Распределение факторов в изучении профессиональных деформаций (педагоги со ста- жем работы от 1-5 лет при дисгармоничном типе доверительных отношений) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение факторов в изучении профессиональных деформаций (педагоги со ста- жем работы от 1-5 лет при дисгармоничном типе доверительных отношений)



 

Факторы Переменные
Фактор 1. «Доверие» Доверие к себе - факторный вес (0,985) Доверие к Миру – (-0,672); Акцентуация «Возбудимая» – (-0,317); Стратегия поведения в конфликте «Приспособление» – (0,375).
Фактор 2. «Личность» Акцентуация «Демон- стративная» - фактор- ный вес – (0,577) Акцентуации характера: Застревающая – (-0,471); Психологическая защита:«Интеллектуализация» - (0,477); «Проекция» - (-0,394); «Отрицание» - (0,444); Шкала «Доверие к себе в сфере установления взаимоотно- шений с вышестоящими» - (0,426).
Фактор 3. «Поведе- ние» Стратегия «Компро- мисс» - факторный вес – (0,530) Акцентуации характера: «Дистимная» - (0,430); «Возбудимая» - (0,403); «Тревожная» - (0,316); «Педантичная» - (0,390); «Застревающая» - (0,523); Психологические защиты: «Реактивное образование» - (-0,343); «Вытеснение» - (-0,545); «Замещение» - (-0,330); «Отрицание» - (0,401); Шкала «Доверие к себе в сфере семейных отношений» - (- 0,391).

 

 

Описывая результаты факторного анализа в данной группе (педагоги со стажем работы от 1-5 лет при дисгармоничном типе доверительных отноше- ний), необходимо отметить, что фактор «Доверие» имеет самостоятельное зна- чение и наибольший факторный вес (как в других описываемых группах). Фак- тор 1 «Доверие» (0,985) представлен в сочетании с Доверием к Миру – (-0,672); возбудимым типом акцентуации– (-0,317); и стратегией поведения в конфликте

«Приспособление» – (0,375). Таким образом, доверие к себе у педагогов ДОО со стажем работы от 1-5 лет при дисгармоничном типе доверительных отноше- ний связано с формами приспособительного поведения на фоне отсутствия до- верия к Миру. Особенно опасной такая ситуация становится если рассматри- вать недоверие к Миру как частный случай проявления недоверия ребенку, с которым работает педагог ДОО.

Фактор 2 «Личность»: акцентуация «Демонстративная» представлена с наибольшим факторный весом – (0,577). В данном факторе данный тип акцен- туации отрицательно связан с «Застревающим» типом акцентуации характера (- 0,471); а также с психологическими защитами: «Интеллектуализация» – (0,477);

«Проекция» – (-0,394);«Отрицание» – (0,444); с доверием к себе в сфере уста- новления взаимоотношений с вышестоящими» – (0,426).

Фактор 3. «Поведение»: наибольший факторный вес – стратегия «Ком- промисс» (0,530). При дисгармоничном типе доверительных отношений на- блюдается заострение акцентуаций характера при ярко выраженном приспосо- бительном поведении. В данном факторе были обнаружены взаимосвязи с ак- центуациями: «Дистимная» – (0,430); «Возбудимая» – (0,403); «Тревожная» – (0,316); «Педантичная» – (0,390); «Застревающая» – (0,523) Интересно отме- тить, что были обнаружены отрицательные связи с проявлением психологиче- ских защит: «Реактивное образование» – (-0,343); «Вытеснение» – (-0,545);

«Замещение» – (-0,330); «Отрицание» – (0,401) [Таблица 16].


 

 

Таблица 16

 

Распределение факторов в изучении профессиональных деформаций (педагоги со ста- жем работы от 10-15 лет при дисгармоничном типе доверительных отношений)

 

