ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Методика развития устной и письменной речи.



Тема 1. Общая характеристика содержания методов работы по развитию связ­ной речи младших школьников.

Задачи по развитию связной (устной и письменной) речи младших школьни­ков. Конкретные изменения в области связной речи, предусмотренные программой для начальных классов школы, и содержание работы (по классам). Образовательно-воспитательное значение пересказов, рассказов, изложений и сочинений для уча­щихся.

Тематика и материал для работы по развитию устной и письменной речи уча­щихся. Обучение пересказу, устному рассказыванию, изложению и сочинению: личные наблюдения, прочитанные книги, картинки, диафильмы и кинофильмы. Связь устных работ по развитию речи с письменными работами.

Виды пересказов, изложений и сочинений (по классам).

Тема 2. Изложение как комплексное речевое упражнение.

Подготовка детей к изложениям. Подбор материала на тему (организация на­блюдений, чтение, беседы по картинкам и т.п.); языковой анализ текста изложения, его особенности. Объяснение и уточнение значения и употребления новых или не­привычных для детей слов.

Приемы лексической работы. Способ организации лексической подготовки.

Словарные упражнения. Работа над предложением, виды работы по анализу и построению предложений в зависимости от характера или специфики изложения и сочинения. Тема 3. Сочинение как форма работы развития связной речи младших школь-

в.

Композиционные упражнения. Передача связного текста в процессе подготов­ки к сочинению. Анализ текста образца.

Составление плана. Предупреждение ошибок в построении и написании пред­ложений.

Проверка в оценка ученических изложений и сочинений. Приемы работы по исправлению в них логико-речевых ошибок и недочетов. Анализ сочинений и изло­жений как средство обучения учащихся связной речи и правописанию.

Специфика уроков обучающего и контрольного изложения и сочинения. Осо­бенности структуры и содержания уроков по развитию связной речи учащихся при одновременных занятиях учителя с двумя или несколькими классами.

Анализ наглядных пособий и дидактического материала по развитию речи для

учащихся начальных классов.

Обзор современной литературы по методике развития речи учащихся.

Тема 4. Планирование проведения уроков разных типов по русскому языку.

Принципы планирования учебного материала по русскому языку в начальных

классах школы.

Принципы планирования материала по грамматике и орфографии.

Перечень вопросов

1. Характеристика современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте.

2. Лингвистические основы обучения грамоте. Цели и задачи обучения грамоте в начальной школе.

3. Подготовительный период обучения грамоте. Учебно-воспитательные задачи периода. Структура и содержание уроков чтения подготовительного периода.

4. Краткий исторический обзор методов обучения грамоте в русской школе.

5. Основной (букварный) период обучения грамоте. Учебно-воспитательные за­дачи периода. Аналитико-синтетическая работа в этот период.

6. Обучение письму - важная составная часть обучения грамоте. Разнообразие аналитико-синтетической работы на уроках письма.

7. Литературоведческие и психолого-педагогические основы обучения чтению в начальной школе.

8. Краткий исторический обзор методов обучения чтению в русской школе. Ме­тод литературного чтения как основной на уроке чтения в современной на­чальной школе.

9. Этапы работы с художественным произведением на уроке чтения и подготов­ка учителя к плану.

10.Качество полноценного навыка чтения и пути их совершенствования (бег­лость, правильность, сознательность, выразительность - по выбору).

11.Урок чтения как основная форма организации классного чтения в начальной школе. Требования к современному уроку чтения.

12.Словарно-лексическая работа на уроке чтения как одна из основных форм ра­боты по развитию речи.

13.Методика работы по формированию читательской самостоятельности млад­ших школьников.

14.Детская книга в системе внеклассного чтения в начальной школе.

15.Методы слушания-рассматривания и чтения-рассматривания на уроках вне­классного чтения на различных этапах обучения. Структура уроков внекласс­ного чтения на различных этапах обучения (подготовительный, начальный, основной).

16.Лингвистические основы обучения грамматике и правописанию младших школьников на уроках русского языка. Цели и задачи обучения русскому язы­ку в начальной школе.

17.Изучение основ фонетики и графики в начальной школе на уроках русского языка.

18.Методика работы над орфографическими правилами. Взаимосвязь изучения орфографии с грамматикой на уроках русского языка в начальной школе.

19.Методика работы над грамматическим понятием на уроке русского языка (по выбору). Включенность грамматического понятия в систему обучения рус­скому языку в начальной школе.

20.Изучение имени существительного как части речи в начальной школе. Цели и задачи изучения имени существительного.

21.Изучение имени прилагательного как части речи. Цели и задачи изучения имени прилагательного.

22.Изучение глагола как части речи. Цели и задачи изучения глагола.

23 .Методика изучения служебных частей речи в начальной школе по годам обу­чения (предлоги, союзы).

24.Урок русского языка в начальной школе. Типы уроков русского языка. Требо­вания к современному уроку русского языка.

