Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 6 «Организация русской присяжной адвокатуры. Формирование и деятельность советов присяжных поверенных. Деятельность частных поверенных в 1874-1917 гг.».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С изданием одного из актов судебной реформы 1864 года - Учреждения судебных установлений – были заложены основы для формирования профессиональной адвокатуры в России. Адвокаты разделялись на 2 категории: высшую – присяжных поверенных, и низшую – частных поверенных, деятельность которых была нормативно урегулирована Законом от 25 мая 1874 г. свидетельства на звание частного поверенного могли получать лица, не имеющие высшего юридического образования, если они выдерживали экзамен в соответствующем суде. Особое значение приобрели присяжные поверенные. Это было обусловлено их более высоким профессиональным уровнем и организационным объединением. Для допущения к профессии присяжного поверенного необходимо было соблюдение следующих условий: 1. достижение 25-летнего возраста, 2. подданство Российской империи, 3. наличие юридического образования (окончание курса юридических наук и выдержание экзамена по ним в университетах или каких-либо других высших учебных заведениях), 4. практическая подготовка по специальности не менее 5 лет (в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного) – ст. 354, 355 Учреждения судебных установлений. Однако, Указом от 19.10.1865 года, которым было утверждено «Положение о введении в действие Судебных уставов 20 ноября 1864 года» перечень условий был изменен в сторону снижения требований. Ст. 44 данного документа предусматривала, что в число присяжных поверенных могут быть «на первое время» приняты, кроме лиц, отвечающих требованиям ст. 354 УСУ, лица, окончившие курс юридических наук в высших учебных заведениях, если они прослужили 4 года по судебному ведомству или занимались не менее 5 лет ведением дел в судах в качестве поверенных, а также лица, окончившие курс в высших учебных заведениях, хотя и не по юридическому факультету, или же не получившие образования (по тексту нормы «воспитания») в высших учебных заведениях, если они прослужили по судебному ведомству не менее 5 лет и в течение этого времени занимали не менее года должность Секретаря Сената, или такие должности не ниже VII класса, на которых могли приобрести практические сведения в производстве и решении судебных дел. Не могли быть допущены к профессии присяжного поверенного иностранцы, лица, состоящие на оплачиваемой службе у государства, несостоятельные должники, а также опороченные лица (к таковым относились, в частности, лица, исключенные из числа присяжных поверенных, священнослужители, лишенные сана, лица, лишенные прав состояния). Решение об отказе в принятии могло быть обжаловано в суд, однако существовало негласное правило о том, что отказ, основанный на сомнениях в моральных качествах претендента, не обжаловался. Первые 27 присяжных поверенных были утверждены 17 апреля 1866 г., в день введения в действие судебных уставов и торжественного открытия новых судов. Организационная оформленность присяжных поверенных состояла в том, что они могли составлять коллегию при судебных палатах губерний. Члены палаты избирали органы самоуправления: Совет и председателя. Существовало правило о том, что присяжные поверенные округа судебной палаты, если их не менее 20, обращались в палату с просьбой разрешить им избрать совет. Число членов совета должно было быть соразмерно числу присяжных поверенных, входящих в совет, не менее 5 и не более 15, включая председателя. Советы присяжных поверенных осуществляли следующие функции: · прием новых членов и исключение из членов; · наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными законов и принимаемых ими на себя обязанностей, а также рассмотрение жалоб доверителей на действия присяжных поверенных, жалоб тех лиц, против которых присяжный поверенный вел дела, жалобы одного присяжного поверенного на другого, жалоб присяжных поверенных на их помощников и наоборот, рассмотрение сообщений официальных учреждений и должностных лиц о замеченных ими неправильных действиях присяжных поверенных или их помощников (например, отказ от защиты); · назначение присяжных поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, обратившихся с такой просьбой; · определение размера вознаграждения присяжному поверенному, если между ним и доверителем отсутствует согласие о размере, а также в случае отсутствия письменного соглашения об этом; · ведение дисциплинарной практики. Последняя сфера полномочий совета включала в себя право наложения на присяжных поверенных следующих видов дисциплинарных взысканий: предостережение; выговор; запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока не более одного года; исключение из числа присяжных поверенных; предание уголовному суду в особо тяжких случаях (принятие решений о применении одной из трех последних мер взыскания должно было быть принято