Отсутствие навыка и представлений о нем (неосознанная некомпетентность) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отсутствие навыка и представлений о нем (неосознанная некомпетентность)



У

Тренинг и приобретение навыка (осознанная некомпетентность)

Осознанное использование навыка на практике

(осознанная компетентность)

it

Рутинное (механическое, неосознанное) использование навыка на практике (неосознанная компетентность)

и

Понимание необходимости дальнейшего развития навыка

(осознанная некомпетентность нового уровня)

Ф

Обучение профессиональным навыкам в вузе часто останав­ливается на уровне осознанной некомпетентности. Практика, ста­жировки, работа в юридической клинике позволяют выйти на уровень осознанной компетентности. Но с окончанием вуза и на­чалом самостоятельной профессиональной деятельности начина­ется самый продолжительный период обучения - повышение профессиональной квалификации. Оно может быть либо обяза­тельным в форме периодического прохождения курсов на базе специальных учебных заведений, либо предусмотрено планом ра­боты органа или организации, где работает юрист, профессиональ-

1 С особой убедительностью и независимо друг от друга этот подход проде­монстрировали нам профессор Школы педагогики Бостонского университета Чарльз Уайт и заместитель по науке директора санкт-петербургского Центра разрешения конфликтов, кандидат психологических наук Елена Никитична Иванова.


ной ассоциации, в которой он состоит. Наконец, каждый юрист старается повышать свою квалификацию самостоятельно или во взаимодействии с коллегами.

Рассмотрим некоторые подходы, методики, технологии, приемы, которые могут быть использованы при освоении и развитии про­фессиональных навыков. Их можно использовать во время заня­тий, предусмотренных учебным планом, в юридической клини­ке, при самостоятельной работе студентов, при повышении квалификации. Каждый преподаватель или организатор занятий использует те или иные методики, разрабатывает новые в зависи­мости от цели занятия, предпочтений и опытности участников и преподавателя.

Владение этими методиками и формами работы может приго­диться не только во время учебных занятий, но и непосредствен­но в ходе профессиональной деятельности. При использовании интерактивных методик, основанных на обучении через действие, воспроизводятся ситуации, взаимоотношения, задачи, характер­ные для повседневной работы юриста. И те же приемы (это каса­ется техники разрешения проблем, работы в малых группах, мо­делирования ситуаций) можно использовать в работе юридической консультации, фирмы, отдела, подразделения правоохранитель­ных органов.

Творческие (проблемные) задания

Творческие (проблемные) задания в отличие от традиционных, рассчитанных на репродуктивность, требуют от участников не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда бесчисленное множество) '"правиль­ных ответов". Часто "правильный ответ" неизвестен и препода­вателю. Примерами таких заданий могут служить: составление документа (письма, искового заявления, жалобы), подготовка вы­ступления по определенной проблеме, исполнение роли в имита­ционных играх, обсуждение дискуссионного вопроса.

Проблемное задание составляет содержание, основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера дело-


вого заинтересованного общения всех участников образователь­ного процесса, включая преподавателя или приглашенного спе­циалиста. Такое задание (особенно практическое, моделирующее будущую профессиональную деятельность) придает смысл прак­тическому обучению, мотивирует студентов.

Начиная работать с проблемными заданиями, следует посте­пенно переходить от простых упражнений (например, сделать под­борку газетных материалов, публикация которых могла бы повлечь предъявление иска о защите чести, достоинства и деловой репу­тации) к более сложным заданиям (например, составить исковое заявление, проанализировать и улучшить документ, составленный коллегами по группе, принять участие в ролевой игре по допросу свидетеля, эксперта, затем в полномасштабном учебном судебном процессе, составить кассационную жалобу, наконец, самому раз­работать план и материалы учебного суда по аналогичному делу).

