Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу роль юридической клиники в формировании личности будущего юриста

Поиск

 

Актуальность данной статьи обусловлена тенденцией усиления профессионального подхода в высшем юридическом образовании, в частности, проблемой формирования основных навыков будущих юристов, как известно, важным компонентом которых является практический опыт. Как справедливо отмечал выдающийся российский правовед С.С.Алексеев, «критерием высокой классности юриста-профессионала должно считаться знание и умение применять на практике такого рода знания [1]. Для того чтобы подготовить будущих юристов необходимо внедрение в учебный процесс практической деятельности, к которой относится юридическая клиника. Создание юридических клиник в ряде юридических вузов является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. По словам С.Л. Дегтярева, юридическая клиника - учебная программа, предусматривающая обучение студентов-юристов практическим навыкам и профессиональному отношению и включающая безвозмездную работу студентов под руководством преподавателя по оказанию юридической помощи лицам, не имеющим возможности прибегнуть к другим видам помощи [2]. Юридическая клиника, по мнению Е.Н. Доброхотовой, это деятельность, в основе которой лежат интерактивные методики, решаются задачи привития студентам практических навыков профессиональной деятельности, индивидуальной профессиональной специализации будущего юриста, формирование осознанности применения норм профессиональной деятельности [3]. Из выше сказанного можно сделать вывод, что многие правоведы рассматривают юридическую клинику как эффективный способ обучения будущих юристов практической деятельности.

Студенты под руководством опытных преподавателей кафедр на безвозмездной основе осуществляют:

- юридическую консультацию

- помощь в составлении жалоб, обращений, писем в органы государственной власти и органы местного самоуправления, исковые заявления и заявления в суд.

Основная цель юридической клиники - приобретение студентами умений и навыков применения в реальной жизни норм права. Именно в реальной профессиональной деятельности актуализируются все теоретические знания студентов, формируются профессионально значимые ценностные ориентации, тренируются профессиональные аналитические, диагностические и прогностические действия. Таким образом, можно сказать, что юридическая клиника - оказывает огромное влияние на формирование личности будущего юриста.

Так что же именно формирует профессиональные качества личности будущего юриста и что развивает их в условиях вузовской подготовки? В условиях работы юридической клиники систематизируются не только знания, но и имеющийся у студента практический опыт. Создаются условия для осознания закономерностей психологического процесса, научного осмысления психологических явлений, а также будущей профессиональной деятельности. Так же важно заметить, что в процессе работы формируется личностная позиция студента, развиваются аналитические и прогностические профессиональные навыки, умение аргументировать свое мнение, грамотно отвечать на заданные вопросы.

Необходимо отметить тот факт, что участием в юридических клиниках решается не только задача практики знаний, но так же в этом процессе происходит воспитание, развитие и самоусовершенствование у студентов их профессиональных знаний. Процесс воспитание выражается в формировании профессионального правового сознания, правовой культуры у студентов-клиницистов, уважительного отношения к клиентам (и к обществу в целом), воспитание так же выражается в умение поддержать клиента морально. В тоже время, происходит развитие таких необходимых личностных и профессиональных качеств как внимательность, самостоятельность, мобильность, где-то настойчивость и конечно умение грамотно и доступно излагать свои мысли, ориентирует личность в мире юриспруденции. Будущие юристы получают представление о правовых ценностях, в том числе о правах человека, уважении прав и свобод человека, равенстве всех людей перед законом. Юридическая клиника дает возможность студентам за счет общения с реальными клиентами, решения заданных юридических задач из реальной жизни, преодолеть страх и неуверенность в себе. Необходимо еще отметить то, что студенты, изучая на практике разные ситуации реальных клиентов, осмысливают эти ситуации по другому, чем при проведении семинарских занятий, где они решают задачи с абстрактными ситуациями, так как мотивация в данном случае другая – помощь клиенту в решении его реальной проблемы. Юридическая клиника формирует так необходимых в настоящее время личностно развитых, самостоятельных, подготовленных к практической деятельности юристов. В период обучения в вузе важно не только усвоение студентами профессиональных знаний, развитие у них профессионально значимых умений и навыков, но и необходимо повышать их психологическую готовность к будущей работе.

Таким образом, в заключении нужно отметить, что юридическая клиника как образовательный процесс стоит на важном месте среди средств повышения качества подготовки студента, направленного на развитие профессиональных качеств личности будущего юриста.

 

Примечания:

 

1. Алексеев, С.С. Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования/ Алексеев С.С.- М.:Статут,1999.С.76.

2. Дегтярев С.Л. Юридическая клиника и современное юридическое образование в России: Учебно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2004.С.42.

3. Доброхотова Е.Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века (о формах и методах юридического образования в современной России) // Правоведение. 2000. N 4. С. 222.

 

© Фазлетдинова А.Р., 2015

УДК

 

Федотова В.М.,

студентка Санкт-Петербургского им. В.Б.Бобкова филиала

Российской таможенной академии

(г. Санкт-Петербург)

 

Научный руководитель:

Мухтарова А.Р.,

доцент кафедры гражданского права и процесса

Санкт-Петербургского им. В.Б.Бобкова

филиала Российский таможенной академии

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ В КЛИНИКАХ СТУДЕНТАМИ

 

Продолжает свое развитие юридические клиники, образованные в качестве своего рода вспомогательных инструментов при обучении студентов, получающих высшее юридическое образование, а также как одна из легализованных возможностей оказания правовой помощи гражданам, круг которых определен в Федеральном законе от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»[1]. Студенты, осуществляющие консультации в юридических клиниках еще не имеют диплома юриста, то есть не оказывают даже дипломированную юридическую помощь, не говоря уже о квалифицированной. Тем не менее, при оказании юридической помощи необходимо определить полноту и достоверность оказанной студентом помощи. В статье рассмотрены понятие качества и его критерии при оказании юридической помощи, а также исследуются проблемы качества юридической помощи, оказываемой студентами в юридических клиниках.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» одним из принципов оказания бесплатной юридической помощи является контроль за соблюдением лицами, оказывающими юридическую помощь требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи. Помимо этого, законодатель установил, кто осуществляет разработку и установление единых требований к качеству и обеспечению контроля за соблюдением представленного выше положения (п. 7 ст. 11 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»). Тем не менее, известно, что вопрос качества юридической помощи, оказываемой в юридических клиниках остается открытым.

