Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное становление в контексте жизненного пути личности↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема профессионального становления сегодня одна из самых разра- батываемых в психологии. В рамках различных подходов активно изучаются основные закономерности и тенденции профессионального развития специали- ста; движущие силы и факторы профессионального развития [Маркова А.К., 1996; Митина Л.М., 2004; Поваренков Ю.П., 2002]; феномен и критерии про- фессионализма [Дружилов С.А., 2002]; проблема развития способностей в про- фессиональной деятельности [Кузьмина Н.В. 1990; Шадриков В.Д., 1996; Кар- пов А.В., 2005]. Также разрабатываются более частные вопросы: анализ регуля- тивных процессов в структуре профессиональной деятельности [Карпов А.В., 2005]; технологии и принципы психологического сопровождения на этапе вы- бора профессии [Митина Л.М., 2003; Осницкий А.К., 2003], изучение специфи- ческих особенностей профессионального развития представителей экстремаль- ных профессий [Семыкин С.Е., 2007]. И, наконец, сравнительно молодое на- правление – изучение вариантов негативного влияния профессии на личность специалиста, в частности изучение динамики развития «эмоционального выго- рания» и профессиональных деформаций. Представляет особый интерес рассмотрение особенностей профессио- нального становления человека в контексте рассмотрения жизненного пути личности в рамках субъектно-деятельностного подхода. Событийно- биографический подход к изучению личности как субъекта своего жизненного пути в отечественной психологии развивался в трудах Б.Г. Ананьева [Ананьев Б.Г., 2001], С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн С.Л., 1997]. Основным элементом анализа в нем служит событие – простейший элемент жизненного пути. В рам- ках этого подхода подчеркивается уникальность и неповторимость жизненного
пути каждого человека; обосновывается необходимость изучения развития че- ловека, прежде всего, в связи с переживанием им событий своей собственной жизни. Авторами подчеркивается, что именно способ переживания человеком событий своей жизни определяет психологическую судьбу его личности. Так, С.Л. Рубинштейн писал: «Всякий человек имеет свою историю, поскольку раз- витие личности опосредовано результатом ее деятельности…лишь по мере то- го, как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, она через них растет и формируется… Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, прохо- дит через то, что он сделал… в этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь» [Рубинштейн С.Л., 2000, С. 642]. Достаточно интересно С.Л. Рубинштейн употреблял понятие «вершина жизни» в связи с проблемой развития личности: «Человек, сделавший что- нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком» [Ру- бинштейн С.Л., 2000, С. 642]. Исследователь видел проблему в том, чтобы дос- тигая вершин жизни, человек не исчерпывал себя «до дна», сохраняя мотива- цию, силы и потенциал для новых свершений. Он обращал особое внимание и на то, что для достижения вершин совершенно недостаточно иметь высокий уровень развития способностей. Продвижению к вершинам может привести только та деятельность, которая воспринимается человеком как личностно зна- чимая. «Человек лишь постольку является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои «события» – уз- ловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с приня- тием того или иного решения на более или менее длительный период определя- ется жизненный путь человека» [Рубинштейн С.Л., 2000, С. 643]. С.Л. Рубинштейн выдвинул идею о жизненном пути личности, с одной стороны, как о некоем целом, с другой – как о некоторых, качественно опреде-
ленных этапах, каждый из которых может благодаря активности личности стать поворотным и радикально изменить ее жизненный путь. Таким образом, уже в трудах С.Л. Рубинштейна обозначилась категория «субъекта», которая в настоящее время исследуется в рамках философских и психологических концепций развития личности. Представления о человеке как субъекте жизни, первоначально обозна- ченные в трудах С.Л. Рубинштейна, нашли отражение в работах А.В. Брушлин- ского [Брушлинский А.В., 2003], К.А. Абульхановой-Славской [Абульханова- Славская К.А., 2001] и др. А.В. Брушлинским было раскрыто содержание активности как фактора детерминации психики, существенно расширены представления о человеке как субъекте (определено понятие «субъект», выявлены критерии, отличающие его от индивида, личности, индивидуальности). Так, в работе «Психология субъек- та» А.В. Брушлинский отмечал: важнейшее из качеств человека «быть субъек- том, т.е. творцом своей истории, вершителем собственного жизненного пути» [Брушлинский А.В., 2003, С. 49]. И далее … «субъект – это человек, люди на высшем (индивидуализировано для каждого) уровне деятельности, общения, целостности, автономности и т.д.» [Брушлинский А.В., 2003, С. 21]. Раскрывая взгляды на общую проблему детерминизма, А.В. Брушлинский отмечал, что «не психическое и не бытие само по себе, а субъект, находящийся внутри бы- тия и обладающий психикой, творит историю» [цит. по: Рябикина З.И., 2013, С. 8]. Рассматривая личность как субъект жизни, К.А. Абульханова-Славская выделяет следующие критерии [Абульханова-Славская К.А., 1991]: 1. Личность в качестве субъекта - организатор, координатор своей жиз- ни и деятельности, событий, ситуаций, отношений. 2. Личность как субъект способна использовать свои психические, лич- ностные, профессиональные возможности и опыт в решении жизненных си- туаций.