большинством в 2/3 голосов). Члены совета, председатель совета и товарищ председателя совета избирались годовым общим собранием присяжных поверенных. Также собрание рассматривало отчет совета за предыдущий год. Решения на общем собрании принималось большинством голосов присутствующих присяжных поверенных; их помощники принимали участие с правом совещательного голоса. За период с 1864 по 1875 годы подобные учреждения успели образоваться только в трех округах – петербургском, московском и харьковском. В 1874 году на создание советов присяжных поверенных был наложен мораторий, отмененный только в начале XX в. (в 1904 г.), после чего советы были созданы еще в нескольких городах (Одесса, Новочеркасск, Казань, Саратов, Омск, Иркутск). В остальных губерниях присяжные поверенные не имели особой организации и числились при окружных судебных палатах. Относительно деятельности частных поверенных необходимо отметить следующее. В 1874 г. был издан закон, учредивший наряду с присяжной адвокатурой институт частных поверенных. Для того чтобы стать частным поверенным и приобрести право на участие в производстве гражданских дел как в мировых, так и в общих судебных установлениях, требовалось получить особое свидетельство. Оно выдавалось судами в округе, где частный поверенный осуществлял ходатайства по делам. Этими же судами накладывались и дисциплинарные наказания. Подробно правовое положение частных поверенных было регламентировано значительно позже. Частные поверенные могли ходатайствовать по делам только в том судебном месте, где было выдано свидетельство. Исключение составляли два случая: имевшие свидетельство от мирового или уездного съезда могли ходатайствовать и по делам, производившимся у мировых судей, земских начальников, городских судей и в губернских присутствиях, находившихся в округе данного съезда; поверенные, принявшие ведение дела на основании полученного ими свидетельства, имели право ходатайствовать по этому делу и в кассационных департаментах Сената. Свидетельства частных поверенных облагались особым сбором в размере 40 руб. в год, если они выдавались съездом, и 75 руб., когда их выдавал окружной суд или палата. Дисциплинарную ответственность частные поверенные несли перед теми судами, при которых они состояли. Суды налагали дисциплинарные взыскания либо по своей инициативе, либо по предложению прокуратуры. Дисциплинарная ответственность была та же, что и у присяжных поверенных: предостережение, выговор, запрещение практики и исключение из числа поверенных. На постановление судов о недопуске к профессии частных поверенных и о наложении двух самых тяжелых наказаний - запрещения практики и исключения из числа поверенных - могла быть подана апелляция в суды высшей инстанции. Независимо от вида дисциплинарных взысканий Министру юстиции было предоставлено право отстранять от ходатайства по судебным делам лиц, которых он признавал недостойными звания поверенного. Вводя институт частных поверенных из-за недостатка присяжных, законодатели имели в виду ведение ими только гражданских дел. Но частные поверенные, пользуясь предоставленным им ст. 565 Устава уголовного судопроизводства правом, очень быстро сориентировались в ситуации и стали активно вести уголовные дела. Качество их работы значительно уступало качеству труда профессиональных присяжных поверенных, что неудивительно, ибо требования, предъявляемые законом к частным поверенным, были заниженными. Частным поверенным мог стать всякий грамотный, совершеннолетний и не учащийся, не отлученный от церкви и не исключенный со службы, из своего сословного общества или из ходатаев по чужим делам, а также не лишенный по суду всех прав состояния за деяния, влекущие за собой такое лишение прав. Частные поверенные не были объединены в какую-либо организацию, в которой могли бы повышать свой профессиональный уровень и где бы хранились и приумножались традиции профессиональной защиты.
Вопрос 7 «Периоды развития советской адвокатуры (общая характеристика)».
После революции 1917 года адвокатура переживала период кризиса. В период 1917 – 1922 годы был принят ряд документов, непосредственно относящихся к адвокатуре. 24 ноября 1917 года был опубликован декрет СНК «О суде», названный впоследствии декретом о суде № 1. этим декретом упразднялась существовавшая судебная система, адвокатура, прокурорский надзор, институт судебных следователей, служба судебных приставов, нотариат. В соответствии с декретом, предварительное следствие было возложено на местных судей, что привело к объединению функций следствия и рассмотрения дела по существу. В качестве обвинителей и защитников по уголовным делам, причем со стадии предварительного следствия, а по гражданским делам – поверенными, допускались «все неопороченные граждане обоего пола». Местные суды руководствовались при принятии своих актов законами свергнутых правительств в случаях, если они не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Отмененными признавались все законы, противоречащие