Групповые методы в социальной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповые методы в социальной работе



Л.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГРУППОВОГО МЕТОДА

Групповой метод применяется в социальной работе с конца XIX века, когда получили распространение работные дома, «общежития», создаваемые религиозными и благотворительными организациями. Их сотрудники — первые соцработники, осуществлявшие свою деятельность с помощью групповой работы. В США расцвет группового метода в социальной работе пришелся на 30-е годы XX века, когда была создана Национальная ассоциация США по изучению групповой работы (1936 г.) и начал издаваться журнал «Группы в образовании, рекреации и социальной работе». В России метод групповой работы интенсивно используется с конца 70-х годов прежде всего психологами (Л. Петровская, В. Захаров, А. Хараш) и специалистами в области организационного консультирования (Г. Щедро-вицкий) и уже затем, в 90-х годах, после появления в го-



Технология социальной работы


3. Основные коммуникативные технологии...



 


 


сударственном реестре профессий специальности «социальная работа», как метод социальной работы. По данным Национальной ассоциации социальных работников США, сегодня от 6 до 10% социальных работников используют в своей профессионачьной деятельности метод групповой работы.

Метод групповой работы (групповой метод) — метод, который используется с целью оказания человеку помощи посредством передачи группового опыта для развития его духовных сил и формирования социального поведения.

•^ _ - _ л_________________ _____________ _->

Теоретическую базу социальной работы с группами составляют прежде всего положения теории поля, теории социального обмена, психоанализа и теории систем. Так, в рамках теории поля (К. Левин) группа рассматривается как некая общность индивидов, движущаяся к своей цели. Силы вне и внутри данной группы влияют на ее движение, а законы групповой динамики — законы развития группы.

Практика работы с группой берет начало от групп встреч, которые в свою очередь родились из групповой терапии. В конце 40-х годов прошлого века в США огромное распространение получили Т-группы, хоть как-то восполнявшие дефицит человеческого общения — характерную черту послевоенной Америки. Затем столь же популярным в США стало Общество анонимных алкоголиков.

Согласно документам Комитета по вопросам практической работы Национальной ассоциации социальных работников США, групповая работа используется:

• в исправительных целях, когда дело касается пове
дения одного или нескольких членов;

• для предупреждения социальных дисфункций (в
случае такой опасности);

• для обеспечения нормального развития отдельных
членов группы, особенно в критические периоды
роста;

• для утверждения личности;


 

• в целях обучения и воспитания чувства граждан
ственности;

• для осуществления одной цели или всех этих целей
одновременно15.

Опыт же отечественный работы с группой дает основания утверждать, что к перечисленным назначениям группы смело можно добавить в качестве основных и следующие — формирование сплоченной команды, поиск и реализация благоприятных возможностей для организации, процесс обучения, обмен опытом, личное и профессиональное самоопределение, решение сложных проблем развития личности.

Принято выделять два основных типа групп: созданные специально для работы с их членами и решения внутри-групповых проблем (внутренне ориентированные) и созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели. Внутренне ориентированные группы в свою очередь разделяются на два типа:

• группы, нацеленные на нормальное развитие сво
их членов (группы социализации);

• группы, цель которых — исправление отклонений;
возникших в ходе предшествовавшей социализации
(группы ресоциализации).

Каждый из этих типов групп в свою очередь дифференцируется в зависимости от задач, которые решаются в ходе работы с группой. В группах социализации, например, цель социальной работы — помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения). Группы ресоциализации также решают два типа задач: социальный контроль людей, недостаточно адаптировавшихся к требованиям общества и не желающих принять на себя социально приемлемые роли, или помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей.

15 Цит. по: Ерасова П.Н., Кольцова В.Л., Якимова Е.В. Теория поведения и практика социальной работы//Реферативный журнал. Серия «Социология». — М., 1994. № 3. С. 60.


Технология социальной работы


3. Основные коммуникативные технологии...



 


 


3.5.2. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

При описании принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальт-психологии, при этом оговаривая, что она не является панацеей в объяснении феномена группы. Как результат этого шага К. Левина можно расценивать тот факт, что термин «групповая динамика» гештальтисты рассматривают как обозначение направления в изучении малых групп в рамках гештальт-теории и считают его специфически «своим».

Если рассматривать группу как нечто целостное, то действительно целый ряд групповых феноменов может быть интерпретирован с точки зрения основных законов гештальт-психологии: целое доминирует над частным и отдельные элементы объединяются в целое.