3. Интенция личности как субъекта на совершенствование своей инди- видуальности, жизни, деятельности через присвоение высших общечеловече- ских, духовных и культурных ценностей. 4. В становлении личности как субъекта проявляется взаимосвязь со- ставляющих жизненного пути: жизненной позиции, жизненной линии, жиз- ненной перспективы. 5. Наличие, поддержание и развитие личностью смысла жизни как субъ- ективного ценностного обобщения жизни. Подлинность жизни проявляется в жизненной стратегии, отвечающей смыслу жизни человека. 6. Отношение личности к себе как субъекту проявляется в зрелости «Я- концепции», ответственности, инициативности. Так, в понимании С.Л. Рубин- штейна, ответственность – это не только осмысление и осознание человеком последствий уже содеянного, но и ответственность за все «упущенное». Имен- но такой подход определяет глубину и принципиальные возможности прожи- вания жизни, возможности ее изменения и преобразования [Рубинштейн С.Л., 2000]. Ответственность как верность самому себе - есть результат глубокого понимания себя, своих чувств, потребностей, переживаний. 7. Способность личности к разрешению жизненных противоречий и ста- новлению новых личностных качеств. 8. Способность личности к построению жизненной стратегии. Стратегии жизни, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, на уровне сознания вопло- щаются в возможности личности относиться к себе как к источнику жизнен- ных перемен, причине событий, поступков. «Стратегия жизни состоит в спосо- бах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с цен- ностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, в преодо- лении своей боязни потерь и в нахождении самого себя» [Абульханова- Славская К.А., 1991, С. 36]. В рамках субъектного подхода вводились такие теоретические конструк- ты как «субъект жизни», «время жизни», «жизненный путь». Авторами под-
черкивалось, что время жизни дано человеку как его настоящее, с временными перспективами прошлого и будущего, развернутое и непосредственно связан- ное с социальным настоящим, с социально-историческими событиями и пер- спективой развития общества [Рубинштейн С.Л., 1997]. Теоретическая разработка проблемы «временной перспективы» как фак- тора изменения личности была предложена К.А. Абульхановой-Славской. Жизненный путь определяется ею как пронизывающий все возраста, единый на протяжении всего времени жизни способ развития личности. Раскрывая психо- логическую природу субъекта через совокупность его отношений к миру, автор подчеркивала, что способность выстраивать собственную «жизненную страте- гию» через осознание и понимание жизненной перспективы – есть центральная характеристика человека как субъекта жизни [Абульханова-Славская К.А., 1991]. В работе «Время личности и время жизни» К.А. Абульханова–Славская отмечала, что «категория субъекта философски указывает на потенциальную возможность, способность личности быть эпицентром, интегратором, коорди- натором составляющих своего жизненного пути, прокладывать в нем свои ли- нии, рассматривать свою логику, строить свои перспективы» [Абульханова- Славская К.А., 2001, С.277]. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, различ- ные изменения в жизни человека, кризисы в профессиональном и возрастном развитии могут депривировать эту потребность, и в этом случае отсутствие по- требности иметь жизненную перспективу приводит к ограничению временного пространства личности и тем самым сужает его личностное смысловое про- странство [Абульханова-Славская К.А., 2001]. Принимая из социума некоторый готовый ответ на вопрос о смысле сво- его существования, человек совершает бегство от свободы, одиночества ценой отказа от собственной индивидуальности. Для того чтобы успешно переносить эту ситуацию неопределенности, действовать в отсутствие однозначных внеш- них ориентиров, необходим определенный личностный ресурс, описанный в философии как «мужество быть» [Тиллих П., 1995]; «усилие во времени» [Ма-
