ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Система и структура педагогической науки.



Система педагогических наук.

Структура педагогической науки: теория образования и обучения (дидактика), теория воспитания, управление педагогическими системами.

Тема 3. Основные педагогические понятия.

Сущность определения воспитания в социальном и педагогическом значении. Исторический, характер воспитания. Цель воспитания.

Сущность определения обучения как целостного, целенаправленного, управ­ляемого процесса. Цели обучения.

Образование как процесс и результат обучения и воспитания. Основной кри­терий образованности - системность знаний и мышления. Уровни образования. На­правленность образования.

Взаимосвязь основных педагогических понятий.

Тема 4. Целостный педагогический процесс как предмет изучения впедагоги-

ке.

Сущность и функции целостного педагогического процесса. Закономерности (обусловленность воспитания общественными потребностями, условиями и уровнем развития общества; взаимосвязь воспитания, обучения, образования и развития лич­ности; определяющая роль деятельности и общения в воспитании и обучении; зави­симость результатов педагогической деятельности от и индивидуальных особенно­стей воспитанника; взаимосвязь коллектива и личности в педагогическом процессе; взаимосвязь задач, содержания, форм и методов в педагогическом процессе) и принципы (целенаправленность; связь с жизнью; научность; доступность; система­тичность и последовательность; сознательность; связь с трудом; наглядность; кол­лективный характер воспитания и обучения; уважение к личности ребенка; проч­ность; создание положительного эмоционального фона в педагогическом процессе) педагогического процесса. Основные компоненты целостного педагогического про­цесса. Этапы педагогического процесса.

Условия эффективности педагогического процесса. Направления модерниза­ции педагогического процесса: гуманизация, гуманитаризация и демократизация.

Тема 5. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса.

Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Природное и обществен­ное в развитии человека.

Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспита­ние, активность личности. Взаимосвязь развития и воспитания.

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Личностно - ориентированный подход в образовании.

Права и обязанности ребенка. Содержание основных документов о правах и обязанностях ребенка: Декларация и Конвенция ООН о правах ребенка.

Тема 6. Методы педагогического исследования.

Возрастание р современных условиях требований к педагогу как творцу и ис­следователю. Педагогическая деятельность и ее изучение.

Методы педагогических исследований (методы теоретического исследования, эмпирические методы, математические, статистические): классификация и характе­ристика.

Тема 7. Развитие системы образования в России.

Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных про­грамм.

Непрерывное образование. Преемственность в работе образовательных учре­ждений. Значение и место начальной школы в системе непрерывного образования. Перспективы развития начального образования.

Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире.

Раздел Ш. Педагогика школы.

Тема 1.Теория образования и обучения.

Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки.

Возникновение и развитие теории обучения и образования в соответствии с изменяющимися общественными интересами.

Место и задачи обучения в системе непрерывного образования. Основные по­нятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.

Тема 2. Сущность и движущие силы обучения. Современные концепции на­чального и среднего общего образования, их дидактическое и предметное на­правление.

Теория познания окружающего мира как философская основа обучения. Ха­рактеристика этапов научного познания: живое сознание, абстрактное мышление, практика.

Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников. Структура процесса усвоения знаний, умений, навыков: восприятие, понимание и осмысление, закрепление, формирование умений, применение на прак­тике.

Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Их взаимосвязь.

Традиционная система обучения. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский о сущности процесса обучения.

Различные подходы к пониманию сущности обучения в зависимости от доми­нирующей функции:

Обучение как вид познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский, С.П. Бара­нов).

Развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Обучение как сотрудничество (Ш.А. Амонашвили).

Программированное обучение (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Т.А. Ильи­на).

Тема 3= Руководство учеб но-познавательной деятельностью школьников.

Уровни овладения школьниками системой знаний. Чувственное познание в учебном процессе как самостоятельная сторона развития личности и как средство формирования абстракций. Основы управления чувственным познанием школьни­ков.

Абстрактное познание в учебном процессе. Формирование логических опера­ций и приемов, видов умозаключений, способов доказательств, обоснованных суж­дений учащихся. Творческие виды учебной деятельности школьников на основе чувственного и абстрактного познания.

Тема 4. Мотивы учения на разных возрастных этапах.

v sl 1

Потребности и интересы как основа мотивации учения. Эмоциональный фак­тор учения.

Мотивы учения школьников, их формирование и развитие. Роль познаватель­ного интереса в обучении. Развитие познавательной активности и самостоятельно­сти младших школьников в обучении. Приемы стимулирования учения школьников.

Общее понятие содержания образования. Зависимость содержания образова­ния от научно-технического прогресса, развития культуры. Соответствие содержа­ния образования цели обучения и возрастным возможностям школьников. Преемст­венность в содержании дошкольного, начального, общего и среднего образования.

Теории формирования содержания образования.

Государственный образовательный стандарт и его роль в обеспечении непре­рывности и качества образования. Учебно-методическое обеспечение образователь­ного процесса: учебные планы, программы, учебники и учебные пособия. Вариатив­ность учебно-методического обеспечения в современных условиях.

Тема 6. Закономерности и принципы обучения.

Содержание понятий: "закономерность", "принцип", "правило" обучения.

Закономерности обучения: взаимосвязь процессов обучения, воспитания, об­разования и развития; взаимозависимость обучение и реальных учебных возможно­стей учащихся; единство преподавания и учения, взаимосвязь задач, содержания, методов и форм обучения в целостном педагогическом процессе.

Я.А. Коменский, К.Д. Уишнский, Л.В. Занков, Ш.А. Амонашвили о принципах обучения.

Сущность и современная трактовка принципов обучения: научность, система­тичность и последовательность, доступность, связь с жизнью, сознательность и ак­тивность учащихся, наглядность.

Взаимосвязь закономерностей и принципов обучения. Тема 7. Методы, приемы и средства обучения.

Общее понятие о методах, приемах и средствах обучения. Назначение и функ­ции методов обучения. Взаимосвязь методов, приемов и средств обучения.

Различные подходы к классификации методов обучения. Классификация ме­тодов обучения по источнику получения знаний: наглядные, словесные, практиче­ские.

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Классификация на основе целостного подхода к обучению (Ю.К. Бабанский): методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в обучении.

Средства обучения: наглядные и технические. Использование современных информационных средств в обучении школьников.

Выбор методов, приемов и средств обучения в зависимости от поставленных задач, содержание образования, познавательных возможностей учащихся, педагоги­ческого мастерства педагога,

Современные технологии обучения.

Тема 8. Организационные формы обучения.

Понятие о формах обучения. Возникновение и развитие системы форм обуче­ния: индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная.

Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки.

Урок: типология и структура в различных видах обучения. Современные тре­бования к уроку. Подготовка учителя к уроку. Структура деятельности учителя в учебном процессе: планирование, организация обучающих действий, стимулирова­ние, контроль, анализ результатов обучения.

Психолого-педагогический анализ урока.

Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в школе.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.018 с.)