Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 25 «Правовое регулирование оказания адвокатами юридической помощи гражданам РФ бесплатно».

Поиск

 

Ст. 26 Закона об адвокатуре в предусматривает:

«1. Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

2. Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.».

П. 9 ст. 25 Закона об адвокатуре устанавливает, что «порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации», а п. 10 ст. 25 данного закона, в том числе, предусматривается, что «… порядок выплаты вознаграждения за оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно устанавливаются ежегодно советом адвокатской палаты». Таким образом, закон разделяет такие понятия, как «компенсация расходов адвокату» и «выплата вознаграждения адвокату», при этом содержание и взаимное соотношение этих понятий не раскрывается. В этой связи можно сделать вывод о том, что расходы по оплате труда адвоката, оказывающего юридическую помощь бесплатно, возложены законодателем также и на адвокатское сообщество.

В соответствии с пп. 27 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации(за исключением субвенций из федерального бюджета) отнесено решение вопросов определения порядка предоставления компенсаций расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в порядке, установленном ст. 26 Закона об адвокатуре.

Можно сделать вывод о том, что названные положения двух федеральных законов, в принципе, позволяют производить оплату услуг адвокатов по оказанию бесплатной юридической помощи, предусмотренной ст. 26 Закона об адвокатуре.

Но ситуация существенно осложнилась ввиду принятия Верховным Судом Российской Федерации Определения от 10 декабря 2008 г. N 44-Г08-39. В ходе рассмотрения дела оценивалось соответствие федеральному законодательству части 4 статьи 5 закона Пермского края от 12 октября 2007 года N 118-ПК «О регулировании отдельных отношений, связанных с адвокатской деятельностью и адвокатурой на территории Пермского края» и пункта 1.2 постановления Правительства Пермского края от 21 мая 2008 года N 118-п «Об оказании бесплатной юридической помощи в Пермском крае» в части установления размера компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации.

При этом Верховным Судом Российской Федерации было установлено, что: «Пермский край не вправе осуществлять собственное правое регулирование путем принятия оспариваемых (в части) закона Пермского края и постановления Правительства Пермского края, а также утвержденного этим постановлением размера компенсации расходов адвокатам, оказывающим в Пермском крае юридическую помощь бесплатно».

В результате принятия этого судебного решения финансирование оказания бесплатной юридической помощи в соответствии со ст. 26 Закона об адвокатуре в Пермском крае было прекращено, также была поставлена под вопрос законность финансирования оказания такого вида бесплатной юридической помощи на всей территории Российской Федерации.

П. 2 ст. 26 Закона об адвокатуре предусмотрено, что перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Основными недостатками в правовом регулировании на федеральном уровне отношений, связанных с предоставлением бесплатной юридической помощи в соответствии со ст. 26 Закона об адвокатуре, являются следующие:

Во-первых, отсутствие ясности в правовом регулировании вопроса финансового обеспечения предоставления бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных ст. 26 данного закона, приводит к невозможности на всей территории РФ малоимущим гражданам реализовать свое право на бесплатную юридическую помощь, а адвокатам, оказывающим такую помощь, получить вознаграждения за проделанную работу.

Во-вторых, круг лиц, которым в соответствии с федеральным законом может быть предоставлена бесплатная юридическая помощь, а также перечень вопросов, по которым такая помощь предоставляется, существенно ограничены.

В-третьих, препятствием, серьезно затрудняющим доступ граждан к получению бесплатной квалифицированной юридической помощи, является усложненный порядок сбора документов, необходимых для подтверждения неплатежеспособности соискателя бесплатной юридической помощи (большое количество документов, сложность и длительность их получения, длительные сроки получения разрешения на бесплатную юридическую помощь).

 

Закон об адвокатуре предусматривает закрытый перечень оснований оказания адвокатами бесплатной юридической помощи, поэтому, строго говоря, иные предусмотренные в законодательстве случаи не относятся к бесплатной помощи.

 

Иные случаи оказания бесплатной помощи можно свести к следующим.

 

1. В ст. 16 УПК РФ предусматривается, что подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту. УПК РФ установлены случаи обязательного участия защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого, которое обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу. При этом в ст. 16 (ч. 4) содержится норма о том, что УПК РФ и иные федеральные законы определяют случаи, когда подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно. Принципы, установленные в данной статье, конкретизируются в статьях 46 – 53 УПК РФ. УПК РФ не содержит материального (финансового) критерия доступа к бесплатной юридической помощи. В 47 УПК РФ, определяющей статус обвиняемого, право пользоваться помощью защитника бесплатно в случаях, предусмотренных УПК РФ, не ставится в зависимость от его материального положения (п. 8 ч. 4 ст. 47 УПК РФ).