мардашвили М.К., 1997] или как «личностный потенциал» в психологии [Ле- онтьев Д.А., 2004]. Открывая и осуществляя уникальный смысл собственной жизни, человек остается в ситуации экзистенциального одиночества, но пре- одолевает отчуждение, реализуя отношение, связывающее его с человечеством, другими людьми. Итак, способность человека изменять окружающую действительность и себя в отношении к ней – сущностная характеристика субъекта. Так, Л.И. Ан- цыферова отмечала, что развитие личности никогда не может быть сведено к серии «случайностей». Это всегда «жизненный выбор» конкретного человека [Анцыферова Л.И., 2006]. Таким образом, выступая субъектом своего собст- венного развития, человек постоянно «находится в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут вполне проявиться и развиться его уникальные потенции» [Низовских Н.А., 2007, С. 39]. Преломляя эту идею к процессу профессионального развития, исследо- ватели отмечают, что в процессе профессионального становления человек, вы- ступая как субъект деятельности, изменяет, преобразует профессиональную деятельность и одновременно качественно изменяется сам. В этом и заключа- ется уникальный смысл становления человека как субъекта профессиональной деятельности. Таким образом, основываясь на концептуальных положениях исследова- телей профессионального становления и развития личности, профессиональное становление мы будем рассматривать как модель выстраивания своего жиз- ненного пути, построение особого способа жизни, при котором, человек, раз- решая объективные и субъективные противоречия, становится субъектом соб- ственной профессиональной деятельности. При этом, по мнению Ю.П. Поваренкова, субъекта профессиональной деятельности отличает: способность дозировать степень вовлеченности в про- цесс профессионального становления; способность четко отслеживать уровень собственных профессиональных достижений; профессиональная зрелость и
сформированность подструктуры профессионального самосознания; способ- ность к самосовершенствованию и сохранению своей сущности во времени [Поваренков Ю.П., 2002]. Возвращаясь к теоретическим позициям С.Л. Рубинштейна, необходимо отметить, что, рассматривая человека как «субъекта жизни», автор выделяет различные сферы взаимодействия и разные способы существования человека. Так, в работе «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн обозначает два способа суще- ствования человека и соответственно два варианта отношения его к жизни [Ру- бинштейн С.Л., 1997]. Первый из них – жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей и требований ситуации, когда человек зависим от ситуации и внешнего контроля. Все отношение человека при этом сводится к отношению к отдель- ным явлениям, а не к жизни в целом по причине слабо выраженной у него реф- лексивной позиции, позиции, позволяющей подняться над ситуацией и занять определенное отношение к ней. Второй способ существования – философское осмысление жизни, свя- занное с рефлексией, который становится возможным благодаря сознанию, помогающему выйти «из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней» [Рубинштейн С.Л., 1997, С. 31]. С этого момента каждый поступок человека приобретает, по мнению ученого, характер философского суждения о жизни, логично встает проблема ответственности «за все содеянное и все упущенное» [Рубинштейн С.Л., 1997, С. 31]. С.Л. Ру- бинштейн писал: «Детерминированность человека, его свойств, его решений и ответственность человека не только за то, что он делает, но и за то, чем он бу- дет, станет, за самого себя, за то, что он есть, поскольку то, что он сейчас есть, – это в какой-то предшествующий момент его жизни было тем, что он будет, – такова необходимая связь настоящего, прошлого и будущего в жизни челове- ка» [Рубинштейн С.Л., 1997, С.34]. От такого обобщенного отношения челове-
ка к жизни зависит поведение его в любой ситуации, степень зависимости от ситуации или свободы в ней. Теоретические концепции развития человека как субъекта жизни послу- жили методологической основой для построения концепций профессионально- го развития педагога. Особый интерес представляет для нас концепция про- фессионального развития человека Л.М. Митиной [Митина Л.М., 2003]. Развивая подходы С.Л. Рубинштейна (положение о двух способах суще- ствования человека в мире), Л.