Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средние значения шкал по методике «индекс жизненного стиля» келлермана-плутчика (педагоги со стажем работы от 1-5 лет)

Поиск

 

Груп- пы % от выборки О П Р З В И Ро К
А                  
Б                  
В                  
Г                  
  Общее среднее                

 

Условные обозначения: О – психологическая защита «Отрицание»; П - психологиче- ская защита «Проекция»; Р - психологическая защита «Регрессия»; З - психологическая за- щита «Замещение»; В - психологическая защита «Вытеснение»; И - психологическая защита

«Интеллектуализация»; Ро - психологическая защита «Реактивные образования»; К - психо- логическая защита «Компенсация».

 

Приведем результаты анализа полученных нами данных в исследуемых подгруппах («А», «Б», «В», «Г»).

Психологическая защита «Отрицание». Как видно из таблицы 2 показа- тели степени выраженности данной защиты в группе «А» находятся на значимо высоком уровне, а в группах «Б», «В» и «Г» этот показатель находится на среднем уровне значения.

Показатели психологической защиты «Проекция» на высоком уровне мы можем зафиксировать в группах «А» и «Г», а в группах «Б» и «В» этот пока- затель находится на среднем уровне значения. Показатели психологических защит «Регрессия» и «Замещение» находятся на одинаково низком уровне во всех исследуемых группах. Психологическая защита «Вытеснение» в группе


 

 

«А», находится на низком уровне выраженности, в группах «Б», «В» и «Г» этот тип защиты представлен на среднем уровне. И, наконец, зрелый тип, психоло- гическая защита «Интеллектуализация» представлена на одинаково низком уровне во всех исследуемых группах. Психологическая защита «Реактивное об- разование» в группах «А», «Б» и «Г» находится на значимо высоком уровне, а в группе «В» – на средне-высоком уровне. Психологическая защита «Компенса- ция» – на одинаково низком уровне во всех исследуемых группах.

Проведя качественный анализ полученных данных, мы можем отметить существенные различия в количестве и качестве психологических защит в ис- следуемых выборках.

В группе «А» (гармоничное соотношение уровня доверия к себе и уровня доверия к Миру) из 8 представленных типов психологической защиты 3 типа защит выражены на высоком уровне (защиты по типу – «Отрицание», «Проек- ция», «Реактивное образование»), при этом, «Отрицание» и «Проекция» – отно- сятся к незрелым защитам, психологическая защита «Реактивное образование»

– относится к зрелым типам защиты [Рисунок 2].

Таким образом, для педагогов ДОО со стажем работы от 1-5 лет наиболее предпочтителен выбор незрелых вариантов психологических защит («Отрица- ние», «Проекция»). При этом психологическая защита по типу «Вытеснение» используется довольно редко. В отличии от «Вытеснения», при котором ин- формация, подвергаемая вытеснению, осознается, и только потом вытесняется, при использовании защиты «Отрицание» информация не попадает в сферу соз- нания. «Проекция» предполагает приписывание окружающим различных нега- тивных качеств «эго» как рациональную основу для их неприятия и самопри- ятия на этом фоне. Таким образом, неприемлемые для человека свойства про- ецируются вовне и фактом сознания становятся воспринятыми уже из этого внешнего пространства. Так, например если человеку свойственна агрессия, наделяя других людей этой характеристикой, он легко позволяет себе агрессив- ные действия. По мнению С.А. Котовой, изучавшей механизмы психологиче-


 

 

ских защит учителей начальной школы, проекция относится к наиболее злока- чественным формам психологических защит в педагогической профессии. По- стоянное использование данного вида защиты может приводить к формирова- нию подозрительности в структуре личности, к обострению социальных кон- фликтов. Данный механизм запускает установку отрицательного восприятия окружающих, что существенно влияет на качество труда (поиск плохого «ре- бенка», коллеги и т.д.) [Котова С.А., 2009].

