Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этический кодекс юридической клиники

Поиск

ЯГЕЛЛОНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Г. КРАКОВА (ПОЛЬША)

Статья 1. Студенты и лица, осуществляющие надзор (именуемые в дальнейшем "координаторы консультации"), обязаны защищать интересы клиента смело и честно, невзирая на вытекающие из такой позиции послед­ствия для себя и другого лица.

Статья 2. Позиция студентов и координаторов консультации должна отражать желание оказания клиенту помощи.

Статья 3. При оказании юридической помощи студенты и координато­ры консультации обязаны соблюдать принципы добросовестности, стара­тельности и своевременности проведения всех работ.

Статья 4. Студенты и координаторы консультации обязаны сохранить конфиденциальность и обеспечить невыявление и ненадлежащее исполь­зование всего того, что им стало известно в связи с участием в деятельно­сти консультации. Данная обязанность не ограничивается во времени.

Статья 5. Консультация не может вести дела, в которых проявляется конфликт интересов клиента с интересами:

а) лица, которое было или является клиентом консультации;

б) лица, которое было или является клиентом лица, действующего в кон­
сультации в качестве студента, лица, осуществляющего надзор или отно­
сящегося к вспомогательному персоналу организации; было или является
клиентом субъекта, в рамках которого указанные лица оказывали или при­
нимали участие в оказании юридической помощи.

Статья 6. Студент или координатор консультации не может оказывать юридической помощи:

а) результат которой может касаться его самого или его имущества;

б) в случае, если раньше он оказывал юридическую помощь другой сто­
роне по одному и тому же делу или по делу, связанному с этим делом, или
если он выступал в качестве свидетеля;

в) если данное дело касается близкого лица или лица, с которым он
остается в серьезном личном конфликте.

г) клиентам, интересы которых противоречат друг другу, даже если кли­
енты дают на это согласие. В случае выявления противоречий по ходу ока­
зания юридической помощи студент обязан проинформировать клиентов
о том, что дальнейшая помощь не представляется возможной.

Статья 7. Студент, действующий в рамках другого субъекта, оказыва­ющего платную юридическую помощь, не может стать студентом консуль­тации.

Статья 8. Студенту и координатору консультации нельзя оказывать юри­дическую помощь, которая облегчила бы совершение преступления или указала на возможность избежания уголовной ответственности за деяние, которое должно быть совершено в будущем.

Статья 9. Студентам в разрабатываемой оценке или проектах процес­суальных документов нельзя сознательно приводить неправдивые све­дения.


Статья 10. Студенты и координаторы консультации не могут оправды­вать нарушения принципов этики ссылкой на соображения, высказанные клиентом.

Статья 11. При оказании юридической помощи студенты и координа­торы консультации обязаны соблюдать принципы дельности.

Статья 12. При оказании юридической помощи студенты и координа­торы консультации должны принимать во внимание правовые и неправо­вые аспекты вопроса, определяемого с учетом перспективы клиента, его системы ценностей. В беседах с клиентом студент должен учитывать не­обходимость оказания моральной поддержки.

Статья 13. Студент должен активно включать клиента в процесс ис­следования потенциальных решений вопроса, представляя ему юридически достоверные возможности защиты его интересов.

Статья 14. Студент обязан информировать клиента о каждом действии, предпринятом в рамках юридической помощи, и о ее результате, а также систематически отвечать на его вопросы.

Статья 15. Студент должен отказать в юридической помощи клиенту, который потерял доверие к нему.

Статья 16. Студент не может оказывать помощь, если за ней обраща­ется не уполномоченное на это лицо.

Статья 17. Консультация обязана выдать по требованию клиента все представленные им письма и копии документов.

Статья 18. Консультация не обязана нести расходов, связанных с ока­занием юридической помощи, например судебной пошлины.

Статья 19. Студенту и координатору юридической консультации нельзя принимать от клиента никакой материальной или личной пользы в связи с оказанием юридической помощи.

Статья 20. Взаимные отношения между студентами и координатора­ми консультации должны характеризоваться товариществом и желанием оказать помощь.


ЧАСТЬ II

Глава 5

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ КЛИЕНТА

И

нтервьюирование (от англ. interview - интервью) переводит­ся на русский язык как беседа, собеседование.

