Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный проект как технология социальной работы

Поиск

Развитие проектирования тесно связано с периодизацией и факторами научно-технического процесса (НТП). Характерное для него превращение науки в непосредственную производительную и жизнестроительную силу, с точки зрения О. Генисаретского30, во многом происходит именно благодаря проектированию. Способность воплощать научные знания в машины, сооружения, технологические структуры и процессы делает его характеристическим типом научно-технической деятельности. В более широком смысле проектирование — это не только универсальный научно-технический, но и социокультурный тип деятельности.

Однако смысл технологии, распространяющийся на связанное с ней проектирование, — не в массовости как таковой, а в воспроизводимости результатов технологизи-руемой деятельности, в возможности многократного повторения ее в разное время, в разных местах и разными исполнителями. В настоящее время выяснилось, что существует много факторов социально-психологического и культурологического характера, делающих такую воспроизводимость (а значит, и проектирование) возможной при данном уровне развития и образа жизни общества. Проектирование универсально в экстенсивном смысле, поскольку путем разработки и внедрения проектов решаются проблемы в самых разных областях жизни (в промышленном производстве и строительстве, в сферах обслуживания, быта и досуга, в политике и культуре и т. д.); универсально оно и в интенсивном смысле — в той мере, в какой его различные элементы, такие как объект проектирования его темы, проблемы и методы деятельности, процессы и структуры осознаются и организуются в рамках одних и тех же

30 Генисаретский О.И. Деятельность проектирования и проектная культура (Предисловие к неизданной книге о проектной культуре 1994 г.).


средств рефлексии (логических, семиотических, психотехнических и т. п.).

Разнообразие областей приложения при единстве подхода — один из системотехнических критериев социальной эффективности проектирования.

В. Луков приводит следующие примеры того, что является или может быть предметом социального проектирования:

отрасль производства, отрасль управления;

система воздействия (идеология, система воспита
ния с соответствующими инструментами внедре
ния);

новый канал коммуникации (например, Интернет);

запрограммированное поведение, реакция (таковы дей
ствия рекламы, маркетинговых мероприятий);

о мода (характерно высказывание кутюрье Джанни Версаче: «Я никогда не ошибаюсь — я создаю ошибки»);

имидж (разработка имиджа лидера, организации,
товара и т. д. с целью закрепления положительной
реакции людей);

технология социальной работы.

Социальные нововведения могут сопровождать национальные и международные проекты, направленные на глобальные изменения (решение мировой продовольственной проблемы, установление нового мирового экономического порядка, реализация идеи нового мирового информационного порядка и т. д.).

Наконец, отметим и такой предмет социального проектирования, как законопроект или другой нормативный правовой акт. Законопроект может формироваться как социальный проект. Такая деятельность требует специального рассмотрения, у нее свои возможности и свои ограничения, определяемые правовой формой. В этой книге мы не рассматриваем способы законотворческой работы.

Назначение любого социального проекта — изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация



Технология социальном работы


4. Инновационные технологии социальной работы...


1ЭЗ


 


не просто обновление (а именно таково значение этого латинского слова), это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.

Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование представляет собой разновидность инновационной деятельности. В крупных социальных проектах многое сходно с социальными реформами — и они также подвержены опасности пересмотра, отмены или ревизии в силу обстоятельств, которые связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Но есть и такие проекты, которые затрагивают интересы небольших групп людей, приближены к обыденным проблемам и менее зависят от общеполитической обстановки. В тысячах проектов в конечном счете пробивает себе дорогу историческая необходимость, и они таковы, каковыми их создает данная эпоха — но не сама по себе, а через деятельность инициатора проекта и тех, кто становится участниками его осуществления. Таким образом, личность автора проекта, проектная культура и проектная методология его команды придают индивидуальные черты каждому проекту на всем протяжении его реализации — от появления замысла до проявления отдаленных последствий.

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации составляет жизненный цикл проекта. В технологии управления проектами это — исходное понятие для исследования финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.

Жизненный цикл проекта состоит из этапов. Они выделяются по-разному (но исходя из общей задачи — установить контрольные точки работы по проекту). Применительно к социальным проектам мы примем, вслед за В. Луковым, в качестве основных следующие этапы:


Разработка концепции проекта.

Оценка жизнеспособности проекта.

Планирование проекта.

Составление бюджета.

Защита проекта.

Предварительный контроль.

Этап реализации проекта.

Коррекция проекта по итогам мониторинга.

Завершение работ и ликвидация проекта.

Значительная часть работы, как видим, проводится до фазы реализации проекта. И форма представления итогов по многим фазам — тексты.

Технологию подготовки проекта как текста описать вполне возможно при всем разнообразии проектов по их содержанию, потому что здесь решаются сходные задачи — осознание сути проекта самими авторами и представление проекта потенциальным участникам его осуществления (инвесторам, спонсорам, органам государственной власти, общественным объединениям и т. д.). Кроме того, основные элементы технологии совпадают, даже если различаются масштабы проектов и их конкретное назначение.

