ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА: КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИПЛОМИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА: КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИПЛОМИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА



Профессиональная компетентность рассматривается специалистами как качественная характеристика субъекта любой профессиональной деятельности (в данном случае — профессиональной социальной работы), отражающая уровень его профессиональной подготовки и готовность к реализации этой деятельности.

В зарубежной научной литературе нет единого мнения относительно компонентов профессиональной компетентности социальных работников. Приведем некоторые из них: компетентность восприятия, компетентность взаимодействия, коммуникативная компетентность и рефлексивная компетентность как составляющие профессиональной компетентности социальных работников; интеграция инструментального, рефлексивного и социального компонентов. Дискуссия вокруг структуры профессиональной компетентности социальных работников в других странах осложняется тем, что анализ одной из многочисленных сфер деятельности (с.56) социального работника/социального педагога затрудняет выведение аналитических критериев, а любое обобщение лишает возможности ключевого обоснования. В то же время в авторских теоретических концепциях нередко отсутствует специфика деятельности социального работника.

Суммируя зарубежные концепции, можно заключить, что профессиональная компетентность деятельности социальных работников означает: 1) правильность восприятия ситуации. Для этого необходимо провести наблюдение, составить диагноз и прежде чем приступить к деятельности, установить контакт, осознавая близость и дистанцию с клиентом; 2) процесс установления взаимоотношений (коммуникация) и осуществления деятельности. Описание ситуации, понимание случая, обмен информацией, объяснение, анализ с последующим заключением, которое, в свою очередь, должно быть средством оказания помощи и содействия в дальнейшем самостоятельному решению проблемы; 3) рефлексия случая: реконструкция текущего процесса с последующим утверждением в правильности сделанного или пониманием не сделанного. Цель этого — планирование следующего процесса с избеганием возможных ошибок.

В большинстве стран содержание профессиональной компетентности включает в себя как уровни базового и специального образования, так и умения аккумулировать широкий опыт в практической деятельности. Акцентируется важность знаний в области теории социальной работы, практической деятельности, формирования профессиональных умений и навыков.

Т. Ф. Яркина рассматривает профессиональную компетентность социальных работников (социальных педагогов) на трех уровнях: научно-методологическом, профессионально-практическом и личностном. В личностном плане придается значение таким психологическим качествам, как креативность и пластичность мышления, инновационность.

Рассматривая гуманизацию и демократизацию в качестве основополагающих принципов функционирования высшей школы, западные ученые рекомендуют шире привлекать в качестве учебного материала личный опыт студентов, формировать уважение к нему, актуализировать на занятиях субъективные впечатления и переживания, вовлекать в творческий диалог всех участников педагогического процесса.

В педагогической прессе ряда стран Запада содержание профессиональной компетентности в его различных компонентах продолжает оставаться предметом дискуссий. Что касается основных тенденций в процессе формирования профессиональной компетентности социальных педагогов и социальных работников, в частности в немецкоговорящих странах, то они проявляются, во-первых, в признании принципа интеграции в содержании и методике (с.57) обучения. Социальный работник, выступая в роли «наставника», «терапевта», «адвоката», «посредника», «защитника» или «консультанта», должен интегрировать немалый арсенал знаний и умений из областей психологии, педагогики, медицины, социологии, культурологии, юриспруденции, философии, акмеологии. В содержательном плане это предусматривает изучение интегра-тивного набора дисциплин; в методическом плане использование таких методов, как лекция-ринг, проект и т. п.

Как вторую тенденцию специалисты выделяют использование идей герменевтики для формирования нового стиля мышления. Для социального педагога и социального работника герменевтика важна как учение о понимании и объяснении, интерпретации услышанного, в частности речи клиента, документов и записей. В основе герменевтической интерпретации лежит понятие смысла. Формирование герменевтического мышления предполагает отказ от эмпирического мышления социальных работников и переход к научным формам мышления.

И, наконец, третью тенденцию связывают с обязательным введением в учебный план супервизорства (индивидуального и группового), что означает интеграцию в управление учебным процессом рефлексивного аспекта наряду с научным (сообщением знаний) в форме супервизии. Будучи направленной на перевод субъектом внутренних психологических актов и состояний в профессиональную деятельность, супервизия признается важнейшей составной частью учебного процесса подготовки социальных педагогов и социальных работников. Ее основная функция — осуществление связи между теорией и практикой, понимание динамики отношений между студентами, клиентами, соответствующими учреждениями, формирование рефлексивной культуры как составляющей общей профессиональной культуры социальных педагогов и социальных работников.

