Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1 «Понятие адвокатской деятельности. Адвокатская монополия: законодательство, правовые позиции Конституционного суда РФ, законопроекты».

Поиск

Вопрос 5 «Адвокатура и государство. Принципы адвокатуры».

 

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. На основании этого органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатов за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательству России.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Утверждение законодателя о том, что адвокатура является независимым институтом гражданского общества, подразумевает наличие в нашей стране гражданского общества как такового, хотя существование в России гражданского общества в его исконном понимании остается достаточно острым дискуссионным вопросом.

Понятие "гражданское общество" имеет долгую историю. Оно вошло в употребление в XVII - XVIII вв. Смысл его заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства.

Гражданское общество - это естественно складывающееся состояние человеческого сообщества данной страны, формирующееся и развивающееся на основе саморегулирования, которое исключает или крайне ограничивает вмешательство государства. Гражданское общество есть все то, что находится за пределами государства, это ступень общественного развития, которая характеризуется совокупностью социально-политических, товарно-рыночных, семейно-бытовых, духовно-культурных отношений в условиях рынка и демократического правового государства.

Для гражданского общества характерны три особенности.

Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти, так как гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной.

Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти для противостояния контролю со стороны государства.

И в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция - все это необходимые элементы подлинно гражданского общества

Гражданское общество — это свободное демократичес­кое правовое общество, ориентированное на конкретного че­ловека, создающее атмосферу уважения к правовым традици­ям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечиваю­щее свободу творческой и предпринимательской деятельнос­ти, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатыва­ющее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Создание правового государства предполагает единство факторов существования системы гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления судебной власти.

В качестве института гражданского общества адвокатура призвана защищать частные интересы конкретных индивидов и их объединений. Но эти частные, индивидуальные интересы не должны поглощаться интересом публичным, а, напротив, определять содержание законов и правоприменительную практику, деятельность всех органов государственной власти и негосударственных структур. Это соответствует ст.2 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы – высшая ценность и обязанность государства – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Выполняется она посредством деятельности государственных органов или путем передачи отдельных полномочий негосударственным органам и организациям, таким как адвокатура. Таким образом, адвокатская деятельность осуществляется в сфере, где взаимодействуют государство и гражданское общество.

Сущность адвокатской деятельности по защите субъективных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, независимость адвокатов в своих действиях, статус адвокатуры как структуры, не входящей в систему органов государственной власти, убедительно свидетельствует о том, что адвокатура находится на службе гражданского общества, представляет собой общественный институт. Вместе с тем этот институт осуществляет публичную деятельность, поскольку на него возложены полномочия государства по реализации важнейшей государственной функции – защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В понятии " принцип " можно выделить четыре основных элемента, характеризующих его как с объективной, так и с субъективной стороны:

- принцип - это научное или нравственное начало, основание;

- руководящая идея, основное правило деятельности;

- внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющий норму поведения;

- основа, от которой не отступают.

В юридических науках принципы определяются как основные руководящие положения, на которых эти науки строятся.

 

В настоящее время впервые на законодательном уровне установлены принципы адвокатуры. Согласно п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре адвокатура действует на основе следующих принципов:

Законности,

Независимости,

Самоуправления,

Корпоративности,

Равноправия адвокатов

Принцип законности является общеправовым и означает, что организация и деятельность адвокатуры должны осуществляться при неуклонном соблюдении предписаний правовых норм. Принцип законности лежит в основе деятельности всех субъектов права. В частности, взаимоотношения государства и адвокатуры должны строиться строго на основе принципа законности, государство не вправе вмешиваться в организацию и деятельность адвокатуры иначе, чем это предусмотрено законодательством. Кроме того, недопустимо достижение целей и задач адвокатуры с применением незаконных методов и средств. В связи с этим каждый адвокат в своей повседневной профессиональной деятельности должен неукоснительно соблюдать предписания правовых норм.

Для адвокатов данный принцип корреспондирует также с нормой Кодекса профессиональной этики (п. 1 ст. 10), согласно которой закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя.

Принцип независимости адвокатуры выражается в том, что органы государственной власти, местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность, за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательству России. Кроме того, адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении профессиональной деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).

