Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распределение факторов в изучении профессиональных деформаций (педагоги со ста- жем работы от 1-5 лет при дисгармоничном типе доверительных отношений)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Описывая результаты факторного анализа в данной группе (педагоги со стажем работы от 1-5 лет при дисгармоничном типе доверительных отноше- ний), необходимо отметить, что фактор «Доверие» имеет самостоятельное зна- чение и наибольший факторный вес (как в других описываемых группах). Фак- тор 1 «Доверие» (0,985) представлен в сочетании с Доверием к Миру – (-0,672); возбудимым типом акцентуации– (-0,317); и стратегией поведения в конфликте «Приспособление» – (0,375). Таким образом, доверие к себе у педагогов ДОО со стажем работы от 1-5 лет при дисгармоничном типе доверительных отноше- ний связано с формами приспособительного поведения на фоне отсутствия до- верия к Миру. Особенно опасной такая ситуация становится если рассматри- вать недоверие к Миру как частный случай проявления недоверия ребенку, с которым работает педагог ДОО. Фактор 2 «Личность»: акцентуация «Демонстративная» представлена с наибольшим факторный весом – (0,577). В данном факторе данный тип акцен- туации отрицательно связан с «Застревающим» типом акцентуации характера (- 0,471); а также с психологическими защитами: «Интеллектуализация» – (0,477); «Проекция» – (-0,394);«Отрицание» – (0,444); с доверием к себе в сфере уста- новления взаимоотношений с вышестоящими» – (0,426). Фактор 3. «Поведение»: наибольший факторный вес – стратегия «Ком- промисс» (0,530). При дисгармоничном типе доверительных отношений на- блюдается заострение акцентуаций характера при ярко выраженном приспосо- бительном поведении. В данном факторе были обнаружены взаимосвязи с ак- центуациями: «Дистимная» – (0,430); «Возбудимая» – (0,403); «Тревожная» – (0,316); «Педантичная» – (0,390); «Застревающая» – (0,523) Интересно отме- тить, что были обнаружены отрицательные связи с проявлением психологиче- ских защит: «Реактивное образование» – (-0,343); «Вытеснение» – (-0,545); «Замещение» – (-0,330); «Отрицание» – (0,401) [Таблица 16].
Таблица 16
Распределение факторов в изучении профессиональных деформаций (педагоги со ста- жем работы от 10-15 лет при дисгармоничном типе доверительных отношений)
Итак, сравнительный анализ проявления профессиональных деформаций у педагогов с разным стажем работы при нарушении доверительных установок показал, что у педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 лет зафиксировано большее количество связей между переменными, что является свидетельством того, что изменение одной характеристики под влиянием профессии законо- мерно приводит к изменению ряда других. Так, например, рассматривая фактор 3 «Общение» (акцентуация «Гипертимная» (0,565) у педагогов со стажем рабо-
ты от 10-15 лет можно отметить, что профессиональная деятельность педагога ДОО существенно может повлиять на формирование определённого типа лич- ности педагога с присущими «Гипертимному» типу характерологическими свойствами. Постоянное общение с ребенком, организация определенного ре- жима общения при реализации образовательно-воспитательной работы дейст- вительно приводит к закреплению ряда особенностей проявляющихся у педаго- га и может рассматриваться как вариант профессиональных деформаций. При этом именно представленность «Гипертимной» акцентуации оказывает опреде- ляющее влияние на выраженность определённых «зрелых» типов психологиче- ских защит («Интеллектуализация» – (0,364); «Замещение» – (0,378); «Реактив- ное образование» – (0,468); «Компенсация» – (0,519)) и усиление ряда акцен- туаций характера («Эмотивная» – (0,429); «Тревожная» – (-0,377); «Циклотим- ная» – (0,374); «Возбудимая» – (-0,410); «Дистимная» – (0,441); «Демонстра- тивная» – (0,491), что в совокупности составляет профиль профессиональных деформаций педагогов ДОО. С некоторой долей осторожности можно предположить, что под влияни- ем профессии у педагога ДОО могут усиливаться некоторые изначально при- сущие особенности (на примере акцентуаций характера) и возникать новые не- гативные личностные образования. При этом гарантом в профилактике и пре- дотвращении развития деструктивных изменений становится сам педагог. Именно активность педагога, возможность рефлексии во многом определяют траекторию профессионального развития. Однако, в нашем исследовании было убедительно доказано, что внешняя ситуация, система управления в не мень- шей мере может повлиять на ход профессионального развития педагога. Жест- кий стиль управления, отсутствие возможности в проявлении инициативы пе- дагога, ориентация на немедленное исполнение не всегда понятных инструкций блокирует у работника проявление субъектных качеств, позволяющих сохра- нять мотивацию Быть в траектории профессионального саморазвития. Так, В.Н. Дружинин в работе «Варианты жизни», описывая «жизнь по правилам» (столь