Работа в малых группах

Работа в малых группах предоставляет всем участникам возмож­ность действовать, практиковать навыки сотрудничества, меж­личностного общения (в частности, владение приемами активного слушания1, выработки общего решения, разрешения возникаю­щих разногласий). Работу в группах следует использовать, когда необходимо решить проблему, с которой тяжело справиться ин­дивидуально, когда имеется информация, опыт, ресурсы для вза­имного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде.

К групповой работе следует приучаться постепенно и начи­нать с малых групп из двух-трех участников. По мере освоения правил работы можно увеличивать состав групп до 5-7 человек, расширяя диапазон возможностей, опыта и навыков ее участни­ков. Но также повышается вероятность неконструктивного пове­дения, дезорганизации, конфликта. Чем больше группа, тем боль­ше умения требуется от участников, чтобы каждому была дана возможность высказаться. И чем меньше времени отпущено на работу в группе, тем меньше должен быть размер группы. Вместе с тем чем больше образовано групп, тем больше времени потре­буется на представление результатов групповой работы.

1 Приемы активного слушания описаны в гл. 5 "Интервьюирование клиен­та" и гл. 11 "Альтернативные способы разрешения споров".


В группах из двух человек высокий уровень обмена информа­цией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникнове­ния напряженности. В случае несогласия участников обсужде­ние может зайти в тупик, так как в такой группе не найдется ни союзника, ни арбитра.

В группе из трех человек есть опасность подавления более сла­бого члена группы. Тем не менее группы из трех человек являют­ся наиболее стабильными, участники в них могут вставать на сто­рону друг друга, выступать в качестве посредников, арбитров, в таких группах легче улаживаются разногласия.

Вообще в группах с четным количеством членов разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством. При не­четном составе группы можно выйти из тупика путем уступки мнению большинства.

В группе из пяти человек больше вероятность, что никто не останется в меньшинстве в одиночку. В такой группе достаточно много участников для выработки различных мнений и продук­тивного обмена информацией. В то же время у каждого имеется возможность внести свой вклад в работу, услышать другого и быть услышанным самому.

При работе в малой группе из пяти человек участники могут выполнять следующие роли:

ведущего (посредник - организатор работы группы, фасили-татор');

секретаря (записывает результаты работы);

докладчика (представляет результаты работы группы другим группам);

наблюдателя (о роли наблюдателя см. ниже);

хронометриста (следит за временем, отпущенным на группо­вую работу).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каж­дому участнику группы активно включиться в работу. Если груп­па работает на протяжении длительного времени в одном соста­ве, желательно менять роли.

Рекомендуется объединять в одной группе участников с раз­ным уровнем подготовки. В разнородных (в половом, этническом

1 Фасилитатор - чрезвычайно распространившееся в последнее время за­имствование от английских facilitate (облегчать, помогать, продвигать, содей­ствовать, способствовать), facilitator (посредник) - ведущий, помогающий груп­пе в организации работы.


и культурном отношении) группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями, поэтому проблема мо­жет быть рассмотрена с разных сторон.

Существует много способов распределения по группам:

• можно заранее составить списки групп и вывесить их, ука­
зав место сбора каждой группы;

• можно попросить всех участников рассчитаться "на первый-
второй-третий..." по числу групп. После расчета первые но­
мера образуют первую группу, вторые - вторую и т.д. Это
наиболее простой способ произвольного распределения;

• еще один способ - распределение в зависимости от позиции
по обсуждаемой проблеме. Например, при анализе и оценке
ситуации с признаками этического нарушения можно выяс­
нить первоначальное мнение участников и соответственно
разделить на группы: первая группа - это те, кто видит нару­
шение, вторая группа - те, кто не видит нарушения, третья
группа - те, кто не может определиться;

. наконец, кажущийся самым простым способ - распределе­ние по желанию участников. Например, при выработке по­зиции по делу можно спросить, кто хочет разрабатывать по­зицию обвинения, а кто - защиты. Но в данном случае есть опасность, что группы будут слишком неравномерными.

