Оккупационная терапия как технология медико-социальной работы с инвалидами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оккупационная терапия как технология медико-социальной работы с инвалидами



Оккупационная терапия (Occupational therapy) — терапия повседневными занятиями — профессия, существующая в большинстве стран мира. Оккупационные терапевты работают в команде со специалистами по социальной работе, врачами, педагогами, психологами. Она является интегральной частью комплексной программы медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации. Это необходимый компонент эффективной помощи людям, испытывающим трудности функционирования в повседневных ситуациях. Применение оккупационной терапии достаточно широкое, от стимуляции рефлексов недоношенного младенца до обеспечения безопасности и независимости слабого пожилого человека. Специалиста по оккупационной терапии в англоязычных странах называют Occupational Therapist, а для краткости используют аббревиатуру «ОТ». В шведском языке эта же профессия называется arbetsterapi, что ближе в русскому «трудотерапия»4.

Термин трудотерапия входит сегодня в профессиональную лексику сферы социально-реабилитационных технологий. Министерство социальной защиты РФ в новых учреждениях — центрах социальной реабилитации — вводит ставки трудотерапевтов. Люди, работающие в этой

4 Материалы данного раздела подготовлены Е.Ярской-Смирновой по итогам зарубежных стажировок в университеты Северной Каролины (г. Ча-пел Хилл, США, 1994—1995 гг.) и Гетеборга (Швеция, 1992—1999 гг.).


5. Ориентация системы социальной работы на специфику группы... 269

должности, нередко обозначают для себя новую свою профессию как «инструктор по труду». На первый взгляд, эти понятия имеют много общего. В самом деле, ведь и в школе на уроках труда детей обучают тому, что им пригодится в повседневной жизни, чтобы стать самостоятельнее: готовить, шить, мастерить. Однако та профессия, которая называется примерно одинаково на разных языках, трудотерапия, или терапия занятиями, имеет определенные отличия от того, что делает школьный учитель труда. Эта профессия больше приближена к реабилитационной и оздоровительной сфере, чем к обычной образовательной системе. Было бы ошибкой приравнивать такой вид терапии и к лечебной физкультуре, хотя эти специалисты часто работают бок о бок, в одной команде. Пожалуй, в российской практике многое из того, чем владеет оккупационный терапевт в странах Запада, имеется в арсенале медика, инструктора ЛФК, дефектолога, а с недавнего времени и социального работника, поскольку терапия социальным окружением входит в сферу его компетенции. Часто социальный работник выступает в роли координатора услуг, необходимых ребенку, взрослому или всей семье, добиваясь согласованной деятельности врача, педагога, психолога, трудотерапевта, других представителей социального окружения клиента, упрочивая сеть социальной и профессиональной поддержки всей семьи.

Существуют различные определения трудотерапии, например, британская традиция в большей степени наполняет это понятие социальным содержанием, тогда как американская — медицинским. Но в общих чертах трудотерапия — это структурированная деятельность, нацеленная на уменьшение напряжения и усиление веры в самого себя у пациентов, а также тренировка их взаимодействия с другими людьми, развитие и реабилитация их повседневных и профессиональных навыков. Обучение навыкам повседневной деятельности и реабилитация иногда проходит и в группе. Так, группа по развитию навыков самообслуживания — ADL (Activity of Daily Living) — работа в группе


 

Технология социальной работы

направлена на выработку навыков личной гигиены или ведение домашнего хозяйства. Если это необходимо, предусматривается приобретение рабочей сноровки и профессиональных навыков (например, работа в ботаническом саду, работа в конторе, ремесло, творческая деятельность, занятие музыкой, движения, работа с глиной, текстилем или красками). Подбор соответствующих вспомогательных средств (коляска для передвижения, резиновое утолщение на авторучке или ложке, вилке, позволяющее ребенку с нарушениями функций тонкой моторики самостоятельно делать записи, есть), делающих человека относительно самостоятельным, — также задача специалиста по трудотерапии. Главная цель этой профессии состоит в том, чтобы создать все возможные условия для обеспечения активности человека в трех наиболее важных областях жизни: работа, досуг, самообслуживание.

