Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стандарты качества бесплатной юридической помощи: проблемы и перспективыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Является очевидным, что на современном этапе развития России решение провозглашенной Президентом Российской Федерации задачи борьбы с правовым нигилизмом и коррупцией не может быть осуществлено без обеспечения гарантированного ст. 48 Конституции России права на получение квалифицированной юридической помощи[1]. В свою очередь, это требует исправления неудовлетворительной ситуации, сложившейся в России в сфере оказания юридической помощи (услуг). Председатель Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев абсолютно верно обозначил самый болевой узел в обеспечении юридической помощи гражданам РФ. Дифференциация доходов и рыночные отношения делают сегодня наиболее проблемной юридическую помощь малоимущим. Обсуждение этой проблемы закономерно и своевременно. Одним из основных принципов оказания бесплатной юридической помощи является - установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь, а также контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи. В соответствии с ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 324 – ФЗ, образовательные организации высшего образования могут создавать юридические клиники для правового просвещения населения, а также формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи[2]. В соответствии с этим, можно выделить два аспекта работы юридических клиник. С одной стороны – это удовлетворение общественной потребности определенной категории лиц в получении бесплатной юридической помощи. С другой стороны – юридическая клиника – эта форма образовательной деятельности, целью которой является формирование профессионалов в юридической сфере. В настоящее время нет единых стандартов оказания квалифицированной юридической помощи, обсуждение которых не прекращается вот уже несколько лет. Преодоление такой неудовлетворительной ситуации возможно путем приведения законодательного регулирования в соответствие с Конституцией России и международными стандартами. Какими же должны быть стандарты качества юридической помощи, оказываемой в клиниках? В соответствии с ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», юридические клиники могут оказывать юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. На наш взгляд, содержание каждого из видов юридических услуг (помощи) должны соответствовать следующим стандартам: 1. Должна быть основана и соответствовать нормам действующего законодательства Российской Федерации или законодательства иного государства, нормах международного права (в зависимости от условий ситуации либо вопроса клиента), учитывая сложившуюся судебную и правоприменительную практику. 2. В случае отсутствия законодательного (нормативного) регулирования или противоречивой, неустоявшейся судебной практики по ситуации либо вопросу клиента, допускаются консультации, основанные на доктринальном толковании (неофициальном толковании норм права, даваемом авторитетными учеными-юристами). 3. Текст или содержание консультации или иного акта юридической услуги (помощи) клинициста должен быть авторский, уникальный и являться результатом интеллектуальной деятельности и его профессионального опыта. При подготовке консультации или иного вида юридической услуги (помощи) разрешается использовать труды или шаблонные документы других юристов, авторов, ученых при условии соблюдения норм законодательства о защите авторских прав и правил цитирования соответствующих объектов интеллектуальной деятельности. 4. Допускается приложение различных электронных документов, файлов, фотографий и т.д. к тексту документа клинициста, если они помогают достичь целей оказания юридической услуги (помощи). 5. Консультация или иной вид юридической услуги (помощи) должна быть изложена на грамотном русском языке, исключительно в официально-деловом стиле, без применения «неформальных выражений». Допустимая форма обращения к клиенту — только на «Вы». 6. Консультация или иной вид юридической услуги (помощи) должна быть: а) законной, полной и обоснованной; б) конкретной и понятной клиенту; При оказании юридических услуг (помощи) каждый клиницист обязан соблюдать общепринятую профессиональную этику, высокую культуру в общении с клиентами, а также соблюдать следующие профессиональные правила: 1. проявлять старательность и усердие при оказании услуг (помощи); 2. уважительно вести себя по отношению к гражданам, органам и должностным лицам, участвующим в рассмотрении юридических вопросов; 3. не допускать необоснованного затягивания дела, незаконных методов оказания юридической помощи, обмана, следить за своим профессиональным поведением, действовать в соответствии с правами и законными интересами лица, обратившегося за помощью; 4. соблюдать верность интересам каждого клиента, обратившегося за услугой (помощью), и не совершать каких-либо действий вопреки его воли или интересам. Юридические клиники должны не только обеспечить граждан доступной и качественной юридической помощью, но и стать конкурентоспособными участниками профессионального рынка юридических услуг, достичь данной цели возможно только при установлении и соблюдении единых стандартов оказания юридической помощи студентами – клиницистами, а также разработать меры, побуждающих всех участников этой системы повышать качество оказываемой юридической помощи и добровольно подтверждать уровень своей работы по ее оказанию.