В то же время в законе об адвокатуре предусмотрено несколько случаев, когда государство в лице своих органов и должностных лиц принимает непосредственное участие в организации и деятельности адвокатуры. Это, в частности, следующие случаи:

1. финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно (п. 3 ст. 3 закона об адвокатуре);

2. оплата помощи, оказываемой адвокатами по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда;

3. участие судей судов общей юрисдикции, судей арбитражных судов, представителей территориальных органов юстиции, представителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации в работе квалификационных комиссий (ст. 33 закона об адвокатуре);

4. утверждение форм реестров адвокатов, а также формы удостоверения адвоката и формы ордера;

5. ведение реестров адвокатов субъектов Российской Федерации и федерального реестра адвокатов соответственно территориальными органами юстиции субъектов Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации;

6. выдача удостоверений адвокатам территориальными органами юстиции субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Закона об адвокатуре);

7. выдвижение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлений о создании юридических консультаций (п. 1 ст. 24 Закона об адвокатуре).

Следует отметить также, что при осуществлении адвокатом профессиональных действий по конкретному делу никто, кроме доверителя, не вправе давать ему указаний о том, как действовать. Это ограничение в равной мере относится и к государственным и муниципальным органам, и к органам адвокатского сообщества, и к органам адвокатских образований.

Принцип самоуправления подразумевает самостоятельное определение (в рамках закона) адвокатом форм своей деятельности, самостоятельное формирование адвокатских объединений и органов самоуправления, невмешательство государства в деятельность указанных органов. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе навязывать адвокатским объединениям и органам адвокатского самоуправления решения и действия, отменять или приостанавливать действие этих решений. Все вопросы внутренней организации деятельности адвокатского сообщества решаются специально созданными органами адвокатуры.

В Законе об адвокатуре указано, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов (п. 1 ст. 3). Таким образом, несмотря на то, что адвокаты вправе осуществлять свою деятельность и коллективно, и индивидуально (адвокатский кабинет), они продолжают оставаться единой профессиональной корпорацией, для членов которой устанавливаются единые требования в отношении вступления в адвокатуру и деятельности в статусе адвоката. В этом заключается принцип корпоративности.

С принятием Закона об адвокатуре впервые адвокаты объединены на федеральном общероссийском уровне. Ранее такого объединения никогда не существовало, поскольку на общегосударственном уровне адвокатов объединяли только общественные организации. В настоящее время принцип корпоративности реализуется путем объединения всех адвокатов региона в Адвокатскую палату данного региона, с тем, что все региональные адвокатские палаты являются членами Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, которая, таким образом, официально объединяет всех без исключения адвокатов России.

Принцип равноправия адвокатов означает, что вне зависимости от того, в какой форме, индивидуально или коллективно, осуществляется деятельность адвоката, государство не вправе предоставлять ему какие-либо преимущества или устанавливать какие-либо ограничения. Принцип равноправия распространяется также на случаи, когда представительство интересов доверителем осуществляют адвокаты, входящие в разные адвокатские палаты. Таким образом, со стороны государства ко всем без исключения адвокатам должно быть равное отношение, и между собой адвокаты не должны допускать нарушения равноправия.

В соответствии с данным принципом все адвокаты равны при осуществлении ими своей профессиональной деятельности. Это равенство выражается в том, что:

1.при приобретении статуса адвоката все претенденты должны соответствовать одним и тем же требованиям (высшее юридическое образование либо ученая степень по юридической специальности, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо прохождение стажировки в адвокатском образовании в установленные сроки);

2. все адвокаты обладают равными правами и обязанности;

3. относительно всех адвокатов действуют равные гарантии их независимости, предусмотренные законодательством;

4. адвокат, вне зависимости от того, в реестр какого субъекта РФ внесены сведения о нем, вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории России без какого-либо дополнительного разрешения, заключать соглашения с доверителем независимо от места жительства или места нахождения последнего;

5. гарантировано равенство статуса адвоката независимо от времени приобретения данного статуса – до принятия ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре или после

 

 

Закон РСФСР от 25 июля 1962 г., которым утверждено Положение об адвокатуре РСФСР. В основу организации адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения: действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные, городские (а Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов.

Адвокатской деятельностью могло заниматься только лицо, состоящее членом коллегии адвокатов (ст. 4 Положения). Устанавливалось, что членами коллегии могут быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Лица, получившие высшее юридическое образование, но не имеющие стажа работы по специальности или имеющие недостаточный стаж, принимались в коллегию адвокатов лишь после прохождения стажировки сроком не менее 6 месяцев. В виде исключения, с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета депутатов трудящихся членами коллегии адвокатов могли стать лица, не имеющие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее 5 лет (ст. 9). Согласно ст. 11 о каждом приеме в члены коллегии адвокатов президиум коллегии в семидневный срок сообщал Совету Министров автономной республики, исполнительному комитету краевого, областного, городского Совета депутатов трудящихся (ст. 11), т.е. органам исполнительной власти. Положением органы коллегии адвокатов были сохранены: общее собрание (конференция, если в коллегию входило более 300 адвокатов) членов коллегии адвокатов, президиум коллегии адвокатов, ревизионная комиссия (ст. 15).

