Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые технологии социальной работыСтр 1 из 19Следующая ⇒
альные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования. Функции социальной экспертизы: • диагностическая — освидетельствование состояния • информационно-контрольная — исследование ин • прогностическая — выявление возможных состоя • проектировочная — выработка рекомендаций для Технология социальной экспертизы применима к любым социальным объектам — люди, социальные институты и процессы, социальные ценности, идеи, концепции, организации, экология. Социальная экспертиза представляет собой оценочно-консультационную деятельность. Необходимость в социальной экспертизе возникает, когда принимаемое нормативное решение имеет большой потенциал влияния и может положительно или отрицательно сказаться на жизнедеятельности людей. Принято выделять следующие организационные модели экспертной работы2: «Рецензия» включает заказ на рецензию экспертам, предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию, принятие выработанной рецензии, одобрение или отправка рецензии на доработку и оплата услуг эксперта. «Мониторинг» применяется, если производство экспертизы требует ее долговременного, регулярного характера. Эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга,
См.: Лекции по технологии социальной работы / Под ред. Е.И. Холо-й. Ч. 1. С. 71-74. Технология социальной работы которую автоматически применяет. Затем представляет полученные результаты заказчику, в том числе сравнение данных результатов с более ранними. «Проект». Эта модель направлена на решение группьГ задач, где экспертная оценка является основой для проектирования желаемых общественных состояний и тенденций. Использование экспертиз очень актуально в оценке социальных проектов и управленческих решений до их внедрения. Проектная экспертиза — это анализ созданных и имеющихся проектов, подлежащих реализации. Постпроектная экспертиза — оценка ожидаемых и реальных эффектов воздействия от реализации проекта. Социальная экспертиза может содействовать более разумному и осмысленному человеческому существованию.
Социальная экспертиза в социальной работе сопряжена с осуществлением социальной диагностики. Сферы применения технологий диагностики разнообразны, и профессиональная социальная работа невозможна без социальной диагностики. Термин диагностика происходит от греч. diagnosis — распознавание. Термин возник в медицине. Перенесение этого понятия в социальную область произошло в результате развития социальных наук и появления института социальной работы. Некоторая схожесть терминов, применяемых в медицине и в социаль-ной работе, не случайна: известно, что существует корреляция между рядом заболеваний и уровнем социального благополучия. Часто дефект развития представляется как продукт среды бедности3. В связи с этим вполне оправдан вывод о доминирующей роли социального воздействия на здоровье и интеллект человека. Например, практики селективного обучения часто заранее обрекают ребенка на низкий образовательный уровень или IQ. В США, например, в специализированные классы чаще попадают дети из латиноамериканских семей, а в современной России — 3 См • Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. - Саратов: Изд-во СГТУ.1997. С. 115. 2. Базовые технологии социальной работы 39 дети материально неблагополучных родителей и дети мигрантов. Таким образом, в образовательной структуре общества имеется определенная ниша, где оказываются конкретные категории детей, которые.подвергаются процессу формирования умственной отсталости, даже если они абсолютно здоровы. В целом ряде западных исследований, касающихся природы психических заболеваний, умственно отсталые люди показаны как жертвы классовой системы4, Таким образом, общество способно создавать и воспроизводить неравенство, а глубокие различия между людьми есть не причина, а результат социальной стратификации. Социальная диагностика — это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Диагностика играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
Своевременное применение методов социальной диагностики способно предотвратить возникновение и обострение социальных патологий и нежелательного развития событий. Таким образом, социальная диагностика — это: * оценка состояния социального объекта, распозна • качественный, всесторонний анализ, осуществляе «отрасль социальных наук, посвященная методам получения такого знания. Принципы социальной диагностики: » принцип объективности (независимость исследователя от внешних факторов, желания начальства, интеллектуальной моды); 4 См.: Е.Р. Ярская-Смирнова Социокультурный анализ нетипичности. - Саратов.: СГТУ., 1997. С. 115. Технология социальной работы 2. Базовые технологии социальной работы
