Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О принципе независимости судейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом [1]. Право на судебную защиту выступает в качестве гарантии соблюдения законных прав и свобод граждан. Следовательно, для правильного осуществления правосудия в Российской Федерации необходимо достаточное обеспечение судебной системы, способствование государством ее правильной и непрерывной работе. Носителям судебной власти в Российской Федерации являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Незаменимая, необходимая деятельность судей в Российской Федерации, а прежде всего, это установление справедливости, вынесение судебных решений, обеспечивается Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации» и иными актами. Еще в конституциях СССР и РСФСР в качестве одного из исходных начал организации и деятельности суда свое закрепление получил Принцип независимости судей и подчинения их только закону. В настоящее время, данный принцип закреплен в ст. 120 Конституции РФ [1]. Принцип независимости выражает своеобразный суверенитет судебной власти, ее отдаленность от власти исполнительной и законодательной. Основой данного принципа является исключение любого воздействия на судей при осуществлении ими своих полномочий. Это исключает возможность лоббирования интересов судьи. При рассмотрении дела суд не руководствуется мнением участников процесса, прежде всего, исследование доказательств, а также иные действия производится согласно внутреннему убеждению судьи. Однако достаточно ли соблюден один из основных конституционных принципов, реализуется ли он в полной мере, имеются ли случаи несоблюдения данного принципа на практике? В настоящее время данный вопрос получил широкую огласку и стал одним из наиболее актуальных, занимающих умы специалистов. Судебный аппарат расширяется, все новые и новые полномочия возлагаются на плечи судей. В эпоху современного развития общества часто используются различные методы доказывания, адвокаты строят различные вариации и ходы при защите своих клиентов, следовательно, исполнение настолько важной обязанности, как осуществление правосудия, становится наиболее затруднительным. Влияние на судей также исходит и со стороны председателей судов, других судей. Определенные гарантии предоставляют регулируемый процессуальным законом порядок принятия решений (тайна совещательной комнаты, порядок голосования, при котором председательствующий подает голос последним). Однако все еще встречаются случаи дачи председателями судов судьям указаний по конкретным делам. Такая практика, даже если объясняется недостаточной квалификацией, неопытностью судей, является нарушением закона. Законодатель установил своеобразные привилегии для граждан, занимающих должность судьи. Прежде всего, это самостоятельность судей и подчинение их только закону, следовательно, закон как бы ограждает данных лиц от внешнего вмешательства. Становление судебной власти – результат самоограничения государства, допускающего контроль над собой независимого суда [2]. Главным свойством независимости судей, как в советский период, так и сейчас является недопустимость постороннего воздействия на их деятельность при осуществлении правосудия. Основная смысловая нагрузка при определении понятия «независимость судей», как видно, лежит на словах «постороннее воздействие». Под посторонним воздействием следует понимать вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия [3]. Также законодательством обеспечивается соблюдение уважения по отношению к судьям. Данное положение вновь имеет под собой основание необходимости, поскольку, суд является основным, главным звеном при осуществлении уголовного, гражданского и иного вида производств, он координирует, направляет участников процесса, а, следовательно, все поручения и замечания суда имеют огромное значение. Согласно Закону «О статусе судей РФ» независимость судей обеспечивается: наличием особой процедуры осуществления правосудия; установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; Важное значение при соблюдении данного принципа имеют и сами действия судьи, его моральные и профессиональнее качества. Это является важным подкреплением необходимости столь жесткого отбора кандидатов на данную должность. Составляющей независимости судей является их несменяемость, т.