декретам ЦИК и СНК, а также программам – минимум партии РСДРП и партии СР. 19 декабря 1917 года Наркомюст принял Инструкцию о революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний. В соответствии с п. 6 названного документа судебное следствие происходит при участии обвинения и защиты. П. 7 Инструкции было установлено, что в качестве обвинителей и защитников, имеющих право участия в деле, допускаются по выбору сторон все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола. При Революционном Трибунале учреждается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты. Названная коллегия образуется путем свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендации Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. 7 марта 1918 года был издан декрет «О суде» (№ 2). В рамках субсидируемых государством коллегий правозаступников при местных советах создавалась единая коллегия защитников. 30 ноября 1918 года ВЦИК принял Положение о народном суде, в соответствии с которым при исполнительных уездных комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов и при исполнительных губернских комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов учреждались коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Их члены избирались исполкомами на общих для всех должностных лиц государства основаниях и как должностные лица получали денежное содержание по смете НКЮ. В данные коллегии входили представители буржуазной адвокатуры, из-за чего в июне 1920 года коллегии подверглись резкой критике на III Всероссийском съезде деятелей советской юстиции. Съезд принял постановление о ликвидации коллегий, существовавших согласно Положению 1918 года, и о создании при отделах юстиции кадров обвинителей и организации судебной защиты в порядке трудовой повинности. Это решение было отражено в новом Положении о народном суде, принятом ВЦИК 21 октября 1920 года. На четвертом Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, комиссар юстиции Д. Курский охарактеризовывает перспективы развития адвокатуры: «Либо мы создадим организацию адвокатов, которая будет находиться под нашим контролем, либо возьмет верх частная практика». И именно на этом съезде была предложена для обсуждения реформа, касающаяся адвокатуры. 26 мая 1922 г. решением III сессии ВЦИК IX созыва было утверждено первое Положение об адвокатуре. 5 июля 1922 г. НКЮ РСФСР утвердил Положение о коллегии защитников. Прямо предусматривалась зависимость коллегии от государственных органов: коллегии защитников создавались при губернских отделах юстиции. Первый состав коллегии утверждался президиумом губисполкома по представлению губернского отдела юстиции. В дальнейшим принимать в коллегии разрешили президиумам коллегий с сообщением о приеме президиуму губисполкома, который мог отвести вновь принятых, а также в президиум совнарсуда. Положение не устанавливало образовательного ценза для приема в коллегию. Предусматривалась необходимость выдержать испытание в комиссии, состоявшей преимущественно из судей. Члены коллегии защитников состояли при совнарсудах. Руководил работой президиум, избираемый членами коллегии защитников каждой губернии или области на общем собрании в количестве от 3 до 7 лиц сроком на один год (п. 10 Положения). Форма работы – юридические консультации. Оплата осуществлялась, по общему правилу, по соглашению, некоторые категории лиц (рабочие государственных и частных предприятий, служащие советских учреждений) производили оплату в соответствии с установленной таксой. 27 февраля 1932 г. НКЮ утвердил Положение о коллективах членов коллегии защитников. Коллективы охватывали адвокатов, работающих в районных центрах и сельских местностях. Общее политическое руководство и надзор за деятельностью коллегий осуществлялся областными (краевыми) или главными судами (п. 3 Положения). Коллективы, подотчетные президиуму коллегии, имели свои органы самоуправления: общее собрание, бюро, ревизионную комиссию. Бюро выполняло текущую работу по руководству коллективом и имело право принимать в корпорацию новых членов, причем прием контролировался президиумом коллегии. В 1930 – е гг. адвокатура была включена в государственную систему защиты социалистической законности. Следующим этапом в развитии советской адвокатуры стало принятое 16 августа 1939 г. Положение об адвокатуре СССР (здесь впервые был употреблен термин «адвокат»). Согласно этому документу образовывались областные, краевые, республиканские коллегии адвокатов. Согласно п. 6 Положения членами коллегии адвокатов могли стать лица имеющие высшее юридическое образование; окончившие юридические школы (т.