Существует также близкий, но не совпадающий с трудотерапией вид реабилитации — социотерапия. Это прежде всего различные виды деятельности, рассчитанные на свободное время, когда ставится цель ликвидации последствий изоляции и пассивности клиента. Образовательная деятельность (кружки, заочные курсы, обучение на общеобразовательных курсах, развлечения, праздники, юбилеи), терапия окружающей средой {как физической, так и взаимоотношениями между пациентами) — все это является инструментом психосоциальной помощи. Критерии эффективности — общая цель, добровольность, толерантность к симптому, общая ответственность, позитивная коммуникация, обмен информацией, доступность информации, максимальная открытость и учет мнения каждого5. Эта деятельность практически аналогична социокультурной анимации, существующей в ряде стран Европы.

Что же является содержанием оккупационной терапии и кто нуждается в ее услугах?

Оккупационная терапия начинается с функциональной диагностики, необходимой для определения числа и

5 См.: Стенсмо К. Социальная педагогика. — Барнаул, 1995. С. 45—46.


5. Ориентация системы социальной работы на специфику группы... 271

степени затруднений, которые испытывает человек, а также его ресурсов. Вместе с клиентом и другими членами команды оккупационный терапевт разрабатывает план реабилитации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков. Например, когда человек оправляется от перенесенного инсульта, он возвращается к обычным ежедневным занятиям: умыванию, купанию, одеванию, приготовлению пищи, уходу за домом, возобновляет социальные контакты. Все эти элементы будут являться средствами реабилитации, и во многих случаях необходим совет специалиста, чтобы не допустить слишком больших нагрузок. Игровая деятельность часто становится важным средством реабилитации для детей, которым необходимо улучшение координации зрения и рук, развитие мелкой моторики для того, например, чтобы добиться успеха в школьных занятиях. На протяжении курса реабилитации статус пациента часто пересматривается, при этом изменения в реабилитационной программе обсуждаются с членами всей команды, врачом, самим пациентом и его семьей.

Ключевой элемент оккупационной терапии — это выбор видов занятий, которые не только формируют навыки, важнейшие для независимого функционирования, но и имеют значение для человека, нуждающегося в реабилитации. Скажем, достижение самостоятельности в приготовлении пищи является жизненно важной целью лишь для людей, которые прежде делали это или должны делать сейчас, чтобы оставаться независимыми. Успешное удовлетворение потребностей индивида в контексте его окружения — сущность оккупационной терапии. Для кого предназначена оккупационная терапия? О Оккупационная терапия (ОТ) необходима младенцам и детям с проблемами, связанными со следующими диагнозами:

недоношенность;

• церебральный паралич или мускульная дистро
фия;


 

Технология социальной работы

• отклонения в развитии, включая умственную от
сталость, spina befida, врожденные аномалии;

• педиатрические заболевания, такие как детский
ревматический артрит;

• трудности в обучении, включая дислексию,
школьная неуспеваемость;

• эмоциональные расстройства, поведенческие
проблемы, аутизм, фобии.

О Ранняя ОТ для детей с этими и другими подобными проблемами позволяет:

• облегчить нормальное развитие и стимулировать
раннее обучение;

• развить двигательные навыки, понимание себя,
эмоциональную зрелость, когнитивную сферу,
коммуникацию;

• достичь самостоятельности в жизненных навы
ках, включая самообслуживание, мобильность и
социальную адаптацию.

О ОТ необходима подросткам и молодым людям, испытывающим проблемы, связанные со следующими факторами:

• семейной и социальной адаптацией;

• алкогольной или наркотической зависимостью,
патологическим социальным поведением, рас
стройствами аппетита;

• неврологической недостаточностью на почве
травм, ранений головного и спинного мозга;

• ортопедическими ограничениями на почве не
счастного случая или заболевания;

• нервно-психическими расстройствами и трудно
стями в обучении.

П ОТ для подростков и молодых людей с этими и другими подобными проблемами позволяет:

• улучшить сенсорику и моторику;

• увеличить мобильность, силу и выносливость;

• проверять функционирование протезов и облег
чать привыкание к ним;


5. Ориентация системы социальной работы на специфику группы... 273

• стимулировать здоровые, продуктивные взаимо
отношения;

• получить предпрофессиональные и профессио
нальные навыки.

