Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отсутствие навыка и представлений о нем (неосознанная некомпетентность)↑ Стр 1 из 25Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
У Тренинг и приобретение навыка (осознанная некомпетентность) Осознанное использование навыка на практике (осознанная компетентность) it Рутинное (механическое, неосознанное) использование навыка на практике (неосознанная компетентность) и Понимание необходимости дальнейшего развития навыка (осознанная некомпетентность нового уровня) Ф Обучение профессиональным навыкам в вузе часто останавливается на уровне осознанной некомпетентности. Практика, стажировки, работа в юридической клинике позволяют выйти на уровень осознанной компетентности. Но с окончанием вуза и началом самостоятельной профессиональной деятельности начинается самый продолжительный период обучения - повышение профессиональной квалификации. Оно может быть либо обязательным в форме периодического прохождения курсов на базе специальных учебных заведений, либо предусмотрено планом работы органа или организации, где работает юрист, профессиональ- 1 С особой убедительностью и независимо друг от друга этот подход продемонстрировали нам профессор Школы педагогики Бостонского университета Чарльз Уайт и заместитель по науке директора санкт-петербургского Центра разрешения конфликтов, кандидат психологических наук Елена Никитична Иванова. ной ассоциации, в которой он состоит. Наконец, каждый юрист старается повышать свою квалификацию самостоятельно или во взаимодействии с коллегами. Рассмотрим некоторые подходы, методики, технологии, приемы, которые могут быть использованы при освоении и развитии профессиональных навыков. Их можно использовать во время занятий, предусмотренных учебным планом, в юридической клинике, при самостоятельной работе студентов, при повышении квалификации. Каждый преподаватель или организатор занятий использует те или иные методики, разрабатывает новые в зависимости от цели занятия, предпочтений и опытности участников и преподавателя. Владение этими методиками и формами работы может пригодиться не только во время учебных занятий, но и непосредственно в ходе профессиональной деятельности. При использовании интерактивных методик, основанных на обучении через действие, воспроизводятся ситуации, взаимоотношения, задачи, характерные для повседневной работы юриста. И те же приемы (это касается техники разрешения проблем, работы в малых группах, моделирования ситуаций) можно использовать в работе юридической консультации, фирмы, отдела, подразделения правоохранительных органов. Творческие (проблемные) задания Творческие (проблемные) задания в отличие от традиционных, рассчитанных на репродуктивность, требуют от участников не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда бесчисленное множество) '"правильных ответов". Часто "правильный ответ" неизвестен и преподавателю. Примерами таких заданий могут служить: составление документа (письма, искового заявления, жалобы), подготовка выступления по определенной проблеме, исполнение роли в имитационных играх, обсуждение дискуссионного вопроса. Проблемное задание составляет содержание, основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера дело- вого заинтересованного общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя или приглашенного специалиста. Такое задание (особенно практическое, моделирующее будущую профессиональную деятельность) придает смысл практическому обучению, мотивирует студентов. Начиная работать с проблемными заданиями, следует постепенно переходить от простых упражнений (например, сделать подборку газетных материалов, публикация которых могла бы повлечь предъявление иска о защите чести, достоинства и деловой репутации) к более сложным заданиям (например, составить исковое заявление, проанализировать и улучшить документ, составленный коллегами по группе, принять участие в ролевой игре по допросу свидетеля, эксперта, затем в полномасштабном учебном судебном процессе, составить кассационную жалобу, наконец, самому разработать план и материалы учебного суда по аналогичному делу). Работа в малых группах Работа в малых группах предоставляет всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания1, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Работу в группах следует использовать, когда необходимо решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда имеется информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде. К групповой работе следует приучаться постепенно и начинать с малых групп из двух-трех участников. По мере освоения правил работы можно увеличивать состав групп до 5-7 человек, расширяя диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников. Но также повышается вероятность неконструктивного поведения, дезорганизации, конфликта. Чем больше группа, тем больше умения требуется от участников, чтобы каждому была дана возможность высказаться. И чем меньше времени отпущено на работу в группе, тем меньше должен быть размер группы. Вместе с тем чем больше образовано групп, тем больше времени потребуется на представление результатов групповой работы. 