характерную для современного дошкольного образования) отмечал, что именно этот вариант «освобождает от принятия ответственности и собственных реше- ний. Точное соблюдение инструкции избавляет от необходимости думать» [Дружинин В.Н., 2005, С.91]. Таким образом, ориентируясь во многом на одоб- рение окружающих, человек избавляет себя от чувства неопределённости за ре- зультаты своих действий и лишается определенной автономности. Это актуаль- но и в отношении профессионального становления в условиях жесткого кон- троля. По мнению автора, результаты такого варианта жизни очевидны: пресс контроля приводит к включению большого количества психологических защит (что подтвердилось в нашем исследовании), происходит «обеднение духовного мира, многообразные спектры жизни схлопываются в линию, наблюдается снижение инициативы и активности» [Дружинин В.Н., 2005, С.94]. Не имея оп- ределенной свободы в отношении принятия самостоятельных решений, ориен- тируясь преимущественно на установки руководителя, и, одновременно не имея возможности творчески проявить Себя в профессии, ощущая давление и жесткие границы, задаваемые системой управления – человек постепенно теря- ет способность быть активным, целеустремленным, способным к преобразова- нию Мира и себя в нем. Именно поэтому наряду с задачами сопровождения не- посредственно специалиста в профессии в аспекте профилактики развития профессиональных деформаций важным направлением становится работа с руководителями образовательных организаций как организаторов оптимальных условий труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование убедительно показало, что профессиональное становление педагога дошкольной образовательной организации может разви- ваться по двум траекториям: развитие профессионализма, мастерства и дест- руктивное развитие педагога – подчинение профессии и, как следствие, разви- тие профессиональных деформаций, искажающих профиль личности работника и снижающих качество его труда. Профессия «воспитатель» также, как и ряд смежных профессий социономического типа находится в зоне риска по разви- тию негативных личностных образований, составляющих ядро профессиональ- ных деформаций. Причем, результаты данного исследования позволили уста- новить, что гармонично выраженная система доверительных отношений стано- вится фактором, препятствующим развитию профессиональных деформаций в педагогической профессии. Вечный конфликт человека: опора на себя или на Мир создает и в плане профессионального развития определенные оттенки, во многом определяющие результаты профессионального развития работника. Чрезмерное доверие к себе лишает человека возможности адекватно оценивать результаты собственного профессионального развития и вовремя отслеживать изменения, происходящие с ним под влиянием профессии. С некоторой долей осторожности можно предположить, что категоричность суждений, свойствен- ная педагогам, убежденность в правильности собственных доводов часто ме- шает занимать позицию близкую к ребенку, родителям с целью более объек- тивной оценки педагогических явлений. Недоверие к себе порождает другую опасную ситуацию, при которой че- ловек приспосабливаясь к социуму перестает видеть Себя, узнавать истинность своих устремлений, видеть смысл своей профессиональной деятельности. Сли- ваясь с профессиональной ролью, с профессиональным окружением, не прояв- ляя свои индивидуальные особенности в профессии, педагог склонен в большей степени приспосабливаться к профессиональной ситуации, не занимая при этом
