Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Групповые методы в социальной работеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Л.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГРУППОВОГО МЕТОДА Групповой метод применяется в социальной работе с конца XIX века, когда получили распространение работные дома, «общежития», создаваемые религиозными и благотворительными организациями. Их сотрудники — первые соцработники, осуществлявшие свою деятельность с помощью групповой работы. В США расцвет группового метода в социальной работе пришелся на 30-е годы XX века, когда была создана Национальная ассоциация США по изучению групповой работы (1936 г.) и начал издаваться журнал «Группы в образовании, рекреации и социальной работе». В России метод групповой работы интенсивно используется с конца 70-х годов прежде всего психологами (Л. Петровская, В. Захаров, А. Хараш) и специалистами в области организационного консультирования (Г. Щедро-вицкий) и уже затем, в 90-х годах, после появления в го- Технология социальной работы 3. Основные коммуникативные технологии...
сударственном реестре профессий специальности «социальная работа», как метод социальной работы. По данным Национальной ассоциации социальных работников США, сегодня от 6 до 10% социальных работников используют в своей профессионачьной деятельности метод групповой работы. Метод групповой работы (групповой метод) — метод, который используется с целью оказания человеку помощи посредством передачи группового опыта для развития его духовных сил и формирования социального поведения. •^ _ - _ л_________________ _____________ _-> Теоретическую базу социальной работы с группами составляют прежде всего положения теории поля, теории социального обмена, психоанализа и теории систем. Так, в рамках теории поля (К. Левин) группа рассматривается как некая общность индивидов, движущаяся к своей цели. Силы вне и внутри данной группы влияют на ее движение, а законы групповой динамики — законы развития группы. Практика работы с группой берет начало от групп встреч, которые в свою очередь родились из групповой терапии. В конце 40-х годов прошлого века в США огромное распространение получили Т-группы, хоть как-то восполнявшие дефицит человеческого общения — характерную черту послевоенной Америки. Затем столь же популярным в США стало Общество анонимных алкоголиков. Согласно документам Комитета по вопросам практической работы Национальной ассоциации социальных работников США, групповая работа используется: • в исправительных целях, когда дело касается пове • для предупреждения социальных дисфункций (в • для обеспечения нормального развития отдельных • для утверждения личности;
• в целях обучения и воспитания чувства граждан • для осуществления одной цели или всех этих целей Опыт же отечественный работы с группой дает основания утверждать, что к перечисленным назначениям группы смело можно добавить в качестве основных и следующие — формирование сплоченной команды, поиск и реализация благоприятных возможностей для организации, процесс обучения, обмен опытом, личное и профессиональное самоопределение, решение сложных проблем развития личности. Принято выделять два основных типа групп: созданные специально для работы с их членами и решения внутри-групповых проблем (внутренне ориентированные) и созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели. Внутренне ориентированные группы в свою очередь разделяются на два типа: • группы, нацеленные на нормальное развитие сво • группы, цель которых — исправление отклонений; Каждый из этих типов групп в свою очередь дифференцируется в зависимости от задач, которые решаются в ходе работы с группой. В группах социализации, например, цель социальной работы — помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения). Группы ресоциализации также решают два типа задач: социальный контроль людей, недостаточно адаптировавшихся к требованиям общества и не желающих принять на себя социально приемлемые роли, или помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей. 15 Цит. по: Ерасова П.Н., Кольцова В.Л., Якимова Е.В. Теория поведения и практика социальной работы//Реферативный журнал. Серия «Социология». — М., 1994. № 3. С. 60. Технология социальной работы 3. Основные коммуникативные технологии...
