ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ЮРИДИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ЮРИДИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ



В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

 

Юридические клиники уже стали неотъемлемой частью учебного процесса и являются своеобразной площадкой для реализации идеи «практикоориентированного обучения». Специфика прохождения практики в юридической клинике заключается в том, что студент учится не только правильно и квалифицированно давать консультацию, то есть выполнять ее содержательную часть, но и облекать ее в соответствующую, понятную консультируемому форму, а также взаимодействовать с самим консультируемым (формальная часть).

Следует отметить, что исчерпывающая, проведенная надлежащим образом и правильно оформленная консультация, в результате которой клиент получает ответы на все вопросы и получает алгоритм своих дальнейших действий, является показателем качественной юридической помощи. Следовательно выработка навыков выполнения как содержательной так и формальной составляющей консультации является важной задачей, обеспечивающей качество юридической помощи, оказываемой в юридической клинике.

Исходя из опыта работы юридической клиники Башкирской академии государственной службы и управления (далее – ГБОУ ВПО «БАГСУ») можно отметить, что содержательная часть у студентов, как правило, не вызывает особых затруднений. Этому способствует весь накопленный к моменту прохождения практики в юридической клинике студентом опыт аудиторной и самостоятельной работы, например при использовании преподавателем на практических занятиях метода конкретных ситуаций (case-study), решении задач, рассмотрения и исследования проблемных вопросов и т.д.

Также необходимо отметить, что согласно Регламенту юридической клиники ГБОУ ВПО «БАГСУ» консультирование студентом клиента осуществляется только после предварительного обсуждения будущей консультации с преподавателем – специалистом по проблеме в данной отрасли права. Все это служит определенной «страховкой» от некомпетентной и, соответственно, некачественной консультации.

Иными словами, по существу вопроса оказать консультацию студенту не так уж и сложно. Однако, представляя клиенту необходимую юридическую информацию, консультант зачастую теряет из виду множество мелких деталей, также являющихся составным элементом содержательной части консультации. Например, если решение дела связано с обращением в различные инстанции, то консультанту необходимо объяснить клиенту, каковы процедурные и процессуальные требования при обращении в суд или иные органы власти. Для успешного проведения этого этапа консультант должен быть в курсе практических тонкостей решения тех или иных вопросов. Например, целесообразнее ли личное обращение или направление документа по почте? Копии каких документов следует приложить? Сколько будет стоить получение необходимых справок и нотариальное оформление документов? Куда и как следует оплачивать государственную пошлину? Где находятся те или иные организации, их точное наименование и прочее [1].

Что же касается формальной стороны консультации, то она, как уже отмечалось, складывается из взаимодействия консультанта с клиентом и умением представить ее в понятной клиенту форме. Здесь уже оказываются задействованы совсем другие навыки студента. В первую очередь – его способность к общению, умению слушать, задавать необходимые вопросы, использовать понятную для клиента терминологию, грамотно и связно излагать материал. Как правило, для студентов это представляет достаточно серьезное испытание. Также следует отметить, что здесь очень важным является и способность управлять своим состоянием, не поддаваться настроению клиента, который может быть агрессивен, подавлен, взволнован. К тому же, как правило, в процессе консультации студент сам испытывает волнение, которое зачастую оказывает сильное влияние на ход самой консультации.

К сожалению, учебный процесс в высшей школе пока не гарантирует выработки таких коммуникационных навыков.

Если говорить о форме представления консультации, то здесь интересным представляется следующее. В ходе мониторинга качества обслуживания в юридической клинике ГБОУ ВПО «БАГСУ» среди клиентов клиники был проведен опрос, в ходе которого было высказано пожелание представлять консультацию в виде схемы. Как оказалось – это наиболее удобная форма для восприятия информации клиентами. Полагаем, что в данном случае было бы эффективным представление консультации с помощью современных способов фиксации и представления информации, например, ментальных карт (интеллект-карт, ассоциативных карт). Ментальная карта имеет вид древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи [2].

Следует отметить, что для студентов вызывает серьезное затруднение вообще какой-либо способ визуального представления информации. В ходе учебных занятий они обычно ограничиваются презентациями с использованием программы Power Point и разбивкой текста на слайды.

В связи с вышеизложенным считаем, что для обеспечения качественного консультирования в стенах юридической клиники студентам необходимо приобретать и развивать навыки не только содержательной части консультирования, но и его формальной части. Представляется вполне целесообразным разработка и включение в учебный план вуза курса, обучающего юридическому консультированию, который бы включал в себя разные аспекты деятельности будущего юриста, в том числе этические, коммуникационные, аналитические. Тем более, что положительный опыт формирования и функционирования таких учебных курсов уже есть [3].

Данный курс позволил бы значительно увеличить эффективность учебного процесса не только за счет разумного сочетания теорической и практической подготовки студента, но и за счет синергии, т.е. соединения, интеграции в рамках одного курса компетенций, приобретенных в процессе изучения таких дисциплин как «Профессиональная этика», «Юридическая психология», «Введение в профессию юриста», «Юридическая техника».

