, который уже был накоплен в школах страны. По мере внедрения различных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе школьная жизнь насыщалась, "пропитывалась" ведущей идеей системы, действуя на психологию детей и учителей. На педагогических чтениях, педсоветах все чаще предметом коллективного анализа становились сообщения учителей о воспитательно-образовательной эффективности тех или иных организационных форм познавательной деятельности учащихся. Особенно часто дискутировался <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.112 (0.019 с.) |