е. невозможность перевода судьи на другую работу или в другой суд, если от него не получено согласие. Достаточно важной привилегией является то, что полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Срок полномочий судьи ограничен лишь достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, что является дополнительной гарантией принципа независимости судей, закрепленного ст. 120 Конституции Российской Федерации»[1]. Создается своеобразная модель, образец независимого арбитра, обдающего неприкосновенностью, некий субъект, до которого, казалось бы, даже «дотрагиваться страшно». Однако данная должность включает в себе огромное количество обязанностей и ограничений. Прежде всего, следует обратиться к стадии, на которой гражданин еще не носит почетный статус судьи, а, всего лишь, направляется на сдачу квалификационного экзамена. На тот момент он уже должен обладать соответствующим образованием, уметь лавировать в различных отраслях права, иметь непревзойденную, кристально чистую репутацию и глубокое чувство справедливости, сочетаемое одновременно с внутренним стержнем, который не позволит поддаться определенной ситуации. Законами установлена необходимость регулирования доходов и расходов не только самого судьи, но и его супруги (супруга), которые обязаны ежегодно предоставлять отчетность о совершенных ими финансовых операциях. Особое внимание уделяется внутреннему состоянию судьи, его уважению к судебной системе, законодательству Российской Федерации и соответственно, к самому государству. Законами запрещено любое внешнее выражение хотя бы намека на недостойное отношение судьи к вышеперечисленному. Любое неосмотрительно, сгоряча брошенное высказывание, внешний вид, действие может привести к плачевным для судьи последствиям. Федеральный закон «О статусе судей в РФ» обязывает судью, при конфликте интересов или же личной заинтересованности заявить самоотвод и передать дело на рассмотрение другому судье. Следующим, немаловажным ограничением, является запрет судье заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой и педагогической, тем самым, ограничивая способность судьи самому выбирать желаемую им деятельность, этим погашаются некоторые желания судьи. Даже после отставки статус судьи продолжает свое влияние на гражданина. Все также бывший судья не имеет права на различные высказывания, а главное, все также ограничен круг его деятельности. Однако появляется возможность для судьи, занимать должности в органах государственной власти и одновременно с этим, выступает ограничение – запрет судье занимать должность следователя или быть занятым в данной сфере. Важно отметить, что при наделении гражданина данным статусом проверяется не только чистота репутации данного гражданина, на практике, невозможно получить должность судьи, если кандидат состоял, имеет связи с недостойными элементами, особенно, нарушившими закон. В связи с широким спектром ограничений, а также, прежде всего, с человеческим фактором прослеживается существование судей, которые, получив данный статус, начинают злоупотреблять своими полномочиями. Рамазанов Т.Б. проблему недостаточности соблюдения независимости судей представляет с совершенно другого аспекта. Главным побудителем данной проблемы профессор считает существующий механизм занятия должности судьи. И предлагает избрание судей народом на альтернативной основе. Также он отмечает недостаточно высокую эффективность при подготовке кадров для судебной системы. Говоря мыслями И.Я. Фойницкого, судью «воспитывает общество, его окружающее, примеры, в жизни им наблюдаемые, наука, ум его возвышающая. Если почва в этой основной, психологической сфере не подготовлена, никакие мероприятия государственные не сотворят независимость судьи. Определяясь личным складом судьи, внутренняя самостоятельность суда в то же время определяется и личным складом государственных управителей»[5]. Таким образом, законодателем установлен своеобразный идеализированный образ гражданина, основной ценностью которого является судебная власть. Жизнь этого идеализированного элемента пропитана законами и служению государству. Требуется наличие внутреннего убеждения, но одновременно с этим - беспристрастность.
Примечания: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445 2. Панько Н.К. Влияние независимости и неприкосновенности судей на формирование их внутреннего убеждения при принятии решения по уголовному делу // Судебная власть и уголовный процесс. 2012. № 1. с. 222-229. 3. Рамазанов Т.Б., Рамазанова Э.Т. Запоздалая независимость Российских Судей // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 3. С. 128-131. 4. Федеральный Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 22.12.2014) «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 22.12.2014) // Российская газета, N 170, 29.07.1992. 5. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Том I. С.-Петербург: Сенатская типография, 1902. С 34.
© Колесникова М.М., 2015. УДК
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.63 (0.011 с.) |