Профессиональное становление в контексте жизненного пути личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное становление в контексте жизненного пути личности



 

Проблема профессионального становления сегодня одна из самых разра- батываемых в психологии. В рамках различных подходов активно изучаются основные закономерности и тенденции профессионального развития специали- ста; движущие силы и факторы профессионального развития [Маркова А.К., 1996; Митина Л.М., 2004; Поваренков Ю.П., 2002]; феномен и критерии про- фессионализма [Дружилов С.А., 2002]; проблема развития способностей в про- фессиональной деятельности [Кузьмина Н.В. 1990; Шадриков В.Д., 1996; Кар- пов А.В., 2005]. Также разрабатываются более частные вопросы: анализ регуля- тивных процессов в структуре профессиональной деятельности [Карпов А.В., 2005]; технологии и принципы психологического сопровождения на этапе вы- бора профессии [Митина Л.М., 2003; Осницкий А.К., 2003], изучение специфи- ческих особенностей профессионального развития представителей экстремаль- ных профессий [Семыкин С.Е., 2007]. И, наконец, сравнительно молодое на- правление – изучение вариантов негативного влияния профессии на личность специалиста, в частности изучение динамики развития «эмоционального выго- рания» и профессиональных деформаций.

Представляет особый интерес рассмотрение особенностей профессио- нального становления человека в контексте рассмотрения жизненного пути личности в рамках субъектно-деятельностного подхода. Событийно- биографический подход к изучению личности как субъекта своего жизненного пути в отечественной психологии развивался в трудах Б.Г. Ананьева [Ананьев Б.Г., 2001], С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн С.Л., 1997]. Основным элементом анализа в нем служит событие – простейший элемент жизненного пути. В рам- ках этого подхода подчеркивается уникальность и неповторимость жизненного


 

 

пути каждого человека; обосновывается необходимость изучения развития че- ловека, прежде всего, в связи с переживанием им событий своей собственной жизни. Авторами подчеркивается, что именно способ переживания человеком событий своей жизни определяет психологическую судьбу его личности. Так, С.Л. Рубинштейн писал: «Всякий человек имеет свою историю, поскольку раз- витие личности опосредовано результатом ее деятельности…лишь по мере то- го, как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, она через них растет и формируется… Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, прохо- дит через то, что он сделал… в этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь» [Рубинштейн С.Л., 2000, С. 642].

Достаточно интересно С.Л. Рубинштейн употреблял понятие «вершина жизни» в связи с проблемой развития личности: «Человек, сделавший что- нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком» [Ру- бинштейн С.Л., 2000, С. 642]. Исследователь видел проблему в том, чтобы дос- тигая вершин жизни, человек не исчерпывал себя «до дна», сохраняя мотива- цию, силы и потенциал для новых свершений. Он обращал особое внимание и на то, что для достижения вершин совершенно недостаточно иметь высокий уровень развития способностей. Продвижению к вершинам может привести только та деятельность, которая воспринимается человеком как личностно зна- чимая. «Человек лишь постольку является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои «события» – уз- ловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с приня- тием того или иного решения на более или менее длительный период определя- ется жизненный путь человека» [Рубинштейн С.Л., 2000, С. 643].

С.Л. Рубинштейн выдвинул идею о жизненном пути личности, с одной стороны, как о некоем целом, с другой – как о некоторых, качественно опреде-


 

 

ленных этапах, каждый из которых может благодаря активности личности стать поворотным и радикально изменить ее жизненный путь.

Таким образом, уже в трудах С.Л. Рубинштейна обозначилась категория

«субъекта», которая в настоящее время исследуется в рамках философских и психологических концепций развития личности.

Представления о человеке как субъекте жизни, первоначально обозна- ченные в трудах С.Л. Рубинштейна, нашли отражение в работах А.В. Брушлин- ского [Брушлинский А.В., 2003], К.А. Абульхановой-Славской [Абульханова- Славская К.А., 2001] и др.

