Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этический кодекс юридической клиникиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЯГЕЛЛОНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Г. КРАКОВА (ПОЛЬША) Статья 1. Студенты и лица, осуществляющие надзор (именуемые в дальнейшем "координаторы консультации"), обязаны защищать интересы клиента смело и честно, невзирая на вытекающие из такой позиции последствия для себя и другого лица. Статья 2. Позиция студентов и координаторов консультации должна отражать желание оказания клиенту помощи. Статья 3. При оказании юридической помощи студенты и координаторы консультации обязаны соблюдать принципы добросовестности, старательности и своевременности проведения всех работ. Статья 4. Студенты и координаторы консультации обязаны сохранить конфиденциальность и обеспечить невыявление и ненадлежащее использование всего того, что им стало известно в связи с участием в деятельности консультации. Данная обязанность не ограничивается во времени. Статья 5. Консультация не может вести дела, в которых проявляется конфликт интересов клиента с интересами: а) лица, которое было или является клиентом консультации; б) лица, которое было или является клиентом лица, действующего в кон Статья 6. Студент или координатор консультации не может оказывать юридической помощи: а) результат которой может касаться его самого или его имущества; б) в случае, если раньше он оказывал юридическую помощь другой сто в) если данное дело касается близкого лица или лица, с которым он г) клиентам, интересы которых противоречат друг другу, даже если кли Статья 7. Студент, действующий в рамках другого субъекта, оказывающего платную юридическую помощь, не может стать студентом консультации. Статья 8. Студенту и координатору консультации нельзя оказывать юридическую помощь, которая облегчила бы совершение преступления или указала на возможность избежания уголовной ответственности за деяние, которое должно быть совершено в будущем. Статья 9. Студентам в разрабатываемой оценке или проектах процессуальных документов нельзя сознательно приводить неправдивые сведения. Статья 10. Студенты и координаторы консультации не могут оправдывать нарушения принципов этики ссылкой на соображения, высказанные клиентом. Статья 11. При оказании юридической помощи студенты и координаторы консультации обязаны соблюдать принципы дельности. Статья 12. При оказании юридической помощи студенты и координаторы консультации должны принимать во внимание правовые и неправовые аспекты вопроса, определяемого с учетом перспективы клиента, его системы ценностей. В беседах с клиентом студент должен учитывать необходимость оказания моральной поддержки. Статья 13. Студент должен активно включать клиента в процесс исследования потенциальных решений вопроса, представляя ему юридически достоверные возможности защиты его интересов. Статья 14. Студент обязан информировать клиента о каждом действии, предпринятом в рамках юридической помощи, и о ее результате, а также систематически отвечать на его вопросы. Статья 15. Студент должен отказать в юридической помощи клиенту, который потерял доверие к нему. Статья 16. Студент не может оказывать помощь, если за ней обращается не уполномоченное на это лицо. Статья 17. Консультация обязана выдать по требованию клиента все представленные им письма и копии документов. Статья 18. Консультация не обязана нести расходов, связанных с оказанием юридической помощи, например судебной пошлины. Статья 19. Студенту и координатору юридической консультации нельзя принимать от клиента никакой материальной или личной пользы в связи с оказанием юридической помощи. Статья 20. Взаимные отношения между студентами и координаторами консультации должны характеризоваться товариществом и желанием оказать помощь. ЧАСТЬ II Глава 5 ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ КЛИЕНТА
