Вопрос 1. Социальная работа как вид профессиональной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Социальная работа как вид профессиональной деятельности.



ВОПРОС 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Основные черты социальной работы как вида профессиональной деятельности

Профессиональная социальная работа связана с деятельностью служб и учреждений социальной защиты населения. Она, как и иные профессиональные занятия, сформировалась на основе общественного разделения труда.

Непрофессиональная социальная работа включает в себя различные виды добровольной помощи и поддержки как образцы социальной практики. Благотворительность, попечительство, бескорыстное служение религиозного и светского характера во всех странах явились предпосылками для становления профессиональной социальной работы.

Практическая деятельность в социальной работе нацелена как на разрешение проблем клиента, так и на взаимодействие с различными службами, учреждениями, организациями, способствующими их решению. Вследствие широты и разнообразия указанных проблем эта деятельность имеет интегративный характер, т.е. требует применения комплекса средств и влияний с целью обеспечения уровня жизнедеятельности, определенного нормами данного общества. Она включает выявление проблем личности, группы, социального слоя; регулирование социальных отношений и приведение их в соответствие с требованиями цивилизованного общества; создание условий, при которых объект деятельности сможет самостоятельно функционировать в социальной сфере; формирование ответственности, как личности, так и общества за социальное и индивидуальное развитие и т.д. Практическая социальная работа, таким образом, затрагивает интересы различных слоев общества, его институтов, организаций и граждан.

Цель, субъекты и объекты социальной работы.

П.Д. Павленок главной целью социальной работы как практической деятельности, называет стремление удовлетворить потребности и интересы клиентов. Эта общая цель, на его взгляд, может быть конкретизирована с учетом ее составных частей (подцелей):

- усиление самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать различные проблемы:

- создание условий, в которых клиенты могут максимально проявить свои возможности и получить все полагающееся им по закону;

- адаптация и реабилитация клиентов в обществе;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение со стороны окружающих.

Cубъектами социальной работы являются профессиональные социальные работники высшего и среднего звена, люди, занимающиеся социальной работой на общественных и благотворительных началах, лица, обучающие социальной работе, работники административно-управленческих структур социальной сферы.

Основанием для классификации объектов социальной работы могут выступать состояние их здоровья; правовое положение; материальное положение; имущественное положение; тип поведения и т.д. Так, на основе каждого из названных критериев можно выделить следующие категории объектов: инвалиды; люди, чьи права были нарушены вследствие национальных и религиозных конфликтов; бедные; жертвы социальных и иных катастроф, повлекших за собой утрату их имущества; лица с девиантным поведением.

Средства оказания практической социальной помощи.

М.В. Фирсов считает, что в практике социальной работы последовательные действия социальных работников относительно клиентов, называемые методами, группируются следующим образом: - индивидуальная работа с конкретным случаем; - работа с группой; - работа в микросоциальной среде.

Однако как утверждает Е.И. Холостова, индивидуальная социальная работа, работа с группой и работа в микросоциальной среде является уровнями социальной работы как практической деятельности.

Индивидуальной социальная работа или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.

Социальная групповая работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности – от благосостояния и образования до адаптации и восстановления.

Социальная групповая работа включает различные виды деятельности:

- развитие целой группы или отдельного члена группы;

- развитие взаимной помощи и поддержки среди членов группы;

- использование группового процесса для жизнедеятельности группы;

- развитие автономности в группе.

Итак, социальная работа как практическая деятельность осуществляется на трех уровнях: первый уровень это индивидуальная работа с конкретным случаем, второй уровень это работа с группой, и третьим уровнем социальной работы как практической деятельности является социальная работа в микросоциальной среде. На каждом из этих уровней применяются специфические методы работы.

 

ВОПРОС 2. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА.

Социальная структура информационного общества.

Понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х гг.

Информационное общество – это общество, где все средства информационной технологии, т. е. компьютеры, интегрированные системы, кабельная, спутниковая и другая связь, видеоустройства, программное обеспечение, научные исследования нацелены на то, чтобы сделать информацию общедоступной и активно внедряемой в производство и жизнь.

Инфраструктурой информационного общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника.

Важными перспективными направлениями развития информационного общества являются – интеллектуализация общества, создание и внедрение новых социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества – знаний; создание единых универсальных программно-инструментальных средств для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях; формирование новой системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего.