Психологическим основанием рождения замысла проекта является процесс творчества (или — как свойство личности, группы — креативность). Специально изучавший креативность А. Маслоу подчеркивал, что «обучение творчеству, или вернее обучение через творчество, может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека»31. Социальное проектирование — поле творческой деятельности, где личность, человеческие сообщества находят замечательные условия для самоактуализации.

Креативность принято разделять на первичную и вторичную. «Первичная креативность, или этап вдохновенного творчества, обязательно должна быть отделена от вто-

31 Цит. по: Луков В.А. Социальное проектирование. — М.: Флинта, 2004.

С. 97.


7. Зак. 655


1§4


Технология социальной работы


4. Инновационные технологии социальной работы...



 


ричной — от процесса детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной формы. Эта вторая стадия включает в себя не только и не столько творчество, сколько тяжелую рутинную работу, успех ее в значительной степени зависит от самодисциплины художника...», — отмечал А. Маслоу. Вполне определенно увидеть такое различие первичной и вторичной креативности можно на различных стадиях работы над проектом. Рождение замысла проекта связано с проявлениями первичной креативности.

Вначале весь проект укладывается в какое-то побуждение, смутное желание, некое стремление к переменам, к созданию чего-то своего, нового. Мы, конечно, представляем, в какой области собираемся действовать, но у нас нет ясности в том, что предстоит делать конкретно. Если нам не удается удержать возникшее побуждение в сознании, проект может и не родиться, желание иссякнет.

Поэтому первое, что надо сделать, — постараться зафиксировать замысел. Но как это сделать, если замысел неясен? Для этого есть несколько способов.

Самый простой — взять лист бумаги и записать замы- | сел в той форме, в какой он возник, ничего не подправляя и оставляя обработку на дальнейшее.

Планирование проекта. Следующий этап работы над проектом составляет его планирование, задача которого — установить перечень и порядок мероприятий по реализации проекта. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этап-ность, увязываются работы с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы 1 финансирования, фиксируются контрольные стадии и | конечный результат.

При планировании социального проекта мы предлагаем ориентироваться на правила ресурсов, времени, мес-Щ та, последствий.


Правило ресурсов. Ресурсы, которые можно не использовать без большого ущерба для достижения цели, не следует использовать.

То, что ресурсы, которые мы можем привлечь для реализации проекта, ограничены, — исходное положение социального проектирования. Очевидно, что при недостатке ресурсов мы будет с этим считаться в планировании мероприятий. Но нередко какой-то из видов ресурсов имеется в избытке и легко доступен. Возникает искушение воспользоваться этим обстоятельством.

Рациональное планирование должно противостоять такому искушению, поскольку привлечение излишних ресурсов деформирует проект и отвлекает усилия от других участков деятельности. Избыток ресурсов может быть оценен на концептуальном уровне, что может повлечь за собой уточнение или даже изменение целей проекта. Но если мы утвердились в целях-ценностях проекта и перешли к планированию, нам надо отказаться от лишнего, даже если это и легко доступные ресурсы.

Правило времени. Если проект выходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить на несколько последовательно осуществляемых проектов.

Мы уже говорили, что в долгосрочных проектах приходится проводить существенную коррекцию проекта на отдаленных по времени этапах. Снизить роль таких корректирующих действий можно, придавая каждому более или менее длительному этапу реализации проекта относительно самостоятельный характер. Рубежный контроль в таком случае приобретает черты заключительного контроля для каждого из выделенных подпроектов,

Правило места. Если проект не может быть осуществлен по единому стандарту и подходам на большой территории, то лучше его разделить на локальные проекты, определяя свои стандарты и подходы для каждой группы однородных территорий.


 

Технология социальной работы

Крупные проекты нередко имеют разные возможности для реализации в зависимости от территории. Это создает проблемы усреднения показателей, которые в этом случае не могут выполнять роль контрольных. Тогда правильнее сформулировать задачи проекта раздельно для однородных территорий, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

Правило последствий. Поскольку всякий проект имеет позитивные и негативные последствия, надо стремиться к уменьшению до минимума негативных и развертывания до максимума позитивных последствий его осуществления.

Понимание того, что негативные последствия социального нововведения неизбежны, важно для Ориентации проектных разработок. Продумывание превентивных мероприятий по предупреждению таких последствий состав-" ляет одну из задач планирования. При этом наиболее эффективны те превентивные мероприятия, которые опираются на внутренние свойства самого проекта, а не на дополнительные, внешние для него источники и средства. Очевидно, что проект, порождающий некомпенсируемые негативные последствия для людей, лучше не осуществлять.

Известный российский методолог социального проектирования В. Л. Глазычев пишет, что ключевое правило проектирования составляет собственно проектное мышление, проектные конструкции, проектные формы креативного мышления.

*} Вопросы для самопроверки и самоподготовки

» —---------------------- —-------------------!-------;------- —------- '------------------------------------------------------------------------------- --;

1. Типология социального проекта по характеру про
ектируемых изменений.

2. Типология социального проекта по особенностям
финансирования.

3. Метод «Делфи».

4. Этапы жизненного цикла проекта.

5. Основные подходы в социальном проектировании.

6. Авторские школы социального проектирования в
России.


4. Инновационные технологии социальной работы... 197



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.49 (0.01 с.)