Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место юридической клиники в системе оказания бесплатной юридической помощи

Поиск

На сегодняшний день наблюдается повышение роли юридических клиник в системе оказания бесплатной юридической помощи. По-нашему мнению, это связано с тем, что российское общество все больше осознает потребность в данном субъекте негосударственного оказание бесплатной юридической помощи.

В соответствии с действующим федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»[1] существует две системы оказания бесплатной юридической помощи – государственная и негосударственная. Место юридической клиники отведено, соответственно, к негосударственной системе.

Юридические клиники нацелены на то, чтобы удовлетворять потребности общества в получении определенными категориями лиц бесплатной юридической помощи. Сам факт того, что законодатель включил юридическую клинику в систему оказания бесплатной юридической помощи, означает признание того, что люди нуждаются и пользуются помощью, которая оказывается качественно и на надлежащем профессиональном уровне, хотя и не затрагивает при этом все сферы юриспруденции.

Эффективность юридической клиники заключается в том, чтобы лицо, обратившееся за помощью, достигло желаемого правового результата. Проанализировав работу в юридической клинике, хотелось бы отметить, что большинству клиентов необходимы только разъяснения положений законодательства, консультации и помощь в подготовке обращения в несудебные органы. Таким образом, не во всех случаях требуется судебное разбирательство.

При обращении клиентов в юридическую клинику им разъясняются и последствия, которые могут возникнуть при обращении в суд, и перспективы судебного рассмотрения дела, а также возможность досудебного разрешения спора. Систематическая работа клиник способствует снижению нагрузки на судебную систему, а также бережет денежные средства клиентов, ведь возможность обратиться за платной помощью имеется не у всех. Благодаря систематической деятельности юридических клиник, в обществе начало укрепляться мнение о возможности примирения и разрешения конфликтов несудебными средствами.

Хотелось бы отметить, что юридическая клиника является своего рода визитной карточкой учебного заведения, где она функционирует. Об успешности работы юридической клиники говорит, в первую очередь, количество успешно решенных правовых проблем. Из вышесказанного следует, что юридическая клиника играет огромную образовательную роль. Деятельность юридических клиник является важной инновацией учебного процесса для юридических факультетов. Клиническое обучение - серьезное дополнение стандартного юридического образования. Она направлена на повышение качества подготовки профессиональных юристов посредством глубокого знания не только теоретических, но и практических аспектов юридической деятельности[2].

В заключении хотелось бы отметить, что наблюдается положительная тенденция увеличения количества юридических клиник. Связано это с тем, что всё больше граждан нуждается в бесплатной юридической помощи, хотя и знают о такой возможности не все. Выполнение всех стоящих перед клиникой задач требует комплексной работы, того, чтобы юридическая клиника выступала, в том числе, и в качестве площадки для диалога между обществом и органами государственной власти. Установление взаимодействия юридических клиник с органами государственной власти и общественными организациями, привлечение их к практической работе совместно со студентами по правовому консультированию позволит повысить уровень правосознания и правовой грамотности граждан, гарантировать высокое качество получаемых студентами знаний, а также закрепить мнение о том, что помощь, оказываемая юридическими клиниками, является действительно квалифицированной.

 

Примечания:

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» /// «Российская газета», № 263, 24.11.2011.

2. Худойкина Т. В. Бесплатная квалифицированная юридическая помощь в России: теоретические и практические проблемы / Гуманитарные науки, 2013, № 14. С. 14.

 

© Шпилева А.А., 2015

 

УДК

 

Якупова Р.Р.

студентка Института права

Башкирского государственного университета

 

Научный руководитель

Семенова Е.Ю.

старший преподаватель кафедры

гражданского процесса

Института права

Башкирского государственного университета


ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

 

Старший юрист института «Право общественных интересов» Шепелева О.С. в своей работе высказала следующее мнение: «В последние годы российское юридическое образование стало предметом публичной критики. Качество юридического образования как минимум недостаточное»[5]. Возникает ряд вопросов: действительно ли ситуация с российским юридическим образованием на плохом уровне? Если имеются проблемы, как разрешить их?

Теоретики выделяют две основные претензии к юридическому образованию: во-первых, избыток вузов (из-за популярности юридического образования частные и так называемые непрофильные вузы открыли юридические факультеты, но, выпуская людей с дипломами юристов, они не в состоянии обеспечить их качественную подготовку); во-вторых, юридическое образование недостаточно ориентировано на практику (вузы критикуются за неспособность подготовить выпускника к работе на практике и за несоответствие выпускников ожиданиям работодателей).

Для решения первой проблемы, необходимо прекратить работу неэффективных вузов. В этой области Минобрнауки ведет работу, о чем свидетельствует информация в «Известиях»: «Минобрнауки в июне 2014 года разослало письмо шести десяткам вузов с рекомендацией прекратить прием абитуриентов в 2014 году в перечисленных ведомством филиалах»[4]. В число неэффективных попали и филиалы юридических вузов: Уральская государственная юридическая академия (г. Уфа) и Московская государственная юридическая академия имени Кутафина (г. Магадан). Данным вузам, начиная с 2014 года рекомендовано прекратить набор абитуриентов в филиалы для обучения по программам высшего образования, и эти филиалы могут быть закрыты в 2016 году. Таким образом, несоответствие определенному количеству показателей эффективности должно стать предпосылкой для ограничения работы вузов и это мотивация для усовершенствования работы вузов и повышения качества образования.

По нашему мнению, особую роль при повышении качества юридического образования играет инновационность образования. Раджабова П.А. в своей научной статье указывает: «Реализацию программы модернизации высшего образования нужно проводить с учетом того, что в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение «старого и нового», традиционного и инновационного. Задача прогрессивного преподавателя - найти это соотношение и поддерживать его»[4]. В современном мире развитие инноваций и самого законодательства идет по стремительной траектории, следовательно, при получении высшего образования необходимо применять все более современные технологии и методики, что позволит повысить качество образования.