Полезно сохранять стабильный состав группы достаточно дол­го, чтобы участники могли достигнуть мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учас­тникам поработать с разными людьми и узнать их. Одним из ва­риантов работы в малых группах над сложными, "комплексны­ми'" проблемами является технология "мозаики"': каждый участник малой группы (она называется "домашней'" группой) становится 'экспертом" по отдельному вопросу. После короткого первона­чального обсуждения проблемы в целом все участники образуют новые "экспертные" группы. В этих группах обсуждаются отдель­ные конкретные задачи, на которые распадается первоначальная проблема. Например, при работе над казусом уголовно-правово­го характера могут работать четыре экспертные группы, каждая из которых будет анализировать один из четырех элементов со­става преступления. Но можно создать еще одну или две группы, например, для установления смягчающих и отягчающих обстоя­тельств. Для принятия окончательного решения "эксперты" сно­ва собираются в "домашние"" группы.


Участники постепенно будут осознавать, какие умения необ­ходимы для работы в небольшой группе. Чтобы помочь друг дру­гу приобрести эти навыки, стоит выбрать "наблюдателей", кото­рые будут анализировать индивидуальное поведение членов группы, определять, как члены группы справляются с возникаю­щими по ходу работы проблемами.

Наблюдатели должны обращать внимание на следующие ас­пекты:

уважение к правам и мнениям других людей: каждый ли член
группы имеет равную возможность высказаться?

готовность к компромиссу и сотрудничеству: есть ли в груп­
пе люди, которые стараются любыми способами навязать
свою точку зрения другим?

поддержка других людей: оказывают ли члены группы под­
держку тем, чья позиция им близка?

готовность слушать: говорят ли члены группы сами боль­
ше, чем прислушиваются к словам других?

конфликт: если возникает конфликт мнений, пытается ли
группа избежать разговора об этом конфликте? Выносят ли
они вызвавшие разногласия вопросы на открытое обсужде­
ние?

коммуникативные навыки: смотрят ли члены группы в глаза
собеседнику, выражают ли согласие, задают ли уточняющие
вопросы, повторяют (перефразируют) ли формулировки со­
беседника, соблюдают ли правила вежливости?

В последующих главах приводятся специальные формы с ука­занными вопросами, ответы на которые наблюдатели записыва­ют по ходу работы группы.

После окончания групповой работы ее результаты должны быть представлены другим группам (при этом можно использовать плакаты, схемы, таблицы и т.п.). Важно выяснить при этом следу­ющие вопросы: Чем обосновано такое решение группы? Есть ли у членов группы особое мнение? Что помешало прийти к общему согласию? Представители других групп также могут задавать воп­росы. Можно сравнить стиль работы разных групп, проанализи­ровать, как он повлиял на эффективность работы, обсудить зна­чение правил работы в группе'.

1 Правила работы в группе необходимо соблюдать не только в малых груп­пах, но и вообще при любом обсуждении, дискуссии в любой аудитории.


Приглашение специалистов

Специалистами в данном случае считаются представители раз­личных профессий, связанных с темами занятий: судьи, прокуро­ры, адвокаты, сотрудники ОВД, чиновники, ученые... В качестве своеобразных специалистов могут выступать и граждане, ранее обращавшиеся за юридической помощью или самостоятельно ре­шавшие свои правовые проблемы, даже бывшие обвиняемые и осужденные. Также может быть полезно приглашение депутатов, активистов общественных организаций.

Приглашенные специалисты могут стать активными участни­ками любых интерактивных занятий - дискуссий, анализа казу­сов, ролевых игр, социальных проектов...

Полезность приглашения специалиста очевидна - кто лучше практика сможет прокомментировать практические действия на­чинающего юриста, поделиться опытом практической деятельно­сти, помочь отработать практические навыки?

