Социально-психологическая адаптация как определяющий критерий нормального психического здоровья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологическая адаптация как определяющий критерий нормального психического здоровья.



Социально-психологическая адаптация как определяющий критерий нормального психического здоровья.

По мнению В.П. Казначеева: «Адаптация в широком смысле - процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной цели: прогресса человека».

Можно предложить наиболее общую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адапатция.

Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Нормальная социально-психическая адаптация личности, в свою очередь, бывает двух видов: защитная (осуществляется с помощью известных защитных механизмов: агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной реакции, сублимации и др., если эти механизмы не стали патологическими) и незащитная (в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятия рациональных решений).

Девиантная адаптация. Девиантными, или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Девиантная адаптация условно может быть подразделена на два основных подвида:

а) неконформистская адаптация;

б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация.

Патологическая адаптация – это такой социально-психологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.

По книге А.А.Налчаджян Социально-психическая адаптация личности

Л.С. Выготский о объекте дефектологической науки

Перед современной дефектологией помимо тенденций к философскому направлению встают совершенно конкретные отдельные проблемы. Их разрешение составляет предмет большинства дефектологических исследований.

Дефектология имеет свой, особый объект изучения; она должна овладеть им. Процессы детского развития, изучаемые ею, представляют огромное многообразие форм, почти безграничное количество различных типов. Наука должна овладеть этим своеобразием и объяснить его, установить циклы и метаморфозы развития, его диспропорции и перемещающиеся центры, открыть законы многообразия. Далее встают проблемы практические: как овладеть законами этого развития.

Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненном дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой - именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации. Поэтому динамическое изучение дефективного ребенка не может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных - замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка. Как для современной медицины важна не болезнь, но больной, так для дефектологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком. Реакция организма и личности ребенка на дефект есть центральный основной факт, единственная реальность, с которой имеет дело дефектология.

Только с идеей качественного своеобразия (не исчерпываемого количественными вариациями отдельных элементов) тех явлений и процессов, которые изучает дефектология, она впервые приобретает твердую методологическую основу, ибо никакая теория невозможна, если исходить исключительно из отрицательных предпосылок, как невозможна никакая воспитательская практика, построенная на чисто отрицательных определениях и основах. В этой идее - методологический центр современной дефектологии; отношение к ней определяет геометрическое место всякой частной, конкретной проблемы. С этой идеей перед дефектологией открывается система положительных задач, теоретических и практических; дефектология становится возможна как наука, ибо приобретает особый, методологически отграниченный объект изучения и познания.

 

Нестрашный мир М.Беркович. в понимании специфики работы специалиста-дефектолога

См. конспект Беркович

Условия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребенка по А.Р.Лурия и Г.М.Дульневу, связь с типом дизонтогенетического развития.

Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М. Дульневым и А. Р. Лурия.

Первое важнейшее условие — «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

Второе условие — «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

Третье условие — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

 

Второй блок вопросов

1.Игры «Капризный ребенок» и «Злая и добрая кошка»- в формировании произвольной саморегуляции = билет 13. Игры «Капризный ребенок» и «Злая и добрая кошка»- в формировании произвольной саморегуляции и преодоления агрессивных тенденций в поведении

Игра «капризный ребёнок»:

№1:

­ К вам в гости пришёл львёнок!

­ Вы любите иногда посердиться друг на друга, покапризничать?

­ А сейчас вам львёнок покажет как играть в игру капризный ребёнок.

­ У нас есть волшебный круг! Посмотрите! (на полу лежит холохуп).

­ Кто входит в волшебный круг, тот превращается по сигналу в капризного

­ ребёнка и начинает капризничать, а мы все вместе помогаем ему капризничать, говорим все: «Сильнее, сильнее, сильнее…!»

­ А как только львёнок пропищит ещё раз, игра остановиться. Самое важное за круг не выходить, если ты выйдешь за круг, игра остановится.

