Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ особенностей поведения в конфликте у педагогов доо с разным стажем работы при разных типах доверительных отношений (по резуль- татам изучения преобладающих стратегий поведения в конфликте)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В качестве показателя профессиональных деформаций у педагогических работников ДОО нами был выбран такой фактор как поведение в конфликтной ситуации, который изучался с помощью методики «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К.Томаса [Таблица 11]. Таблица 11
Средние значения по методике «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса
Условные обозначения: «Со» – соперничество; «С» – сотрудничество; «К» – компро- мисс; «И» – избегание; «П» – приспособление
В группе «А» (гармоничный тип доверительных отношений) изменения касаются стратегий «Сотрудничество» и «Избегание» показатели которых рез- ко выросли и вместе со стратегией «Компромисс» составили доминирующую триаду стратегий поведения в конфликтной ситуации. Такие стратегии как
«Соперничество» и «Приспособление» в поведенческом репертуаре данной подгруппы не выражены. В группе «Б» (уровень доверия к себе>уровня доверия к Миру) происхо- дят следующие изменения: из поведенческого репертуара исчезает такая стра- тегия как «Сотрудничество» и появляется стратегия «Приспособление», страте- гия «Избегание» усиливается и становится доминирующей с увеличением ста- жа работы, стратегия «Компромисс» остается на прежнем уровне. В группе «В» (уровень доверия к себе<уровня доверия к Миру) мы мо- жем отметить следующие изменения: из поведенческого репертуара исчезает такая стратегия как «Сотрудничество» и появляется стратегия «Приспособле- ние». Степень выраженности показателя стратегий «Избегание», «Компромисс» увеличивается, и по мере пребывания в профессии стратегия «Компромисс» становится доминирующей. Смену более конструктивной стратегии поведения в конфликте «Сотруд- ничество» в группах «Б» и «В» на деструктивную стратегию «Приспособление» мы расцениваем как проявление профессиональных деформаций. Важно отме- тить, что выбор стратегий поведения в конфликте – есть отражение определен- ного отношения человека к себе и к Миру, определенный способ понимания противоречий, лежащих в основе конфликтной ситуации. Наиболее существенные изменения произошли в группе «Г»: из поведен- ческого репертуара исчезает такая стратегия как «Соперничество», появляется стратегия «Приспособление», стратегии «Сотрудничество», «Избегание» и «Компромисс» остаются наиболее предпочитаемыми независимо от стажа ра- боты. Полученные данные позволяют нам объединить подгруппы «А» и «Г» в категорию – «гармоничные», а группы «Б» и «В» – в категорию «Дисгармонич- ные» по показателям преобладающих стратегий поведения в конфликтной си- туации.
На основе корреляционного анализа, мы получили возможность зафикси- ровать взаимосвязи у педагогов при гармоничном типе доверительных отноше- ний со стажем работы от 1-5 лет: – между уровнем доверия к себе и стратегией «Соперничество» (коэффи- циент корреляции r=0,313); Доверяя себе, педагоги со стажем работы от 1-5 лет в решении конфликтных ситуаций в большей степени склонны отстаивать свои интересы, проявляя собственную профессиональную позицию; – стратегия «Компромисс» и доверие к себе в профессиональной деятель- ности (r=-0,391); в сфере взаимоотношений с близкими (r=-0,452). Таким обра- зом, преимущественный выбор стратегии «Компромисс» в разрешении кон- фликтных ситуаций рискован в смысле постепенного снижения у педагога уров- ня доверия к себе, как к профессионалу. Стремясь при решении конфликтов к компромиссным решениям, отчасти к «сглаживанию» конфликтов педагог часто не работает с источником конфликта, не достаточно глубоко оценивает его и в результате проблема не разрешается и как следствие – недооценка себя как про- фессионала. В отношении педагогов со стажем работы от 10-15 лет (гармоничный тип доверительных отношений) были зафиксированы следующие взаимосвязи: – стратегия «Соперничество» отмечена во взаимосвязи с доверием к себе в сфере установления взаимоотношений с подчиненными (r=0,529); – стратегия «Компромисс» отмечена во взаимосвязи с доверием к себе в сфере установления взаимоотношений с близкими (r=-0,589); подчиненными (r=- 0,376); с общим уровнем доверия к себе (r=-0,365); – стратегия «Избегание» отмечена во взаимосвязи с доверием к себе в сфе- ре установления взаимоотношений с вышестоящими (r=-0,399). Анализ особенностей профессиональных деформаций у педагогов ДОО с разным стажем работы при разных типах доверительных отношений (по результатам изучения преобладающих акцентуаций характера)
Рассматривая профессиональные деформации педагога ДОО как измене- ние на личностном уровне, нами были изучены акцентуации характера у педа-
гогов ДОО с разным стажем работы при разных типах доверительных отноше- ний [Таблица 12].
