СЛУЖБА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ «ФОРПОСТ»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЛУЖБА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ «ФОРПОСТ»



Специфика работы

1. Служба «Форпост» выступает как Екатеринбургский филиал Российского общества спасения детей и подростков от наркомании и алкоголизма и как часть осуществляемого в Орджоникидзевском районе социального проекта «Творческая реабилитационная лаборатория», которая помимо этой службы включает в себя временный реабилитационный приют для подростков, выездную психологическую службу и психодраматический театр.

2. Цель работы службы — оказание своевременной психологической помощи детям, подросткам и их родителям в кризисной или трудной жизненной ситуации. Принципы работы — анонимность, добровольность, бесплатность.

3. Основные направления и формы работы:

- консультативно-тренинговые занятия, включающие игровые техники повышения стрессоустойчивости и уверенности в себе, технологии формирования личностного имиджа, приемы эффективной коммуникации и самоорганизации, приемы развития образно-чувственного восприятия;

- телефон доверия;

-социально-психологический патронаж, т.е. «ведение» клиента до устойчивых результатов;

- юридическая консультация по вопросам определения судьбы детей пьющих родителей, детей, оставшихся без попечения взрослых, порядка лишения родительских прав, сложностей со школой, исключения из школы, нарушений гражданских (жилье, имущество) и трудовых прав несовершеннолетних;

- информационно-аналитическая (социологическая) работа.

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Территориальный социально-педагогический центр (ТСПЦ) — это место осуществления целенаправленного социально-педагогического влияния школы, общественности, других институтов (с.224) воспитания на семью и ребенка по месту жительства. Во главе Центра стоит руководитель, который осуществляет планирование работы с детьми и семьями и координацию работы с классными руководителями, социальными педагогами, учреждениями культуры, спорта и дополнительного образования, решение вопросов воспитания детей и взрослых в микрорайоне школы.

Объектами работыЦентра являются:

- дети микрорайона;

-дворовые объединения;

- неформальные группы;

- «трудные» дети;

- асоциальные группы подростков;

- сироты, опекаемые;

-дети-инвалиды, инвалиды, престарелые;

- дошкольники, младшие школьники;

- молодая семья;

- семья;

- многодетная семья;

- общественность микрорайона.

Цели работыТСПЦ:

- развитие способностей ребенка, формирование положительной «Я-концепции», обучение способам общения со сверстниками и окружающими людьми;

- физическое, нравственно-этическое развитие детей;

- сочетание индивидуального, группового и коллективного воспитания. Переход от воспитания к самовоспитанию;

- оказание индивидуальной социально-педагогической помощи в решении сложных проблем подростков и взрослых;

- организация совместной досуговой деятельности детей и взрослых (развитие познавательных интересов, отдых, свободное общение);

- формирование здорового образа жизни детей;

- корректировка семейного воспитания;

- формирование эмоциональной творческой атмосферы Центра;

- развитие самодеятельности и самоуправления в Центре.

Принципы деятельностиТСПЦ:

- личностный подход к ребенку;

- радостные и комфортные условия жизнедеятельности детей, опора на интересы детей;

- деятельностный подход в воспитании;

- развитие социальных отношений (друзья, семья, взрослые и т.д.);

- активность детей и взрослых на основе добровольности участия;

- защита интересов детей; (с.225)

- быстрое реагирование на негативные явления в подростковой среде и семьях и налаживание связи с институтами воспитания и социальной заботы для квалифицированной помощи.

Специфические особенностиТСПЦ:

- Центр — это место, куда приходят добровольно, охотно, с радостью;

- Центр — это место, где есть возможность заняться интересным делом;

- Центр — это место общения детей и взрослых;

- Центр — это место, где всегда поймут и помогут;

- Центр — это место, где можно компенсировать неудачи в школе и реализовать себя.

Основные направления деятельностиТСПЦ определяются Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», президентской программой «Дети России», Национальным планом действий в интересах детей, школьными программами социальной защиты «Семья», «Здоровье», «Трудный подросток», Программой воспитания.

Организация досуга детей для восстановления сил, повышения эрудиции, развития духовных сил и способностей ребенка к активной творческой деятельности, реализации потребности в общении.

Формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а выбираются ими; деятельность детей значима и разнообразна, укрепляет семейные связи.

Формирование здорового образа жизни строится по следующим направлениям: рациональный режим труда (учебы) и отдыха, систематическая физическая активность, аргументированная пропаганда вредных для здоровья факторов — алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании, предупреждение травматизма и личная гигиена.

Используются различные формы физического воспитания: подвижные игры, прогулки, походы, встречи команд дворов и т.д. Реализуются районная и школьная программы «Здоровье».

Педагогическая, психологическая, правовая поддержка детей и взрослых предполагает охрану и защиту прав детей, помощь семьям, имеющим трудности в воспитании детей, помощь детям в учении, общении, выборе профессии, самовоспитании. Особой заботой окружаются сироты, дети-инвалиды, младшие школьники, престарелые жители микрорайона.

