Анализ особенностей поведения в конфликте у педагогов доо с разным стажем работы при разных типах доверительных отношений (по резуль- татам изучения преобладающих стратегий поведения в конфликте) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ особенностей поведения в конфликте у педагогов доо с разным стажем работы при разных типах доверительных отношений (по резуль- татам изучения преобладающих стратегий поведения в конфликте)



 

В качестве показателя профессиональных деформаций у педагогических работников ДОО нами был выбран такой фактор как поведение в конфликтной ситуации, который изучался с помощью методики «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К.Томаса [Таблица 11].

Таблица 11

 

Средние значения по методике

«Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса

 

 

Груп- пы % от выборки (1-5 лет) С Со К И П
А 10% 3,00 6,00 9,33 7,17 3,50
Б 30% 4,17 5,67 7,83 6,72 4,61
В 37% 3,50 6,23 8,18 7,36 3,91
Г 23% 5,29 5,79 8,14 6,86 4,50
  общее среднее 4,07 5,93 8,18 7,03 4,22
Груп- пы % от выборки (10-15 лет) С Со К И П
А 15% 1,56 8,78 9,56 8,00 4,56
Б 40% 1,33 3,46 7,67 8,08 6,50
В 23% 1,14 3,21 9,21 8,36 5,64
Г 22% 2,62 5,15 7,23 7,85 5,46
  Общее среднее 1,60 5,15 8,22 8,08 5,78

 

 

Условные обозначения: «Со» – соперничество; «С» – сотрудничество; «К» – компро- мисс; «И» – избегание; «П» – приспособление

 

 

В группе «А» (гармоничный тип доверительных отношений) изменения касаются стратегий «Сотрудничество» и «Избегание» показатели которых рез- ко выросли и вместе со стратегией «Компромисс» составили доминирующую триаду стратегий поведения в конфликтной ситуации. Такие стратегии как


 

 

«Соперничество» и «Приспособление» в поведенческом репертуаре данной подгруппы не выражены.

В группе «Б» (уровень доверия к себе>уровня доверия к Миру) происхо- дят следующие изменения: из поведенческого репертуара исчезает такая стра- тегия как «Сотрудничество» и появляется стратегия «Приспособление», страте- гия «Избегание» усиливается и становится доминирующей с увеличением ста- жа работы, стратегия «Компромисс» остается на прежнем уровне.

В группе «В» (уровень доверия к себе<уровня доверия к Миру) мы мо- жем отметить следующие изменения: из поведенческого репертуара исчезает такая стратегия как «Сотрудничество» и появляется стратегия «Приспособле- ние». Степень выраженности показателя стратегий «Избегание», «Компромисс» увеличивается, и по мере пребывания в профессии стратегия «Компромисс» становится доминирующей.

Смену более конструктивной стратегии поведения в конфликте «Сотруд- ничество» в группах «Б» и «В» на деструктивную стратегию «Приспособление» мы расцениваем как проявление профессиональных деформаций. Важно отме- тить, что выбор стратегий поведения в конфликте – есть отражение определен- ного отношения человека к себе и к Миру, определенный способ понимания противоречий, лежащих в основе конфликтной ситуации.

Наиболее существенные изменения произошли в группе «Г»: из поведен- ческого репертуара исчезает такая стратегия как «Соперничество», появляется стратегия «Приспособление», стратегии «Сотрудничество», «Избегание» и

«Компромисс» остаются наиболее предпочитаемыми независимо от стажа ра- боты.

Полученные данные позволяют нам объединить подгруппы «А» и «Г» в категорию – «гармоничные», а группы «Б» и «В» – в категорию «Дисгармонич- ные» по показателям преобладающих стратегий поведения в конфликтной си- туации.


