Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые технологии социальной работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте альные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования. Функции социальной экспертизы: • диагностическая — освидетельствование состояния • информационно-контрольная — исследование ин • прогностическая — выявление возможных состоя • проектировочная — выработка рекомендаций для Технология социальной экспертизы применима к любым социальным объектам — люди, социальные институты и процессы, социальные ценности, идеи, концепции, организации, экология. Социальная экспертиза представляет собой оценочно-консультационную деятельность. Необходимость в социальной экспертизе возникает, когда принимаемое нормативное решение имеет большой потенциал влияния и может положительно или отрицательно сказаться на жизнедеятельности людей. Принято выделять следующие организационные модели экспертной работы2: «Рецензия» включает заказ на рецензию экспертам, предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию, принятие выработанной рецензии, одобрение или отправка рецензии на доработку и оплата услуг эксперта. «Мониторинг» применяется, если производство экспертизы требует ее долговременного, регулярного характера. Эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга,
См.: Лекции по технологии социальной работы / Под ред. Е.И. Холо-й. Ч. 1. С. 71-74. Технология социальной работы которую автоматически применяет. Затем представляет полученные результаты заказчику, в том числе сравнение данных результатов с более ранними. «Проект». Эта модель направлена на решение группьГ задач, где экспертная оценка является основой для проектирования желаемых общественных состояний и тенденций. Использование экспертиз очень актуально в оценке социальных проектов и управленческих решений до их внедрения. Проектная экспертиза — это анализ созданных и имеющихся проектов, подлежащих реализации. Постпроектная экспертиза — оценка ожидаемых и реальных эффектов воздействия от реализации проекта. Социальная экспертиза может содействовать более разумному и осмысленному человеческому существованию. Социальная экспертиза в социальной работе сопряжена с осуществлением социальной диагностики. Сферы применения технологий диагностики разнообразны, и профессиональная социальная работа невозможна без социальной диагностики. Термин диагностика происходит от греч. diagnosis — распознавание. Термин возник в медицине. Перенесение этого понятия в социальную область произошло в результате развития социальных наук и появления института социальной работы. Некоторая схожесть терминов, применяемых в медицине и в социаль-ной работе, не случайна: известно, что существует корреляция между рядом заболеваний и уровнем социального благополучия. Часто дефект развития представляется как продукт среды бедности3. В связи с этим вполне оправдан вывод о доминирующей роли социального воздействия на здоровье и интеллект человека. Например, практики селективного обучения часто заранее обрекают ребенка на низкий образовательный уровень или IQ. В США, например, в специализированные классы чаще попадают дети из латиноамериканских семей, а в современной России — 3 См • Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. - Саратов: Изд-во СГТУ.1997. С. 115. 2. Базовые технологии социальной работы 39 дети материально неблагополучных родителей и дети мигрантов. Таким образом, в образовательной структуре общества имеется определенная ниша, где оказываются конкретные категории детей, которые.подвергаются процессу формирования умственной отсталости, даже если они абсолютно здоровы. В целом ряде западных исследований, касающихся природы психических заболеваний, умственно отсталые люди показаны как жертвы классовой системы4, Таким образом, общество способно создавать и воспроизводить неравенство, а глубокие различия между людьми есть не причина, а результат социальной стратификации. Социальная диагностика — это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Диагностика играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни. Своевременное применение методов социальной диагностики способно предотвратить возникновение и обострение социальных патологий и нежелательного развития событий. Таким образом, социальная диагностика — это: * оценка состояния социального объекта, распозна • качественный, всесторонний анализ, осуществляе «отрасль социальных наук, посвященная методам получения такого знания. Принципы социальной диагностики: » принцип объективности (независимость исследователя от внешних факторов, желания начальства, интеллектуальной моды); 4 См.: Е.Р. Ярская-Смирнова Социокультурный анализ нетипичности. - Саратов.: СГТУ., 1997. С. 115. Технология социальной работы 2. Базовые технологии социальной работы
