Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический аспект юридического консультирования лиц, достигших пожилого возрастаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Среди людей, обращающихся за юридической помощью в Юридическую клинику при Институте права ФГБОУ ВПО «БашГУ», осуществляющую свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», значительную часть составляют пожилые люди (за 2013 год в юридическую клинику за консультацией пришло 843 человека, из них 449- пенсионеры, что составляет более 50%). Пожилой возраст - период в жизни человека, характеризующийся утратой способности организма к продолжению рода, снижением интеллектуальных способностей, плохим самочувствием, общим ослаблением функций организма и др. В этот период данная категория людей имеет право не заниматься трудовой деятельностью путем выхода на пенсию (в Российской Федерации женщины — с 55 лет, мужчины — с 60 лет). Однако необходимо отметить, что, несмотря на вышеуказанные естественные процессы в организме и предоставленное законодательством РФ право выхода на пенсию, некоторый процент пожилых все же продолжает осуществлять свою трудовую деятельность. Старость принято условно разделять на следующие периоды: 1) Преклонный возраст (55-75 для мужчин, 65-75 для женщин); 2) Старческий возраст (75—90 для мужчин, 75—90 для женщин); 3) Возраст долгожительства — более 90 лет. Хотелось бы отметить, что в соответствии с классификацией ООН население считается старым в том случае, если доля лиц 65-летнего возраста и старше превышает 7%. В 2013 году в РФ доля такой категории населения составила практически 13%, а в начале 1991 года составляла чуть больше 10%. Предполагается, что продолжительность жизни в РФ в грядущие годы станет увеличиваться, приводя к еще большему старению всего населения страны. Это, в свою очередь, повлечет значительное увеличение нагрузки на работоспособную часть населения, за счет которых необходимо будет обеспечить жизнедеятельность пенсионеров. Разобравшись с тем, кто является пожилым человеком, представляется необходимым более глубоко изучить и описать основные особенности, которыми обладает данная группа граждан. Фактический выход человека на пенсию существенно меняет его статус в обществе, его социальное положение, уровень доходов, образ жизни и, соответственно, самочувствие. Главной характерной чертой нынешнего пенсионного общества в России считается его различный общественно-демографический состав. Пожилых людей можно подразделять в соответствии с демографическим (пол возраст), социальным (общественное положение до выхода на пенсию, трудовой стаж, деятельность и уровень занятости уже после выхода на пенсию) аспектами. Пожилые люди как особая демографическо-социальная группа обладают собственными характерными социально-психическими особенностями: преданность обычаям, собранность, определенные морально-нравственные качества, своя система мировоззрения и др. Данные особенности в совокупности объясняют их поведение в отношениях, возникающих в финансовой, общественной, правовой и других сферах. Физиологическое увядание сопровождается ухудшением здоровья и, равно как результат, появлением заниженной самооценки, ощущением отсутствия важности и ценности пожилого человека для общества. Люди этого возраста испытывают некий «психологический кризис», для которого характерно ощущение отставания от жизни, отсутствие возможности понимать уклад современного общества, наслаждаться жизнью и чувствовать ее краски в полной мере. Поэтому у некоторых пожилых людей проявляется склонность к затворничеству и к пессимизму. Возрастные перемены приводят и к переменам в структуре головного мозга, что влечет за собой возникновение проблемы в формулировании собственных мыслей, затормаживается мышление. Это выражается в том, что стареющий человек способен, не отдавая себе отчета в этом, разговаривать об одном и том же, абстрагируясь от основной проблемы, либо вести себя чрезмерно грубо, показывая нетерпеливость, в том числе и агрессивность. Исходя из практики консультирования пожилых людей, можно сделать вывод, что большинство из них не обладает базовым юридическим понятийным аппаратом, с ними сложно вести диалог, особенно касательно вопросов, лежащих в гражданско-правовой плоскости. Наблюдается и наличие правового нигилизма - пенсионеры убеждены, что закон не сможет или не в полной мере сможет защитить их нарушенное право. Или, напротив, вера в закон как средство защиты справедливости (исключительно в их понимании) настолько велика, что они не допускают и не учитывают никаких иных (реальных) вариантов развития ситуации. Необходимо