CJ ОТ необходима взрослым, испытывающим проблемы, связанные со следующими причинами:

• профессиональными травмами, включая ампу
тации, повреждение руки, ожоги;

• сердечно-сосудистыми заболеваниями, включая
инфаркт миокарда, и периферийными сосудис
тыми заболеваниями;

• психическими заболеваниями и угрозой психи
ческому здоровью, включая реакции на стресс,
алкогольную и наркотическую зависимость,
депрессию и шизофрению;

• неврологическую дисфункцию, включая опухо
ли мозга, склероз.

О ОТ для индивидов с этими и другими подобными проблемами позволяет:

• увеличить возможности для самостоятельного
функционирования на ежедневных занятиях,
требующих применения физических, социаль
ных и когнитивных навыков;

• расширить функции, используя терапевтичес-г
кую деятельность или реабилитационные техно
логии, включая протезирование;

• помочь в поддержании и развитии выносливос
ти, применяя техники консервации энергии и
упрощения работы;

• обеспечить средства и технологии, компенсиру
ющие недостаточность функций;

• развить приемлемые навыки решения проблем
и управления жизненными ситуациями.

П ОТ необходима пожилым людям с проблемами, связанными со следующими факторами:

• утратой физических функций в результате арт
рита, сердечных заболеваний, рака, церебровас-
кулярной травмы, болезни Паркинсона;


 

Технология социальной работы

• ослаблением когнитивного функционирования
по причине болезни Альцгеймера, органическо
го поражения мозга, артериального склероза или
депрессии.

О ОТ для пожилых людей с этими и другими подобными проблемами позволяет:

• затормозить или предупредить дегенеративные
эффекты старения или функциональных затруд
нений;

• увеличить самостоятельность в повседневной
деятельности и связанных с ней навыков само
обслуживания;

• предоставить объективную оценку когнитивно
го функционирования в связи с важнейшими
жизненными навыками, скажем, такими, как
обращение с деньгами, планирование питания
и приготовление пищи;

• обеспечить адаптирующее оборудование, чтобы
поддержать или усилить функциональную неза
висимость;

• оценить жизненную среду в аспекте архитектур
ных или инвайронментальных барьеров;

• справиться с изменениями и утратами, сопут
ствующими пожилому возрасту;

• найти ресурсы в социальном окружении;

• распознать и оказать сопротивление депрессии.
П Оккупационный терапевт может также обучить не
обходимым навыкам и тех, кто ухаживает за боль
ным, престарелым или инвалидом, например:

• технике снятия физического и эмоционального
стресса, связанного с уходом за кем-либо;

• способам определения и усиления возможнос
тей человека для самостоятельной жизни;

• технике передвижения и позиции, позволяю
щим уменьшить затрату усилий того, кто осу
ществляет уход;

• умению найти занятия, значимые и интересные
для человека;


5. Ориентация системы социальной работы на специфику группы... 275

• умению подобрать адаптирующие механизмы,
протезы и другие средства, которые могут уп
ростить задачу ухода за больным;

• способам нахождения и применения ресурсов
окружения, таких как временная няня или до
ставка обеда на дом;

• способам оборудования домашней среды для бе
зопасности и мобильности.

Оккупационная терапия в различных странах мира является интегральной частью основного комплекса услуг здравоохранения и социальной защиты, которые оплачиваются многим людям за счет мощных государственных программ и частных страховок. В частном секторе социально-медицинского обслуживания, широко представленного в США, существует система фондов крупных корпораций, таких как «Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер», которые занимаются страхованием. Среди государственных программ, которые покрывают эти расходы: Medicare, Medicaid, Программа гражданского здравоохранения (CHAMPUS), Федеральная программа здравоохранения служащих (FEHBP), Закон о реабилитации, Закон об образовании инвалидов, Закон о пожилых американцах, Программы охраны здоровья матери и ребенка, Программы услуг по охране психического здоровья и лечения алкогольной и наркотической зависимости, Программы компенсаций государственным работникам.

