Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и роли социального педагога

Поиск

В соответствии со сложившимся в нашей стране опытом деятельности социальных педагогов, а также на основе его осмысления в научной литературе и специальных рекомендаций Министерства образования (см., например, Методическое письмо Минобразования РФ «О социально-педагогической работе с детьми» от 27.02.1995 г.), к важнейшим составляющим профессии социального педагога относят образовательно-воспитательную функцию. Социальный педагог обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует интеграции педагогических потенциалов всех социальных институтов микрорайона — семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Он стремится использовать в воспитательном процессе все средства общества, воспитательные возможности микросреды, самой личности как субъекта воспитательного процесса.

Не менее значима в профессиональной деятельности социального педагога диагностическая функция. Она предполагает постановку социального диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи и социального окружения; выявляются позитивные и негативные влияния на ребенка, а также различного рода проблемы. Социальный педагог совместно с психологом содействуют выявлению одаренных детей, детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии, девиациями.

(С.11) Некоторые специалисты, исходя из многоплановой деятельности социального педагога, к его диагностической функции относят также медицинскую диагностику, используя ее результаты он может определять социально-педагогические последствия заболеваний и признаки их влияния на формирование личности; психологическую диагностику, цель которой — использование результатов поставленного диагноза о состоянии психологических особенностей личности в работе социального педагога; социальную диагностику с целью научно обоснованного заключения о состоянии социального здоровья ребенка; педагогическую диагностику, включающую изучение личности ребенка и детского коллектива для обеспечения в дальнейшем индивидуального подхода в процессе воспитания; социально-педагогическую диагностику, в процессе которой происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов.

Организаторская функция социального педагога связана с организацией общественно ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи разным категориям населения и реализации планов, проектов, программ социальной защиты и поддержки моло­дежи, людей зрелого возраста, пожилых.

Прогностическая функция предполагает участие социального педагога в разработке перспектив социально-педагогического развития микрорайона и образовательного учреждения, социально-педагогическом проектировании становления личности конкретного ребенка и групп детей.

Организационно-коммуникативная функция направлена на включение школьников в процесс социального воспитания, на организацию совместного труда и отдыха населения микрорайона; на установление деловых и личностных контактов между людьми; способствует налаживанию взаимодействия различных социальных институтов в их работе с детьми и семьями.

Охранно-защитная функция предполагает использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

К функциям социального педагога относят также социально-компенсаторную, посредническую, социально-терапевтическую, коррекционную и ряд других.

Практическая деятельность социального педагога связана с выполнением различных социальных ролей: посредника между детьми и взрослыми, между семьей и социальными службами; (с.12) советчика, друга, эксперта, психотерапевта, помощника и т.д. Умение выступать в различных ролях определяет уровень профессиональной компетентности социального педагога.

 

§ 6. Система подготовки социального педагога

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992) система образования представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

В России построена модель непрерывного образования, включающая допрофессиональную подготовку в процессе получения общего образования; профессиональную подготовку в учреждениях начального профессионального, среднего специального и высшего профессионального образования; послевузовское обучение, систему переподготовки и повышения квалификации.

Идея непрерывности образования развита в законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Здесь закреплена политика государства в этой сфере, основанная на принципах гуманизации, фундаментализации, универсальности и альтернативности, преемственности и прогностичности.

Система подготовки социальных педагогов развивается в соответствии с данной концепцией непрерывного образования.

На первой ступени (допрофессиональной) подготовка социальных педагогов ведется в форме профориентации старших школьников на базе педагогических классов, учебно-производственных комбинатов, учреждений дополнительного образования. В учреждениях начального профессионального образования подготовка социальных педагогов пока не осуществляется.

Следующая ступень профессиональной подготовки — средние специальные учебные заведения. Будущие социальные педагоги обучаются в основном в педагогических и медицинских училищах и колледжах в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Основными видами деятельности выпускников являются: оказание помощи детям в преодолении проблемных ситуаций при реализации соответствующей образовательной программы; организация деятельности детей с целью их развития в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями; создание благоприятных педагогических условий для воспитания детей; осуществление сотрудничества с родителями по вопросам воспитания; организация культурно-просветительской работы в микросоциуме; самообразование, повышение уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства.

(с.13) Важной ступенью профессионального образования будущих социальных педагогов являются высшие учебные заведения. Обучение студентов осуществляется в соответствии с Государственными образовательными стандартами (первое поколение — 1995 г., второе — 2000 г.), которые включают характеристику сферы и объектов профессиональной деятельности социального педагога; его основную квалификацию в соответствии с полученной специальностью; требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по основной образовательной программе; обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности «социальная педагогика» и т.д. Высокие требования предъявляются к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе «Социальная педагогика». Они включают в себя общие требования к образованности специалиста; требования к его знаниям и умениям по дисциплинам общекультурологической, медико-биологической, психолого-педагогической подготовки; требования к знаниям и умениям по дисциплинам предметной подготовки (история социальной педагогики, методика и технология работы социального педагога).

Требования к содержанию профессиональной образовательной программы по специальности «Социальная педагогика» обеспечиваются несколькими блоками общекультурных, медико-биологических, психолого-педагогических, предметных дисциплин, блоком дисциплин специализации и курсов по выбору. По профилю деятельности социального педагога имеются следующие специализации: социальный педагог по работе с семьей; социальный педагог — руководитель детских объединений и организаций; социальный педагог — валеолог; социальный педагог — дефектолог; социальный педагог — эколог; социальный педагог — этнолог; социальный педагог — организатор культурно-досуговой деятельности; социальный педагог — организатор технического творчества и др.

Существует классификация специализаций, ориентированных на определенную категорию людей: социальный педагог по работе с подростками девиантного поведения; по работе с инвалидами; по работе с детьми-сиротами и лишенными попечения родителей; по работе с беженцами и др. Специализация может быть связана и с местом работы: в этом случае речь идет о школьном социальном педагоге; социальном педагоге учреждения дополнительного образования и т.д.

Послевузовское профессиональное образование, нацеленное на научно-исследовательскую деятельность, осуществляется в высших учебных заведениях или научных учреждениях через аспирантуру и докторантуру и предполагает подготовку кандидатской или докторской диссертации по специальности 13.00.02. — теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе).

Основные понятия

(с.14) Профессия, профессиональное образование, специальность, квалификация, квалификационная характеристика, квалификационная характеристика специалиста, квалификационный труд, тарификация, социальный педагог, Государственный образовательный стандарт.

 

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.207 (0.007 с.)