 

 

На основе корреляционного анализа, мы получили возможность зафикси- ровать взаимосвязи у педагогов при гармоничном типе доверительных отноше- ний со стажем работы от 1-5 лет:

– между уровнем доверия к себе и стратегией «Соперничество» (коэффи- циент корреляции r=0,313); Доверяя себе, педагоги со стажем работы от 1-5 лет в решении конфликтных ситуаций в большей степени склонны отстаивать свои интересы, проявляя собственную профессиональную позицию;

– стратегия «Компромисс» и доверие к себе в профессиональной деятель- ности (r=-0,391); в сфере взаимоотношений с близкими (r=-0,452). Таким обра- зом, преимущественный выбор стратегии «Компромисс» в разрешении кон- фликтных ситуаций рискован в смысле постепенного снижения у педагога уров- ня доверия к себе, как к профессионалу. Стремясь при решении конфликтов к компромиссным решениям, отчасти к «сглаживанию» конфликтов педагог часто не работает с источником конфликта, не достаточно глубоко оценивает его и в результате проблема не разрешается и как следствие – недооценка себя как про- фессионала.

В отношении педагогов со стажем работы от 10-15 лет (гармоничный тип доверительных отношений) были зафиксированы следующие взаимосвязи:

– стратегия «Соперничество» отмечена во взаимосвязи с доверием к себе в сфере установления взаимоотношений с подчиненными (r=0,529);

– стратегия «Компромисс» отмечена во взаимосвязи с доверием к себе в сфере установления взаимоотношений с близкими (r=-0,589); подчиненными (r=- 0,376); с общим уровнем доверия к себе (r=-0,365);

– стратегия «Избегание» отмечена во взаимосвязи с доверием к себе в сфе- ре установления взаимоотношений с вышестоящими (r=-0,399).

Анализ особенностей профессиональных деформаций у педагогов ДОО с разным стажем работы при разных типах доверительных отношений (по результатам изучения преобладающих акцентуаций характера)

 

Рассматривая профессиональные деформации педагога ДОО как измене- ние на личностном уровне, нами были изучены акцентуации характера у педа-


 

 

гогов ДОО с разным стажем работы при разных типах доверительных отноше- ний [Таблица 12].


 

Показатели средних значений по методике

«Акцентуации характера» К. Леонгарда


Таблица 12


 

Выборка (1-5 лет) Г З П Э Т Ц В Д ДЕ ЭК
Группа «А» (10%) 12,5         11,5        
Группа «Б» (30%) 10,17 13,67 16,22 14,33   11,67 7,5 8,67 16,56  
Группа «В» (37%) 11,18   17,09 16,91 11,18 11,05 8,32 9,14 16,09 11,18
Группа «Г» (23%) 11,57 13,14 15,43 16,5 12,43 11,36 10,71 8,14 15,14 9,86
общее средние 11,1 14,27 16,53 15,65 11,5 11,35 8,6 8,95 16,2 10,8
Выборка (10-15 лет) Г З П Э Т Ц В Д ДЕ ЭК
Группа «А» (15%)   17,78 16,44     15,33 10,67   15,11 17,33
Группа «Б» (40%) 15,25 16,67 13,17   13,25 14,5 9,38 14,38 16,33 15,25
Группа «В» (23%) 15,21   12,71 16,5 12,64 11,36   13,07 16,29  
Группа «Г» (22%)   16,77 14,15 18,69 11,77 13,38 7,85 14,08 15,38 15,69
общее среднее 14,8 16,93 13,77 17,65 12,75 13,65 9,15 13,95 15,93 15,37

 

Условные обозначения: Г – «Гипертимная»; З – «Застревающая»; П – «Педантичная; Э – «Эмотивная»; Т – «Тревожная»; Ц – «Циклотимная»; В – «Возбудимая»; Д – «Дистим- ная»; Де – «Демонстративная»; Эк – «Экзальтированная».

 

 

Сравнение подгрупп педагогов с разными доверительными установками по особенностям изменений на уровне межличностной сферы (на примере вы- раженности акцентуаций характера) в зависимости от стажа работы дало сле- дующие результаты:

В группе «А» (гармоничный тип доверительных отношений) произошло увеличение количества акцентуаций – появились такие акцентуации как «Ги- пертимная», «Эмотивная», «Циклотимная», «Дистимная» и «Экзальтирован-


 

 

ная». Степень выраженности акцентуаций «Демонстративная» снизилась, ос- тальные остались практически без изменений.