1 Приемы активного слушания описаны в гл. 5 "Интервьюирование клиента" и гл. 11 "Альтернативные способы разрешения споров". В группах из двух человек высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения напряженности. В случае несогласия участников обсуждение может зайти в тупик, так как в такой группе не найдется ни союзника, ни арбитра. В группе из трех человек есть опасность подавления более слабого члена группы. Тем не менее группы из трех человек являются наиболее стабильными, участники в них могут вставать на сторону друг друга, выступать в качестве посредников, арбитров, в таких группах легче улаживаются разногласия. Вообще в группах с четным количеством членов разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством. При нечетном составе группы можно выйти из тупика путем уступки мнению большинства. В группе из пяти человек больше вероятность, что никто не останется в меньшинстве в одиночку. В такой группе достаточно много участников для выработки различных мнений и продуктивного обмена информацией. В то же время у каждого имеется возможность внести свой вклад в работу, услышать другого и быть услышанным самому. При работе в малой группе из пяти человек участники могут выполнять следующие роли: ведущего (посредник - организатор работы группы, фасили-татор'); секретаря (записывает результаты работы); докладчика (представляет результаты работы группы другим группам); наблюдателя (о роли наблюдателя см. ниже); хронометриста (следит за временем, отпущенным на групповую работу). Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа работает на протяжении длительного времени в одном составе, желательно менять роли. Рекомендуется объединять в одной группе участников с разным уровнем подготовки. В разнородных (в половом, этническом 1 Фасилитатор - чрезвычайно распространившееся в последнее время заимствование от английских facilitate (облегчать, помогать, продвигать, содействовать, способствовать), facilitator (посредник) - ведущий, помогающий группе в организации работы. и культурном отношении) группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями, поэтому проблема может быть рассмотрена с разных сторон. Существует много способов распределения по группам: • можно заранее составить списки групп и вывесить их, ука • можно попросить всех участников рассчитаться "на первый- • еще один способ - распределение в зависимости от позиции . наконец, кажущийся самым простым способ - распределение по желанию участников. Например, при выработке позиции по делу можно спросить, кто хочет разрабатывать позицию обвинения, а кто - защиты. Но в данном случае есть опасность, что группы будут слишком неравномерными. Полезно сохранять стабильный состав группы достаточно долго, чтобы участники могли достигнуть мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем участникам поработать с разными людьми и узнать их. Одним из вариантов работы в малых группах над сложными, "комплексными'" проблемами является технология "мозаики"': каждый участник малой группы (она называется "домашней'" группой) становится 'экспертом" по отдельному вопросу. После короткого первоначального обсуждения проблемы в целом все участники образуют новые "экспертные" группы. В этих группах обсуждаются отдельные конкретные задачи, на которые распадается первоначальная проблема. Например, при работе над казусом уголовно-правового характера могут работать четыре экспертные группы, каждая из которых будет анализировать один из четырех элементов состава преступления. Но можно создать еще одну или две группы, например, для установления смягчающих и отягчающих обстоятельств. Для принятия окончательного решения "эксперты" снова собираются в "домашние"" группы. Участники постепенно будут осознавать, какие умения необходимы для работы в небольшой группе. Чтобы помочь друг другу приобрести эти навыки, стоит выбрать "наблюдателей", которые будут анализировать индивидуальное поведение членов группы, определять, как члены группы справляются с возникающими по ходу работы проблемами. Наблюдатели должны обращать внимание на следующие аспекты: • уважение к правам и мнениям других людей: каждый ли член • готовность к компромиссу и сотрудничеству: есть ли в груп • поддержка других людей: оказывают ли члены группы под • готовность слушать: говорят ли члены группы сами боль • конфликт: если возникает конфликт мнений, пытается ли • коммуникативные навыки: смотрят ли члены группы в глаза В последующих главах приводятся специальные формы с указанными вопросами, ответы на которые наблюдатели записывают по ходу работы группы. После окончания групповой работы ее результаты должны быть представлены другим группам (при этом можно использовать плакаты, схемы, таблицы и т.п.). Важно выяснить при этом следующие вопросы: Чем обосновано такое решение группы? Есть ли у членов группы особое мнение? Что помешало прийти к общему согласию? Представители других групп также могут задавать вопросы. Можно сравнить стиль работы разных групп, проанализировать, как он повлиял на эффективность работы, обсудить значение правил работы в группе'. 1 Правила работы в группе необходимо соблюдать не только в малых группах, но и вообще при любом обсуждении, дискуссии в любой аудитории.