Термин "интервьюирование клиента" получил международное признание: юристы всего мира под интервьюированием клиента понимают собеседование с клиентом с целью получения у него информации, имеющей правовое значение.

При этом следует четко разграничивать деятельность юриста, связанную с проведением собеседования (интервьюированием), и консультирование, под которым понимают юридическую по­мощь клиенту в выборе удовлетворяющих его способов решения проблемы законными средствами. Поэтому навыки консультиро­вания будут рассмотрены в отдельной главе. Для разграничения интервьюирования и консультирования принимают во внимание прежде всего цели этих видов деятельности юриста. Цель прове­дения интервью мы уже определили - это получение от клиента информации, имеющей правовое значение, на основе которой юрист предложит клиенту варианты правового разрешения воз­никших проблем. Цель консультирования - разъяснить клиенту правовые способы решения его проблем, прогнозирование воз­можных последствий применения этих способов и оказание по­мощи в выборе одного из возможных способов решения право­вой проблемы клиента.

Собеседование (интервьюирование) является необходимой составляющей деятельности любого юриста, в какой бы области юриспруденции он ни работал. Но в контексте данной книги мы будем говорить о навыках, необходимых для такого рода деятель­ности применительно к работе адвоката Это вызвано тем обстоя­тельством,что работа студентов в юридической клинике по оказа­нию правовой помощи протекает практически в тех же рамках, что и работа адвокатов.


Навыки интервьюирования являются важным практическим умением при проведении собеседования. В значительной степе­ни они определяют успешность дальнейшей работы юриста по оказанию правовой помощи.

Но надо ли учиться, как проводить собеседование? Разве че­ловек, обратившийся за юридической помощью, не заинтересо­ван в том, чтобы как можно подробнее и обстоятельнее расска­зать юристу о своих проблемах? В этом случае задача юриста состоит только в том, чтобы, выслушав клиента, дать ему право­вую консультацию, т.е. разъяснить правовые аспекты имеющихся у него проблем и возможные правовые способы их разрешения.

Представим себе людей, которые обращаются за советом к юристам. Во-первых, это люди, которые, столкнувшись с жизнен­ными трудностями, не могут их разрешить самостоятельно, без обращения к специалисту. Как правило, эти люди плохо представ­ляют себе способы преодоления данных трудностей и их послед­ствия. Им предстоит общение с незнакомым человеком - юрис­том. Уже одна мысль о том, что в обстоятельства личной жизни будут вмешиваться посторонние, способна привести любого че­ловека в смятение, вызвать нервозность и, как следствие, поме­шать рассказать о своих проблемах. Во-вторых, это люди разного культурного уровня, разных национальностей, разного темпера­мента. Поэтому далеко не все из них обладают способностью выде­лить в возникшей жизненной ситуации именно правовые аспекты, не все из них могут самостоятельно связно и последова­тельно изложить юристу именно те факты, которые важны для дела.

Следовательно, юрист должен владеть навыками проведения собеседования (интервьюирования), чтобы в результате этой ра­боты получать от разных людей (клиентов) полную и достовер­ную информацию, необходимую для правильной правовой оцен­ки полученных фактов.

О каких же навыках интервьюирования может идти речь?

Прежде всего отметим, что подобного рода навыки следует рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, необходимо обратиться к общим вопросам юридической этики, уделив осо­бое внимание тем из них, которые особенно актуальны для про­ведения собеседования с клиентом. Во-вторых, необходимо рас­смотреть способы построения самой беседы с точки зрения возможности выделения в ней определенных стадий, или этапов, которые помогут более эффективно провести интервью. В-треть­их, необходимо обсудить приемы постановки вопросов во время


такой беседы. И наконец, в-четвертых, следует принимать во вни­мание психологические аспекты проведения собеседования.

Для более предметного анализа названных аспектов познако­мимся с содержанием первой беседы адвоката и клиента.

В приемную адвоката, опираясь на палку, заходит пожилой, лет семи­десяти, мужчина.

Адвокат, приподнимаясь со своего места:

- Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Присаживайтесь вот здесь.

Клиент опускается на стул, который стоит сбоку от стола адвоката.

А: Так Вам удобно?

К.: Да, спасибо.

А.: Давайте познакомимся. Меня зовут Михаил Петрович Любомиров. Я - адвокат. Сегодня я веду прием граждан и готов оказать Вам правовую помощь. Но Вы, наверное, знаете, что услуги наши платные?