отметить, что вследствие отсутствия навыков владения современными информационными системами и техникой у большинства пожилых людей зачастую отсутствует реальная возможность обратиться за помощью к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". За свою практику консультирования в юридической клинике, автор столкнулся с теми пожилыми людьми, которым было тяжело передвигаться, которые жили в отдаленных районах города Уфы и, учитывая интенсивный трафик транспорта на дорогах, для многих из них не представляется возможным добраться до нашего консультационного центра. И оптимальным для них было бы проведение удаленных консультаций при помощи программного обеспечения, позволяющего проводить консультацию в голосовом или видео режимах. В данной научной работе предлагается обратить внимание на основные принципы и правила консультирования данной категории граждан. Начнем с того, что для человека, работа которого непосредственно связана с общением с пенсионерами, в частности, для юриста-консультанта, весьма немаловажно установить общий язык со своим клиентом, так сказать, «поймать общую волну» с ним. Нужно выстраивать данные отношения на принципах взаимного уважения консультанта и клиента, и поэтому необходимо разговаривать с ним вежливо, спокойно и искренне. При входе пенсионера в консультационный центр расположить его к себе и установить доверительный контакт поможет приветливая улыбка. Когда к вам обратился клиент, необходимо всегда помнить, что действия консультанта не должны противоречить кодексу профессиональной этики студента-консультанта, устанавливающему обязательные для каждого студента-консультанта правила поведения при осуществлении юридической деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях такой деятельности, а также правила поведения внутри коллектива Юридической клиники. Поэтому перед началом своей деятельности в Юридической клинике в качестве консультанта представляется обязательным ознакомление с данным кодексом. Кроме того, существует несколько несложных правил, при соблюдении которых шансы на совместную плодотворную и бесконфликтную работу консультанта и клиента значительно возрастут. Не нужно спорить с пожилым человеком, критиковать его действия, конфликтовать с ним. Просто попытайтесь его понять и выяснить причину его поведения, дайте ему выговориться. Если замечаете, что пенсионер в своем разговоре зашел за рамки проблемы, необходимо тактично направить его в русло самой темы, уточняя предмет разговора. В соответствии со ст. 6 Кодекса профессиональной этики студента-консультанта, принятого на общем собрании Юридической клиники 3 февраля 2015 года при общении с клиентом студент-консультант должен проявлять тактичность, пунктуальность и вежливость. Поэтому ни в коем случае нельзя насмехаться над выявленными консультантом в ходе беседы опасениями и переживаниями клиента. Попытайтесь отнестись к нему с пониманием, можете немного ему посочувствовать, но после этого необходимо сразу перейти на слова о том, как вы постараетесь решить его проблему. Убедите клиента в том, что он пришел за реальной помощью, для чего он собственно и находится в стенах юридической клиники. Для того, чтобы убедить клиента и помочь ему справиться с переживаниями по его проблеме, постарайтесь привести примеры из практики положительного разрешения подобных вопросов, особенно, если вы непосредственно уже сталкивались с их разрешением. Однако студент-консультант не вправе давать каких-либо гарантий или заверений в успешном разрешении дела и порождать надежды клиента, а также не вправе вводить клиента в заблуждение относительно времени, которое потребуется для разрешения дела и возможных результатов разрешения дела. Если произошло так, что пожилой человек принялся обвинять вас в чем-либо, не стоит агрессивно откликаться на его поведение. Возможно, воззвать к его разуму, вежливо спросить его, приятно ли ему самому уважительное отношение и готов ли он также относиться к тем, кто призван ему помочь. Необходимо запастись терпением и попытаться сообща с коллегами разрешить проблему. Чтобы консультация была продуктивной и обе стороны остались довольными необходимо придерживаться вышеуказанных советов, которые, несомненно, помогут консультанту установить контакт с пожилым человеком, без чего невозможно разобраться в проблеме и прийти к наиболее правильному ее решению. Таким образом, категория пожилых людей представляет собой многочисленный слой населения РФ, нуждающийся во внимании и поддержке, и выработка эффективных правил и методов юридического консультирования и общения с ними является актуальной задачей.