Эти законы дают возможность, в частности, обосновать следующие феномены:

1. Группа не является просто суммой частных инди
видов; она оказывает влияние на их поведение, мо
дифицируя поведение каждого из участников груп
пового процесса.

2. Извне легче повлиять на поведение группы в це
лом, чем на поведение отдельных ее членов.

3. Каждый член группы уже своим участием в ней при
знает свою зависимость от группы и от всех ее уча
стников.

4. Основой для формирования группы является взаи
мозависимость ее членов, исключительно на сход
стве группа основываться не может.

5. Человек в большей степени стремится стать членом
группы, с которой он себя отождествляет, но не той,
от которой он зависит.

6. Человек остается среди тех, к кому он считает себя
принадлежащим, даже при условии недружествен
ного (по его мнению) к себе отношения и неспра
ведливого с их стороны поведения.

В настоящее время основной терминологией при описании групповых процессов принята терминология соци-


альной психологии, хотя известны попытки описать групповые процессы с позиций психоанализа (Саравай), а также классифицировать основные фазы развития группы по аналогии со структурными компонентами личности — id, ego, superego (Гудман, 1981).

Понятие групповой динамики объединяет несколько аспектов групповой деятельности (можно также назвать их элементами, или процессами):

1. Цели группы.

2. Нормы группы.

3. Структура группы и проблема лидерства:

 

— создание подгрупп;

— отношения индивидуума с группой.

 

4. Сплоченность группы.

5. Фазы развития группы.

Возможно рассмотрение и других аспектов групповой деятельности. При этом содержательное изучение группового процесса состоит в изучении содержания интеракций (взаимодействий).

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ

Цели группы

Цели группы определяются-тем, в какую общую деятельность она включена. Если речь идет о групповой пси-хокоррекционной, психотерапевтической, тренинговой и т. п. деятельности или о каких-либо формах социальной работы, связанных с работой с группой (клубная, в школе и т. д.), то в планировании результата ведущий группы, безусловно, опирается на определенную методологию.

Например: цель групп встреч — достижение более полной реализации личностного потенциала, личностный рост;

цель групп социально-психологического тренинга — совершенствование коммуникативных навыков личности;

цель групп взаимопомощи — взаимная поддержка и взаимное консультирование.



Технология социальной работы


3. Основные коммуникативные технологии...



 


 


Цели группы в значительной степени определяются также личностными особенностями ведущего группового процесса. Явно декларируемая им цель может расходиться с его истинными целями. В психотерапевтических группах несовпадение декларируемой и истинной целей нарушает принцип подлинности психотерапевта и, следовательно, может быть нарушена подлинность всего группового процесса. Несовпадение декларируемых и истинных целей — нарушение профессиональной этики ведущих групповой процесс.

Другая проблема состоит в том, что цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это сообщает групповой динамике определенный толчок, но его результаты могут быть непрогнозируемыми.

Все описанное выше справедливо не только для психотерапевтических групп, но и для групп, создаваемых для какой-либо совместной деятельности: студенческие группы, туристические, спортивные команды, так называемые трудовые коллективы.

Нормы группы

Нормы представляют собой совокупность неписаных правил, определяющих, что допустимо и что недопустимо (правильно или неправильно) в группе. Нормы можно разделить на две категории:

» нормы, которые изначально задает ведущий группы (руководитель), или они задаются каким-либо инструктирующим документом;

• нормы, выработанные группой в процессе совместной деятельности.

В психокоррекционных и тренинговых группах обычно изначально задаются следующие нормы:

1) доверительный стиль общения (обращение ко всем
участникам группы на ТЫ);

2) необходима активность каждого;

3) группа является закрытой (принцип конфиденци
альности информации);


 

4) принцип «здесь и сейчас»;

5) персонификация высказываний (отказ от безлич
ных речевых форм, использование высказываний,
отражающих собственную позицию);

6) обратная связь должна быть безоценочной;

7) право каждого участника — просить помощи у груп
пы.

Иногда могут задаваться и другие нормы, например: «не тратить времени в рассуждениях на общие темы» (Б.Д. Карвасарский); «брать на себя испытание, которое тебе «посылают», и платить за все по аукционным ценам» (А.Е. Алексейчик). Обычно в случаях, когда большинство членов группы являются представителями одного круга, именно они привносят свои групповые нормы с собой.

Нормы, выработанные группой, защищаются членами группы. При этом группа может осуществлять давление на своих членов, заставляя их подчиниться этим нормам. Для нормального продвижения группы должно быть достигнуто, по крайней мере, частичное совпадение задаваемых и вырабатываемых норм. Поэтому ведущему зачастую требуется прилагать особые усилия для того, чтобы заданные нормы выполнялись.