нтервьюирование (от англ. interview - интервью) переводится на русский язык как беседа, собеседование. Термин "интервьюирование клиента" получил международное признание: юристы всего мира под интервьюированием клиента понимают собеседование с клиентом с целью получения у него информации, имеющей правовое значение. При этом следует четко разграничивать деятельность юриста, связанную с проведением собеседования (интервьюированием), и консультирование, под которым понимают юридическую помощь клиенту в выборе удовлетворяющих его способов решения проблемы законными средствами. Поэтому навыки консультирования будут рассмотрены в отдельной главе. Для разграничения интервьюирования и консультирования принимают во внимание прежде всего цели этих видов деятельности юриста. Цель проведения интервью мы уже определили - это получение от клиента информации, имеющей правовое значение, на основе которой юрист предложит клиенту варианты правового разрешения возникших проблем. Цель консультирования - разъяснить клиенту правовые способы решения его проблем, прогнозирование возможных последствий применения этих способов и оказание помощи в выборе одного из возможных способов решения правовой проблемы клиента. Собеседование (интервьюирование) является необходимой составляющей деятельности любого юриста, в какой бы области юриспруденции он ни работал. Но в контексте данной книги мы будем говорить о навыках, необходимых для такого рода деятельности применительно к работе адвоката Это вызвано тем обстоятельством,что работа студентов в юридической клинике по оказанию правовой помощи протекает практически в тех же рамках, что и работа адвокатов. Навыки интервьюирования являются важным практическим умением при проведении собеседования. В значительной степени они определяют успешность дальнейшей работы юриста по оказанию правовой помощи. Но надо ли учиться, как проводить собеседование? Разве человек, обратившийся за юридической помощью, не заинтересован в том, чтобы как можно подробнее и обстоятельнее рассказать юристу о своих проблемах? В этом случае задача юриста состоит только в том, чтобы, выслушав клиента, дать ему правовую консультацию, т.е. разъяснить правовые аспекты имеющихся у него проблем и возможные правовые способы их разрешения. Представим себе людей, которые обращаются за советом к юристам. Во-первых, это люди, которые, столкнувшись с жизненными трудностями, не могут их разрешить самостоятельно, без обращения к специалисту. Как правило, эти люди плохо представляют себе способы преодоления данных трудностей и их последствия. Им предстоит общение с незнакомым человеком - юристом. Уже одна мысль о том, что в обстоятельства личной жизни будут вмешиваться посторонние, способна привести любого человека в смятение, вызвать нервозность и, как следствие, помешать рассказать о своих проблемах. Во-вторых, это люди разного культурного уровня, разных национальностей, разного темперамента. Поэтому далеко не все из них обладают способностью выделить в возникшей жизненной ситуации именно правовые аспекты, не все из них могут самостоятельно связно и последовательно изложить юристу именно те факты, которые важны для дела. Следовательно, юрист должен владеть навыками проведения собеседования (интервьюирования), чтобы в результате этой работы получать от разных людей (клиентов) полную и достоверную информацию, необходимую для правильной правовой оценки полученных фактов. О каких же навыках интервьюирования может идти речь? Прежде всего отметим, что подобного рода навыки следует рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, необходимо обратиться к общим вопросам юридической этики, уделив особое внимание тем из них, которые особенно актуальны для проведения собеседования с клиентом. Во-вторых, необходимо рассмотреть способы построения самой беседы с точки зрения возможности выделения в ней определенных стадий, или этапов, которые помогут более эффективно провести интервью. В-третьих, необходимо обсудить приемы постановки вопросов во время такой беседы. И наконец, в-четвертых, следует принимать во внимание психологические аспекты проведения собеседования. Для более предметного анализа названных аспектов познакомимся с содержанием первой беседы адвоката и клиента. В приемную адвоката, опираясь на палку, заходит пожилой, лет семидесяти, мужчина. Адвокат, приподнимаясь со своего места: - Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Присаживайтесь