Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средние значения шкал по методике К. ЛеонгардаСодержание книги
Поиск на нашем сайте «Акцентуации характера» (педагоги со стажем работы от 10-15 лет)
Условные обозначения: Г – «Гипертимная»; З – «Застревающая»; П – «Педантичная; Э – «Эмотивная»; Т – «Тревожная»; Ц – «Циклотимная»; В – «Возбудимая»; Д – «Дистим- ная»; Де – «Демонстративная»; Эк – «Экзальтированная».
В группе «А» (гармоничное соотношение уровня доверия к себе и к Ми- ру) из 10 возможных типов акцентуаций характера выражено 8 типов, из кото- рых 5 – «Гипертимный», «Застревающий», «Педантичный», «Эмотивный» и «Экзальтированный» выражены на достаточно высоком уровне, а «Демонстра- тивный», Циклотимный», и «Дистимный» – на среднем уровне.
В группе «Б» (доверие к себе >доверия к Миру) представлены 9 типов акцентуаций: «Эмотивный», «Застревающий», «Демонстративный» – выражен на достаточно высоком уровне, а «Гипертимный», «Педантичный», «Тревож- ный», «Циклотимный», «Дистимный», «Экзальтированный» – со средним уровнем выраженности. В группе «В» (доверие к себе<Доверия к Миру) представлены следующие типы акцентуаций: «Застревающий», «Эмотивный», «Демонстративный» типы акцентуаций выражены на достаточно высоком уровне, а «Гипертимный» и Эк- зальтированный» – на среднем уровне выраженности. В группе «Г» (уровень доверия к себе, уровень доверия к Миру – высокий уровень) представлено 6 типов акцентуаций: «Педантичный», «Дистимный», «Демонстративный», «Экзальтированный» - средний уровень выраженности. «Застревающий» и «Эмотивный» типы акцентуаций представлены на высоком уровне. Такой тип акцентуаций как «Возбудимый» не выражен ни в одной из подгрупп. Таким образом, у педагога ДОО по мере увеличения стажа работы увели- чивается общее количество и степень выраженности акцентуаций характера. Следует отметить, что ряд акцентуаций представленных у педагогов со стажем работы от 1-5 лет сохраняются, и под влиянием профессиональной деятельно- сти усиливается. Можно предположить, что в педагогическую профессию из- начально приходят педагоги с некоторыми одинаково выраженными акцентуа- циями характера, которые впоследствии под влиянием профессии усиливаются и приобретают характер профессионально-обусловленных.
Сравнительный анализ особенностей профессиональных деформаций у педагогов ДОО с разными доверительными установками при разном Стаже работы
В теоретической части нашего исследования было показано, что согласно данным ряда авторов показателями наличия профессиональных деформаций у педагогических работников являются специфические изменения как в личност-
ной сфере, так и в сфере межличностного взаимодействия [Зеер Э.Ф. и Сыма- нюк Э.Э., 2005; Маркова А.К., 1996]. В этой связи нами был проведен сравнительный анализ эмпирических показателей двух выборок испытуемых с разным стажем работы (от 1-5 лет; от 10-15 лет).
Сравнительный анализ показателей профессиональных деформаций (на примере использования психологических защит)
В Таблице 9 можно увидеть представленность и выраженность психологи- ческих защит у педагогов ДОО с разным стажем работы при разных типах до- верительных отношений. Таблица 9
Средние значения шкал по методике «Индекс жизненного стиля» Келлермана-Плутчика в 2-х выборках (1-5 лет; 10-15 лет)
Условные обозначения: О – психологическая защита «Отрицание»; П - психологиче- ская защита «Проекция»; Р - психологическая защита «Регрессия»; З - психологическая за- щита «Замещение»; В - психологическая защита «Вытеснение»; И - психологическая защита «Интеллектуализация»; Ро - психологическая защита «Реактивные образования»; К - психо- логическая защита «Компенсация».