В группе «Б» (уровень доверия к себе>уровня доверия к Миру) произош- ло резкое увеличение как количества акцентуаций, так и уровня их выраженно- сти – они значимо повысились во всех указанных типах акцентуаций, кроме ак- центуации «Демонстративная».

В группе «В» (уровень доверия к себе<уровня доверия к Миру) также произошло увеличение как количества акцентуаций, так и уровня их выражен- ности - они значимо повысились во всех указанных типах акцентуаций (по U- критерию Манна-Уитни p=0,016; p=0,0052; p=0,001 при p<0,05), кроме акцен- туации «Демонстративная».

В группе «Г» (уровень доверия к себе, уровень доверие к Миру – высо- кий) произошло увеличение количества акцентуаций, а также качественные из- менения: с увеличением стажа работы к «Эмотивной» акцентуации, добавляет- ся «Затревающий» тип акцентуации, имеющие наибольшую выраженность.

«Циклотимная», «Дистимная» и «Экзальтированная» типы акцентуаций прояв- ляются у педагогов со стажем работы от 10-15 лет. Такую же картину смены акцентуаций мы можем отметить и подгруппе «А», что позволяет нам объеди- нить эти в две подгруппы в одну категорию.

Необходимо отметить, что тип акцентуации «Возбудимый» не представ- лен ни в одной из выборок при разном стаже работы. Таким образом, можно утверждать для педагогов ДОО независимого от стажа работы, типов довери- тельных установок не характерно проявление импульсивности поведения, трудности в управлении эмоциями и пр.

Таким образом, у педагогов ДОО по мере увеличения времени пребыва- ния в профессии наблюдаются изменения в представленности и выраженности акцентуаций характера. Так, максимально представленная «Педантичная» ак- центуация у педагогов со стажем от 1-5 лет не нашла свое отражение среди ак- центуаций, характерных для педагогов, стаж работы которых составляет от 10-


 

 

15 лет. Однако, с увеличением стажа работы у педагогов ДОО появляется «Ги- пертимная» акцентуация, которая характеризуется оптимистическим взглядом на жизнь, жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью. Представ- ленность данной акцентуации характера во многом отражает особенности про- фессиональной деятельности педагога, а именно ведущее значение общения. Педагог ДОО, осуществляя профессиональную деятельность на протяжении длительного периода времени развивает необходимые навыки профессиональ- ного общения, что является необходимым условием успешности его профес- сиональной деятельности. С годами чрезмерно развитые профессионально- значимые характеристики могут приобретать характер профессионально- обусловленных деформаций. Для «Гипертимного» типа акцентуации характер- на легкость в установлении коммуникативных контактов, в организации всего процесса общения, отсутствие трудностей в принятии оперативных быстрых решений. Однако, такая ситуация чревата непостоянством, слабостью рефлек- сии и анализа ситуации. Как проявление профессиональной деформации заост- рение «Гипертимной» акцентуации выражается в повышенном стремлении пе- дагога к общению в ситуациях и вне профессии; при этом общение отличает догматизм, наличие речевых штампов, эмоциональная окрашенность речи, снижение сосредоточенности и внимания к собеседнику и обсуждаемой про- блеме.

Последнее замечание подтверждается тем, что у педагогов со стажем ра- боты от 10-15 лет, по результатам нашего исследования помимо «Гипертим- ной», усиливается «Экзальтированная» и «Эмотивная» акцентуации характера. Таким образом, под влиянием профессиональной деятельности с увеличением стажа работы для педагога ДОО может быть характерным быстрая смена эмо- циональных состояний, словоохотливость, подверженность сиюминутным на- строениям.


 

 

Анализ личностных изменений, проведенных с помощью методики К.Леонгарда, позволяет нам объединить наши 4 подгруппы в 2 категории педа- гогов, у которых отмечаются сходные картины:

1 категория – с гармоничным типом доверительных отношений, которую вошли подгруппы «А» и «Г».

2 категория – с дисгармоничным типом доверительных отношений, куда вошли подгруппы «Б» и «В».

Таким образом, проведенный нами анализ позволяет выделить 2 группы педагогов, у которых профессиональных деформаций не отмечается – это под- группы «А» и «Г», которые характеризуются гармоничным соотношением ме- жду уровнем доверия к себе и уровнем доверия к Миру и различаются данные подгруппы по степени выраженности данных показателей (средний и высокий уровни).