вот здесь. Клиент опускается на стул, который стоит сбоку от стола адвоката. А: Так Вам удобно? К.: Да, спасибо. А.: Давайте познакомимся. Меня зовут Михаил Петрович Любомиров. Я - адвокат. Сегодня я веду прием граждан и готов оказать Вам правовую помощь. Но Вы, наверное, знаете, что услуги наши платные? К.: Фамилия моя Сенякин, а зовут Сергей Николаевич. Что услуги у вас платные, я знаю. Сколько мне надо заплатить за Ваш совет? А: Если речь пойдет только о консультации, это будет стоить от 50 до 150 руб. в зависимости от того, насколько сложный у Вас будет вопрос. К.: В таких пределах я заплатить готов. А: Хорошо. О конкретной сумме договоримся несколько позже. А теперь скажите, Сергей Николаевич, Вы впервые у адвоката? К.: У адвоката я действительно первый раз. Не думал, что придется дожить до такого. А.: Вы думаете, что в обращении за помощью к юристу есть что-то необычное, унижающее человека? К.: Да как Вам сказать... Унижения особого, может, и нет, да не привык я дела своей семьи с посторонними людьми обсуждать. А.: Если Вы обратились за помощью к адвокату, то он уже не посторонний для Вас человек. Все, что Вы сочтете мне возможным рассказать, останется строго между нами. Я по своему положению адвоката обязан хранить в тайне сведения, которые мне доверяют обратившиеся ко мне за помощью люди. И чем подробнее Вы расскажете мне о возникших проблемах, тем больше у меня будет возможности помочь Вам. Так что же у Вас случилось? К.: Дело в том, что у меня сейчас сложилась очень тяжелая ситуация с моими самыми близкими людьми. Я уже в преклонных летах. Жена моя умерла два года назад, и нет мне никакого покоя, не могу я оставшееся мне время прожить спокойно... А.' Может быть рано так отчаиваться. Успокойтесь. Я Вас внимательно слушаю. К.: У нас с женой было двое детей: дочь и сын. Сын, к нашему несчастью, рано ушел из жизни. Одна память о нем - внук Алексей. А вот с дочерью мы никак не можем найти общего языка. Вроде бы и воспитывали их... одинаково, и образование дали, и материально помогали. Но не уважает она меня. Не прислушивается к моим советам. И помощи от нее никогда никакой не дождешься. Никогда не думал, что придется мучиться так на старости лет... А.; Сергей Николаевич, успокойтесь. Я понимаю, сложно пожилому человеку без поддержки, без материальной помощи близких. Но ведь близким можно и напомнить, что у них есть такая обязанность. Как Вы полагаете, Ваша дочь обязана оказывать Вам материальную поддержку? У Вас маленькая пенсия? И Вам в этих тяжелых условиях не хватает на жизнь? К.: Да не г, дело не в э гом. Я вполне могу обойтись и той пенсией, ко i о-рую выплачивает государство. Дело не в гом, что я хочу получи гь от своей дочери какую-то материальную помощь. Her, дело совсем не в этом. Мне бы хотелось, чтобы мы, родные друг другу люди, жили в мире и согласии. А она ни свою жизнь личную устроить не смогла... Го один раз замуж, го другой раз замуж. И всегда мужья у нее какие-то совершенно несамостоятельные. Постоянной работы у нее нет. Уж как мы с женой из сил выбивались. Помогли квартиру кооперативную ей купить. И все не так у нее. Того и гляди, и квартиру эту продаст. И неизвестно, где жить будет. А.: Сергей Николаевич, так Вас беспокоит, что Ваша дочь может кому-то продать принадлежащую ей квартиру? Ведь эта квартира принадлежит ей? Или она была приобретена на Ваше имя? К.: Нет, речь идет не об этом. Я уже говорил, что от моего умершего сына остался внук Алексей. Ему уже 18 лет. Он живет со мной. А вот дочь моя Татьяна никак не находит с ним общего языка. И он ее уважать не может. Вот я и думаю, жить-то мне осталось не так уж много, а как дальше сложится жизнь моего внука? Ведь у него, кроме меня и моей дочери, и родных-то никого нет. А.: Сергей Николаевич, почему Вас так беспокоят отношения, которые сложились у Вашего внука с Вашей дочерью? К.: Видите ли, я хочу, чтобы моя квартира перешла моему внуку. Вот я и беспокоюсь, не захочет ли моя дочь после моей смерти получить квартиру как наследница? Она ведь, как теперь говорят, "деловая". С внуком считаться не будет. А внук, чтобы с ней не встречаться, по молодости да глупости возьмет да