активную внутреннюю позицию по отношению к собственному профессио- нальному развитию и результатам профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность педагога ДОО на современном этапе предъявляет повышенные требования к работнику: высокая напряженность труда, дестабилизирующие условия профессиональной деятельности, снижение престижа профессии – все это влияет на течение и результат профессионально- го развития специалиста. Частое пребывание работника в сложных стрессовых ситуациях влечет за собой нерациональное использование психологических защит с целью быстрого снятия напряжения и обеспечения психологической безопасности. Таким образом, изначально являясь одним из способов компен- сации негативных эмоций в профессии защитные механизмы искажают реаль- ность, препятствуя личностному и профессиональному росту. Результаты данного исследования позволили установить, что в процессе профессионального развития выраженность и характер психологических защит у педагога может существенно изменяться. Вариативность в использовании психологических защит, их незначительная напряженность свойственная для педагогов со стажем работы от 1-5 лет сменяется высокой напряженностью и представленностью психологических защит зрелого типа у педагогов, стаж ра- боты которых составляет от 10-15 лет. Основная опасность здесь заключается в следующем: происходящее с возрастанием стажа искажение восприятия дейст- вительности может в некоторых случаях иметь для педагога силу убеждения до такой степени, что может наносить психологический ущерб детям, разрушая их чувство психологической безопасности. В целом, проведенное исследование, позволяет сделать следующие вы- воды: 1. Профессиональное развитие педагога ДОО – вариативный процесс, предполагающий либо развитие Человека в профессии, что определяет пози- тивную траекторию профессионального развития; либо деструктивное измене-
ние личностных качеств под влиянием профессии, что мы определяем как про- фессиональные деформации. 2. Профессиональные деформации – процесс трансформации профессио- нального развития, при котором у педагога под влиянием длительного времени пребывания в профессии (условия труда, объект труда, специфика ближайшего окружения) появляются нежелательные личностные образования, искажающие профессиональный и личностный профиль и имеющие сходные характеристики для данной профессиональной группы. 3. Основными показателями профессиональных деформаций у педагогов ДОО являются: - изменение выраженности и представленности используемых психологи- ческих защит со смещением от более незрелых защитных стратегий к защитам более зрелого типа; - обострение акцентуаций личностных черт, что позволяет говорить об их профессиональной обусловленности; - изменения в используемых стратегиях поведения в конфликтных ситуа- циях.
4. Гармонично выраженная система доверительных отношений является фактором, препятствующим развитию профессиональных деформаций у педа- гогов ДОО. 5. При дисгармоничном типе доверительных отношений у педагогов ДОО в зависимости от стажа профессиональной деятельности меняется характер проявления профессиональных деформаций: на уровне представленности и вы- раженности психологических защит происходит смещение от защит незрелого типа (педагоги со стажем работы от 1-5 лет) к более зрелым психологическим защитам (педагоги со стажем работы от 10-15 лет) при увеличении их общей напряженности; на уровне выбора стратегий поведения в конфликте – по мере увеличения стажа работы отмечается отсутствие вариативности при выборе стратегий с преобладанием неконструктивных стратегий поведения в конфлик-
те («Избегание», «Приспособление»); на уровне выраженности акцентуаций характера – отсутствие у педагогов со стажем работы от 10-15 лет «Педантич- ной акцентуации» (характерной для педагогов со стажем работы от 1-5 лет), и высокие значения «Гипертимной», «Экзальтированной» акцентуаций, не пред- ставленные в группе педагогов, стаж работы которых составляет от 1-5 лет. Кроме этого, с увеличением стажа работы происходит усиление имеющихся в начале профессионального пути акцентуаций характера «Застревающая», «Эмотивная». 6. При дисгармоничном типе доверительных отношений у педагогов ДОО могут развиваться профессиональные деформации, имеющие качественные различия в особенностях проявления в зависимости от разного соотношения уровня доверия к себе и к Миру. Как было отмечено выше, профессиональные деформации – изменение личностных свойств, качеств в условиях определенной профессиональной сре- ды. В связи с этим, основные направления по профилактике профессиональных деформаций закономерно включают в себя две линии: линия развития рефлек- сии работника и повышение уровня его психологической компетентности в об- ласти развития профессиональных деформаций специфичных для представите- лей данной профессии; а также приспособление профессионального труда, ус- ловий образовательной среды к требованиям развития личности работника. Таким образом, можно выделить основные задачи для руководителя ДОО в решении задач профилактики развития профессиональных деформаций педаго- га ДОО: - сплочение педагогического коллектива и направленность на решение конкретных стратегических задач, понимание их значимости и необходимости в современной социокультурной ситуации; - нацеленность на решение творческих профессиональных задач через инициирование создания творческих объединений разных уровней и направле- ний;