С правом подозреваемого, обвиняемого на предоставление ему бесплатной юридической помощи в определенных случаях корреспондирует обязанность адвоката оказывать ему такую помощь. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре адвокат обязан исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год по соответствующей целевой статье расходов (п. 8 ст. 25 Закона об адвокатуре. Согласно п. 9 ст. 25 Закона об адвокатуре размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам РФ бесплатно, устанавливаются Правительством РФ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда» (в редакции Постановления Правительства РФ от 28.09.2007 № 625, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 555) обозначило нижний и верхний пределы размера оплаты труда адвоката и критерии определения конкретного размера такой оплаты, а также процедуру оплаты.

Порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела утвержден совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 199 и Министерства финансов Российской Федерации № 87-н от 15.10.2007.

Данными документами предусматривалась оплата работы адвоката исходя из участия его в суде или при производстве предварительного расследования, но не оплачивались такие важные действия адвокатов, как ознакомление с материалами дела, консультирование доверителя, посещение его в следственном изоляторе, составление жалоб и т. д.

Однако ситуация изменилась в связи с принятием судебного решения Верховным Судом РФ от 9 октября 2008 по делу № ГКПИ 08-1840. Суд установил, что п. 3 Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 октября 2007 г. № 199 и Министерства финансов Российской Федерации № 87н не содержит запрета на оплату юридической помощи оказанной адвокатом вне судебного заседания, в том числе и в помещении СИЗО, напротив, следует, что подлежит оплате участие адвоката во всем уголовном судопроизводстве по назначению. Время занятости адвоката исчисляется в днях, в которых адвокат был занят выполнением поручения.

Кроме того, Совет Федеральной палаты адвокатов РФ подготовил обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой о признании несоответствующей Конституции РФ правовой нормы ст. 131 УПК РФ, в соответствии с которой адвокаты не включены в число участников уголовного судопроизводства, имеющих право на компенсацию расходов связанных с явкой к месту проведения процессуальных действий.

Рассмотрев данную жалобу, Конституционный Суд Российской Федерации, в своем Определении от 5 февраля 2009 г. № 289-О-П «По жалобе Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод статьей 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской федерации» установил, что: «оспариваемая в жалобе Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации статья 131 УПК Российской Федерации - по ее конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса - предполагает включение в состав процессуальных издержек расходов адвоката-защитника, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, связанных с его явкой к месту производства процессуальных действий. Иное истолкование данной статьи означало бы отказ государства от выполнения своей конституционно-правовой обязанности по обеспечению необходимого объема финансирования деятельности адвокатов, осуществляющих защиту подозреваемых и обвиняемых по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, что противоречило бы Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 37, 45, 48, 55 и 56.».

Суд также определил, что «федеральному законодателю и Правительству Российской Федерации при внесении изменений в правовое регулирование определения размера и порядка компенсации адвокатам, участвующим в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, расходов по оказанию юридической помощи надлежит - исходя из конституционных требований и с учетом правовой позиции, выраженной в настоящем Определении, - установить порядок компенсации их расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий.».

В соответствии с п. 10 ст. 25 Закона об адвокатуре предусматривается, что за участие адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда выплачивается дополнительное вознаграждение, размер и порядок выплаты которого ежегодно устанавливается советом адвокатской палаты. _

 

2. Ст. 50 ГПК РФ предусматривает, что в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает адвоката в качестве представителя. Иными словами, адвокат по назначению суда представляет ответчика, который не присутствует в судебном заседании, так как место жительства его не известно, и найти его не представляется возможным. При этом фактически ему оказывается бесплатная юридическая помощь. Данный институт гражданского процессуального права служит обеспечению и охране прав, как самого ответчика, так и истца и других заинтересованных лиц, и кроме того позволяет истцу получить судебную защиту своего нарушенного или оспариваемого права даже в ситуации, когда невозможно известить ответчика о времени и месте рассмотрения иска в связи с отсутствием информации о месте его жительства, а также способствует соблюдению процессуальных сроков. Вместе с тем необходимо учитывать, что ст. 50 ГПК РФ опосредована презумпция добросовестного отсутствия ответчика. Если же его отсутствие является недобросовестным и направлено на затягивание процесса, то применяются правила ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Следует отметить, что эффективность деятельность адвоката, участвующего в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 50 ГПК РФ, существенно ограничена.