Факторы Переменные
Фактор 1. «Доверие» Доверие к себе – факторный вес – (0,913) Доверие к Миру - (-0,638); Психологическая защита: «Отрицание» - (0,407); «Реактивное образование» - (-0,485); Стратегии поведения в конфликте: «Компромисс» - (-0,441); «Приспособление» - (0,503).
Фактор 2. «Личность» Акцентуация «Экзальтированная» - факторный вес – (0,779) Акцентуации характера: «Дистимная» - (0,538); «Возбудимая» - (0,436); «Циклотимная» - (0,354); «Тревожная» - (0,370); «Педантичная» - (0,357); «Застревающая» - (0,492); Психологические защиты: «Отрицание» - (0,566); «Интеллектуализация» - (-0,368);
Фактор 3. «Общение» Акцентуация «Гипертимная» - факторный вес – (0,565) Психологические защиты: «Интеллектуализация» - (0,364); «Замещение» - (0,378); «Реактивное образование» - (0,468); «Компенсация» - (0,519); Акцентуации: «Эмотивная» - (0,429); «Тревожная» - (-0,377); «Циклотимная» - (0,374); «Возбудимая» - (-0,410); «Дистимная» - (0,441); «Демонстративная» - (0,491); Стратегия поведения в конфликте: «Компромисс» - (0,432).

 

 

Итак, сравнительный анализ проявления профессиональных деформаций у педагогов с разным стажем работы при нарушении доверительных установок показал, что у педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 лет зафиксировано большее количество связей между переменными, что является свидетельством того, что изменение одной характеристики под влиянием профессии законо- мерно приводит к изменению ряда других. Так, например, рассматривая фактор 3 «Общение» (акцентуация «Гипертимная» (0,565) у педагогов со стажем рабо-


 

 

ты от 10-15 лет можно отметить, что профессиональная деятельность педагога ДОО существенно может повлиять на формирование определённого типа лич- ности педагога с присущими «Гипертимному» типу характерологическими свойствами. Постоянное общение с ребенком, организация определенного ре- жима общения при реализации образовательно-воспитательной работы дейст- вительно приводит к закреплению ряда особенностей проявляющихся у педаго- га и может рассматриваться как вариант профессиональных деформаций. При этом именно представленность «Гипертимной» акцентуации оказывает опреде- ляющее влияние на выраженность определённых «зрелых» типов психологиче- ских защит («Интеллектуализация» – (0,364); «Замещение» – (0,378); «Реактив- ное образование» – (0,468); «Компенсация» – (0,519)) и усиление ряда акцен- туаций характера («Эмотивная» – (0,429); «Тревожная» – (-0,377); «Циклотим- ная» – (0,374); «Возбудимая» – (-0,410); «Дистимная» – (0,441); «Демонстра- тивная» – (0,491), что в совокупности составляет профиль профессиональных деформаций педагогов ДОО.

С некоторой долей осторожности можно предположить, что под влияни- ем профессии у педагога ДОО могут усиливаться некоторые изначально при- сущие особенности (на примере акцентуаций характера) и возникать новые не- гативные личностные образования. При этом гарантом в профилактике и пре- дотвращении развития деструктивных изменений становится сам педагог. Именно активность педагога, возможность рефлексии во многом определяют траекторию профессионального развития. Однако, в нашем исследовании было убедительно доказано, что внешняя ситуация, система управления в не мень- шей мере может повлиять на ход профессионального развития педагога. Жест- кий стиль управления, отсутствие возможности в проявлении инициативы пе- дагога, ориентация на немедленное исполнение не всегда понятных инструкций блокирует у работника проявление субъектных качеств, позволяющих сохра- нять мотивацию Быть в траектории профессионального саморазвития. Так, В.Н. Дружинин в работе «Варианты жизни», описывая «жизнь по правилам» (столь


 

 

характерную для современного дошкольного образования) отмечал, что именно этот вариант «освобождает от принятия ответственности и собственных реше- ний. Точное соблюдение инструкции избавляет от необходимости думать» [Дружинин В.Н., 2005, С.91]. Таким образом, ориентируясь во многом на одоб- рение окружающих, человек избавляет себя от чувства неопределённости за ре- зультаты своих действий и лишается определенной автономности. Это актуаль- но и в отношении профессионального становления в условиях жесткого кон- троля. По мнению автора, результаты такого варианта жизни очевидны: пресс контроля приводит к включению большого количества психологических защит (что подтвердилось в нашем исследовании), происходит «обеднение духовного мира, многообразные спектры жизни схлопываются в линию, наблюдается снижение инициативы и активности» [Дружинин В.Н., 2005, С.94]. Не имея оп- ределенной свободы в отношении принятия самостоятельных решений, ориен- тируясь преимущественно на установки руководителя, и, одновременно не имея возможности творчески проявить Себя в профессии, ощущая давление и жесткие границы, задаваемые системой управления – человек постепенно теря- ет способность быть активным, целеустремленным, способным к преобразова- нию Мира и себя в нем. Именно поэтому наряду с задачами сопровождения не- посредственно специалиста в профессии в аспекте профилактики развития профессиональных деформаций важным направлением становится работа с руководителями образовательных организаций как организаторов оптимальных условий труда.