Показатели средних значений по методике «Акцентуации характера» К. Леонгарда Таблица 12
Условные обозначения: Г – «Гипертимная»; З – «Застревающая»; П – «Педантичная; Э – «Эмотивная»; Т – «Тревожная»; Ц – «Циклотимная»; В – «Возбудимая»; Д – «Дистим- ная»; Де – «Демонстративная»; Эк – «Экзальтированная».
Сравнение подгрупп педагогов с разными доверительными установками по особенностям изменений на уровне межличностной сферы (на примере вы- раженности акцентуаций характера) в зависимости от стажа работы дало сле- дующие результаты: В группе «А» (гармоничный тип доверительных отношений) произошло увеличение количества акцентуаций – появились такие акцентуации как «Ги- пертимная», «Эмотивная», «Циклотимная», «Дистимная» и «Экзальтирован-
ная». Степень выраженности акцентуаций «Демонстративная» снизилась, ос- тальные остались практически без изменений. В группе «Б» (уровень доверия к себе>уровня доверия к Миру) произош- ло резкое увеличение как количества акцентуаций, так и уровня их выраженно- сти – они значимо повысились во всех указанных типах акцентуаций, кроме ак- центуации «Демонстративная». В группе «В» (уровень доверия к себе<уровня доверия к Миру) также произошло увеличение как количества акцентуаций, так и уровня их выражен- ности - они значимо повысились во всех указанных типах акцентуаций (по U- критерию Манна-Уитни p=0,016; p=0,0052; p=0,001 при p<0,05), кроме акцен- туации «Демонстративная». В группе «Г» (уровень доверия к себе, уровень доверие к Миру – высо- кий) произошло увеличение количества акцентуаций, а также качественные из- менения: с увеличением стажа работы к «Эмотивной» акцентуации, добавляет- ся «Затревающий» тип акцентуации, имеющие наибольшую выраженность. «Циклотимная», «Дистимная» и «Экзальтированная» типы акцентуаций прояв- ляются у педагогов со стажем работы от 10-15 лет. Такую же картину смены акцентуаций мы можем отметить и подгруппе «А», что позволяет нам объеди- нить эти в две подгруппы в одну категорию. Необходимо отметить, что тип акцентуации «Возбудимый» не представ- лен ни в одной из выборок при разном стаже работы. Таким образом, можно утверждать для педагогов ДОО независимого от стажа работы, типов довери- тельных установок не характерно проявление импульсивности поведения, трудности в управлении эмоциями и пр. Таким образом, у педагогов ДОО по мере увеличения времени пребыва- ния в профессии наблюдаются изменения в представленности и выраженности акцентуаций характера. Так, максимально представленная «Педантичная» ак- центуация у педагогов со стажем от 1-5 лет не нашла свое отражение среди ак- центуаций, характерных для педагогов, стаж работы которых составляет от 10-
15 лет. Однако, с увеличением стажа работы у педагогов ДОО появляется «Ги- пертимная» акцентуация, которая характеризуется оптимистическим взглядом на жизнь, жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью. Представ- ленность данной акцентуации характера во многом отражает особенности про- фессиональной деятельности педагога, а именно ведущее значение общения. Педагог ДОО, осуществляя профессиональную деятельность на протяжении длительного периода времени развивает необходимые навыки профессиональ- ного общения, что является необходимым условием успешности его профес- сиональной деятельности. С годами чрезмерно развитые профессионально- значимые характеристики могут приобретать характер профессионально- обусловленных деформаций. Для «Гипертимного» типа акцентуации характер- на легкость в установлении коммуникативных контактов, в организации всего процесса общения, отсутствие трудностей в принятии оперативных быстрых решений. Однако, такая ситуация чревата непостоянством, слабостью рефлек- сии и анализа ситуации. Как проявление профессиональной деформации заост- рение «Гипертимной» акцентуации выражается в повышенном стремлении пе- дагога к общению в ситуациях и вне профессии; при этом общение отличает догматизм, наличие речевых штампов, эмоциональная окрашенность речи, снижение сосредоточенности и внимания к собеседнику и обсуждаемой про- блеме. Последнее замечание подтверждается тем, что у педагогов со стажем ра- боты от 10-15 лет, по результатам нашего исследования помимо «Гипертим- ной», усиливается «Экзальтированная» и «Эмотивная» акцентуации характера. Таким образом, под влиянием профессиональной деятельности с увеличением стажа работы для педагога ДОО может быть характерным быстрая смена эмо- циональных состояний, словоохотливость, подверженность сиюминутным на- строениям.