е. получившие среднее образование) при наличии стажа практической работы в органах юстиции не менее одного года; не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов. Форма работы адвокатов – юридическая консультация. Предусматривалась должность заведующего консультацией, который назначался президиумом коллегии адвокатов и был ответственен перед ним за работу консультации. Заведующий распределял дела между адвокатами, устанавливал размер платы за юридическую помощь в соответствии с таксой, осуществлял контроль за качеством работы адвоката (п. 22 Положения). Заведующие консультациями, в которых работало не менее 15 адвокатов, освобождались от ведения судебных дел (п. 23 Положения). В коллегиях создавались следующие органы: общее собрание членов коллегии адвокатов; президиум коллегии адвокатов; ревизионная комиссия. Хотя в п. 14 Положения было указано, что все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегии адвокатов, разрешаются общим собранием членов коллегии адвокатов и президиумом коллегии адвокатов, фактически контроль за приемом в адвокатуру возлагался на органы юстиции (Приказ НКЮ СССР от 22.04.1941 г.). Кроме того, НКЮ СССР регламентировал порядок рассмотрения дисциплинарных дел членов коллегии адвокатов (Приказ и инструкция НКЮ СССР от 11.04.1940 г.), утвердил Типовые правила внутреннего распорядка. Согласно п. 25 Положения оплата юридической помощи, оказываемой адвокатами, производится на основании инструкции, издаваемой НКЮ СССР. Она была издана 2 октября 1939 г. Общее руководство деятельностью коллегий адвокатов осуществлялось НКЮ СССР через подотчетные органы. В 60-е годы в СССР по вопросам организации и деятельности адвокатуры принимались республиканские законы, в частности Закон РСФСР от 25 июля 1962 г., которым утверждено Положение об адвокатуре РСФСР. В основу организации адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения: действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные, городские (а Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов. Адвокатской деятельностью могло заниматься только лицо, состоящее членом коллегии адвокатов (ст. 4 Положения). Устанавливалось, что членами коллегии могут быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Лица, получившие высшее юридическое образование, но не имеющие стажа работы по специальности или имеющие недостаточный стаж, принимались в коллегию адвокатов лишь после прохождения стажировки сроком не менее 6 месяцев. В виде исключения, с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета депутатов трудящихся членами коллегии адвокатов могли стать лица, не имеющие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее 5 лет (ст. 9). Согласно ст. 11 о каждом приеме в члены коллегии адвокатов президиум коллегии в семидневный срок сообщал Совету Министров автономной республики, исполнительному комитету краевого, областного, городского Совета депутатов трудящихся (ст. 11), т.е. органам исполнительной власти. Положением органы коллегии адвокатов были сохранены: общее собрание (конференция, если в коллегию входило более 300 адвокатов) членов коллегии адвокатов, президиум коллегии адвокатов, ревизионная комиссия (ст. 15). Организация, руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов осуществлялись Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских Советов депутатов трудящихся. Вопросы оплаты оказываемой юридической помощи Положением непосредственно не регулировались. По этому вопросу Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 февраля 1966 г. была утверждена Инструкция о порядке оплаты юридической помощи. Следующим этапом развития советской адвокатуры стало принятие Закона СССР от 30 ноября 1979 г. «Об адвокатуре в СССР» и Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. В соответствии с Положением в РСФСР действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов. Согласно ст. 31 Положения общее руководство коллегиями адвокатов осуществлялось Советами народных депутатов и их исполнительными и распорядительными органами как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов. Важной новеллой Положение стало установленное в ст. 11 правило об обязательности наличия высшего юридического образования для членства в коллегии адвокатов (помимо этого сохранялись еще два условия – гражданство СССР и стаж работы по специальности юриста не менее 2 лет). Ст. 6 союзного закона и ст. 15 Положения закреплялось не только право адвоката запрашивать через юридические консультации справки, характеристики и иные документы, необходимые для оказания юридической помощи из государственных и общественных организаций, но и обязанность последних в установленном порядке выдавать эти документы или их копии. В коллегиях адвокатов сохранялись общее собрание (конференция) членов коллегии, президиум коллегии адвокатов, ревизионная комиссия (ст. 4 Положения). Форма деятельности – юридические консультации. Вместе с тем задачи адвокатуры, указанные в ст. 1 Положения, были определены, исходя из политических и идеологических установок советского государства. Некоторые из этих задач, например воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдение дисциплины труда, не отражают юридическую специфику адвокатской деятельности и несут идеологическую нагрузку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.01 с.) |