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование убедительно показало, что профессиональное становление педагога дошкольной образовательной организации может разви- ваться по двум траекториям: развитие профессионализма, мастерства и дест- руктивное развитие педагога – подчинение профессии и, как следствие, разви- тие профессиональных деформаций, искажающих профиль личности работника и снижающих качество его труда. Профессия «воспитатель» также, как и ряд смежных профессий социономического типа находится в зоне риска по разви- тию негативных личностных образований, составляющих ядро профессиональ- ных деформаций. Причем, результаты данного исследования позволили уста- новить, что гармонично выраженная система доверительных отношений стано- вится фактором, препятствующим развитию профессиональных деформаций в педагогической профессии. Вечный конфликт человека: опора на себя или на Мир создает и в плане профессионального развития определенные оттенки, во многом определяющие результаты профессионального развития работника. Чрезмерное доверие к себе лишает человека возможности адекватно оценивать результаты собственного профессионального развития и вовремя отслеживать изменения, происходящие с ним под влиянием профессии. С некоторой долей осторожности можно предположить, что категоричность суждений, свойствен- ная педагогам, убежденность в правильности собственных доводов часто ме- шает занимать позицию близкую к ребенку, родителям с целью более объек- тивной оценки педагогических явлений.

Недоверие к себе порождает другую опасную ситуацию, при которой че- ловек приспосабливаясь к социуму перестает видеть Себя, узнавать истинность своих устремлений, видеть смысл своей профессиональной деятельности. Сли- ваясь с профессиональной ролью, с профессиональным окружением, не прояв- ляя свои индивидуальные особенности в профессии, педагог склонен в большей степени приспосабливаться к профессиональной ситуации, не занимая при этом


 

 

активную внутреннюю позицию по отношению к собственному профессио- нальному развитию и результатам профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность педагога ДОО на современном этапе предъявляет повышенные требования к работнику: высокая напряженность труда, дестабилизирующие условия профессиональной деятельности, снижение престижа профессии – все это влияет на течение и результат профессионально- го развития специалиста. Частое пребывание работника в сложных стрессовых ситуациях влечет за собой нерациональное использование психологических защит с целью быстрого снятия напряжения и обеспечения психологической безопасности. Таким образом, изначально являясь одним из способов компен- сации негативных эмоций в профессии защитные механизмы искажают реаль- ность, препятствуя личностному и профессиональному росту.

Результаты данного исследования позволили установить, что в процессе профессионального развития выраженность и характер психологических защит у педагога может существенно изменяться. Вариативность в использовании психологических защит, их незначительная напряженность свойственная для педагогов со стажем работы от 1-5 лет сменяется высокой напряженностью и представленностью психологических защит зрелого типа у педагогов, стаж ра- боты которых составляет от 10-15 лет. Основная опасность здесь заключается в следующем: происходящее с возрастанием стажа искажение восприятия дейст- вительности может в некоторых случаях иметь для педагога силу убеждения до такой степени, что может наносить психологический ущерб детям, разрушая их чувство психологической безопасности.

В целом, проведенное исследование, позволяет сделать следующие вы- воды:

1. Профессиональное развитие педагога ДОО – вариативный процесс,

предполагающий либо развитие Человека в профессии, что определяет пози- тивную траекторию профессионального развития; либо деструктивное измене-


 

 

ние личностных качеств под влиянием профессии, что мы определяем как про- фессиональные деформации.

2. Профессиональные деформации – процесс трансформации профессио- нального развития, при котором у педагога под влиянием длительного времени пребывания в профессии (условия труда, объект труда, специфика ближайшего окружения) появляются нежелательные личностные образования, искажающие профессиональный и личностный профиль и имеющие сходные характеристики для данной профессиональной группы.

3. Основными показателями профессиональных деформаций у педагогов ДОО являются:

- изменение выраженности и представленности используемых психологи- ческих защит со смещением от более незрелых защитных стратегий к защитам более зрелого типа;

- обострение акцентуаций личностных черт, что позволяет говорить об их профессиональной обусловленности;

- изменения в используемых стратегиях поведения в конфликтных ситуа-


циях.