Социальные проекты

В рамках социальных проектов начинающие юристы занимают­ся практической деятельностью, которая приносит реальный со-циальнозначимый эффект. Социальные проекты позволяют сразу же применять полученные знания и навыки, изучать реальные общественные отношения, наблюдать и оценивать практический результат своих действий, приобретать опыт позитивного учас-


тия в решении общих дел. Социальный проект может быть реа­лизован в рамках вуза, населенного пункта, региона, всей России, он может быть и международным.

Открытие общественной приемной или иной вид работы с нуж­дающимися в юридической помощи людьми в рамках програм­мы юридической клиники - один из наиболее эффективных в образовательном и социальном плане проектов.

В ряду социальных проектов можно выделить работу со сред­ствами массовой информации. Студенты-юристы могут писать статьи и готовить репортажи обо всех событиях, связанных с хо­дом программы обучения и практики, проведением любых соци­альных проектов.

Очень сильный обучающий эффект дает подготовка публика­ций о делах, проведенных самими начинающими юристами (кон­сультация, выступление в суде, участие в законотворческой дея­тельности). Используя радиопередачи, телевидение, газеты, Интернет, можно организовать правовое просвещение населения, а также оказание юридической помощи в виде ответов на конк­ретные вопросы, с которыми обращаются граждане в СМИ.

Своеобразным социальным проектом может явиться организация и проведение различных соревнований, конкурсов1, олимпиад, в том числе по профессиональному мастерству. Соревнования могут быть организованы внутри групп, между учебными группами, между факультетами города, региона и проходить в форме дебатов, учеб­ных судов (с имитацией всей процедуры слушаний или только ее части, например, выступления в прениях сторон), учебных медиа­ций, интеллектуальных игр, презентаций социальных проектов и т.п. Инициаторами и организаторами таких конкурсов могут быть сами студенты, которые наверняка будут поддержаны преподавателями, администраторами вузов, практикующими юристами из государ­ственных органов и коллегий адвокатов.

Интерактивное выступление

Публичные выступления - это не только часть профессиональ­ной деятельности большинства юристов, выступающих в судах, в

1 Следует упомянуть о многочисленных конкурсах, в которых студенты и вы­пускники могут принять участие в индивидуальном порядке. Информация о таких конкурсах, включая конкурсы грантов и стипендий, регулярно размещается в Ин­тернете и рассылается в вузы. Ссылки на некоторые организации, проводящие по­добные конкурсы для юристов, можно найти на сайте vvvvw.lawclinic.ru.


ходе общественных слушаний или на собрании акционеров. Наша общественная жизнь наполнена публичными выступлениями пре­подавателей перед школьниками или студентами, школьников и студентов в учебной аудитории, политиков в законодательных органах, телеведущих на экране телевидения. Даже дома - вдали от публичной жизни - мы часто читаем друг другу "лекции" на разные темы.

Традиционное выступление представляется нам монологом оратора, украшенным цветами его красноречия. Речи лучших ора­торов во все времена признавались произведениями искусства.

Но профессиональной задачей юриста является все же не де­монстрация ораторского мастерства, а достижение конкретного результата, например:

• убедить суд в правильности своей позиции по поводу винов­
ности обвиняемого,

• проинформировать депутатов о достоинствах и недостатках
законопроекта,

• объяснить акционерам суть предусмотренных корпоратив­
ным правом процедур и т.п.

Таким образом, результатом выступления юриста будет реше­ние слушателей (судей, депутатов, акционеров...). Принимая ре­шение, они отвечают юристу, соглашаясь или не соглашаясь с его мнением, аргументацией, советами.

В профессиональной деятельности юриста выступление ни­когда не является просто монологом (лекцией в традиционном понимании этого слова). Юрист всегда работает в режиме диало­га, рассчитывая на восприятие информации собеседником (кли­ентом1, коллегой по работе, стороной в переговорах, судом). На­помним в связи с этим, что на схеме "пирамида обучения" мы показали, что "средний" студент "услышит и усвоит" только 5% сообщенного "средним" лектором. К сожалению, не все из нас являются блестящими ораторами, способными резко повысить процент усвоения информации, и аудитория не всегда отличается по своему восприятию в лучшую сторону от "среднего" студента.

