Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка



Обучение письму – это в первую очередь выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что, с одной стороны, это двигательный навык, т.е. такое действие, которое опирается, на первый взгляд, лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется замена осмысленных единиц речи на графические знаки (перекодировка), что придает ему характер сознательной деятельности.

Сознательный характер письма состоит:

1) в правильном соотнесении звука и буквы;

2) соблюдении ряда графических и орфографических правил;

3) использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений.

Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладеть письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая слово, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для развития орфографического навыка.

Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессе письма и навык письма формируется успешнее.

Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, связанные со спецификой написания каждой отдельной буквы.

Очень важно для овладения навыком письма развитие движения пальцев и кисти руки, которое к моменту поступления в школу еще не совершенно, т.к. не закончено окостенение пальцев кисти. В связи с этим в изображении прямых линий, овалов заметно дрожание, прямые черты получаются изогнутыми, овалы не всегда замкнуты.

Успешность в обучении письму и чистописанию во многом определяется соблюдением таких гигиенических требований, как:

- правильный подбор мебели;

- правильная посадка;

- положение тетради;

- направление освещения;

- оптимальность формы ручки;

- продолжительность беспрерывного письма и т.д.

В I классе надо на всех уроках повторять с детьми правила посадки. Для наглядности используется плакат. Следует научить детей готовить рабочее место, рационально размещать тетрадь и другие школьные принадлежности на парте.

Большое значение имеет правильное определение длительности непрерывного письма: для I класса – 5 мин; для II – 8; для III – 12; для IV – 15 мин.

Это должно учитываться и при планировании урока: чередование письменных и устных видов работ, проведение 2-3 физкультминуток, упражнения для пальцев и кисти рук.

 

5. Методические приёмы обучения письму

Рассмотрев развитие методов чистописания, необходимо остановиться на приёмах, которыми пользуется учитель, обучая детей письму и чистописанию. Это:

- показ написания учителем;

- списывание с готового образца;

- копировальный метод;

- воображаемое письмо;

- анализ формы букв;

- усвоение правил письма;

- письмо под счёт (тактирование);

- анализ ошибочного написания.

Показ написания учителем. Основным приёмом обучения письму является показ учителем процесса письма, сопровождаемый объяснением способа написания. Показ осуществляется на доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Такой показ обязателен, если учащиеся впервые знакомятся с буквой или соединением. Показ должно¢ сопровождать объяснение учителя, где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. На этапе выработки навыка написания такое объяснение могут делать ученики.

Списывание с готового образца основывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях. Этот способ необходимо отличать от копировального, при котором происходит обведение образца. При списывании ребёнок постоянно сравнивает свою работу с образцовым написанием. Правильное письмо учителя (на доске, в тетрадях учеников) является примером.

Копировальный способ. При копи¢ровании ученик упражняется в выполнении правильного движения. Копирование необходимо чередовать с самостоятельным написанием, т.к. обведение выполняется механически и продолжительная работа утомляет ученика. Ученик обводит две буквы, после чего двигательный образ остаётся на некоторое время в памяти, и следующие 1-2 буквы ученик пишет почти без ошибок, затем для закрепления он обводит ещё букву – и снова самостоятельное письмо и т.д. Копировать можно и через прозрачную бумагу, кальку.

Воображаемое письмо (письмо в воздухе) проводится по написанному учителем образцу на доске или вслед за письмом учителя. При этом учащийся опирается не только на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец.

И копировальный способ, и воображаемое письмо являются вспомогательными приёмами.

Анализ формы букв можно вести по-разному:

1) раскладывая её на зрительные элементы;

2) с точки зрения движений при письме;

3) в сравнении с ранее изученными буквами.

Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая её пропорции и особенности. Эффективным приёмом формирования образа буквы является конструирование из элементов-шаблонов (поэлементное обучение письму по методике Н.Г. Агарковой).

Усвоение правил письма способствует сознательному овладению навыком письма. Правила формулируются кратко, они складываются из тех задач, которые учитель ставит перед учащимися на данном этапе обучения. Например, I класс: - буквы надо писать с одинаковым наклоном;

- буквы в словах надо писать на одинаковом расстоянии;

- писать надо красиво.

II класс: - буквы в словах надо писать одинаковой высоты;

- слог пишется безотрывно;

- писать надо быстро и красиво.

Чтобы учащиеся могли выполнить каждое из этих правил, учитель должен им объяснить, от чего зависит его выполнение. Не следует обращаться к правилам ежедневно, но и забывать о них нельзя.