 

 

4. Гармонично выраженная система доверительных отношений является


фактором, препятствующим развитию профессиональных деформаций у педа- гогов ДОО.

5. При дисгармоничном типе доверительных отношений у педагогов ДОО в зависимости от стажа профессиональной деятельности меняется характер проявления профессиональных деформаций: на уровне представленности и вы- раженности психологических защит происходит смещение от защит незрелого типа (педагоги со стажем работы от 1-5 лет) к более зрелым психологическим защитам (педагоги со стажем работы от 10-15 лет) при увеличении их общей напряженности; на уровне выбора стратегий поведения в конфликте – по мере увеличения стажа работы отмечается отсутствие вариативности при выборе стратегий с преобладанием неконструктивных стратегий поведения в конфлик-


 

 

те («Избегание», «Приспособление»); на уровне выраженности акцентуаций характера – отсутствие у педагогов со стажем работы от 10-15 лет «Педантич- ной акцентуации» (характерной для педагогов со стажем работы от 1-5 лет), и высокие значения «Гипертимной», «Экзальтированной» акцентуаций, не пред- ставленные в группе педагогов, стаж работы которых составляет от 1-5 лет. Кроме этого, с увеличением стажа работы происходит усиление имеющихся в начале профессионального пути акцентуаций характера «Застревающая»,

«Эмотивная».

6. При дисгармоничном типе доверительных отношений у педагогов ДОО могут развиваться профессиональные деформации, имеющие качественные различия в особенностях проявления в зависимости от разного соотношения уровня доверия к себе и к Миру.

Как было отмечено выше, профессиональные деформации – изменение личностных свойств, качеств в условиях определенной профессиональной сре- ды. В связи с этим, основные направления по профилактике профессиональных деформаций закономерно включают в себя две линии: линия развития рефлек- сии работника и повышение уровня его психологической компетентности в об- ласти развития профессиональных деформаций специфичных для представите- лей данной профессии; а также приспособление профессионального труда, ус- ловий образовательной среды к требованиям развития личности работника. Таким образом, можно выделить основные задачи для руководителя ДОО в решении задач профилактики развития профессиональных деформаций педаго- га ДОО:

- сплочение педагогического коллектива и направленность на решение конкретных стратегических задач, понимание их значимости и необходимости в современной социокультурной ситуации;

- нацеленность на решение творческих профессиональных задач через инициирование создания творческих объединений разных уровней и направле- ний;


 

 

- организация оптимальных условий организации труда в организации – это – график, режим работы, средства труда, адекватная система управления, а также микроклимат внутри педагогического коллектива;

- организация пространства в организации может либо побуждать людей к взаимодействию, либо воздвигать барьеры между ними. Необходимо проду- мывать зоны труда и отдыха, изоляции. В отношении труда воспитателя это особенно значимо, т.к., отсутствие возможности в течении дня при большом количестве детей в группе на некоторое время дистанцироваться, может иметь ряд негативных последствий для педагога;

- особенности информационной среды, в которую погружен работник. Из- быточность информационных потоков, неумение оперативно работать с ними, в равной степени, как и недостаток информации, могут негативно повлиять на продуктивность труда и результаты профессионального развития.

Итак, занимаясь профессиональным сопровождением педагога принципи- ально важно понимать, что достижение человеком успехов в профессиональной деятельности опирается одновременно на внутренние предпосылки (способно- сти, степень обученности, профессионально-значимые качества, эмоционально- волевые особенности личности, возможности рефлексии) и внешние условия (социально-экономической среда и профессиональное окружение). Только сам человек, непрерывно анализируя свой профессиональный путь, отслеживая из- менения в себе и в своей профессиональной деятельности может управлять про- цессом собственного профессионального развития.

Интересно замечание известного философа М.К. Мамардашвили. По его мнению, современного человека и вовсе не существует. Мы можем говорить только о возможном человеке, который «создается, непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий. Человек есть такое существо, возникновение которого непрерывно во- зобновляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме» [М.К. Ма- мардашвили, 1997].


 

 

Результаты исследования могут быть использованы в практической дея- тельности педагогов дошкольных образовательных организаций, в рамках пси- хологического сопровождения профессионального развития педагога ДОО в це- лях сохранения его профессионального здоровья.