Приглашение специалистов Специалистами в данном случае считаются представители различных профессий, связанных с темами занятий: судьи, прокуроры, адвокаты, сотрудники ОВД, чиновники, ученые... В качестве своеобразных специалистов могут выступать и граждане, ранее обращавшиеся за юридической помощью или самостоятельно решавшие свои правовые проблемы, даже бывшие обвиняемые и осужденные. Также может быть полезно приглашение депутатов, активистов общественных организаций. Приглашенные специалисты могут стать активными участниками любых интерактивных занятий - дискуссий, анализа казусов, ролевых игр, социальных проектов... Полезность приглашения специалиста очевидна - кто лучше практика сможет прокомментировать практические действия начинающего юриста, поделиться опытом практической деятельности, помочь отработать практические навыки? Социальные проекты В рамках социальных проектов начинающие юристы занимаются практической деятельностью, которая приносит реальный со-циальнозначимый эффект. Социальные проекты позволяют сразу же применять полученные знания и навыки, изучать реальные общественные отношения, наблюдать и оценивать практический результат своих действий, приобретать опыт позитивного учас- тия в решении общих дел. Социальный проект может быть реализован в рамках вуза, населенного пункта, региона, всей России, он может быть и международным. Открытие общественной приемной или иной вид работы с нуждающимися в юридической помощи людьми в рамках программы юридической клиники - один из наиболее эффективных в образовательном и социальном плане проектов. В ряду социальных проектов можно выделить работу со средствами массовой информации. Студенты-юристы могут писать статьи и готовить репортажи обо всех событиях, связанных с ходом программы обучения и практики, проведением любых социальных проектов. Очень сильный обучающий эффект дает подготовка публикаций о делах, проведенных самими начинающими юристами (консультация, выступление в суде, участие в законотворческой деятельности). Используя радиопередачи, телевидение, газеты, Интернет, можно организовать правовое просвещение населения, а также оказание юридической помощи в виде ответов на конкретные вопросы, с которыми обращаются граждане в СМИ. Своеобразным социальным проектом может явиться организация и проведение различных соревнований, конкурсов1, олимпиад, в том числе по профессиональному мастерству. Соревнования могут быть организованы внутри групп, между учебными группами, между факультетами города, региона и проходить в форме дебатов, учебных судов (с имитацией всей процедуры слушаний или только ее части, например, выступления в прениях сторон), учебных медиаций, интеллектуальных игр, презентаций социальных проектов и т.п. Инициаторами и организаторами таких конкурсов могут быть сами студенты, которые наверняка будут поддержаны преподавателями, администраторами вузов, практикующими юристами из государственных органов и коллегий адвокатов. Интерактивное выступление Публичные выступления - это не только часть профессиональной деятельности большинства юристов, выступающих в судах, в 1 Следует упомянуть о многочисленных конкурсах, в которых студенты и выпускники могут принять участие в индивидуальном порядке. Информация о таких конкурсах, включая конкурсы грантов и стипендий, регулярно размещается в Интернете и рассылается в вузы. Ссылки на некоторые организации, проводящие подобные конкурсы для юристов, можно найти на сайте vvvvw.lawclinic.ru. ходе общественных слушаний или на собрании акционеров. Наша общественная жизнь наполнена публичными выступлениями преподавателей перед школьниками или студентами, школьников и студентов в учебной аудитории, политиков в законодательных органах, телеведущих на экране телевидения. Даже дома - вдали от публичной жизни - мы часто читаем друг другу "лекции" на разные темы. Традиционное выступление представляется нам монологом оратора, украшенным цветами его красноречия. Речи лучших ораторов во все времена признавались произведениями искусства. Но профессиональной задачей юриста является все же не демонстрация ораторского мастерства, а достижение конкретного результата, например: • убедить суд в правильности своей позиции по поводу винов • проинформировать депутатов о достоинствах и недостатках • объяснить акционерам суть предусмотренных корпоратив Таким образом, результатом выступления юриста будет решение слушателей (судей, депутатов, акционеров...). Принимая решение, они отвечают юристу, соглашаясь или не соглашаясь с его мнением, аргументацией, советами. В профессиональной деятельности юриста выступление никогда не является просто монологом (лекцией в традиционном понимании этого слова). Юрист всегда работает в режиме диалога, рассчитывая на восприятие информации собеседником (клиентом1, коллегой по работе, стороной в переговорах, судом). Напомним в связи с этим, что на схеме "пирамида обучения" мы показали, что "средний" студент "услышит и