Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава II. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей профессиональных деформаций у педагогов доо при разных типах доверительных отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Организация и ход эмпирического исследования Цель исследования заключается в изучении особенностей профессио- нальных деформаций у педагогов дошкольных образовательных организаций при разных типах доверительных отношений в зависимости от времени пребы- вания в профессии. Объект исследования: личность педагогов дошкольных образователь- ных организаций. Предмет исследования: особенности профессиональных деформаций педагогов ДОО при разных типах доверительных отношений. В процессе эмпирического исследования предполагалось решение сле- дующих задач: Методические задачи 1. Подобрать диагностический инструментарий, адекватный поставлен- ным эмпирическим задачам. 2. Обосновать логику исследования и сформировать выборки испытуе- мых для проведения исследования. Эмпирические задачи 3.Выявить типы доверительных отношений у педагогов ДОО с разным стажем работы. 4. Измерить степень выраженности психологических защит, акцентуа- ций, преобладающих стратегий поведения в конфликте как показателей про- фессиональных деформаций. 5. Выявить особенности в проявлении профессиональных деформаций у педагогов со стажем работы от 1-5 лет при разных типах доверительных отно- шений.
6. Выявить особенности в проявлении профессиональных деформаций у педагогов со стажем работы от 10-15 лет при разных типах доверительных от- ношений. 7. Провести сравнительный анализ особенностей в проявлении профес- сиональных деформаций у педагогов с разным стажем работы в зависимости от разных типов доверительных отношений. Гипотезы исследования. 1. Под влиянием профессиональной деятельности, в результате длитель- ного пребывания в профессии у педагогов ДОО могут развиваться профессио- нальные деформации. 2. Показателями профессиональных деформаций у педагогов ДОО явля- ются особенности используемых психологических защит, наличие большого и выраженного количества акцентуаций характера, использование неконструк- тивных стратегий поведения в конфликте. 3. У педагогов ДОО система доверительных отношений может быть вы- ражена по разному, и особенности ее выраженности взаимосвязаны с имею- щими место акцентуациями характера, стратегиями поведения в конфликте, психологическими защитами; взаимосвязаны с возникающими профессио- нальными деформациями. 4. Гармонично выраженная система доверительных отношений является фактором, препятствующим развитию профессиональных деформаций у педа- гогов ДОО. В период с 2008-2013 года нами проводилось исследование, направлен- ное на изучение особенностей в проявлении профессиональных деформаций у педагогов ДОО при разных типах доверительных отношений в зависимости от времени пребывания в профессии. В качестве объекта исследования выступили педагоги дошкольных обра- зовательных организаций г. Ростова-на-Дону и Ростовской области с разным стажем работы. Всего в исследовании приняло участие 120 человек, из них 60
человек со стажем работы от 1-5 лет; 60 человек со стажем работы – от 10-15 лет. Проблемы, обозначенные в диссертационной работе, определили круг задач и принципы построения программы эмпирического исследования осо- бенностей проявления профессиональных деформаций у педагогов ДОО с раз- ным стажем работы при разных типах доверительных отношений. Исследование состояло из 4 этапов (2008 по 2013 гг.): 1. Организационный – 2008-2009 гг. 2. Эмпирический – 2009-2010 гг. 3. Этап обработки, обобщения и интерпретации результатов – 2010- 2012гг. 4. Этап оформления рукописи исследования – 2012-2013 гг. На подготовительном этапе (2008г.) нами было выполнено исследование поискового характера, направленное на изучение состояния поставленной про- блемы, степени ее актуальности и изученности в современной психологиче- ской науке. На данном этапе была зафиксирована существенная связь между особенностями проявления и развития профессиональных деформаций у педа- гогов ДОО и временем пребывания в профессии. В результате анализа литера- туры, посвященной анализу профессиональной деятельности педагога ДОО как фактору, детерминирующему профессиональное развитие личности педагога, была выявлена степень изученности данного вопроса и определены подходы к изучению личностных и поведенческих изменений, наступающих у педагогов с разным стажем работы под влиянием их профессиональной деятельности. Это дало возможность сформулировать гипотезу, разработать план исследования поставленной проблемы, наметить основные методологические подходы к ее решению, определить исследовательскую базу и сформировать выборку испы- туемых. Диагностическое исследование проводилось нами в 2 этапа. Задачи первого этапа диагностического исследования:
