Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение и трудности в развитии молодежного движения в России.

Поиск

Функции молодежных объединений в современном российском обществе.

1.создание условий для успешной социализации молодежи, образования, развития и саморазвития личности.

2.привлечение в сферу молодежной политики дополнительных ресурсов, использование потенциала молодежи.

3.разработка и развитие инновационных форм, методов, технологий работы с молодежью. В общественных структурах обрабатываются новые модели решения актуальных проблем, которые затем в качестве передового опыта распространяются и осваиваются государственными учреждениями.

4.осуществление подготовки кадров для молодежной политики. Опыт показывает, что подавляющее большинство руководителей и сотрудников органов власти по делам молодежи начинали свою деятельность как лидеры молодежных и детских общественных объединений.

Е.Г.Лукина выделяет следующие функции:

1.группы функций, направленные на консолидацию общества в целом, - коммуникативная и регулятивная;

2.социализация и социальное становление личности в организации. Сюда относятся функции: установления социальных связей, когнитивно-прогностическая, организаторская, компенсаторная, воспитательная;

3.удовлетворение интересов и реализация потребностей – досуговая функция.

Критерии эффективности молодежных общественных объединений по уровням и видам.

1.социальная эффективность(макроуровень)

--ЦЕННОСТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ(правильность)

-соответствие результатов деятеьности объединения ценностям, нормам и правилам общества, ценностям молодежи

--ПОТРЕБНОСТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ(выгодность)

-соответствие целей и направлений деятельности объединения актуальным потребностям общества, потребностям и интересам молодежи

--ЦЕЛЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ(надежность)

-социальная значимость изменений, осуществляемых объединением (в часности в молодежной сфере), его вклад в формирование общественного мнения, общественных настроений

--ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ(экономичность)

-соотношение социальных изменений, осуществляемых объединением, и используемых для этого средств, ресурсов, механизмов деятельности

2.организационная эффективность(мезоуровень)

--ЦЕННОСТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

-соответствие результатов деятельности объединения ценностям, нормам и правилам «третьего сектора», внутриорганизационным ценностям, нормам и правилам

--ПОТРЕБНОСТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

-соответствие целей и направлений деятельности объединения актуальным потребностям «третьего сектора», потребностям организационного развития

--ЦЕЛЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ(надежность)

-деятельность, направленная на обеспечение функционирования и развития объединения(управление, связи с внешней средой), вклад объединения в развитие общественной сферы

--ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

-обеспеченность объединения ресурсами, необходимыми для функционирования и развития

3.личностная эффективность(микроуровень)

--ЦЕННОСТНАЯ

-соответствие результатов деятельности объединения жизненным ценностям его участников

--ПОТРЕБНОСТНАЯ

-соответствие целей и направлений деятельности объединения актуальным потребностям и интересам его участников

--ЦЕЛЕВАЯ

-удовлетворенность участников деятельностью объединения, вклад объединения в процесс развития личности

--ПРАКТИЧЕСКАЯ

-соотношение материальных и нематериальных затрат объединения на своих участников и личного вклада каждого участников деятельность объединения.

Понятия «программа», «проект». Классификация программ и проектов.

«Программа» - совокупность инструкций и алгоритмов описание порядок определение действий.

«Проект» - совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный характер.(имеет строгие рамки)

Классификация программ и пректов:

1.по объекту

-организация и ее развитие

-члены организации

-целевые аудитории пользующиеся услугами организации

2.по субъекту

-программы и проекты всей организации

-программы и проекты структурного подразделения

-программы и проекты конкретного специалиста

3.по направленности

-патриотическое

-экологическое

-спортивное

-творческое

-досуговое и др.

4.по содержанию

-образовательные

-воспитательные

-развивающиеся

-социальные

-социокультурные

-исследовательские и др.

5.по срокам реализации

-долгосрочные(от 5 лет и выше)

-среднесрочные(2,3,4 года)

-краткосрочные(неделя, месяц, год)

 

Сравнительный анализ и оценка программ и проектов.