© Миннивалеева А.Н., Миннивалеев Т.Н., 2015
УДК
Мутьева А.Ю., студентка Института права Башкирского государственного университета (г.Уфа)
Научный руководитель: Семенова Е.Ю., старший преподаватель кафедры гражданского процесса Института права Башкирского государственного университета
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА: ПОМОЩЬ ГРАЖДАНИНУ ИЛИ СТУДЕНТУ
В данной статье я хотела бы рассмотреть интересный вопрос: Юридическая клиника – это орган социальной помощи или же образовательный процесс, кто же получает больше пользы и выгоды, гражданин, обращающийся за бесплатной юридической помощью или студент, получающий обширный опыт в работе с клиентами? Рассмотрим этот вопрос. Для начала хотелось бы кратко изложить, что же собой представляет процедура оказания юридической помощи гражданину. Во-первых, это процедура приема, в которой выясняется возможность оказания такой помощи, то есть рассматривается круг вопросов, которые будут изучаться студентом по представленному делу. Во-вторых, после первичного изучения представленной информации студент назначает гражданину повторный прием в течение определенного времени. Это происходит для того, чтобы студент, оказывающий помощь мог как можно глубже изучить поставленные перед ним вопросы и оказать более качественную юридическую помощь. В целом, основная цель создания юридической клиники – это помощь гражданам, желающим получить консультацию по важным юридическим вопросам, ответы на которые они получают благодаря лицам, а если быть конкретнее – студентам, обладающим специальными знаниями в этой области. Но устные консультации – это не единственная помощь, которую могут оказать студенты. Благодаря полученным навыкам, студент имеет возможность и право на составление жалоб, заявлений, исков, ходатайств и других документов для обращения в суд или иной компетентный орган. Так вот главный вопрос – кто же получает от этого большую пользу: студент или гражданин? Однозначный ответ на этот вопрос дать совсем не просто. Для граждан это очень хороший шанс получить квалифицированную помощь, причем, абсолютно бесплатно, ведь юридическая клиника предоставляет свои услуги для многих категорий граждан. Вопросы, задаваемые студентам, могут быть совершенно разными, начиная насущными проблемами в сфере жилищно-коммунальных услуг и заканчивая непростыми вопросами наследования и семейных отношений. В юридическую клинику можно обратиться всегда – студенты никогда не откажут в помощи. И тут уже хотелось бы перейти ко второй части главного вопроса – польза юридической клиники для студента. Для студента работы в сфере оказания бесплатной юридической помощи – это большой шаг в развитии как будущего юриста. Составление документов, обработка данных, работа с законодательными актами, определение компетентного органа для решения вопроса – все это задачи студента для оказания помощи гражданину. Студент в своей практике работы с клиентами часто сталкивается с трудными вопросами, которые кажутся совсем не решаемыми, но это не так, на помощь студенту всегда готовы придти преподаватели практикующие юристы с обширным опытом и большим багажом знаний. Общение с практикующими юристами так же дает студенту много возможностей по получению нового для себя опыта. В настоящее время создание юридических клиник стало весьма распространенной целью многих юридических вузов и факультетов. Университеты ставят перед собой эту цель неспроста, ведь достоинства юридических клиник очевидны – это польза, как для граждан, так и для студентов. Юридическая клиника как орган социальной помощи стремится поддерживать качество своей работы на высоком уровне, это позволяет оказывать полную квалифицированную помощь обращающимся гражданам, а так же, если рассматривать юридическую помощь, как образовательный процесс, высокий уровень качества проделанной работы позволяет выпускать более опытных и знающих толк в своем деле специалистов. Несмотря на то, что лицом, оказывающим юридическую помощь, является студент, гражданин может полностью ему доверять, ведь информация, полученная по делу, является конфиденциальной. В то же время, несмотря на тяжелую проделанную работу, юридическая клиника не отнимает у студента всего свободного времени и позволяет достаточно внимания уделять учебе, можно сказать даже больше – работа с клиентами дает такой круг знаний, который позволяет намного проще усваивать новый учебный материал. Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующий вывод: юридическая клиника – это самостоятельный орган оказания бесплатной юридической помощи, который открывает большие возможности не только для граждан, желающих получить квалифицированную помощь и поддержку лица, обладающего нужными знаниями, но и для студентов, которые имеют возможность при оказании помощи расти как личность и развивать навыки будущего юриста.
© Мутьева А.Ю.
