СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ



Является очевидным, что на современном этапе развития России решение провозглашенной Президентом Российской Федерации задачи борьбы с правовым нигилизмом и коррупцией не может быть осуществлено без обеспечения гарантированного ст. 48 Конституции России права на получение квалифицированной юридической помощи[1]. В свою очередь, это требует исправления неудовлетворительной ситуации, сложившейся в России в сфере оказания юридической помощи (услуг).

Председатель Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев абсолютно верно обозначил самый болевой узел в обеспечении юридической помощи гражданам РФ. Дифференциация доходов и рыночные отношения делают сегодня наиболее проблемной юридическую помощь малоимущим. Обсуждение этой проблемы закономерно и своевременно.

Одним из основных принципов оказания бесплатной юридической помощи является - установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь, а также контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи. В соответствии с ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 324 – ФЗ, образовательные организации высшего образования могут создавать юридические клиники для правового просвещения населения, а также формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи[2]. В соответствии с этим, можно выделить два аспекта работы юридических клиник. С одной стороны – это удовлетворение общественной потребности определенной категории лиц в получении бесплатной юридической помощи. С другой стороны – юридическая клиника – эта форма образовательной деятельности, целью которой является формирование профессионалов в юридической сфере.

В настоящее время нет единых стандартов оказания квалифицированной юридической помощи, обсуждение которых не прекращается вот уже несколько лет. Преодоление такой неудовлетворительной ситуации возможно путем приведения законодательного регулирования в соответствие с Конституцией России и международными стандартами.

Какими же должны быть стандарты качества юридической помощи, оказываемой в клиниках?

В соответствии с ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», юридические клиники могут оказывать юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. На наш взгляд, содержание каждого из видов юридических услуг (помощи) должны соответствовать следующим стандартам:

1. Должна быть основана и соответствовать нормам действующего законодательства Российской Федерации или законодательства иного государства, нормах международного права (в зависимости от условий ситуации либо вопроса клиента), учитывая сложившуюся судебную и правоприменительную практику.

2. В случае отсутствия законодательного (нормативного) регулирования или противоречивой, неустоявшейся судебной практики по ситуации либо вопросу клиента, допускаются консультации, основанные на доктринальном толковании (неофициальном толковании норм права, даваемом авторитетными учеными-юристами).

3. Текст или содержание консультации или иного акта юридической услуги (помощи) клинициста должен быть авторский, уникальный и являться результатом интеллектуальной деятельности и его профессионального опыта.

При подготовке консультации или иного вида юридической услуги (помощи) разрешается использовать труды или шаблонные документы других юристов, авторов, ученых при условии соблюдения норм законодательства о защите авторских прав и правил цитирования соответствующих объектов интеллектуальной деятельности.

4. Допускается приложение различных электронных документов, файлов, фотографий и т.д. к тексту документа клинициста, если они помогают достичь целей оказания юридической услуги (помощи).

5. Консультация или иной вид юридической услуги (помощи) должна быть изложена на грамотном русском языке, исключительно в официально-деловом стиле, без применения «неформальных выражений». Допустимая форма обращения к клиенту — только на «Вы».

6. Консультация или иной вид юридической услуги (помощи) должна быть:

а) законной, полной и обоснованной;

б) конкретной и понятной клиенту;

При оказании юридических услуг (помощи) каждый клиницист обязан соблюдать общепринятую профессиональную этику, высокую культуру в общении с клиентами, а также соблюдать следующие профессиональные правила:

1. проявлять старательность и усердие при оказании услуг (помощи);

2. уважительно вести себя по отношению к гражданам, органам и должностным лицам, участвующим в рассмотрении юридических вопросов;

3. не допускать необоснованного затягивания дела, незаконных методов оказания юридической помощи, обмана, следить за своим профессиональным поведением, действовать в соответствии с правами и законными интересами лица, обратившегося за помощью;

4. соблюдать верность интересам каждого клиента, обратившегося за услугой (помощью), и не совершать каких-либо действий вопреки его воли или интересам.

Юридические клиники должны не только обеспечить граждан доступной и качественной юридической помощью, но и стать конкурентоспособными участниками профессионального рынка юридических услуг, достичь данной цели возможно только при установлении и соблюдении единых стандартов оказания юридической помощи студентами – клиницистами, а также разработать меры, побуждающих всех участников этой системы повышать качество оказываемой юридической помощи и добровольно подтверждать уровень своей работы по ее оказанию.

 

Примечания:

1.«Конституция РФ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014 N 11-ФКЗ), [Электронный источник] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2.ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324 – ФЗ ( с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015), [Электронный источник] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

© Асанова А.Р., 2015

 

УДК 378.03

Бейсенова К.А.,

студентка

Шадринского государственного педагогического института

(г. Шадринск)

 

Научный руководитель:

Соколова Н.В.,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры правовых дисциплин

Шадринского государственного педагогического института

 

МЕСТО ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА)

Юридические клиники создаются на базе высших учебных заведений с целью правовой помощи и правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи. Консультации в юридической клинике дают студенты старших курсов, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем преподавателей или практикующих юристов. В юридической клинике оказывается помощь как гражданам, так и некоммерческим организациям. Категории граждан определяются правилами работы в рамках Федерального закона “О бесплатной юридической помощи в РФ” [1].