М. Митиной была предпринята попытка по- строения двух моделей профессионального развития: - Модель адаптивного поведения - человек сосредоточен на выполнении предписанных норм, правил и подчинении им в профессиональной сфере (в этом случае специалист, не расходуя силы, пользуется наработанными алго- ритмами решения профессиональных задач, которые превращаются в даль- нейшем в стереотипы, препятствуя получению качественного результата). - Модель профессионального развития, при которой человек имеет воз- можность выйти за пределы своей профессиональной деятельности, увидеть результат труда, наметить конкретные перспективы в своей деятельности, спо- собен самостоятельно решать встающие перед ним задачи [Митина Л.М., 2003]. Таким образом, траектория профессионального развития, обозначенная Л.М. Митиной как «адаптивное поведение» характеризуется доминированием в сознании человека тенденции к подчинению внешним обстоятельствам и не- возможностью принимать, оценивать и конструктивно разрешать противоре- чия профессионального труда. В модели профессионального развития, напротив, присутствует страте- гия высвобождения внутренних ресурсов индивида, способность решать про- блемы и при необходимости противостоять среде, экспериментировать и твор- чески проявлять себя в профессиональной деятельности. Осознание собствен- ных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста побу-
ждает человека к постоянному экспериментированию в профессии. В этом случае принципиально важным моментом, по мнению Л.М. Митиной, «являет- ся возможность и необходимость делать выбор, а значит ощущать свою свобо- ду, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и про- изойдет, с другой» [Митина Л.М., 2003, С.8]. Только в ситуации, когда педагог осознает свое участие и ответственность за изменения, происходящие с субъ- ектами образовательного процесса в результате собственной профессиональ- ной деятельности, пытается противостоять внешним обстоятельствам в реали- зации профессиональных целей, способен на основе анализа собственных воз- можностей, выстраивать новые цели и добиваться их достижения, – только в этом случае мы можем говорить о профессиональном развитии [Митина Л.М., 2003]. Таким образом, развитие «субъектности» педагога может в значительной мере определить возможности и результат его профессионального развития. Раскрывая сущность процесса профессионального становления, Э.Ф. Зе- ер отмечает, что это непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной ак- тивности человека [Зеер Э.Ф., 2005]. По мнению ученого, профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Однако его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоя- тельств, так как они всегда преломляются в жизненном опыте человека, его индивидуальных особенностях и т.д. Более того, соотношение доминирующих факторов профессионального становления с возрастом может изменяться. Так, например, раскрывая сущность кризисов профессионального развития, Э.Ф. Зеер обозначил существенную разницу в определении ведущих факторов про- фессиональных кризисов. Если на первых стадиях профессионального станов- ления решающее значение в возникновении кризисов имеют объективные фак- торы: смена ведущей деятельности, кардинальное изменение социальной си- туации, то на последующих стадиях все большую роль играют субъективные
факторы: изменение «Я-концепции», перестройка профессионального созна- ния, повышение уровня притязаний и самооценки, проявление потребности в самоутверждении, и, наконец, на заключительных стадиях профессионального становления, по мнению Э.Ф. Зеер, часто личность сама может выступить ини- циатором кризисов профессионального развития [Зеер Э.Ф., 2005]. Рассмотрим более подробно основные стадии профессионального разви- тия человека. Профессиональное становление, охватывая достаточно длитель- ный период в жизни человека (35-40 лет), становится периодом времени, в те- чение которого происходят кардинальные изменения, затрагивающие личность человека и его деятельность. Обращаясь к концепции профессионального раз- вития Э.Ф. Зеер можно описать этапы профессионального становления или пять стадий профессионализации [Зеер Э.Ф., 2005]: 1. Оптация (лат. optatio – «желание, выбор») – выбор профессии с учетом индивидуально-личностных и ситуативных особенностей. 2. Профессиональная подготовка – приобретение профессиональных знаний, навыков и умений. 