П Оккупационная терапия выгодна с социально-экономической точки зрения, так как позволяет:

• значительно сократить пребывание человека в
больнице;

• уменьшить нужду в госпитализации и институ-
циализации (содержании в учреждении);

• обеспечить скорейшее возвращение на работу;

• сократить число услуг и время ухода, требуемых
после выписки из больницы;

• предотвратить осложнения и последующую ин
валидность;

• облегчить возвращение человека в общество.


 

Технология социальной работы

В ряде стран оккупационные терапевты и ассистенты по ОТ работают в разнообразных учреждениях и организациях, например:

• в отделениях скорой помощи;

• центрах детского здоровья, детских поликлиниках;

• реабилитационных центрах;

• психиатрических больницах;

• общежитиях и центрах «на полпути» (half-way) для
людей, возвращающихся к нормальной жизни;

• центрах психического здоровья, психиатрических
диспансерах;

• государственных и частных школах;

• поликлиниках и больницах;

• центрах дневного ухода за детьми, детских садах;

• центрах для людей с нарушениями развития;

• в частной практике;

• центрах лечения ожогов;

• клиниках, специализирующихся на реабилитации
рук;

• учебных центрах микрорайонов;

• неонатальных центрах интенсивной терапии;

• ортопедических клиниках;

• домах престарелых.

Итак, оккупационная терапия представляет собой профессию в сфере здравоохранения и реабилитации. Специалисты по ОТ оказывают услуги людям любого возраста, имеющим физическую, эмоциональную, социальную недостаточность и вследствие этого нуждающимся в особой помощи, обучении функциональным навыкам, позволяющим вести независимую, продуктивную и удовлетворяющую их жизнь.

Оккупационные терапевты являются опытными специалистами. В США специалист по ОТ должен быть выпускником бакалавриата или магистратуры по данному направлению и пройти от шести до девяти месяцев инструктированной практики в клинике. Ассистент по ОТ


5. Ориентация системы социальной работы на специфику группы... 277

оканчивает аккредитованные курсы и, по крайней мере, два месяца инструктированной практики. По окончании курсов и практики терапевт или ассистент проходят государственную сертификацию для того, чтобы получить право работы по специальности. В России эта профессия относится к числу новых, но, безусловно, перспективных, она является междисциплинарной, и потому требуется соединение усилий различных ведомств и министерств для придания ей профстатуса и наполнения соответствующим содержанием. Оккупационная терапия может стать составной частью социального обслуживания инвалидов, с ее помощью решаются задачи медико-социальной работы и социальной реабилитации.

|PQ[ Литература

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. —
М., 1991.

2. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семь
ями, имеющими детей-инвалидов. — М., 1992.

3. Гришина Л. П. Актуальные проблемы инвалидности
в Российской Федерации. — М., 1995.

4. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место со
циальных работников в обслуживании инвалидов и
пожилых людей. — М.: Ин-т соц. работы, 1995.

5. «Дорога — это то, как ты идешь по ней...» Соци
ально-реабилитационная работа с семьей нетипич
ного ребенка: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яр-
ской, Е.Р. Смирновой. — Саратов: Изд-во ПФРУЦ,
1996.

6. Забратная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомога
тельной школе: Рабочая книга родителей. — М.: Пе
дагогика-Пресс, 1993.

7. Каткова И.П., Кузнецова В.В. Методические осно
вы организации социальной работы в семьях детей-
инвалидов// Социальная работа в учреждениях
здравоохранения. — М., 1992.



Технология социальной работы


5. Ориентация системы социальной работы на специфику группы... 279


 


 


8. Конвенция о правах ребенка. М., 1993.

9. Правовая защита семей, воспитывающих детей-ин
валидов: Сб. нормативных актов. М., 1996.

 

10. Проблемы деинституционализации детей-инвали
дов. — М.: Социально-технологический институт
МГУС, 2001.

11. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Соци
окультурные аспекты. — Саратов: Изд-во Сарат.
ун-та, 1996.

12. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и
инвалидов. — М.: Минсоцзащиты, 1992. Вып. 4.

13. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития:
Книга в помощь родителям. Пер. с англ. — М.: Пе
дагогика, 1988.

14. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реа
билитация: Учебное пособие. — М.: Дашков и К,
2002.

15. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М.:
Центр общечеловеческих ценностей, 1994.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.068 с.)