Наибольшие качественные изменения во внутриличностной, межлично- стной сферах мы можем отметить в подгруппах «Б» и «В», которые характери- зуются дисгармоничным соотношением в доверительных отношениях. В груп- пе «Б» (уровень доверия себе выше уровня доверия к Миру), а в группе «В» (уровень доверия к себе ниже уровня доверия к Миру). Данные подгруппы мы характеризуем как группы с выраженными симптомами профессиональных де- формаций.

Анализируя изменения в представленных акцентуациях характера у педа- гогов при дисгармоничном типе доверительных отношений, необходимо отме- тить, что мы зафиксировали некоторые различия в группах «Б» и «В». Так, в группе «Б» (уровень доверия к себе выше уровня доверия к Миру) максимально выраженной акцентуацией становится «Эмотивная». Для педагогов данной группы характерно проявление высокой чувствительности, эмоциональной восприимчивости, чрезмерное проявление эмоциональных реакций, что замет- но в поведении. Можно предположить, что работая с детьми дошкольного воз- раста, педагогу необходимо достаточно часто выразительно проявлять эмоции,


 

 

эмоционально реагировать не те или иные поступки детей, строить общение с ребенком на высоком пике проявления эмоций. С увеличением стажа работы, данная характеристика развивается и трансформируется в нежелательную. В этом случае, педагог склонен проявлять эмоции в различных ситуациях про- фессионального и непрофессионального взаимодействия, не требующих чрез- мерного эмоционального реагирования.

Для педагогов ДОО, у которых было зафиксировано снижение уровня до- верия к себе по сравнению с уровнем доверия к Миру (группа «В») характерно высокая устойчивость и длительность переживаний. Наблюдается повышенная обидчивость, склонность достаточно сильно переживать воздействия незначи- тельной силы со стороны социума и воспринимать их как чрезмерно сильные (выраженная акцентуация – «Застревающая»). Таким образом, для педагогов данной группы становится характерным такая особенность как дидактизм, стремление обучению, наставлению, что проявляется не только в профессио- нальной сфере, но и за ее пределами. Представленность данной характеристики объясняется, во многом, особенностью профессиональной деятельности педа- гога ДОО: большой долей обучения, доминантности в педагогическом процес- се. Привыкая доминировать в условиях профессиональной деятельности, дан- ная характеристика может быть перенесена на все сферы жизни работника и проявляться в поведении в различных жизненных ситуациях.

Описывая симптомы профессиональных деформаций, на основе корреля- ционного анализа, нами были зафиксированы у педагогов со стажем работы от 10-15 лет при дисгармоничном типе доверительных отношений следующие взаимосвязи:

– «Застревающий» тип акцентуации и психологическая защита по типу

«Отрицания» (r=-0,464);

– «Дистимный» тип акцентуации и психологическая защита по типу

«Компенсации» (r=0,377);


 

 

– «Экзальтированный» тип акцентуации и психологическая защита по типу «Интеллектуализации» (r= 0,465);

– «Демонстративный» и «Гипертимный» типы акцентуации (r=0,374);

– «Демонстративный» и «Педантичный» типы акцентуации (r=-0,466).

По мнению Э.Ф. Зеер тесная связь психологической защиты по типу

«Компенсации» и склонности человека к меланхолии, апатии, пессимистиче- ской оценке событий («Дистимная» акцентуация) создает опасную ситуацию в плане профессионального развития педагога и возможности справиться с раз- ного рода травмирующими событиями, в том числе и незначительными по си- ле.

Таким образом, по мере увеличения стажа работы, под влиянием особен- ностей профессиональной деятельности, у педагогов ДОО могут появляться профессиональные деформации. Причем их выраженность будет разной в зави- симости от разных типов доверительных отношений.

Так, при гармоничных типах доверительных отношений («А», «Г») нами не были зафиксированы существенные деструктивные изменения на уровне внутриличностной и межличностной сфер.

