Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей профессиональных деформаций у педагогов доо при разных типах доверительных отношений

Поиск

 

 

Организация и ход эмпирического исследования

Цель исследования заключается в изучении особенностей профессио- нальных деформаций у педагогов дошкольных образовательных организаций при разных типах доверительных отношений в зависимости от времени пребы- вания в профессии.

Объект исследования: личность педагогов дошкольных образователь- ных организаций.

Предмет исследования: особенности профессиональных деформаций педагогов ДОО при разных типах доверительных отношений.

В процессе эмпирического исследования предполагалось решение сле- дующих задач:

Методические задачи

1. Подобрать диагностический инструментарий, адекватный поставлен- ным эмпирическим задачам.

2. Обосновать логику исследования и сформировать выборки испытуе- мых для проведения исследования.

Эмпирические задачи

3.Выявить типы доверительных отношений у педагогов ДОО с разным стажем работы.

4. Измерить степень выраженности психологических защит, акцентуа- ций, преобладающих стратегий поведения в конфликте как показателей про- фессиональных деформаций.

5. Выявить особенности в проявлении профессиональных деформаций у педагогов со стажем работы от 1-5 лет при разных типах доверительных отно- шений.


 

 

6. Выявить особенности в проявлении профессиональных деформаций у педагогов со стажем работы от 10-15 лет при разных типах доверительных от- ношений.

7. Провести сравнительный анализ особенностей в проявлении профес- сиональных деформаций у педагогов с разным стажем работы в зависимости от разных типов доверительных отношений.

Гипотезы исследования.

1. Под влиянием профессиональной деятельности, в результате длитель- ного пребывания в профессии у педагогов ДОО могут развиваться профессио- нальные деформации.

2. Показателями профессиональных деформаций у педагогов ДОО явля- ются особенности используемых психологических защит, наличие большого и выраженного количества акцентуаций характера, использование неконструк- тивных стратегий поведения в конфликте.

3. У педагогов ДОО система доверительных отношений может быть вы- ражена по разному, и особенности ее выраженности взаимосвязаны с имею- щими место акцентуациями характера, стратегиями поведения в конфликте, психологическими защитами; взаимосвязаны с возникающими профессио- нальными деформациями.

4. Гармонично выраженная система доверительных отношений является фактором, препятствующим развитию профессиональных деформаций у педа- гогов ДОО.

В период с 2008-2013 года нами проводилось исследование, направлен- ное на изучение особенностей в проявлении профессиональных деформаций у педагогов ДОО при разных типах доверительных отношений в зависимости от времени пребывания в профессии.

В качестве объекта исследования выступили педагоги дошкольных обра- зовательных организаций г. Ростова-на-Дону и Ростовской области с разным стажем работы. Всего в исследовании приняло участие 120 человек, из них 60


 

 

человек со стажем работы от 1-5 лет; 60 человек со стажем работы – от 10-15

лет.

Проблемы, обозначенные в диссертационной работе, определили круг задач и принципы построения программы эмпирического исследования осо- бенностей проявления профессиональных деформаций у педагогов ДОО с раз- ным стажем работы при разных типах доверительных отношений.

Исследование состояло из 4 этапов (2008 по 2013 гг.):

1. Организационный – 2008-2009 гг.

2. Эмпирический – 2009-2010 гг.

3. Этап обработки, обобщения и интерпретации результатов – 2010- 2012гг.

4. Этап оформления рукописи исследования – 2012-2013 гг.

На подготовительном этапе (2008г.) нами было выполнено исследование поискового характера, направленное на изучение состояния поставленной про- блемы, степени ее актуальности и изученности в современной психологиче- ской науке. На данном этапе была зафиксирована существенная связь между особенностями проявления и развития профессиональных деформаций у педа- гогов ДОО и временем пребывания в профессии. В результате анализа литера- туры, посвященной анализу профессиональной деятельности педагога ДОО как фактору, детерминирующему профессиональное развитие личности педагога, была выявлена степень изученности данного вопроса и определены подходы к изучению личностных и поведенческих изменений, наступающих у педагогов с разным стажем работы под влиянием их профессиональной деятельности. Это дало возможность сформулировать гипотезу, разработать план исследования поставленной проблемы, наметить основные методологические подходы к ее решению, определить исследовательскую базу и сформировать выборку испы- туемых.