Проведенное исследование поставило ряд новых вопросов, определяющих перспективы исследований по рассматриваемой проблеме. Предметом отдельно- го специального изучения может стать изучение особенностей возникновения и проявления профессиональных деформаций у персонала ДОО, выполняющего различные профессиональные функции. Другое направление исследования - изучение взаимосвязи между проявлением синдрома «эмоционального выгора- ния» и профессиональными деформациями у педагогов ДОО, а также изучение факторов риска в развитии профессиональных деформаций у руководителей ДОО при разных типах доверительных отношений. Интересным направлением научного исследования может стать сравнительный анализ фактора времени пребывания в профессии и развития профессиональных деформаций специали- стов разных областей.


 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине [Текст] / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. М.: ЛПА: Кафедра - М, 1998. 272 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни [Текст] /

К.А.Абульханова-Славская. М.: Изд-во «Мысль», 1991. 299 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Время личности и время жизни [Текст] /

К.А.Абульханова-Славская. СПб: Изд-во «Алетейя», 2001. 299 с.

4. Адлер А. Понять природу человека [Текст] /А. Адлер. СПб: Гумани- тарное агентство «Академический проект», 1997. 255 с.

5. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания [Текст] /Б.Г.Ананьев.

СПб.: Изд-во «Питер», 2001. 288 с.

6. Антоненко И.В. Социально-психологическое содержание феномена до- верия [Текст] /И.В. Антоненко // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2003. № 2 (6). С.27-37.

7. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихоло- гии[Текст] /Л.И.Анцыферова. М.: Институт психологии РАН. 2006. 415 с.

8. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переос- мысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита[Текст]

/Л.И.Анцыферова / Психология социальных ситуаций/ Под ред. Н.В. Гриши- ной. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. С. 309-334.

9. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследова- ния[Текст] /А.Г.Асмолов. М.: Изд-во Моск. у-та, 1984. 104 с.

10.Баженова А.Н. Особенности профессиональной деформации школь- ных психологов на разных этапах профессионального становления [Текст]: Ав- тореф. дис. …канд. психол. наук / А. Н. Баженова. Омск. 2007. 30 с.

11.Банщикова Т.Н., Татаренко О.В. Исследование взаимосвязи стадий профессионализации и профессионально обусловленных деструкций личности [Текст] /Т.Н.Банщикова, О.В.Татаренко / Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы II Международной научно-практической


 

 

конференции. Кисловодск, 2009. Ч. I.С. 15-23.

12.Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной де- формации личности [Текст] /С.П.Безносов. СПб., 1995. 167 с.

13.Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлек- сия[Текст] / А.А.Бизяева. Псков: Изд-во ПГПИ, 2004. 216 с.

14.Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека [Текст] /

А.А.Бодалев. М.: Изд-во«Флинта»,«Наука», 1998. 168 с.

15.Бодров В.А.Психология профессиональной пригодности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.А.Бодров. М.: Изд-во«ПЕР СЭ», 2001. 511 с.

16. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретиче- ские и прикладные проблемы [Текст] / В.А.Бодров. М.: Институт психологии РАН, 2006. 623 с.

17. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В.Бойко.М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.

18.Борисова С.Е. Профессиональная деформация личности сотрудника милиции и ее профилактика [Текст] / С.Е. Борисова. Орел: Орловский ЮИ МВД России, 2005. 62 с.

19.Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности[Текст] /

Н.М.Борытко. Волгоград: Изд-во «Перемена», 2001. 181 с.

20.Братусь Б.С. Аномалии личности [Текст] /Б.С.Братусь. М., 1988. 301с. 21.Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте [Текст]

/Б.С.Братусь //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. С. 3-13.

22.Брушлинский А.В. Психология субъекта [Текст] /А.В.Брушлинский.

СПб.: Изд-во «Алетейя», 2003. 272 с.

23.Бубер М. Два образа веры [Текст] /М.Бубер. М.: Изд-во «Республика», 1995. 462 с.

24.Бучилова И.А., Маралов В.Г., Клепцова Е.Ю. Психологические осо- бенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с деть-


 

 

ми[Текст] / И.А.Бучилова,В.Г. Маралов,Е.Ю. Клепцова. М.: Изд-во «Академи-

ческий проект», 2005. 288 с.