усвоит" только 5% сообщенного "средним" лектором. К сожалению, не все из нас являются блестящими ораторами, способными резко повысить процент усвоения информации, и аудитория не всегда отличается по своему восприятию в лучшую сторону от "среднего" студента. И преподаватель, и студент, выступающие в аудитории, и юрист-практик могут усилить эффективность своего выступления, сделав его более интерактивным по сравнению с традиционным монологом (конечно, не следует забывать о соблюдении пра- 1 Об особенностях восприятия правовой информации неспециалистом см. гл. 6 "Консультирование". вил, установленных для выступлений, но даже в судебных прениях могут быть использованы отдельные интерактивные элементы1). ЕЗы можете включить в свое выступление элементы диалога, задавая вопросы и получая из аудитории ответы, в том числе неожиданные, и таким образом вызвать интерес и привлечь внимание слушателей, опереться на их опыт, использовать ответы, чтобы подчеркнуть верность вашей позиции или продемонстрировать разнообразие мнений по проблеме. Вы можете прокомментировать некоторые ответы немедленно или далее, по ходу выступления. Вопросы и ответы позволят вам оценить подготовленность и восприятие аудитории. Можно оттолкнуться от ответов, чтобы перейти к следующей теме или скорректировать ход выступления, изменить его содержание и форму. В ходе выступления можно провести ролевую игру. Она позволит наглядно проиллюстрировать содержание речи, убедить в точности ваших аргументов2. Для проведения ролевой игры вы можете пригласить заранее подготовленных ассистентов или прибегнуть к помощи кого-то из слушателей. В некоторых случаях, особенно если ваше выступление состоит из нескольких отдельных "фрагментов" или предполагается, что оно будет очень продолжительным, можно разделить его между двумя ораторами. Периодическая смена (но ни в коем случае не частое мельтешение) выступающих поддержит внимание слушателей и позволит каждому оратору максимально сосредоточиться на своей части выступления3. В рамках собственного выступления можно предоставить слово приглашенному специалисту для краткого комментария, что часто более эффективно, чем цитирование. ' См. гл. 10 "'Выступление адвоката в судебных прениях". ' В художественном фильме "12 разгневанных мужчин" (ставшем хорошим учебным пособием по суду присяжных) очень точно показано, как одному присяжному удается разубедить остальных членов коллегии в несомненной виновности подсудимого только после демонстрации нескольких ролевых игр. имитировавших поведение обвиняемого, потерпевшего и свидетелей. Устные объяснения при этом не имели такого успеха. 1 В учебной аудитории для отработки навыков выступления могут использоваться приемы: "Студент в роли преподавателя" (заранее подготовившись, студент "берет на себя" один из фрагментов занятия). "Каждый учит каждого" (каждый студент готовится по отдельному вопросу, затем, разбившись на пары, студенты в течение короткого времени объясняют друг другу свою тему, после чего составы пар меняются, и т.д.). Как видно из схемы "Пирамида обучения", такие методики ("обучение других") очень эффективны и для усвоения материала. Наглядные пособия Качество выступления резко повышается при использовании наглядных пособий. В качестве таких пособий могут быть использованы схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок, фотография, видеозапись, любые предметы, относящиеся к теме выступления. Здесь действует принцип "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Впрочем, в качестве наглядных пособий могут выступать и аудиозаписи. Часто бывает полезно, чтобы перед глазами слушателей постоянно находились план вашего выступления, ключевые тезисы, фрагменты документов. Это послужит вам своеобразной подсказкой, исключит "заглядывание в бумажку" и в то же время усилит контакт со слушателями - они вместе с вами будут следить за выполнением плана. Другие наглядные пособия могут быть продемонстрированы вами по ходу выступления. Но необходимо заранее продумать, когда и с помощью каких технических средств вы будете демонстрировать то или иное пособие. Любой текст, изображение могут быть просто продемонстрированы, воспроизведены на плакате, ксерокопированы и розданы слушателям, увеличены на экране с помощью проектора и т.п. Важно подготовить помещение, чтобы наглядные пособия были доступны всем слушателям. При использовании наглядных пособий необходимо подготовиться к их комментированию, в том числе к ответам на вопросы о происхождении этих пособий, об источниках информации. Следует подумать о целесообразности демонстрации каждого наглядного пособия, возможной реакции аудитории, чтобы ваши слушатели, с одной стороны, не представили себя зрителями в цирке, где вы фокусник, достающий из рукава все новые предметы, а с другой стороны, не увлеклись незапланированным переписыванием текстов с плакатов, не давая вам возможности продолжать выступление. Наглядные пособия должны работать на ваше выступление, а не наоборот'. 