К.: Фамилия моя Сенякин, а зовут Сергей Николаевич. Что услуги у вас платные, я знаю. Сколько мне надо заплатить за Ваш совет?

А: Если речь пойдет только о консультации, это будет стоить от 50 до 150 руб. в зависимости от того, насколько сложный у Вас будет вопрос.

К.: В таких пределах я заплатить готов.

А: Хорошо. О конкретной сумме договоримся несколько позже. А те­перь скажите, Сергей Николаевич, Вы впервые у адвоката?

К.: У адвоката я действительно первый раз. Не думал, что придется дожить до такого.

А.: Вы думаете, что в обращении за помощью к юристу есть что-то не­обычное, унижающее человека?

К.: Да как Вам сказать... Унижения особого, может, и нет, да не привык я дела своей семьи с посторонними людьми обсуждать.

А.: Если Вы обратились за помощью к адвокату, то он уже не посторон­ний для Вас человек. Все, что Вы сочтете мне возможным рассказать, ос­танется строго между нами. Я по своему положению адвоката обязан хра­нить в тайне сведения, которые мне доверяют обратившиеся ко мне за помощью люди. И чем подробнее Вы расскажете мне о возникших пробле­мах, тем больше у меня будет возможности помочь Вам. Так что же у Вас случилось?

К.: Дело в том, что у меня сейчас сложилась очень тяжелая ситуация с моими самыми близкими людьми. Я уже в преклонных летах. Жена моя умерла два года назад, и нет мне никакого покоя, не могу я оставшееся мне время прожить спокойно...

А.' Может быть рано так отчаиваться. Успокойтесь. Я Вас внимательно слушаю.

К.: У нас с женой было двое детей: дочь и сын. Сын, к нашему несчас­тью, рано ушел из жизни. Одна память о нем - внук Алексей. А вот с доче­рью мы никак не можем найти общего языка. Вроде бы и воспитывали их... одинаково, и образование дали, и материально помогали. Но не уважает она меня. Не прислушивается к моим советам. И помощи от нее никогда никакой не дождешься. Никогда не думал, что придется мучиться так на старости лет...

А.; Сергей Николаевич, успокойтесь. Я понимаю, сложно пожилому человеку без поддержки, без материальной помощи близких. Но ведь близ­ким можно и напомнить, что у них есть такая обязанность. Как Вы полагае­те, Ваша дочь обязана оказывать Вам материальную поддержку? У Вас маленькая пенсия? И Вам в этих тяжелых условиях не хватает на жизнь?


К.: Да не г, дело не в э гом. Я вполне могу обойтись и той пенсией, ко i о-рую выплачивает государство. Дело не в гом, что я хочу получи гь от своей дочери какую-то материальную помощь. Her, дело совсем не в этом. Мне бы хотелось, чтобы мы, родные друг другу люди, жили в мире и согласии. А она ни свою жизнь личную устроить не смогла... Го один раз замуж, го дру­гой раз замуж. И всегда мужья у нее какие-то совершенно несамостоятель­ные. Постоянной работы у нее нет. Уж как мы с женой из сил выбивались. Помогли квартиру кооперативную ей купить. И все не так у нее. Того и гля­ди, и квартиру эту продаст. И неизвестно, где жить будет.

А.: Сергей Николаевич, так Вас беспокоит, что Ваша дочь может кому-то продать принадлежащую ей квартиру? Ведь эта квартира принадлежит ей? Или она была приобретена на Ваше имя?

К.: Нет, речь идет не об этом. Я уже говорил, что от моего умершего сына остался внук Алексей. Ему уже 18 лет. Он живет со мной. А вот дочь моя Татьяна никак не находит с ним общего языка. И он ее уважать не может. Вот я и думаю, жить-то мне осталось не так уж много, а как дальше сложится жизнь моего внука? Ведь у него, кроме меня и моей дочери, и родных-то никого нет.

А.: Сергей Николаевич, почему Вас так беспокоят отношения, которые сложились у Вашего внука с Вашей дочерью?