ВОПРОС 3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Социальная работа является относительно новой для нашей страны областью научно-практической деятельности и многие ее аспекты в теоретическом плане остаются дискуссионными (например, вопрос о методах социальной работы, их классификация).

ВОПРОС 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ.

Социальные проблемы семьи.

Основные социальные проблемы семьи:

1. трудное материальное положение семьи;

2. ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

3. злоупотребление алкоголем и наркотиками;

4. жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

5. антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;

6. социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.

ВОПРОС 5. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Понятие миграции.

Миграция – это перемещение, переселение людей, связанное с изменением местожительства на срок не менее 6 месяцев. Такое переселение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция). В основе миграционных процессов лежат причины экономического, политического, социального, национального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер.

Миграционные процессы, если они крупномасштабны, имеют существенные последствия для государства, а поэтому всегда находятся в центре внимания не только миграционных служб, но и социальных работников. Недавнее историческое прошлое нашей страны подтвердило влияние миграционных процессов на расселение народов и культурно-хозяйственное освоение территорий. Поднятие целины, рост Промышленных центров, урбанизация, появление новых рабочих мест, подъем уровня образования, науки и культуры, укрепление межнациональных связей – все это следствие миграционных процессов. Период перестройки породил новую волну миграции, вызванную другими обстоятельствами. Это межнациональные конфликты, ущемление прав русскоязычного населения в республиках бывшего Союза, война в Чечне и многие другие.

Федеральное законодательство

Исходя из главы 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ и они осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.6 указанного закона). Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта РФ.

В ст. 7 ФЗ "Об опеке и попечительстве" задачи органов опеки и попечительства определены таким образом: 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; а также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Однако данный закон распространяется как на несовершеннолетних, так и на совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Исключительно в отношении детей вышеуказанные (и иные) вопросы систематизирует Семейный Кодекс РФ.Раздел VI полностью посвящен воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из положений ст.121 СК РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Помимо выявления, вышеуказанные органы ведут учет и устройство таких детей, а также ведут контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Должностные лица различных организаций и учреждений, а также иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся по тем или иным причинам без родительского попечения, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п.1 ст.122 СК РФ). Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязанпровести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его дальнейшем устройстве.

На территории Российской Федерации в целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи, был принят Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". В первой статье первой главы данного закона формулируются понятия "государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "региональный банк данных о детях", "федеральный банк данных о детях", "федеральный оператор государственного банка данных о детях", "региональный оператор государственного банка данных о детях" и "граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи".

В связи с исполнением федерального законодательства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, многие функции по выявлению, учету и непосредственной работе с этой категорией детей переданы на региональный уровень. И на современном этапе развития законодательства тот или иной регион РФ самостоятельно старается решить вопросы, связанные с проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Понятие социализации.

Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни.

Норма и отклонения.

Под отклонением принято обозначать то, что не соответствует норме. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость, и талантливость. Характер отклонений может быть: - негативный – такие отклонения в поведении оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом (преступность, алкоголизм, наркомания и др.); - позитивный такие отклонения в поведении служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми (экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество и др.).

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы – это некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Теории девиаций.

Психологические теории. Подобно биологическим теориям, психологические теории ищут объяснение отклонений поведения в индивидууме, а не в обществе. В основе психологических (психоаналитических) теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности.

Социологические теории девиантного поведения. Социологические объяснения причин девиации берут свое начало с работ одного из классиков социологии Э. Дюркгейма (1858- 1917), который сформулировал концепцию аномии, т.е. массового отклонения от существующих в обществе норм как главной причины девиации. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения может привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм).

Объяснения, исходящие из понятия субкультуры. В теории аномии, развитой Р. Мертоном, в детерминизации девиантного поведения серьезное внимание уделено ценностям культуры, уклонение от которых способно привести к девиантным поступкам. Эта идея нашла более конкретное воплощение в разработанной американским социологом А. Коэном теории делинквентных (от англ. delinquency – правонарушение) субкультур. Эта теория исходит из того, что аномия приводит достаточно большие группы индивидов, в первую очередь молодых, не устроившихся в жизни, к поиску новых форм поведения, не соответствующих распространенным в обществе ценностям доминирующей культуры.