Организация, руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов осуществлялись Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских Советов депутатов трудящихся. Вопросы оплаты оказываемой юридической помощи Положением непосредственно не регулировались. По этому вопросу Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 февраля 1966 г. была утверждена Инструкция о порядке оплаты юридической помощи.

Следующим этапом развития советской адвокатуры стало принятие

Закона СССР от 30 ноября 1979 г. «Об адвокатуре в СССР» и

Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. В соответствии с Положением в РСФСР действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов. Согласно ст. 31 Положения общее руководство коллегиями адвокатов осуществлялось Советами народных депутатов и их исполнительными и распорядительными органами как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов.

Важной новеллой Положение стало установленное в ст. 11 правило об обязательности наличия высшего юридического образования для членства в коллегии адвокатов (помимо этого сохранялись еще два условия – гражданство СССР и стаж работы по специальности юриста не менее 2 лет).

Ст. 6 союзного закона и ст. 15 Положения закреплялось не только право адвоката запрашивать через юридические консультации справки, характеристики и иные документы, необходимые для оказания юридической помощи из государственных и общественных организаций, но и обязанность последних в установленном порядке выдавать эти документы или их копии.

В коллегиях адвокатов сохранялись общее собрание (конференция) членов коллегии, президиум коллегии адвокатов, ревизионная комиссия (ст. 4 Положения). Форма деятельности – юридические консультации.

Вместе с тем задачи адвокатуры, указанные в ст. 1 Положения, были определены, исходя из политических и идеологических установок советского государства. Некоторые из этих задач, например воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдение дисциплины труда, не отражают юридическую специфику адвокатской деятельности и несут идеологическую нагрузку.

Требования, предъявляемые к ходатайствам

В уголовном судопроизводстве, можно сказать, предъявляются различные формальные требования к различным ходатайствам. Однако к ходатайству о назначении экспертизы и видам аналогичных ходатайств в этой области законодатель не предъявляет особых требований – они могут быть заявлены как в устной, так и письменной форме.

Нигде в законе не указано, что ходатайство о назначении экспертизы должно быть представлено адвокатом в письменном виде, тогда как устное ходатайство лишь заносится в протокол следственного действия или судебного заседания и будет замечено только при его исследовании.

Форма ходатайства об использовании специальных знаний должна содержать помимо наименования органа или должностного лица, куда направляется соответствующее ходатайство; реквизитов адвоката (ФИО, название организации, должность); указания, в отношении какого лица заявляется и по какому делу; наименования документа (ходатайство) с указанием его цели; вводной части, которая должна содержать указание на конкретное уголовное дело, находящееся в производстве, и иные данные, позволяющие его идентифицировать, а также:

а) мотивы заявления ходатайства о назначении судебной экспертизы с указанием конкретных обстоятельств использования специальных знаний;

б) сформулированные вопросы, которые следует поставить на разрешение эксперта;

в) указание на конкретное экспертное учреждение или эксперта;

г) обоснование того, что проведение судебной экспертизы имеет значение для правильного разрешения уголовного дела.

д) сформулированную четко просительную часть, содержащую просьбу о назначении конкретной экспертизы, а так же указание в каком учреждении и кому поручить проведение экспертизы, какие вопросы поставить эксперту и т. д.

Вопросы, которые адвокату необходимо поставить перед собой на подготовительном этапе составления ходатайства:

1. Какие обстоятельства могут быть установлены в результате проведения следственного действия (судебная экспертиза), о производстве которого будет заявлено ходатайство?

2. Какой специалист поможет:

а) при определении рода (вида) экспертизы (первичная повторная, дополнительная, комплексная или комиссионная);

б) при постановке вопросов перед экспертом для четкого уяснения экспертом экспертных задач;

в) при разрешении вопроса о том, какие материалы необходимо предоставить для полного и объективного заключения эксперта;

3. В какое экспертное учреждение обратиться за консультацией для разрешения вопроса № 2?

4. Имеют ли обстоятельства, об установлении которых будет заявлено ходатайство, значение для дела?

5. Как правильно обосновать ходатайство и сформулировать просительную часть ходатайства о назначении экспертизы?

