Методологические принципы и формирующие факторы тренинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические принципы и формирующие факторы тренинга



Будучи формой практической психологической работы, тренинг всегда отражает своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, его проводящий.

С.И. Макшанов считает, что таких парадигм можно выделить несколько:

1) тренинг как своеобразная форма дрессуры, при кото
рой жесткими манипулятивными приемами при
помощи положительного подкрепления формиру
ются нужные паттерны поведения, а при помощи
отрицательного подкрепления «стираются» вред
ные, ненужные, по мнению ведущего;

2) тренинг как тренировка, в результате которой проис
ходит формирование и отработка умений и навы
ков эффективного поведения;

3) тренинг как форма активного обучения, целью кото
рого является прежде всего передача психологичес
ких знаний, а также развитие некоторых умений и
навыков;

4) тренинг как метод создания условий для самораскры
тия
участников и самостоятельного поиска ими
способов решения собственных психологических
проблем.

Создание тренинга, конструирование его программы подчинено определенным принципам, «выявленным» практически.

Принципы тренинга это те правила, которые лежат в основе существования тренинга как технологии и обеспечивают его эффективность. В свою очередь обеспечение принципов является безусловным, если речь идет об эффективном применении тренинга как метода.

Принципы тренинга чаще всего носят методологический, организационный и этический характер. Достаточно полно принципы социально-психологического тренинга


разработаны и описаны в работах Л.А. Петровской, В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящевой.

Методологическими принципами формирования среды тренинга (по С.И. Макшанову) выступают принцип системной детерминации, принцип реалистичности, принцип избыточности.

Принцип системной детерминации требует воплощения в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы через все те же механизмы, которые действуют в повседневности, в Социальной реальности.

Детерминация — выделение, разделение себя, средо-вых особенностей.

Принцип избыточности проявляется через создание возможностей выбора участниками различных вариантов представления информации, ее принятия, а также момента и способа деятельности на основании информации-выбора.

Принцип реалистичности предполагает создание в тренинге среды, изоморфной по своим социальным и профессиональным характеристикам. При этом работа ведется с ситуациями и проблемами, разными по вероятности возникновения и значимости в профессиональной деятельности.

Реализация принципов создания среды тренинга осуществляется ведущим, является его функцией и основным

видом деятельности во время тренинга.

*•—;————«———=™_—___________ j

«Тренингисты» шутят: ведущий тренинга существует для того, чтобы создавать среду тренинга. Без шуток — если в результате деятельности ведущего реализованы базовые принципы тренинга, то таким образом созданы условия (предпосылки) для осуществления других принциповорганизационных и этических — в соответствии с основной парадигмой тренинга.

5. Зак. 655



Технология социальной работы


3. Основные коммуникативные технологии...



 


 


Организационные -факторы тренинга оказывают
влияние на психологические феномены в среде тренинга,
связаны с ними и изменяют их. Факторы должны быть
учтены при создании среды тренинга; фактором в том
числе является и поведение участников тренинга.______

Чаще всего принципы тренинга формулируются как основные правила поведения для участников: принцип активности, принцип исследовательской и творческой позиции, принцип объективации поведения, принцип субъект-субъектного общения, принцип искренности (открытости), принцип «здесь и теперь».

. Принцип активности предполагает включение в интенсивную работу всех участников тренинга. Активность участников группы тренинга носит особый характер, отличный от активности слушателя традиционных форм обучения или читателя книги. Принцип активности опирается, в частности, на установленную закономерность об усвоении человеком 10% информации, воспринимаемой на слух, 50% информации, воспринимаемой по зрительному каналу, и 90% информации, получаемой в ходе самостоятельной деятельности.

Принцип исследовательской, творческой позиции участников тренинга связан с тем, что в ходе его участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты решения проблем, не известные им ранее или известные в другом контексте, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности и особенности, проявляющиеся в изоморфной повседневности среды. С этой целью в группе тренинга создается креативная среда, основными характеристиками которой выступают проблемность, неопределенность, принятие поведения, безоценочностъ суждений. С.И. Макшанов отмечает, что реализация этого принципа сталкивается с особым сопротивлением со стороны участников в силу имеющихся у них социальных аттитюдов. В связи с этим в работе тренера возникает ряд задач.


Принцип объективации (осознания) имеет особое значение для тренинга как метода преднамеренных изменений. Его основное требование — перевод поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный, когда в любой ситуации человек отдает себе отчет, с какой целью он действует, адекватны ли избранные им средства ее достижения специфике ситуации и его возможностям. В начале тренинга этот принцип реализуется ведущим, затем он должен быть воспринят участниками.

*? Вопросы для самопроверки и самоподготовки

«______^___^_________

1. Когда и с какой целью может быть применен груп
повой метод?

2. Перечислите функции каждой фазы групповой ди
намики.

3. Назовите структурные элементы групповой дина
мики.

4. Почему (по каким признакам) СПТ может рассмат
риваться как технология?

5. Специфические черты тренинга.

6. Принципы конструирования тренинга.

7. Возможности классификации тренинга.

|рГ| Литература

1. Социальная профилактика правонарушений: сове
ты, рекомендации: Практическое пособие. — М.,
1990.

2. Социальная работа. Российский энциклопедический
словарь / Под. общ. ред. В.И. Жукова. — М., 1997.

3. Социально-бытовая и трудовая реабилитация ин
валидов / Под. ред. А.И. Осадчих. — М., 1997.

