Развитие контактов между семьями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие контактов между семьями



О Способствовать развитию сети «нянь» среди группы родителей.

П Организовать посещение опытным родителем семьи, где появился ребенок, требующий реабилитационных услуг.

О Помочь в организации ассоциации или группы самопомощи родителей.


 

Технология социальной работы

П Участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте.

О Приглашать отцов помогать с починкой или наладкой оборудования.

П Содействовать тому, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров.

П Способствовать тому, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решении психолого-медико-педагогической комиссией.

О Помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей.

Некоторые аспекты работы с семьей нетипичного ребенка требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как она, в основном, всегда и приходит на консультацию, и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд.

Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, познакомьтесь не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи.

Старайтесь хотя бы иногда планировать свои визиты так, чтобы дать отцу возможность встретиться и поговорить с вами. Обращайтесь лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям сразу, когда передаете письменные пожелания, звоните по телефону или встречаетесь. Учтите, что некоторым отцам бывает легче говорить, особенно о своих чувствах, с мужчиной, поэтому они могут быть скованны в разговоре с женщиной. Всегда предоставляйте письменную информацию, чтобы отцы, не су-


5. Ориентация системы социальной работы на специфику группы... 263

мевшие прийти на встречу с вами, были в курсе дел так же, как и матери. Помогайте матери поощрить участие отца в реабилитации ребенка.

Одинокие родители, семьи с низким доходом, семьи беженцев и мигрантов также требуют особого подхода, и об этом вы сможете прочитать в других разделах учебника. Нужно сказать, что те родители, которые не испытывают всех этих трудностей, также нуждаются в особом к ним подходе, ведь их инициатива и позитивный настрой могут истощиться, если они не встретят уважения к себе и собственному мнению в глазах специалистов.

Компоненты успешной практики:

• Регулярный контакт.

• Акцент на способностях ребенка, а не на их от
сутствии.

• Использование вспомогательных материалов, по
собий для родителей.

• Семья — в центре внимания.

• Внимание к более широкому спектру потребнос
тей (речь идет не только о ребенке, но и всей се
мье).

• Организация групп поддержки, где обсуждают ус
пехи и проблемы.

Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.

РАННЯЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ В СИСТЕМЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЕЙ

С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Диагностика состояния здоровья и развития маленького ребенка, особенно пока ему не исполнилось трех лет, важна с точки зрения планирования комплексной помощи ребенку и семье. Помощь детям, имеющим нарушения развития, — это не узкоспециализированная деятельность (скажем, медицинское мероприятие), но широкий



Технология социальной работы


5. Ориентация системы социальной работы на специфику группы... 265


 


 


спектр услуг, и необходима она как самим детям, так и их семьям. Такие услуги нужны, во-первых, тем детям, чье развитие уже существенно нарушено в результате врожденных изменений (таких как церебральный паралич или нарушения слуха), изменений, вызванных средой (недостаточное вскармливание, заброшенность ребенка, неумелое или даже жестокое с ним обращение), неизвестных причин (врожденного или приобретенного свойства либо их сочетания). Во-вторых, остро нуждаются в помощи те дети, чье развитие находится под угрозой в результате биологических факторов (например, малый вес при рождении) или факторов среды (сочетание низкого дохода и отсутствия родственной поддержки).

Дело в том, что дети, чье развитие существенно нарушено, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознание второй группы может быть затруднено так же, как и понимание того, что эти дети нуждаются в помощи. Характер и формы профессиональных услуг в этом случае также не представляются очевидными. Конечно, не только малый вес при рождении или нездоровая обстановка в семье могут вызвать отставание развития ребенка, но дети из второй группы с большей вероятностью будут демонстрировать те или иные отклонения. Вот почему столь важно проводить регулярное обследование ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития.

Во многих развитых странах, а в России — пока только в некоторых регионах, например в Москве и Санкт-Петербурге', — разнообразные услуги для детей, имеющих нарушения развития, объединены в программах ранней интервенции.

Что такое ранняя интервенция?

В течение последних 20 лет ранняя интервенция превратилась за рубежом в самостоятельную дисциплину, изу-


чаемую на факультетах специального образования, здравоохранения и социальной работы. Главное, что отличает ее содержание как отрасли знания и профессиональной практики, это то, что ранней интервенцией называют не узкоспециализированную деятельность, но широкий спектр услуг, предоставляемых маленьким детям, имеющим нарушения развития, и их семьям.

Эти услуги систематизированы для детей от рождения до шестилетнего возраста, различающихся по двум категориям:

О дети, чье развитие уже существенно нарушено в результате:

• врожденных изменений (таких как церебраль
ный паралич или нарушения слуха);

• изменений, вызванных средой (таких как недо
статочное вскармливание, экстремальная депри-
вация или жестокое обращение с'ребенком);

• неизвестных причин (врожденного или средо-
вого свойства либо их сочетания);

D дети, чье развитие находится под угрозой риска в результате:

• биологических факторов (например, таких как
малый вес при рождении);

• факторов окружения (таких как комбинация
низкого дохода, неполной семьи или отсутствие
поддержки со стороны расширенной семьи).

Цели ранней интервенции

Основная цель ранней интервенции связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического роста ребенка, имеющего нарушения развития, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребенка для обучения. Другая цель ранней интервенции отражает ее превентивную направленность в аспекте предупреждения вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Вторичные дефекты возникают либо после неудачной попытки справиться с про-



Технология социальной работы


5. Ориентация системы социальной работы на специфику группы... 267


 



грассирующими первичными дефектами в медицинской, терапевтической или обучающей интервенциях, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей. Искажение семейных взаимоотношений может быть вызвано несоответствием аттитюдов и экспектаций родителей или других членов семьи относительно ребенка. Поведение ребенка (например, замедленная стимуль-но-реактная связь) может также повлиять на разрушение семейных взаимоотношений (поскольку другие члены семьи постепенно будут отказываться от того, чтобы стимулировать реакцию ребенка). Помогая семьям достичь понимания и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие членов семей к особенностям их ребенка, ранняя интервенция нацелена на предотвращение дополнительных воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.

Третья цель ранней интервеции состоит в том, чтобы абилитировать (усилить) семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобы эти семьи могли удовлетворять потребности ребенка максимально эффективно. В последние годы ранняя интервенция в ряде стран мира становится все заметнее сфокусированной на работе с семьей, что требует от профессионала отношения к родителям как к партнерам, обнаружения того, что сами родители хотят для себя и своих детей, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.

Какие типы услуг включены в раннюю интервенцию? Набор услуг, объединенных в ее систему, значителен (см. табл. 5.1). Помимо тех, что направлены на помощь самим детям, есть целый ряд услуг для родителей, для семьи в целом и для более широкого окружения. Краткое их описание может быть представлено четырьмя формами. Эти формы воплощают системную модель социального обслуживания инвалидов, о которой говорилось выше.


 

Технология социальной работы

Безусловно, целый ряд компонентов такой системы услуг присутствует и в российских условиях. В то же время существует ряд проблем:

• социальная неготовность семьи к принятию про
фессиональной помощи;

• недостаток информации о ранней интервенции и
несформированность организационной структуры
ранней интервенции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.013 с.)