К.: Видите ли, я хочу, чтобы моя квартира перешла моему внуку. Вот я и беспокоюсь, не захочет ли моя дочь после моей смерти получить квартиру как наследница? Она ведь, как теперь говорят, "деловая". С внуком счи­таться не будет. А внук, чтобы с ней не встречаться, по молодости да глупо­сти возьмет да и съедет с квартиры. Так ни с чем и останется.

А.: Вот в чем дело. Значит, Вас интересует вопрос о том, как можно пе­редать право собственности на квартиру?

К.: Да, меня очень интересует этот вопрос. Я бы хотел, чтобы та кварти­ра, в которой я живу, принадлежала только моему внуку. Объясните мне, что я должен сделать для того, чтобы моему внуку было обеспечено право на эту квартиру.

А.: Хорошо, Сергей Николаевич. Я понял, что Вас интересует. Но преж­де позвольте несколько уточняющих вопросов?

К.: Да-да, пожалуйста.

А.: Ведь Вы говорили, что у Вашей дочери есть квартира?

К.: Да, есть.

А.: А где Ваша дочь фактически проживает?

К.:. Дочь живет в своей однокомнатной квартире, отдельно от меня. А я и внук живем вместе. Квартира у нас неплохая. В центре города. Три ком­наты. Все коммунальные удобства имеются. Вот я и думаю, не придет ли в голову моей дочери мою хорошую квартиру заполучить?

А.: А в какой квартире зарегистрирована по месту жительства или, как говорили раньше, прописана Ваша дочь?

/С: В своей квартире и прописана.

А.: Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, как Вы получили квар­тиру, в которой живете?

К.: Эту квартиру я получил 20 лет назад, когда еще работал, на всю се­мью, а потом мы ее приватизировали.

А: Скажите, пожалуйста, в каком году Вы приватизировали эту квартиру?

К.: В девяносто третьем.

А: Кто из Вашей семьи проживал в это время в квартире?

К.: В это время в квартире жили и были прописаны только я и моя суп­руга. Дети к тому времени уже жили своими семьями. Дочери Татьяне мы помогли купить кооперативную квартиру. Сын Алексей женился и перешел жить к своей жене. Жили они вместе с ее родителями. Там же у них родил-


ей сын, мой внук Алексей. Так что приватизировали квартиру только я и моя жена.

А.: Значит, после приватизации собственниками квартиры стали толь­ко Вы и Ваша супруга?

К.: Да.

Д.: А после смерти Вашей супруги как решался вопрос о собственности на квартиру?

К.: Еще до смерти моей жены, сразу после приватизации, мы с ней до­говорились обменяться завещаниями. Пошли к нотариусу, составили за­вещания. Я - на имя жены, а она - на мое имя. Так, чтобы квартира пере­шла тому из нас, кто переживет.

А.: А где сейчас находится завещание Вашей жены?

К.: Я его отнес в нотариальную контору, а там мне через какое-то время выдали документы, два документа, кажется, свидетельствами они называ­ются, и нотариус сказал, что теперь право на эту квартиру есть только у меня.

А.: Сергей Николаевич, а на сегодняшний день кого из близких род­ственников Вы имеете?

К.: Внук Алексей и дочь - вот и все мои близкие. Больше никого нет. Я уже говорил вам, три года назад сын и невестка моя погибли в автомобиль­ной катастрофе. После их смерти внук Алексей перешел жить к нам. С де­душкой и бабушкой по материнской линии у него отношения не очень хо­рошие сложились. Да еще и дядя по материнской линии был против, чтобы Алексей остался проживать в той квартире, где родился. Мы с женой, на­против, с удовольствием приняли внука к себе. Квартира у нас большая, и с внуком у меня отношения дружеские. Хороший он у меня парень. Так что сейчас в этой квартире мы живем вдвоем.

А.: Ну вот, не все у Вас так плохо. Хороший внук рядом - это не так уж и мало.

К.: Да, внук у меня хороший. Не то что большинство нынешней молоде­жи. Ведь на все время у него хватает: и учится в институте, и спортом зани­мается, и подрабатывает. Не хочет на мою пенсию жить. И со мной погово­рить время находит...

А.: Вот и славно. Хорошо, Сергей Николаевич. Значит, мы с Вами выяс­нили, что у Вас есть трехкомнатная квартира, которая находится в Вашей собственности, т.е. принадлежит только Вам. В настоящее время в этой квартире зарегистрированы по месту жительства только Вы и Ваш восем­надцатилетний внук Алексей.