Критерии сравнения (это от 1 до 9 которые) проект \ программа

1)источник актуальности – реальная проблема \ необходимое формирование определения качеств

2)целевая направленность – решение актуальной проблемы \ направлена на формирование ЗУН, воспитание качеств

3)целевая группа – носитель проблемы \ те, кому адресована программа(что для них важно, значимо)

4)временные рамки – четкие, ограниченные \ могут отсутствовать, если есть, то более длительнве

5)определение задач – шаги по решению проблемы \ образовательные, развивающие, воспитательные

6)особенности планирования – по этапам, задачам \ по задачам

7)методология – как взаимодействие(многосубъектная, партийная, междисциплинарная) \ программа деятельности, организации и т.д

8)результаты реализации – конкретны, исчисляемы, диагностичны, реалистичны \ не всегда конкретны и диагностичны, выражаются в уровнях развития

9)оценка эффективности – осуществляется с помощью совокупности количественных и качественных показателей \ осуществляется через сравнение задач с результатами

 

Критерии оценки программ и проектов:

1.актуальность

2.логика и структура документа

3.ниличие механизма осуществления программы или проекта

4.эффективность программы, проекта(степень оптимального охвата участников, грамотное сочетание инструментария, продуманность диагностики результатов)

5.транслируемость(возможность использования материалов проекта, программы)

6.степень включенности подростков и молодежи в программу или проект(на уровне организатора, участника, наблюдателя)

7.ресурсное обеспечение программы, проекта

 

Социально-педагогическая поддержка инициатив молодежи: новые подходы. Возможности системы муниципального самоуправления в обеспечении поддержки инициатив молодежи.

В настоящее время по мнению С.Гиля фактически единственным инструментом реального взаимодействия молодежи и общества является «инициатива» молодых людей, которые по средствам ее реализации могут достигать собственные цели, удовлетворяющие индивидуальные потребности. Носителями инициатив молодых людей являются в первую очередь общественные молодежные организации.

«Инициатива» - сущностная характеристика молодежи, форма отражения ее важнейших потребностей, способ взаимодействия с социальными институтами общества и формирования норм социальных отношений.

Существует 2 подхода:

1.общегосударственный

Базируется на нормативных документах федерального уровня, реализующих процедуры предоставления дотаций, субсидий, грантов детским и молодежным организациям.

2.локальный

Поддержка инициатив детей и молодежи по средствам их включения в деятельность общественных организаций.

Данный подход реализуется в рамках концепции «Социализация детей в общественной организации»(под руководством ВОЛОХОВА)

 

В концепции под «социализацией» понимается прежде всего формирование готовности детей и молодежи к реализации совместимости соц. ролей. При этом происходит социальное самоопределение, т.е. выбор детьми своей роли и позиции в системе соц. положения. В процессе социализации решаются две группы задач:

1)социальная адаптация (приспособленность ребенка, «Быть со всеми»)

2)соц. автономизация («Быть самим собой»)

 

Общественная организация рассматривается как механизм социализации детей, успех которой определяется:

-относительной независимостью детских организаций от гос.соц. институтов, позволяющей ориентировать детей на характер соц.отнош. в будущем

-добровольным характером включения детей в соц.отнош., что позволяеь осущ.социализацию с учетом интересов и потребностей индивидуальных качеств личности

-избирательным условием соц. опыта

СППИМ по С.Гилю – это вид соц-пед. деятельности, направленной на инициирование, выявление само и соорганизацию и сопровождение инициатив молодежи в целях ее социокультурной адаптации и самореализации

 

Возможности системы муниципального с/у в обеспечении СППИМ

Деятельность местного с\у является соц.инструментом формирования и развития гражданского общества ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного с\у в РФ» ориентировано на КРФ представлено местное самоуправление, как самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, при этом собственная заинтересованность населения должна совпадать с собственной ответственностью.

СППИМ по содержанию фактически совпадает с функциональным назначением системы организации местных с\у в отношении к молодежи как к части населения, т.е.система местного с\у объективно заинтересовано в защите прав молодежи, ее привлечение к решению задач муниципального с\у

 

Муниципальная система СППИМ(Гиль)

-необходимая в целях социокультурной адаптации и самореализации молодежи, взаимодействие субъектов социализации молодежи городского сообщества.