и съедет с квартиры. Так ни с чем и останется. А.: Вот в чем дело. Значит, Вас интересует вопрос о том, как можно передать право собственности на квартиру? К.: Да, меня очень интересует этот вопрос. Я бы хотел, чтобы та квартира, в которой я живу, принадлежала только моему внуку. Объясните мне, что я должен сделать для того, чтобы моему внуку было обеспечено право на эту квартиру. А.: Хорошо, Сергей Николаевич. Я понял, что Вас интересует. Но прежде позвольте несколько уточняющих вопросов? К.: Да-да, пожалуйста. А.: Ведь Вы говорили, что у Вашей дочери есть квартира? К.: Да, есть. А.: А где Ваша дочь фактически проживает? К.:. Дочь живет в своей однокомнатной квартире, отдельно от меня. А я и внук живем вместе. Квартира у нас неплохая. В центре города. Три комнаты. Все коммунальные удобства имеются. Вот я и думаю, не придет ли в голову моей дочери мою хорошую квартиру заполучить? А.: А в какой квартире зарегистрирована по месту жительства или, как говорили раньше, прописана Ваша дочь? /С: В своей квартире и прописана. А.: Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, как Вы получили квартиру, в которой живете? К.: Эту квартиру я получил 20 лет назад, когда еще работал, на всю семью, а потом мы ее приватизировали. А: Скажите, пожалуйста, в каком году Вы приватизировали эту квартиру? К.: В девяносто третьем. А: Кто из Вашей семьи проживал в это время в квартире? К.: В это время в квартире жили и были прописаны только я и моя супруга. Дети к тому времени уже жили своими семьями. Дочери Татьяне мы помогли купить кооперативную квартиру. Сын Алексей женился и перешел жить к своей жене. Жили они вместе с ее родителями. Там же у них родил- ей сын, мой внук Алексей. Так что приватизировали квартиру только я и моя жена. А.: Значит, после приватизации собственниками квартиры стали только Вы и Ваша супруга? К.: Да. Д.: А после смерти Вашей супруги как решался вопрос о собственности на квартиру? К.: Еще до смерти моей жены, сразу после приватизации, мы с ней договорились обменяться завещаниями. Пошли к нотариусу, составили завещания. Я - на имя жены, а она - на мое имя. Так, чтобы квартира перешла тому из нас, кто переживет. А.: А где сейчас находится завещание Вашей жены? К.: Я его отнес в нотариальную контору, а там мне через какое-то время выдали документы, два документа, кажется, свидетельствами они называются, и нотариус сказал, что теперь право на эту квартиру есть только у меня. А.: Сергей Николаевич, а на сегодняшний день кого из близких родственников Вы имеете? К.: Внук Алексей и дочь - вот и все мои близкие. Больше никого нет. Я уже говорил вам, три года назад сын и невестка моя погибли в автомобильной катастрофе. После их смерти внук Алексей перешел жить к нам. С дедушкой и бабушкой по материнской линии у него отношения не очень хорошие сложились. Да еще и дядя по материнской линии был против, чтобы Алексей остался проживать в той квартире, где родился. Мы с женой, напротив, с удовольствием приняли внука к себе. Квартира у нас большая, и с внуком у меня отношения дружеские. Хороший он у меня парень. Так что сейчас в этой квартире мы живем вдвоем. А.: Ну вот, не все у Вас так плохо. Хороший внук рядом - это не так уж и мало. К.: Да, внук у меня хороший. Не то что большинство нынешней молодежи. Ведь на все время у него хватает: и учится в институте, и спортом занимается, и подрабатывает. Не хочет на мою пенсию жить. И со мной поговорить время находит... А.: Вот и славно. Хорошо, Сергей Николаевич. Значит, мы с Вами выяснили, что у Вас есть трехкомнатная квартира, которая находится в Вашей собственности, т.