- организация оптимальных условий организации труда в организации – это – график, режим работы, средства труда, адекватная система управления, а также микроклимат внутри педагогического коллектива; - организация пространства в организации может либо побуждать людей к взаимодействию, либо воздвигать барьеры между ними. Необходимо проду- мывать зоны труда и отдыха, изоляции. В отношении труда воспитателя это особенно значимо, т.к., отсутствие возможности в течении дня при большом количестве детей в группе на некоторое время дистанцироваться, может иметь ряд негативных последствий для педагога; - особенности информационной среды, в которую погружен работник. Из- быточность информационных потоков, неумение оперативно работать с ними, в равной степени, как и недостаток информации, могут негативно повлиять на продуктивность труда и результаты профессионального развития. Итак, занимаясь профессиональным сопровождением педагога принципи- ально важно понимать, что достижение человеком успехов в профессиональной деятельности опирается одновременно на внутренние предпосылки (способно- сти, степень обученности, профессионально-значимые качества, эмоционально- волевые особенности личности, возможности рефлексии) и внешние условия (социально-экономической среда и профессиональное окружение). Только сам человек, непрерывно анализируя свой профессиональный путь, отслеживая из- менения в себе и в своей профессиональной деятельности может управлять про- цессом собственного профессионального развития. Интересно замечание известного философа М.К. Мамардашвили. По его мнению, современного человека и вовсе не существует. Мы можем говорить только о возможном человеке, который «создается, непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий. Человек есть такое существо, возникновение которого непрерывно во- зобновляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме» [М.К. Ма- мардашвили, 1997].
Результаты исследования могут быть использованы в практической дея- тельности педагогов дошкольных образовательных организаций, в рамках пси- хологического сопровождения профессионального развития педагога ДОО в це- лях сохранения его профессионального здоровья. Проведенное исследование поставило ряд новых вопросов, определяющих перспективы исследований по рассматриваемой проблеме. Предметом отдельно- го специального изучения может стать изучение особенностей возникновения и проявления профессиональных деформаций у персонала ДОО, выполняющего различные профессиональные функции. Другое направление исследования - изучение взаимосвязи между проявлением синдрома «эмоционального выгора- ния» и профессиональными деформациями у педагогов ДОО, а также изучение факторов риска в развитии профессиональных деформаций у руководителей ДОО при разных типах доверительных отношений. Интересным направлением научного исследования может стать сравнительный анализ фактора времени пребывания в профессии и развития профессиональных деформаций специали- стов разных областей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине [Текст] / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. М.: ЛПА: Кафедра - М, 1998. 272 с. 2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни [Текст] / К.А.Абульханова-Славская. М.: Изд-во «Мысль», 1991. 299 с. 3. Абульханова-Славская К.А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А.Абульханова-Славская. СПб: Изд-во «Алетейя», 2001. 299 с. 4. Адлер А. Понять природу человека [Текст] /А. Адлер. СПб: Гумани- тарное агентство «Академический проект», 1997. 255 с. 5. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания [Текст] /Б.Г.Ананьев. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. 288 с. 6. Антоненко И.В. Социально-психологическое содержание феномена до- верия [Текст] /И.В. Антоненко // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2003. № 2 (6). С.27-37. 7. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихоло- гии[Текст] /Л.И.Анцыферова. М.: Институт психологии РАН. 2006. 415 с. 8. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переос- мысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита[Текст] /Л.И.Анцыферова / Психология социальных ситуаций/ Под ред. Н.В. Гриши- ной. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. С. 309-334. 9. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследова- ния[Текст] /А.Г.Асмолов. М.: Изд-во Моск. у-та, 1984. 104 с. 10.Баженова А.Н. Особенности профессиональной деформации школь- ных психологов на разных этапах профессионального становления [Текст]: Ав- тореф. дис. …канд. психол. наук / А. Н. Баженова. Омск. 2007. 30 с. 11.Банщикова Т.Н., Татаренко О.В. Исследование взаимосвязи стадий профессионализации и профессионально обусловленных деструкций личности [Текст] /Т.Н.Банщикова, О.В.Татаренко / Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы II Международной научно-практической
конференции. Кисловодск, 2009. Ч. I.С. 15-23. 12.Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной де- формации личности [Текст] /С.П.Безносов. СПб., 1995. 167 с. 13.Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлек- сия[Текст] / А.А.Бизяева. Псков: Изд-во ПГПИ, 2004. 216 с. 14.Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека [Текст] / А.А.Бодалев. М.: Изд-во«Флинта»,«Наука», 1998. 168 с. 15.Бодров В.А.Психология профессиональной пригодности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.А.Бодров. М.: Изд-во«ПЕР СЭ», 2001. 511 с. 16. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретиче- ские и прикладные проблемы [Текст] / В.А.Бодров. М.: Институт психологии РАН, 2006. 623 с. 17. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В.Бойко.М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с. 18.Борисова С.Е. Профессиональная деформация личности сотрудника милиции и ее профилактика [Текст] / С.Е. Борисова. Орел: Орловский ЮИ МВД России, 2005. 62 с. 19.Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности[Текст] / Н.М.Борытко. Волгоград: Изд-во «Перемена», 2001. 181 с. 20.Братусь Б.С. Аномалии личности [Текст] /Б.С.Братусь. М., 1988. 301с. 21.Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте [Текст] /Б.С.Братусь //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. С. 3-13. 22.Брушлинский А.В. Психология субъекта [Текст] /А.В.Брушлинский. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2003. 272 с. 23.Бубер М. Два образа веры [Текст] /М.Бубер. М.: Изд-во «Республика», 1995. 462 с. 24.Бучилова И.А., Маралов В.Г., Клепцова Е.Ю. Психологические осо- бенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с деть-
ми[Текст] / И.А.Бучилова,В.Г. Маралов,Е.Ю. Клепцова. М.: Изд-во «Академи- ческий проект», 2005. 288 с. 25.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания [Текст] /Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова. СПб.: Изд-во «Питер», 2008. 358 с. 26.Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика [Текст]: Авто- реф. дис. …доктора психол. наук / Е.Н. Волкова М., 1998. 50 с. 27.Время как фактор изменения личности [Текст]: сборник научных тру- дов / Под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Поликарпова. Минск. Мн.: ЕГУ, 2003. 240 c. 28.Выготский Л.С. Психология [Текст] /Л.С.Выготский. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. 1008 с. 29.Галина З.Н. Влияние профессиональных деформаций личности препо- давателей вуза на уровень личностно-профессионального развития студентов. [Текст] / З.Н. Галина/ Психологическая наука будущего. Материалы IV Между- народнойнаучной конференции молодых ученых. М., 2011. С.84-87. 30.Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Текст] / Г.И.Герасимов, Л.В.Илюхина. Ростов-на- Дону: Изд-во «Логос», 1999. 136 с. 31.Голубь О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование стар- ших подростков [Текст]: Автореф. дис. …канд. психол. наук / О.В. Голубь. Рос- тов-на-Дону, 2004. 24 с. 32.Гордиенко Н.В. Профессиональные деформации личности как резуль- тат развертывания существующих предпосылок в условиях профессиональной деятельности [Текст] /Н.В.Гордиенко // Научные проблемы гуманитарных ис- следований. 2008. Вып. 6. С. 20-28. 33.Грановская Р.М. Элементы практической психологии [Текст] /Р.М. Грановская. СПб: Изд-во «Речь», 2010. 655с. 34.Грановская Р.М. Психология веры [Текст] /Р.М. Грановская. СПб: Изд-во «Питер», 2010. 480 с.