И преподаватель, и студент, выступающие в аудитории, и юрист-практик могут усилить эффективность своего выступле­ния, сделав его более интерактивным по сравнению с традицион­ным монологом (конечно, не следует забывать о соблюдении пра-

1 Об особенностях восприятия правовой информации неспециалистом см. гл. 6 "Консультирование".


вил, установленных для выступлений, но даже в судебных прени­ях могут быть использованы отдельные интерактивные элемен­ты1).

ЕЗы можете включить в свое выступление элементы диалога, задавая вопросы и получая из аудитории ответы, в том числе не­ожиданные, и таким образом вызвать интерес и привлечь внима­ние слушателей, опереться на их опыт, использовать ответы, что­бы подчеркнуть верность вашей позиции или продемонстрировать разнообразие мнений по проблеме. Вы можете прокомментиро­вать некоторые ответы немедленно или далее, по ходу выступле­ния. Вопросы и ответы позволят вам оценить подготовленность и восприятие аудитории. Можно оттолкнуться от ответов, чтобы пе­рейти к следующей теме или скорректировать ход выступления, изменить его содержание и форму.

В ходе выступления можно провести ролевую игру. Она по­зволит наглядно проиллюстрировать содержание речи, убедить в точности ваших аргументов2. Для проведения ролевой игры вы можете пригласить заранее подготовленных ассистентов или при­бегнуть к помощи кого-то из слушателей.

В некоторых случаях, особенно если ваше выступление состо­ит из нескольких отдельных "фрагментов" или предполагается, что оно будет очень продолжительным, можно разделить его меж­ду двумя ораторами. Периодическая смена (но ни в коем случае не частое мельтешение) выступающих поддержит внимание слу­шателей и позволит каждому оратору максимально сосредото­читься на своей части выступления3.

В рамках собственного выступления можно предоставить сло­во приглашенному специалисту для краткого комментария, что часто более эффективно, чем цитирование.

' См. гл. 10 "'Выступление адвоката в судебных прениях".

' В художественном фильме "12 разгневанных мужчин" (ставшем хорошим учебным пособием по суду присяжных) очень точно показано, как одному при­сяжному удается разубедить остальных членов коллегии в несомненной винов­ности подсудимого только после демонстрации нескольких ролевых игр. ими­тировавших поведение обвиняемого, потерпевшего и свидетелей. Устные объяснения при этом не имели такого успеха.

1 В учебной аудитории для отработки навыков выступления могут исполь­зоваться приемы: "Студент в роли преподавателя" (заранее подготовившись, студент "берет на себя" один из фрагментов занятия). "Каждый учит каждого" (каждый студент готовится по отдельному вопросу, затем, разбившись на пары, студенты в течение короткого времени объясняют друг другу свою тему, после чего составы пар меняются, и т.д.). Как видно из схемы "Пирамида обучения", такие методики ("обучение других") очень эффективны и для усвоения материала.


Наглядные пособия

Качество выступления резко повышается при использовании на­глядных пособий. В качестве таких пособий могут быть исполь­зованы схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок, фотография, видеозапись, любые предметы, относящиеся к теме выступления. Здесь действует принцип "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Впрочем, в качестве наглядных пособий могут выс­тупать и аудиозаписи. Часто бывает полезно, чтобы перед глаза­ми слушателей постоянно находились план вашего выступления, ключевые тезисы, фрагменты документов. Это послужит вам свое­образной подсказкой, исключит "заглядывание в бумажку" и в то же время усилит контакт со слушателями - они вместе с вами будут следить за выполнением плана. Другие наглядные пособия могут быть продемонстрированы вами по ходу выступления. Но необходимо заранее продумать, когда и с помощью каких техни­ческих средств вы будете демонстрировать то или иное пособие. Любой текст, изображение могут быть просто продемонстриро­ваны, воспроизведены на плакате, ксерокопированы и розданы слушателям, увеличены на экране с помощью проектора и т.п. Важно подготовить помещение, чтобы наглядные пособия были доступны всем слушателям.

