Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование учебного курса юридического консультирования как одно из условий оказания качественной юридической помощиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ
Юридические клиники уже стали неотъемлемой частью учебного процесса и являются своеобразной площадкой для реализации идеи «практикоориентированного обучения». Специфика прохождения практики в юридической клинике заключается в том, что студент учится не только правильно и квалифицированно давать консультацию, то есть выполнять ее содержательную часть, но и облекать ее в соответствующую, понятную консультируемому форму, а также взаимодействовать с самим консультируемым (формальная часть). Следует отметить, что исчерпывающая, проведенная надлежащим образом и правильно оформленная консультация, в результате которой клиент получает ответы на все вопросы и получает алгоритм своих дальнейших действий, является показателем качественной юридической помощи. Следовательно выработка навыков выполнения как содержательной так и формальной составляющей консультации является важной задачей, обеспечивающей качество юридической помощи, оказываемой в юридической клинике. Исходя из опыта работы юридической клиники Башкирской академии государственной службы и управления (далее – ГБОУ ВПО «БАГСУ») можно отметить, что содержательная часть у студентов, как правило, не вызывает особых затруднений. Этому способствует весь накопленный к моменту прохождения практики в юридической клинике студентом опыт аудиторной и самостоятельной работы, например при использовании преподавателем на практических занятиях метода конкретных ситуаций (case-study), решении задач, рассмотрения и исследования проблемных вопросов и т.д. Также необходимо отметить, что согласно Регламенту юридической клиники ГБОУ ВПО «БАГСУ» консультирование студентом клиента осуществляется только после предварительного обсуждения будущей консультации с преподавателем – специалистом по проблеме в данной отрасли права. Все это служит определенной «страховкой» от некомпетентной и, соответственно, некачественной консультации. Иными словами, по существу вопроса оказать консультацию студенту не так уж и сложно. Однако, представляя клиенту необходимую юридическую информацию, консультант зачастую теряет из виду множество мелких деталей, также являющихся составным элементом содержательной части консультации. Например, если решение дела связано с обращением в различные инстанции, то консультанту необходимо объяснить клиенту, каковы процедурные и процессуальные требования при обращении в суд или иные органы власти. Для успешного проведения этого этапа консультант должен быть в курсе практических тонкостей решения тех или иных вопросов. Например, целесообразнее ли личное обращение или направление документа по почте? Копии каких документов следует приложить? Сколько будет стоить получение необходимых справок и нотариальное оформление документов? Куда и как следует оплачивать государственную пошлину? Где находятся те или иные организации, их точное наименование и прочее [1]. Что же касается формальной стороны консультации, то она, как уже отмечалось, складывается из взаимодействия консультанта с клиентом и умением представить ее в понятной клиенту форме. Здесь уже оказываются задействованы совсем другие навыки студента. В первую очередь – его способность к общению, умению слушать, задавать необходимые вопросы, использовать понятную для клиента терминологию, грамотно и связно излагать материал. Как правило, для студентов это представляет достаточно серьезное испытание. Также следует отметить, что здесь очень важным является и способность управлять своим состоянием, не поддаваться настроению клиента, который может быть агрессивен, подавлен, взволнован. К тому же, как правило, в процессе консультации студент сам испытывает волнение, которое зачастую оказывает сильное влияние на ход самой консультации. К сожалению, учебный процесс в высшей школе пока не гарантирует выработки таких коммуникационных навыков. Если говорить о форме представления консультации, то здесь интересным представляется следующее. В ходе мониторинга качества обслуживания в юридической клинике ГБОУ ВПО «БАГСУ» среди клиентов клиники был проведен опрос, в ходе которого было высказано пожелание представлять консультацию в виде схемы. Как оказалось – это наиболее удобная форма для восприятия информации клиентами. Полагаем, что в данном случае было бы эффективным представление консультации с помощью современных способов фиксации и представления информации, например, ментальных карт (интеллект-карт, ассоциативных карт). Ментальная карта имеет вид древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи [2]. Следует отметить, что для студентов вызывает серьезное затруднение вообще какой-либо способ визуального представления информации. В ходе учебных занятий они обычно ограничиваются презентациями с использованием программы Power Point и разбивкой текста на слайды. В связи с вышеизложенным считаем, что для обеспечения качественного консультирования в стенах юридической клиники студентам необходимо приобретать и развивать навыки не только содержательной части консультирования, но и его формальной части. Представляется вполне целесообразным разработка и включение в учебный план вуза курса, обучающего юридическому консультированию, который бы включал в себя разные аспекты деятельности будущего юриста, в том числе этические, коммуникационные, аналитические. Тем более, что положительный опыт формирования и функционирования таких учебных курсов уже есть [3]. Данный курс позволил бы значительно увеличить эффективность учебного процесса не только за счет разумного сочетания теорической и практической подготовки студента, но и за счет синергии, т.е. соединения, интеграции в рамках одного курса компетенций, приобретенных в процессе изучения таких дисциплин как «Профессиональная этика», «Юридическая психология», «Введение в профессию юриста», «Юридическая техника».