К.: Да.

А.: Скажите еще, Сергей Николаевич, сколько лет Вашей дочери и как она себя чувствует, какое у нее здоровье?

К.: Лет моей дочери 40, и со здоровьем у нее все в порядке, только ра­ботать не больно любит. А зачем Вам это знать?

А.: Это не простое любопытство. Сведения эти мне необходимы, чтобы не ошибиться в совете. А теперь скажите, Сергей Николаевич, каким обра­зом Вы бы хотели передать эту квартиру своему внуку? Или какие условия такой передачи Вас бы больше всего устроили?

К.: Видите ли, в чем дело. В первую очередь я бы, конечно, хотел, чтобы эта передача состоялась таким образом, чтобы моя дочь не имела права на эту квартиру после того, как меня не будет. Ну а до своей смерти я бы, конечно, хотел прожить именно в ней. Ведь эту квартиру я заработал. В этой квартире мы были когда-то счастливы. Жили с моей покойной женой. По­этому, конечно, для меня обязательное условие передачи этой квартиры моему внуку... чтобы я сохранил право жить в ней до смерти.


А.: Понятно. Сергей Николаевич, давайте еще раз подведем итог на­шего разговора. Итак, Вы и Ваш носемнадцатилегний внук Алексей про­живаете в трехкомнатной квартире. Эта квартира находится только в Ва­шей собственности, и Вы располагаете необходимыми документами, подтверждающими этот факт. Кроме Вашего внука Алексея у Вас есть дочь Татьяна, которая проживает отдельно, имея в собственности квартиру. Ваше желание относительно квартиры, в которой Вы живете, состоит в том, что­бы собственником этой квартиры стал только Ваш внук Алексей, а Вашу дочь Татьяну Вы хотите лишить права получить в наследство хотя бы часть этой квартиры. В то же время Вы хотите до последнего дня Вашей жизни прожить именно в этой квартире. Я правильно Вас понял?

К.: Да. Все правильно".

Если оценивать приведенное интервью с точки зрения целей, для достижения которых оно проводилось, то, безусловно, оцен­ка должна быть положительной, поскольку адвокат полностью выяснил суть правовой проблемы обратившеюся к нему человека.

Попробуем проанализировать это интервью с точки зрения названных выше аспектов, имеющих непосредственное отноше­ние к навыкам проведения собеседования, и таким образом выяс­нить, что помогало и что затрудняло работу адвоката при ведении беседы с клиентом.

Юридическая этика и интервьюирование

Одним из постулатов юридической этики является признание са­моценности человеческой личности, всемерное содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Поэтому интервью в пер­вую очередь должно быть основано на уважительном отноше­нии к личности гражданина, обратившегося к юристу за помощью.

[ (роявил ли такое отношение к собеседнику адвокат Любомиров?

Ответ может быть только положительным.

Это выразилось и в том, как адвокат привегствовал вошедшего к нему клиента, и в уважительном тоне разговора с ним. Адвокат не раздражался по поводу того, что клиент затруднялся с объяс­нениями своих проблем, не высказывал пренебрежения к излиш­нему преувеличению клиентом сложности имеющихся у него за­труднений.

Другим важнейшим правилом адвокатской этики является до­верительность отношений между адвокатом и клиентом. Это этическое правило также является основой интервью. Вряд ли воз­можно достигнуть цели интервьюирования - получение полной информации, - если адвокат не сумеет вызвать доверия к себе со стороны клиента.


Доверительность отношений между адвокатом и клиентом ба­зируется еще на одном этическом правиле, имеющем весьма боль­шое значение для интервью. Речь идет о конфиденциальности отношении адвоката и его клиента, об обязанности адвоката со­блюдать профессиональную тайну, предметом которой является как сам факт обращения к нему конкретного человека, так и со­держание бесед с клиентом и любая другая информация, касаю­щаяся оказания юридической помощи.

Стремление установить доверительные отношения адвоката Любомирова с клиентом видно хотя бы из того, как он разъясняет своему клиенту суть отношений между адвокатом и обратившим­ся к нему человеком:

"Если Вы обратились за помощью к адвокату, то он уже не посторонний для Вас человек. Все, что вы сочтете мне возможным рассказать, останет­ся строго между нами. Я по своему положению адвоката обязан хранить в тайне сведения, которые мне доверяют обратившиеся ко мне за помощью люди. И чем подробнее Вы расскажете мне о возникших проблемах, тем больше у меня будет возможности помочь Вам".