В настоящее время законодательство не устанавливает порядок, размеры оплаты труда адвоката, участвующего в гражданском судопроизводстве по назначению суда, а также не определяет источник его оплаты.

 

Указанные 2 случая – примеры оказания адвокатом в уголовном и гражданском процессе помощи по назначению суда, органа дознания или органа следствия, оплачиваемые за счет средств федерального бюджета, поэтому к бесплатной помощи он отнесены быть не могут.

 

3. В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», установлено обязательное участие прокурора и адвоката в рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. При этом нормативно не урегулированы вопросы, связанные с порядком приглашения адвоката, оплатой его услуг. Представляется, что в силу названных причин участие адвоката в рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа является формальным.

4. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» устанавливает, что участие в рассмотрении жалобы лица, чьи права и законные интересы нарушены, если позволяет его психическое состояние, его представителя, лица, чьи действия обжалуются, или его представителя, а также прокурора является обязательным (ст. 48 п. 2). П. 3 названной статьи предусматривает, что расходы, связанные с рассмотрением жалобы в суде несет государство. Из этого положения можно сделать вывод, что и расходы на оплату труда представителей, в том числе адвокатов сторон, будет нести государство. Однако никаких механизмов реализации положений закона не предусмотрено.

5. ФЗ от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством» (ст. 12 п. 1 пп. 8). Очевидно, что названные граждане могут воспользоваться своим правом только «на общем основании» в порядке, предусмотренном ст. 26 Закона об адвокатуре, так как иных механизмов законодательством не установлено.

6. ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ч. 2 п. 3 ст. 22) предусмотрено, что адвокаты бесплатно оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами.

Вопрос 26 «Особенности определения адвокатом позиции по уголовным делам».

 

Представляя интересы доверителя, адвокат всегда должен иметь четкую правовую позицию, в соответствии с которой он будет строить свою дальнейшую работу по любому делу.

Понятие " позиции адвоката " представляет собой субъективное мнение адвоката относительно сущности и характера того дела, с которым физическое или юридическое лицо обратилось к нему, а также намерение адвоката относительно конкретных действий, которые он предполагает предпринять по защите прав, свобод и интересов доверителя.

Формирование адвокатом правовой позиции является одной из основных ступеней подготовки к участию во всех категориях дел.

Выбор адвокатом той или иной позиции, линии своего поведения зависит от: обстоятельств дела, цели, которую желает достичь доверитель, материалов дела, предоставленных доверителем и дополнительно собранных адвокатом.

Определяя позицию адвокаты стремятся моделировать различные варианты развития событий по ним. Такая практика находит свое объективное выражение в составлении заранее подробного перечня вопросов, ответы на которые дадут максимально полную и достоверную картину фактических обстоятельств и их правовой оценки по делам тех категорий, на которых специализируется адвокат, в формулировании тезисов возможных вариантов позиции защиты.

Работая над позицией, многие адвокаты стараются выстроить определенный вопросник, состоящий из двух частей: общей и особенной. В общую часть целесообразно включать те вопросы, которые всегда должны быть поставлены адвокатом, независимо от категории дела. В особенную часть следует включать вопросы, отражающие специфику конкретной категории дел.

При ведении уголовных дел, важно правильное понимание того, что, несмотря на то, что защитник является самостоятельным участником уголовного процесса, его позиция по делу полностью зависит от позиции его подзащитного по отношению к предъявленному обвинению. Это основывается на том, что " адвокат не вправе занимать позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя. Отношение подзащитного может выражаться в одном из четырех вариантов. Соответственно, позиция адвоката-защитника также может выражаться в одном из следующих вариантов:

* при отрицании вины - позиция о невиновности подзащитного;

* при признании вины частично - позиция о переквалификации деяния либо о его невиновности, если есть основания предполагать самооговор;

* признание вины полностью - позиция о снижении наказания;

* невменяемость - позиция о необходимости принудительного лечения;

* отказ от выражения отношения к предъявленному обвинению - позиция о невиновности подзащитного

Работая над позицией по уголовному делу, адвокату следует сформулировать историю, отвечающую следующим критериям:

а) быть убедительной и правдоподобной;

б) соответствовать здравому смыслу;

в) быть согласованной с доверителем;

г) не противоречить закону.

Таким образом, работа адвоката над правовой позицией является серьезным этапом его работы, являясь одним из важнейших средств реализации полномочий по уголовному делу. Более того, хорошо проанализированная, логически выверенная и доступно изложенная позиция по делу может явиться одной из гарантий эффективной защиты прав граждан при осуществлении правосудия в Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.127.13 (0.014 с.)