Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристики механизмов психологической защиты.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Отрицание – наиболее ранний в онтогенезе и наиболее примитивный механизм защиты. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу об- стоятельства. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрица- нии тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для ок- ружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфлик- ту, не воспринимается. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причём любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные до- пускаются в систему. С помощью данного механизма психологической защи- ты, личность может отрицать некоторые фрустрирующие, вызывающие трево- гу обстоятельства. 2.. Проекция. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вто- ричными. Проекция предполагает приписывание окружающим различных не- гативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне.
В основе «проекции» лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписы- ваются другим людям. 3. Регрессия – в классических представлениях рассматривается как меха- низм психологической защиты, посредством которого личность в своих пове- денческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ран- ние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступ- ные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально воз- можный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в дейст- вии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражают- ся в действиях, препятствующих их осознаванию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упро- щенности и доступности. 4. Замещение – действие этого защитного механизма проявляется в раз- рядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые на- правляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более дос- тупные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, от- крытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелатель- ный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облег- чению или достижению поставленной цели, В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разреша- ют внутреннее напряжение. 5. Вытеснение – развивается для совладания с эмоцией страха, проявле- ния которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попада- нием в зависимость от агрессора. Механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы, вызывающие тревогу, становятся бес- сознательными. Вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. 6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают по- нятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хо- тя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие интеллектуа- лизации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» спосо- бе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу проти- воположного. При рационализации личность создает логические (псевдора- зумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты неред- ко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для лич- ности опыта. 7.Реактивное образование- защита от влечений (сексуального и агрес- сивного) с помощью моральных норм. Этот защитный механизм предполагает выработку и подчёркивание в поведении прямо противоположной установки. С помощью данного механизма психологической защиты личность предот- вращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремле- ний. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импуль- сов в субъективно понимаемую их противоположность. 8. Компенсация –онтогенетически самый поздний и когнитивно слож- ный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. Компен- сация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой не- полноценности. Проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характери- стик другой личности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому, не стано- вятся частью самой личности.
Текст опросника
Инструкция: Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек обычно испытывает, или действия, кото- рые он обычно совершает. Если утверждение Вам не соответствует, поставьте знак «x» в разделе, обозначенном «Нет». Если утверждение Вам соответству- ет, поставьте знак «x» в разделе «Да», в месте, обозначенном круглыми скоб- ками.
чу. 1. Я очень лёгкий человек и со мной легко ужиться. 2. Когда я хочу чего-нибудь, я никак не могу дождаться, когда это полу-
3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить. 4. Люди не считают меня эмоциональным человеком. 5. Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания. 6. Я редко помню свои сны. 7. Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют. 8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком.
9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются. 10. В мечтах я всегда в центре внимания. 11. Я человек, который никогда не плачет. 12. Необходимость пользоваться общественным туалетом, заставляет меня совершать над собой усилие. 13. Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора. 14. Меня легко вывести из себя. 15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толк- нуть его в ответ. 16. Многое во мне людей восхищает. 17. Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость. 18. Я много болею. 19. У меня плохая память на лица. 20. Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве. 21. Когда я слышу сальности, я очень смущаюсь. 22. Я всегда вижу светлую сторону вещей. 23. Я ненавижу злобных людей. 24. Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне. 25. Я с трудом запоминаю имена. 26. У меня склонность к излишней импульсивности. 27. Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение. 28. Я свободен от предрассудков. 29. Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексу- альной привлекательности. 30. Когда я собираюсь в поездку, я планирую каждую деталь заранее. 31. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир. 32. Порнография отвратительна. 33. Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем. 34. Люди мне никогда не надоедают. 35. Многое из своего детства я не могу вспомнить. 36. Когда я собираюсь в отпуск, я обычно беру с собой работу. 37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки. 38. В большинстве своём люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны. 39. Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение. 40. Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-нибудь другому. 41. Я полагаю, что люди обведут вас вокруг пальца, если вы не будете осторожны. 42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях. 43. Я никогда не волнуюсь, когда читаю или слышу о какой-либо траге- дии.
44. В споре я обычно более логичен, чем другой человек. 45. Мне совершенно необходимо слышать комплименты. 46. Беспорядочность отвратительна. 47. Когда я веду, у меня иногда появляется сильное желание толкнуть другую машину. 48. Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь. 49. Когда я вижу кого- нибудь в крови, это меня почти не беспокоит. 50. У меня портится настроение, и я раздражаюсь, когда на меня не об- ращают внимания. 51. Люди говорят мне, что я всему верю. 52. Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки. 53. Мне очень трудно пользоваться неприличными словами. 54. Мне кажется, я много спорю с людьми. 55. Меня отталкивает от людей то, что они не искренни. 56. Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всем. 57. Я знаю, что мои моральные стандарты выше, чем у большинства лю- дей.
58. Когда я не могу справиться с чем- либо, я готов заплакать. 59. Мне кажется, я не могу выражать свои эмоции. 60. Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость. 61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы. 62. Я очень редко испытываю чувства привязанности. 63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания. 64. Я многое коллекционирую. 65. Я работаю более упорно, чем большинство людей, для того, чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует. 66. Звуки детского плача не беспокоят меня. 67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить всё вокруг. 68. Я всегда оптимистичен. 69. Я много лгу. 70. Я больше привязан к самому процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг неё. 71. В основном люди несносны. 72. Я бы ни за что не пошёл на фильм, в котором слишком много сексу- альных сцен. 73. Меня раздражает то, что людям нельзя доверять.
74. Я буду делать всё, чтобы произвести хорошее впечатление. 75. Я не понимаю некоторых своих поступков. 76. Я через силу смотрю кинокартины, в которых много насилия. 77. Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем большинство лю- дей думают. 78. Когда у меня неудача, я не могу сдержать плохого настроения.
79. То, как люди одеваются сейчас на пляже- неприлично. 80. Я не позволяю своим эмоциям захватывать меня. 81. Я всегда планирую наихудшее, с тем, чтобы не быть застигнутым врасплох. 82. Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться в моём положении. 83. Как-то я был так сердит, что саданул по чему-то и случайно поранил себя.
84. Я испытываю отвращение, когда сталкиваюсь с людьми низкого мо- рального уровня. 85. Я почти ничего не помню о своих первых годах в школе. 86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребёнок. 87. Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувст- вах.
рёд.
88. Мне кажется, что я не могу закончить ничего из того, что начал. 89. Когда я слышу о жестокостях, это не трогает меня. 90. В моей семье почти никогда не противоречат друг другу. 91. Я много кричу на людей. 92. Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться впе-
93. Когда я расстроен, я часто напиваюсь. 94. Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей. 95. Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю более, чем обычно. 96. Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, для того, чтобы добиться успеха. 97.Я говорю много неприличных слов.
Подсчет результатов осуществляется по бланку ответов, который явля- ется одновременно и ключом. При этом подсчитываются только положитель- ные ответы по каждой шкале» представляющие собой «сырые» очки, которые в дальнейшем могут быть сравнены со средне-нормативными показателями по выборке стандартизации, или переведены в процентильные показатели. Ин- терпретация полученных данных производится в «соответствии с описанными определениями исследуемых видов механизмов психологических защит.
Шкала для перевода «сырых» оценок в процентили
Средние величины нормативных данных по 8 вариантам МПЗ
Регистрационный бланк и ключ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.100 (0.016 с.) |