 

Гиль выделяет 3 группы принципов взаимодействия молодежи с муниципальными институтами

1гр.общеметодологические принципы

Направлены на реализацию гуманистич. Подхода в построении системы

2гр.организационно-педагогические принципы

Призваны обеспечить воплощения обще-методологических принципов в в конкретной организационной структуре систему соц-пед поддержки инициатив молодежи

3гр.деятельностно-функциональные принципы

Отражает общее положение практической реализации организационно-педагогич принципов при оказании СППИМ и обеспечении целенаправленной и целеобразующем функционир системы.

 

Структура муниципальной системы социально-педагогической поддержки молодежных инициатив.

1уровень. Объект низовой максимально приближенной к месту жительства молодежи – о муниципальных молодежных социальных центрах

В традиционной форме такие центры предполагают молодежные различные мероприятия и программы, так же они способны предоставить молодому человеку информацию о возможных связях включенных в систему отношений поддержки самовыражения и самореализации в городском сообществе.

 

2уровень. Общественно-экспертный

Общественные формирования граждан местного сообщества. Жители местного сообщества являются участниками процесса социализации молодежи, поэтому целесообразно обеспечить их включенность в систему СППИМ.(общественные объединения по интересам, общ.орг.разной направленности)

 

3уровень.управленческий

Органы управления молодежной политики муниципалитета с т.з. СППИМ решают следующие задачи:

-разработка НПБ развития мол.инициатив на муниципальном уровне нормативов, критериев и показателей эффективности поддержки мол.инициатив

-организация систематической диагностики

-создание открытых механизмов

-создание информационного пространства

-общее стимулирование и личностная поддержка молодых людей

-организация научно-методического консультационного финансового обеспечения

 

Технологические этапы осуществления социально-педагогической поддержки молодежных инициатив.(На фотках не реально перепечатать)

 

Малая группа, ее признаки, параметры социально-психологического анализа.

 

 

Малая группа – небольшая общность людей (от 2 до 20-30 чел), члены которой имеют непосредственные контакты и заняты каким-либо общим делом.

Признаки:

- общие цели и задачи деятельности;

- наличие общей деятельности;

- внутренняя организация;

- Наличие груп. Давления;

- стремление к устойчивости;

- закрепление традиций, символики.

Параметры соц-псих. анализа группы:

Собственные хар-ки группы (композиция группы, структура группы, групповые процессы)

Композиция группы – совокупность характеристик членов группы в важных с точки зрения анализа группы как целого (возраст, пол, национальность)

Характеристики, определяющие человека в группе: позиция, статус, роль, групповые ожидания, внутренняя установка)

 

Структура группы: социометрическая, коммуникативная, власти.

 

Социометрическая структура – совокупность статусов членов группы в системе внутри групповых отношений. Система отвержений, предпочтений, антипатий, симпатий между членами группы.

Характеристики социометрической структуры:

Социометрические статусы группы (сумма предпочтений и отвержений, полученных членом группы). Совокупность статусов задает статусную иерархию:

Высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные, определяемые по числу имеющих и не имеющих отвержений.

Факторы, влияющие на величину статуса:

- наличие у человека ценных для данной группы качеств;

- Некоторые свойства темперамента и характера;

- Внешний вид;

- умственные способности;

- успехи во вне групповой деятельности;

- положение, статус в других группах.

Коммуникативная структура группы.

Совокупность членов группы в системе информационных потоков, связывающих членов групп между собой и внешней средой, а также концетрации у них того или иного объема информации. Владение информации – важный показатель положения членов группы.

Виды коммуникативных структур:

Централизованные (1 из членов группы находящихся в центре информационных потоков и играет основную роль в орг. Обмена информацией межличностного взаимодействия). – фронтальная, радикальная, иерархичная.

Децентрализованные (предполагает коммуникативное равенство всех участников). – цепная, круговая, полная.

Структура власти в группе – система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе.

Выделяют 2 основные формы реализации соц. власти:

Руководство (основанное на правовых полномочияхх и нормах);

Лидерство (основанная на авторитете. Лидера выбирают).

 

Характеристики, определяющие положение человека в группе.