6. Какие неблагоприятные последствия заявленного ходатайства могут иметь место для подзащитного?

7. При получении нежелательного (вероятного или отрицательного) результата судебной экспертизы оспаривать его или нет и в каком порядке?

Однако, заявление ходатайства о назначении экспертизы относится к наиболее трудным задачам защиты. Проблема в том, что адвокат может заявить какое-то ходатайство лишь тогда, когда он уверен, что конечный результат удовлетворения этого ходатайства (например, заключение эксперта) в аспекте защиты будет или позитивным, или, по меньшей мере, нейтральным.

Подготовка адвокатом ходатайства о назначении экспертизы как самостоятельная деятельность (действия) включает следующие стадии:

1) определение цели и обстоятельств, которые могут быть установлены судебной экспертизой;

2) прогнозирование и анализ возможных последствий;

3) изучение и анализ материалов дела;

4) беседу с подзащитным и разъяснение ему прав и обязанностей по назначению экспертизы;

5) определение рода (вида) экспертизы;

6) определение последовательности и очередности назначения экспертиз;

7) выбор экспертного учреждения или эксперта;

8) проверка экспертных возможностей;

9) сбор материалов для назначения экспертизы;

10) обращение к специалисту за помощью в формулирование вопросов эксперту;

11) составление и написание ходатайства о назначении экспертизы;

12) обжалование, в случае неудовлетворения ходатайства.

Назначению экспертизы, как основной формы использования специальных знаний адвокатом предшествуют определенные действия, основными из которых можно назвать следующие:

– определение вида экспертизы;

– подбор материала для экспертизы;

– постановка экспертных задач;

– выбор эксперта или экспертного учреждения;

– уточнение времени назначения экспертизы.

Участвуя при назначении и производстве экспертизы адвокату необходимо руководствоваться следующими условиями обоснованного выбора судебной экспертизы:

1) правильное решение вопроса о принципиальной необходимости применения специальных знаний в каждом конкретном случае;

2) установление необходимости применения специальных знаний в форме экспертизы;

3) решение вопроса о необходимости одновременного совместного обсуждения и интегративной оценки результатов применения специальных знаний;

4) обязательность исключения вопросов, требующих сугубо правовых оценок, например, наличия в действиях подзащитного умысла, мер наказания с учетом особенностей его личности, нравственного облика, нравственного содержания конкретных мотивов инкриминируемых деяний;

5) постановка вопросов, соответствующих уровню научной компетенции экспертов, кругу правомочий, теоретических знаний и опыту судебных экспертов.

II. Следующей самостоятельной деятельностью (действиями) адвоката по использованию специальных знаний является участие (деятельность) адвоката при допросе эксперта и специалиста.

Деятельность адвоката при допросе эксперта сводится к следующему:

1. Формулирование вопросов эксперту для разъяснения заключения и представление их в письменном виде.

2. Заявление ходатайства о допросе эксперта в случае необходимости:

а) разъяснения специальных терминов или формулировок, включенных в содержание заключения;

б) устранения имеющихся расхождений между выводами и исследовательской частью;

в) описания в доступной форме использования методики исследования;

г) дачи развернутой мотивировки причин возникших разногласий между экспертами;

д) изложения более детально или последовательно процесса исследования материалов и объектов либо экспериментальной проверки фактических данных.

Самое сложное в деятельности адвоката-защитника при допросе эксперта, – это ставить вопрос о недопустимости показаний эксперта в случае, когда допрос проводился не в целях разъяснения или уточнения данного им заключения, а, по сути дела, для дополнения данного экспертом заключения, хотя для этого по закону требуется уже производство дополнительной экспертизы. С этим защитнику следует разобраться и заявить обоснованное ходатайство.

В содержание показаний эксперта входят следующие моменты:

– эксперт может дать разъяснение своего заключения, не изменяя его содержания (например, объяснить значение каких-то терминов);

– у эксперта может быть уточнено его содержание, внесены какие-то изменения, например, устранены имеющиеся противоречия;

– эксперт может объяснить сущность примененной методики, дать пояснения о ее надежности, а также привести какие-то дополнительные аргументы в обоснование своих выводов;

– эксперт в ходе допроса может ответить на дополнительные поставленные вопросы, если это возможно без проведения исследований.

Адвокат при допросе эксперта должен руководствоваться следующим значением показаний эксперта как доказательства:

1. Разъяснение текста заключения и придание ему большей четкости, что облегчает его понимание.

2. Приведение дополнительных аргументов (в том числе, о надежности примененной методики) и повышение степени обоснованности выводов.

