ОРГАНИЗАЦИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН



Наверняка, практически каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с необходимостью решения юридических проблем, нанимал квалифицированных юристов и адвокатов для представительства в суде, составления исков или жалоб. Однако, сегодня, услуги профессионального юриста довольно дорогостоящи и, далеко не каждый имеет финансовую возможность обратиться за квалифицированной юридической помощью для защиты своих прав. [1]

В тоже время, каждое государство, стремясь защитить наиболее уязвимые слои населения, ставит оказание бесплатной юридической помощи населению в ряд наиболее приоритетных направлений своей политики. Так, Конституция Российской Федерации в часть 1 статьи 48 каждому гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, такая юридическая помощь оказывается бесплатно.

Право на бесплатную юридическую помощь впервые упоминалось в зарубежном законодательстве еще около двухсот лет назад. Предоставление бесплатной юридической помощи в те времена осуществлялось в основном по уголовным делам на стадии непосредственного судебного разбирательства, и только на рубеже 70 - 80-х годов XX в. в вышеуказанную помощь стали включать юридические консультации и помощь на досудебных стадиях, поскольку такая помощь давала возможность людям избежать обращения в суд за защитой своих прав.

В настоящее время в разных странах сложились определенные системы по организации оказания финансируемой государством юридической помощи со своими особенностями, которые, в основном, зависят от местных культурных и исторических особенностей каждого государства.

Исследователи обычно подразделяются модели предоставления юридической помощи на три категории: judicare, модель государственных защитников и смешанную модель.

Первая модель - judicare подразумевает привлечение юристов, занимающихся частной практикой, с которыми в каждом отдельном случае специально заключается соглашение на ведение дела. Такая модель не однородна, и, в свою очередь, в зависимости от способов выплаты гонораров частнопрактикующим адвокатам разделяют на pure judicar (т.е. judicare в чистом виде), по которой денежные выплаты юристы получают после оказания ими юридической помощи за каждое отдельное дело от местной администрации, либо через коллегии адвокатов, и duty counsel (так называемый «дежурный адвокат»), которая предусматривает привлечение штатных адвокатов, которые ответственны за предоставление юридических услуг, с обязанностью "дежурного" представительства. Выплаты «дежурным адвокатам» осуществляются за каждый день присутствия и представительства в суде.

Вторая модель - государственных защитников. Она отличается от системы judicare по типу источника оказания юридической помощи. В рамках данной модели государство учреждает сеть специализированных учреждений для оказания юридической помощи малоимущему слою населению, в которых работают штатные сотрудники с фиксированной зарплатой.

В ходе практического предоставления бесплатной юридической помощи по обеим моделям выявился ряд недостатков, что породило появлении третей модели – смешанной, включающей в себя элементы двух предыдущих, в которой бесплатная юридическая помощь предоставляется частными адвокатами и адвокатами, работающими в центрах бесплатной юридической помощи и консультаций. [2]

Рассмотрев модели систем оказания бесплатной юридической помощи, сложившихся в мире, хотелось бы подробней осветит организацию такой помощи в отдельных странах и выделить их принципиальные особенности, на примере таких стран как Германия, Нидерланды, Бельгия, Япония и Польша.

Бельгийская система оказания бесплатной юридической помощи предполагает возложение обязанностей преимущественно на профессиональных юристов. Именно они обеспечивают консультирование граждан по правовым вопросам, а также представление интересов в суде. Главенствующая роль в оказании бесплатной юридической помощи принадлежит коллегии адвокатов. В рамках Ассоциации адвокатов учреждены Комиссия по бесплатной юридической помощи, предоставляющая первичную юридическую помощь консультативного характера, и Бюро бесплатной юридической помощи, оказывающее вторичную юридическую помощь и представительство интересов клиента в судебном и во внесудебном порядке урегулирования правового спора.

Подобное деление на первичную и вторичную юридическую помощь существует и в Нидерландах. Первичную помощь оказывает бюро, которое объединяет профессиональных юристов и студенты юридических вузов. Вторичная же помощь оказывается частнопрактикующими адвокатами или юридическими фирмами, куда направляются клиенты из бюро, в случае необходимости специализированной помощи или представительства в суде. Однако, такая система не подразумевает делению оказываемой помощи на квалифицированную и неквалифицированную. Напротив, оба вида считаются полноценными способами оказания юридической помощи.

В Германии система оказания бесплатной юридической помощи представляет собой чистую модель judicare. Здесь, услуги бесплатной юридической помощи оказывают исключительно юристы, занимающиеся частной практикой. Роль государства, при этом, в финансировании системы крайне ограничена. Оказание помощи, в основном, заключается в представительстве в суде и включает в себя относительно малый спектр услуг во внесудебном разбирательстве.