Письмо под счёт (тактирование). Письмо в такт счёту способствует выработке плавного, ритмического письма определённого темпа. Счёт зависит от того, какой элемент пишется. Движение основное ("на себя") сопровождается счётом "раз, два, три". Соединительное движение ("от себя") производится на счёт "и". При этом продолжительность произнесения звука [ и ] зависит от длительности движения. Сначала учитель пишет на доске под счёт, потом считает, сопровождая письмо детей. Тактирование используется и при письме соединений, слогов и коротких слов.

Анализ ошибочного написания. При таком анализе в I классе ошибочное написание не выносится на доску. Учащиеся рассматривают письмо в своих тетрадях и отвечают на вопросы:

- Кто не довёл палочку до верхней (до нижней) линии?

- Все ли элементы имеют одинаковый наклон?

- У кого элементы вышли за строку?

Во II и III классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску. Дети находят ошибку, объясняют, как её следует избежать. Для исправления ошибки прописывают букву, чередуя с написанием её дополнительного элемента.

 

Требования к уроку письма в I классе

Письмо проводится непосредственно за уроком обучения грамоте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения. В последнее время распространяется практика интегрированных уроков обучения грамоте и письму.

Урок обучения письму проводится по следующей схеме.

1. Оргмомент. Разминка для рук и пальцев.

2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; знакомство с письменной буквой, сравнение её с печатной.

3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зрительных элементов буквы.

4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ двигательных элементов.

5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.

6. Чтение и звукобуквенной анализ соединений (слогов).

7. Письмо соединений (слогов).

8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.

9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий.

10. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.

В течение урока нужно 2-3 раза проводить физпаузы как сидя за партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса). Упражнения в письме следует чередовать с устной работой, необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы. Большое значение имеет индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие затруднения.

 

Типичные графические ошибки

В написании букв у первоклассников могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встречаются, кстати, не только в 1 классе, но и позднее.

1. Нарушение наклона:

Нарушение наклона приводит к непараллельности элементов одной или нескольких букв, часто сопровождается их исправлением.

 

 

2. Нарушение пропорций:вертикальных (неодинаковая высота букв или их частей), горизонтальных (неодинаковая ширина букв и их элементов), пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3. Искажение овалов, полуовалов и элементов, содержащих закругления, изогнутые линии.К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (часто получается линия, как бы состоящая из бесчисленных мелких зигзагов, – ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.

4. Пропуск элементовотдельных букв или замена элементовбукв: ц вместо щ, н вместо ю.

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Чтобы преодолеть ошибки первой группы, необходима отработка прямых параллельных линий с нужным наклоном. Для исправления ошибок второй группы следует развивать глазомер, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.

Общие для всех ошибок причины – недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, недостаточное освещение, неудобная мебель и т.п.

Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки могут возникнуть при написании тойили иной конкретной буквы, и при обучении письму предупреждать возможные ошибки.

 

Литература:

1. Безруких М.М. Обучение письму: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997.

2. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.

3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000. С.70- 73.

4. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С. 69-79.

5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С.67-76.

Дополнительная литература:

 

1. Агаркова Н.Г. Русская графика. 1 кл.: Кн. для учителя. М.: Дрофа, 2000.

2. Агаркова Н.Г. Тетради по письму. 1 кл.: Комплект из 4-х раб. тетрадей. (Система Эльконина – Давыдова). М.: Вита-Пресс, 2003.

3. Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников: Учеб. пособие. М.: Моск. гос. пед. инст., 1987.

4. Андрианова Т.М., Остроумова А.В., Андрианова И.Л. Русский язык: Тетрадь по письму 1 кл. (1-4). В 4 ч. Самара: Изд-кий дом "Федоров", 2001.

5. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Методическое пособие к Прописям. М.: Просвещение, 2002.

6. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи к "Русской азбуке". В 4 ч. М.: Просвещение, 2005.

7. Илюхина В.А. Письмо с "секретом". М.: Новая школа, 1994.

8. Илюхина В.А. Чудо-прописи

9. Олисова Л.Г. Методические рекомендации по работе с тетрадью к букварю (авт. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.): В 3 ч. Томск: Пеленг, 2000.

10. Олисова Л.Г. Тетради к букварю В. Репкина. Учебн. пособие для 1-го кл. (программа развивающего обучения).В 3 ч. Томск: Пеленг,1999.

11. Потапова Е.Н. Радость познания. М.: Просвещение, 1990.

12. Пронина О.В. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебн. "Моя любимая Азбука" в пяти тетрадях. М.: Баласс, 1998.

13. Уроки обучения грамоте по учебнику "Моя любимая Азбука" и прописям "Мои волшебные пальчики". Методические рекомендации для учителя / Под ред. Е.В. Бунеевой. М.: Баласс, 1999.

 

 

 


ЛЕКЦИЯ № 14.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА УРОКАХ

ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.035 с.)