Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за оказание бесплатной юридической помощи

Поиск

 

Бесплатная юридическая помощь - система мероприятий, направленных на обеспечение и защиту прав, законных интересов определенной категории граждан на безвозмездной основе органами исполнительной власти и подведомственные им учреждениями; государственными юридическими бюро; адвокатами; юридическими клиниками при образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также негосударственными центрами, созданных некоммерческими организациями и профессиональными объединениями юристов.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в виде:

- правового консультирования в устной и письменной форме;

-составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

-представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены Федеральный Законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в российской федерации" (далее - Закон о бесплатной юридической помощи), другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Однако это не исчерпывающий перечень. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных видах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Указанные виды бесплатной юридической помощи могут быть оказаны лицами, имеющими высшее юридическое образование, за исключением бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, оказываемых через юридические клиники лицами, обучающимися по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники.

Стоит отметить, что не всегда указанные выше виды бесплатной юридической помощи оказываются качественно. Бывают случаи когда, оказываемая бесплатная юридическая помощь не привели к должному результату или повлекла за собой значительные убытки при устранении последствий, при этом клиент, естественно, остался недовольным. На такой случай в Законе о бесплатной юридической помощи предусмотрена статья об ответственности за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину бесплатной юридической помощи. Согласно статье 24 указанного выше Закона установлено, что ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром бесплатной юридической помощи несут лица, оказавшие такую помощь, негосударственный центр бесплатной юридической помощи и (или) учредители такого центра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однако нормы о соответствующей ответственности в законодательство не введены.

Под ответственностью понимается субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

В юридической науке выделяют дисциплинарную ответственность, административная ответственность, налоговая ответственность, уголовную ответственность, гражданско-правовую ответственность, материальную ответственность и другие виды ответственности.

Из статьи 24 Закона о бесплатной юридической помощи можно сделать вывод об ответственности лиц, привлеченных негосударственным центром бесплатной юридической помощи по трудовому договору или гражданско-правовому договору и только перед самим центром. Соответственно лица, оказывающие бесплатную юридическую помощь в негосударственных центрах бесплатной юридической помощи будут нести дисциплинарную ответсвенность. В соответствии с частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

Помимо дисциплинарной ответственности к органам исполнительной власти и подведомственным им учреждениям; государственным юридическим бюро оказывающим бесплатную юридическую помощь может быть применена административная ответственность, которая связанна с нарушением порядка рассмотрения обращений граждан.

Так, согласно ст. 5.59 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39 (Отказ в предоставлении информации), 5.63 (Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг) данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

При предоставлении бесплатной юридической помощи адвокатами, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи следует учитывать, что несоблюдение адвокатом порядка осуществления бесплатной юридической помощи влечет за собой дисциплинарную ответственность, предусмотренную ФЗ РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и Кодексом профессиональной этики адвокатов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 ст.17 Федерального Закона Российской Федерации «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции, является основанием для прекращения статуса адвоката.

Подводя итог, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что право на бесплатную юридическую помощь является важнейшим в системе прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией РФ, и реализация данного права является первостепенной социальной задачей государства, ведь в стране проживает около 11% малообеспеченных лиц, не способных оплатить необходимую им юридическую помощь.

 

Примечание:

 

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

2. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.02.2015)

4. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

 

© Примак М.В., 2015

 

УДК

 

Соколова Н.В.,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры правовых дисциплин

Шадринского государственного педагогического института

 

Черепанова Т.А.,

студентка

Шадринского государственного педагогического института

(г. Шадринск)

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА)

 

Формирование правовой культуры обучающихся характеризуется передачей, накоплением, усвоением знаний, принципов и норм права, формированием надлежащего отношения к праву, практикой его реализации, умением применять свои права, соблюдением запретов и исполнением обязанностей. Одной из форм работы, направленной на преодоление юридической неграмотности студентов именно является работа юридических клиник. Данное направление основывается на распространении определенной правовой идеи и ценности, наглядности призыва соблюдения правовых норм, разъяснении при этом содержания законов и применения их на практике.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации провозглашено, что “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления” [1].

Известнейший учёный - юрист С.С. Алексеев подчёркивал, что “в идеале подлинное правовое государство - это такая политическая организация демократического и гуманного общежития, граждане которой отличаются высокой правовой воспитанностью. Отсюда происходит важность широкого и углубленного правового воспитания, которое в правовом государстве должно стать необходимой и высоко значимой частью гражданского воспитания” [2]. Это позволяет констатировать, что правовая осведомленность и правовое воспитание является важнейшей целью государства, которые разумно было бы внедрять в гражданское общество, особенно в молодёжную среду, активное правовое просвещение самыми разнообразными методами.