Итак, выработка навыков проведения собеседования с клиен­том должна начинаться с усвоения правил профессиональной эти­ки. Особенно актуальным это является для студентов юридичес­кой клиники. Как уже отмечалось, в настоящее время многие юридические клиники, созданные при вузах, разработали и при­няли этические кодексы, которые включают также правила, регу­лирующие отношения клиента и юридической клиники.

Этапы интервью

Следующий аспект навыков интервьюирования связан со спосо­бами построения беседы с клиентом, которые могут оказать по­мощь в наиболее эффективном проведении интервью. С этой точки зрения высказываются предложения выделять в беседе с клиентом несколько этапов.

Этапы интервьюирования

1. Подготовка к интервьюированию.

2. Встреча, взаимное представление, определение "правил игры".

3. Свободное изложение клиентом сути своего обращения.

4. Выяснение характера правовых проблем клиента, установление хро­
нологии событий.

5. Резюмирование.

6. Завершение интервью.


Выделение этапов позволяет более четко уяснить особеннос­ти задач, которые должны быть решены на каждом этапе.

1-й этап подготовки к интервьюировании). Задачи, кото­рые можно решить в ходе подготовки к интервью, - это, разуме­ется, организация интервью. В качестве минимальных подгото­вительных мероприятий можно назвать определение места и времени встречи адвоката и клиента.

Эффективность интервью значительно повышается, если юри­сту заблаговременно становятся известны хотя бы самые общие факты, по поводу которых ему предстоит собеседование с клиен­том. В этом случае подготовка может включать предварительный анализ правовых норм, имеющих отношение к этим фактам (что особенно важно для молодого, начинающего юриста). Кроме того, в этом случае можно попросить клиента принести с собой на со­беседование документы, имеющие отношение к его проблеме. Но такие подготовительные мероприятия возможны только в случа­ях предварительного согласования проведения интервью, напри­мер при ведении предварительной записи на прием к адвокату.

Некоторые обращают внимание на необходимость для юриста задуматься и над своим внешним видом (одеждой, макияжем), прежде чем идти на встречу с клиентом.

Этапа подготовки к интервьюированию мы не найдем в при­веденном выше примере. В практике работы российских адвока­тов предварительная запись на прием к ним не нашла еще широ­кого распространения. Однако обратим внимание на то, что адвокат находился на своем рабочем месте во время, предназна­ченное для приема граждан, не заставил клиента ждать себя, а во время беседы с ним не отвлекался на другие дела. Это значит, что он был готов именно к такой работе.

Этап подготовки к собеседованию с клиентом имеет свои осо­бенности в деятельности юридических клиник.

В ряде юридических клиник установлено правило предвари­тельной записи клиента на прием. В этом случае клиент сообща­ет некоторые сведения о себе и задает вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Ему назначается точная дата и время приема. Это позволяет студентам в ходе подготовки к интервью предварительно отобрать и проанализировать необходимый нор­мативный материал, подготовить список вопросов, которые сле­дует прояснить в ходе встречи с клиентом, организовать свое ра­бочее место и т.п.


В других юридических клиниках прием граждан ведется как ПО предварительной записи, гак и при непосредственном их об­ращении в общественные приемные клиник. Студенты, находя­щиеся на дежурстве в таких общественных приемных, не знают, какие граждане и с какими вопросами придут на прием. Поэтому подготовка к собеседованию в этих случаях состоит в том, чтобы в часы приема находиться на своем рабочем месте и чтобы рабо­чее место было организовано надлежащим образом: был стол и с гул, на котором удобно сидеть клиенту, имелись письменные при­надлежности для ведения записей, справочная литература. Если на прием одновременно является сразу 3-4 человека, очень важ­но сразу решить вопрос: имеется ли достаточно времени, чтобы побеседовать со всеми гражданами. И если времени для этого нет, следует предложить гражданам записаться на прием в другое удоб­ное для них время. Как правило, на таких дежурствах необходи­мо присутствие преподавателей клиники, которые в любой мо­мент могут прийти на помощь студентам, оказавшимся в сложной ситуации.