35.Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии [Текст] /Р.М. Грановская. СПб: Изд-во «Речь», 2010. 414 с. 36.Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия [Текст] /А.Гуггенбюль. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000. 196 с. 37.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли [Текст] / Л.Н.Гумилев. Ле- нинград: Гидрометеоиздат, 1990. 527 с. 38.Демидов И.Ф. Факторы становления профессионала [Текст] /И.Ф.Демидов. Ростов-на-Дону, 2006. 188 с. 39.Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма [Текст] /А.А.Деркач. М., 1993. 319 с. 40.Джавахшивили Е.В. Возрастные особенности личности студента и формирование педагогической установки [Текст]: Автореф. дис. …канд. пси- хол. наук /Е.В.Джавахшивили. Тбилиси, 1988. 24 с. 41.Дикова В.В. Агрессия как профессионально обусловленная деформа- ция личности учителя [Текст] / Автореф. дис. …канд. психол. наук / В.В.Дикова. Екатеринбург, 2005. 22 с. 42. Доверие в социально-психологическом взаимодействии [Текст]/ Под ред. Т.П. Скрипкиной. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2006. 356 с. 43.Доценко О.Н. Эмоциональная направленность как фактор выгорания у представителей социономических профессий [Текст] / О.Н.Доценко // Психоло- гический журнал. 2008.Т. 29. № 5.С. 91-100. 44.Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реально- сти: психологические механизмы и проблемы формирования [Текст] / С.А.Дружилов// Сибирь. Философия. Образование. Альманах. 2001.Вып. 5. С.46-56. 45.Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как ин- дикаторы душевного неблагополучия человека [Текст] / С.А.Дружилов/ Совре- менные проблемы экспериментальной и клинической медицины. Материалы- Международнойнаучной конференции / Современные наукоемкие технологии.
2010. №2. С.84-87. 46. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реали- зация индивидуального ресурса профессионального развития [Текст] / С.А.Дружилов. Новокузнецк, 2002. 242 с. 47.Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессиональной деятельно- сти [Текст] / С.А.Дружилов // журнал Прикладной психологии. 2004(б). №2. С.56-62. 48.Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психоло- гии [Текст] / В.Н. Дружинин. М.: Изд-во «PerSe», 2005. 135 с. 49.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружи- нин. СПб.: Изд-во «Питер», 2007. 320 с. 50.Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дру- жинин. СПб.: Питер, 2006. 368 с. 51.Дубиницкая К.А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст]: Автореф. дис. …канд. пси- хол. наук / К.А. Дубиницкая. М., 2011. 27 с. 52.Ермолаева М. Субъективный подход в психологии развития взрослого человека [Текст] / М. Ермолаева. М. – Воронеж, 2006. 200 с. 53.Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание воспитателей ДОУ [Текст] / Г.П. Звездина // Управление ДОУ. 2004. №4. С. 15-18. 54.Зеер Э.Ф.,Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций [Текст] /Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк. М.: Изд-во «Академический проект», 2005. 237 с. 55.Зеер Э.Ф.Психология профессионального развития человека [Текст] /Э.Ф.Зеер. М.: Изд-во «Академия», 2006. 240 с.