Наиболее эффективным способом формирования правовой культуры является юридическая практика. Правовые знания только тогда находят закрепление в умах учащихся, когда они получают надёжное усвоение и становятся практической составляющей, включающей как опыт работы по поиску правовой информации, так и умение ориентироваться в различных правовых ситуациях на знания в области решения правовых споров, используя при этом правовые способы и средства. Важным методом закрепления знаний, выработки умений, навыков является решение правовых ситуаций.

Следует отметить, что в процессе получения высшего образования, независимо от специальности и направления обучения студентов, в учебные планы в разных объёмах включаются предметы правового цикла, однако, зачастую, семинарские занятия проводятся только в традиционном виде “вопрос - ответ”. Для повышения заинтересованности студентов в правовых знаниях и закрепления полученной правовой информации представляется целесообразным при изучении правовых дисциплин ставить перед студентами и практические задачи по составлению различных процессуальных документов, например, заявлений о выдаче судебных приказов, исковых заявлений, обращений в различные органы … Подобные задания позволяют нивелировать страх молодого человека перед составлением различных официальных документов, способствуют выработке навыков офисной работы, делопроизводства, необходимых для будущих специалистов, а также позволяют выработать навыки защиты личных интересов юридическими средствами и уверенность в своих силах, что, по большому счёту, влияет на формирование правосознания законопослушного гражданина [3].

Положительный результат в повышении качества правовых знаний может быть достигнут при использовании в учебном процессе таких нестандартных для непрофильных вузов методов обучения, как деловые игры: в частности, вопросы защиты трудовых прав граждан могут быть предметом игрового судебного процесса, в который в разных ролях включаются все члены студенческого коллектива, а выработка позиции того или иного участника обязательно предполагает глубокий анализ изучаемой отрасли права.

Чрезвычайно полезными для закрепления правовых знаний студентов на практике являются юридические клиники, которые параллельно также содействуют правовому просвещению граждан во всех его проявлениях. Как очень оптимистично заявил С.В. Степашин, бесплатные юридические клиники, организованные при содействии Ассоциации юристов России, способствуют “излечению россиян от правовой безграмотности”[4].

Если в вузах, обучающих по юридическим специальностям наличие юридических клиник признано обязательным, то в вузах неюридической направленности организация таковых является исключительным. Но, даже при наличии в учебном заведении юридической клиники, это, отнюдь, не является гарантией того, что каждый студент воспользуется возможностью получения практических навыков профессиональной деятельности в рамках работы в клинике, ведь это требует значительных временных и личностных затрат со стороны самого студента. Статистические данные о студентах Шадринского педагогического института, прошедших обучение в Юридической клинике, позволяют сделать вывод о том, что не более 5 % от общего количества выпускников факультета истории и права нашли в себе желание, силы и смелость работать в клинике, что доказывает, что большинство студентов каких - либо практических навыков применения права в процессе обучения в вузе вообще не получают … Понятно, что ограниченные правовые знания не позволяют студентам педагогических вузов, изучающим юридические дисциплины, оказывать самостоятельно правовую помощь, однако, руководство деятельностью студентов – педагогов профессиональным юристом, как того требует законодательство, позволяет не только обеспечить надлежащее качество оказываемых услуг, но и выработать у студентов стойкие правовые знания и навыки реальной правовой работы.

Эффективность работы Юридической клиники ШГПИ, в том числе и по правовому просвещению населения, может быть подтверждена результатами опроса населения г. Шадринска: те, кто незнаком с работой клиники, указывали, что знают свои права, однако, не все владеют способами их защиты, в то время, как клиенты Юридической клиники указывали, что не только знают свои права, но при обращении в клинику узнали возможные способы их защиты: самозащита, судебная защита, обращение в вышестоящий орган, правозащитные организации, общество по защите прав потребителей и т.д. (помощь в клинике была оказана 40 % опрошенных).

Студенты – стажёры клиники также констатируют, что занятия в юридической клинике - эффективный способ формирования правовой культуры и правовых знаний: более половины студентов - клиницистов считают, что работа в клинике способствует наиболее глубокому усвоению теоретических знаний, получаемых в процессе обучения, а также выработке умений ориентироваться в правовой информации. Кроме того, эта работа позволяет получить навыки общения с клиентом, что, безусловно, пригодится в будущем. Но не только наличие навыков работы с законодательством, общения с разными людьми, повышение уверенности в собственных знаниях отличает студентов - стажёров клиники, но им также становятся свойственны чувство сострадания и сопричастности, они глубже и реалистичнее понимают роль учителя права в образовательном процессе [5].