 

 

Позиция (определяется должностью) – понятие, обозначенное официальным положением человека в группе

Статус – реальная соц-псих характеристика, положение индивида в системе внутригрупповых отношений. Статус реализуется через систему ролей

Роль – нормативно – заданный и коллективно – одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека в группе. Роль может определяться официальной должностью, а может избираться самим членом группы. Войдя в определенную роль в группе человек, постепенно привыкает к ней, а члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной (избранной) роли.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений – личное субъективное восприятие им собственного статуса; то, как он оценивает свое реальное положение, степень влияния на остальных членов. Действительный статус и его восприятия человеком могут совпадать и расходиться.

Система ожиданий – на основе групповых норм и правил контролируется через групповые санкции, т.е. поведение соответствие групповым нормам поощряется, а несоответствие наказывается.

 

Процесс развития и сплочения группы. Подходы к выделению этапов (уровней) развития группы.

 

Это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения - в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, и в стремлении их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться. Особенно ярко это проявляется в подростковых группах, стремящихся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов.

Остановимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы.

1. Эмоциональная привлекательность членов группы. Отметим, что сам по себе этот параметр не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С другой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу.

2. Сходство членов группы между собой. Речь идет о различных аспектах сходства: и возрастное, и социальное, и этническое, однако главное - ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентации членов группы. В данном случае в силу вступает механизм, уже описанный выше, при обсуждении особенностей восприятия людьми друг друга. Действительно, чем ближе чужое мнение к собственному мнению человека, тем симпатичнее ему лицо, высказывающее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица. Этот же феномен работает и в группе: человек более тяготеет к группе, взгляды и ценности которой он разделяет и в которой его собственные взгляды находят поддержку.

3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Об этом также шла речь выше. Отметим, что более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества.

Кооперация выступает фактором сплочения группы в силу того, что способствует возникновению в группе ряда важных и привлекательных для членов группы феноменов.

Во-первых, при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшается число внутригрупповых конфликтов и существуют постоянно действующие условия успешного разрешения возникающих объективных противоречий.

Во-вторых, кооперация способствует свободному и открытому общению людей, стимулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами (в отличие от конкуренции, которая провоцирует членов группы на утаивание от партнеров важной информации, так как это может помочь в достижении личных целей).

Наконец, в-третьих, кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху.

Таким образом, кооперация между членами группы способствует сплочению всей группы. Что касается характера связей группы с другими социальными общностями, то здесь свою позитивную роль может сыграть и конкуренция. Известно, что соревнование между группами в определенных видах деятельности способствует внутреннему сплочению групп-участников. К такому приему часто прибегают, например, в практике учебных заведений, организуя соревнования учебных групп в различных видах учебной и внеучебной деятельности. При этом важно помнить об одной опасности: межгрупповая конкуренция может привести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятия подростками друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать

Один из них, получивший широкую известность за рубежом, связан с именем Б. Такмена. Предложенная им двухмерная или двухфакторная модель явилась результатом анализа пятидесяти зарубежных публикаций, посвященных изучению стадий временного развития терапевтических, тренинговых, естественных профессиональных и лабораторных групп.

Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно: наличия двух сфер, или измерений, групповой активности— деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры), а также положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии. Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий).

В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен) к ним относятся:
- стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;
- стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;
- стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;
- стадия «функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».

Е. Мабри модель развития малой группы, ориентированной на решение задач инструментального типа. Модель предполагает следующие четыре фазы инструментального движения группы в «поле» решения задачи: 1) латентную — этап ознакомления с задачей; 2)адаптационную — соотнесение возможностей членов груп " пы с требованиями задачи и их фукциональное соподчинение в зависимости от этого; 3)интегративную — этап объединения общих усилий, координации индивидуальной и групповой стратегии действий; 4) фазу достижения требуемого решения.

 

Понятие сплоченности группы. Факторы, влияющие на сплоченность группы.

 

Групповая сплоченность - характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных отношений и взаимодействий в группе, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы (7). Принадлежность человека к сплоченной группе, как правило, доставляет ему положительные переживания. В сплоченной группе люди ощущают поддержку от других, их заинтересованность. Поведение людей в таких группах отличает большей искренностью, желанием общаться и сотрудничать.

Исследования сплоченности первоначально проводились в школе групповой динами К.Левина, где данный феномен рассматривался как характеристика группы как общности, основу которой составляют межличностные эмоциональные связи (Л.Фестингер). Сплоченность интерпретировалась как привлекательность и полезность группы для индивида. Сплоченной считалась группа, члены которой сильно притягиваются ее участники.