2-ii этап - встреча, взаимное представление, определение "правил игры". Задачами второго этапа интервью являются зна­комство, установление правил собеседования (т.е. '"правил игрьг"), а также первые шаги по установлению доверительных отноше­ний между юристом и клиентом. Это очень важный этап интер­вьюирования, в значительной степени предопределяющий даль­нейший ход и успех интервью. Психологические аспекты данного этапа работы юриста мы рассмотрим несколько позже, пока же отметим необходимость именно на этом этапе обсудить с клиен­том те правила, которых они будут придерживаться в ходе бесе­ды. В первую очередь это касается разъяснения сути тех отноше­ний, которые возникают между адвокатом и обратившимся к нему за помощью человеком, их взаимных обязательств. Необходимо определить время, которым располагают и юрист, и его клиент для такой работы, а также общий порядок проведения собеседо­вания.

Если мы обратимся к нашему примеру, то должны отметить, что в нем этот этап достаточно хорошо выражен: адвокат Любо­миров представляется, осведомляется, как зовут клиента, но в части установления "правил игры" разъясняет лишь о конфиден­циальности отношений адвоката и его клиента и специально не оговаривает остальных условий. Однако, не оговорив продолжи­тельности и порядка проведения беседы, адвокате самого начала


работы с клиентом может испортить взаимоотношения с ним. Например, собеседование затянулось по времени, а у адвоката или его клиента намечены какие-то иные мероприятия. Другой при­мер: не получив необходимых разъяснений о ходе самого собесе­дования, клиент будет раздражен в одном случае потому, что ад­вокат, по его мнению, плохо с ним общается, молчит, не задает вопросов, а в другом потому, что адвокат перебивает его рассказ вопросами. Поэтому адвокат Любомиров только выиграл бы в глазах клиента, если бы в начале беседы у него состоялся с Сеня-киным примерно следующий разговор:

"А.: Сергей Николаевич, я сегодня веду прием граждан и готов оказать Вам правовую помощь. В моем распоряжении есть примерно час. А Вы располагаете таким же временем на беседу со мной?

К.:У меня весь день свободен.

А.: Хорошо. Я думаю, часа нам хватит. А если нет, мы договоримся, когда сможем встретиться вновь."

И далее:

"А.: Сергей Николаевич! Давайте договоримся следующим образом: Вы расскажете мне все о возникших у вас проблемах. А я по ходу Вашего рассказа буду задавать Вам уточняющие вопросы или переспрашивать, если мне что-то будет непонятно. И после выяснения всех ваших проблем мы вместе обсудим, как лучше всего их преодолеть. Договорились?

К.: Хорошо".

Особенность рассматриваемого этапа интервьюирования в юридической клинике состоит в том, что граждане не всегда хо­рошо представляют себе, куда и к кому они обращаются за юри­дической помощью. Поэтому студенты, ведущие прием, в самом начале интервью должны познакомить граждан с особенностями оказания юридической помощи в своей клинике даже в том слу­чае, если обратившийся в клинику гражданин и не задает по это­му поводу никаких вопросов.

Если бы беседу с Сенякиным вел не профессиональный адво­кат, а студенты юридической клиники, интервью началось бы иначе. Как правило, беседу с клиентом одновременно ведут два студента. Приступая к выяснению обстоятельств, которые приве­ли гражданина в юридическую клинику, студенты должны снача­ла разъяснить свой статус:

"Первый студент: Прежде чем выслушать Вас, коротко расскажем о том, какую работу мы здесь ведем. Мы студенты юридического факульте­та, учимся на 4-м курсе. Мы оказываем бесплатную юридическую помощь всем гражданам, которые не могут оплатить услуги квалифицированного юриста. Мы можем дать разьяснения закона и порядка его применения, проконсультировать по правовым вопросам, оказать помощь в сосгавле-


нии документов, в некоторых случаях можем оказать помощь в виде пред­ставительства интересов граждан в суде. Мы работаем под руководством наших преподавателей. Поэтому помощь, которую мы оказываем, доста­точно квалифицированна, но мы должны обсуждать с преподавателями те советы, те консультации, которые готовим для граждан. Поэтому если Вы согласитесь принять нашу помощь, то должны понимать: наша с Вами ра­бота будет более продолжительной по времени, чем в том случае, если бы Вы обратились в обычную юридическую консультацию.