Рассматривая вопрос о юридической клинике как об эффективном способе формирования правовой культуры обучающихся, нельзя не отметить, что работа в клинике способствует не только повышению правовой грамотности студентов - клиницистов, но и непосредственно населения, которому оказывается юридическая помощь. Из этого следует, что благодаря работе таких клиник повышается уровень правовой культуры студентов, общества и государства в целом.

 

Примечания:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2 - ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 - ФКЗ) [Электронный ресурс] - URL: http://constitution.ru/ (31.01.2015)

2. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1995. С. 13.

3. Соколова Н.В. Интерактивные методы правового обучения в высших учебных заведениях: на примере вузов города Шадринска: Проблемы преподавания юридических дисциплин на современном этапе развития высшей школа: Сборник научных статей по итогам Международной научно – практической конференции: Минск, МИТСО, 2013. с. 16.

4. Степашин С.В. Выступление на первом международном юридическом конгрессе, организованном Российским агентством правовой и судебной информации совместно с РИА Новости 01.12.2011: [Электронный ресурс] – URL: http://rapsinews.ru/judicial_mm/20111201/257717564.html#ixzz2u1Tsc62T17:44.

5. Семёнова Е.В. Педагогика и право: грани взаимодействия // Бесплатная юридическая помощь населению Российской Федерации: на практике деятельности Юридических клиник высших учебных заведений: матер. Всерос. конф. – Шадринск, 2013. – с. 42.

 

© Соколова Н.В., Черепанова Т.А., 2015

 

УДК

 

Тухватуллин Т.Р.,

студент юридического факультета

Башкирской академии государственной службы и управления

при Президенте Республики Башкортостан

(г.Уфа)

 

Научный руководитель:

Халилова Н.Р.,

заведующий юридической клиникой

Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

 

Юридическая клиника в системе оказания

бесплатной юридической помощи

 

В нашей стране деятельность юридических клиник регулируется федеральным законом от 21 ноября 2011г. № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ) [1] и Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [2]. Статья 24 Федерального закона № 324-ФЗ устанавливает, что с целью формирования у студентов юридических ВУЗов навыков оказания юридической помощи, а также с целью правового просвещения населения могут создаваться юридические клиники. Юридическим клиникам в России представляются полномочия по консультированию в области права и по составлению ходатайств, жалоб, заявлений и других документов правового характера.

На сегодняшний день показателен зарубежный опыт деятельности юридических клиник в таких стран, как США, Польша и Украина.

Первая юридическая клиника в Польше начала свою деятельность относительно недавно, 1 октября 1997 года, в Ягеллонском университете, и к настоящему времени юридические клиники функционируют в 16 городах.

В «клиническом образовании» Польши можно выделить следующие особенности. Во-первых, юридические клиники активно сотрудничают с Омбудсменом, с которым заключено Соглашение о сотрудничестве в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Юридические клиники передают на рассмотрение Обмудсмена дела, которые, по их мнению, требуют принятия мер с его стороны. Это и вопросы клиентов юридических клиник, переданные с согласия этих лиц, а также вопросы общего характера, например, неправильное применение права органами власти или необходимость изменения некоторых положений законодательства. Данная информация позволяет оценить ситуацию в стране в отношении соблюдения прав и законных интересов гражданина.

Следующей особенностью является то, что все юридические клиники находятся под руководством Фонда юридических клиник, который осуществляет их финансирование, а также выполняет функцию укрепления потенциала программы в будущем. С этой целью приняты «Стандарты деятельности юридических клиник» для поддержания высокого уровня функционирования клинического образования.

В деятельности юридических клиник особую роль играет программа «streetlaw» («Право на каждый день»), сущность которой состоит в том, что студенты проводят цикл занятий по праву в средних школах, используя интерактивные методы обучения. Занятия по данной программе позволяют студентам практически использовать и передавать полученные во время учебы знания, научиться готовить выступления и простым, наглядным способом объяснить правовые нормы, совершенствовать навык публичного выступления.

Юридические клиники на Украине сначала создаются организациями студентов–правоведов, часто, без помощи администрации учебного заведения, и существуют за счет собственных средств или грантов от разных организаций, а потом получают официальную поддержку вуза и становятся организацией при вузе, которая впоследствии становится учебным курсом.

Особенностью деятельности украинских юридических клиник является разделение их на две разновидности. Первая – «клиника в стенах факультета», в которой преподаватели курируют студентов, бесплатно помогающих малообеспеченным людям разрешать их гражданские споры. Вторая разновидность клинического юридического образования – это фирменная стажировка, то есть, работа студента под началом практика, в юридической конторе [3]. Каждая из создаваемых клиник выбирает направление и специализируется в определенных отраслях права: гражданское, криминальное, хозяйственное, экологическое.

