Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции и роли социального педагогаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В соответствии со сложившимся в нашей стране опытом деятельности социальных педагогов, а также на основе его осмысления в научной литературе и специальных рекомендаций Министерства образования (см., например, Методическое письмо Минобразования РФ «О социально-педагогической работе с детьми» от 27.02.1995 г.), к важнейшим составляющим профессии социального педагога относят образовательно-воспитательную функцию. Социальный педагог обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует интеграции педагогических потенциалов всех социальных институтов микрорайона — семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Он стремится использовать в воспитательном процессе все средства общества, воспитательные возможности микросреды, самой личности как субъекта воспитательного процесса. Не менее значима в профессиональной деятельности социального педагога диагностическая функция. Она предполагает постановку социального диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи и социального окружения; выявляются позитивные и негативные влияния на ребенка, а также различного рода проблемы. Социальный педагог совместно с психологом содействуют выявлению одаренных детей, детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии, девиациями. (С.11) Некоторые специалисты, исходя из многоплановой деятельности социального педагога, к его диагностической функции относят также медицинскую диагностику, используя ее результаты он может определять социально-педагогические последствия заболеваний и признаки их влияния на формирование личности; психологическую диагностику, цель которой — использование результатов поставленного диагноза о состоянии психологических особенностей личности в работе социального педагога; социальную диагностику с целью научно обоснованного заключения о состоянии социального здоровья ребенка; педагогическую диагностику, включающую изучение личности ребенка и детского коллектива для обеспечения в дальнейшем индивидуального подхода в процессе воспитания; социально-педагогическую диагностику, в процессе которой происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов. Организаторская функция социального педагога связана с организацией общественно ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи разным категориям населения и реализации планов, проектов, программ социальной защиты и поддержки молодежи, людей зрелого возраста, пожилых. Прогностическая функция предполагает участие социального педагога в разработке перспектив социально-педагогического развития микрорайона и образовательного учреждения, социально-педагогическом проектировании становления личности конкретного ребенка и групп детей. Организационно-коммуникативная функция направлена на включение школьников в процесс социального воспитания, на организацию совместного труда и отдыха населения микрорайона; на установление деловых и личностных контактов между людьми; способствует налаживанию взаимодействия различных социальных институтов в их работе с детьми и семьями. Охранно-защитная функция предполагает использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога. К функциям социального педагога относят также социально-компенсаторную, посредническую, социально-терапевтическую, коррекционную и ряд других. Практическая деятельность социального педагога связана с выполнением различных социальных ролей: посредника между детьми и взрослыми, между семьей и социальными службами; (с.12) советчика, друга, эксперта, психотерапевта, помощника и т.д. Умение выступать в различных ролях определяет уровень профессиональной компетентности социального педагога.
§ 6. Система подготовки социального педагога В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992) система образования представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. В России построена модель непрерывного образования, включающая допрофессиональную подготовку в процессе получения общего образования; профессиональную подготовку в учреждениях начального профессионального, среднего специального и высшего профессионального образования; послевузовское обучение, систему переподготовки и повышения квалификации. Идея непрерывности образования развита в законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Здесь закреплена политика государства в этой сфере, основанная на принципах гуманизации, фундаментализации, универсальности и альтернативности, преемственности и прогностичности. Система подготовки социальных педагогов развивается в соответствии с данной концепцией непрерывного образования. На первой ступени (допрофессиональной) подготовка социальных педагогов ведется в форме профориентации старших школьников на базе педагогических классов, учебно-производственных комбинатов, учреждений дополнительного образования. В учреждениях начального профессионального образования подготовка социальных педагогов пока не осуществляется. Следующая ступень профессиональной подготовки — средние специальные учебные заведения. Будущие социальные педагоги обучаются в основном в педагогических и медицинских училищах и колледжах в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Основными видами деятельности выпускников являются: оказание помощи детям в преодолении проблемных ситуаций при реализации соответствующей образовательной программы; организация деятельности детей с целью их развития в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями; создание благоприятных педагогических условий для воспитания детей; осуществление сотрудничества с родителями по вопросам воспитания; организация культурно-просветительской работы в микросоциуме; самообразование, повышение уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства. (с.13) Важной ступенью профессионального образования будущих социальных педагогов являются высшие учебные заведения. Обучение студентов осуществляется в соответствии с Государственными образовательными стандартами (первое поколение — 1995 г., второе — 2000 г.), которые включают характеристику сферы и объектов профессиональной деятельности социального педагога; его основную квалификацию в соответствии с полученной специальностью; требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по основной образовательной программе; обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности «социальная педагогика» и т.д. Высокие требования предъявляются к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе «Социальная педагогика». Они включают в себя общие требования к образованности специалиста; требования к его знаниям и умениям по дисциплинам общекультурологической, медико-биологической, психолого-педагогической подготовки; требования к знаниям и умениям по дисциплинам предметной подготовки (история социальной педагогики, методика и технология работы социального педагога). Требования к содержанию профессиональной образовательной программы по специальности «Социальная педагогика» обеспечиваются несколькими блоками общекультурных, медико-биологических, психолого-педагогических, предметных дисциплин, блоком дисциплин специализации и курсов по выбору. По профилю деятельности социального педагога имеются следующие специализации: социальный педагог по работе с семьей; социальный педагог — руководитель детских объединений и организаций; социальный педагог — валеолог; социальный педагог — дефектолог; социальный педагог — эколог; социальный педагог — этнолог; социальный педагог — организатор культурно-досуговой деятельности; социальный педагог — организатор технического творчества и др. Существует классификация специализаций, ориентированных на определенную категорию людей: социальный педагог по работе с подростками девиантного поведения; по работе с инвалидами; по работе с детьми-сиротами и лишенными попечения родителей; по работе с беженцами и др. Специализация может быть связана и с местом работы: в этом случае речь идет о школьном социальном педагоге; социальном педагоге учреждения дополнительного образования и т.д. Послевузовское профессиональное образование, нацеленное на научно-исследовательскую деятельность, осуществляется в высших учебных заведениях или научных учреждениях через аспирантуру и докторантуру и предполагает подготовку кандидатской или докторской диссертации по специальности 13.00.02. — теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе). Основные понятия (с.14) Профессия, профессиональное образование, специальность, квалификация, квалификационная характеристика, квалификационная характеристика специалиста, квалификационный труд, тарификация, социальный педагог, Государственный образовательный стандарт.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.207 (0.007 с.) |