4. Социология массовой коммуникации // Контексты
современности 2. Хрестоматия. — Казань, 1998.

5. Справочное пособие по социальной работе / Под.
ред. А.М. Панова, Е.И, Хрлостовой. — М., 1997.


4. Инновационные технологии социальной работы...



 


 


4. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ, МЕХАНИЗМ,

ПРОЦЕДУРА, МЕТОДЫ

4.1. ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Важной особенностью исследовательских стратегий в социальной работе выступает их прикладной характер. Прикладное социальное исследование — это приложение теорий, понятий, методов к анализу социальных проблем с целью произвести результаты, которые могли бы повлиять на их решение посредством внедрения в практику социальной работы, образования, трудовых отношений, городского планирования, социального управления и социальной политики.

В чем особенности исследований в социальной работе? Отчасти они обусловлены предметной областью — это социальная работа, связанные с ней организации и более широкий ее контекст. Вместе с тем интересы других исследователей, например, психиатров, геронтологов и криминологов, нередко пересекаются с интересами исследователей социальной работы. Однако геронтологи вряд ли напрямую озабочены развитием социальной работы или связанных с ней сервисов, тогда как исследователи социальной работы — несомненно. Если принять это в расчет, становится ясно, что исследователи социальной работы


заинтересованы в оценивании «того, что работает»1, в исследовании эффективности методов, подходов и практик. В то же время зарубежные исследователи признают, что растущий акцент в социальном обслуживании, в системе уголовной юстиции и здравоохранении на «эффективности» и на том, «что работает», слишком зауживает предметную область исследований в социальной работе.

Мы ведем речь об исследованиях в социальной работе в широком смысле, предполагая изучение как социальной работы в качестве профессиональной практики, анализ теоретических допущений, методов и уровней интервенции, так и социальных проблем и способов их решения, аспектов поведения индивидов и групп. Единственное условие, которое здесь должно выполняться, — это должны быть исследования для социальной работы, приносящие пользу профессии..

Помимо особого предмета внимания, исследования в социальной работе отличаются тем, что они междисциплинарны, т. е. требуют привлечения знаний из разных научных областей — теории социальной работы, социологии, психологии, медицины, юриспруденции.

К основным функциям исследований в социальной работе можно отнести следующие:

диагностика — оценка состояния социального объек
та в момент исследования;

контроль достоверности информации — сбор инфор
мации о социальном объекте и его окружении с це
лью установить ее достоверность и в случае нали
чия искажений внести соответствующие коррек
тивы;

прогноз — выявление возможных состояний соци
ального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной
перспективе и возможных сценариев достижения
объектом этих состояний;

1 Sinclair I. Methods and Measurement in Evaluative Social Work // Researching the Social Work process. The ESRC seminar llth July 2000 Luton http://www.elsc.org.uk/socialcareresource/tswr/seminar6/sinclair.htm.



Технология социальной работы


4. Инновационные технологии социальной работы...



 


 


проектирование — выработка рекомендаций по те
матике экспертизы социального объекта для соци
ального проектирования и принятия управленчес
ких решений2;

объяснение и анализ — выявление причин и приро
ды социальных проблем, рассмотрение характера
социальных программ и поиск факторов их эффек
тивности, разработка принципов организации со
циальной работы;

внедрение — применение рекомендаций, сформули
рованных в результате исследования, в практике со
циальной работы, в управлении организациями,
в образовании;

 

информирование — распространение информации о
выявленных проблемах или положительном опыте
их разрешения;

представлений, научной базы знаний социальной
работы;

развитие рефлексивной практики — изучение, ос
мысление и критический пересмотр практики со
циальной работы;

активизация — мобилизация социальных сетей, вы
явленных посредством исследований, объединение
людей и наделение их полномочиями проводить
исследования и осуществлять изменения;

преобразование — проведение социальных измене
ний в ходе эксперимента.

Те данные, которые специалист получает в ходе каждодневной деятельности во взаимодействии с клиентом, в специально проводимых исследованиях и мониторин-гах, представляют собой самостоятельную ценность не только для целей интервенции, управления и планирования, но и в аспекте обучения. Эмпирические данные подвергаются обобщению и анализу, излагаются в публикациях различного жанра — информационных справочни-

2 См.: Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: Изд-во Моск. гу-[анит. социал. академии; Флинта, 2003. С. 174.


ках и докладах, научных статьях и учебных пособиях. Тем самым осуществляется приращение знания о практике социальной работы, управлении организациями социальной сферы, способах решения социальных проблем. Благодаря исследованиям происходит развитие теории и методов практической социальной работы, оттачивается идеология профессии, подвергается редакции этический кодекс.

Профессиональная социальная работа, придерживающаяся принципа нондискриминации, уважения прав человека, предполагает, что специалисты владеют подходами критического анализа. Это означает, что социальные работники становятся рефлексивными практиками, способными критически оценить собственную деятельность, а также пересмотреть те установки, которые обусловлены субкультурой конкретной организации. Такие установки могут быть вызваны также стереотипами, распространенными в обществе относительно женщин и мужчин, пожилых людей, подростков. Рефлексивность в практике помогает преодолеть страх и нетерпимость в самих себе и своих коллегах в отношении ВИЧ-инфицированных, экс-заключенных и других людей, нуждающихся в понимании и поддержке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.59.198 (0.02 с.)