• социальный работник должен избегать влияния своих собственных предрассудков, своего бытового опыта на результаты диагностики; «социальный работник должен опираться на принцип системности в диагностике, необходимо проводить анализ микросоциальной среды клиента (его семья, группа), необходимо знать об интеллектуальном статусе и характерологических чертах клиента, о состоянии его здоровья. Социальный работник при осуществлении углубленной диагностики может и должен прибегать к помощи специалистов необходимых областей. Задачей социального работника, осуществляющего социальную диагностику, является определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. В связи с этим целесообразно использовать микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. В социальной работе диагностика — необходимая стадия технологического процесса, начинающая работу с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем. Каждый социальный работник должен быть социальным диагностом. Примерная схема процесса социальной диагностики приведена на рис. 2.1. Начальный этап — обозначение социальной проблемы (жалоба клиента, семьи, близких, заявление педагога и т. д.). Далее — сбор данных о социальной ситуации. Существует 2 типа исследовательских методов: историко-генетические — призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, возможность наследственной обусловленности патологии, проследить ее состояние на разных этапах жизни клиента. Сведения, собираемые социальным работником, должны быть необходимы и достаточны, их объем должен максимально очерчивать проблему, не оставляя темных пятен; Рис. 2.1. Схема процесса социальной диагностики структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, о строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы. Изучение социальной сети личности, окружения и функционирования личности в социальном окружении; изучение внутренней структуры самой личности, согласование или рассогласование социальных ролей. Для анализа и оценки ситуации социальный работник может использовать качественные методы исследований, в частности, интервью и наблюдение за вербальными и невербальными реакциями клиента, его поведением, структурами его интеракций. Следующим этапом социальной диагностики является анализ собранных данных, их сопоставление, сортировка на важные и малозначащие. Ранжирование проблем и выделение главной, ключевой проблемы. Процедура социальной диагностики завершается постановкой социаль- Технология социальной работы 2. Базовые технологии социальной работы
ного диагноза. Дальнейший процесс социальной работы осуществляется на основании проведенной диагностики, *? Вопросы для самопроверки и самоподготовки 1. Прочитайте нижеуказанные обращения и ответьте на вопросы: A. Кого вы стали бы использовать в качестве инфор Б. Какую дополнительную информацию вы хотели бы собрать, прежде чем предпринять Какие-либо действия? B. Какие законодательные и программные документы А. Обращение родителей Супруги Исаевы беспокоятся за старшую дочь (15 лет), которая постоянно прогуливает занятия и, как они считают, «связалась с плохой компанией». Они хотят, чтобы социальный работник посетил их и «как следует» с ней побеседовал.
Б. Обращение председателя ТСЖ Председатель ТСЖ просит помощи для супругов Лариных, у которых проблемы с умственно отсталой дочерью (41 год) непрерывно нарастают. «Все их просьбы о помощи проигнорированы». Ольга Ларина (дочь) находится в приемной.
В. Обращение анонимного соседа Звонящий заявляет, что его ближайшая соседка Романова Татьяна, мать-одиночка, уже несколько раз на ночь оставляла детей (четырех и семи лет) одних в доме.
2. В результате исследования, проведенного Национальным центром по контролю над заболеваниями в Атланте (штат Джорджия, США), установлено, что чернокожие американцы в возрасте от 35 до 54 лет умирают в 2,5 раза чаще, чем белые в той же возрастной группе. На 38% это обусловливается разницей доходов американцев с различным цветом кожи. Менее состоятельным людям затруднен доступ к медицинским осмотрам. Социологические исследования, проведенные в разных регионах России в 90-е годы, также выявили неодинаковую степень доступности медицинского осмотра для групп населения. Опираясь на данные социологических исследований и научные публикации, проведите экспертизу медико-социальной ситуации в России. Каким группам российского населения затруднен доступ к медицинскому обслуживанию (факторы, этому способствующие)? Технология социальной работы 2. Базовые технологии социальной работы
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.011 с.) |