Содержание деятельности общественных организаций по оказанию социальных услуг нуждающимся гражданам.

Общественная организация представляет собой общность людей, объединенных на добровольных началах совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.

Основные направления реализации социальной политики третьим сектором:

Трудоустройство.

2. Предоставление услуг. Так же, как коммерческие субъекты и публичные учреждения, они предоставляют различного рода услуги. Это, в особенности, социальные (напр., в области здравоохранения) либо публичные (напр., образовательные) услуги. Получение этих услуг является правом каждого гражданина, и часто они бесплатны.

3. Борьба с негативными последствиями саморегулирования рынка (так называемого, marketfailure). Третий сектор играет особенно важную роль в предоставлении общественно важных благ и услуг, которые не соотносятся с механизмами рынка и с расчетом в категориях экономической прибыли. Речь идет, например, о религиозных, общественных потребностях, стремлении к самореализации, сочувствии, чувстве солидарности – то есть благах, обмен или предоставление которых подчиняется иным, чем рыночные, ценностям.

4. Контроль предоставления публичных благ. В части, посвященной общественным и политическим функциям организаций, мы пишем об их функции заботы об общем благе. Эта черта деятельности организаций имеет также свое экономическое измерение. Организации стоят на страже качества благ, предоставляемых администрацией. Публичными благами являются, например, уличное освещение, но также общественный порядок, чистая окружающая среда.

5. Уменьшение государственных расходов на социальную помощь. Третий сектор это в значительной степени организации, стремящиеся включить в общественную жизнь маргинальные групп. Они работают с, так называемыми, «трудными клиентами», людьми в большой степени зависимыми от государственных учреждений социальной помощи. С перспективы государственного бюджета деятельность организаций может значительно сократить расходы на социальные выплаты, повлиять на сокращение теневого трудоустройства, или же уменьшить расходы на здравоохранение.

6. Косвенное содействие экономическому развитию – формирование «общественного капитала». Сильное неправительственное движение учит плюрализму, вере в учреждения и уважению к праву. Это, в свою очередь, способствует формированию плотной сети общественных связей и рождает чувство общины (сообщества, общности).

Основным учредительным документом общественного объединения является его Устав. Устав объединения должен предусматривать статью 20 данного Федерального закона.

Устав общественного объединения должен предусматривать: 1) название, цели общественного объединения, его организационно - правовую форму;2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно - ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

 

Содержание, цели и задачи деятельности государства в области социальной политики.

Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей: - обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;- обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;- создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;- формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач: 1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Приоритеты государственной политики: - инвестиции в человеческий капитал. - подъем образования, науки, здравоохранения. - построение национальной инновационной системы. - развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики. - развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний. - реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

 

Социальные функции религии.

Социальные функции религии – характер и направленность влияния религии на индивида, общество или его составные части. Религия выполняет ряд взаимосвязанных функций, формирующих систему её социальных функций.

Мировоззренческая функция – формирование у человека устойчивого мировоззрения, религиозного взгляда на мир и места в нём человека, определённых жизненных ориентаций и установок, базирующихся на религиозном объяснении мира, догматике, символах веры.

Регулятивная функция – формирование норм социально-дозволенного и одобряемого поведения, посредством религиозных идей, отражающих ценностные установки.

Легитимирующая функция – (лат. legitimus – законный) узаконивание определённого общественного порядка, социальных институтов на основе религиозных ценностей и норм, высочайших религиозных принципов – максим (лат. maxima – принцип).

Коммуникативная функция – создание и поддержание социальных связей верующих между собой и с окружающим обществом, средство общения по поводу вероучения. Культовые мероприятия рассматриваются еще и как общение со сверхъестественными силами.

Интегрирующая функция – объединение в общность, как отдельных индивидов, так и различных слоев и групп общества, на основе общих религиозных идей и культовой деятельности.

Стабилизирующая функция – обеспечение сохранения веры, укрепления социальных институтов и общественного порядка, посредством положительного влияния на конфликты и изменения, постоянно происходящие в обществе, в определённой степени, управление ими.

Компенсаторная функция – восполнение, в настоящем или будущем времени, практического бессилия человека в противостоянии агрессивному окружающему миру. Результатом является преодоление последствий стресса, восстановление психологического равновесия, сохранение внутреннего покоя, на основе этого, поддержание общественной стабильности.