При использовании наглядных пособий необходимо подгото­виться к их комментированию, в том числе к ответам на вопросы о происхождении этих пособий, об источниках информации. Сле­дует подумать о целесообразности демонстрации каждого нагляд­ного пособия, возможной реакции аудитории, чтобы ваши слуша­тели, с одной стороны, не представили себя зрителями в цирке, где вы фокусник, достающий из рукава все новые предметы, а с другой стороны, не увлеклись незапланированным переписыва­нием текстов с плакатов, не давая вам возможности продолжать выступление. Наглядные пособия должны работать на ваше выс­тупление, а не наоборот'.

1 Злоупотребление наглядными пособиями может быть доведено до абсур­да. Один датский чиновник так хорошо технически подготовился к выступле­нию перед небольшой российской делегацией, что каждую его часть начинал, проецируя на экран текст и зачитывая его с экрана. Первый слайд содержал только название темы выступления. Чиновник включил проектор и зачитал тему на экране. Затем поставил второй слайд - на нем оказалось имя самого высту­пающего. Он так же старательно прочитал его с экрана.


Вопросы. Сократический диалог

Опыт проведения программ обучения практическим навыкам по­казал, что самым сложным делом для начинающих юристов явля­ется постановка вопросов1. При этом затруднения возникают по поводу содержания вопроса (что спрашивать? о чем спрашивать?), формулировки вопроса (как спрашивать? как построить вопрос?), цели постановки вопроса (для чего спрашивать?).

Очевидно, что единственным способом овладения этим навы­ком является обучение через действие: спрашивайте! Можно без особых затруднений организовать тренинг по отработке навыка постановки вопросов даже без всяких ролевых игр. Для начала просто расспросите вашего друга, коллегу о проведенном дне, как будто вам понадобилось выяснить точную хронологию событий и их очевидцев (например, для установления его алиби). Или по­пробуйте, гуляя по городу, задавать друг другу вопросы о здани­ях, ландшафте, как будто вам надо получить описание места про­исшествия. Или поиграйте в кубики, как американские студенты, о чем говорилось в начале главы.

В учебной аудитории или в тренинговой группе постановка воп­росов часто является основным приемом работы. Преподаватель (инструктор) и участники все время задают друг другу вопросы. При индивидуальной или коллективной подготовке к занятиям есть возможность не только повторить материал, но и потрениро­ваться в постановке вопросов. Готовность правильно сформули­ровать вопрос показывает высокий уровень владения материалом независимо от предмета. При этом можно поставить себя на мес­то преподавателя и задать самому себе или коллеге вопросы "от имени преподавателя".

В юридических вузах и в программах повышения квалифика­ции западных юристов особенно популярен такой метод, как "со­кратический диалог" ("сократов диалог", "сократический семи­нар", "метод Сократа"). Конечно, он отличается от диалогов, которые вел Сократ, неизменно приводивший собеседника к про­тиворечию путем постановки закрытых вопросов, на которые со­беседник был вынужден отвечать положительно. На занятиях обычно не ставится цель поймать кого-то в логическую ловушку. Смысл "сократического диалога" заключается в разработке це-

1 Очевидно значение этого навыка для деятельности юриста на разных ста­диях работы. См.. например, гл. 5 "Интервьюирование клиента", гл. 9 "Допрос в суде", гл. 11 "Альтернативные способы разрешения споров".


