Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средние значения шкал по методике «индекс жизненного стиля» келлермана-плутчика (педагоги со стажем работы от 1-5 лет)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Условные обозначения: О – психологическая защита «Отрицание»; П - психологиче- ская защита «Проекция»; Р - психологическая защита «Регрессия»; З - психологическая за- щита «Замещение»; В - психологическая защита «Вытеснение»; И - психологическая защита «Интеллектуализация»; Ро - психологическая защита «Реактивные образования»; К - психо- логическая защита «Компенсация».
Приведем результаты анализа полученных нами данных в исследуемых подгруппах («А», «Б», «В», «Г»). Психологическая защита «Отрицание». Как видно из таблицы 2 показа- тели степени выраженности данной защиты в группе «А» находятся на значимо высоком уровне, а в группах «Б», «В» и «Г» этот показатель находится на среднем уровне значения. Показатели психологической защиты «Проекция» на высоком уровне мы можем зафиксировать в группах «А» и «Г», а в группах «Б» и «В» этот пока- затель находится на среднем уровне значения. Показатели психологических защит «Регрессия» и «Замещение» находятся на одинаково низком уровне во всех исследуемых группах. Психологическая защита «Вытеснение» в группе
«А», находится на низком уровне выраженности, в группах «Б», «В» и «Г» этот тип защиты представлен на среднем уровне. И, наконец, зрелый тип, психоло- гическая защита «Интеллектуализация» представлена на одинаково низком уровне во всех исследуемых группах. Психологическая защита «Реактивное об- разование» в группах «А», «Б» и «Г» находится на значимо высоком уровне, а в группе «В» – на средне-высоком уровне. Психологическая защита «Компенса- ция» – на одинаково низком уровне во всех исследуемых группах. Проведя качественный анализ полученных данных, мы можем отметить существенные различия в количестве и качестве психологических защит в ис- следуемых выборках. В группе «А» (гармоничное соотношение уровня доверия к себе и уровня доверия к Миру) из 8 представленных типов психологической защиты 3 типа защит выражены на высоком уровне (защиты по типу – «Отрицание», «Проек- ция», «Реактивное образование»), при этом, «Отрицание» и «Проекция» – отно- сятся к незрелым защитам, психологическая защита «Реактивное образование» – относится к зрелым типам защиты [Рисунок 2]. Таким образом, для педагогов ДОО со стажем работы от 1-5 лет наиболее предпочтителен выбор незрелых вариантов психологических защит («Отрица- ние», «Проекция»). При этом психологическая защита по типу «Вытеснение» используется довольно редко. В отличии от «Вытеснения», при котором ин- формация, подвергаемая вытеснению, осознается, и только потом вытесняется, при использовании защиты «Отрицание» информация не попадает в сферу соз- нания. «Проекция» предполагает приписывание окружающим различных нега- тивных качеств «эго» как рациональную основу для их неприятия и самопри- ятия на этом фоне. Таким образом, неприемлемые для человека свойства про- ецируются вовне и фактом сознания становятся воспринятыми уже из этого внешнего пространства. Так, например если человеку свойственна агрессия, наделяя других людей этой характеристикой, он легко позволяет себе агрессив- ные действия. По мнению С.А. Котовой, изучавшей механизмы психологиче-
ских защит учителей начальной школы, проекция относится к наиболее злока- чественным формам психологических защит в педагогической профессии. По- стоянное использование данного вида защиты может приводить к формирова- нию подозрительности в структуре личности, к обострению социальных кон- фликтов. Данный механизм запускает установку отрицательного восприятия окружающих, что существенно влияет на качество труда (поиск плохого «ре- бенка», коллеги и т.д.) [Котова С.А., 2009].