3. Установление новых обстоятельств, которые могут иметь самостоятельное доказательственное значение (в ходе ответов на дополнительные вопросы).

В соответствии с ч. 2 ст. 283 УПК РФ после выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дачи заключения, председательствующий предлагает участникам процесса представить в письменном виде вопросы эксперту.

Вопросы 23, 26. Разработка адвокатом правовой позиции по делу.

 

Сначала необходимо определить, что такое правовая позиция по делу и чем обуславливается её формирование. Итак, правовая позиция по делу – это определённая точка зрения на обстоятельства дела, обусловленная процессуальной ролью и интересами определённой стороны. Можно выделить следующие факторы, определяющие позицию по делу:

1. фактические обстоятельства дела;

2. доказательства;

3. процессуальная роль;

4. процессуальные цели в конкретном деле.

Этапы выработки позиции по делу:

1. определение позиции по делу;

2. согласование отдельных составляющих позиции;

3. работа с контраргументами или тест на реальность;

4. завершение выработки позиции и её текстуальное завершение.

Перечисленные этапы выделяются условно и в каждом конкретном случае могут дополняться или изменяться.

Определение позиции по делу, как правило, начинается с работы с фактическими обстоятельствами дела. Правовая позиция по гражданскому делу предполагает наличие следующих составляющих:

1. законность спорного интереса или возражения;

2. обоснованность имеющихся в деле доказательств;

3. наличие юридической перспективы дела; - соответствие притязаний клиента принятым в обществе моральным установкам.

Рассмотрим некоторые наиболее существенные положения при разработки адвокатом позиции по делу. Законность спорного интереса - таков первый элемент правовой позиции. Законны ли притязания и возражения лица, обратившегося за юридической помощью? Основан ли спорный интерес на законе, или он противоречит его предписаниям? Эти вопросы подлежат выяснению в первую очередь, для чего необходимо исследовать природу спорного правоотношения, материально-правовую основу требований и возражений сторон. Если в результате такого анализа обнаружится противоправность отстаиваемых клиентом требований либо возражений, а адвокат тем не менее примет к своему производству это заведомо безнадежное дело, он совершит глубоко безнравственный поступок, несовместимый с основными началами адвокатской этики. Не менее ответственным должно быть решение адвоката, когда анализ спорного правоотношения приводит его к негативному выводу об отсутствии правовой позиции по делу, вследствие чего он отказывает в принятии поручения. При этом следует учитывать значение для клиента решения адвоката не принимать участия в процессе. Основываясь на суждении адвоката, не усматривающего в деле правовой позиции, клиент может отказаться от обращении в суд и понести серьезный ущерб.

Отсутствие закона, регулирующегоспорное отношение, не является само по себе препятствием для принятия адвокатом поручения на ведение дела, так как защита интересов клиента в гражданском процессе возможна также и путем применения закона, регулирующего сходные отношения (аналогия закона) равно как и на основе общих начал и смысла законодательства (аналогия права). В подобной ситуации выявление правовой позиции по делуможет быть сопряжено со значительными трудностями, однако адвокат должен использовать все возможные средства и способы для того, чтобы интерес клиента не остался без внимания.

Вторым элементом правовой позиции является наличие необходимых доказательств по делу. Недостаточно установить что спорный интерес клиента основан на законе, поскольку, должна быть доказана сама законность притязаний или возражений. Поскольку согласие адвоката на Ведение гражданского дела в суде определяет принятие им на себя обязанности использовать законные средства и методы в целях обоснования правоты своего доверителя, он должен предварительно удостовериться в наличии необходимых для этого средств доказывания. Поэтому выявление правовой позиции по делу предполагает обсуждение вопроса о возможности представления доказательств в подтверждение тех фактических обстоятельств, на которых основываются притязания и возражения клиента. Обсуждая вопрос о наличии правовой позиции по делу, следует учитывать, что в определенных случаях показания свидетелей не допускаются законом как средство подтверждения сделки. При исследовании доказательственной стороны правовой позиции от адвоката требуется тщательно и глубокий анализ конфликтной ситуации. Большая осмотрительность и учет тенденций судебной практики чтобы, с одной стороны, не упустить возможности использовать средства доказывания способные подтвердить сделку при несоблюдении письменной формы, а с другой не переоценить значение документов, достаточных для доказывания определенных фактов, однако не свидетельствующих о наличии искомых прав и интересов. Установив наличие доказательств, относящихся к делу и допускаемых законом для подтверждения искомых фактов, адвокат производит отбор доказательственного материала с учетом достоверности фактов и доброкачественности средств доказывания. Заведомо недостоверные доказательства ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны адвокатом приемлемыми и представлены им суду. Если адвокату известно о недоброкачественности средств доказывания, на которые рассчитывает клиент, либо о недостоверности тех фактов, на которых он основывает свои притязания или возражения, он констатирует отсутствие правовой позиции по делу и отказывает в принятии поручения