3.5.2. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА При описании принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальт-психологии, при этом оговаривая, что она не является панацеей в объяснении феномена группы. Как результат этого шага К. Левина можно расценивать тот факт, что термин «групповая динамика» гештальтисты рассматривают как обозначение направления в изучении малых групп в рамках гештальт-теории и считают его специфически «своим». Если рассматривать группу как нечто целостное, то действительно целый ряд групповых феноменов может быть интерпретирован с точки зрения основных законов гештальт-психологии: целое доминирует над частным и отдельные элементы объединяются в целое. Эти законы дают возможность, в частности, обосновать следующие феномены: 1. Группа не является просто суммой частных инди 2. Извне легче повлиять на поведение группы в це 3. Каждый член группы уже своим участием в ней при 4. Основой для формирования группы является взаи 5. Человек в большей степени стремится стать членом 6. Человек остается среди тех, к кому он считает себя В настоящее время основной терминологией при описании групповых процессов принята терминология соци- альной психологии, хотя известны попытки описать групповые процессы с позиций психоанализа (Саравай), а также классифицировать основные фазы развития группы по аналогии со структурными компонентами личности — id, ego, superego (Гудман, 1981). Понятие групповой динамики объединяет несколько аспектов групповой деятельности (можно также назвать их элементами, или процессами): 1. Цели группы. 2. Нормы группы. 3. Структура группы и проблема лидерства:
— создание подгрупп; — отношения индивидуума с группой.
4. Сплоченность группы. 5. Фазы развития группы. Возможно рассмотрение и других аспектов групповой деятельности. При этом содержательное изучение группового процесса состоит в изучении содержания интеракций (взаимодействий). ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ Цели группы Цели группы определяются-тем, в какую общую деятельность она включена. Если речь идет о групповой пси-хокоррекционной, психотерапевтической, тренинговой и т. п. деятельности или о каких-либо формах социальной работы, связанных с работой с группой (клубная, в школе и т. д.), то в планировании результата ведущий группы, безусловно, опирается на определенную методологию. Например: цель групп встреч — достижение более полной реализации личностного потенциала, личностный рост; цель групп социально-психологического тренинга — совершенствование коммуникативных навыков личности; цель групп взаимопомощи — взаимная поддержка и взаимное консультирование. Технология социальной работы 3. Основные коммуникативные технологии...
Цели группы в значительной степени определяются также личностными особенностями ведущего группового процесса. Явно декларируемая им цель может расходиться с его истинными целями. В психотерапевтических группах несовпадение декларируемой и истинной целей нарушает принцип подлинности психотерапевта и, следовательно, может быть нарушена подлинность всего группового процесса. Несовпадение декларируемых и истинных целей — нарушение профессиональной этики ведущих групповой процесс. Другая проблема состоит в том, что цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это сообщает групповой динамике определенный толчок, но его результаты могут быть непрогнозируемыми. Все описанное выше справедливо не только для психотерапевтических групп, но и для групп, создаваемых для какой-либо совместной деятельности: студенческие группы, туристические, спортивные команды, так называемые трудовые коллективы. Нормы группы Нормы представляют собой совокупность неписаных правил, определяющих, что допустимо и что недопустимо (правильно или неправильно) в группе. Нормы можно разделить на две категории: » нормы, которые изначально задает ведущий группы (руководитель), или они задаются каким-либо инструктирующим документом; • нормы, выработанные группой в процессе совместной деятельности. В психокоррекционных и тренинговых группах обычно изначально задаются следующие нормы: 1) доверительный стиль общения (обращение ко всем 2) необходима активность каждого; 3) группа является закрытой (принцип конфиденци