Рассмотрим вторую проблему - недостаточное ориентирование на практику. Шепелева О.С. считает: «работодатели имеют различные ожидания относительно уровня и содержания практической подготовки молодого юриста и придерживаются разных мнений относительно того, в какой части практическая подготовка может быть возложена на вузы. Запросы и ожидания в четком виде вузам не высказываются. То есть вузам предлагается самостоятельно ответить на вопрос, что понимать под подготовкой к практике»[5]. Попробуем самостоятельно сформировать первичные навыки, которые необходимы в практике юриста: во-первых, навыки грамотного составления процессуальных документов; во-вторых, способность грамотно излагать свои мысли; в-третьих, навыки представительства в судебных и иных государственных структурах.

Разберем каждое положение подробнее. Навыки составления процессуальных документов можно приобрести на практических занятиях по дисциплине «Юридическая техника», также во многих вузах создаются спец. курсы по юридической клинике (в Институте права БашГУ данный спец. курс называется «Организация юридической помощи при защите прав граждан»[3]). Оттачивать способности составления процессуальных документов можно в юридических клиниках вузов. Способность грамотно излагать мысли приобретаются на практических занятиях в вузах. Сложнее обстоит дело с представительством в судебных и иных государственных структурах. Студенты-консультанты юридических клиник до 2013 года имели возможность представлять интересы граждан в государственных структурах, но после изменений, которые вступили в силу 1 сентября 2013 года в статью 23 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», где в части 4 указывается, что Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Ничего о представительстве не сказано. Таким образом, студентам придется искать опыт в других организациях, которые готовы взять на себя обязанность обучать азам представительства. Данное положение пробел в законодательстве. Предоставление возможности представлять интересы клиента в суде будет способствовать выполнению юридическими клиниками двух основных функций: социальной (оказание услуг представителя на безвозмездной основе) и образовательной (обучение студентов всем тонкостям гражданского процесса на практике, развитие ораторского искусства и оттачивание навыков представительства). Жуковская К.И. считает: «при законодательном урегулировании представительства в суде студентами юридических клиник выиграют три стороны - юридические клиники, государство и граждане. Граждане будут иметь возможность представления в суде их интересов для защиты нарушенных прав. Студенты получат возможность применения теоретических знаний на практике и дальнейшего совершенствования имеющихся знаний и навыков. Государство путем урегулирования статуса юридических клиник, а в последующем и возможности представительства интересов клиентов студентами в гражданском процессе, в полной мере сможет гарантировать реализацию его гражданами конституционного права на судебную защиту».[1] Важность данного положения бесспорно. Поэтому необходимо внести изменения в часть 4 статьи 23 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» следующим образом: «Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, оказывать услуги представительства в государственных структурах». Данный пункт по нашему мнению разрешит пробел в законодательстве и позволит набрать в полной мере практические навыки юриста студентам и повысить качество бесплатной юридической помощи.

Подытоживая выше сказанное необходимо подчеркнуть, что повышение качества юридического образования прямо пропорционально качеству оказываемой юридической помощи. Для повышения качества юридического образования надо: во-первых, использовать в рамках обучения инновационные технологии; во-вторых, необходимо прекратить работу неэффективных вузов; в-третьих, ориентировать юридическое образование в практику, путем введения во все вузы спец.курсов по юридической клинике; в-четвертых, для оттачивания всех навыков внести изменения в ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» по поводу представительства клиентов в судах и иных государственных структурах. Таким образом, если повышать качество юридического образования, юридическая помощь, оказываемая студентами юридических клиник, будет высокого качества.

Примечания:

1. Жуковская К.И. Представительство интересов клиента в гражданском процессе студентами юридических клиник // Материалы Международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов и секции «Юридические науки» Республиканской научной конференции студентов и аспирантов вузов Республики Беларусь «НИРС - 2011» 4-5 ноябрь 2011 г. Минск: Изд. центр БГУ, 2012. С. 220.

2. Лялякина А. Минобрнауки предложило 60 вузам прекратить набор студентов в филиалы [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/573065 (дата обращения: 3.02.2015).

3. Рабочие программы дисциплин. Институт права БашГУ [Электронный ресурс]. URL: http://law-bsu.ru/index.php/obrazovanie/studentam/umk-distsiplin (дата обращения: 2.03.2015).

4. Раджабова П.А. Сочетание традиционных и инновационных методов обучения на юридическом факультете // Юридическое образование и наука. 2014. № 1. С. 19.

5. Шепелева О.С. Качество юридического образования: стереотипы и реальные проблемы // Юридическое образование: поиск новых стандартов качества. М.: Институт «Право общественных интересов», 2013. С. 15.

 

© Якупова Р.Р., 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

     

 


 

Научное издание

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО И АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

 

Сборник научных статей

всероссийской научно-практической конференции,

посвященная памяти Калмацкого Владимира Сергеевича

12 марта 2015 года

 

Редактор Т.С. Малова

 

 

Лицензия на издательскую деятельность

ЛР № 021319 от 05.01.99

 

Подписано в печать 26.06.2014 г. Формат 60х84/16.

Усл. печ. л. 3,95. Уч. изд. л. 4,16.

Тираж 100. Заказ 98. Изд. № 160.

 

Редакционно-издательский центр

Башкирского государственного университета

450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Отпечатано в редакционно-издательском отделе

Института права

Башкирского государственного университета

450005, РБ, г. Уфа, ул. Достоевского, 131-105.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1030; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.17 (0.012 с.)