В качестве показателя появления профессиональных деформаций мы рас- сматриваем изменения в количестве и динамики использования психологиче- ских защит. В данном случае речь идет о том, что, как уже было показано, с
увеличением стажа работы в рассматриваемой профессии, происходят измене- ния не только в количестве используемых психологических защит, но и сами защиты качественно изменяются от менее зрелых к более зрелым. Приведем результаты анализа полученных нами данных в исследуемых подгруппах («А», «Б», «В», «Г»). В подгруппе «А» (гармоничное соотношение уровня доверия к себе и к Миру) мы можем отметить, что по мере увеличения педагогического стажа на- блюдается снижение уровня выраженности показателя напряженности защиты «Отрицание» с высокого (73 балла) до среднего (63 балла) (различия значимы на уровне p=0,001 при p<0,05 по U - критерию Манна-Уитни) [Рисунок 19]. В подгруппах «Б» (доверие к себе >доверия к Миру) и «В» (доверие к се- бе<Доверия к Миру) изменений между выборками не отмечается, средний уро- вень выраженности данного типа защиты сохранился. В подгруппе «Г» (уровень доверия к себе, уровень доверия к Миру – вы- сокий уровень) произошло снижение уровня психологической напряженности данного типа защиты, однако это снижение статистически не значимо. Таким образом, мы можем констатировать, что в подгруппах «А» и «Г» произошло снижение уровня выраженности данного типа защиты, а в подгруппах «Б» и «В» изменений не зафиксировано.
Рисунок 19. Сравнительный анализ представленности психологической защиты «Отрицание» у педагогов с разным стажем работы
Мы можем отметить существенные изменения в показателях защиты по типу «Проекции» [Рисунок 20]. В подгруппах «А» и «Г» уровень выраженности данного типа защиты изменился с высокого до его полного отсутствия. Если в начале профессиональной деятельности педагоги с гармоничным сочетанием уровня доверия к себе и миру вынуждены эмоционально «отгораживаться» от оценок окружающих, то при нарастании профессионального опыта этот вид защиты деактуализируется, что, на наш взгляд, является показателем роста личностной и профессиональной зрелости. Аналогичную картину мы можем наблюдать в подгруппах «В» и «Г»: если в начале профессионального пути по- казатель данного типа защиты находился на среднем уровне выраженности, то в более старшем возрастной группе этот показатель не выражен.
Рисунок 20. Сравнительный анализ представленности психологической защиты «Проекция» у педагогов с разным стажем работы
Психологическая защита «Регрессия» [Рисунок 21]. Показатели этого ви- да защиты во всех исследуемых группах находятся на одинаково низком уров- не.
Рисунок 21. Сравнительный анализ представленности психологической защиты «Регрессия» у педагогов с разным стажем работы
Психологическая защита «Замещение» [ Рисунок 22]. Показатели этого вида защиты находятся на одинаково низком уровне во всех исследуемых группах.
Рисунок 22. Сравнительный анализ представленности психологической защиты «Замещение» у педагогов с разным стажем работы
Анализируя данные проведенного исследования в отношении представ- ленности психологических защит по типу «Замещения» и «Регрессии» в репер- туаре используемых психологических защит у педагогов с разным стажем ра- боты, можно обнаружить низкие значения, как в отношении «Регрессии», так и в отношении психологической защиты по типу «Замещения». Это позволяет
сделать вывод, что для педагогической профессии в целом не характерно ис- пользование данных вариантов психологических защит. Прежде всего, это объ- ясняется специфической ролью педагога в образовательном процессе, а также спецификой профессии в целом (в аспекте стоящих перед педагогом задач - высокая ответственность, необходимость быстрой ориентировки в различных педагогических ситуациях, необходимость в оперативном и быстром принятии решений). В подгруппе «А» психологическая защита по типу «Вытеснение» не представлена [Рисунок 23]. В подгруппах «Б», «В» и «Г» происходит сущест- венное изменение – показатель выраженности степени напряженности изменя- ется от среднего до невыраженного. Таким образом, мы можем отметить, что с увеличением стажа работы у педагогов происходит вытеснение незрелого типа защиты в данных подгруппах.
Рисунок 23. Сравнительный анализ представленности психологической защиты «Вытеснение» у педагогов с разным стажем работы
В отношении психологической защиты по типу «Интеллектуализации», необходимо отметить, что в подгруппах «А» и «Г» данный тип защиты не представлен в обеих возрастных категориях, в то время как в подгруппах «Б» и «В» (стаж от 10-15 лет) показатели значения данного типа защиты резко вырос- ли. Таким образом, данный тип психологической защиты не характерный для
педагогов со стажем работы от 1-5 лет, проявляется с увеличением стажа рабо- ты [Рисунок 24]. Интеллектуализация проявляется у педагогов, стаж которых составляет от 10-15 лет в группе доверительных отношений, где зафиксирован существен- ный дисбаланс между уровнем доверия к себе и уровнем доверия к Миру [Ри- сунок 24]. «Интеллектуализация» – способ психологической защиты, который заключается в изменении несовместимых с ценностями и установками мотива- ций при помощи логических манипуляций. Можно предположить, что в доста- точно сложной для современного педагога ДОО образовательной ситуации (сложный контингент детей, увеличение количества детей в группе, снижение доверия к ДОО со стороны родителей и повышенные требования к педагогу со стороны родителей) «Интеллектуализация» у некоторой части педагогических работников становится доминирующим типом психологических защит в ре- зультате преодоления трудностей, с которыми они сталкиваются, решая про- фессиональные задачи. Так, например, в ситуации сопровождения ребенка с «особыми образовательными потребностями» (процент которых стремительно увеличивается в ДОО), в образовательном процессе, организованном педагогом обнаруживается ряд типичных проблем, среди которых на первое место выхо- дит невозможность индивидуализировать образовательный процесс в отноше- нии данной группы детей (режим занятий, бытовые процессы и т.д.), что не по- зволяет на этапе дошкольного детства компенсировать ряд проблем у ребенка и еще более усугубляет индекс здоровья, что существенно снижает качество пе- дагогического труда. При этом, интересно отметить, что сами педагоги ДОО с легкостью объясняют данную ситуацию следующим образом: «так положено по программе», «невозможно по причине большого количества детей» и пр.