Воспитательная функция – целенаправленное постоянное воздействие на человека комплекса религиозных мероприятий, способов и средств, с целью формирования у него религиозного сознания и мировоззрения, а также соответствующего активного поведения. Воспитуемым при этом передаётся определённая сумма религиозных знаний, навыков, умений.

Политическая функция – разработка религиозной политической идеологии, формирование соответствующего сознания, взглядов, культуры, способности человека анализировать политические события и выбирать приемлемый вариант поведения.

Экономическая функция – разработка идей служения обществу и Богу посредством труда высокого профессионализма и качества, а также хозяйственной этики, являющейся основой общественного хозяйственного порядка.

Культурообразующая функция – реализация собственной природы религии в упорядочивании, гармонизации и развития общественных процессов, взаимодействия общественных институтов и формирования общественных отношений. Эта функция определяется религией, с одной стороны, как неотъемлемой составной части культуры, с другой, как творца этой культуры и субъекта постоянного её развития и совершенствования, накладывающего свой отпечаток на все её компоненты.

Социальное значение религии определяется суммарным результатом осуществления ее функций в процессе общественных отношений, оценивающимся по параметрам влияния на общественный прогресс, реализацию национальных интересов и укрепление национальной безопасности.

Недостаток государственных финансовых ресурсов на общественное призрение во второй половине XIX века вынуждает обратиться к более сильному вовлечению общественности в социальную работу. После земской (1864 г.) и городской (1880 г.) реформ основная нагрузка по развитию системы социальной защиты легла на городское и земское самоуправление. Таким образом, социальная работа и ее управление переместились на более низкий уровень рассмотрения, но это имело и позитивные стороны: более глубокое понимание проблемы и методов борьбы с ней. Наиболее важным достижением этого времени является уход от приказного формализма и переход на принципы адресности социальной помощи. Фактически зарождались элементы социальной помощи на базе проверки нуждаемости

ВОПРОС 30. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Образовательное пространство как сфера социальной работы.

Социальная работа в системе образования еще только начина­ет свое становление как особое направление социальной сферы Российской Федерации.

В связи с этим следует указать на со­циально-педагогические аспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей пред­стоит действовать:

- дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.);

- работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних зада­ний, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами и т.д.);

- воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспи­танию, развитие самостоятельности и т.д.);

- формы, содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.);

- социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи);

- социальная работа в школе.

Образование, таким образом, становится одним из важнейших факторов развития социальных процессов в нашей стране, осуществляющим социальную и правовую защиту личности, обеспечивающим активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементами микросоциума.

Социальные функции школы.

Социальные функции школы:

1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта.

2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

4. Соц.педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

30.3. Задачи и основные направления деятельности социального работника в образовательных учреждениях разного типа.

Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений. Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с другой – от научных представлений о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения.

Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции.

Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). Причем следует иметь в виду, что «требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее» (ст. 19 раздела 2 Закона «Об образовании»).

Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение условий жизни учащихся – оформление социальных паспортов – формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам и координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем детей «группы риска».

Свою специфику имеет социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования. Социальный работник должен учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15-19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность найти социально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассматривается как опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер – вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное или среднее профессиональное образование.

Социальная работа в вузах – еще одно из возможных направлений профессионального функционирования социальных работников в области образования.

Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное от учебы время, а из обеспеченных – получать дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать. Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.

Определения социального государства, формировавшиеся в течение более ста лет, при всей кажущейся разнородности содержат ограниченный набор константных признаков.

Первым константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки государства всем членам общества.

Вторая константа определений социального государства фиксирует правовую природу осуществления его социальной политики, право осуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов.

В качестве третьего константного признака выступает наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат.

Четвертым инвариантным признаком социального государства можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости.

Пятая константа связана с признанием ответственности социального государства за уровень благосостояния своих граждан.

В Конституции РФ утверждается, что социальное государство в России является свершившимся фактом. Очевидно, что это утверждение является попыткой выдать желаемое за действительное.

В ст.7 Основного закона говорится о том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Однако в п.2 ст.7 Конституции РФ п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 2009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.06 с.)