Клиентами Клиники являются малообеспеченные категории граждан, к которым, безусловно, относятся: ветераны и участники Великой Отечественной войны; студенты и учащиеся; инвалиды; пенсионеры; несовершеннолетние; многодетные. Оказание правовой помощи другим лицам решается в каждом конкретном случае индивидуально. Конечно, это хорошо, так как за помощью в области юриспруденции может обратиться любой гражданин, независимо от социального положения и социального статуса. Равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при её оказании.

Клиника, существующая в Шадринском государственном педагогическом институте - особенная, работает не в юридическом вузе, а в педагогическом на факультете истории и права, где студенты изучают правовые дисциплины при получении педагогического образования по праву. Стажёры клиники добросовестнейшим образом оказывают правовую помощь своим товарищам – студентам, помогая им в решении различных социальных проблем студенческого сообщества. Помощь оказывается и любому человеку, обратившемуся за помощью к студентам. Понятно, что тот, кто имеет средства для оплаты услуг профессионального юриста, вряд ли обратится в студенческую юридическую клинику…

Переход образовательной системы Российской Федерации на двухуровневое обучение, поставил студенческие юридические клиники в непростое положение, поскольку сформировать реальные компетенции, позволяющие использовать на практике полученные знания за столь короткое время очень непросто, ведь уровень учебной нагрузки по правовым дисциплинам в педагогических высших учебных заведениях существенно снизился. И на возникающие по этой причине проблемы неоднократно указывалось в работах руководителя “Юридической клиники” ШГПИ Н.В. Соколовой [2, 3]. Безусловно, наличие большого запаса знания по различным отраслям права существенно облегчает как работу студентов - стажёров, так и руководство их работой со стороны преподавателя, однако, в рамках осуществления современных образовательных стандартов это вряд ли можно реально осуществить. Один тот факт, что при снижении уровня учебной нагрузки предлагается студентам самостоятельно набираться опыта… По принципу: “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих…”

Вот каждый как может, так и старается набираться опыта.

Такие социальные проекты, как студенческие Юридические клиники, за счёт опыта профессионального юриста, позволяют студенту получить те компетенции, которые запланировало государство в стандартах…

Решая проблему ротации кадров, “Юридическая клиника” ШГПИ использует самые разные методы. Так, выявив среди студентов младших курсов ребят, заинтересовавшихся воплощением такого интересного социального проекта, студенты старших курсов начинают с ними работать. В течение нескольких месяцев новички проходят обучение по специальному курсу “Юридическая клиника”, где им даются базовые знания по различным отраслям права, которые студенты младших курсов ещё не изучали. К ведению занятий по некоторым сложным вопросам привлекается и профессорско – преподавательский состав вуза.

В 2014 – 2015 году в ШГПИ проходит эксперимент по вовлечению в деятельность “Юридической клиники” студентов первокурсников, чтобы обеспечить их постепенное, целенаправленное обучение под руководством наставников – студентов старших курсов, завершающих своё обучение в вузе. Какими будут результаты эксперимента, покажет время… Но следует подчеркнуть, что наставничество существенно облегчает сложности процесса включения в деятельность юридической клиники. Ведь вполне понятно, что первокурсник самостоятельно работать не может, запас знаний маловат, однако, когда его поддерживают доброжелательные старшие товарищи, то просчёты становятся более понятными и поэтому в дальнейшем не допускаются.

По окончании курса обучения в “Школе стажёра клиники”, каждый новичок закрепляется за наставником и включается в работу общественной приёмной, в которой консультанты осуществляют приём малообеспеченных категорий граждан по правовым вопросам и оказывают им необходимые правовые услуги в соответствии Правилами работы Юридической клиники.

Главный принцип “Юридической клиники” – добровольность, осознанный интерес самого студента в получении дополнительных знаний в сфере правовых наук.

Занятия в клинике серьёзно помогают студентам в повышении уровня нравственной и правовой культуры. “Юридическая Клиника” формирует у студентов патриотизм, чувство гражданского долга и навыки коммуникации. И, несомненно, облегчает понимание многих проблемных аспектов защиты интересов граждан, их имущественных и неимущественных прав.

Главное для начинающего стажёра клиники - научиться не только правильно пользоваться законом для защиты граждан от несправедливости, но и сопереживать человеку, которому необходима помощь. И важно, чтобы новичок научился делать правильный выбор: “Если не я, то кто?”

Результаты оказания студентами юридической помощи, отслеживаемые в процессе работы клиники, повышают заинтересованность стажёров в дальнейшей работе.

 

Примечания:

 

1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324 - ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148989/ (Дата обращения 10.02.2015)

2. Соколова Н.В. Юридическая клиника в педагогическом вузе: эксперимент, реальность и перспективы: Бесплатная юридическая помощь населению Российской Федерации: на практике деятельности Юридических клиник высших учебных заведений: Материалы Всероссийской конференции - Шадринск, 2013.

3. Соколова Н.В. Практические навыки применения права в системе двухуровневого юридического образования: на примере работы студентов в юридических клиниках высших учебных заведений: Современные проблемы работы юридических клиник в системе высшего образования Российской Федерации: материалы V Всероссийской научно - практической конференции - Москва, 2014.

 

© Бейсенова К.А., 2015

 

УДК

Ветров В.В.,
студент Смоленского Гуманитарного Университета
(г. Смоленск)

 

Научный руководитель:
Осипенко И.М
.,
кандидат психологических наук,
преподаватель кафедры философии с курсом психологии Смоленской государственной медицинской академии

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.174.62.102 (0.009 с.)