Нормативно-правовой контекст инвалидности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовой контекст инвалидности



В 1948 году была принята Всеобщая Декларация прав человека. Исходя из этого универсального и общепризнанного документа дети обладают всеми правами человека. Статья I Декларации гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». Здесь основным является отражение принципа равноправия всех членов человеческого сообщества, взрослых и детей, подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какой-либо причине.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».

Еще один важный международный документ — Конвенция о правах ребенка — был принят Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 20 ноября 1989 года. Согласно Конвенции дети имеют право на равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, на информацию, на свободу объединения, право на личную жизнь, право на доступ к достоверной информации, право на образование.

Необходимо упомянуть ст. 23 Конвенции о правах ребенка, которая признает право детей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают их активное участие в



Технология социальной работы


5. Ориентация системы социальной работы на специфику группы... 245


 


 


жизни общества. Дети, имеющие особенности развития, должны иметь возможность участвовать в общественных мероприятиях. Например, приглашение переводчика на язык жестов позволит глухим посещать спектакли и представления. Слепым детям и детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата важно помочь добраться, обеспечить транспорт.

Дети с ограниченными возможностями, как и осталь- ; ные дети, имеют равные права на защиту, если их права нарушаются родителями или опекунами. Они имеют право на особое внимание реабилитационных служб и на получение хорошего образования. Право на здоровье и медицинские услуги заключается в том, что они могут беспрепятственно пользоваться медицинскими услугами для абилитации, реабилитации или профилактики.

В Конвенции отмечается, что права ребенка должны соблюдаться внутри семьи, которая признается естественной средой для роста и благополучия детей. Государства, принявшие этот документ, обязались уважать права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих непосредственную ответственность за благополучие, воспитание и развитие ребенка, так как для полного и гармоничного развития ребенку самой природой предназначено расти в семье, в атмосфере доброжелательности, любви и понимания.

С разной степенью интенсивности в современных обществах вытесняются идеи сегрегации инвалидов и распространяются идеи интеграции и ассимиляции, призывающие включать людей с ограниченными возможностями в повседневную жизнь общества, создавая условия для их полноценной жизни.

Основные критерии развития политики государств в отношении инвалидов:

• наличие официально признанной политики в отношении инвалидов;


 

• наличие специального антидискриминационного
законодательства в отношении инвалидов;

• судебные и административные механизмы реали
зации прав инвалидов;

• наличие неправительственных организаций инва
лидов;

• доступ инвалидов к реализации гражданских прав,
в том числе права на труд, на образование, на со
здание семьи, на неприкосновенность частной
жизни и собственности, а также политических
прав;

• наличие безбарьерной физической и социальной
среды.

По мнению экспертов ООН, в большинстве стран для социальной защиты инвалидов используется общее законодательство, т. е. на инвалидов распространяются права и обязанности граждан государства. Эксперты ООН считают, что специальное законодательство, обеспечивающее равный доступ инвалидов к общему законодательству, является более сильным юридическим инструментом. Россия сочетает общее и специальное законодательство. Общее законодательство не дискриминирует инвалидов, пожалуй, в некоторых отношениях оно, скорее, страдает излишней мягкостью3.

Реализация прав инвалидов предполагает наличие:

• законодательной основы и институциональной базы
в области решения проблем инвалидности;

• возможности отстаивания своих прав как в круп
ных городах, так и в небольших, на сегодняшний
день утверждать о равнодоступности к системе су
дебной и административной ответственности невоз
можно;

3 Например, по отношению к инвалидам с психическими расстройствами. Закон РФ № 3185-1 от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» является одним из самых либеральных законов в мире в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами.



Технология социальной работы


5. Ориентация системы социальной работы на специфику группы... 247


 


• прав на специальную помощь для реализации сво
их прав в суде. Права инвалида труднореализуемы
из-за тяжелого положения инвалида и его семьи,
особенно сложно свои права отстаивать инвалидам
с тяжелыми формами заболеваний. Инвалиды ог
раничены в передвижении, а учреждения судов и
исполнительных органов для них иногда просто;
недоступны;

• развернутой системы информирования о правах.
Источники информации не являются обязательны
ми и релевантными, поэтому информация часто
носит случайный и не всегда достоверный харак
тер. Инвалид не всегда уверен в своих правах.

Основными правами, которые должны быть гарантированы инвалиду и на основе которых определяется степень соответствия национальной политики государства международным стандартам, являются права на образование и труд, на вступление в брак, на родительство, право обращения в суд, право на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политические права.

Сегодняшние российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями по содержанию приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. И хотя люди с, ограниченными возможностями, а также их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется, пройдя путь от невнимания и отвержения до принятия и признания их прав, достоинства и полноценного участия в жизни общества. Принятие 20 июля 1995 года Государственной Думой Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», разработка проекта Закона РФ «О специальном образовании», создание реабилитационных центров — все это говорит об изменяющейся социальной политике.


Законы об инвалидах в РФ

Федеральные законы и постановления

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнения в статью 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» № 102-ФЗ от 20 июля 2000 г.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29 декабря, 30 декабря 2001 г.) от 24 ноября 1995 г. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» № 861 от 18 июля 1996 г.

Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» № 739 от 24 июня 1996 г.

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению'занятости инвалидов» №394 от 25 марта 1993 г.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998г.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.006 с.)