Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии просвещения и информированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Технологии просвещения или связи с общественностью (Public relations) способствуют расширению масштабов социальной работы. Методики организации связей с общественностью, современные технологии связи с общественностью, реклама в деятельности социальных служб, рекомендации к построению социальной рекламы, программы связи с общественностью, профессиональное со- ставление программы паблисити, критерии оценки эффективности паблисити социальных служб города — все это далеко не полный перечень, раскрывающий содержание технологий связи с общественностью или просвещения. Связь с общественностью (англ. Public relations, PR) — метод социальной работы, пришедший из США и получивший широкое распространение в последнее время10. Под общественностью здесь понимается улица, район, город, социум в целом. Этот метод позволяет расширить масштабы социальной работы среди населения. Сторонники данного метода акцентируют внимание на том, что любая социальная проблема не столько личная, сколько социальная и поэтому требует работы с социумом в целом. В общем, успех любой организации зависит от связи с общественностью, для социальной работы связь с общественностью является центральным моментом. Посреднический характер социальной работы обусловлен необходимостью помощи клиентам, не способным самостоятельно реализовать свои права и возможности. Технологии связи с общественностью включают методы анкетирования, наблюдения, использование СМИ. Следует обратить внимание слушателей на то, что в рамках работы с общественностью ставится задача, чтобы клиенты понимали тесную зависимость и обусловленность личных и общественных проблем, они должны принимать активное участие в действиях, направленных на предупреждение социальных проблем. Социальный работник, применяя технологии связи с общественностью, с одной стороны, способствует эффективной адаптации клиента в социуме, с другой — процессу очеловечивания социума. Примерами применения данной технологии в своей работе можно назвать издание газет, журналов, брошюр, бюллетеней усилиями каких-либо организаций. Особое значение приобретает работа с самим персоналом социальных служб. Профессионализм в работе с персоналом 10 Лекции по технологии социальной работы / Под. ред Е И Холосто-вой. Ч, 1. М., 1998. Технология социальной работы 2. Базовые технологии социальной работы
во многом предопределяет эффективность работы с общественностью. Пресса одновременно является и средством передачи информации, и аудиторией. В рамках практических занятий рекомендуется рассмотреть конкретные методики организации связи с общественностью, а также основные правила работы со СМИ. Планируя работу со СМИ, необходимо соблюдать принцип своевременности подачи информации, необходимо отражать мнение разных людей (самих клиентов, соцра-ботников, других специалистов, спонсоров и т. д.). Для установления эффективной связи с прессой целесообразно соблюдение следующих принципов: • Сообщение для печати должно быть точным и по • Сообщение составляется объективно, без каких-либо » Материал, направленный в редакцию, должен быть передан определенному лицу. В рамках данной темы необходимо обратить внимание на возрастающие масштабы конструирующего эффекта СМИ в условиях постинформационного общества. Технологии PR позволяют создавать и изменять общественное мнение. В современном мире-наиболее часто применяются приемы создания общественного мнения в случаях формирования имиджа организации. Например, «корпоративный имидж» создается с помощью эмблем, лозунгов, униформы, фирменных бланков, своего транспорта, этим добиваются отличия данной организации от других; «паблисити» — неличностное стимулирование желательного поведения посредством публикаций, которые не оплачиваются определенным спонсором. Профессиональное составление программы паблисити начинается с определения побуждающих к этому причин и целей. Возможные цели: воздействие на благотворительные орга- низации; рост репутации собственной организации. Важно обращаться к конкретным людям, а не к аморфной массе. Рекомендуется стимулировать слушателей на осуществление анализа рекламных текстов. Цель рекламы как элемента связи с общественностью заключается в убеждении потребителей информации в необходимости определенного поведения — обращения к услугам данного учреждения, службы. Виды рекламы в социальной работе — пригласительные билеты, бланк письма, вывески, визитки, газетная реклама, календари, пакеты, реклама на транспорте, листовка, сувенир-реклама. Важно, чтобы рекламируемое поведение было связано с решением проблем клиента (практикуются телефонные опросы для выявления постоянных тем). Важным проявлением PR в социальной работе является работа с благотворительными учреждениями. Если вы не информируете людей о событиях, они не придут к вам. Добиться хорошего результата в работе невозможно без сохранения благополучного организационного имиджа посредством связи с общественностью. *^ Вопросы для самопроверки 1. Проанализируйте особенности социальной адапта 2. Охарактеризуйте проблемы социальной адаптации 3. Проблемы социальной реабилитации инвалидов. 4. Социальная реабилитация лиц, оказавшихся в кри 5. Особенности социальной реабилитации лиц с де- 6. Разработайте систему реабилитационно-профилак- Технология социальной работы 2. Базовые технологии социальной работы
женщина (86 лет) страдает возрастными нарушениями психики, однако ведет себя спокойно и дружелюбно. Проживает совместно с сыном и его семьей (жена, две дочери, 24 и 14 лет, и внучка, 3 года). Оставлять бабушку одну нельзя». 7. Профилактика детской беспризорности. 8. Особенности социальной профилактики и коррек 9. Социальная коррекция «трудных» подростков.