3. Профессиональная адаптация – вхождение в профессию, освоение со- циальной роли, профессиональное самоопределение, формирование профес- сионально-важных качеств и получение профессионального опыта. 4. Профессионализация – формирование профессиональной позиции, ин- теграция личностных и профессиональных качеств, выполнение профессио- нальных обязанностей. Данная стадия охватывает самую длительную часть профессионального становления специалиста. Интересно отметить, что В.Н. Дружинин в работе «Варианты жизни», обозначая и описывая различные вари- анты жизни человека, выделяет «жизнь подготовку» [Дружинин В.Н., 2005]. Анализируя особенности этого варианта жизни, автор отмечает, что «своеоб- разная задержка психического развития, причиной которой является непомер- но длительная социализация и профессионализация личности, а также искусст- венная система «торможения» перехода от «жизни подготовительной» к «жиз-
ни настоящей», приводит к различным аномалиям восприятия жизни и отно- шений к ней» [Дружинин В.Н., 2005, С. 48]. Все это, естественно, может нару- шать процесс развития человека, в частности процесс профессионального раз- вития. 5. Профессиональное мастерство – реализация личности в профессио- нальной деятельности. Рассматривая факторы, детерминирующие профессиональное развитие человека, Э.Ф. Зеер отмечал, что на индивидное развитие человека решающее влияние оказывают биологические факторы, на личностное – психические осо- бенности и ведущая деятельность человека, на профессиональное – социально- экономические факторы и ведущая профессиональная деятельность [Зеер Э.Ф., 2006]. Все уровни развития взаимосвязаны, и если учесть, что развитие идет неравномерно, то у каждого человека может складываться своя уникальная траектория профессионального развития. Своеобразие каждой стадии профессионального становления, различия социальной и профессиональной ситуации, ведущий вид деятельности, значи- мость задач, решаемых специалистом обуславливают, с одной стороны, разви- тие человека в профессии, с другой – выступают факторами в появлении раз- личных вариантов профессиональных деструкций. Так, по мнению, Э.Ф. Зеер, на стадиях оптации и профессиональной подготовки деструктивные изменения отсутствуют, напротив, мы можем видеть конструктивные новообразования, связанные с появлением обобщенных способов познавательной и профессио- нальной деятельности, «выраженность профессиональных интересов, проявле- ние специальных способностей к определенному виду профессиональной дея- тельности, устойчивость профессиональных намерений» [Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005, С.137]. И только на этапе профессиональной адаптации начинают развиваться профессиональные деформации, которые, проявляясь первона- чально в структуре профессиональной направленности личности, позднее на стадии профессионализации охватывают практически все подструктуры субъ-
екта труда [Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005]. Так, по мнению Э.Ф. Зеер, суще- ственное влияние на развитие профессиональных деформаций на стадии адап- тации оказывает «избегание ответственности за выполняемую работу, имита- ция профессиональной активности, эмоциональная отстраненность от коллек- тива, разочарование в профессиональной деятельности [Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005, С. 141]. По мнению автора представленной периодизации профессионального становления, лишь часть работников переходит на стадию «мастерства», для которой характерны «высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности» [Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э, 2005, С.143]. Переход от одной стадии профессионального становления к другой, как было отмечено выше, сопровождается кризисными явлениями, непродолжи- тельными по времени периодами кардинальной перестройки профессиональ- ного сознания, сопровождающимися изменением вектора профессионального развития [Анцыферова Л.И., 2006; Зеер Э.Ф., 2005; Маркова А.К., 1996; Сыма- нюк Э.Э. 2004 и др.]. В зависимости от конструктивного или деструктивного процесса переживания кризиса можно выделить либо конструктивное измене- ние личности (профессиональный рост) либо деструктивное (профессиональ- ные деформации). Кризисы профессионального развития, по мнению Э.Ф. Зе- ер, являются сензитивными периодами появления профессиональных дефор- маций [Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005]. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение не- гативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность и активизирует, таким образом, процесс образования профессиональных де- формаций. Выделяя нормативные и ненормативные кризисы на пути профессио- нального развития, Э.Э. Сыманюк обозначила основные признаки кризисов: «потеря чувства нового, снижение уровня профессионализма, внутренняя рас-