56.Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания челове- ческого бытия [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. 2003. Т. 24.№2. С.95-106. 57.Знаков В.В. Социальное познание, самопонимание и саморегуляция субъекта[Текст] / В.В. Знаков / Личностный ресурс субъекта труда в изменяю- щейся России. Материалы II Международной научно-практической конферен- ции. Кисловодск, 2009.Ч. II. С. 133-139. 58.Иванова Е.М. Профориентационная профессиография [Текст] / Е.М. Иванова. М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2005. 96 с. 59.История советской психологии труда [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунилова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 360 с. 60.Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] / А.В. Карпов // Психологический журнал. 2003. Т.24. № 5. С. 45-57. 61.Киселев Ю.В. Роль авторитета в общественной жизни [Текст]: Авто- реф. дис. …канд. филос. наук /Ю.В. Киселев. Л., 1966. 23 с. 62.Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. М.: Изд-во МПСИ, 2003. 454 с. 63.Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психо- логический аспект) [Текст] / Е.А. Климов. М.: Изд-во Московского психолого- социального ин-та, 2006. 205 с. 64.Климов Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их [Текст] / Е.А. Климов.М.: Изд-во МПСИ, 2006. 173 с. 65.Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие [Текст] / Е.А. Климов. М.: Изд-во «Академия», 2004. 239 с. 66.Козлова А.В. Психологические особенности профессиональных де- формаций личности преподавателя высшей школы. [Текст]: Автореф. дис. …канд. психол. наук /А.В. Козлова. М., 2006. 26 с.
67.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон.М., 1984. 151с. 68.Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда [Текст] / Ю.В. Котелова. М.: Изд-во МГУ, 1986. 118 с. 69.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие [Текст] / И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов. Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 1997. 112 с. 70.Котова С.А. Сравнительный анализ механизмов психологических за- щит учителей начальной школы, проживающих в разных регионах [Текст] / С.А. Котова // Известия Российского государственного педагогического уни- верситета им. Герцена. Вып. 10. 2009. С.165-176. 71.Крамаренко Н.С. Самоосуществление человека в условиях реального и виртуального мира: субъектный подход [Текст]: Автореф. дис. …доктора пси- хол. наук / Н.С. Крамаренко М., 2014. 40 с. 72.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. [Текст] /Н.В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. 119 с. 73.Культурно-историческая психология развития [Текст] / Материалы первых чтений памяти Л.С. Выготского (15-17 ноября 2000) / Под ред. И.А. Пе- туховой. М.: Изд-во«Смысл», 2001. 287 с. 74.Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия [Текст] /А.Б.Купрейченко. М.: Изд-во ИП РАН, 2008. 571 с. 75.Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция [Текст] /В.А.Лабунская. М.: Изд-во «Академия», 2001. 288 с. 76.Леонгард К. Акцентуированные личности [Текст]:в 2-х чч. / К. Леон- гард. Киев: Изд-во Вища Школа, 1981. Ч.1. 390 с. 77.Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности [Текст] / А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 2003. 439 с.
78.Леонтьев А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. М.: Изд- во «Смысл»; Изд-ий центр «Академия», 2005. 368 с. 79.Леонтьев Д.А. О времени: иллюзия ответов [Текст] /Д.А. Леонтьев // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2004. №1.С. 113-118. 80.Личность и бытие: субъектный подход [Текст] / Отв. редактор А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, З.И. Рябикина / Материалы научной конференции, по- священной 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН А.В. Бруш- линского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2008. 608 с. 81.Майер А.А. Профилактика и преодоление профессиональных дефор- маций педагога дошкольного образования [Текст] /А.А. Майер// Детский сад: теория и практика. 2011. №11.С. 52-58. 82.Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога дошкольного образования [Текст]: учебно-методическое пособие / А.А. Майер. М.: Изд-во «Сфера», 2012. 128 с. 83.Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути [Текст] /М.К.Мамардашвили. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин- ститута, 1997. 569 с. 84.Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии [Текст] /М.К.Мамардашвили. М.: Изд-во «Аграф», 1997. 320с. 85.Мамардашвили М.К. Осмелиться быть [Электронный ресурс] / М.К.Мамардашвили / Интервью с М. Мамардашвилли. Режим досту- па:www.philosophy.ru/library/mmk/esly.html. 86.Мамардашвили М.К. Философия – это сознание вслух [Электронный ресурс] / М.К.Мамардашвили / Интервью с М. Мамардашвилли. Режим досту- па: thtoryandpractice.ru/posts/7142-filosofiya—eto-soznanie-vslukh-intervyu- meraba-mamardashvili-zhurnalu-yunost-1988-goda. 87.Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Ма- ралов. М.: Изд-во «Академия», 2002. 256 с.