• социальный работник должен избегать влияния своих собственных предрассудков, своего бытового опыта на результаты диагностики; «социальный работник должен опираться на принцип системности в диагностике, необходимо проводить анализ микросоциальной среды клиента (его семья, группа), необходимо знать об интеллектуальном статусе и характерологических чертах клиента, о состоянии его здоровья. Социальный работник при осуществлении углубленной диагностики может и должен прибегать к помощи специалистов необходимых областей. Задачей социального работника, осуществляющего социальную диагностику, является определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. В связи с этим целесообразно использовать микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. В социальной работе диагностика — необходимая стадия технологического процесса, начинающая работу с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем. Каждый социальный работник должен быть социальным диагностом. Примерная схема процесса социальной диагностики приведена на рис. 2.1. Начальный этап — обозначение социальной проблемы (жалоба клиента, семьи, близких, заявление педагога и т. д.). Далее — сбор данных о социальной ситуации. Существует 2 типа исследовательских методов: историко-генетические — призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, возможность наследственной обусловленности патологии, проследить ее состояние на разных этапах жизни клиента. Сведения, собираемые социальным работником, должны быть необходимы и достаточны, их объем должен максимально очерчивать проблему, не оставляя темных пятен; Рис. 2.1. Схема процесса социальной диагностики структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, о строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы. Изучение социальной сети личности, окружения и функционирования личности в социальном окружении; изучение внутренней структуры самой личности, согласование или рассогласование социальных ролей.
Для анализа и оценки ситуации социальный работник может использовать качественные методы исследований, в частности, интервью и наблюдение за вербальными и невербальными реакциями клиента, его поведением, структурами его интеракций. Следующим этапом социальной диагностики является анализ собранных данных, их сопоставление, сортировка на важные и малозначащие. Ранжирование проблем и выделение главной, ключевой проблемы. Процедура социальной диагностики завершается постановкой социаль- Технология социальной работы 2. Базовые технологии социальной работы
ного диагноза. Дальнейший процесс социальной работы осуществляется на основании проведенной диагностики, *? Вопросы для самопроверки и самоподготовки 1. Прочитайте нижеуказанные обращения и ответьте на вопросы: A. Кого вы стали бы использовать в качестве инфор Б. Какую дополнительную информацию вы хотели бы собрать, прежде чем предпринять Какие-либо действия? B. Какие законодательные и программные документы А. Обращение родителей Супруги Исаевы беспокоятся за старшую дочь (15 лет), которая постоянно прогуливает занятия и, как они считают, «связалась с плохой компанией». Они хотят, чтобы социальный работник посетил их и «как следует» с ней побеседовал.
Б. Обращение председателя ТСЖ Председатель ТСЖ просит помощи для супругов Лариных, у которых проблемы с умственно отсталой дочерью (41 год) непрерывно нарастают. «Все их просьбы о помощи проигнорированы». Ольга Ларина (дочь) находится в приемной.
В. Обращение анонимного соседа Звонящий заявляет, что его ближайшая соседка Романова Татьяна, мать-одиночка, уже несколько раз на ночь оставляла детей (четырех и семи лет) одних в доме.
2. В результате исследования, проведенного Национальным центром по контролю над заболеваниями в Атланте (штат Джорджия, США), установлено, что чернокожие американцы в возрасте от 35 до 54 лет умирают в 2,5 раза чаще, чем белые в той же возрастной группе.
На 38% это обусловливается разницей доходов американцев с различным цветом кожи. Менее состоятельным людям затруднен доступ к медицинским осмотрам. Социологические исследования, проведенные в разных регионах России в 90-е годы, также выявили неодинаковую степень доступности медицинского осмотра для групп населения. Опираясь на данные социологических исследований и научные публикации, проведите экспертизу медико-социальной ситуации в России. Каким группам российского населения затруднен доступ к медицинскому обслуживанию (факторы, этому способствующие)? Технология социальной работы 2. Базовые технологии социальной работы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.161 (0.018 с.) |