Совершенствование процесса формирования профессиональной компетентности социального работника не сводится, как подчеркивается в методической литературе, к психологически ориентированному обучению. Какой бы ни была специализация студентов (социальная работа и социальная политика, социальная работа как социальное планирование и социальный менеджмент, социальная работа как социальная терапия и т.п.), она включает в себя формирование широкого репертуара поведенческих возможностей, что характеризует наличие профессиональной компетентности у социальных работников.

Таким образом, изменения в социальном обеспечении и социальном развитии привели к взрыву знаний и умений, которые требуются от социального работника, чтобы эффективно выполнять свои функции. В то же время эти изменения привели к сложным дилеммам, вставшим перед ними. Они могут работать в суровых (с.58) социальных и политических условиях, которые противоречат ценностям, заложенным в программах социального обеспечения. Можно предположить, что социальные работники будут отчаянно защищать государство всеобщего благосостояния. Эта задача требует основного понимания экономической теории на макроуровне. Можно также предположить, что социальные работники будут работать с большим числом трудных клиентов, располагая в то же время малыми ресурсами. В связи с этим социальные работники должны будут разрабатывать новые, более экономичные методы работы, которые годятся для работы с социально маргинальным подклассом. Они также должны будут помогать решать проблемы бедности, нищеты. Если социальные работники хотят выжить в условиях приватизации системы социальных услуг, они должны овладеть фундаментальными знаниями в области теории управления, экономики корпораций, организационного поведения и связи с общественностью. Многие социальные работники, работающие в частном секторе (особенно в сфере управления), должны владеть предпринимательскими умениями на высоком уровне. Они должны понимать взаимосвязь между прибыльными (или конкурентоспособными) общественными агентствами социальной работы. И, наконец, социальные работники должны овладеть базовыми технологическими умениями с тем, чтобы выжить в новых информационных условиях. Помимо компьютерной грамотности они должны быть способны обращаться с компьютерной информацией, проводить базовые научные исследования в агентстве и использовать новые стратегии для оценки методов воздействия. Задачи, которые стоят перед профессионалами в этой области, необыкновенно сложны. С одной стороны, они должны выжить экономически, успешно конкурируя с другими профессиями, посягающими на сферу социальных услуг. С другой стороны, социальные работники должны разработать политические стратегии, чтобы бороться против политики, подрывающей сам характер социального благосостояния и социальных услуг. Если они не смогут решить эти задачи, это окажет влияние не только на профессию, но и на общество в целом.

Бочарова В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. — М., 1999. — С. 135 — 136; 140-143.

 

 

ОЦЕНКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Деятельность социального педагога оценивается по ее реальным результатам с учетом образования, стажа и опыта работы, (с.59) т.е. квалификации работника, на основе глубокого анализа фактов, мнения участников образовательного учреждения, руководителей, актива общественности.

В ходе контроля и анализа результатов работы необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности жизни коллектива учреждения и социальной среды, относительную новизну профессии.

Основными методами изучения деятельности социального педагога и ее результатов являются анализ отчетности и документации социального педагога, общих отчетных документов учреждения, практического опыта специалиста и беседы с широким кругом людей, детей и взрослых.

Собранная информация является первичной основой для выводов, замечаний и предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ, установление причинно-следственных связей, выявление резервов повышения качества и уровня работы.

Основными направлениями оценки эффективности работы социального педагога являются:

- соотнесение имеющихся социально-педагогических проблем и результатов их решения;

- динамика включенности детей и взрослых в социально ценные виды деятельности;

- динамика изменения в отношении участников образовательного процесса к базовым социальным ценностям;

-динамика в социально-педагогических условиях обеспечения жизнедеятельности коллектива учреждения;

-динамика социально-психологической обстановки в социальной среде, микроклимата;

- развитие социальных инициатив детей и взрослых, появление и успешная деятельность общественных объединений;

- состояние документации социального педагога;

- профессиональный рост социального педагога.

Любая проверка должна быть, в конечном счете, элементом общественного и управленческого регулирования отбора и профессионального развития специалистов, препятствующего проникновению в их среду случайных и профессионально непригодных людей, имеющих разного рода противопоказания к социально-педагогической работе — правового, личностного, нравственного, медицинского характера. Вторая важнейшая задача контроля — защитить социального педагога от необоснованных придирок и нареканий, поднять престиж и значимость этой должности, поддержать специалиста в непростых условиях становления профессии, помочь квалифицированными советами и предложениями. Социальный педагог должен хорошо понимать трудности проверяющих, основанных на недостаточном массовом опыте своей профессии, и сам позаботиться о достаточно (с.60) полном и качественном представлении результатов своего труда.

Никитина Л. Е. Социальный педагог в школе. - М., 2003. - С. 58-59.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.2.4 (0.026 с.)