А.В. Брушлинским было раскрыто содержание активности как фактора детерминации психики, существенно расширены представления о человеке как субъекте (определено понятие «субъект», выявлены критерии, отличающие его от индивида, личности, индивидуальности). Так, в работе «Психология субъек- та» А.В. Брушлинский отмечал: важнейшее из качеств человека «быть субъек- том, т.е. творцом своей истории, вершителем собственного жизненного пути» [Брушлинский А.В., 2003, С. 49]. И далее … «субъект – это человек, люди на высшем (индивидуализировано для каждого) уровне деятельности, общения, целостности, автономности и т.д.» [Брушлинский А.В., 2003, С. 21]. Раскрывая взгляды на общую проблему детерминизма, А.В. Брушлинский отмечал, что

«не психическое и не бытие само по себе, а субъект, находящийся внутри бы- тия и обладающий психикой, творит историю» [цит. по: Рябикина З.И., 2013, С. 8].

Рассматривая личность как субъект жизни, К.А. Абульханова-Славская выделяет следующие критерии [Абульханова-Славская К.А., 1991]:

1. Личность в качестве субъекта - организатор, координатор своей жиз- ни и деятельности, событий, ситуаций, отношений.

2. Личность как субъект способна использовать свои психические, лич- ностные, профессиональные возможности и опыт в решении жизненных си- туаций.


 

 

3. Интенция личности как субъекта на совершенствование своей инди- видуальности, жизни, деятельности через присвоение высших общечеловече- ских, духовных и культурных ценностей.

4. В становлении личности как субъекта проявляется взаимосвязь со- ставляющих жизненного пути: жизненной позиции, жизненной линии, жиз- ненной перспективы.

5. Наличие, поддержание и развитие личностью смысла жизни как субъ- ективного ценностного обобщения жизни. Подлинность жизни проявляется в жизненной стратегии, отвечающей смыслу жизни человека.

6. Отношение личности к себе как субъекту проявляется в зрелости «Я- концепции», ответственности, инициативности. Так, в понимании С.Л. Рубин- штейна, ответственность – это не только осмысление и осознание человеком последствий уже содеянного, но и ответственность за все «упущенное». Имен- но такой подход определяет глубину и принципиальные возможности прожи- вания жизни, возможности ее изменения и преобразования [Рубинштейн С.Л., 2000]. Ответственность как верность самому себе - есть результат глубокого понимания себя, своих чувств, потребностей, переживаний.

7. Способность личности к разрешению жизненных противоречий и ста- новлению новых личностных качеств.

8. Способность личности к построению жизненной стратегии. Стратегии жизни, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, на уровне сознания вопло- щаются в возможности личности относиться к себе как к источнику жизнен- ных перемен, причине событий, поступков. «Стратегия жизни состоит в спосо- бах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с цен- ностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, в преодо- лении своей боязни потерь и в нахождении самого себя» [Абульханова- Славская К.А., 1991, С. 36].

В рамках субъектного подхода вводились такие теоретические конструк- ты как «субъект жизни», «время жизни», «жизненный путь». Авторами под-


 

 

черкивалось, что время жизни дано человеку как его настоящее, с временными перспективами прошлого и будущего, развернутое и непосредственно связан- ное с социальным настоящим, с социально-историческими событиями и пер- спективой развития общества [Рубинштейн С.Л., 1997].

Теоретическая разработка проблемы «временной перспективы» как фак- тора изменения личности была предложена К.А. Абульхановой-Славской. Жизненный путь определяется ею как пронизывающий все возраста, единый на протяжении всего времени жизни способ развития личности. Раскрывая психо- логическую природу субъекта через совокупность его отношений к миру, автор подчеркивала, что способность выстраивать собственную «жизненную страте- гию» через осознание и понимание жизненной перспективы – есть центральная характеристика человека как субъекта жизни [Абульханова-Славская К.А., 1991]. В работе «Время личности и время жизни» К.А. Абульханова–Славская отмечала, что «категория субъекта философски указывает на потенциальную возможность, способность личности быть эпицентром, интегратором, коорди- натором составляющих своего жизненного пути, прокладывать в нем свои ли- нии, рассматривать свою логику, строить свои перспективы» [Абульханова- Славская К.А., 2001, С.277]. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, различ- ные изменения в жизни человека, кризисы в профессиональном и возрастном развитии могут депривировать эту потребность, и в этом случае отсутствие по- требности иметь жизненную перспективу приводит к ограничению временного пространства личности и тем самым сужает его личностное смысловое про- странство [Абульханова-Славская К.А., 2001].