25.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания [Текст]

/Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова. СПб.: Изд-во «Питер», 2008. 358 с.

26.Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика [Текст]: Авто- реф. дис. …доктора психол. наук / Е.Н. Волкова М., 1998. 50 с.

27.Время как фактор изменения личности [Текст]: сборник научных тру- дов / Под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Поликарпова. Минск. Мн.: ЕГУ, 2003. 240 c.

28.Выготский Л.С. Психология [Текст] /Л.С.Выготский. М.: Изд-во

«ЭКСМО-Пресс», 2000. 1008 с.

29.Галина З.Н. Влияние профессиональных деформаций личности препо- давателей вуза на уровень личностно-профессионального развития студентов. [Текст] / З.Н. Галина/ Психологическая наука будущего. Материалы IV Между- народнойнаучной конференции молодых ученых. М., 2011. С.84-87.

30.Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Текст] / Г.И.Герасимов, Л.В.Илюхина. Ростов-на- Дону: Изд-во «Логос», 1999. 136 с.

31.Голубь О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование стар- ших подростков [Текст]: Автореф. дис. …канд. психол. наук / О.В. Голубь. Рос- тов-на-Дону, 2004. 24 с.

32.Гордиенко Н.В. Профессиональные деформации личности как резуль- тат развертывания существующих предпосылок в условиях профессиональной деятельности [Текст] /Н.В.Гордиенко // Научные проблемы гуманитарных ис- следований. 2008. Вып. 6. С. 20-28.

33.Грановская Р.М. Элементы практической психологии [Текст] /Р.М.

Грановская. СПб: Изд-во «Речь», 2010. 655с.

34.Грановская Р.М. Психология веры [Текст] /Р.М. Грановская. СПб: Изд-во «Питер», 2010. 480 с.


 

 

35.Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии [Текст]

/Р.М. Грановская. СПб: Изд-во «Речь», 2010. 414 с.

36.Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия [Текст] /А.Гуггенбюль.

СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000. 196 с.

37.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли [Текст] / Л.Н.Гумилев. Ле- нинград: Гидрометеоиздат, 1990. 527 с.

38.Демидов И.Ф. Факторы становления профессионала [Текст]

/И.Ф.Демидов. Ростов-на-Дону, 2006. 188 с.

39.Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма

[Текст] /А.А.Деркач. М., 1993. 319 с.

40.Джавахшивили Е.В. Возрастные особенности личности студента и формирование педагогической установки [Текст]: Автореф. дис. …канд. пси- хол. наук /Е.В.Джавахшивили. Тбилиси, 1988. 24 с.

41.Дикова В.В. Агрессия как профессионально обусловленная деформа- ция личности учителя [Текст] / Автореф. дис. …канд. психол. наук / В.В.Дикова. Екатеринбург, 2005. 22 с.

42. Доверие в социально-психологическом взаимодействии [Текст]/ Под ред. Т.П. Скрипкиной. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2006. 356 с.

43.Доценко О.Н. Эмоциональная направленность как фактор выгорания у представителей социономических профессий [Текст] / О.Н.Доценко // Психоло- гический журнал. 2008.Т. 29. № 5.С. 91-100.

44.Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реально- сти: психологические механизмы и проблемы формирования [Текст] / С.А.Дружилов// Сибирь. Философия. Образование. Альманах. 2001.Вып. 5. С.46-56.

45.Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как ин- дикаторы душевного неблагополучия человека [Текст] / С.А.Дружилов/ Совре- менные проблемы экспериментальной и клинической медицины. Материалы- Международнойнаучной конференции / Современные наукоемкие технологии.


 

 

2010. №2. С.84-87.

46. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реали- зация индивидуального ресурса профессионального развития [Текст] / С.А.Дружилов. Новокузнецк, 2002. 242 с.

47.Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессиональной деятельно- сти [Текст] / С.А.Дружилов // журнал Прикладной психологии. 2004(б). №2. С.56-62.

48.Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психоло- гии [Текст] / В.Н. Дружинин. М.: Изд-во «PerSe», 2005. 135 с.

49.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружи- нин. СПб.: Изд-во «Питер», 2007. 320 с.

50.Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дру- жинин. СПб.: Питер, 2006. 368 с.

51.Дубиницкая К.А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст]: Автореф. дис. …канд. пси- хол. наук / К.А. Дубиницкая. М., 2011. 27 с.

