ТОП 10:

Группа дизонтогений, в которую входит задержанное развитие. Шифры по МКБ-10



ЗПР входит в группу дизонтогений «отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункция созревания» вместе с умственной отсталостью. Поэтому особое значение приобретает проблема дифференциальной диагностики нормы, ЗПР и УО. ЗПР как специфич аномалия развития была выделена в конце 60-х годов (Певзнер, Сухарева, Лубовский, Лебединская).

Дети с ЗПР по МКБ-10 чаще всего попадают либо в раздел F80-F89 (расстройства психологического развития), либо в F90-F98 (эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте).

· F80. Специфические расстройства развития речи и языка

· F81. Специфические расстройства развития учебных навыков

· F82.. Специфические расстройства развития моторной функции

· F83. Смешанные специфические расстройства психологического развития

· F84.Общие расстройства психологического развития

· F90. Гиперкинетические расстройства

· F91.Расстройства поведения

· F92.Смешанные расстройства поведения и эмоций

· F93.Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста

· F94.Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов

· F95.Тики

· F98.Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Охарактеризуйте тест Векслера (др.тестовые методики) под углом его дифференциально-диагностических возможностей разных форм интеллектуальной недостаточности

· Структура интеллекта и дифференциальная диагностика нормы, задержек психического развития и умственной отсталости.

Тест Д. Векслера.

· Минимальные мозговые дисфункции и интеллектуальное развитие ребенка

Тест Тулуз-Пьерона.

· Возможности других методик в оценке интеллектуального потенциала детей.

Матрицы Равена (анализ визуального мышления).

Авторские методики Л.А. Ясюковой (анализ зачатков понятийного мышления).

Тест может быть использован для выяснения причин неуспеваемости учащихся, для выявления интеллектуально одаренных лиц, для диагностики умственной отсталости, уточнения клинической картины нервно-психических заболеваний, для консультирования при выборе карьеры.

Тест Векслера может быть весьма показателен, когда данные проблемы связаны с особенностями умственного развития. Он хорошо дифференцирует такие нарушения, как задержка психического развития (нарушения обучаемости), педагогическая запущенность. Этот тест полезен также для выявления конкретного направления коррекционных и развивающих занятий с детьми.

Найди среди описаний задержанные виды дизонтогенеза . Приведите аргументы

Что даст Кузнецова

6. Приведите примеры «образных» определений дефектологии по М.Беркович. Дайте ваше понимание этих образов

1) погоня за благоприятным моментом

2) тепло и настойчивость

3) никогда не выходить из себя, держать железной хваткой

4) система

5) когда нельзя судить по себе

6)когда можно все, но только в рамках поставленной задачи

7)когда ты должен забыть об идеале, но всегда к нему стремиться

8)непреклонная гибкость

9) «А мы пойдем другим путем!»

10)мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее там, где она не ожидает, - наша задача

11)когда мелочей не бывает, но всего предусмотреть нельзя

12) когда ты хочешь слишком многого, и только при этом условии что-то получаешь

13)когда ты принимаешь его таким, какой он есть, и не довольствуешься этим

14)когда не обращаешь внимания на отсутствие, ставишь на наличие

Аудио, видео, печатная продукция, помогающая понять людей с разными видами инвалидности.

Понять людей с нарушенным слухом нам помогают:

­ Фильмы: «Страна глухих»,

­ Книги: Pената Литвинoва «Oблaдaть и пpинaдлeжaть»

Понять людей с нарушенным зрением нам помогают:

­ Фильмы: «Запах женщины», «Поводырь»

­ Книги: «Дом слепых» Марина Ахмедова, Н. В. Думбадзе роман «Я вижу солнце»

Понять людей с РДА нам помогают:

­ Фильмы: «Человек дождя», «Адам»

­ Книги: Мария Беркович «Нестрашный мир», «Пролетая над гнездом кукушки» Кен Кизи

Понять людей с умственной отсталостью нам помогают:

­ Фильмы: «Свои дети», «Я – Сэм»,

­ Книги: Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»; Игорь Поль «Путешествие идиота»

Понять людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нам помогают:

­ Фильмы: «Внутри себя я танцую», «Море внутри»

­ Книги: «Я умею прыгать через лужи» Алан Пиз, Владислав Крапивин «Самолет по имени Сережка»

Понять людей с ЗПР нам помогают:

­ Фильмы: «Форрест Гамп»

­ Книги:

Вариативность состояний психофизического инфантилизма (классификация состояний по М.С.Певзнер).

В 1966 г. М. С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР, включающая следующие клинические варианты:

· психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);

· психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

· психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;

· психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

Классификация ЗПР по этиологическому принципу.

Более поздний вариант классификации ЗПР, предложенный К.С.Лебединской (1980), отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность.

На основе этиопатогенетического принципа были выделены четыре основных клинических типа ЗПР. Это задержки психического развития следующего происхождения:

· конституционального (Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М.С.Певзнер и Т.А.Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. При переходе к школьному возрасту значимость для детей игровых интересов сохраняется. Гармонический инфантилизм можно считать ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения.);

· соматогенного (Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью, ослабленностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца);

· психогенного (Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы). Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов);

· церебрально-органического генеза (встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушении как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще — резидуального характера. В зависимости от преобладания в клинической картине явлений либо эмоционально-волевой незрелости, либо нарушений познавательной деятельности ЗПР церебрального генеза можно условно разделить на два основных варианта: органический инфантилизм и задержка психического развития с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности).

Использование метода «принудительной обратной связи» в развитии саморегуляции дошкольников с ЗПР.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.008 с.)