е. принадлежит только Вам. В настоящее время в этой квартире зарегистрированы по месту жительства только Вы и Ваш восемнадцатилетний внук Алексей. К.: Да. А.: Скажите еще, Сергей Николаевич, сколько лет Вашей дочери и как она себя чувствует, какое у нее здоровье? К.: Лет моей дочери 40, и со здоровьем у нее все в порядке, только работать не больно любит. А зачем Вам это знать? А.: Это не простое любопытство. Сведения эти мне необходимы, чтобы не ошибиться в совете. А теперь скажите, Сергей Николаевич, каким образом Вы бы хотели передать эту квартиру своему внуку? Или какие условия такой передачи Вас бы больше всего устроили? К.: Видите ли, в чем дело. В первую очередь я бы, конечно, хотел, чтобы эта передача состоялась таким образом, чтобы моя дочь не имела права на эту квартиру после того, как меня не будет. Ну а до своей смерти я бы, конечно, хотел прожить именно в ней. Ведь эту квартиру я заработал. В этой квартире мы были когда-то счастливы. Жили с моей покойной женой. Поэтому, конечно, для меня обязательное условие передачи этой квартиры моему внуку... чтобы я сохранил право жить в ней до смерти. А.: Понятно. Сергей Николаевич, давайте еще раз подведем итог нашего разговора. Итак, Вы и Ваш носемнадцатилегний внук Алексей проживаете в трехкомнатной квартире. Эта квартира находится только в Вашей собственности, и Вы располагаете необходимыми документами, подтверждающими этот факт. Кроме Вашего внука Алексея у Вас есть дочь Татьяна, которая проживает отдельно, имея в собственности квартиру. Ваше желание относительно квартиры, в которой Вы живете, состоит в том, чтобы собственником этой квартиры стал только Ваш внук Алексей, а Вашу дочь Татьяну Вы хотите лишить права получить в наследство хотя бы часть этой квартиры. В то же время Вы хотите до последнего дня Вашей жизни прожить именно в этой квартире. Я правильно Вас понял? К.: Да. Все правильно". Если оценивать приведенное интервью с точки зрения целей, для достижения которых оно проводилось, то, безусловно, оценка должна быть положительной, поскольку адвокат полностью выяснил суть правовой проблемы обратившеюся к нему человека. Попробуем проанализировать это интервью с точки зрения названных выше аспектов, имеющих непосредственное отношение к навыкам проведения собеседования, и таким образом выяснить, что помогало и что затрудняло работу адвоката при ведении беседы с клиентом. Юридическая этика и интервьюирование Одним из постулатов юридической этики является признание самоценности человеческой личности, всемерное содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Поэтому интервью в первую очередь должно быть основано на уважительном отношении к личности гражданина, обратившегося к юристу за помощью. [ (роявил ли такое отношение к собеседнику адвокат Любомиров? Ответ может быть только положительным. Это выразилось и в том, как адвокат привегствовал вошедшего к нему клиента, и в уважительном тоне разговора с ним. Адвокат не раздражался по поводу того, что клиент затруднялся с объяснениями своих проблем, не высказывал пренебрежения к излишнему преувеличению клиентом сложности имеющихся у него затруднений. Другим важнейшим правилом адвокатской этики является доверительность отношений между адвокатом и клиентом. Это этическое правило также является основой интервью. Вряд ли возможно достигнуть цели интервьюирования - получение полной информации, - если адвокат не сумеет вызвать доверия к себе со стороны клиента. Доверительность отношений между адвокатом и клиентом базируется еще на одном этическом правиле, имеющем весьма большое значение для интервью. Речь идет о конфиденциальности отношении адвоката и его клиента, об обязанности адвоката соблюдать профессиональную тайну, предметом которой является как сам факт обращения к нему конкретного человека, так и содержание бесед с клиентом и любая другая информация, касающаяся оказания юридической помощи. Стремление установить доверительные отношения адвоката Любомирова с клиентом видно хотя бы из того, как он разъясняет своему клиенту суть отношений между адвокатом и обратившимся к нему человеком: "Если Вы обратились за помощью к адвокату, то он уже не посторонний для Вас человек. Все, что вы сочтете мне возможным рассказать, останется строго между нами. Я по своему положению адвоката обязан хранить в тайне сведения, которые мне доверяют обратившиеся ко мне за помощью люди. И чем подробнее Вы расскажете мне о возникших проблемах, тем больше у меня будет возможности помочь Вам". Итак, выработка навыков проведения собеседования с клиентом должна начинаться с усвоения правил профессиональной этики. Особенно актуальным это является для студентов юридической клиники. Как уже отмечалось, в настоящее время многие юридические клиники, созданные при вузах, разработали и приняли этические кодексы, которые включают также правила, регулирующие отношения клиента и юридической клиники. Этапы интервью Следующий аспект навыков интервьюирования связан со способами построения беседы с клиентом, которые могут оказать помощь в наиболее эффективном проведении интервью. С этой точки зрения высказываются предложения выделять в беседе с клиентом несколько этапов. Этапы интервьюирования 1. Подготовка к интервьюированию. 