почки вопросов, приводящих отвечающего к какому-либо выво­ду. При этом правила такого диалога предполагают, что один че­ловек все время только задает вопросы, а другой только отвечает на них (ситуация, аналогичная допросу в суде).

В соответствии с целями "сократического диалога" вопросы разного типа обычно направлены на прояснение позиции собе­седника по какой-то проблеме. Например:

• Как вы считаете, надо ли соглашаться с клиентом при опре­
делении стратегии? Почему вы так считаете? (Вводные воп­
росы.)

• Что вы имели в виду? Как вы можете по-другому сформули­
ровать свою позицию? (Прямые уточняющие, проясняющие
вопросы.)

• Что дало вам основание сделать такой вывод? Какие аргу­
менты вы можете привести в подтверждение своей позиции?
(Вопросы, вскрывающие аргументацию.)

• Не похоже ли будет тогда положение юриста на положение
врача, который без раздумий выписывает рецепт по просьбе
пациента? (Вопросы с использованием аналогий.)

• А что бы сказали по этому поводу сами клиенты? (Вопрос,
помогающий встать на другую точку зрения.)

• Не означает ли это, что юрист должен обеспечить уход от
ответственности за планируемое правонарушение? (Вопрос
с использованием псевдовыводов или крайних позиций.)

"Сократический диалог" приучает не просто грамотно зада­вать вопросы, но планировать ход диалога, составлять его алго­ритм: предполагать возможные варианты ответов и заранее гото­вить варианты последующих цепочек вопросов. Так появляется "дерево вопросов" (аналогичное "дереву решений").

Дерево решений

Эта методика является одновременно и учебным, и рабочим ин­струментом юриста. Он работает с проблемными, нестабильны­ми, конфликтными ситуациями, часто в условиях недостаточнос­ти и недостоверности информации, но при этом с множеством вариантов поведения субъектов. На всех этапах работы юрист сто­ит перед необходимостью выбора оптимального варианта реше­ния, действия, совета, формулировки и т.п. Построение "дерева


решений" - простой практический способ "взвесить" преимуще­ства и недостатки различных вариантов.

Дерево решений для трех вариантов могло бы выглядеть сле­дующим образом:

 

Проблема:
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Плюсы Минусы Плюсы Минусы Плюсы Минусы
           

Принципиально важно проанализировать и взвесить все име­ющиеся варианты, причем с позиции не только сегодняшнего дня, но и краткосрочной и долгосрочной перспективы1. И на этапе пред­ложения вариантов, и на этапе определения их плюсов и минусов можно провести мозговой штурм.

Мозговой штурм

Мозговой штурм - это один из самых популярных методов обуче­ния и групповой работы. Как правило, мозговой штурм включает два этапа.

Цель первого этапа - предложить как можно больше вариан­тов ответов на вопрос. Эта стадия не предполагает обсуждения, критики, оценивания предложений. Поэтому мозговой штурм очень эффективен в самом начале процесса разрешения пробле­мы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик.

Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, чтобы участники генерировали свои предложения, отвечая на этот вопрос. Например, "Какие доказательства могут быть собраны по этому делу?", "Какие последствия влечет для нашего клиента зак­лючение договора дарения?" и т.п. Важно также придерживаться правил мозгового штурма.

1 О практическом значении оценки вариантов при работе с клиентом см.. например, га. 6 "Консультирование".



кодекса профессиональной этики адвокатов?"' Все участники, по­думав над вопросом, должны занять позицию, т.е. подойти к од­ной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории:


В мозговом штурме велика роль ведущего. Он также может участвовать в генерировании предложений (и даже должен это делать, если остальные участники неожиданно остановились). Но главное, он должен фиксировать все предложения. Желательно, чтобы все предложения записывались на плакате или доске и по­стоянно были видны всем участникам мозгового штурма. Запи­сывать может сам ведущий или его помощник. Ведущий может просить участников повторить или уточнить их формулировку для более точной и краткой записи, но ни в коем случае не должен искажать смысл предложения, настаивать на своем варианте фор­мулировки. Он также не должен настаивать, заставлять участни­ков генерировать идеи.