Диагностическое исследование проводилось нами в 2 этапа. Задачи первого этапа диагностического исследования:


 

 

1. Изучить выраженность доверия к себе у педагогов со стажем работы от 1-5 лет; от 10-15 лет.

2. Изучить выраженность доверие к Миру у педагогов, стаж работы ко- торых составляет 1-5 лет; 10-15 лет.

3. Выделить и описать по каждой выборке типы доверительных отноше- ний, в зависимости от разного соотношения уровня доверия к себе и к Миру.

В целях выделения типа доверительных отношений у педагогов с разным стажем работы нами были использованы: методика «Оценка доверия к себе» (Т.П. Скрипкина), которая позволила оценить у респондентов степень выра- женности доверия к себе и выделить сферы в жизни, в которых данное образо- вание представлено максимально; и «Шкала межличностного доверия, Дж. Б. Роттера, с помощью которой было изучена степень выраженности доверия к Миру.

Цель второго диагностического этапа – изучение влияния стажа работы на поведенческие и личностные изменения (профессиональные деформации) педагогов ДОО при разных типах доверительных отношений. В ходе второго диагностического этапа нами были изучены основные показатели профессио- нальных деформаций у педагогов с разным стажем работы (от 1-5 лет; от 10-15 лет) и произведен сравнительный анализ этих показателей в зависимости от разного соотношения уровня доверия к себе и к миру.

Рабочие задачи второго этапа исследования:

1. Изучить степень выраженности психологических защит, акцентуации характера, преобладающие стратегии поведения в конфликте у педагогов ДОО со стажем работы от 1-5 лет.

2. Изучить степень выраженности психологических защит, акцентуации характера, преобладающие стратегии поведения в конфликте у педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 лет.

3. Исследовать различия в выявленных особенностях педагогов ДОО с разным стажем работы в зависимости от разного соотношения у них уровня


 

 

доверия к себе и доверия к Миру.

Таким образом, на втором этапе эмпирического исследования было про- изведена дифференциация основных выборок на подвыборки в результате по- лученных типов доверительных отношений и в каждой подвыборке, исходя из поставленных эмпирических задач, нами были изучены особенности профес- сиональных деформаций.

Особенности профессиональных деформаций были изучены с помощью следующего набора методик: опросник «Индекс жизненного стиля» Келлер- ман-Плутчик, «Акцентуации характера» К. Леонгард, «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» К. Томас.

Третий этап был направлен на проведение качественного и количествен- ного анализа, обобщения и систематизации данных, полученных в ходе диаг- ностического исследования.

На четвертом этапе проводилось литературное оформление научного ис- следования в формат диссертационной работы.

 

Анализ особенностей профессиональных деформаций у педагогов ДОО с разными доверительными установками

Со стажем работы от 1-5 лет

 

В соответствии с поставленными эмпирическими задачами, на первона- чальном этапе диагностического исследования нами была проведено изучение доверительных установок у педагогов с использованием методик «Оценка до- верия к себе» Т.П. Скрипкиной и «Шкала межличностного доверия» Дж.Б. Роттера. Данные методик позволили оценить уровень выраженности двух па- раметров – уровня доверия к себе, который располагается в диапазоне от высо- кого к низкому – и уровня доверия к другим (к Миру). В доступной нам лите- ратуре описывается 5 типов возможных соотношений доверительных устано- вок:

1. Низкий уровень доверия к себе и низкий уровень доверия к Миру.


 

 

2. Средний уровень доверия к себе и средний уровень доверия к Миру.

3. Высокий уровень доверия к себе и высокий уровень доверия к Миру.

4. Уровень доверия к себе больше чем уровень доверия к Миру.

5. Уровень доверия к себе меньше уровня доверия к Миру [Чернова А.А., 2006].

Проведенный анализ полученных данных в настоящем исследовании, по- зволил выделить следующие типы доверительных отношений у педагогов со стажем работы 1-5 лет [Таблица 1, Рисунок 1].

В результате проведенного анализа первичных данных по изучению до- верия к себе («Доверие к себе» Т.П. Скрипкина) и межличностного доверия («Шкала межличностного доверия» Дж. Б. Роттер), используя формулу средне- го квадратичного отклонения нами были выделены 4 группы доверительных отношений, характеризующиеся разным соотношением уровня доверия к себе и уровнем доверия к Миру.

Таблица 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.008 с.)