2. Встреча, взаимное представление, определение "правил игры". 3. Свободное изложение клиентом сути своего обращения. 4. Выяснение характера правовых проблем клиента, установление хро 5. Резюмирование. 6. Завершение интервью. Выделение этапов позволяет более четко уяснить особенности задач, которые должны быть решены на каждом этапе. 1-й этап подготовки к интервьюировании). Задачи, которые можно решить в ходе подготовки к интервью, - это, разумеется, организация интервью. В качестве минимальных подготовительных мероприятий можно назвать определение места и времени встречи адвоката и клиента. Эффективность интервью значительно повышается, если юристу заблаговременно становятся известны хотя бы самые общие факты, по поводу которых ему предстоит собеседование с клиентом. В этом случае подготовка может включать предварительный анализ правовых норм, имеющих отношение к этим фактам (что особенно важно для молодого, начинающего юриста). Кроме того, в этом случае можно попросить клиента принести с собой на собеседование документы, имеющие отношение к его проблеме. Но такие подготовительные мероприятия возможны только в случаях предварительного согласования проведения интервью, например при ведении предварительной записи на прием к адвокату. Некоторые обращают внимание на необходимость для юриста задуматься и над своим внешним видом (одеждой, макияжем), прежде чем идти на встречу с клиентом. Этапа подготовки к интервьюированию мы не найдем в приведенном выше примере. В практике работы российских адвокатов предварительная запись на прием к ним не нашла еще широкого распространения. Однако обратим внимание на то, что адвокат находился на своем рабочем месте во время, предназначенное для приема граждан, не заставил клиента ждать себя, а во время беседы с ним не отвлекался на другие дела. Это значит, что он был готов именно к такой работе. Этап подготовки к собеседованию с клиентом имеет свои особенности в деятельности юридических клиник. В ряде юридических клиник установлено правило предварительной записи клиента на прием. В этом случае клиент сообщает некоторые сведения о себе и задает вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Ему назначается точная дата и время приема. Это позволяет студентам в ходе подготовки к интервью предварительно отобрать и проанализировать необходимый нормативный материал, подготовить список вопросов, которые следует прояснить в ходе встречи с клиентом, организовать свое рабочее место и т.п. В других юридических клиниках прием граждан ведется как ПО предварительной записи, гак и при непосредственном их обращении в общественные приемные клиник. Студенты, находящиеся на дежурстве в таких общественных приемных, не знают, какие граждане и с какими вопросами придут на прием. Поэтому подготовка к собеседованию в этих случаях состоит в том, чтобы в часы приема находиться на своем рабочем месте и чтобы рабочее место было организовано надлежащим образом: был стол и с гул, на котором удобно сидеть клиенту, имелись письменные принадлежности для ведения записей, справочная литература. Если на прием одновременно является сразу 3-4 человека, очень важно сразу решить вопрос: имеется ли достаточно времени, чтобы побеседовать со всеми гражданами. И если времени для этого нет, следует предложить гражданам записаться на прием в другое удобное для них время. Как правило, на таких дежурствах необходимо присутствие преподавателей клиники, которые в любой момент могут прийти на помощь студентам, оказавшимся в сложной ситуации. 2-ii этап - встреча, взаимное представление, определение "правил игры". Задачами второго этапа интервью являются знакомство, установление правил собеседования (т.