4) принцип «здесь и сейчас»; 5) персонификация высказываний (отказ от безлич 6) обратная связь должна быть безоценочной; 7) право каждого участника — просить помощи у груп Иногда могут задаваться и другие нормы, например: «не тратить времени в рассуждениях на общие темы» (Б.Д. Карвасарский); «брать на себя испытание, которое тебе «посылают», и платить за все по аукционным ценам» (А.Е. Алексейчик). Обычно в случаях, когда большинство членов группы являются представителями одного круга, именно они привносят свои групповые нормы с собой. Нормы, выработанные группой, защищаются членами группы. При этом группа может осуществлять давление на своих членов, заставляя их подчиниться этим нормам. Для нормального продвижения группы должно быть достигнуто, по крайней мере, частичное совпадение задаваемых и вырабатываемых норм. Поэтому ведущему зачастую требуется прилагать особые усилия для того, чтобы заданные нормы выполнялись. Сплоченность группы» Сплоченность, или cohesis — это взаимное тяготение членов группы друг к другу (С. Кратохвил, 1978). Сплоченность выражается в стремлении остаться в группе и сохранить ее любой ценой. К. Левин определяет сплоченность как результат действия положительных сил взаимного притяжения и отрицательных сил взаимного отталкивания. «Именно взаимная зависимость членов, объединенных стремлением к общей цели, обусловливает их готовность разделять трудности и опасности на этом пути и сглаживать личностные расхождения» (A. Marrow, 1977). По мнению С. Кратохвила, сплоченности группы способствует: • удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы; Технология социальной работы 3. Основные коммуникативные технологии... S
• цели всей группы, которые находятся в согласии с • симость при работе над конкретными задачами; • выгоды, вытекающие из членства в группе и ожи • разного рода симпатии между членами группы, их • мотивировка-каждым участником своего членства, • дружески располагающая атмосфера; • престиж группы при одновременном повышении • влияние групповой деятельности: а) притягательность действий (интересные, веселые, б) групповые технические приемы, направленные • соперничество с иной группой или группами; • вражда, неприязнь и отрицательное отношение об В результате взаимодействия членов группы, различающихся по взглядам, позициям, моделям поведения, по целям и потребностям, как правило, возникает напряжение. Необходимо стремиться к динамическому равновесию между сплоченностью и напряжением, поскольку сплоченность дает участникам чувство безопасности и поддержки, а напряжение, в свою очередь, выступает как побуждающий фактор: оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то переменить в себе (С. Кратохвил, 1978). Фазы развития группы Обычно выделяют 3 или 4 фазы развития психотерапевтической группы16. 16 Слуцкий А.С., Цапкин S.H. Групповая эмоционально-стре'ссовая психотерапия. В кн.: Руководство по психотерапии. Под ред. В.Е.Рожнова. 3-е 1-я фаза имеет несколько названий: ориентации и зависимости (С. Кратохвил), неуверенности (К. Хек), адаптационная (А.С. Слуцкий, В.Н. Цапкин), пассивного напряжения (Б.Д. Карвасарский). К. Роджерс описывал эту фазу как период осматривания, «кружения на месте», замешательства, смущения, «светского разговора», фасадного общения, отказа от личностного самовыражения. 2-я фаза также может называться по-разному: конфликтов и протеста (С. Кратохвил), активизации (К. Хек), фрустрационная (А.С. Слуцкий, В.Н. Цапкин), активного напряжения (Б.Д. Карвасарский). В этой фазе группа переносит на ведущего ответственность за свое разочарование. В результате этого группа убеждается в том, что проявление агрессивности не всегда имеет негативный оттенок — она может быть понята, разъяснена и затем вытеснена. Эти идеи перекликаются с высказываниями К. Роджерса о том, что выражение отрицательных чувств — первое выражение чувств, возникающих в группе. Если конфликт разрешается положительно, то группа принимается как своя. 3-я фаза имеет следующие названия: развитие сплоченности и сотрудничества (С. Кратохвил), структурирования группы в борьбе с ведущим (К. Хек), конструктивная (А.С. Слуцкий, В.Н. Цапкин), активной работы (БД. Карвасарский). На этой фазе развивается сплоченность, заинтересованность, искренность, спонтанность. Группа находится в рабочем состоянии (К. Роджерс). 4-я фаза — целенаправленная деятельность. Группа функционирует как единая рабочая группа, критикует, анализирует, принимает решения, действует самостоятельно и ответственно. Группа сознательно допускает прояв- изд., доп. и перераб. — Т.: Медицина, 1985; Кратохвил С. Психотерапия се-мейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1991; Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М.: Медицина. 1985; Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, серия «Психология». 1990. № 2. Технология социальной работы 3. Основные коммуникативные технологии...
ление враждебности для того, чтобы конструктивно переработать в себе негативные чувства и эмоции. На этой фазе в группе создана определенная структура со множеством изменяющихся ролей. В ходе развития группы меняются роли ведущего, при этом варианты смены ролей могут быть различными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.138.12 (0.011 с.) |