Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии социальной адаптацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «адаптация» в переводе с латинского означает приспособление. Социальная адаптация — приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе системой норм и цен-. ностей. Социальная адаптация осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения. В социальной работе популярность технологии адаптации обусловлена наличием проблем социальной дезадаптации в различных социальных стратах общества. Дезадаптация — разрушение адаптивных, приспособительных механизмов. Социальная дезадаптация — разрушение жизненных планов, неготовность к функционированию в социальной ситуации. Выделяют два крайних варианта общения человека с окружающим миром: 1) адаптация к внешним условиям; 2) приспособление и изменение окружающей среды. Первоначально человек приспосабливается сам, а затем предпринимает попытки по изменению окружающей среды для достижения большего комфорта. Социальную адаптацию можно одновременно рассматривать как процесс, результат и как социальную технологию. Социальная адаптация как процесс — это приспособление личности или социальной группы к среде жизнедеятельности. Результат социальной адаптации — это показатель социализации личности. Результатом социальной адаптации является определенный тип взаимоотношений между человеком и окружающей средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон. В результате социальной адаптации индивид получает возможность выживания, а макросреда трансформируется и вступает в новую стадию динамики. Социальная адаптация как социальная технология — это технологический процесс, посредством которого достигаются определенные цели со- циальной работы. Социальная адаптация — сложный и многоуровневый процесс, который осуществляется в различных общественных сферах и областях деятельности человека. Можно выделить профессиональный, социально-ролевой, социально-организационный, социально-психологический, бытовой, досуговый, политический и экономический уровни социальной адаптации, а также адаптацию к формам общественного сознания (идеология, философия, наука, религия, искусство, мораль, нормы) и адаптацию к природной среде. Последнее является предметом социальной экологии, где рассматриваются различные исторические и социокультурные формы взаимодействия человека с экосистемами, а также прогнозируются последствия господствующего в современном обществе подчиняющего и нерационального типа отношения общества1 к природе. Для более полного раскрытия темы процесс социальной адаптации целесообразно рассмотреть на трех уровнях: 1. Макроуровень — физическое и социальное про 2. Мезоуровень — социальная группа, коллектив, ок 3. Микроуровень — семья, ближайшее окружение. На Технология социальной работы 2. Базовые технологии социальной работы
4, Миниуровень — это сам индивид, его внутрилично-стная адаптация — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции, собственной Я-концеп-ции и ее оценки с позиции других людей. Среди факторов социальной адаптации особое внимание следует обратить на биологические, физиологические, психические свойства и свойства социального развития личности, которые во многом определяют характер и способности человека к адаптации. По этим критериям выделяют следующие типы личности: высокоадаптивный, сред-неадаптивный, низкоадаптивный, дезадаптивный. Однако макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии и неразрывной связи, следовательно, особенности макросреды в той же степени влияют на формирование типа личности. Социальная адаптация индивида зависит как от его личностно-субъективных свойств, так и от внешне-объективного фактора. Если условно обозначить разновидности социальной среды и внутренние характеристики личности знаками плюс и минус (С+), (С—) и (Л+), (Л—), то можно представить характер и особенности социальной адаптации в виде таблицы, где (Л+) это личность с положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностями и ориентациями, (Л—) это личность с устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными, девиантны-ми взглядами и установками, (С+) — внешняя среда с положительной направленностью, где господствуют социально одобряемые и гуманные образцы поведения, и (С—) — среда с отрицательной направленностью, которая носит девиантный, часто преступный характер, то можно представить характер и особенности социальной адаптации в виде таблицы. Таблица 2.1 Характер и особенности социальной адаптации
Таким образом, именно сущность социальной среды часто оказывается доминирующей и определяет характер социальной адаптации. Адаптация личности к ново№ социальной среде включает 4 стадии: 1. Начальная стадия — индивид знает, как он должен 2. Стадия терпимости — индивид и новая среда про 3. Аккомодация — признание и принятие индивидом 4. Ассимиляция — полное совпадение систем ценно Технология социальной работы 2. Базовые технологии социальной работы 4S
Социальная адаптация часто рассматривается в контексте культуры общества и поведения индивида в рамках другой культуры. Американский антрополог Ф. Бок отмечает, что культура в самом широком смысле слова — это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Когда ты в своей группе среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы — и ты, и они — видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но, пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать культурным шоком. Культурный шок — это по сути конфликт двух культур на уровне индивида. По мнению Бока, существует 5 способов разрешения этого конфликта 1. Геттоизация (гетто). Человек прибывает в другое об 2. Ассимиляция противоположна геттоизации. Здесь 3. Промежуточный способ преодоления конфликта со изначально не равны, например, коренные жители-эмигранты. 4. Частичная ассимиляция — индивид жертвует сво 5. Колонизация — когда представители чужой культу Применение технологий социальной адаптации в социальной работе определяется ее основными задачами и актуальностью социальной проблемы. Проблема социальной адаптации остро стоит среди такой категории населения, как дети-сироты и воспитанники детских домов. По мнению специалистов, зачастую условия, в которых живут дети-сироты, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности, ее самоопределение, что впоследствии затрудняет социальную адаптацию в будущей личной жизни. Разрешение таких проблем, как смутное представление этих детей о будущей половой роли в семье и о профессии, отсутствие знаний о половой идентификации и индивидуализации, затрудняет формирование полоролевых, нормативных ориентации в будущей жизни. Эти проблемы могут преодолеваться путем интенсивной, качественной и комплексной работы социальных работников и психологов методами психологической и игровой коррекции, интеграции детей в условия естественного социума, снятия социальных барьеров, ведущих к изоляции детей, лишенных попечения родителей. sc
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 2151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.87 (0.008 с.) |