терянность, осознание необходимости переоценки себя, понижение самооцен- ки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей» [Э.Э. Сыманюк, 2004, С.29]. Рассматривая профессиональные кризисы с точки зрения событийного подхода, Э.Э. Сыманюк были выделены три вида событий, влияющих на про- фессиональное становление личности: - нормативные - обусловлены логикой становления личности; - ненормативные - связаны с определенными (случайными или законо- мерными) обстоятельствами жизни; - сверхнормативные - возникают в результате проявления сильных эмо- ционально-волевых усилий личности [Сыманюк Э.Э., 2004]. Таким образом, особый интерес для нас представляют два типа кризисов: кризисы, вызванные случайными событиями (ненормативные кризисы), кризи- сы, порожденные сверхнормативной активностью (кризисы самоактуализа- ции). По мнению Э.Э. Сыманюк, ненормативные кризисы, нарушая траекто- рию профессионального развития, могут представлять один из вариантов про- фессиональных деформаций, и таким образом профессиональная деформация может выступать как фактор развития профессиональных кризисов или же как некая форма выхода из кризисного состояния [Сыманюк Э.Э., 2004]. По мне- нию Э.Ф. Зеер, преодоление кризисных ситуаций требует от личности «про- фессионального поступка», психологически компетентного отношения к себе и к собственному развитию, адекватной самооценки и отсутствия психической напряженности [Зеер Э.Ф., 2005]. Говоря о влиянии профессиональных кризисов на профессиональное развитие человека, важно отметить, что профессиональные деформации, пред- ставляют вариант деструктивных изменений, которые развиваясь в течении длительного периода времени, охватывают периоды переживания человеком и психологических кризисов непосредственно возрастного развития. - кризис нереализованности (связан с переживаниями человека по поводу
того, что он ничего не достиг в жизни); - кризис опустошенности (в сознании возникает представление, что жиз- ни прошла); - кризис бесперспективности (у человека есть силы и активность, но он затрудняется в построении жизненных программ в сложившейся жизненных обстоятельствах) [Климов Е.А., 2004, С.41]. В отношении педагогов ДОО можно отметить, что отсутствие перспек- тив профессионального роста в данной профессии может существенно обост- рять течение кризисов и создавать «благоприятный» фон для развития профес- сиональных деформаций. Влияние профессии на человека может быть настолько сильным, что приводит практически к полной перестройке образа жизни специалиста – из- менению личностных качеств, мотивационной сферы человека, появлению но- вых критериев в оценке отношений. Изменения, происходящие под влиянием содержания профессиональной деятельности, могут иметь и негативный харак- тер, и в этом случае под влиянием профессии, в процессе идентификации с профессиональной ролью может складываться определенный «профессиональ- ный тип личности», все больше начинают проявляться нежелательные лично- стные новообразования, – и в результате низкая эффективность труда, самоиз- менение личности по пути ее упрощения [Грановская Р.М., 2010]. Таким образом, как показал теоретический анализ, современные иссле- дования профессионального развития ориентированы не только на описание различных аспектов профессионального становления человека в контексте так называемой конструктивной траектории профессионального развития, но все больше предметом изучения становятся факторы и сущность деструктивных вариантов развития человека под влиянием профессиональной деятельности [Безносов С.П.,1995; Грановская Р.М., 2010; Зеер Э.Ф., 2005; Рогов Е.И., 1998 и др.]. А.К. Маркова, описывая уровни профессионального развития личности,