Рисунок 24. Сравнительный анализ представленности психологической защиты «Интеллектуализация» у педагогов с разным стажем работы
Психологическая защита «Реактивное образование» [Рисунок 25]. С по- мощью данного механизма психологической защиты личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступ- ков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Во всех исследуемых подгруппах показатель данного вида защиты находится на сред- не-высоком уровне и не изменяется при увеличении стажа работы.
Рисунок 25. Сравнительный анализ представленности психологической защиты «Реактивное образование» у педагогов с разным стажем работы
Психологическая защита «Компенсация» – онтогенетически самый позд- ний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и ис- пользуется, как правило, сознательно [Рисунок 26]. Предназначен для сдержи-
вания чувства печали по поводу реальной или мнимой утраты, недостатка, не- полноценности. Проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся ча- стью самой личности. Показатели этого вида защиты в группах «А» и «Г» на- ходятся на одинаково низком уровне независимо от стажа, а в группах «Б» и «В» появляются на среднем уровне при стаже работе 10-15 лет.
Рисунок 26. Сравнительный анализ представленности психологической защиты «Компенсация» у педагогов с разным стажем работы
Проведя качественный анализ полученных данных, мы можем отметить существенные различия в количестве и качестве психологических защит в ис- следуемых подвыборках. В группе «А» под влиянием фактора «стаж работы по профессии» проис- ходит изменение в количестве и качестве типов психологических защит: проис- ходит снижение напряженности по таким типам защит как «Отрицание» и «Ре- активное образование», а тип психологической защиты «Проекция» – исчезает из личностного арсенала. Таким образом, изменения отмечаются как на количе- ственном (было 3- из них 2 незрелого типа и 1 – зрелого), осталось 2 - 1 незре- лая и 1 – зрелая, так и на качественном уровне. Таким образом, при гармонич-
ном типе доверительных отношений в такой же непростой для педагогической профессии ситуации, педагог становится более зрелым, о чем свидетельствует общее снижение используемых психологических защит, а также демонстрирует способность более адекватно оценивать себя, стремится к позитивной оценке окружающих (воспитанников, родителей, коллег), о чем свидетельствует не представленность защиты по типу «Проекция» у педагогов со стажем работы от 10-15 лет [Рисунок 27].
От 1-5 лет
От 10-15 лет
Рисунок 27. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы (группа «А»)
В группе «Б» под влиянием фактора «стаж работы по профессии» проис- ходят изменения в качестве типов психологической защиты, при том, что об- щее количество защит остается неизменным. Из арсенала личностных защит исчезает тип защиты «Проекция» с увеличением стажа работы и появляются такие типы психологических защит как «Интеллектуализация» и «Компенса- ция», а уровень напряженности психологической защиты «Реактивное образо- вание» снижается (снижение значимо по U - критерию Манна-Уитни p=0,016 при p<0,05). Анализируя полученные результаты можно зафиксировать, что при нарушении гармоничности в выраженности доверительных установок про- исходят существенные изменения в используемых психологических защитах и в перестройке профессионального профиля специалиста. Так, психологическая
защита по типу «Интеллектуализация» не представленная у педагогов от 1-5 лет и у педагогов со стажем от 10-15 при гармоничном типе доверительных от- ношений, появляется у педагогов, работающих свыше 10-15 лет в профессии в группе «Б» доверительных отношений (доверие к себе выше уровня доверия к Миру) и в группе «В» (доверие к себе ниже уровня доверия к Миру) [Рисунок 28; Рисунок 29].