88.Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Марко- ва.М.:Изд-во «Знание», 1996. 308 с. 89.Маркова А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. М., 1993. 192 с. 90. Матвеева Н.В. Особенности психологической защиты воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст]: Автореф. дисс.…канд. пси- хол. наук / Н.В. Матвеева. СПб., 2004. 26 с. 91.Мерзлякова Д.Р. Синдром профессионального выгорания и метаинди- видуальность педагога [Текст] /Д.Р.Мерзлякова //Психологические наука и об- разование. 2009. №1. С. 55-62. 92.Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях [Текст] /Л.М.Митина // Вопросы психологии. 1997. №4. С.28-38. 93.Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учите- ля [Текст] /Л.М.Митина. М.:Изд-во «Академия», 2004. 315 с. 94. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст] /Л.М.Митина. М.: Московский психолого-социальный институт Изда- тельство «Флинта», 2003. 184 с. 95.Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследо- вание субъекта в его бытии [Текст] / С.К.Нартова-Бочавер. СПб.: Изд-во «Пи- тер», 2008. 400 с. 96.Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. М.: Изд-во «Флинта», 2003. 280 с. 97.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследова- ния. Анализ и интерпретация данных [Текст] / А.Д. Наследов. СПб.: Изд-во «Речь», 2004. 392 с. 98.Недосека О.Н. Особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] /О.Н.Недосека. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-
professionalnogo-soznaniya-vospitatelya-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniy#ixzz2bqlPqqRD 99. Низовских Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся лично- сти[Текст] / Н.А.Низовских. М.: Изд-во «Смысл», 2007. 255 с. 100. Ницше Ф. Сочинения [Текст]: в 2-х тт. / Ф. Ницше. М.: «Мысль», 1996. Т.1.830 с. 101. Орел В.Е.Синдром психического выгорания личности [Текст] /В.Е.Орел. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 330 с. 102. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст] / А.Б.Орлов. М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. 272 с. 103. Осницкий А.В. Особенности профессиональной деформации лично- сти педагога [Текст] /А.В. Осницкий / Ананьевские чтения-2001:тезисы научно- практической конференции. СПб., 2001. С. 539-541. 104. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М.В.Осорина. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 288с. 105. Пазухина С.В. Педагогическая успешность [Текст]: учеб. пособие/ С.В. Пазухина. СПб., 2007. 224 с. 106. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада [Текст] / Е.А.Панько. Мн.: Изд-во «Вышэйшая школа», 1986. 157 с. 107. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии [Текст] / Ф. Перлз. М.: Психотерапия, 2007. 157 с. 108. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология [Текст] / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. М.: Изд-во «Академия», 2001. 496 с. 109. Петровский А.В. Психология и время [Текст] / А.В. Петровский. СПб.: Изд-во «Питер-Пресс», 2007. 447 с.
110. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии [Текст] / А.В. Петровский. М.: Изд-во РОУ, 1996. 327 с. 111. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / А.В. Петровский. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 509 с. 112. Петровский В.А. Человек над ситуацией [Текст] /А.В. Петровский. М.: Изд-во «Смысл», 2010. 559 с. 113. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности [Т
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.14 (0.011 с.) |