Принимая из социума некоторый готовый ответ на вопрос о смысле сво- его существования, человек совершает бегство от свободы, одиночества ценой отказа от собственной индивидуальности. Для того чтобы успешно переносить эту ситуацию неопределенности, действовать в отсутствие однозначных внеш- них ориентиров, необходим определенный личностный ресурс, описанный в философии как «мужество быть» [Тиллих П., 1995]; «усилие во времени» [Ма-


 

 

мардашвили М.К., 1997] или как «личностный потенциал» в психологии [Ле- онтьев Д.А., 2004]. Открывая и осуществляя уникальный смысл собственной жизни, человек остается в ситуации экзистенциального одиночества, но пре- одолевает отчуждение, реализуя отношение, связывающее его с человечеством, другими людьми.

Итак, способность человека изменять окружающую действительность и себя в отношении к ней – сущностная характеристика субъекта. Так, Л.И. Ан- цыферова отмечала, что развитие личности никогда не может быть сведено к серии «случайностей». Это всегда «жизненный выбор» конкретного человека [Анцыферова Л.И., 2006]. Таким образом, выступая субъектом своего собст- венного развития, человек постоянно «находится в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут вполне проявиться и развиться его уникальные потенции» [Низовских Н.А., 2007, С. 39].

Преломляя эту идею к процессу профессионального развития, исследо- ватели отмечают, что в процессе профессионального становления человек, вы- ступая как субъект деятельности, изменяет, преобразует профессиональную деятельность и одновременно качественно изменяется сам. В этом и заключа- ется уникальный смысл становления человека как субъекта профессиональной деятельности.

Таким образом, основываясь на концептуальных положениях исследова- телей профессионального становления и развития личности, профессиональное становление мы будем рассматривать как модель выстраивания своего жиз- ненного пути, построение особого способа жизни, при котором, человек, раз- решая объективные и субъективные противоречия, становится субъектом соб- ственной профессиональной деятельности.

При этом, по мнению Ю.П. Поваренкова, субъекта профессиональной деятельности отличает: способность дозировать степень вовлеченности в про- цесс профессионального становления; способность четко отслеживать уровень собственных профессиональных достижений; профессиональная зрелость и


 

 

сформированность подструктуры профессионального самосознания; способ- ность к самосовершенствованию и сохранению своей сущности во времени [Поваренков Ю.П., 2002].

Возвращаясь к теоретическим позициям С.Л. Рубинштейна, необходимо отметить, что, рассматривая человека как «субъекта жизни», автор выделяет различные сферы взаимодействия и разные способы существования человека. Так, в работе «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн обозначает два способа суще- ствования человека и соответственно два варианта отношения его к жизни [Ру- бинштейн С.Л., 1997].

Первый из них – жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей и требований ситуации, когда человек зависим от ситуации и внешнего контроля. Все отношение человека при этом сводится к отношению к отдель- ным явлениям, а не к жизни в целом по причине слабо выраженной у него реф- лексивной позиции, позиции, позволяющей подняться над ситуацией и занять определенное отношение к ней.

Второй способ существования – философское осмысление жизни, свя- занное с рефлексией, который становится возможным благодаря сознанию, помогающему выйти «из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней» [Рубинштейн С.Л., 1997, С. 31]. С этого момента каждый поступок человека приобретает, по мнению ученого, характер философского суждения о жизни, логично встает проблема ответственности

«за все содеянное и все упущенное» [Рубинштейн С.Л., 1997, С. 31]. С.Л. Ру- бинштейн писал: «Детерминированность человека, его свойств, его решений и ответственность человека не только за то, что он делает, но и за то, чем он бу- дет, станет, за самого себя, за то, что он есть, поскольку то, что он сейчас есть,

– это в какой-то предшествующий момент его жизни было тем, что он будет, – такова необходимая связь настоящего, прошлого и будущего в жизни челове- ка» [Рубинштейн С.Л., 1997, С.34]. От такого обобщенного отношения челове-


 

 

ка к жизни зависит поведение его в любой ситуации, степень зависимости от ситуации или свободы в ней.