1 Злоупотребление наглядными пособиями может быть доведено до абсурда. Один датский чиновник так хорошо технически подготовился к выступлению перед небольшой российской делегацией, что каждую его часть начинал, проецируя на экран текст и зачитывая его с экрана. Первый слайд содержал только название темы выступления. Чиновник включил проектор и зачитал тему на экране. Затем поставил второй слайд - на нем оказалось имя самого выступающего. Он так же старательно прочитал его с экрана. Вопросы. Сократический диалог Опыт проведения программ обучения практическим навыкам показал, что самым сложным делом для начинающих юристов является постановка вопросов1. При этом затруднения возникают по поводу содержания вопроса (что спрашивать? о чем спрашивать?), формулировки вопроса (как спрашивать? как построить вопрос?), цели постановки вопроса (для чего спрашивать?). Очевидно, что единственным способом овладения этим навыком является обучение через действие: спрашивайте! Можно без особых затруднений организовать тренинг по отработке навыка постановки вопросов даже без всяких ролевых игр. Для начала просто расспросите вашего друга, коллегу о проведенном дне, как будто вам понадобилось выяснить точную хронологию событий и их очевидцев (например, для установления его алиби). Или попробуйте, гуляя по городу, задавать друг другу вопросы о зданиях, ландшафте, как будто вам надо получить описание места происшествия. Или поиграйте в кубики, как американские студенты, о чем говорилось в начале главы. В учебной аудитории или в тренинговой группе постановка вопросов часто является основным приемом работы. Преподаватель (инструктор) и участники все время задают друг другу вопросы. При индивидуальной или коллективной подготовке к занятиям есть возможность не только повторить материал, но и потренироваться в постановке вопросов. Готовность правильно сформулировать вопрос показывает высокий уровень владения материалом независимо от предмета. При этом можно поставить себя на место преподавателя и задать самому себе или коллеге вопросы "от имени преподавателя". В юридических вузах и в программах повышения квалификации западных юристов особенно популярен такой метод, как "сократический диалог" ("сократов диалог", "сократический семинар", "метод Сократа"). Конечно, он отличается от диалогов, которые вел Сократ, неизменно приводивший собеседника к противоречию путем постановки закрытых вопросов, на которые собеседник был вынужден отвечать положительно. На занятиях обычно не ставится цель поймать кого-то в логическую ловушку. Смысл "сократического диалога" заключается в разработке це- 1 Очевидно значение этого навыка для деятельности юриста на разных стадиях работы. См.. например, гл. 5 "Интервьюирование клиента", гл. 9 "Допрос в суде", гл. 11 "Альтернативные способы разрешения споров". почки вопросов, приводящих отвечающего к какому-либо выводу. При этом правила такого диалога предполагают, что один человек все время только задает вопросы, а другой только отвечает на них (ситуация, аналогичная допросу в суде). В соответствии с целями "сократического диалога" вопросы разного типа обычно направлены на прояснение позиции собеседника по какой-то проблеме. Например: • Как вы считаете, надо ли соглашаться с клиентом при опре • Что вы имели в виду? Как вы можете по-другому сформули • Что дало вам основание сделать такой вывод? Какие аргу • Не похоже ли будет тогда положение юриста на положение • А что бы сказали по этому поводу сами клиенты? (Вопрос, • Не означает ли это, что юрист должен обеспечить уход от "Сократический диалог" приучает не просто грамотно задавать вопросы, но планировать ход диалога, составлять его алгоритм: предполагать возможные варианты ответов и заранее готовить варианты последующих цепочек вопросов. Так появляется "дерево вопросов" (аналогичное "дереву решений"). Дерево решений Эта методика является одновременно и учебным, и рабочим инструментом юриста. Он работает с проблемными, нестабильными, конфликтными ситуациями, часто в условиях недостаточности и недостоверности информации, но при этом с множеством вариантов поведения субъектов. На всех этапах работы юрист стоит перед необходимостью выбора оптимального варианта решения, действия, совета, формулировки и т.п. Построение "дерева решений" - простой практический способ "взвесить" преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов могло бы выглядеть следующим образом:
Принципиально важно проанализировать и взвесить все имеющиеся варианты, причем с позиции не только сегодняшнего дня, но и краткосрочной и долгосрочной перспективы1. И на этапе предложения вариантов, и на этапе определения их плюсов и минусов можно провести мозговой штурм. Мозговой штурм Мозговой штурм - это один из самых популярных методов обучения и групповой работы. Как правило, мозговой штурм включает два этапа. Цель первого этапа - предложить как можно больше вариантов ответов на вопрос. Эта стадия не предполагает обсуждения, критики, оценивания предложений. Поэтому мозговой штурм очень эффективен в самом начале процесса разрешения проблемы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик. Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, чтобы участники генерировали свои предложения, отвечая на этот вопрос. Например, "Какие доказательства могут быть собраны по этому делу?", "Какие последствия влечет для нашего клиента заключение договора дарения?" и т.п. Важно также придерживаться правил мозгового штурма. 1 О практическом значении оценки вариантов при работе с клиентом см.. например, га. 6 "Консультирование". кодекса профессиональной этики адвокатов?"' Все участники, подумав над вопросом, должны занять позицию, т.е. подойти к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории: В мозговом штурме велика роль ведущего. Он также может участвовать в генерировании предложений (и даже должен это делать, если остальные участники неожиданно остановились). Но главное, он должен фиксировать все предложения. Желательно, чтобы все предложения записывались на плакате или доске и постоянно были видны всем участникам мозгового штурма. Записывать может сам ведущий или его помощник. Ведущий может просить участников повторить или уточнить их формулировку для более точной и краткой записи, но ни в коем случае не должен искажать смысл предложения, настаивать на своем варианте формулировки. Он также не должен настаивать, заставлять участников генерировать идеи. Второй этап мозгового штурма - обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Иногда все вовлеченные в процесс разрешения проблемы участники даже делятся на две группы: на первом этапе - это генераторы идей, на втором этапе -аналитики. Второй этап предполагает обсуждение и оценивание идей, он может быть проведен в малых группах с использованием различных форм дискуссии и приемов обсуждения проблем. Займи позицию Многие дискуссии становятся неконструктивными из-за того, что участники изначально не определили свою позицию по обсуждаемому вопросу. Метод "займи позицию" помогает выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение можно начать с постановки дискуссионного вопроса (т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы), например: "Вы за или против принятия Можно вместо формулирования дискуссионного вопроса выступить с дискуссионным утверждением, например: "Необходимо принять кодекс профессиональной этики адвокатов", а затем также попросить участников занять позицию в соответствии со своим отношением к данному утверждению: Заняв позиции, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме, уточняют свою позицию (например: "Я за принятие кодекса, но он должен носить рекомендательный характер") и приводят аргументы в поддержку своей позиции (например: "Я против принятия кодекса, так как это даст в руки государству опасный инструмент влияния на адвокатов"). Представители разных позиций выступают по очереди, при этом любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов. ПОПС-формула1 ПОПС-формула может помочь начинающим юристам аргументировать свою позицию в дискуссии, в публичном выступлении. 1 Идею такой формулы предложил профессор Дзйвид Маккойд-Мэйсон (Университет Натали ЮАР). В первоначальном английском варианте формула выглядит так: PRES-tbrmula (Position - Reason - Explanation or Example - Summary). ПОПС-формулу используют для обучения тому, как сформулировать и представить свое мнение в четкой и краткой форме. Краткое выступление в соответствии с ПОПС-формулой состоит из четырех элементов1: П - позиция (в чем заключается ваша точка зрения) - я считаю, что... О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) -... потому, что... П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) -... например... С - следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) - ••• поэтому... В таком выступлении, состоящем из двух-четырех предложений, вы ясно заявляете и повторяете (в выводе) свою позицию, приводите только один аргумент, но он четко сформулирован и проиллюстрирован. При этом вы не рискуете впасть в пустословие или препирательство с оппонентом. Выступление с использованием ПОПС-формулы занимает одну-две минуты. Ее удобно использовать в ситуации, когда время, отпущенное на дискуссию, ограничено. На практике не всегда достаточно сформулировать собственную позицию. Ведь юрист часто находится в ситуации противостояния и просто обязан принимать во внимание позицию противоположной стороны. Кроме того, юрист, как правило, представляет, защищает, выражает интересы других людей, позиция которых может отличаться от его собственной. Поэтому очень полезно взглянуть на проблему с разных сторон, глазами разных людей: "Если бы я был адвокатом ответчика, то...", "Если бы я был на месте судьи, то..." и т.п. Ролевые игры Ролевые игры наряду с творческими заданиями и работой в малых группах являются основным приемом на интерактивных занятиях. В ролевой игре участникам предлагается "сыграть" другого человека или "разыграть" определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также используются близкие названия (имитации, деловые игры, моделирование). 1 Профессор Моника Платек (Варшавский университет. Польша) предлагает в русской версии использовать аббревиатуру МОПС-формула: Мнение '- Обоснование - 11римср - Следа вне. Методик
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.015 с.) |