52.Ермолаева М. Субъективный подход в психологии развития взрослого человека [Текст] / М. Ермолаева. М. – Воронеж, 2006. 200 с.

53.Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание воспитателей ДОУ [Текст] /

Г.П. Звездина // Управление ДОУ. 2004. №4. С. 15-18.

54.Зеер Э.Ф.,Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций [Текст] /Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк. М.: Изд-во «Академический проект», 2005. 237 с.

55.Зеер Э.Ф.Психология профессионального развития человека [Текст]

/Э.Ф.Зеер. М.: Изд-во «Академия», 2006. 240 с.


 

 

56.Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания челове- ческого бытия [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. 2003. Т. 24.№2. С.95-106.

57.Знаков В.В. Социальное познание, самопонимание и саморегуляция субъекта[Текст] / В.В. Знаков / Личностный ресурс субъекта труда в изменяю- щейся России. Материалы II Международной научно-практической конферен- ции. Кисловодск, 2009.Ч. II. С. 133-139.

58.Иванова Е.М. Профориентационная профессиография [Текст] / Е.М. Иванова. М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2005. 96 с.

59.История советской психологии труда [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунилова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 360 с.

60.Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] / А.В. Карпов // Психологический журнал. 2003. Т.24. № 5. С. 45-57.

61.Киселев Ю.В. Роль авторитета в общественной жизни [Текст]: Авто- реф. дис. …канд. филос. наук /Ю.В. Киселев. Л., 1966. 23 с.

62.Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. М.: Изд-во МПСИ, 2003. 454 с.

63.Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психо- логический аспект) [Текст] / Е.А. Климов. М.: Изд-во Московского психолого- социального ин-та, 2006. 205 с.

64.Климов Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их [Текст] / Е.А. Климов.М.: Изд-во МПСИ, 2006. 173 с.

65.Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие

[Текст] / Е.А. Климов. М.: Изд-во «Академия», 2004. 239 с.

66.Козлова А.В. Психологические особенности профессиональных де- формаций личности преподавателя высшей школы. [Текст]: Автореф. дис.

…канд. психол. наук /А.В. Козлова. М., 2006. 26 с.


 

 

67.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон.М., 1984. 151с.

68.Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда [Текст] / Ю.В. Котелова. М.: Изд-во МГУ, 1986. 118 с.

69.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие [Текст] /

И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов. Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 1997. 112 с.

70.Котова С.А. Сравнительный анализ механизмов психологических за- щит учителей начальной школы, проживающих в разных регионах [Текст] / С.А. Котова // Известия Российского государственного педагогического уни- верситета им. Герцена. Вып. 10. 2009. С.165-176.

71.Крамаренко Н.С. Самоосуществление человека в условиях реального и виртуального мира: субъектный подход [Текст]: Автореф. дис. …доктора пси- хол. наук / Н.С. Крамаренко М., 2014. 40 с.

72.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. [Текст] /Н.В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.

73.Культурно-историческая психология развития [Текст] / Материалы первых чтений памяти Л.С. Выготского (15-17 ноября 2000) / Под ред. И.А. Пе- туховой. М.: Изд-во«Смысл», 2001. 287 с.

74.Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия [Текст]

/А.Б.Купрейченко. М.: Изд-во ИП РАН, 2008. 571 с.

75.Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция [Текст] /В.А.Лабунская. М.: Изд-во «Академия», 2001. 288 с.

76.Леонгард К. Акцентуированные личности [Текст]:в 2-х чч. / К. Леон- гард. Киев: Изд-во Вища Школа, 1981. Ч.1. 390 с.

77.Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности [Текст] / А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 2003. 439 с.


 

 

78.Леонтьев А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. М.: Изд- во «Смысл»; Изд-ий центр «Академия», 2005. 368 с.

79.Леонтьев Д.А. О времени: иллюзия ответов [Текст] /Д.А. Леонтьев //

Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2004.

№1.С. 113-118.

80.Личность и бытие: субъектный подход [Текст] / Отв. редактор А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, З.И. Рябикина / Материалы научной конференции, по- священной 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН А.В. Бруш- линского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2008. 608 с.

81.Майер А.А. Профилактика и преодоление профессиональных дефор- маций педагога дошкольного образования [Текст] /А.А. Майер// Детский сад: теория и практика. 2011. №11.С. 52-58.