е. '"правил игрьг"), а также первые шаги по установлению доверительных отношений между юристом и клиентом. Это очень важный этап интервьюирования, в значительной степени предопределяющий дальнейший ход и успех интервью. Психологические аспекты данного этапа работы юриста мы рассмотрим несколько позже, пока же отметим необходимость именно на этом этапе обсудить с клиентом те правила, которых они будут придерживаться в ходе беседы. В первую очередь это касается разъяснения сути тех отношений, которые возникают между адвокатом и обратившимся к нему за помощью человеком, их взаимных обязательств. Необходимо определить время, которым располагают и юрист, и его клиент для такой работы, а также общий порядок проведения собеседования. Если мы обратимся к нашему примеру, то должны отметить, что в нем этот этап достаточно хорошо выражен: адвокат Любомиров представляется, осведомляется, как зовут клиента, но в части установления "правил игры" разъясняет лишь о конфиденциальности отношений адвоката и его клиента и специально не оговаривает остальных условий. Однако, не оговорив продолжительности и порядка проведения беседы, адвокате самого начала работы с клиентом может испортить взаимоотношения с ним. Например, собеседование затянулось по времени, а у адвоката или его клиента намечены какие-то иные мероприятия. Другой пример: не получив необходимых разъяснений о ходе самого собеседования, клиент будет раздражен в одном случае потому, что адвокат, по его мнению, плохо с ним общается, молчит, не задает вопросов, а в другом потому, что адвокат перебивает его рассказ вопросами. Поэтому адвокат Любомиров только выиграл бы в глазах клиента, если бы в начале беседы у него состоялся с Сеня-киным примерно следующий разговор: "А.: Сергей Николаевич, я сегодня веду прием граждан и готов оказать Вам правовую помощь. В моем распоряжении есть примерно час. А Вы располагаете таким же временем на беседу со мной? К.:У меня весь день свободен. А.: Хорошо. Я думаю, часа нам хватит. А если нет, мы договоримся, когда сможем встретиться вновь." И далее: "А.: Сергей Николаевич! Давайте договоримся следующим образом: Вы расскажете мне все о возникших у вас проблемах. А я по ходу Вашего рассказа буду задавать Вам уточняющие вопросы или переспрашивать, если мне что-то будет непонятно. И после выяснения всех ваших проблем мы вместе обсудим, как лучше всего их преодолеть. Договорились? К.: Хорошо". Особенность рассматриваемого этапа интервьюирования в юридической клинике состоит в том, что граждане не всегда хорошо представляют себе, куда и к кому они обращаются за юридической помощью. Поэтому студенты, ведущие прием, в самом начале интервью должны познакомить граждан с особенностями оказания юридической помощи в своей клинике даже в том случае, если обратившийся в клинику гражданин и не задает по этому поводу никаких вопросов. Если бы беседу с Сенякиным вел не профессиональный адвокат, а студенты юридической клиники, интервью началось бы иначе. Как правило, беседу с клиентом одновременно ведут два студента. Приступая к выяснению обстоятельств, которые привели гражданина в юридическую клинику, студенты должны сначала разъяснить свой статус: "Первый студент: Прежде чем выслушать Вас, коротко расскажем о том, какую работу мы здесь ведем. Мы студенты юридического факультета, учимся на 4-м курсе. Мы оказываем бесплатную юридическую помощь всем гражданам, которые не могут оплатить услуги квалифицированного юриста. Мы можем дать разьяснения закона и порядка его применения, проконсультировать по правовым вопросам, оказать помощь в сосгавле- нии документов, в некоторых случаях можем оказать помощь в виде представительства интересов граждан в суде. Мы работаем под руководством наших преподавателей. Поэтому помощь, которую мы оказываем, достаточно квалифицированна, но мы должны обсуждать с преподавателями те советы, те консультации, которые готовим для граждан. Поэтому если Вы согласитесь принять нашу помощь, то должны понимать: наша с Вами работа будет более продолжительной по времени, чем в том случае, если бы Вы обратились в обычную юридическую