Анализ личностных изменений, проведенных с помощью методики К.Леонгарда, позволяет нам объединить наши 4 подгруппы в 2 категории педа- гогов, у которых отмечаются сходные картины: 1 категория – с гармоничным типом доверительных отношений, которую вошли подгруппы «А» и «Г». 2 категория – с дисгармоничным типом доверительных отношений, куда вошли подгруппы «Б» и «В». Таким образом, проведенный нами анализ позволяет выделить 2 группы педагогов, у которых профессиональных деформаций не отмечается – это под- группы «А» и «Г», которые характеризуются гармоничным соотношением ме- жду уровнем доверия к себе и уровнем доверия к Миру и различаются данные подгруппы по степени выраженности данных показателей (средний и высокий уровни). Наибольшие качественные изменения во внутриличностной, межлично- стной сферах мы можем отметить в подгруппах «Б» и «В», которые характери- зуются дисгармоничным соотношением в доверительных отношениях. В груп- пе «Б» (уровень доверия себе выше уровня доверия к Миру), а в группе «В» (уровень доверия к себе ниже уровня доверия к Миру). Данные подгруппы мы характеризуем как группы с выраженными симптомами профессиональных де- формаций. Анализируя изменения в представленных акцентуациях характера у педа- гогов при дисгармоничном типе доверительных отношений, необходимо отме- тить, что мы зафиксировали некоторые различия в группах «Б» и «В». Так, в группе «Б» (уровень доверия к себе выше уровня доверия к Миру) максимально выраженной акцентуацией становится «Эмотивная». Для педагогов данной группы характерно проявление высокой чувствительности, эмоциональной восприимчивости, чрезмерное проявление эмоциональных реакций, что замет- но в поведении. Можно предположить, что работая с детьми дошкольного воз- раста, педагогу необходимо достаточно часто выразительно проявлять эмоции,
эмоционально реагировать не те или иные поступки детей, строить общение с ребенком на высоком пике проявления эмоций. С увеличением стажа работы, данная характеристика развивается и трансформируется в нежелательную. В этом случае, педагог склонен проявлять эмоции в различных ситуациях про- фессионального и непрофессионального взаимодействия, не требующих чрез- мерного эмоционального реагирования. Для педагогов ДОО, у которых было зафиксировано снижение уровня до- верия к себе по сравнению с уровнем доверия к Миру (группа «В») характерно высокая устойчивость и длительность переживаний. Наблюдается повышенная обидчивость, склонность достаточно сильно переживать воздействия незначи- тельной силы со стороны социума и воспринимать их как чрезмерно сильные (выраженная акцентуация – «Застревающая»). Таким образом, для педагогов данной группы становится характерным такая особенность как дидактизм, стремление обучению, наставлению, что проявляется не только в профессио- нальной сфере, но и за ее пределами. Представленность данной характеристики объясняется, во многом, особенностью профессиональной деятельности педа- гога ДОО: большой долей обучения, доминантности в педагогическом процес- се. Привыкая доминировать в условиях профессиональной деятельности, дан- ная характеристика может быть перенесена на все сферы жизни работника и проявляться в поведении в различных жизненных ситуациях. Описывая симптомы профессиональных деформаций, на основе корреля- ционного анализа, нами были зафиксированы у педагогов со стажем работы от 10-15 лет при дисгармоничном типе доверительных отношений следующие взаимосвязи: – «Застревающий» тип акцентуации и психологическая защита по типу «Отрицания» (r=-0,464); – «Дистимный» тип акцентуации и психологическая защита по типу «Компенсации» (r=0,377);
– «Экзальтированный» тип акцентуации и психологическая защита по типу «Интеллектуализации» (r= 0,465); – «Демонстративный» и «Гипертимный» типы акцентуации (r=0,374); – «Демонстративный» и «Педантичный» типы акцентуации (r=-0,466). По мнению Э.