82.Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога дошкольного образования [Текст]: учебно-методическое пособие / А.А. Майер. М.: Изд-во «Сфера», 2012. 128 с.

83.Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути [Текст]

/М.К.Мамардашвили. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин- ститута, 1997. 569 с.

84.Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии [Текст]

/М.К.Мамардашвили. М.: Изд-во «Аграф», 1997. 320с.

85.Мамардашвили М.К. Осмелиться быть [Электронный ресурс] / М.К.Мамардашвили / Интервью с М. Мамардашвилли. Режим досту- па:www.philosophy.ru/library/mmk/esly.html.

86.Мамардашвили М.К. Философия – это сознание вслух [Электронный ресурс] / М.К.Мамардашвили / Интервью с М. Мамардашвилли. Режим досту- па: thtoryandpractice.ru/posts/7142-filosofiya—eto-soznanie-vslukh-intervyu-

meraba-mamardashvili-zhurnalu-yunost-1988-goda.

87.Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Ма- ралов. М.: Изд-во «Академия», 2002. 256 с.


 

 

88.Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Марко- ва.М.:Изд-во «Знание», 1996. 308 с.

89.Маркова А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. М., 1993. 192 с.

90. Матвеева Н.В. Особенности психологической защиты воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст]: Автореф. дисс.…канд. пси- хол. наук / Н.В. Матвеева. СПб., 2004. 26 с.

91.Мерзлякова Д.Р. Синдром профессионального выгорания и метаинди- видуальность педагога [Текст] /Д.Р.Мерзлякова //Психологические наука и об- разование. 2009. №1. С. 55-62.

92.Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях [Текст] /Л.М.Митина // Вопросы психологии. 1997. №4. С.28-38.

93.Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учите- ля [Текст] /Л.М.Митина. М.:Изд-во «Академия», 2004. 315 с.

94. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст] /Л.М.Митина. М.: Московский психолого-социальный институт Изда- тельство «Флинта», 2003. 184 с.

95.Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследо- вание субъекта в его бытии [Текст] / С.К.Нартова-Бочавер. СПб.: Изд-во «Пи- тер», 2008. 400 с.

96.Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. М.: Изд-во «Флинта», 2003. 280 с.

97.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследова- ния. Анализ и интерпретация данных [Текст] / А.Д. Наследов. СПб.: Изд-во

«Речь», 2004. 392 с.

98.Недосека О.Н. Особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]

/О.Н.Недосека. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-


 

 

professionalnogo-soznaniya-vospitatelya-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniy#ixzz2bqlPqqRD

99. Низовских Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся лично- сти[Текст] / Н.А.Низовских. М.: Изд-во «Смысл», 2007. 255 с.

100. Ницше Ф. Сочинения [Текст]: в 2-х тт. / Ф. Ницше. М.: «Мысль», 1996. Т.1.830 с.

101. Орел В.Е.Синдром психического выгорания личности [Текст]

/В.Е.Орел. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 330 с.

102. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст] / А.Б.Орлов. М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. 272 с.

103. Осницкий А.В. Особенности профессиональной деформации лично- сти педагога [Текст] /А.В. Осницкий / Ананьевские чтения-2001:тезисы научно- практической конференции. СПб., 2001. С. 539-541.

104. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых

[Текст] / М.В.Осорина. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 288с.

105. Пазухина С.В. Педагогическая успешность [Текст]: учеб. пособие/ С.В. Пазухина. СПб., 2007. 224 с.

106. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада

[Текст] / Е.А.Панько. Мн.: Изд-во «Вышэйшая школа», 1986. 157 с.

107. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии [Текст] / Ф. Перлз. М.: Психотерапия, 2007. 157 с.

108. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология [Текст] / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. М.: Изд-во «Академия», 2001. 496 с.

109. Петровский А.В. Психология и время [Текст] / А.В. Петровский. СПб.: Изд-во «Питер-Пресс», 2007. 447 с.


 

 

110. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии

[Текст] / А.В. Петровский. М.: Изд-во РОУ, 1996. 327 с.

111. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности

[Текст] / А.В. Петровский. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 509 с.

112. Петровский В.А. Человек над ситуацией [Текст] /А.В. Петровский. М.: Изд-во «Смысл», 2010. 559 с.

113. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.232 с.)