Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии социальной адаптации

Поиск

Термин «адаптация» в переводе с латинского означает приспособление. Социальная адаптация — приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе системой норм и цен-. ностей. Социальная адаптация осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения. В социальной работе популярность технологии адаптации обусловлена наличием проблем социальной дезадаптации в различных социальных стратах общества. Дезадаптация — разрушение адаптивных, приспособительных механизмов. Социальная дезадаптация — разрушение жизненных планов, неготовность к функционированию в социальной ситуации.

Выделяют два крайних варианта общения человека с окружающим миром:

1) адаптация к внешним условиям;

2) приспособление и изменение окружающей среды.

Первоначально человек приспосабливается сам, а затем предпринимает попытки по изменению окружающей среды для достижения большего комфорта. Социальную адаптацию можно одновременно рассматривать как процесс, результат и как социальную технологию. Социальная адаптация как процесс — это приспособление личности или социальной группы к среде жизнедеятельности. Результат социальной адаптации — это показатель социализации личности. Результатом социальной адаптации является определенный тип взаимоотношений между человеком и окружающей средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон. В результате социальной адаптации индивид получает возможность выживания, а макросреда трансформируется и вступает в новую стадию динамики. Социальная адаптация как социальная технология — это технологический процесс, посредством которого достигаются определенные цели со-


циальной работы. Социальная адаптация — сложный и многоуровневый процесс, который осуществляется в различных общественных сферах и областях деятельности человека. Можно выделить профессиональный, социально-ролевой, социально-организационный, социально-психологический, бытовой, досуговый, политический и экономический уровни социальной адаптации, а также адаптацию к формам общественного сознания (идеология, философия, наука, религия, искусство, мораль, нормы) и адаптацию к природной среде. Последнее является предметом социальной экологии, где рассматриваются различные исторические и социокультурные формы взаимодействия человека с экосистемами, а также прогнозируются последствия господствующего в современном обществе подчиняющего и нерационального типа отношения общества1 к природе.

Для более полного раскрытия темы процесс социальной адаптации целесообразно рассмотреть на трех уровнях:

1. Макроуровень — физическое и социальное про
странство в целом. На данном уровне рассматрива
ется адаптация личности, социальных слоев, обще
ства в целом к особенностям природной экосисте
мы, к элементам искусственной среды, техносферы,
к особенностям социально-экономической, поли
тической, социокультурной сфер общества.

2. Мезоуровень — социальная группа, коллектив, ок
ружение человека, семья. Здесь происходит адап
тация человека или, напротив, нестыковка интере
сов человека с нормами социальной группы, про
изводственным коллективом, соседской общиной,
учебной группой и т. д.

3. Микроуровень — семья, ближайшее окружение. На
данном уровне происходит адаптация или взаимная
адаптация членов семьи друг к другу и к особенно
стям семейного микроклимата.



Технология социальной работы


2. Базовые технологии социальной работы



 


 


4, Миниуровень — это сам индивид, его внутрилично-стная адаптация — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции, собственной Я-концеп-ции и ее оценки с позиции других людей.

Среди факторов социальной адаптации особое внимание следует обратить на биологические, физиологические, психические свойства и свойства социального развития личности, которые во многом определяют характер и способности человека к адаптации. По этим критериям выделяют следующие типы личности: высокоадаптивный, сред-неадаптивный, низкоадаптивный, дезадаптивный. Однако макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии и неразрывной связи, следовательно, особенности макросреды в той же степени влияют на формирование типа личности. Социальная адаптация индивида зависит как от его личностно-субъективных свойств, так и от внешне-объективного фактора. Если условно обозначить разновидности социальной среды и внутренние характеристики личности знаками плюс и минус (С+), (С—) и (Л+), (Л—), то можно представить характер и особенности социальной адаптации в виде таблицы, где (Л+) это личность с положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностями и ориентациями, (Л—) это личность с устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными, девиантны-ми взглядами и установками, (С+) — внешняя среда с положительной направленностью, где господствуют социально одобряемые и гуманные образцы поведения, и (С—) — среда с отрицательной направленностью, которая носит девиантный, часто преступный характер, то можно представить характер и особенности социальной адаптации в виде таблицы.