Структура ТСПЦ

Клубный блок. Работают клубы «Подросток», «Новичок», выходного дня, любителей чтения, клубы по интересам, семейные клубы; кружки технического и прикладного творчества, изобразительного искусства; игротека. (с.226)

Консультационный блок. Социальные педагоги, работающие в социально-педагогическом центре, в своей деятельности опираются на глобальное социологическое обследование, анализ социальной обстановки в микрорайоне, индивидуальные особенности «трудных» школьников и их семей, диагностику уровня воспитанности детей. Оказывается психотерапевтическая и педагогическая, медицинская и юридическая помощь. Проводятся консультирование и просвещение детей и взрослых по проблемам общения и взаимодействия.

Блок заботы и милосердия. «Горячими точками» движения милосердия и заботы являются дети-инвалиды, сироты, дошкольники, младшие школьники, «трудные» дети, многодетные семьи, молодые родители, престарелые люди. Здесь решается главная задача территориальной социальной службы — помочь всем, кто нуждается в помощи, быть понятыми, включиться в полезную деятельность (праздники, соревнования, фестивали, экскурсии), получить нужный и своевременный совет, поддержку и помощь в учении, укреплении здоровья, общении, выборе профессии.

Каникулярный лагерь организуется для нуждающихся детей с целью восстановления сил, оздоровления, организации разумной досуговой деятельности в каникулы. Кратковременность существования такого коллектива дает возможность планировать и получать результат в воспитании в обозримый промежуток времени. Работа с детьми строится на основе методики коллективных творческих дел. «Педагогика деятельности» — основа лагерной жизни. Социальные педагоги и учителя, работающие в лагере, вникают в отношения, которые складываются в коллективе, стараются управлять мотивами поступков, не допускать несправедливости, обид, грубости, борются с эгоизмом, дают возможность раскрыться слабым, поддерживают сильных в их добрых поступках. Ведь главное в лагере — ребенок, его душа, улыбка и здоровье.

Дворовые объединения. В коллективы по месту жительства объединяются учащиеся из разных классов, школ, других учебных заведений. Данная особенность делает такое объединение незаменимым средством организации внешкольной жизни и деятельности учащихся и влияния на их ближайшее окружение. В работе таких коллективов социальные педагоги учитывают меру соотношения организованного и неформального начал, сохраняют неформальный статус, неприемлемость шаблона, открытость для всех желающих, общение «по вертикали» между детьми, детьми и взрослыми, многообразие организационных форм, соответствие их разносторонним интересам и потребностям подростков; укрепляют нравственные неписаные, установленные самими ребятами и добровольно ими исполняемые законы, видя в этом силу дворовых групп. Проводятся соревнования по хоккею, мини-футболу, поисковая (с.227) работа, концерты, конкурсы, выходы в театр и кино, субботники по благоустройству двора и др.

Блок самоуправления включает:

- совет Территориального социально-педагогического центра, состоящий из детей и взрослых (социальных педагогов, родителей, общественности, руководителей кружков и центров);

- советы дворовых объединений (детский актив дома);

- совет отцов микрорайона;

- совет матерей микрорайона;

- активы кружков и клубов;

- временные советы дела.

Такая структура укрепляет взаимодействие детей и взрослых в решении общественно значимых вопросов микрорайона, развивает активность и организаторские способности детей, стимулирует самоутверждение детей в коллективе, побуждает их к самосовершенствованию.

Традиции центра:

- семейные посиделки,

- семейная лыжня,

- забота о слабых, помощь нуждающимся,

- литературный турнир,

- летопись центра.

Методический блокпредполагает объединение социальных педагогов, заместителей директора школы по социальной и воспитательной работе, руководителей кружков и клубов. Целью этого объединения является обобщение и наполнение опыта социальной работы по месту жительства и профессиональный рост тех, кто организует работу с детьми и взрослыми в микрорайоне школы. Творческая учеба педагогов помогает им знать личность ребенка и взрослого, вникнуть в мир их интересов, круг общения, находить этически допустимую меру вмешательства в сферу отношений в семье, в неформальных подростковых группах, быть связующими между социальными институтами, работать в системе социальной помощи личности, укреплять взаимодействие и взаимопонимание между детским и взрослым населением.

Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе. — М., 1996. — С. 29 — 34.

Вопросыи задания для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «система».

2. Охарактеризуйте понятие «социальная система».

3. Каковы составляющие государственной системы социальной помощи населению?

4. На каких основных принципах базируется деятельность государственных социальных служб помощи населению?

5. Назовите особенности деятельности социального педагога в различных структурных подразделениях государственной системы социальной помощи населению.

Рекомендуемая литература

Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. — М., 2001.

Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. — М., 1999.

Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М., 2002.

Мудрик А. В. Социальная педагогика. — М., 2004.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.

Селевко Г. К., Тихомирова N. К., Закатова И. Н. Положение о социально-педагогической службе образовательного учреждения. — Ярославль, 1997.

Социально-педагогическая служба в школе / Под ред. Л. Е. Никитиной. - М., 1997.

Технологии социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М., 2001.

Шептенко П.А., Дронова Е.Н. Социально-педагогическая поддержка школьников в работе социального педагога. — Барнаул, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.009 с.)