Примечания: 1.«Конституция РФ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014 N 11-ФКЗ), [Электронный источник] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 2.ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324 – ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015), [Электронный источник] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
© Асанова А.Р., 2015
УДК 378.03 Бейсенова К.А., студентка Шадринского государственного педагогического института (г. Шадринск)
Научный руководитель: Соколова Н.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Шадринского государственного педагогического института
МЕСТО ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА) Юридические клиники создаются на базе высших учебных заведений с целью правовой помощи и правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи. Консультации в юридической клинике дают студенты старших курсов, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем преподавателей или практикующих юристов. В юридической клинике оказывается помощь как гражданам, так и некоммерческим организациям. Категории граждан определяются правилами работы в рамках Федерального закона “О бесплатной юридической помощи в РФ” [1]. Клиентами Клиники являются малообеспеченные категории граждан, к которым, безусловно, относятся: ветераны и участники Великой Отечественной войны; студенты и учащиеся; инвалиды; пенсионеры; несовершеннолетние; многодетные. Оказание правовой помощи другим лицам решается в каждом конкретном случае индивидуально. Конечно, это хорошо, так как за помощью в области юриспруденции может обратиться любой гражданин, независимо от социального положения и социального статуса. Равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при её оказании. Клиника, существующая в Шадринском государственном педагогическом институте - особенная, работает не в юридическом вузе, а в педагогическом на факультете истории и права, где студенты изучают правовые дисциплины при получении педагогического образования по праву. Стажёры клиники добросовестнейшим образом оказывают правовую помощь своим товарищам – студентам, помогая им в решении различных социальных проблем студенческого сообщества. Помощь оказывается и любому человеку, обратившемуся за помощью к студентам. Понятно, что тот, кто имеет средства для оплаты услуг профессионального юриста, вряд ли обратится в студенческую юридическую клинику… Переход образовательной системы Российской Федерации на двухуровневое обучение, поставил студенческие юридические клиники в непростое положение, поскольку сформировать реальные компетенции, позволяющие использовать на практике полученные знания за столь короткое время очень непросто, ведь уровень учебной нагрузки по правовым дисциплинам в педагогических высших учебных заведениях существенно снизился. И на возникающие по этой причине проблемы неоднократно указывалось в работах руководителя “Юридической клиники” ШГПИ Н.В. Соколовой [2, 3]. Безусловно, наличие большого запаса знания по различным отраслям права существенно облегчает как работу студентов - стажёров, так и руководство их работой со стороны преподавателя, однако, в рамках осуществления современных образовательных стандартов это вряд ли можно реально осуществить. Один тот факт, что при снижении уровня учебной нагрузки предлагается студентам самостоятельно набираться опыта… По принципу: “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих…” Вот каждый как может, так и старается набираться опыта. Такие социальные проекты, как студенческие Юридические клиники, за счёт опыта профессионального юриста, позволяют студенту получить те компетенции, которые запланировало государство в стандартах… Решая проблему ротации кадров, “Юридическая клиника” ШГПИ использует самые разные методы. Так, выявив среди студентов младших курсов ребят, заинтересовавшихся воплощением такого интересного социального проекта, студенты старших курсов начинают с ними работать. В течение нескольких месяцев новички проходят обучение по специальному курсу “Юридическая клиника”, где им даются базовые знания по различным отраслям права, которые студенты младших курсов ещё не изучали. К ведению занятий по некоторым сложным вопросам привлекается и профессорско – преподавательский состав вуза. В 2014 – 2015 году в ШГПИ проходит эксперимент по вовлечению в деятельность “Юридической клиники” студентов первокурсников, чтобы обеспечить их постепенное, целенаправленное обучение под руководством наставников – студентов старших курсов, завершающих своё обучение в вузе. Какими будут результаты эксперимента, покажет время… Но следует подчеркнуть, что наставничество существенно облегчает сложности процесса включения в деятельность юридической клиники. Ведь вполне понятно, что первокурсник самостоятельно работать не может, запас знаний маловат, однако, когда его поддерживают доброжелательные старшие товарищи, то просчёты становятся более понятными и поэтому в дальнейшем не допускаются. По окончании курса обучения в “Школе стажёра клиники”, каждый новичок закрепляется за наставником и включается в работу общественной приёмной, в которой консультанты осуществляют приём малообеспеченных категорий граждан по правовым вопросам и оказывают им необходимые правовые услуги в соответствии Правилами работы Юридической клиники. Главный принцип “Юридической клиники” – добровольность, осознанный интерес самого студента в получении дополнительных знаний в сфере правовых наук. Занятия в клинике серьёзно помогают студентам в повышении уровня нравственной и правовой культуры. “Юридическая Клиника” формирует у студентов патриотизм, чувство гражданского долга и навыки коммуникации. И, несомненно, облегчает понимание многих проблемных аспектов защиты интересов граждан, их имущественных и неимущественных прав. Главное для начинающего стажёра клиники - научиться не только правильно пользоваться законом для защиты граждан от несправедливости, но и сопереживать человеку, которому необходима помощь. И важно, чтобы новичок научился делать правильный выбор: “Если не я, то кто?” Результаты оказания студентами юридической помощи, отслеживаемые в процессе работы клиники, повышают заинтересованность стажёров в дальнейшей работе.
Примечания:
1. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324 - ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148989/ (Дата обращения 10.02.2015) 2. Соколова Н.В. Юридическая клиника в педагогическом вузе: эксперимент, реальность и перспективы: Бесплатная юридическая помощь населению Российской Федерации: на практике деятельности Юридических клиник высших учебных заведений: Материалы Всероссийской конференции - Шадринск, 2013. 3. Соколова Н.В. Практические навыки применения права в системе двухуровневого юридического образования: на примере работы студентов в юридических клиниках высших учебных заведений: Современные проблемы работы юридических клиник в системе высшего образования Российской Федерации: материалы V Всероссийской научно - практической конференции - Москва, 2014.
© Бейсенова К.А., 2015
УДК Ветров В.В.,
Научный руководитель:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.147 (0.013 с.) |