Анализ законности спорного интереса и строгий отбор доказательственного материала позволяют адвокату прийти к выводу о юридической перспективе дела. Это - третий элемент правовой позиции. Ведение адвокатом юридически безнадежного дела не только влечет за собой для клиента бесполезные и притом невосполнимые расходы и бесцельную трату времени, но и подрывает у суда доверие к адвокату, роняет достоинство и авторитет адвокатуры в целом. Памятуя об этом, адвокат должен откровенно сообщить клиенту о неблагоприятной перспективе процесса, о слабых и ненадежных звеньях его позиции и тех трудностях, с какими может быть сопряжено доказывание фактических обстоятельств, лежащих в основании его притязаний и возражений, чтобы клиент мог ясно представить себе возможный ход дела и принять решение начать или продолжать его ведение в суде. Конечно, оценка юридической перспективы дела неизбежно носит предварительный характер. При этом адвокат, предвосхищая судебное исследование, заранее анализирует доказательства, которые будут выдвинуты перед судом, возможный результат их проверки в ходе судебного разбирательства, вероятность подтверждения доказательственных фактов, взаимную связь между ними и логический вывод о существовании обстоятельств, лежащих в основании спорного правоотношения.

Обсуждение вопроса о юридической перспективе дела предполагает строгий учет тенденций судебной практики по данной категории гражданских дел. Правильно оценить вероятный финал судебного спора невозможно, исходя только из законности спорного интереса и наличия необходимых доказательств для его утвержденияперед судом. если при этом не принимать во внимание складывающуюся линию судебной практики по разрешению споров определенной категории, то оценка юридической перспективы дела может оказаться по существу академической, а потому неверной.

При обсуждении вопроса о принятии поручения по делу адвокат должен учитывать что гражданское судопроизводство завершается не провозглашением решения, а его исполнением. Конечная цель клиента по большинству гражданских дел (по искам о присуждении) состоит в реальном получении присуждённого ему решением суда имущества или денег. Поэтому, обсуждая юридическую перспективу дела, адвокат должен иметь в виду не только вероятность успешной защиты интересов клиента путем утверждения его правоты перед судом и вынесения решения в его пользу, но и реальность исполнения решения суда.

Следует также рассмотреть вопрос о соображениях этического порядка, препятствующих принятию поручения на ведение гражданского дела. Разрешая вопрос о возможности принятия поручения по этическим соображениям, адвокат прежде всего обращается к нормам действующего права. Поручение на ведение дела не может быть принято адвокатом, когда:

1. в решении дела принимает участие должностное лицо, с которым он состоит в родственных отношениях (в свойствё);

2. он по данному делу ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам обратившегося, или участвовал ранее в деле в качестве судьи, прокурора, свидетеля, эксперта, переводчика или секретаря судебного заседания;

3. гражданское дело связано с уголовным делом, в котором он участвовал ранее в качестве потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, дознавателя, следователя, понятого или иных лиц;

4. он находится в родственных отношениях (в свойстве) с адвокатом, который по тому же делу оказывает юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам обратившегося.

Эти правила, являясь правовыми нормами, вместе с тем содержат в себе и требования этического порядка, запрещая при указанных выше условиях принятие поручения по делу. Соответствующие положения предусмотрены Федеральным законом «Обадвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Вопрос 29 «Органы Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, их полномочия».

 

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации образована 31 января 2003 г. по решению I Всероссийского съезда адвокатов.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства.

Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Съезд созывается не реже одного раза в два года. Адвокатские палаты имеют равные права и равное представительство на Съезде. Каждая адвокатская палата независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос.

Всероссийский съезд адвокатов:

1) принимает устав Федеральной палаты адвокатов и утверждает внесение в него изменений и дополнений;

2) принимает кодекс профессиональной этики адвоката, утверждает внесение в него изменений и дополнений;

3) формирует состав совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе избирает новых членов и прекращает полномочия членов совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) совета, предусмотренной пунктом 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета, а также утверждает решения совета о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых был прекращен или приостановлен;

4) определяе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.115.125 (0.018 с.)