консультацию. К.: Да, я слышал, что здесь оказывают бесплатную юридическую помощь. Я пенсионер. Мне сложно оплатить услуги адвоката. Поэтому я и пришел к вам. Я понимаю, что вам потребуется больше времени, чтобы помочь мне, и я согласен на такие условия. Первый студент: Хорошо. Тогда давайте знакомиться. Меня зовут Иванов Александр. Второй студент: А я Сергеев Василий. Назовите, пожалуйста, Вашу фамилию, имя и отчество. К.: Фамилия моя Сенякин, зовут Сергей Николаевич. Первый студент: Сергей Николаевич, расскажите подробнее, что привело Вас в нашу клинику. Если Вы не будете возражать, то Василий во время нашей беседы будет делать записи, которые помогут нам более точно составить представление о ситуации, которая привела Вас к нам. А я, если из вашего рассказа мне будет что-нибудь непонятно, буду задавать вопросы. В своей работе, Сергей Николаевич, мы соблюдаем правила конфиденциальности, т.е. все сведения, сообщенные Вами, мы сохраним в тайне. Но Вы должны понимать, что "мы" - это не только я и Василий, но и преподаватели нашей клиники, а также другие студенты клиники, с которыми мы будем обсуждать ваши проблемы. К.: Да, я все понимаю. Я расскажу обо всех обстоятельствах, которые привели меня сюда. Первый студент: Мы Вас внимательно слушаем". 3-й этап - свободное изложение клиентом сути своего обращения, тех обстоятельств, которые побудили его обратиться за юридической помощью. Задачи данного этапа состоят в получении первичной информации именно из рассказа клиента о его проблемах, о самом клиенте и о том, что он ожидает от встречи с юристом. Свободное изложение событий клиентом предоставляет юристу широкую возможность получения разнообразной информации о личности клиента, которая может оказаться необходимой для выстраивания линии поведения именно с этим человеком. Рассказ клиента помогает составить первое представление о тех событиях, которые привели человека к юристу, а также оценить реалистичность ожиданий клиента от встречи с юристом. Разные люди ведут себя по-разному, излагая события, которые привели их к юристу. Одни будут очень лаконичными и сразу же заявят, например, что им необходима помощь в составлении искового заявления в суд, и даже достаточно четко сформулируют поводы и основания для обращения в суд. Другие будут очень подробно рассказывать о своих переживаниях, почти ничего не сообщая о фактах, имеющих юридическое значение. Но в любом случае, проявляя уважение к клиенту как к личности, юрист должен выслушать обратившегося к нему человека. Безусловно, юрист должен уметь управлять ходом свободного рассказа, ведь это именно он ведет интервью. Существует достаточное количество психологических приемов такого управления, о которых мы будем говорить далее. Однако юрист не должен торопиться задавать вопросы, прерывая ход свободного рассказа. В противном случае он рискует навязать клиенту собственное представление об имевших место событиях, упустит возможность уловить какие-то нюансы в рассказе клиента, которые в дальнейшем окажутся чрезвычайно важными для дела. Приведенный выше пример интервью демонстрирует очень распространенную среди адвокатов практику не допускать слишком пространного рассказа клиента, особенно в тех случаях, когда клиент самостоятельно не может хотя бы в общих чертах обозначить свои правовые проблемы. Адвокат Любомиров почти сразу же начинает задавать вопросы, направляя рассказ Сенякина на выявление правовых проблем его семейных отношений. Допустим ли такой прием при проведении интервью? В нашем примере отсутствие свободного рассказа клиента не помешало адвокату успешно провести собеседование. Но ведь это объясняется тем, что адвокат опирался на собственный опыт общения с подобного рода людьми, знание правовых аспектов семейных отношений, вещного и наследственного права. Были использованы и некоторые психологические приемы, которые способствовали установлению доверительных отношений между клиентом и адвокатом. В этой связи важно отметить, что адвокат, не умеющий выслушать обратившегося к нему человека, как правило, лишается своего клиента. При работ
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.183.21 (0.013 с.) |