УДК
Мухтарова А.Р., доцент кафедры гражданского права и процесса, руководитель юридической клиникой Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии
К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К КАЧЕСТВУ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ Качество оказания бесплатной юридической помощи является неотъемлемым условием такого вида юридической помощи. Несомненно, важно определить требования, предъявляемые к качеству оказания бесплатной юридической помощи. Общие требования к качеству оказания бесплатной юридической помощи устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Специальные требования должным быть разработаны образовательной организацией, структурным подразделением которой является юридическая клиника. Указанные требования закрепляются в локальных актах образовательной организации. В Проекте Регламента деятельности юридической клиники — участника негосударственной системы бесплатной юридической помощи, разработанном членом Правительственной комиссии Е.Н. Доброхотовой и работниками ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» предусмотрены рекомендуемые для образовательных организаций специальные требования к качеству оказания бесплатной юридической помощи: 1) требования к содержанию и порядку оказания разрешенных видов юридической помощи, учитывая действующее законодательство и Регламент деятельности клиник; 2) системы контроля за обоснованностью принятия дел к производству и обоснованностью отказов в предоставлении помощи; 3) критерии проверки и оценивания качества по каждому виду помощи и каждому случаю обращения за ней для обеспечения полноты контроля качества; 4) требования к обеспечению конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи; 5) системы контроля за соблюдением норм профессиональной этики обучающимися, которые оказывают бесплатную юридическую помощь, и лицами, контролирующими оказание бесплатной юридической помощи, ответственными за обучение и деятельность юридической клиники. Рассмотрим каждое вышеуказанное требование в отдельности. Требования к содержанию и порядку оказания разрешенных видов юридической помощи должны исходить из предусмотренных ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1] и п. 6 Приказа Минобрнауки России от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» [2], согласно которым юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Содержание и порядок оказания видов юридической помощи юридической клиникой должны обязательно быть детально регламентированы в локальном акте образовательной организации. При этом порядок оказания видов юридической помощи юридической клиникой должен включать этапы и сроки оказания юридической помощи, алгоритм взаимодействия сотрудников юридической клиники с гражданами, обращающимися за юридической помощи, предварительное согласование преподавателями-кураторами юридической клиники подготовленных проектов правовых документов, а также ответов на обращения граждан. Системы контроля за обоснованностью принятия дел к производству и обоснованностью отказов в предоставлении помощи должны включать перечень лиц, контролирующих оказание юридической помощи в юридической клинике, перечень примерных оснований для принятия дел к производству и оснований для отказа в предоставлении помощи. Критерии проверки и оценивания качества по каждому виду помощи и каждому случаю обращения за ней для обеспечения полноты контроля качества должны включать: полноту проведенного студентом-консультантом анализа ситуации; тщательный анализ законодательства и судебной практики по рассматриваемому правовому вопросу гражданина; ясность, последовательность и логичность действий, рекомендуемых гражданину; обоснованность и достаточность предлагаемых способов защиты и (или) средств реализации прав гражданина; соответствие содержания консультации содержанию обращения гражданина и правовым путям решения проблемной юридической ситуации, ставшей поводом для обращения в юридическую клинику; соответствие проектов документов правового характера требованиям, предъявляемым к форме и содержанию таких документов; соблюдение сроков оказания юридической помощи и др. Требования к обеспечению конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи включают необходимость соблюдения всеми сотрудниками юридической клиники условий неразглашения сведений, ставших известных в ходе оказания юридической помощи гражданину, в том числе персональных сведений. Системы контроля за соблюдением норм профессиональной этики обучающимися, которые оказывают бесплатную юридическую помощь, и лицами, контролирующими оказание бесплатной юридической помощи, ответственными за обучение и деятельность юридической клиники. Этические нормы являются важной составляющей в работе юридических клиник. Соблюдение этических норм главное требование к юристу, оказывающему юридическую помощь. В целях реализации данного правила, большинство юридических клиник разработало кодексы или своды этики, которые позволяют обучающимся заранее ознакомиться с нормами профессиональной этики для последующего неукоснительного их соблюдения. При этом важно, чтобы доверительные отношения между студентом-консультантом и гражданином, обратившимся за юридической помощью, должны быть установлены с начала оказания такой помощи и до ее окончания. С этой целью обучающийся не вправе действовать против законных интересов клиента, действовать вопреки его воли, не вправе обсуждать ни с кем кроме преподавателей-кураторов материалы порученного ему дела, не вправе давать обещания положительного результата разрешения дела. В тоже время обучающийся соблюдает принцип законности при осуществлении своей деятельности, он призван быть порядочным, честным и добросовестным. Следует также отметить как особенность при оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками, то, что юридическая клиника — это совокупный консультант. Это означает, что в процессе практической деятельности в юридической клинике каждый клиницист представляет не себя лично, а юридическую клинику в целом, обеспечивая качественную и высококвалифицированную помощь и поддерживая, таким образом авторитет своего вуза,.. коллектив клиники совместно отвечает за качество оказанной помощи каждым клиницистом: каждый морально и организационно готов в любое время содействовать достижению наилучшего результата в работе и предупредить (устранить) возможный конфликт [3]. Подводя итог вышеизложенному, следует указать в качестве определенной гарантии качества на необходимость регламентирования образовательной организацией в своих локальных актах мер ответственности за некачественное оказание бесплатной юридической помощи. Примечания:
1. Собрании законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 48. ст. 6725. 2. Российская газета. № 298. 26.12.2012. 3. Кушниренко С.П., Лодыженская И.И., Лаврикова М.Ю. Нравственные начала деятельности студенческой юридической клиники как совокупного консультанта // Петербургский юрист. 2014. № 03 С. 136.
УДК
Никонова А.С., студентка Института права Башкирского Государственного Университета (г. Уфа)
Научный руководитель: Семенова Е.Ю., старший преподаватель кафедры гражданского процесса Института права Башкирского государственного университета
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1940; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.93 (0.013 с.) |