10. Усыновление как способ судебной защиты прав ре 11. Проблемы усыновления российских детей иност 12. Патронаж престарелых граждан и инвалидов на 13. Предпосылки развития и использования техноло 14. Общественное мнение и социальная политика: на 15. Возрастающая роль СМИ в формировании обще 16. Интернет как социальная технология XXI века. 17. Перспективы развития социальной работы в усло Til Литература: эезы 1. Актуальные"проблемы истории, теории и техноло 2. Антология социальной работы. В 5 т. — Т. 2. Фено 3. Бададанов Ю. Территориальные центры: реальность 4. Беличева С.В. Основы превентивной психологии. —
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая 6. Блохина С,И., Козлова В.П., Старшинова А.В. К во 7. Витвнберг Е.В. Социально-психологические факто 8. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. 9. Знаков В.В. Психологические причины непонима
10. Ким Е.Н. Концепция «независимой жизни» как ци 11. Корелъ Л.В. Классификация адаптации: Словарь ос 12. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей 1.3. Марков М. Технология и эффективность социального управления. — М., 1983, 3. Основные коммуникативные технологии..
ОСНОВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНИКИ Основой деятельности социального работника является непосредственное общение с клиентом при оказании помощи и разного рода социальных услуг. В процессе общения решаются проблемы клиентов, формируется имидж профессии «социальный работник», да и социальной системы в целом. Поэтому, рассматривая методы и технологии социальной работы, необходимо уделить внимание понятию «общение» и коммуникативным техникам. Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. •v_________ ______„=____________________________ —^————,_______ * Таким образом, в структуре процесса общения выделяют три стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимопонимание).' Выделение трех сторон общения возможно только как прием анализа: нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия. Но если восприятие и коммуникация в общении в какой-то мере поддаются отделению от целого, то вычленение отдельно процесса взаимодействия практически невозможно. Взаимодействие или интерактивная сторона общения — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов общения друг на друга, а также организации их совместной деятельности. Инструментами воздействия социального работника на клиента являются технологии и методы социальной работы. Социальный работник играет активную роль в планировании, структурировании и координации различных систем социальной помощи населению и своей деятельностью оказывает определенное воздействие на личность или группу. Существует несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие. Наиболее известные из них: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория. Основные положения этих теорий представлены в табл. 3.1. Таблица 3.1 Теории межличностного взаимодействия2
' Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод// Пособие к курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 104. 2 Фомин IO.A. Психология делового общения. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Амалфея, 2000. С. 15.
3. Основные коммуникативные технологии.. принципами социальной работы, соблюдение которых, с одной стороны, является свидетельством профессионализма социального работника, а с другой — позволяет его достичь. Так, например, согласно принципу активизации, социальные работники должны не навязывать свои знания и умения, а, напротив, использовать свою профессиональную компетентность в качестве инструмента, подталкивающего людей к самостоятельной реализации ими своих сил и контролю над своей жизнью. Коммуникативная сторона общения предполагает рассмотрение информационной составляющей. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами — субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так:
Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие. Целью этого<воздействия является перестройка, изменение индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний1). К основным способам воздействия партнеров друг на друга относят: заражение, внушение, убеждение и подражание3. В процессе взаимодействия большое значение имеет то, как воспринимается партнер по, общению. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и называется перцептивной стороной общения. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 году. Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия: Процессы взаимодействия и взаимопонимания социального работника с клиентом регулируются основными 3 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1999. С. 14. В процессе коммуникации люди не просто обмениваются знаниями, они стремятся выработать общий смысл, а это возможно в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Таким образом, смысл коммуникации не сводится к простому процессу передачи информации, так как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается4. Обмен информацией предполагает, что одна сторона «предлагает» информацию, а другая «принимает» ее и сообщает свою информацию, как вербальную, так и невербальную. Процесс коммуникации можно представить следующей схемой (рис. З.Г). Общение как коммуникация предполагает активность сторон, принимающих участие в коммуникационном процессе. А это значит, что: • направляя информацию, человек ориентируется в своем партнере, т. е. анализирует его мотивы, цели, установки (социальная перцепция); * Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1999.С. 84. Технология социальной работы 3. Основные коммуникативные технологии...
обратная связь Рис. 3.1 • партнеры могут повлиять друг на друга, т. е. обмен • коммуникативное взаимодействие возможно толь • в условиях человеческой коммуникации могут воз Таким образом, рассматривая понятие коммуникации и коммуникативной техники, мы будем иметь в виду, что коммуникативный процесс объединяет процессы восприятия и процессы взаимодействия между индивидами. Проблема коммуникации входит в число постоянных объектов гуманитарной науки и рассматривается учеными с точки зрения различных парадигм и взглядов на одно и то же коммуникативное пространство. В результате существуют модели, которые тем или иным способом структурируют пространство, где протекает коммуникация. Наиболее известные коммуникативные модели представле- ны работами Р. Якобсона, В. Проппа, М. Бахтина, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, П. Бурдье, М. Фуко, К. Леви-Строса6. Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие. Стимуляция в свою очередь может быть следующих видов: — активизация — побуждение к действию в заданном — интердикция — побуждение, не допускающее опре — дестабилизация — рассогласование или нарушение Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения, хотя косвенно способствует этому. В качестве дополнительных видов коммуникации выступают: — экспрессивная — передача чувств, оценок, взглядов; — социально-ритуальная — поддержание обычаев, При рассмотрении различных аспектов коммуникации возникает вопрос: Является ли коммуникативный процесс (и общение в целом) технологией? Ответ на этот вопрос предполагает выделение признаков, которые бы указывали на технологичность коммуникации, а именно наличие цели, последовательных этапов и средств для их осуществления. Общение между людьми всегда предполагает наличие у них определенных целей, которых они стремятся достичь в процессе общения. Цель общения отвечает на вопрос:
5 Пореряхин А.Л. Психология управления. Основы межличностного общения. — Киев: ВИРА-Р, 1999. С. 203—219. 6 Подробнее см.: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. — М.:Центр, 1998.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.168.78 (0.014 с.) |