Однако для начала необходимо опередить что же есть качество. Итак, если обращаться к неправовому понятию качества, то качество - это «то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь»[2]. Качество – это степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования (потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным)[3]. В адвокатской практике также существует такое понятие как выплата доверителем вознаграждения[4], что отсылает обратно к вопросу о том, что для разрешения подобного вопроса необходимо подойти к определению качества оказанной адвокатом помощи. Но что же подразумевается под качеством в правовой сфере? Однозначного ответа на данный вопрос не было найден. Тем не менее, С.Н.Гаврилов предположил, что критерии качества необходимо искать именно в процессе оказания юридической помощи[5]. Данный исследователь уравнивает понятия «помощь» и «услуга», с чем, а также считает, что «качественная юридическая помощь должна быть обязательно квалифицированной, но квалифицированная – не обязательно является качественной»[6]. Конечно, деятельность адвокатов и студентов-клиницистов различается, но не в корне. На основании описанного выше выведем критерии определения качества.

Во-первых, достоверность, то есть правильность информации, используемой студентом. Она может быть определена посредством рассмотрения источников, которые использовал студент (правовые и неправовые, т.е. нормативные правовые акты, личный опыт и др.).

Во-вторых, понимание дела, то есть насколько правильно студент определил подведомственность ситуации юридической клинике, категорию дела, к которой относится ситуация клиента. Как правило, понимание дела может быть связано с достоверностью, то есть из источников, использованных консультантом можно будет определить понимание. С другой стороны, нужно понимать какую информацию необходимо найти студенту, чтобы разобраться в деле.

Из второго критерия вытекает третий – полнота консультации по делу клиента, то есть насколько полную информацию представил студент для объяснения клиенту возможных путей решения его ситуации.

Обратимся к вопросу регулирования и контроля качества юридической помощи, оказываемой студентами в юридических клиниках. Итак, на сегодняшний день в Российской Федерации действует более ста студенческих юридических клиник. Здесь необходимо поставить вопрос о том, как же уполномоченный федеральный орган исполнительной власти может урегулировать эту деятельность? Должен ли он это регулировать? На поставленный вопрос у автора статьи нет ответа. Однако на наш взгляд вопрос качества должны регулировать руководители юридических клиник. Таким образом необходимо разработать механизмы регулирования качества юридической помощи, оказываемой в юридических клиниках студентами.

В первую очередь, одним из способов контроля качества является написание клиентами отзыва о работе студента-клинициста в бланке, представленном юридической клиникой. Но в данном случае зачастую отзыв демонстрирует то, насколько хорошо студент умеет работать с клиентом и его психологические навыки в данной работе, чем именно качество. Ведь как клиент сможет определить, достоверная ли была представлена информация студентом для помощи клиенту в его юридическом вопросе. Однако на наш взгляд это является одним из критерием качества, потому что один вопрос - правильность информации, изложенной студентом, но другой - нахождение подхода к клиенту, что будет способствовать более близкому контакту с ним и в дальнейшем более полной помощи.

Другим способом контроля является проверка преподавателем подготовки, а именно – готовности студента к консультации. На наш взгляд это является одним из главных и объективных способов определения качества, в том числе по описанным выше критериям. Другой вопрос – присутствие преподавателя, руководителя юридической клиникой на консультации. С одной стороны, в этом случае больше вероятности того, что помощь действительно будет качественной; с другой – умаление работы студента по вопросам клиента. К кому предпочтет обратиться клиент: к более взрослому человеку с опытом или же к студенту, который для клиента как малое дитя, который не знает всей тяготы жизни и не несет ответственности.

Таким образом, вопрос определения качества остается неурегулированным законодателем, хоть он его и называет. Качество юридической помощи, оказываемой в студенческих юридических клиниках тесно взаимосвязано с качеством помощи, оказываемой адвокатами на возмездной или безвозмездной основе. Тем не менее, если оценка качества помощи, оказанной адвокатом действительно сложна в определении, то в студенческих юридических клиниках своеобразным гарантом качества должен быть руководитель юридической клиники, но, стоит отметить, студенты также должны нести ответственность за качество консультации, которую они собираются оказать или оказали клиенту. Таким образом, необходимо дальнейшее исследование вопроса об определении качества юридической помощи, оказываемой в клиниках студентами.

 

Примечания:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета, N 263, 23.11.2011.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – С. 270.

3. Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования» // Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1575-ст.

4. пп. 3 п. 4 ст. 25 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Российская газета, N 100, 05.06.2002.

5. Гаврилов С.Н. Построение системы менеджмента качества юридической помощи в адвокатуре. // Стандарты и качество. 2007. №8.

6. Гаврилов С.Н. О качестве юридической помощи в адвокатуре // Ростов-на-Дону: ЮРИСТЪ-ПРАВОВЕД. 2007. №6. С. 17-21.

 

© Федорова В.М., 2015

УДК

 

Федотова К.С.,

студентка Института права

Башкирского государственного университета

(г.Уфа)

 

Научный руководитель:

Семенова Е.Ю.,

старший преподаватель кафедры

гражданского процесса Института права

Башкирского государственного университета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.67 (0.01 с.)