Кроме того, сплоченной группа считалась и в том случае. если ее члены рассматривали членство в ней как привлекательность и полезность для себя.

В социометрии был предложен индекс сплоченности, который рассчитывался как частное отделения количества взаимных выборов, сделанных членами группы в процессе ее исследования при помощи социометрической методики, на их максимально возможное число.

В концепции А.В.Петровского сплоченность группы понималась как ценностно-оринтационного и предметно-ценностного единства.

Экспериментальные исследования неоднократно показывали, что эффективность групповой деятельности в сплоченных группах значительно выше, чем в группах разобщенных, недружных.

Предпосылками сплоченности являются срабатываемость (функциональная характеристика группового взаимодействия) и совместимость (эмоциональная характеристика).

Срабатываемость основана на согласованности действий и процессе совместной трудовой деятельности. Она представляет собой одновременно и процесс и результат совместной деятельности. На основе срабатываемости формируется совместимость, которая возникает как итог достаточного продолжительного взаимодействия людей, характеризующегося удовлетворенностью их друг другом.

Совместимость формирует на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом.

Психофизиологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе схожести таких индивидных характеристик как время реакции, скорость, интенсивность протекания психических процессов и т.д.

Психологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, качества личности, способностей, интеллектуального потенциала (при различных психических свойствах она может сформироваться за счет их взаимодополнения). Такая совместимость важна в семье, группе друзей.

Социально-психологическая совместимость - предполагает сходство ценностных ориентаций и диспозиций. Идеалов, принципов, уровня профессиональной подготовки и образования. Она важна в деятельности коллективов и служит основой их сплоченности.

Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят:

А) характер межличностных эмоциональных отношений членов группы (взаимные симпатии, общие интересы. Эмоциональные переживания)

Б) характер отношений между членами группы в процессе принятия совместной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество);

В) характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения членов группы.

На групповую сплоченность влияют такие факторы, как:

- согласие между членами группы по поводу ее целей;

- широкое общение и взаимодействие между членами группы;

- приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;

- демократизм групповых взаимоотношений;

- положительное мнение членов группы друг о друге;

- размер группы, достаточный для реализации ее целей и коммуникаций;

- пространственная близость;

- преобладание положительного опыта в достижении группой своих целей и защите ценностей;

- психологическая совместимость членов групп, которая представляет собой совокупность индивидуальных качеств членов группы, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности.

 

Социально-психологический климат в группе.

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат - это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.

В отечественной психологии наметились 4 основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.

Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат - отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива.

Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат - настроение группы людей.

Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.

Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

При изучении климата необходимо иметь в виду 2 его уровня:

Первый уровень - статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. С этой т.з., сформировать благоприятный климат в коллективах довольно трудно, но в тоже время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее.

Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой работников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменение же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.

Многие психологи утверждают, что социально-психологический климат - это состояние психологии трудового коллектива как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат - это не сумма групповых состояний, а их интеграл.

Факторы формирования социально-психологического климата.

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.

Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:

1. объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов.

2. субъективные - характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.

 

Групповые эффекты.

 

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.

Эффект социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;

взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

значимость окружающих людей для человека;

степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.
Для проявления эффекта социальной фасилитации необходимо, чтобы структура деятельности была достаточно алгоритмизирована, а задача — упрощена. В ином случае может проявляться и обратный эффект. Так, установлено, что при решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, бессознательная реакция на присутствие других людей, не занимающихся непосредственно этой же задачей в это же время, затрудняет умственные операции и повышает вероятность неправильного решения. Этот эффект был назван эффектом ингибиции. Проявление эффекта ингибиции при решении индивидуальных интеллектуальных задач объясняется тем, что присутствие других людей может отвлекать часть внимания человека с решения задачи, переключая его на окружающих людей. Иначе говоря, если сотрудник занимается преимущественно индивидуальной деятельностью, которая связана с решением сложных интеллектуальных задач, то его работа, скорее всего, будет более эффективна в индивидуальном помещении.

Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1+1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе действительно может превосходить индивидуа<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.043 с.)