При нарушении баланса между уровнем доверия к себе и уровнем дове- рия к Миру (группы «Б» и «В» – дисгармоничные типы доверительных отно- шений) - нами были зафиксированы профессиональные деформации, которые проявились на уровне:

- изменения в выраженности и представленности психологически защит со смещением в использовании от защит незрелого типа (у педагогов ДОО со стажем работы от 1-5 лет) к более зрелым типам психологических защит (у пе- дагогов ДОО со стажем от 10-15 лет);

- изменения в преобладающих стратегиях поведения в конфликтной си- туации: если при гармоничном типе доверительных отношений у педагогов ДОО представлены все варианты стратегий и среди преобладающих остается и возрастает «Сотрудничество», то при дисгармоничном типе доверительных от-


 

 

ношений из поведенческого репертуара исчезает такая стратегия как «Сопер- ничество» а стратегия «Приспособление», и «Избегание» усиливаются и стано- вятся доминирующими;

- изменения на уровне выраженности акцентуаций характера – отсутствие у педагогов ДОО (стаж от 10-15 лет) «Педантичной» акцентуации (характерной для педагогов ДОО со стажем от 1-5 лет) и высокие значения («Гипертимная»,

«Эмотивная», «Экзальтированная»), а также усиление имеющихся в начале профессионального пути акцентуаций («Застревающая», «Эмотивная», «Дис- тимная», «Демонстративная»). Так, в связи с тем, что общение является стерж- нем профессиональной деятельности педагогов, для значительной части педа- гогов ДОО становится выраженной именно «Гипертимная» акцентуация харак- тера. Причем поведение педагогов часто эмоционально окрашено и отличается несдержанностью эмоций, недостаточным уровнем саморегуляции («Эмотив- ная», «Экзальтированная» акцентуации).

Таким образом, нарушение в доверительных установках у педагогов ДОО оказывает существенное влияние на появление и развитие профессиональных деформаций. Можно отметить, что оптимальный уровень доверия к себе и уровня доверия к Миру во многом обеспечивает позитивную траекторию про- фессионального развития, при которой профессиональная деятельность оказы- вает положительное влияние на развитие профессионала, формирует важней- шие стороны его индивидуальности. Нарушение баланса между уровнем дове- рия к себе и уровнем доверия к Миру может негативно влиять на личность профессионала, способствуя развитию профессиональных деформаций, разру- шающих целостность личности и снижающих возможности ее адаптивности и устойчивости. Причем, в зависимости от разного соотношения уровня доверия к себе и уровня доверия к Миру можно зафиксировать различные профили профессиональных деформаций.

Профиль 1. Дисгармоничный тип доверительных отношений. Доверие к себе выше доверия к другим (группа «Б»)


 

 

- доминирующие механизмы психологической защиты: «Интеллектуали-

зация», «Отрицание», «Реактивное образование»;

- доминирующая акцентуация «Эмотивная»;

- преобладающие стратегии поведения в конфликте: «Избегание».

Профиль 2. Дисгармоничный тип доверительных отношений. Доверие к себе ниже доверия к другим (группа «В»)

- доминирующие механизмы психологической защиты: «Реактивное об- разование», «Интеллектуализация», «Отрицание»;

- доминирующая акцентуации: «Застревающая»;

- преобладающие стратегии поведения в конфликте: «Компромисс».

Итак, нами были выделены признаки профессиональных деформаций у педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 лет – были обозначены общие ха- рактеристики изменений, происходящих с педагогами дошкольных образова- тельных организаций под влиянием увеличения педагогического стажа и в за- висимости от типов доверительных отношений. На следующем этапе мы под- вергли данные обработке методом корреляционного и факторного анализа (ме- тодом главных компонент) с тем, чтобы обозначить факторы, объясняющие связи между переменными.

Используя процедуру «варимакс вращения» в результате проведенного факторного анализа было выделено 4 фактора. Вхождение переменных в каж- дый фактор представлено в Таблице 13.

На первом этапе факторного анализа перед нами стояла задача сравнить распределение и выраженность основных факторов в группе педагогов ДОО со стажем работы от 1-5 лет и от 10 до 15 лет.


 

 

Таблица 13

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.105.235 (0.049 с.)