Работу юридических клиник в США рассмотрим на примере деятельности бизнес-клиники Вэйнского государственного университета (город Детройт), в основе которой лежит оказание бесплатной юридической помощи студентами субъектам предпринимательской деятельности, которые в силу тех или иных причин не могут позволить себе получение профессиональной помощи на возмездной основе.

Интересен тот факт, что в определенных случаях клиентам может быть отказано в правовой защите. Решение о том, кому будет оказана помощь, а также решение об отказе в предоставлении юридической услуги принимается, как правило, руководителем клиники самостоятельно либо с учётом мнения студентов. Существует ряд правил, по которым отбираются дела:

− отбор клиентов осуществляется с точки зрения полезности образовательного процесса. Одной из главных задач клиник является не оказание бесплатной помощи как можно большему количеству обратившихся, а обучение студентов практической составляющей юридической профессии;

− предпочтение отдается тем клиентам, которые не имеют возможности получить услуги квалифицированного юриста. Задачей бизнес-клиники не является конкурирование со специализированными юридическими организациями и объединениями;

− принимается во внимание экономический аспект деятельности клиента, то есть то, насколько бизнес клиента способен помочь потенциалу и росту экономики города Детройта и его пригородам.

Также правила представительства в судах США позволяют студентам клиники в полной мере представлять интересы свои клиентов как в судах первой инстанции, так в апелляционных судах. Условия для такого представительства устанавливаются самими судами. Возможностью представлять интересы клиента в судах обладают лишь студенты, которые являются участниками программы «юридическая клиника». Студент допускается к конкретному делу с письменного согласия лица, которое он должен представлять на основании сертификата выдаваемого судом. За каждым официальным выступлением студента следит профессор-опекун, который всегда присутствует в зале судебного заседания. Опекуном может быть человек, который ведет занятия в рамках юридической клиники, получил подтверждение декана юридического факультета и обладает правом осуществлять юридическую практику в данном штате. Он берет на себя полную ответственность за подготовку и ведение дела студентом.

Рассмотрев зарубежный опыт организации деятельности юридических клиник, можно сказать о том, что представленные методы работы можно и необходимо применять в системе российского клинического образования. Полагаем, что дальнейшее развитие юридических клиник в ВУЗах страны можно выстраивать по нескольким направлениям. Охарактеризуем некоторые из них.

Во-первых, необходимо использовать практический опыт адвокатов путем заключения договора между высшим учебным заведением и коллегией адвокатов с тем, чтобы в определенные дни и часы в студенческих юридических клиниках дежурили адвокаты и следили за правильностью составления исковых заявлений, предлагали рекомендации практического характера, делились примерами практики.

Во-вторых, при подготовке студентов к консультированию необходимо обучать их основам ораторского искусства, эффективных коммуникаций, умению вести диалог с гражданами. Это будет дополнительным бонусом и мотивацией к прохождению практики в юридической клинике.

В-третьих, развивать направление консультирования через систему Интернет. Данное нововведение на первых порах поможет студентам, которым трудно проводить консультацию при личной встрече, адаптироваться к роли консультанта.

В настоящее время юридическая клиника играет важнейшую роль в образовательном процессе. Также огромна ее ценность как социального проекта, так как малообеспеченные слои населения имеют возможность получить бесплатную юридическую помощь. Кроме того, деятельность студентов в области обучения широких слоев населения основам права имеет огромное значение и способствует не только повышению правовой грамотности населения, но и преследует самую главную цель – развитие правового государства и гражданского общества [4].

 

Примечания

 

1. О бесплатной юридической помощи: федер. закон Рос. Федерации от 11 ноября 2011 г. № 324–ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 48. – Ст. 6725.

2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: указ Президента Рос. Федерации от 4 мая 2011 г. № 23// Рос. газ. – 2011. –14 июля.

3. Юридическая клиника. Выпуск III: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Юридическая клиника в системе высшего юридического образования и в сфере оказания бесплатной юридической помощи» / Под общ. ред. профессора А.Н. Мячина. – СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2013. С 45.

4. Иосилевич И. С. Юридическая клиника. М.: Статут, 2011. С 56.

 

© Тухватуллин Т.Р., 2015

 

УДК

 

Фазлетдинова А.Р.,

студентка Института права

Башкирского государственного университета

(г.Уфа)

 

Научный руководитель:

Семенова Е.Ю.,

старший преподаватель кафедры

гражданского процесса Института права

Башкирского государственного университета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.017 с.)