К.: Да, я слышал, что здесь оказывают бесплатную юридическую по­мощь. Я пенсионер. Мне сложно оплатить услуги адвоката. Поэтому я и пришел к вам. Я понимаю, что вам потребуется больше времени, чтобы помочь мне, и я согласен на такие условия.

Первый студент: Хорошо. Тогда давайте знакомиться. Меня зовут Ива­нов Александр.

Второй студент: А я Сергеев Василий. Назовите, пожалуйста, Вашу фа­милию, имя и отчество.

К.: Фамилия моя Сенякин, зовут Сергей Николаевич.

Первый студент: Сергей Николаевич, расскажите подробнее, что при­вело Вас в нашу клинику. Если Вы не будете возражать, то Василий во вре­мя нашей беседы будет делать записи, которые помогут нам более точно составить представление о ситуации, которая привела Вас к нам. А я, если из вашего рассказа мне будет что-нибудь непонятно, буду задавать воп­росы. В своей работе, Сергей Николаевич, мы соблюдаем правила конфи­денциальности, т.е. все сведения, сообщенные Вами, мы сохраним в тай­не. Но Вы должны понимать, что "мы" - это не только я и Василий, но и преподаватели нашей клиники, а также другие студенты клиники, с кото­рыми мы будем обсуждать ваши проблемы.

К.: Да, я все понимаю. Я расскажу обо всех обстоятельствах, которые привели меня сюда.

Первый студент: Мы Вас внимательно слушаем".

3-й этап - свободное изложение клиентом сути своего об­ращения, тех обстоятельств, которые побудили его обратиться за юридической помощью.

Задачи данного этапа состоят в получении первичной инфор­мации именно из рассказа клиента о его проблемах, о самом кли­енте и о том, что он ожидает от встречи с юристом.

Свободное изложение событий клиентом предоставляет юри­сту широкую возможность получения разнообразной информа­ции о личности клиента, которая может оказаться необходимой для выстраивания линии поведения именно с этим человеком. Рассказ клиента помогает составить первое представление о тех событиях, которые привели человека к юристу, а также оценить реалистичность ожиданий клиента от встречи с юристом.

Разные люди ведут себя по-разному, излагая события, которые привели их к юристу. Одни будут очень лаконичными и сразу же заявят, например, что им необходима помощь в составлении ис­кового заявления в суд, и даже достаточно четко сформулируют поводы и основания для обращения в суд. Другие будут очень


подробно рассказывать о своих переживаниях, почти ничего не сообщая о фактах, имеющих юридическое значение. Но в любом случае, проявляя уважение к клиенту как к личности, юрист дол­жен выслушать обратившегося к нему человека. Безусловно, юрист должен уметь управлять ходом свободного рассказа, ведь это именно он ведет интервью. Существует достаточное коли­чество психологических приемов такого управления, о которых мы будем говорить далее. Однако юрист не должен торопиться задавать вопросы, прерывая ход свободного рассказа. В против­ном случае он рискует навязать клиенту собственное представле­ние об имевших место событиях, упустит возможность уловить какие-то нюансы в рассказе клиента, которые в дальнейшем ока­жутся чрезвычайно важными для дела.

Приведенный выше пример интервью демонстрирует очень распространенную среди адвокатов практику не допускать слиш­ком пространного рассказа клиента, особенно в тех случаях, ког­да клиент самостоятельно не может хотя бы в общих чертах обо­значить свои правовые проблемы. Адвокат Любомиров почти сразу же начинает задавать вопросы, направляя рассказ Сенякина на выявление правовых проблем его семейных отношений. Допус­тим ли такой прием при проведении интервью? В нашем примере отсутствие свободного рассказа клиента не помешало адвокату успешно провести собеседование. Но ведь это объясняется тем, что адвокат опирался на собственный опыт общения с подобного рода людьми, знание правовых аспектов семейных отношений, вещного и наследственного права. Были использованы и некото­рые психологические приемы, которые способствовали установ­лению доверительных отношений между клиентом и адвокатом. В этой связи важно отметить, что адвокат, не умеющий выслушать обратившегося к нему человека, как правило, лишается своего кли­ента.

При работ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.183.21 (0.013 с.)