Теоретические концепции развития человека как субъекта жизни послу- жили методологической основой для построения концепций профессионально- го развития педагога. Особый интерес представляет для нас концепция про- фессионального развития человека Л.М. Митиной [Митина Л.М., 2003].

Развивая подходы С.Л. Рубинштейна (положение о двух способах суще- ствования человека в мире), Л.М. Митиной была предпринята попытка по- строения двух моделей профессионального развития:

- Модель адаптивного поведения - человек сосредоточен на выполнении предписанных норм, правил и подчинении им в профессиональной сфере (в этом случае специалист, не расходуя силы, пользуется наработанными алго- ритмами решения профессиональных задач, которые превращаются в даль- нейшем в стереотипы, препятствуя получению качественного результата).

- Модель профессионального развития, при которой человек имеет воз- можность выйти за пределы своей профессиональной деятельности, увидеть результат труда, наметить конкретные перспективы в своей деятельности, спо- собен самостоятельно решать встающие перед ним задачи [Митина Л.М., 2003].

Таким образом, траектория профессионального развития, обозначенная Л.М. Митиной как «адаптивное поведение» характеризуется доминированием в сознании человека тенденции к подчинению внешним обстоятельствам и не- возможностью принимать, оценивать и конструктивно разрешать противоре- чия профессионального труда.

В модели профессионального развития, напротив, присутствует страте- гия высвобождения внутренних ресурсов индивида, способность решать про- блемы и при необходимости противостоять среде, экспериментировать и твор- чески проявлять себя в профессиональной деятельности. Осознание собствен- ных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста побу-


 

 

ждает человека к постоянному экспериментированию в профессии. В этом случае принципиально важным моментом, по мнению Л.М. Митиной, «являет- ся возможность и необходимость делать выбор, а значит ощущать свою свобо- ду, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и про- изойдет, с другой» [Митина Л.М., 2003, С.8]. Только в ситуации, когда педагог осознает свое участие и ответственность за изменения, происходящие с субъ- ектами образовательного процесса в результате собственной профессиональ- ной деятельности, пытается противостоять внешним обстоятельствам в реали- зации профессиональных целей, способен на основе анализа собственных воз- можностей, выстраивать новые цели и добиваться их достижения, – только в этом случае мы можем говорить о профессиональном развитии [Митина Л.М., 2003].

Таким образом, развитие «субъектности» педагога может в значительной мере определить возможности и результат его профессионального развития.

Раскрывая сущность процесса профессионального становления, Э.Ф. Зе- ер отмечает, что это непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной ак- тивности человека [Зеер Э.Ф., 2005]. По мнению ученого, профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Однако его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоя- тельств, так как они всегда преломляются в жизненном опыте человека, его индивидуальных особенностях и т.д. Более того, соотношение доминирующих факторов профессионального становления с возрастом может изменяться. Так, например, раскрывая сущность кризисов профессионального развития, Э.Ф. Зеер обозначил существенную разницу в определении ведущих факторов про- фессиональных кризисов. Если на первых стадиях профессионального станов- ления решающее значение в возникновении кризисов имеют объективные фак- торы: смена ведущей деятельности, кардинальное изменение социальной си- туации, то на последующих стадиях все большую роль играют субъективные


 

 

факторы: изменение «Я-концепции», перестройка профессионального созна- ния, повышение уровня притязаний и самооценки, проявление потребности в самоутверждении, и, наконец, на заключительных стадиях профессионального становления, по мнению Э.Ф. Зеер, часто личность сама может выступить ини- циатором кризисов профессионального развития [Зеер Э.Ф., 2005].