Ф. Зеер тесная связь психологической защиты по типу «Компенсации» и склонности человека к меланхолии, апатии, пессимистиче- ской оценке событий («Дистимная» акцентуация) создает опасную ситуацию в плане профессионального развития педагога и возможности справиться с раз- ного рода травмирующими событиями, в том числе и незначительными по си- ле. Таким образом, по мере увеличения стажа работы, под влиянием особен- ностей профессиональной деятельности, у педагогов ДОО могут появляться профессиональные деформации. Причем их выраженность будет разной в зави- симости от разных типов доверительных отношений. Так, при гармоничных типах доверительных отношений («А», «Г») нами не были зафиксированы существенные деструктивные изменения на уровне внутриличностной и межличностной сфер. При нарушении баланса между уровнем доверия к себе и уровнем дове- рия к Миру (группы «Б» и «В» – дисгармоничные типы доверительных отно- шений) - нами были зафиксированы профессиональные деформации, которые проявились на уровне: - изменения в выраженности и представленности психологически защит со смещением в использовании от защит незрелого типа (у педагогов ДОО со стажем работы от 1-5 лет) к более зрелым типам психологических защит (у пе- дагогов ДОО со стажем от 10-15 лет); - изменения в преобладающих стратегиях поведения в конфликтной си- туации: если при гармоничном типе доверительных отношений у педагогов ДОО представлены все варианты стратегий и среди преобладающих остается и возрастает «Сотрудничество», то при дисгармоничном типе доверительных от-
ношений из поведенческого репертуара исчезает такая стратегия как «Сопер- ничество» а стратегия «Приспособление», и «Избегание» усиливаются и стано- вятся доминирующими; - изменения на уровне выраженности акцентуаций характера – отсутствие у педагогов ДОО (стаж от 10-15 лет) «Педантичной» акцентуации (характерной для педагогов ДОО со стажем от 1-5 лет) и высокие значения («Гипертимная», «Эмотивная», «Экзальтированная»), а также усиление имеющихся в начале профессионального пути акцентуаций («Застревающая», «Эмотивная», «Дис- тимная», «Демонстративная»). Так, в связи с тем, что общение является стерж- нем профессиональной деятельности педагогов, для значительной части педа- гогов ДОО становится выраженной именно «Гипертимная» акцентуация харак- тера. Причем поведение педагогов часто эмоционально окрашено и отличается несдержанностью эмоций, недостаточным уровнем саморегуляции («Эмотив- ная», «Экзальтированная» акцентуации). Таким образом, нарушение в доверительных установках у педагогов ДОО оказывает существенное влияние на появление и развитие профессиональных деформаций. Можно отметить, что оптимальный уровень доверия к себе и уровня доверия к Миру во многом обеспечивает позитивную траекторию про- фессионального развития, при которой профессиональная деятельность оказы- вает положительное влияние на развитие профессионала, формирует важней- шие стороны его индивидуальности. Нарушение баланса между уровнем дове- рия к себе и уровнем доверия к Миру может негативно влиять на личность профессионала, способствуя развитию профессиональных деформаций, разру- шающих целостность личности и снижающих возможности ее адаптивности и устойчивости. Причем, в зависимости от разного соотношения уровня доверия к себе и уровня доверия к Миру можно зафиксировать различные профили профессиональных деформаций. Профиль 1. Дисгармоничный тип доверительных отношений. Доверие к себе выше доверия к другим (группа «Б»)
- доминирующие механизмы психологической защиты: «Интеллектуали- зация», «Отрицание», «Реактивное образование»; - доминирующая акцентуация «Эмотивная»; - преобладающие стратегии поведения в конфликте: «Избегание». Профиль 2. Дисгармоничный тип доверительных отношений. Доверие к себе ниже доверия к другим (группа «В») - доминирующие механизмы психологической защиты: «Реактивное об- разование», «Интеллектуализация», «Отрицание»; - доминирующая акцентуации: «Застревающая»; - преобладающие стратегии поведения в конфликте: «Компромисс». Итак, нами были выделены признаки профессиональных деформаций у педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 лет – были обозначены общие ха- рактеристики изменений, происходящих с педагогами дошкольных образова- тельных организаций под влиянием увеличения педагогического стажа и в за- висимости от типов доверительных отношений. На следующем этапе мы под- вергли данные обработке методом корреляционного и факторного анализа (ме- тодом главных компонент) с тем, чтобы обозначить факторы, объясняющие связи между переменными. Используя процедуру «варимакс вращения» в результате проведенного факторного анализа было выделено 4 фактора. Вхождение переменных в каж- дый фактор представлено в Таблице 13. На первом этапе факторного анализа перед нами стояла задача сравнить распределение и выраженность основных факторов в группе педагогов ДОО со стажем работы от 1-5 лет и от 10 до 15 лет.
Таблица 13
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.212.54 (0.009 с.) |