25.Изучение морфемного состава слова в начальной школе. Методические прие­мы при изучении понятий корень, однородные (родственные) слова, оконча­ние, приставка, суффикс.

26.Изучение элементов синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в на­чальной школе.

27.Содержание и особенности организации обучения младших школьников связ­ной речи. Средства развития речи (словарная работа, пересказ и др.).

28.Организация, подготовка и проведение уроков изложения в начальной школе.

29.Сочинение как форма развития связной речи младших школьников. Методика обучения сочинению в начальной школе.

30.Методика работы над словосочетанием как одна из форм развития связной ре­чи младших школьников и средство формирования грамматических умений.

Практические задания

1. Составить фрагмент урока обучения грамоте по учебнику «Русская азбука» В.Г.

Горецкого (часть 1) по стр. 69: работа со столбиками слов.

2. Составить фрагмент урока обучения грамоте по учебнику «Русская азбука» В.Г.

Горецкого (часть 1) по стр. 89: работа со звуковыми схемами.

3. Составить фрагмент урока обучения грамоте по учебнику «Русская азбука» В.Г.

Горецкого (часть 2) по стр. 53: работа с текстом.

4. Составить фрагмент урока письма по «Прописи» № 3 к учебнику «Русская аз-

бука» В.Г. Горецкого по стр. 16: работа со слогами.

5. Анализ детской книги (по выбору).

6. Составить фрагмент урока литературного чтения по учебнику «Литературное

чтение», Л.А. Ефросинина и др. 4 кл. ч.1 по стр. 59 словарно-лексическая ра­бота.

7. Составить фрагмент урока обучения грамоте по учебнику «Русская азбука» В.Г.

Горецкого (часть 2) по стр.27: работа со столбиками слов.

8. Составить фрагмент урока русского языка по учебнику «Русский язык» Р.Н.

Бунеев и др. 4 кл. по стр.38: работа с правилами на стр. 38.

9. Составить фрагмент урока литературного чтения по учебнику «Литературное

чтение», Л.А. Ефросинина и др. Зкл. Ч. 2 по стр. 27 (Л.Толстой (быль) «Лев и собачка»): этап «обобщение».

10. Составить фрагмент урока русского языка по учебнику «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой Зкл. 4.1 по стр. 60-61: работа с упражнением № 132.

11. Составить фрагмент урока русского языка по учебнику С.В. Иванов «Русский язык» 4кл., Ч. 1, стр. 67: работа с упр.З

12. Составить фрагмент урока русского языка по учебнику «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой 2кл., 4.1, стр. 47: работа с упражнением № 83.

13. Составить фрагмент урока русского языка по учебнику «Русский язык» М.С. Соловейчик 4 кл. по стр. 205: работа с сюжетными картинками.

14. Составить фрагмент урока литературного чтения по учебнику «Литературное чтение» О.В. Кубасова Зкл. Ч. 3 по стр. 38, (В. Осеева «Печенье»): беседа по содержанию.

15. Составить фрагмент урока русского языка по учебнику «Русский язык» С.В. Иванов, 1кл., Ч, 1 по стр. 45: работа с опорной таблицей.

16. Составить фрагмент урока литературного чтения по учебнику «Родная речь» Л.Ф. Климановой и др. Зкл. Ч. 1 по стр. 90, А.С. Пушкин «Зимний вечер»: от­работка качества выразительности чтения.

17. Составить фрагмент урока русского языка по учебнику «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой 4 кл. Ч. 2 по стр. 28: работа с упр. № 163

18. Анализ детской книги (книг) по выбору.

19. Составить фрагмент урока письма по «Прописи» №4 к учебнику «Русская аз­бука» В.Г. Горецкого по стр.16: работа с предложением.

20. Составить фрагмент урока русского языка по учебнику «Русский язык», Ива­нов С.В. и др.; «Начальная школа XXI век», 3 кл., 3 Ч.; стр. 66: работа с уп­ражнением №1.

21. Составить фрагмент урока русского языка по учебнику «Русский язык» Л.М. Зеленина 4кл. по стр. 70-71: объяснение новой темы

22. Составить фрагмент урока русского языка по учебнику «Русский язык» Р.Н. Бунеев., Е.В. Бунеева, 3 кл., 2 Ч.; стр. 77: работа с опорной таблицей.

23. Составить фрагмент урока русского языка по учебнику «Русский язык» М.С. Соловейчик Зкл., стр. 128: работа с опорной таблицей.

24. Составить фрагмент урока чтения по учебнику «Литературное чтение» «Ка­пельки солнца» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 1 кл. по стр.30-34 Эдуард Успен­ский «Крокодил Гена и его друзья» (беседа по содержанию: часть по выбору).

25. Составить фрагмент урока русского языка по учебнику «Русский язык» Л.М. Зеленина 1 кл. по стр.87-88: объяснение новой темы.

4.4. Экзамен по теоретическим основам начального курса математики с мето­дикой преподавания.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.007 с.)