Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аналитико-синтетический методСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Общая характеристика современного метода обучения грамоте. Приёмы анализа и синтеза. 3. Периодизация процесса обучения грамоте. Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте. Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности. 1. Общая характеристика современного метода обучения грамоте Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять в речи, обозначать буквами. Особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твёрдости и мягкости согласных. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и анализа его звучания в разных словах. Этот метод аналитико-синтетический. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу и тесно связан с ним. Со времён К.Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте прошёл сложный путь развития. Рассмотрим основные принципы метода. I. С точки зрения целей формирования личности. 1. Обучение грамоте носит воспитывающий характер. Воспитание реализуется через использование материалов букваря и азбуки. 2. Обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему аналитико-синтетических и речевых упражнений. Оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, требует высокого уровня сознательного чтения. II. С точки зрения психолого-лингвистической. 1. Обучение опирается на живую речь учащихся, на образцовые тексты, включает систему развития речи. 2. В качестве исходной языковой единицы берётся звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним). 3. Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию, развитию речевого (фонематического) слуха. 4. В качестве единицы чтения берётся слог (слоговой принцип как следствие аналогичного принципа русской графики). 5. Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению слогов, использованию слоговых таблиц. 6. Вводится слогозвуковой анализ слова, в процессе которого выделяются звуки, устанавливается их количество и последовательность, определяются связи между ними. III. С точки зрения организационной. 1. Устанавливается определённая последовательность изучения звуков и букв (по частотному принципу). 2. Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения. 3. Письмо не отрывается от чтения, а идёт параллельно с ним. 4. На практической основе систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии. IV. С точки зрения приёмов обучения. 1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в связи со значительными различиями в их общем развитии и в готовности к чтению и письму. 2. Введение элементов моделирования. Использование моделей слогов, слов, предложений.
2.Приёмы анализа и синтеза. Основа метода – изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период. Анализ 1. Выделение из речи предложений. 2. Деление предложений на слова. 3. Выделение из предложений слова для анализа. 4. Деление слова на слоги, установление их количества. 5. Выделение нового звука из слога (слова), его изучение, установление его характеристики: гласный или согласный, твёрдый или мягкий согласный. 6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов. 7. Обозначение выделенного звука буквой. Синтез 1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание). 2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам. 3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы. 4. Чтение предложений и связных текстов. Типовой план может изменяться в связи с изучаемым материалом или сокращаться по мере усвоения детьми знаний и приобретения ими навыков в аналитико-синтетической работе. При использовании приёмов звукового анализа ставится задача помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах. Выделение нового звука, т.е. звука, предназначенного для изучения на данном уроке, может быть организовано следующими способами: 1) выделение из предложения звука-слова (" Слива и груша " – звук [ и ]); 2) выделение гласного звука, образующего целый слог: о -сы, у -сы, или йотированной буквы: ю -ла, я -ма; 3) приём звукоподражания (Как жужжит пчела? – ж-ж-ж-ж); 4) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (со м, ма к); 5) выделение согласного звука из открытого слога, преимущественно "длительных" согласных [ ш ], [ с ], [ ж ] (Ш ура, С аша); 6) выделение глухих согласных в конце слов (ко т, су п); 7) выделение звонких согласных в начале слова со стечением согласных (бр ат, гр ач). Анализ последовательности звуков в словах, подсчёт их количества, определение характера связи между ними, слогового состава является началом фонетического разбора, которому дети будут обучаться в последующих классах. Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем). Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слогозвуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения (привести примеры схем-моделей предложения, слова, слога).
3. Периодизация процесса обучения грамоте. Процесс обучения грамоте разделяют на два периода:
подготовительный и основной (букварный) (добукварный)
безбуквенная буквенная ступень ступень
На первой ступени, безбуквенной, дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог-слияние. В это же время происходит знакомство с учебной книгой, со средствами письма; проводятся первые аналитико-синтетические упражнения и упражнения, тренирующие руку для письма. На второй ступени, буквенной, изучаются гласные звуки [ а ], [ о ], [ и ], [ ы ], [ у ] и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу. Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой э знакомятся значительно позже, т.к. она редко встречается в речи; с йотированными е, ё, ю, я – также на более позднем этапе, поскольку эти буквы обозначают гласные в особых условиях или слияние согласного й с гласным. Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объёма читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыки чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного. Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени (подробно их рассмотрим при изучении этого периода). В основной период обучения грамоте один раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение занятия по внеклассному чтению с использованием книги Н.Н. Светловской "Учимся любить книгу".
4. Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте В наши дни почти все известные УМК по обучению грамоте декларируют свою приверженность к звуковым методам, ибо структурирующим элементом в них избирается изучение звука, звуковой формы слов. В качестве основных подходов к выделению, а затем и изучению звуков намечается аналитический, синтетический путь или чаще всего аналитико-синтетическое рассмотрение характерных качеств и признаков, присущих отдельным звукам и их комплексам, образующим слоги и слова. Новым по сравнению с ранее действовавшими учебниками в букварях и азбуках (в частности "Русской азбуки" В.Г. Горецкого) является иная последовательность изучения звуков и букв. Их расположение основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных ы и у), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводится группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику ученика и ускорить процесс становления техники чтения. Материалы каждой страницы учебника объединены одной темой, что направлено на систематизацию представлений детей об окружающей действительности. На каждый урок отводится два разворота "Русской азбуки", которые содержат текстовой материал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Текстовой материал дополняется иллюстративным: предметными и сюжетными картинками. Предметные картинки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звук, а также для проведения лексических и логических упражнений. Сюжетные картинки содействуют прояснению смысла прочитанного, позволяют организовать работу по составлению предложений и рассказов. Для упражнений в связном рассказывании на отдельных страницах помещены серии сюжетных картинок. Азбука содержит разнообразные внетекстовые элементы (схемы слов и предложений, слоговые таблицы и лента букв), которые способствуют выработке техники чтения и развитию речи и мышления. В учебнике широко представлен разнообразный занимательный материал: ребусы, "рассыпанные" слова, "цепочки" слов, скороговорки и т.д. Обучение письму является составной частью обучения грамоте. Уроки письма проводятся на материале "Прописей", где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей. Важной составной частью комплекса пособий для обучения грамоте является "Дидактический материал к урокам обучения грамоте". Помимо названных пособий используются и другие. Демонстрационные таблицы бывают следующих видов: 1) картинный алфавит; 2) предметные картинки со схемами слов для аналитико-синтетических упражнений; 3) сюжетные картинки для составления предложений и связных текстов; 4) таблицы письменных и печатных букв, используемых на уроках письма. Слоговые таблицы используются для чтения слогов и образования слов путем последовательного прочтения 2-3 слогов. Полезно использовать прием договаривания прочитанного слога до целого слова. Многие учителя используют разрезную азбуку и передвижную азбуку (двойная планка с окошечками – 3-5 отверстий), а также кубики с буквами. При обучении грамоте используется разного рода раздаточный материал для упражнений в анализе звуковой структуры слов и для составления слов из букв: элементы схем-моделей, карточки со словами с недостающими слогами или буквами, карточки с предметными рисунками и схемами слогозвукового состава слов и др.
5. Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности Основным учебным пособием по обучению грамоте является букварь (азбука). Опираясь на его содержание, учитель организует деятельность учащихся, используя различные приемы и виды упражнений. Таблицы слогов-слияний помогают учащемуся осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ, чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как «цельный графический элемент». Работая с таблицей, можно пользоваться букварем или выписывать ее на доске. Используя таблицу слогов-слияний, можно предложить: 1) прочитать слоги сверху вниз и наоборот; 2) прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными, объяснив причину различного прочтения; 3) прочитать слоги с глухим или звонким согласным; 4) прочитать слог и договорить его до полного слова; 5) прочитать последовательно 2 – 3 слога так, чтобы получилось слово; 6) показать и прочитать слог (слоги), который услышали в произнесенных словах, и др. Столбики слов служат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Прочитать слово помогают графические пометы, ориентиры, например: со сïны ку с т саïниïта р Иногда даются примеры словоизменения и словообразования, например: стол – стул, стол – столы, стол – столик, рос – вырос. Используя столбики слов, можно проводить различные упражнения в чтении. 1. Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам: – Сколько слогов в слове? – Прочитайте слияния. – Прочитайте первый слог, затем второй (третий). – Прочитайте слово целиком. 2. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 3. Чтение слов в прямом и обратном порядке. 4. Выборочное чтение слов: - имена людей; - клички животных; - названия профессий (деревьев, инструментов и т.п.); - слова, обозначающие один или много предметов; - пары слов, противоположных по значению, и т.д. 5. Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом. 6. Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов. 7. Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу», «Кто живет в зоопарке?» и т.п. Использование различных приемов чтения слов помогает избежать заучивания их наизусть и механического повторения, т.е. обеспечивает сознательность прочтения. Связные тексты, помещенные в букваре, необходимо прочитывать несколько раз так, чтобы каждый из них был прочитан по слогам, целыми словами и по предложениям. Текст служит как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа (установление количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с изученной новой буквой). Текст с первого раза читается самими детьми. В связи с повторным чтением и анализом букварных текстов могут проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера: 1) чтение по предложениям «цепочкой», 2) выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам; 3) пересказ прочитанного объемного текста; 4) придумывание названия рассказу; 5) рассказывание по аналогии; 6) чтение текста и работа над выразительностью; 7) ответы на вопросы по содержанию в целях проверки сознательности чтения; 8) чтение текста после беседы по сюжетной картинке, составление продолжения текста; 9) чтение текста и лексическая работа. Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связной речи детей. С помощью сюжетных картинок можно провести различные упражнения: 1) ответы на вопросы (беседа); 2) составление предложений; 3) составление связных текстов. Серии сюжетных картинок используют для составленияпредложений по каждой из них с последующим объединением всех предложений в связный рассказ. Предметные картинки имеют разное назначение, но всегда связаны с тематикой текстового материала. Одни из них предназначены для звуковой работы. Тогда их используют так: – называют изображенный предмет и анализируют звуковой состав слова; – называют предметы и сравнивают звучание слов, определяя наличие изученного звука (звуков). Другие предметные картинки несут в себе возможности для лексической работы. В этих случаях: – называют предмет и объясняют его назначение; – называют предмет и раскрывают его понятие; – наблюдают явления многозначности слов; – сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или признаков, и наблюдают за синонимами или антонимами. Группы предметных картинок служат для таких словарно-логических упражнений, как: – различение родовидовых понятий (Каким одним словом можно назвать все предметы?); – упражнения в классификации (Какой предмет лишний и почему?); – сопоставление слова со звуковой схемой; – обобщение (Чьи это вещи? Где растут эти деревья?). Схемы-модели, встречающиеся на первых же страницах букваря, используются для аналитико-синтетической работы: – звукового анализа слов с опорой на данную схему; – звукового анализа слов и составления схемы; – сопоставления звукового состава слова с несколькими схемами и выбора соответствующей; – анализа структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы; – чтения предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывания» предложений; – составления предложений по схемам. Во второй части букваря количество схем-моделей значительно уменьшается, но работа с ними должна продолжаться, при этом используются таблицы или подвижные модели. Методика работы по отгадыванию ребуса зависит от его вида. Это может быть: – перестановка букв в соответствии с цифрами, прочтение и сравнивание звукового состава слов (нитка – ткани); – прибавление к слову или исключение из него буквы (слога), прочтение и сравнение, объяснение лексического значения слов; – замена буквы (слога) в слове, прочтение и объяснение значения слов; – составление слов из «рассыпных» букв или слогов; – составление и чтение «цепочки» слов, где последний слог предыдущего слова является первым следующего слова. Лента букв, помещенная на многих страницах букваря, может быть выполнена в увеличенном масштабе для организации фронтальной работы с классом. Это пособие может использоваться на этапе закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут быть различными: – назвать все буквы; – назвать гласные (согласные); – назвать гласные, обозначающие мягкость согласного звука; – назвать согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие); – назвать парные согласные; – назвать буквы, которые не обозначают звука; – назвать звуки, которые могут быть обозначены данной буквой. Разнообразие существующих приемов и видов упражнений позволяет отобрать на урок те из них, которые в большей степени отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню подготовленности класса.
Литература: 1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000 (2004). С.35-37, 48-61. 2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С.43-63. 3. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. М.: Просвещение, 2002. 4. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С.42-60. 5. УМК по обучению грамоте и методические рекомендации к ним (см. общий список литературы).
ЛЕКЦИЯ № 9. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 12383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.009 с.) |