 

Примечания:

 

1.​ Навыки юриста. Учебное пособие / Под ред. Е.Н. Доброхотовой.- СПб:

Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. С. 173.

2.​ Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: https://

ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_связей.

3.​ Официальный сайт Автономной некоммерческой организации «Центр развития юридических клиник» [Электронный ресурс]: http://codolc.com/library/clinicheskoe_yuridich_obrazovanie/uchebnue_programmu_planu

 

© Халилова Н.Р., 2015

 

УДК

Хусаинова А.Б.,

студентка Института права

Башкирского государственного университета

(г. Уфа)

 

Научный руководитель:

Семенова Е.Ю.,

старший преподаватель кафедры

гражданского процесса Института права

Башкирского Государственного Университета

 

СТУДЕНТ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ:

ВОЛОНТЕР ИЛИ РАБОТНИК?

 

Впервые термин «юридическая клиника» употребил в 1855 году Дмитрий Иванович Мейер в статье «О значении практики в системе юридического образования». «Я позволяю себе это выражение, - писал Мейер, - имея в виду, что клиника сама по себе означает только применение знания к делу» [1]. В настоящее время действующие юридические клиники России ставят своей целью гораздо более глобальные и серьезные задачи, нежели только получение студентами практики на профессиональном поприще. Деятельность участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи приобретает немалое социальное значение и является государственной программой по защите законных интересов населения.

Вопрос о том, какие первостепенные задачи и функции должны осуществляться юридическими клиниками, напрямую связан с представлением о роли студента в их работе. В нашей статье мы попробуем раскрыть понятие студента юридической клинки.

Законодательство о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации не дает четкой формулировки понятия студента как работника или волонтера, согласно пункту 5 статьи 23 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования[2].

Обратимся к толкованию понятия работника в науках русского языка и литературы. Работник – человек, занятый где-нибудь какой-нибудь работой, занимающийся чем-нибудь профессионально[3]. Следовательно, работник должен обладать соответствующей своей деятельности компетенцией.

К оказанию бесплатной юридической помощи допускаются на добровольных началах студенты (слушатели), проявившие личную заинтересованность в осуществлении указанной деятельности и обладающие необходимым уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения соответствующих образовательных программ[4].

Принимая во внимание, определение работника, данное толковым словарем Ушакова Д., а также Приказ Министерства образования и науки РФ №994, предъявляющий требование к общекультурной и профессиональной компетенции сотрудников клиники, можно прийти к выводу о том, что студент юридической клиники является работником.

Также, студент, выполняя функцию, возложенную на него Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», соблюдая нормы законодательства Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», нормы профессиональной этики, действует наравне с профессиональными работниками сферы оказания бесплатной юридической помощи[5].

С другой стороны, действительно ли студент юридической клиники является работником?

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Значит, в соответствии с российским законодательством, работник является субъектом трудового права, работает по трудовому договору, получает заработную плату, имеет права и обязанности, установленные трудовым законодательством. Совершенно очевидно, что студент, который осуществляет деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи без трудового договора, не получает заработную плату и не имеет прав и обязанностей, установленных трудовым законодательством, не является работником. Кем же является студент юридической клиники?

Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, то есть безвозмездно[6]. По нашему мнению студенты юридической клиники являются волонтерами.

Наше утверждение поддерживает руководитель юридической клиники Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Дранжевский М.Д.: «работа в большинстве клиник строится на волонтерских началах, а это означает высокий энтузиазм сотрудников»[7].

Студенты юридической клиники не являются работниками, однако мы не могли не отметить тот факт, что выполнение ими задач по правовому консультированию, составлению заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера не менее важно и ответственно, чем деятельность профессиональных юристов, действующих в сфере оказания бесплатной юридической помощи.

 

Примечания:

 

1. Википедия, Юридическая клиника [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%DE%F0%E8%E4%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%EA%EB%E8%ED%E8%EA%E0 (дата обращения: 26.02.2015).

2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6725.

3. Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова Д., т.3, М.: ТЕРРА, 1996. С. 1098.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012 г. N994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // «Российская газета» от 26 декабря 2012 г. N 298.

5. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060.

6. Центр социально-психологической помощи семье и молодежи: Волонтерство: что это такое? [Электронный ресурс] URL: http://www.molodezh79.ru/volonter-eto/item/2485-volonterstvo-chto-yeto-takoe (дата обращения: 25.02.2015)

7. Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. Дранжевский М.Д. М.: ООО «Акварель», 2011. С. 367.

© Хусаинова А.Б., 2015

УДК

 

Шпилева А.А.,

студентка Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова

филиала Российской таможенной академии

(г. Санкт-Петербург)

 

Научный руководитель:

Мухтарова А.Р.,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры гражданского права и процесса

Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала

Российской таможенной академии,

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.01 с.)