От 1-5 лет
От 10-15 лет
Рисунок 28. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы (группа «Б»)
В подгруппе «В» не представлена психологическая защита «Проекция» с вуеличением стажа работы и появляются такие типы защит как «Интеллектуа- лизация» и «Компенсация», а уровень напряженности психологической защиты «Реактивное образование» остается неизменным [Рисунок 29]. В отношении психологической защиты «Компенсация» необходимо отметить, что в случае благоприятных внешних факторов, обеспечения необходимых условий вклю- чение данного типа защиты может привести к осознанной рефлексии в отноше- нии собственных недостатков, в том числе и в отношении к профессиональной деятельности. Так, Э.Ф. Зеер отмечал, что «в норме компенсация проявляется в установке на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и ис- правление своих недостатков, в стремлении достичь высоких результатов дея-
тельности» [Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005, С. 78]. Таким образом, именно «Компенсация» в некоторой степени может повлиять на достижения в интел- лектуальной сфере в случае, если работник ориентирован на саморазвитие. В случае же тесной связи «Компенсации» с дезадаптивными стереотипами мыш- ления, депрессивным состоянием, использование ее становится достаточно вредным и опасным для работника.
От 1-5 лет
От 10-15 лет
Рисунок 29. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы (группа «В»)
В подгруппе «Г» в выборке со стажем работы 1-5 лет было представлено 4 вида психологических защит, из которых 3 относятся к незрелым типам – «Отрицание», «Проекция» и «Вытеснение», а 1 тип – «Реактивное образование» – относится к зрелым типам защит [Рисунок 30]. С увеличением стажа работы происходит существенное изменение в количестве и качестве защит в данной группе: из личностного репертуара исчезают защиты по типу «Проекция» и «Вытеснение», а уровень напряженности психологических защит «Отрицание» и «Реактивное образование» существенно cнижаются (различия значимы на уровне p=0,0052 при p<0,05 по U - критерию Манна-Уитни).
От 1-5 лет
От 10-15 лет
Рисунок 30. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы (группа «Г»)
Проведенный нами анализ показал, что во всех исследуемых подгруппах отсутствуют психологические защиты по типу «Регрессия», «Замещение», как не свойственные педагогической профессии в целом. Полученные нами данные позволили выделить 2 категории педагогов ДОО:
1 категория – с гармоничным типом доверительных отношений, которую вошли подгруппы «А» (гармоничное соотношение уровня доверия к себе и уровня доверия к Миру) и «Г» (доверие к себе, доверие к Миру – высокий уровень). 2 категория – с дисгармоничным типом доверительных отношений, куда вошли подгруппы «Б» (уровень доверия к себе > доверия к Миру) и «В» (уровень доверия к себе < доверия к Миру). Как можно заметить при дисгармоничном типе доверительных отношений в целом мы видим сходную картину проявления професисональных деформаций на уровне представленности и выраженности психологических защит (увеличивается общая напряженность психологических защит и более выраженными становятся зрелые варианты психологических защит). Однако, если в группе «Б» (уровень доверия к себе выше уровня доверия к Миру) среди
преобладающих типов психологических защит («Интеллектаулизация», «Отрицание», «Реактивное образование») именно «Интеллектуализация» становится доминирующей, то в группе «В» (уровень доверия к себе ниже доверия к Миру) – преобладающие типы психологических защит те же, но психологическая защита «Реактивное образование» представлена в наибольшей степени [Таблица 10].
Таблица 10
Итоговая таблица средних значений по методике «Индекс жизненного стиля» Келлерман-Плутчика
Как видно из Таблицы 10 для категории «Гармоничные» характерно сни- жение уровня напряженности в психологических защитах и уменьшение коли- чества психологических защит в зависимости от стажа профессиональной дея- тельности. В категории «Дисгармоничные» наблюдается другая картина: происходит переход от менее зрелых типов защиты к более зрелым, однако общее их коли- чество и степень напряженности остаются неизменными, что на наш взгляд яв- ляется показателем профессиональной деформации на внутриличностном уровне для данной категории педагогов ДОО. Данные нашего исследования подтверждаются исследованием особенностей психологических защит у воспи- тателей ДОО, проведенным И.В. Матвеевой [Матвеева И.В., 2004]. С увеличе- нием стажа работы у педагогов ДОО наблюдается снижение психологической- защиты по типу «Регрессия», «Замещение» и преобладание защиты по типу «Интеллектуализации» [Рисунок 31].
От 1-5 лет
От 10-15 лет
Рисунок 31. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы при гармоничном типе доверительных отношений
Изменения в представленностии психологических защит у педагогов с разным стажем работы в группе «Дисгармоничные» можно увидеть на Рисунке 32.