 

Группа «А»

 

 

Рисунок 2. Представленность психологических защит у педагогов со стажем рабо- ты от 1-5 лет (группа «А»)

 

В группе «Б» (доверие к себе >доверия к Миру) из 8 перечисленных ти- пов психологических защит выражены 4 защиты: показатель 1-го типа защиты

– «Реактивное образование», которое относится к зрелым типам защиты – на- ходится на высоком уровне, а защиты по типу «Отрицания», «Проекции», «Вы- теснения» – на среднем уровне. Механизм психологической защиты «Реактив- ное образование» помогает в устранении амбивалентности чувств. Проявление данного типа защиты у педагогов со стажем работы от 1-5 лет свидетельствует о возможных трудностях в осознании и управлении всеми аспектами собствен- ных эмоциональных реакций.


 

Группа «Б»

 

 

Рисунок 3. Представленность психологических защит у педагогов со стажем ра- боты от 1-5 лет (группа «Б»)

 

В подгруппе «В» (доверие к себе <доверия к Миру) из возможных 8 за- щитных механизмов представлены 4: «Отрицание», «Проекция», «Вытеснение» и «Реактивное образование», 3 из которых относятся к незрелым типам защиты и только защита по типу «Реактивное образование» рассматривается как зре- лый конструктивный вид защиты [Рисунок 4].

 

Группа «В»

 

 

Рисунок 4. Представленность психологических защит у педагогов со стажем ра- боты от 1-5 лет (группа «В»)

 

 

В подгруппе «Г» (доверие к себе, доверие к Мирувысокий уровень) из возможных 8 защитных механизмов представлены 4: 2 типа защит выражены на высоком уровне – («Проекция», «Реактивное образование»), а 2 типа защит


 

 

выражены на среднем уровне – защиты по типу «Отрицание» и «Вытеснение». Незрелые типы психологических защит представлены такими типами как «От- рицание» «Проекция», «Вытеснение», зрелый тип защиты представлен защитой по типу «Реактивное образование» [Рисунок 5].

 

 

Группа «Г»

 

 

Рисунок 5. Представленность психологических защит у педагогов со стажем рабо- ты от 1-5 лет (группа «Г»)

 

Проведенный нами анализ показал, что во всех исследуемых подгруппах отсутствуют психологические защиты по типу «Регрессия», «Замещение»,

«Компенсация» и «Интеллектуализация».

Итак, для педагогов со стажем работы от 1-5 лет характерно преоблада- ние незрелых типов психологических защит, причем отмечается общая обед- ненность защитного репертуара. Использование сравнительно небольшого ко- личества психологических защит может быть свидетельством достаточности для педагогов собственных ресурсов для борьбы с травмирующими ситуациями на начальном этапе профессионализации. Однако, психологическая защита по типу «Отрицания» как незрелый вариант защитных механизмов максимально представлена в данной выборке и отражает, прежде всего, характерное прояв- ление невнимательности к различным ситуациям в профессиональной сфере, игнорирование потенциально тревожной информации для педагога. Используя данный вариант психологической защиты, педагоги склонны без должного внимания относиться к тем сферам жизни, которые потенциально могут быть


 

 

опасны для них. Таким образом, риски в использовании защиты по типу «От- рицания», прежде всего, связаны со стремлением начинающих педагогов пси- хологически отгораживаться от ситуаций в педагогической практике, которые чреваты переживанием неудачи. В этом случае, не получая необходимого раз- нообразного профессионального опыта и не используя максимально собствен- ные профессиональные возможности в решении сложных профессиональных ситуаций, работник впоследствии может испытывать значительные трудности в адекватной оценке педагогических явлений (недооценивая ряд событий), а так- же сужать возможности для собственного профессионального развития. Не за- мечая типичные сложные ситуации в собственной педагогической практике, педагог может недооценивать степень своего влияния в решении тех или иных производственных проблем, что может затруднять достижение качественного результата. Напротив, активное включение педагога в большое количество раз- нообразных профессионально сложных ситуаций и получение позитивного опыта в решении проблем может существенно повлиять на профессиональную самооценку и повысить степень уверенности в себе как в профессионале. Ис- пользование данного механизма психологической защиты часто блокирует эти возможности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.59 (0.008 с.)