Примечания:
1. Навыки юриста. Учебное пособие / Под ред. Е.Н. Доброхотовой.- СПб: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. С. 173. 2. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_связей. 3. Официальный сайт Автономной некоммерческой организации «Центр развития юридических клиник» [Электронный ресурс]: http://codolc.com/library/clinicheskoe_yuridich_obrazovanie/uchebnue_programmu_planu
© Халилова Н.Р., 2015
УДК Хусаинова А.Б., студентка Института права Башкирского государственного университета (г. Уфа)
Научный руководитель: Семенова Е.Ю., старший преподаватель кафедры гражданского процесса Института права Башкирского Государственного Университета
СТУДЕНТ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ: ВОЛОНТЕР ИЛИ РАБОТНИК?
Впервые термин «юридическая клиника» употребил в 1855 году Дмитрий Иванович Мейер в статье «О значении практики в системе юридического образования». «Я позволяю себе это выражение, - писал Мейер, - имея в виду, что клиника сама по себе означает только применение знания к делу» [1]. В настоящее время действующие юридические клиники России ставят своей целью гораздо более глобальные и серьезные задачи, нежели только получение студентами практики на профессиональном поприще. Деятельность участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи приобретает немалое социальное значение и является государственной программой по защите законных интересов населения. Вопрос о том, какие первостепенные задачи и функции должны осуществляться юридическими клиниками, напрямую связан с представлением о роли студента в их работе. В нашей статье мы попробуем раскрыть понятие студента юридической клинки. Законодательство о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации не дает четкой формулировки понятия студента как работника или волонтера, согласно пункту 5 статьи 23 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования[2]. Обратимся к толкованию понятия работника в науках русского языка и литературы. Работник – человек, занятый где-нибудь какой-нибудь работой, занимающийся чем-нибудь профессионально[3]. Следовательно, работник должен обладать соответствующей своей деятельности компетенцией. К оказанию бесплатной юридической помощи допускаются на добровольных началах студенты (слушатели), проявившие личную заинтересованность в осуществлении указанной деятельности и обладающие необходимым уровнем общекультурных и профессиональных компетенций, сформированных в процессе освоения соответствующих образовательных программ[4]. Принимая во внимание, определение работника, данное толковым словарем Ушакова Д., а также Приказ Министерства образования и науки РФ №994, предъявляющий требование к общекультурной и профессиональной компетенции сотрудников клиники, можно прийти к выводу о том, что студент юридической клиники является работником. Также, студент, выполняя функцию, возложенную на него Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», соблюдая нормы законодательства Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», нормы профессиональной этики, действует наравне с профессиональными работниками сферы оказания бесплатной юридической помощи[5]. С другой стороны, действительно ли студент юридической клиники является работником? Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Значит, в соответствии с российским законодательством, работник является субъектом трудового права, работает по трудовому договору, получает заработную плату, имеет права и обязанности, установленные трудовым законодательством. Совершенно очевидно, что студент, который осуществляет деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи без трудового договора, не получает заработную плату и не имеет прав и обязанностей, установленных трудовым законодательством, не является работником. Кем же является студент юридической клиники? Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, то есть безвозмездно[6]. По нашему мнению студенты юридической клиники являются волонтерами. Наше утверждение поддерживает руководитель юридической клиники Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Дранжевский М.Д.: «работа в большинстве клиник строится на волонтерских началах, а это означает высокий энтузиазм сотрудников»[7]. Студенты юридической клиники не являются работниками, однако мы не могли не отметить тот факт, что выполнение ими задач по правовому консультированию, составлению заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера не менее важно и ответственно, чем деятельность профессиональных юристов, действующих в сфере оказания бесплатной юридической помощи.
Примечания:
1. Википедия, Юридическая клиника [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%DE%F0%E8%E4%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%EA%EB%E8%ED%E8%EA%E0 (дата обращения: 26.02.2015). 2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6725. 3. Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова Д., т.3, М.: ТЕРРА, 1996. С. 1098. 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2012 г. N994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» // «Российская газета» от 26 декабря 2012 г. N 298. 5. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060. 6. Центр социально-психологической помощи семье и молодежи: Волонтерство: что это такое? [Электронный ресурс] URL: http://www.molodezh79.ru/volonter-eto/item/2485-volonterstvo-chto-yeto-takoe (дата обращения: 25.02.2015) 7. Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. Дранжевский М.Д. М.: ООО «Акварель», 2011. С. 367. © Хусаинова А.Б., 2015 УДК
Шпилева А.А., студентка Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии (г. Санкт-Петербург)
Научный руководитель: Мухтарова А.Р., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.38 (0.008 с.) |