выделяет один из этапов профессионального развития – «псевдопрофессиона- лизм». Именно это уровень, с точки зрения, А.К. Марковой, характеризуется внешне достаточно активной профессиональной деятельностью, и в то же вре- мя наличием специфических вариантов профессиональных деформаций [Мар- кова А.К., 1996]. А.К. Маркова выделяет следующие уровни профессионализма личности: - допрофессионализм – знакомство работника с профессией; - профессионализм – наиболее длительный этап в профессиональном развитии специалиста, на котором человек последовательно овладевает качест- вами профессионала; - суперпрофессионализм – вершина в профессиональном развитии чело- века – полученные высокие результаты в профессии обогащаются собственным личным вкладом; - псевдопрофессионализм – отражает низкую эффективность труда на фоне возрастающей профессиональной деформации личности; - послепрофессионализм – возникает с выходом человека на пенсию и знаменует собой завершение профессиональной деятельности [Маркова А.К., 1996]. Таким образом, рассмотрение особенностей профессионального станов- ления с позиции субъектного подхода позволяет рассмотреть ситуацию разви- тия человека в профессии не как изначально заданную, а как некую возмож- ность развития специалиста либо в направлении «профессионализма» и мас- терства, либо в сторону появления и развития профессиональных деформаций. Субъектный подход убедительно доказывает, что, человек, попадая в оп- ределенное пространство и проживая особое собственное «жизненное» время, способен активно противостоять давлению неблагоприятных социокультурных факторов, препятствующих личностному росту и способствующих духовному и личностному развитию. Обращаясь к анализу «нормального развития» чело- века, Б.С. Братусь подчеркивает, что это «всегда процесс непрекращающегося
самопроектирования, который требует специальных усилий, направленных к его побуждению и движению» [Братусь Б.С., 1988, С. 41]. По мнению Б.С. Бра- туся, процесс «самостроительства» требует наличия некоего орудия, коорди- нирующего этот процесс. Это орудие и есть личность человека [Братусь Б.С., 1988]. Таким образом, обозначенные подходы убедительно доказывают, что профессиональная деятельность человека всегда задает направление развития его личности. При этом, нормативность, социальная заданность форм профес- сионализации, с одной стороны, и неповторимость жизнедеятельности, с дру- гой, создают сложный комплекс противоречий, которые опосредуют и регули- руют процесс профессионального становления. Именно поэтому изучение и исследование механизмов профессионального развития невозможно без учета влияния факторов жизнедеятельности человека. Таким образом, с одной сто- роны, анализируя возможные варианты и траектории профессионального раз- вития, мы обозначаем решающее значение так называемых внутренних факто- ров (особенности жизненного пути, способы проживания и разрешения про- фессиональных и возрастных кризисов, субъектные качества человека и т.д.). Именно в рамках жизненного пути у человека формируется общая готовность к труду; его жизненные ценности, профессиональные смыслы, восприятие себя в профессии – все это составляет возможности развития в профессии. С другой – именно профессиональная деятельность, задавая основные изменения в жизне- деятельности человека, может оказать существенное влияние на его жизненные события. При этом важно подчеркнуть, что влияние профессии на человека может идти как в направлении конструктивных изменений (профессиональный рост, высокое качество труда, повышение профессиональной самооценки и т.д.), так и в направлении развития профессиональных деформаций. В процессе профес- сионального развития человек, совершенствуя свои знания, умения, развивая профессиональные способности, достигает высочайшую степень профессио-
нального мастерства, и в этом случае уместно говорить о таком феномене как «профессионализм». С другой стороны, в процессе профессионального разви- тия очевидны риски развития профессиональных деструкций. В рамках данно- го исследования набольший интерес представляет анализ сущности и факторов развития профессиональных деформаций, что и будет описано в следующем параграфе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.55.29 (0.018 с.) |