В Японии оказание бесплатной юридической помощи осуществляется в рамках учрежденной Ассоциацией адвокатов Японии в 1952 г. Ассоциации бесплатной юридической помощи. В данной Ассоциации существует система источников финансирования, которая включает в себя следующее. Во-первых, это добровольные пожертвования адвокатских образований. Во-вторых, средства, возмещаемые клиентами. В Японии система бесплатной юридической помощи построена таким образом, что оказания помощи осуществляется не в форме пожертвования, а скорее в форме займов, то есть клиент в последующем обязан возместить стоимость расходов Ассоциации рассроченным платежом. В-третьих, обязательные пожертвования со стороны адвокатов. Адвокаты, которые получают денежные средства от Ассоциации, обязаны возвратить ей 20 % этих средств, в виде пожертвования. И, в-четвертых, пожертвования подсудимых. [3]

Повсеместно, современные государства практикуют, так называемое, онлайн консультирование по правовым вопросам, по средствам всевозможных коллцентров и интернет серверов. Так, например, в Голландии было внедрено интерактивное приложение, называемое Rechtwijzer – «Дорожная карта правосудия», которая на основе ряда альтернативных вариантов пошагово помогает пользователю разобраться в возникающем юридическом казусе в разных областях права (жилищном, трудовом, семейном, в вопросах защиты прав потребителей и тд.). Помимо этого, программа «Дорожной карты правосудия» переадресует пользователей на сайт бюро, оказывающего квалифицированную юридическую помощь.

Широкое распространение во всех странах получило создание и функционирование юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению. Это также является и одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров, поскольку еще в XIX веке возникла проблема разрыва между знаниями и навыками, которые получают студенты юридических факультетов в университетах, и теми требованиями, которые предъявляют работодатели к подготовке молодых юристов.

Довольно интересный опыт функционирования юридических клиник существует в Польше. Первая юридическая клиника в Польше была открыта сравнительно недавно 1 октября 1997 года в Ягеллонском университете. На сегодняшний день юридические клиники функционируют почти в 20 городах и пользуются большой популярностью среди населения.

В системе «клинического образования» Польши есть интересные особенности. Так, например, выделяют активное сотрудничество с Омбудсменом, целью которого является проведение различных мероприятий по правовому просвещению в области защиты прав и свобод человека и гражданина и их соблюдению органами государственной власти. Между юридическими клиниками и Омбусменом заключатся специальное Соглашения о сотрудничестве в области защиты прав и свобод человека и гражданина, в рамках которых юридические клиники передают на рассмотрение Обмудсмена дела, которые, на их взгляд, требуют принятия мер с его стороны.

В Польше создан Фонд юридических клиник, под руководством которых находятся всю юридические клиники и который осуществляет их финансирование.

Еще одной особенностью является оценка материального состояния клиента и страхования ответственности юридической клиники за причиненный вред. Юридическая клиника устанавливает специальную процедуру относительно своих клиентов, которая определяет, действительно ли клиент не имеет возможности получить юридическую консультацию на платной основе. Что касается вопроса страхования, на юридических клиниках лежит обязанность по заключению договора страхования ответственности за причиненный вред, при этом страховая сумма не может быть ниже десяти тысяч евро. Сторонами такого договора является страховая компания и ВУЗ, который выступает как страхователь.

Таким образом, институт клинического образования является успешным, поскольку решается две проблемы: получение квалифицированной юридической помощи малообеспеченными категориями населения – с одной стороны приобретение студентами юридических вузов практических навыков.

В заключении хотелось бы сказать о том, что построение системы предоставления бесплатных юридических услуг определенно является одной из наиболее важных направлений государственной политик каждого государства и, непременно, требует длительного времени и сил. Учитывая зарубежный опыт, Россия должна построить собственную систему предоставления бесплатной юридической помощи, в которой будет учтены все достоинства и недостатки уже существующих мировых моделей. Отдавая предпочтение деятельности государственных юристов и частных адвокатов, не стоит оставлять без внимания такой важный институт, как «клинического образования». Так, государству следует оказывать поддержку так называемым юридическим клиникам. Однако необходимо сделать оговорку, что подобные клиники должны существовать исключительно в ведущих юридических вузах, где обеспечивается высокий уровень образования. Создавая и развивая систему государственных и негосударственных организаций, оказывающих квалифицированную юридическую помощь на безвозмездных началах, защитив, тем самым, права, свободы и законные интересы граждан, мы сможем еще на шаг приблизиться к формированию подлинно правового государства, о котором нам говорит статья 1 Конституции Российской Федерации.

Примечания:

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в действ. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4, ст. 445.

2. Бугаренко А.И. Бесплатная юридическая помощь в некоторых зарубежных странах. // Арбитражная практика, 2010, № 5. – C. 89-93.

3. Танабе М. История бесплатной юридической помощи в Японии / М. Танабе // В кн. : Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. – М.: ООО »Акварель», 2011. – 375 с.

 

© Федотова К.С., 2015

 

УДК

 

Халилова Н.Р.,

кандидат социологических наук,

доцент кафедры предпринимательского и финансового права,

заведующий юридической клиникой

Башкирской академии

государственной службы и управления

при Президенте Республики Башкортостан,

(г. Уфа)

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.005 с.)