От 1-5 лет
От 10-15 лет
Рисунок 32. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы при дисгармоничном типе доверительных отношений
Корреляционный анализ результатов методики Т.П. Скрипкиной «Оцен- ка доверия к себе» и «ИЖС» Келлерман-Плутчика позволил установить неко-
торые взаимосвязи между сферами доверия к себе и типам защитного поведе- ния у педагогов ДОО при гармоничном типе доверительных отношений: – у педагогов со стажем работы от 1-5 лет доверие к себе в профессио- нальной деятельности отмечено во взаимосвязи с такими механизмами психо- логических защит, как «Проекция» (r=-0,418); «Вытеснение» (r=0,540); тогда как у педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 лет при гармоничном типе до- верительных отношений данная шкала коррелирует с психологической защитой по типу «Замещения» (r=0,346); – доверие к себе в интеллектуальной сфере у педагогов ДОО со стажем работы от 1-5 лет находится в отрицательной взаимосвязи с психологической защитой по типу «Проекции» (r=-0,365); «Регрессией» (r=-0,363); у педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 лет при гармоничном типе доверительных от- ношений данная шкала коррелирует с психологическими защитами по типу «Регрессии» (r=0,394); «Реактивное образование» (r=0,315). Интересно отметить, что если начинающий педагог ДОО, доверяя себе в интеллектуальной сфере не склонен использовать психологические защиты («Отрицание», «Регрессия»), то по мере увеличения педагогического стажа именно доверие к себе в интеллектуальной сфере влияет на выраженность и представленность у педагогов психологических защит по типу «Регрессии», «Реактивное образование». – Доверие к себе в умении строить взаимоотношения с близкими людьми у педагогов ДОО со стажем от 1-5 лет – с психологической защитой по типу «Регрессии» (r=-0,456); – Доверие к себе в умении строить взаимоотношения с детьми у педагогов ДОО со стажем от 1-5 лет – с психологической защитой по типу «Проекции» (r=-0,418). У педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 лет: – Доверие к себе в решении бытовых проблем – с психологической защи- той по типу «Вытеснения» (r= -0,361);
–Доверие к себе в умении строить взаимоотношения в семье – с психоло- гическими защитами по типу «Регрессии» (r= -0,485); «Вытеснения» (r= -0,338); «Компенсации» (r= -0,459); – Доверие к себе в умении строить взаимоотношения с вышестоящими – с психологическими защитами по типу «Замещения» (r=0,538), «Вытеснения» (r=0,365); Корреляционный анализ результатов методики Дж.Б. Роттера «Шкала межличностного доверия» и «ИЖС» Келлерман-Плутчика позволил установить некоторые значимые взаимосвязи между уровнем доверия к Миру и варианта- ми защитного поведения у педагогов ДОО при гармоничном типе доверитель- ных отношений со стажем работы от 1-5 лет. Так, психологическая защита по типу «Проекция» отмечена во взаимосвязи у уровнем доверия к Миру (r=- 0,457); психологической защитой по типу «Вытеснения» (r=0,349). У педагогов ДОО со стажем работы от 10-15 были обнаружены взаимосвязи между довери- ем к Миру и защитным поведением по типу «Отрицания» (r= -0,338); «Реактив- нок образование» (r= -0,404); «Компенсация» (r= -0,362). Корреляционный анализ результатов методики Т.П. Скрипкиной «Оцен- ка доверия к себе» и «ИЖС» Келлерман-Плутчика у педагогов ДОО при дис- гармоничном типе доверительных отношений со стажем работы от 1-5 лет по- зволил зафиксировать взаимосвязи между сферами доверия к себе и варианта- ми защитного поведения. – Доверие к себе в профессиональной деятельности отмечена во взаимо- связи с психологической защитой по типу «Замещения» (r=0,422); –Доверие к Миру коррелирует с психологическими защитами по типу «Проекции» (r=0,462); «Вытеснения» (r= 0,325) в данной группе педагогов ДОО со стажем от 1-5 лет. Сравнительный анализ результатов изучения представленности психоло- гических защит, как показателей профессиональных деформаций у педагогов с разным стажем работы (1-5 лет; 10-15 лет) при разных типах доверительных
отношений позволил сделать следующие выводы: по мере увеличения стажа работы у педагогов ДОО при дисгармоничном типе доверительных отношений увеличивается общая напряжённость психологических защит, наиболее пред- почитаемыми становятся зрелые варианты психологических защит.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.014 с.) |