Группа «А»
Рисунок 2. Представленность психологических защит у педагогов со стажем рабо- ты от 1-5 лет (группа «А»)
В группе «Б» (доверие к себе >доверия к Миру) из 8 перечисленных ти- пов психологических защит выражены 4 защиты: показатель 1-го типа защиты – «Реактивное образование», которое относится к зрелым типам защиты – на- ходится на высоком уровне, а защиты по типу «Отрицания», «Проекции», «Вы- теснения» – на среднем уровне. Механизм психологической защиты «Реактив- ное образование» помогает в устранении амбивалентности чувств. Проявление данного типа защиты у педагогов со стажем работы от 1-5 лет свидетельствует о возможных трудностях в осознании и управлении всеми аспектами собствен- ных эмоциональных реакций.
Группа «Б»
Рисунок 3. Представленность психологических защит у педагогов со стажем ра- боты от 1-5 лет (группа «Б»)
В подгруппе «В» (доверие к себе <доверия к Миру) из возможных 8 за- щитных механизмов представлены 4: «Отрицание», «Проекция», «Вытеснение» и «Реактивное образование», 3 из которых относятся к незрелым типам защиты и только защита по типу «Реактивное образование» рассматривается как зре- лый конструктивный вид защиты [Рисунок 4].
Группа «В»
Рисунок 4. Представленность психологических защит у педагогов со стажем ра- боты от 1-5 лет (группа «В»)
В подгруппе «Г» (доверие к себе, доверие к Миру – высокий уровень) из возможных 8 защитных механизмов представлены 4: 2 типа защит выражены на высоком уровне – («Проекция», «Реактивное образование»), а 2 типа защит
выражены на среднем уровне – защиты по типу «Отрицание» и «Вытеснение». Незрелые типы психологических защит представлены такими типами как «От- рицание» «Проекция», «Вытеснение», зрелый тип защиты представлен защитой по типу «Реактивное образование» [Рисунок 5].
Группа «Г»
Рисунок 5. Представленность психологических защит у педагогов со стажем рабо- ты от 1-5 лет (группа «Г»)
Проведенный нами анализ показал, что во всех исследуемых подгруппах отсутствуют психологические защиты по типу «Регрессия», «Замещение», «Компенсация» и «Интеллектуализация». Итак, для педагогов со стажем работы от 1-5 лет характерно преоблада- ние незрелых типов психологических защит, причем отмечается общая обед- ненность защитного репертуара. Использование сравнительно небольшого ко- личества психологических защит может быть свидетельством достаточности для педагогов собственных ресурсов для борьбы с травмирующими ситуациями на начальном этапе профессионализации. Однако, психологическая защита по типу «Отрицания» как незрелый вариант защитных механизмов максимально представлена в данной выборке и отражает, прежде всего, характерное прояв- ление невнимательности к различным ситуациям в профессиональной сфере, игнорирование потенциально тревожной информации для педагога. Используя данный вариант психологической защиты, педагоги склонны без должного внимания относиться к тем сферам жизни, которые потенциально могут быть
опасны для них. Таким образом, риски в использовании защиты по типу «От- рицания», прежде всего, связаны со стремлением начинающих педагогов пси- хологически отгораживаться от ситуаций в педагогической практике, которые чреваты переживанием неудачи. В этом случае, не получая необходимого раз- нообразного профессионального опыта и не используя максимально собствен- ные профессиональные возможности в решении сложных профессиональных ситуаций, работник впоследствии может испытывать значительные трудности в адекватной оценке педагогических явлений (недооценивая ряд событий), а так- же сужать возможности для собственного профессионального развития. Не за- мечая типичные сложные ситуации в собственной педагогической практике, педагог может недооценивать степень своего влияния в решении тех или иных производственных проблем, что может затруднять достижение качественного результата. Напротив, активное включение педагога в большое количество раз- нообразных профессионально сложных ситуаций и получение позитивного опыта в решении проблем может существенно повлиять на профессиональную самооценку и повысить степень уверенности в себе как в профессионале. Ис- пользование данного механизма психологической защиты часто блокирует эти возможности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.59 (0.008 с.) |