№2:

­ А теперь, давайте, у нас будет кто-то родителем. (Вот ты будешь папой и будешь успокаивать свою дочку…)

Эта игра проводиться в домашних условиях или в детских садах. Здесь для ребёнка ставятся жёсткие условия: не выходить за волшебный круг. Здесь вы учите ребёнка контролировать свои действия, а так же слышать сигнал в момент каприз. Капризничают дети по разному, но кто-то слышит когда нужно остановиться и останавливается, а кто-то слышит и не успевает остановиться. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. В этой игре нужно обязательно перейти к игре парами, когда один капризничает, а другой становиться в роли родителя. Он начинает потихонечку испытывать те чувства, которые испытываю родители и педагоги, как успокоить капризного ребёнка, он начинает это сопереживать. Важно, чтобы каждый чувствовал и понимал (когда дети разбиваются на пары), что другому нужно делать движения ласковые и нежные, если делаются резкие движения, то игра останавливается. А так же если есть другие нарушения в поведении ребёнка, то игра так же останавливается. Вместо львёнка можно использовать абсолютно разную игрушку или колокольчик, но самое главное не использовать человеческий голос, потому что человеческий голос, является очень сильным условным рефлексом для ребёнка. Если вы останавливаете ребёнка голосом в игре, то у ребёнка могут возникать отрицательные эмоции к голосу, поэтому в семье, а так же в детском саду, какие-то вещи, которые требуют остановки, пусть это делает игрушка. Игрушка помогает ребёнку не почувствовать обиду на неё.

Игра «Злая и добрая кошка»:

­ А сейчас мы узнаем с вами ещё одну игру.

­ Это сказка, про то, как встретились две злые кошки.

­ И эти злые кошки стали друг на друга сердиться

­ Давайте сначала вспомним, как кошки сердятся!? Вставай в волшебный круг, и по сигналу превращаешься в злую презлую кошку.

­ А сейчас каждый из вас попробует встретиться с этой кошкой, но мы встречаемся так, чтобы кошки стояли друг напротив друга.

­ Те кто стоят рядом друг с другом дружат, а напротив стоящего вы будете злиться. (Стоять около волшебного круга и в круг не заступать и близко к кругу не подходить, а то игра остановиться), по сигналу начинаем все превращаться в злых кошек, а по второму сигналу злые кошки останавливаются.

­ Молодцы, из вас получились хорошие злые кошки. А теперь злые кошки договорились и стали они друг к другу ласковыми, нежными, а сейчас, я убираю круг и кошки начинают ласкаться по сигналу, нежно и ласково. Нежно и ласково, чтобы приятно друг другу было, ближе подходим друг к другу.

После злых кошек, дети становятся добрыми кошками, где дети чувствуют добрые чувства. Можно заметить, что дети, направляют свою злость конкретным лицам, у каждого существует собственная потребность. Родителю тоже будет полезно поучаствовать в этой игре, пусть он тоже будет злой кошкой, таким образом снимается общая агрессия направленная друг на друга. После такого упражнения родители и дети превращаются в добрых кошек.

Игра «злая и добрая кошка» способствует эмоциональной разрядке и у ребёнка и у взрослого. Все негативные эмоции нашли выход в этой игре.

Что даст Кузнецова

6. Приведите примеры «образных» определений дефектологии по М.Беркович. Дайте ваше понимание этих образов

1) погоня за благоприятным моментом

2) тепло и настойчивость

3) никогда не выходить из себя, держать железной хваткой

4) система

5) когда нельзя судить по себе

6)когда можно все, но только в рамках поставленной задачи

7)когда ты должен забыть об идеале, но всегда к нему стремиться

8)непреклонная гибкость

9) «А мы пойдем другим путем!»

10)мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее там, где она не ожидает, - наша задача

11)когда мелочей не бывает, но всего предусмотреть нельзя

12) когда ты хочешь слишком многого, и только при этом условии что-то получаешь

13)когда ты принимаешь его таким, какой он есть, и не довольствуешься этим

14)когда не обращаешь внимания на отсутствие, ставишь на наличие

Социально-психологическая адаптация как определяющий критерий нормального психического здоровья.

По мнению В.П. Казначеева: «Адаптация в широком смысле - процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной цели: прогресса человека».

Можно предложить наиболее общую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адапатция.

Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Нормальная социально-психическая адаптация личности, в свою очередь, бывает двух видов: защитная (осуществляется с помощью известных защитных механизмов: агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной реакции, сублимации и др., если эти механизмы не стали патологическими) и незащитная (в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятия рациональных решений).

Девиантная адаптация. Девиантными, или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Девиантная адаптация условно может быть подразделена на два основных подвида:

а) неконформистская адаптация;

б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация.

Патологическая адаптация – это такой социально-психологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.

По книге А.А.Налчаджян Социально-психическая адаптация личности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.142.134 (0.028 с.)