Рассмотрим более подробно основные стадии профессионального разви- тия человека. Профессиональное становление, охватывая достаточно длитель- ный период в жизни человека (35-40 лет), становится периодом времени, в те- чение которого происходят кардинальные изменения, затрагивающие личность человека и его деятельность. Обращаясь к концепции профессионального раз- вития Э.Ф. Зеер можно описать этапы профессионального становления или пять стадий профессионализации [Зеер Э.Ф., 2005]:

1. Оптация (лат. optatio – «желание, выбор») – выбор профессии с учетом индивидуально-личностных и ситуативных особенностей.

2. Профессиональная подготовка – приобретение профессиональных знаний, навыков и умений.

3. Профессиональная адаптация – вхождение в профессию, освоение со- циальной роли, профессиональное самоопределение, формирование профес- сионально-важных качеств и получение профессионального опыта.

4. Профессионализация – формирование профессиональной позиции, ин- теграция личностных и профессиональных качеств, выполнение профессио- нальных обязанностей. Данная стадия охватывает самую длительную часть профессионального становления специалиста. Интересно отметить, что В.Н. Дружинин в работе «Варианты жизни», обозначая и описывая различные вари- анты жизни человека, выделяет «жизнь подготовку» [Дружинин В.Н., 2005]. Анализируя особенности этого варианта жизни, автор отмечает, что «своеоб- разная задержка психического развития, причиной которой является непомер- но длительная социализация и профессионализация личности, а также искусст- венная система «торможения» перехода от «жизни подготовительной» к «жиз-


 

 

ни настоящей», приводит к различным аномалиям восприятия жизни и отно- шений к ней» [Дружинин В.Н., 2005, С. 48]. Все это, естественно, может нару- шать процесс развития человека, в частности процесс профессионального раз- вития.

5. Профессиональное мастерство – реализация личности в профессио- нальной деятельности.

Рассматривая факторы, детерминирующие профессиональное развитие человека, Э.Ф. Зеер отмечал, что на индивидное развитие человека решающее влияние оказывают биологические факторы, на личностное – психические осо- бенности и ведущая деятельность человека, на профессиональное – социально- экономические факторы и ведущая профессиональная деятельность [Зеер Э.Ф., 2006]. Все уровни развития взаимосвязаны, и если учесть, что развитие идет неравномерно, то у каждого человека может складываться своя уникальная траектория профессионального развития.

Своеобразие каждой стадии профессионального становления, различия социальной и профессиональной ситуации, ведущий вид деятельности, значи- мость задач, решаемых специалистом обуславливают, с одной стороны, разви- тие человека в профессии, с другой – выступают факторами в появлении раз- личных вариантов профессиональных деструкций. Так, по мнению, Э.Ф. Зеер, на стадиях оптации и профессиональной подготовки деструктивные изменения отсутствуют, напротив, мы можем видеть конструктивные новообразования, связанные с появлением обобщенных способов познавательной и профессио- нальной деятельности, «выраженность профессиональных интересов, проявле- ние специальных способностей к определенному виду профессиональной дея- тельности, устойчивость профессиональных намерений» [Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005, С.137]. И только на этапе профессиональной адаптации начинают развиваться профессиональные деформации, которые, проявляясь первона- чально в структуре профессиональной направленности личности, позднее на стадии профессионализации охватывают практически все подструктуры субъ-


 

 

екта труда [Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005]. Так, по мнению Э.Ф. Зеер, суще- ственное влияние на развитие профессиональных деформаций на стадии адап- тации оказывает «избегание ответственности за выполняемую работу, имита- ция профессиональной активности, эмоциональная отстраненность от коллек- тива, разочарование в профессиональной деятельности [Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005, С. 141].

По мнению автора представленной периодизации профессионального становления, лишь часть работников переходит на стадию «мастерства», для которой характерны «высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности» [Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э, 2005, С.143].