1. Изучить выраженность доверия к себе у педагогов со стажем работы от 1-5 лет; от 10-15 лет. 2. Изучить выраженность доверие к Миру у педагогов, стаж работы ко- торых составляет 1-5 лет; 10-15 лет. 3. Выделить и описать по каждой выборке типы доверительных отноше- ний, в зависимости от разного соотношения уровня доверия к себе и к Миру. В целях выделения типа доверительных отношений у педагогов с разным стажем работы нами были использованы: методика «Оценка доверия к себе» (Т.П. Скрипкина), которая позволила оценить у респондентов степень выра- женности доверия к себе и выделить сферы в жизни, в которых данное образо- вание представлено максимально; и «Шкала межличностного доверия, Дж. Б. Роттера, с помощью которой было изучена степень выраженности доверия к Миру. Цель второго диагностического этапа – изучение влияния стажа работы на поведенческие и личностные изменения (профессиональные деформации) педагогов ДОО при разных типах доверительных отношений. В ходе второго диагностического этапа нами были изучены основные показатели профессио- нальных деформаций у педагогов с разным стажем работы (от 1-5 лет; от 10-15 лет) и произведен сравнительный анализ этих показателей в зависимости от разного соотношения уровня доверия к себе и к миру. Рабочие задачи второго этапа исследования: 1. Изучить степень выраженности психологических защит, акцентуации характера, преобладающие стратегии поведения в конфликте у педагогов ДОО со стажем работы от 1-5 лет. 2. Изучить степень выраженности психологических защит, акцентуации характера, преобладающие стратегии поведения в конфликте у педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 лет. 3. Исследовать различия в выявленных особенностях педагогов ДОО с разным стажем работы в зависимости от разного соотношения у них уровня
доверия к себе и доверия к Миру. Таким образом, на втором этапе эмпирического исследования было про- изведена дифференциация основных выборок на подвыборки в результате по- лученных типов доверительных отношений и в каждой подвыборке, исходя из поставленных эмпирических задач, нами были изучены особенности профес- сиональных деформаций. Особенности профессиональных деформаций были изучены с помощью следующего набора методик: опросник «Индекс жизненного стиля» Келлер- ман-Плутчик, «Акцентуации характера» К. Леонгард, «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» К. Томас. Третий этап был направлен на проведение качественного и количествен- ного анализа, обобщения и систематизации данных, полученных в ходе диаг- ностического исследования. На четвертом этапе проводилось литературное оформление научного ис- следования в формат диссертационной работы.
Анализ особенностей профессиональных деформаций у педагогов ДОО с разными доверительными установками Со стажем работы от 1-5 лет
В соответствии с поставленными эмпирическими задачами, на первона- чальном этапе диагностического исследования нами была проведено изучение доверительных установок у педагогов с использованием методик «Оценка до- верия к себе» Т.П. Скрипкиной и «Шкала межличностного доверия» Дж.Б. Роттера. Данные методик позволили оценить уровень выраженности двух па- раметров – уровня доверия к себе, который располагается в диапазоне от высо- кого к низкому – и уровня доверия к другим (к Миру). В доступной нам лите- ратуре описывается 5 типов возможных соотношений доверительных устано- вок: 1. Низкий уровень доверия к себе и низкий уровень доверия к Миру.
2. Средний уровень доверия к себе и средний уровень доверия к Миру. 3. Высокий уровень доверия к себе и высокий уровень доверия к Миру. 4. Уровень доверия к себе больше чем уровень доверия к Миру. 5. Уровень доверия к себе меньше уровня доверия к Миру [Чернова А.А., 2006]. Проведенный анализ полученных данных в настоящем исследовании, по- зволил выделить следующие типы доверительных отношений у педагогов со стажем работы 1-5 лет [Таблица 1, Рисунок 1]. В результате проведенного анализа первичных данных по изучению до- верия к себе («Доверие к себе» Т.П. Скрипкина) и межличностного доверия («Шкала межличностного доверия» Дж. Б. Роттер), используя формулу средне- го квадратичного отклонения нами были выделены 4 группы доверительных отношений, характеризующиеся разным соотношением уровня доверия к себе и уровнем доверия к Миру. Таблица 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.008 с.) |