Таблица 2.1 Характер и особенности социальной адаптации

 

  с+ С-
л+ Прогрессивная социальная адаптация. Успешная социальная адапг тация Регрессивная социальная адаптация — приносит индивмду больше потерь, чем приобретений. Такой вариант часто приводит к передаче отрицательных образцов, шаблонов поведения от окружения к личности посредством длительного общения или принуждения
л- Прогрессивная социальная адаптация. Существует возможность усвоить правовые и нравственные установки социальной среды и перевоплотить их в свои личностные качества Регрессивная социальная адаптация. Человек устойчиво остается в антисоциальной или преступной среде

Таким образом, именно сущность социальной среды часто оказывается доминирующей и определяет характер социальной адаптации. Адаптация личности к ново№ социальной среде включает 4 стадии:

1. Начальная стадия — индивид знает, как он должен
вести себя в новой социальной среде, но в своем
сознании полностью не признает ее ценностей и в
чем-то их отвергает, придерживаясь прежней сис
темы.

2. Стадия терпимости — индивид и новая среда про
являют взаимную терпимость к системам ценнос
тей друг друга.

3. Аккомодация — признание и принятие индивидом
основных систем ценностей новой социальной сре
ды при одновременном признании ценностей и по
требностей индивида новой социальной средой.

4. Ассимиляция — полное совпадение систем ценно
стей индивида и среды. Существует полная и час
тичная ассимиляция.



Технология социальной работы


2. Базовые технологии социальной работы


4S


 


 


Социальная адаптация часто рассматривается в контексте культуры общества и поведения индивида в рамках другой культуры.

Американский антрополог Ф. Бок отмечает, что культура в самом широком смысле слова — это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Когда ты в своей группе среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы — и ты, и они — видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но, пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать культурным шоком. Культурный шок — это по сути конфликт двух культур на уровне индивида.

По мнению Бока, существует 5 способов разрешения этого конфликта

1. Геттоизация (гетто). Человек прибывает в другое об
щество, но старается или оказывается вынужден из-
за незнания языка, собственной робости, вероиспо
ведания избегать всякого соприкосновения с другой
культурой. В любом западном городе существуют
замкнутые районы гетто, населенные представите
лями других культур (китайские, турецкие, русские
кварталы).

2. Ассимиляция противоположна геттоизации. Здесь
индивид полностью отказывается от своей культу
ры и стремится впитать в себя новую. Затруднения
бывают и в данном случае, причиной их может стать
либо недостаточная пластичность самого ассимили
рующегося, либо сопротивление культурной среды,
членом которой он пытается стать.

3. Промежуточный способ преодоления конфликта со
стоит в культурном обмене и взаимодействии. Для
того, чтобы обмен осуществлялся адекватно, нужны
благожелательность и открытость обеих сторон, что
встречается довольно редко, особенно если стороны


изначально не равны, например, коренные жители-эмигранты.

4. Частичная ассимиляция — индивид жертвует сво
ей культурой в пользу инокультурной среды час
тично. В одной из сфер жизни, на работе он руко
водствуется нормами доминирующей культурной
среды, а в семье и на досуге, в религиозной сфере —
нормами своей традиционной культуры.

5. Колонизация — когда представители чужой культу
ры, прибыв в страну, активно навязывают населению
свои собственные ценности, нормы и модели пове
дения. Другой формой колонизации является рас
пространенная практика помощи слаборазвитым
странам (строительство фабрик ведет к внедрению
в жизнь коренных жителей новых моделей социаль
ной и технологической организации, а также вно
сит изменения в культуру организации общества в
целом).

Применение технологий социальной адаптации в социальной работе определяется ее основными задачами и актуальностью социальной проблемы. Проблема социальной адаптации остро стоит среди такой категории населения, как дети-сироты и воспитанники детских домов. По мнению специалистов, зачастую условия, в которых живут дети-сироты, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности, ее самоопределение, что впоследствии затрудняет социальную адаптацию в будущей личной жизни. Разрешение таких проблем, как смутное представление этих детей о будущей половой роли в семье и о профессии, отсутствие знаний о половой идентификации и индивидуализации, затрудняет формирование полоролевых, нормативных ориентации в будущей жизни. Эти проблемы могут преодолеваться путем интенсивной, качественной и комплексной работы социальных работников и психологов методами психологической и игровой коррекции, интеграции детей в условия естественного социума, снятия социальных барьеров, ведущих к изоляции детей, лишенных попечения родителей.


sc




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 2151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.87 (0.008 с.)