Переход от одной стадии профессионального становления к другой, как было отмечено выше, сопровождается кризисными явлениями, непродолжи- тельными по времени периодами кардинальной перестройки профессиональ- ного сознания, сопровождающимися изменением вектора профессионального развития [Анцыферова Л.И., 2006; Зеер Э.Ф., 2005; Маркова А.К., 1996; Сыма- нюк Э.Э. 2004 и др.]. В зависимости от конструктивного или деструктивного процесса переживания кризиса можно выделить либо конструктивное измене- ние личности (профессиональный рост) либо деструктивное (профессиональ- ные деформации). Кризисы профессионального развития, по мнению Э.Ф. Зе- ер, являются сензитивными периодами появления профессиональных дефор- маций [Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005]. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение не- гативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность и активизирует, таким образом, процесс образования профессиональных де- формаций.

Выделяя нормативные и ненормативные кризисы на пути профессио- нального развития, Э.Э. Сыманюк обозначила основные признаки кризисов:

«потеря чувства нового, снижение уровня профессионализма, внутренняя рас-


 

 

терянность, осознание необходимости переоценки себя, понижение самооцен- ки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей» [Э.Э. Сыманюк, 2004, С.29].

Рассматривая профессиональные кризисы с точки зрения событийного подхода, Э.Э. Сыманюк были выделены три вида событий, влияющих на про- фессиональное становление личности:

- нормативные - обусловлены логикой становления личности;

- ненормативные - связаны с определенными (случайными или законо- мерными) обстоятельствами жизни;

- сверхнормативные - возникают в результате проявления сильных эмо- ционально-волевых усилий личности [Сыманюк Э.Э., 2004].

Таким образом, особый интерес для нас представляют два типа кризисов: кризисы, вызванные случайными событиями (ненормативные кризисы), кризи- сы, порожденные сверхнормативной активностью (кризисы самоактуализа- ции). По мнению Э.Э. Сыманюк, ненормативные кризисы, нарушая траекто- рию профессионального развития, могут представлять один из вариантов про- фессиональных деформаций, и таким образом профессиональная деформация может выступать как фактор развития профессиональных кризисов или же как некая форма выхода из кризисного состояния [Сыманюк Э.Э., 2004]. По мне- нию Э.Ф. Зеер, преодоление кризисных ситуаций требует от личности «про- фессионального поступка», психологически компетентного отношения к себе и к собственному развитию, адекватной самооценки и отсутствия психической напряженности [Зеер Э.Ф., 2005].

Говоря о влиянии профессиональных кризисов на профессиональное развитие человека, важно отметить, что профессиональные деформации, пред- ставляют вариант деструктивных изменений, которые развиваясь в течении длительного периода времени, охватывают периоды переживания человеком и психологических кризисов непосредственно возрастного развития.

- кризис нереализованности (связан с переживаниями человека по поводу


 

 

того, что он ничего не достиг в жизни);

- кризис опустошенности (в сознании возникает представление, что жиз- ни прошла);

- кризис бесперспективности (у человека есть силы и активность, но он затрудняется в построении жизненных программ в сложившейся жизненных обстоятельствах) [Климов Е.А., 2004, С.41].

В отношении педагогов ДОО можно отметить, что отсутствие перспек- тив профессионального роста в данной профессии может существенно обост- рять течение кризисов и создавать «благоприятный» фон для развития профес- сиональных деформаций.

Влияние профессии на человека может быть настолько сильным, что приводит практически к полной перестройке образа жизни специалиста – из- менению личностных качеств, мотивационной сферы человека, появлению но- вых критериев в оценке отношений. Изменения, происходящие под влиянием содержания профессиональной деятельности, могут иметь и негативный харак- тер, и в этом случае под влиянием профессии, в процессе идентификации с профессиональной ролью может складываться определенный «профессиональ- ный тип личности», все больше начинают проявляться нежелательные лично- стные новообразования, – и в результате низкая эффективность труда, самоиз- менение личности по пути ее упрощения [Грановская Р.М., 2010].

Таким образом, как показал теоретический анализ, современные иссле- дования профессионального развития ориентированы не только на описание различных аспектов профессионального становления человека в контексте так называемой конструктивной траектории профессионального развития, но все больше предметом изучения становятся факторы и сущность деструктивных вариантов развития человека под влиянием профессиональной деятельности [Безносов С.П.,1995; Грановская Р.М., 2010; Зеер Э.Ф., 2005; Рогов Е.И., 1998 и др.].