Сплоченность группы»

Сплоченность, или cohesis — это взаимное тяготение членов группы друг к другу (С. Кратохвил, 1978). Сплоченность выражается в стремлении остаться в группе и сохранить ее любой ценой. К. Левин определяет сплоченность как результат действия положительных сил взаимного притяжения и отрицательных сил взаимного отталкивания. «Именно взаимная зависимость членов, объединенных стремлением к общей цели, обусловливает их готовность разделять трудности и опасности на этом пути и сглаживать личностные расхождения» (A. Marrow, 1977).

По мнению С. Кратохвила, сплоченности группы способствует:

• удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы;



Технология социальной работы


3. Основные коммуникативные технологии...


S


 


 


• цели всей группы, которые находятся в согласии с
индивидуальными потребностями; взаимная зави-

• симость при работе над конкретными задачами;

• выгоды, вытекающие из членства в группе и ожи
дание несомненной пользы от него;

• разного рода симпатии между членами группы, их
взаимное тяготение;

• мотивировка-каждым участником своего членства,
включая усилия, которые он приложил, чтобы по
пасть в группу;

• дружески располагающая атмосфера;

• престиж группы при одновременном повышении
престижа индивидуума во время его членства в
группе;

• влияние групповой деятельности:

а) притягательность действий (интересные, веселые,
увлекательные действия, ведущие к совместному
переживанию позитивных эмоций);

б) групповые технические приемы, направленные
непосредственно на поддержку сплоченности;

• соперничество с иной группой или группами;

• вражда, неприязнь и отрицательное отношение об
щества.

В результате взаимодействия членов группы, различающихся по взглядам, позициям, моделям поведения, по целям и потребностям, как правило, возникает напряжение. Необходимо стремиться к динамическому равновесию между сплоченностью и напряжением, поскольку сплоченность дает участникам чувство безопасности и поддержки, а напряжение, в свою очередь, выступает как побуждающий фактор: оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то переменить в себе (С. Кратохвил, 1978).

Фазы развития группы

Обычно выделяют 3 или 4 фазы развития психотерапевтической группы16.

16 Слуцкий А.С., Цапкин S.H. Групповая эмоционально-стре'ссовая психотерапия. В кн.: Руководство по психотерапии. Под ред. В.Е.Рожнова. 3-е


1-я фаза имеет несколько названий: ориентации и зависимости (С. Кратохвил), неуверенности (К. Хек), адаптационная (А.С. Слуцкий, В.Н. Цапкин), пассивного напряжения (Б.Д. Карвасарский).

К. Роджерс описывал эту фазу как период осматривания, «кружения на месте», замешательства, смущения, «светского разговора», фасадного общения, отказа от личностного самовыражения.

2-я фаза также может называться по-разному: конфликтов и протеста (С. Кратохвил), активизации (К. Хек), фрустрационная (А.С. Слуцкий, В.Н. Цапкин), активного напряжения (Б.Д. Карвасарский).

В этой фазе группа переносит на ведущего ответственность за свое разочарование. В результате этого группа убеждается в том, что проявление агрессивности не всегда имеет негативный оттенок — она может быть понята, разъяснена и затем вытеснена.

Эти идеи перекликаются с высказываниями К. Роджерса о том, что выражение отрицательных чувств — первое выражение чувств, возникающих в группе. Если конфликт разрешается положительно, то группа принимается как своя.

3-я фаза имеет следующие названия: развитие сплоченности и сотрудничества (С. Кратохвил), структурирования группы в борьбе с ведущим (К. Хек), конструктивная (А.С. Слуцкий, В.Н. Цапкин), активной работы (БД. Карвасарский).

На этой фазе развивается сплоченность, заинтересованность, искренность, спонтанность. Группа находится в рабочем состоянии (К. Роджерс).

4-я фаза — целенаправленная деятельность. Группа функционирует как единая рабочая группа, критикует, анализирует, принимает решения, действует самостоятельно и ответственно. Группа сознательно допускает прояв-

изд., доп. и перераб. — Т.: Медицина, 1985; Кратохвил С. Психотерапия се-мейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1991; Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М.: Медицина. 1985; Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, серия «Психология». 1990. № 2.



Технология социальной работы


3. Основные коммуникативные технологии...



 


 


ление враждебности для того, чтобы конструктивно переработать в себе негативные чувства и эмоции. На этой фазе в группе создана определенная структура со множеством изменяющихся ролей.

В ходе развития группы меняются роли ведущего, при этом варианты смены ролей могут быть различными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.041 с.)