Второй этап мозгового штурма - обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Иногда все вовлеченные в процесс разрешения проблемы участники даже делятся на две группы: на первом этапе - это генераторы идей, на втором этапе -аналитики. Второй этап предполагает обсуждение и оценивание идей, он может быть проведен в малых группах с использовани­ем различных форм дискуссии и приемов обсуждения проблем.

Займи позицию

Многие дискуссии становятся неконструктивными из-за того, что участники изначально не определили свою позицию по обсужда­емому вопросу. Метод "займи позицию" помогает выявить имею­щиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.

Обсуждение можно начать с постановки дискуссионного воп­роса (т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимо­исключающие ответы), например: "Вы за или против принятия


Можно вместо формулирования дискуссионного вопроса выс­тупить с дискуссионным утверждением, например: "Необходимо принять кодекс профессиональной этики адвокатов", а затем так­же попросить участников занять позицию в соответствии со сво­им отношением к данному утверждению:

Заняв позиции, участники обмениваются мнениями по дискус­сионной проблеме, уточняют свою позицию (например: за при­нятие кодекса, но он должен носить рекомендательный характер") и приводят аргументы в поддержку своей позиции (например: "Я против принятия кодекса, так как это даст в руки государству опас­ный инструмент влияния на адвокатов"). Представители разных позиций выступают по очереди, при этом любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргу­ментов.

ПОПС-формула1

ПОПС-формула может помочь начинающим юристам аргументи­ровать свою позицию в дискуссии, в публичном выступлении.

1 Идею такой формулы предложил профессор Дзйвид Маккойд-Мэйсон (Уни­верситет Натали ЮАР). В первоначальном английском варианте формула вы­глядит так: PRES-tbrmula (Position - Reason - Explanation or Example - Summary).


ПОПС-формулу используют для обучения тому, как сформулиро­вать и представить свое мнение в четкой и краткой форме.

Краткое выступление в соответствии с ПОПС-формулой со­стоит из четырех элементов1:

П - позиция (в чем заключается ваша точка зрения) - я считаю, что...

О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в

поддержку вашей позиции) -... потому, что...

П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) -... например...

С - следствие (вывод, что надо сделать, призыв к

принятию вашей позиции) - ••• поэтому...

В таком выступлении, состоящем из двух-четырех предложе­ний, вы ясно заявляете и повторяете (в выводе) свою позицию, приводите только один аргумент, но он четко сформулирован и проиллюстрирован. При этом вы не рискуете впасть в пустосло­вие или препирательство с оппонентом. Выступление с использо­ванием ПОПС-формулы занимает одну-две минуты. Ее удобно использовать в ситуации, когда время, отпущенное на дискуссию, ограничено. На практике не всегда достаточно сформулировать собственную позицию. Ведь юрист часто находится в ситуации противостояния и просто обязан принимать во внимание пози­цию противоположной стороны. Кроме того, юрист, как правило, представляет, защищает, выражает интересы других людей, по­зиция которых может отличаться от его собственной. Поэтому очень полезно взглянуть на проблему с разных сторон, глазами разных людей: "Если бы я был адвокатом ответчика, то...", "Если бы я был на месте судьи, то..." и т.п.

Ролевые игры

Ролевые игры наряду с творческими заданиями и работой в ма­лых группах являются основным приемом на интерактивных за­нятиях. В ролевой игре участникам предлагается "сыграть" дру­гого человека или "разыграть" определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также исполь­зуются близкие названия (имитации, деловые игры, моделиро­вание).

1 Профессор Моника Платек (Варшавский университет. Польша) предлага­ет в русской версии использовать аббревиатуру МОПС-формула: Мнение '- Обоснование - 11римср - Следа вне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.108 с.)