А.К. Маркова, описывая уровни профессионального развития личности,


 

 

выделяет один из этапов профессионального развития – «псевдопрофессиона- лизм». Именно это уровень, с точки зрения, А.К. Марковой, характеризуется внешне достаточно активной профессиональной деятельностью, и в то же вре- мя наличием специфических вариантов профессиональных деформаций [Мар- кова А.К., 1996].

А.К. Маркова выделяет следующие уровни профессионализма личности:

- допрофессионализм – знакомство работника с профессией;

- профессионализм – наиболее длительный этап в профессиональном развитии специалиста, на котором человек последовательно овладевает качест- вами профессионала;

- суперпрофессионализм – вершина в профессиональном развитии чело- века – полученные высокие результаты в профессии обогащаются собственным личным вкладом;

- псевдопрофессионализм – отражает низкую эффективность труда на фоне возрастающей профессиональной деформации личности;

- послепрофессионализм – возникает с выходом человека на пенсию и знаменует собой завершение профессиональной деятельности [Маркова А.К., 1996].

Таким образом, рассмотрение особенностей профессионального станов- ления с позиции субъектного подхода позволяет рассмотреть ситуацию разви- тия человека в профессии не как изначально заданную, а как некую возмож- ность развития специалиста либо в направлении «профессионализма» и мас- терства, либо в сторону появления и развития профессиональных деформаций.

Субъектный подход убедительно доказывает, что, человек, попадая в оп- ределенное пространство и проживая особое собственное «жизненное» время, способен активно противостоять давлению неблагоприятных социокультурных факторов, препятствующих личностному росту и способствующих духовному и личностному развитию. Обращаясь к анализу «нормального развития» чело- века, Б.С. Братусь подчеркивает, что это «всегда процесс непрекращающегося


 

 

самопроектирования, который требует специальных усилий, направленных к его побуждению и движению» [Братусь Б.С., 1988, С. 41]. По мнению Б.С. Бра- туся, процесс «самостроительства» требует наличия некоего орудия, коорди- нирующего этот процесс. Это орудие и есть личность человека [Братусь Б.С., 1988].

Таким образом, обозначенные подходы убедительно доказывают, что профессиональная деятельность человека всегда задает направление развития его личности. При этом, нормативность, социальная заданность форм профес- сионализации, с одной стороны, и неповторимость жизнедеятельности, с дру- гой, создают сложный комплекс противоречий, которые опосредуют и регули- руют процесс профессионального становления. Именно поэтому изучение и исследование механизмов профессионального развития невозможно без учета влияния факторов жизнедеятельности человека. Таким образом, с одной сто- роны, анализируя возможные варианты и траектории профессионального раз- вития, мы обозначаем решающее значение так называемых внутренних факто- ров (особенности жизненного пути, способы проживания и разрешения про- фессиональных и возрастных кризисов, субъектные качества человека и т.д.). Именно в рамках жизненного пути у человека формируется общая готовность к труду; его жизненные ценности, профессиональные смыслы, восприятие себя в профессии – все это составляет возможности развития в профессии. С другой – именно профессиональная деятельность, задавая основные изменения в жизне- деятельности человека, может оказать существенное влияние на его жизненные события.

При этом важно подчеркнуть, что влияние профессии на человека может идти как в направлении конструктивных изменений (профессиональный рост, высокое качество труда, повышение профессиональной самооценки и т.д.), так и в направлении развития профессиональных деформаций. В процессе профес- сионального развития человек, совершенствуя свои знания, умения, развивая профессиональные способности, достигает высочайшую степень профессио-


 

 

нального мастерства, и в этом случае уместно говорить о таком феномене как

«профессионализм». С другой стороны, в процессе профессионального разви- тия очевидны риски развития профессиональных деструкций. В рамках данно- го исследования набольший интерес представляет анализ сущности и факторов развития профессиональных деформаций, что и будет описано в следующем параграфе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.073 с.)