Тема 9. Диагностика и оценка учебных достижений школьников.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Диагностика и оценка учебных достижений школьников.



Понятие диагностики., ее значение и функции. Виды, формы и методы контро­ля учебной деятельности школьников. Условия эффективности контроля. Понятие обучаемости и обученности.

Оценка и отметка. Критерии и нормы оценивания и выставления отметки в начальных классах. Безотметочная система оценивания (Ш.А. Амонашвили).

Качественно-содержательная система оценивания результатов учебной дея­тельности школьников. Сочетание контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Тема 10. Цели, задачи и движущие силы воспитания.

Понятие "воспитание", "самовоспитание", "перевоспитание". Самовоспитание как условие развития личности.

Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания. Проблема опре­деления воспитательного идеала в современных условиях. Взаимосвязь ценностей и целей воспитания. Становление и развитие цели воспитания.

Задачи воспитания: умственное, физическое, нравственное, правовое, трудо­вое, эстетическое воспитание.

Воспитание как педагогический компонент социализации. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания. Детская и молодежная субкультура.

1. Современные концепции воспитания: социокультурные основании,научно-методическая обоснованность и практическая применимость.

Цели, задачи и принципы воспитания в современных концепциях воспитания: системный, личностный, деятелъностный подход к воспитанию. Закономерности и принципы воспитания в современной педагогике.

Социокультурные основания современных концепций воспитания.

Идеи гуманно-личностного подхода в воспитании (Ш.А. Амонашвили).

Концепция системного построения процесса воспитания (В.А. Караковский).

Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С. Газман).

Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова).

Тема 12. Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников.

Сущность внеклассной воспитательной работы.

Система внешкольных воспитательных учреждений.

Взаимодействие участников воспитательного процесса. Типы воспитательного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Особенности взаимодействия школьников разного возраста.

Детские общественные объединения как институт воспитания. Типы детских общественных объединений. Вариативно-программный подход к определенному содержанию деятельности детских организаций.

Тема 13. Взаимоотношения коллектива и личности.

Сущность понятия коллектива. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности. Воспитательные функции коллектива. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский о значении коллектива в развитии личности.

Современные концепции коллектива (Иванов И.П., Новикова Л.И., Щуркова Н.Е. и др.). Модели развития отношений между личностью и коллективом. Основ­ные условия развития детского коллектива. Педагогическое руководство воспита­тельным коллективом. Реализация воспитательных" функций коллектива. Требова­ния к организации работы с детским коллективом.

Методика развития детского самоуправления. Коллективное творческое дело в системе воспитания.

Воспитательная система школы.

Воспитательная система: понятие, структура, характеристика. Движущие силы развития воспитательной системы школы. Этапы становления воспитательной сис­темы школы. Зарубежные и отечественные воспитательные системы.

Методы воспитания и проблема их классификации. Методы формирования сознания. Методы организации деятельности и опыта проведения. Методы стиму­лирования. Формы воспитательной работы. Проблема выбора методов и форм вос­питания.

Технология и методика организации воспитательного процесса в школе. Це-леполагание в воспитательной работе: система целей и задач, этапы целеполагания. Планирование воспитательного процесса: назначение плана, требования к планиро-

ванию. Виды и структура планов. Организация планирования воспитательной рабо­ты в школе. Программы воспитания школьников.

Тема 15. Функции, основные направления и формы деятельностиучителя — классного руководителя.

Задачи и функции классного руководителя с ученическим коллективом, педа­гогическим коллективом и родителями школьников.

Планирование и прогнозирование в деятельности классного руководителя: перспективное, текущее и оперативное. Возрастные и индивидуальные особенности воспитания.

Изучение и оценка уровня воспитанности школьников.

Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, психоло­гом, учителями-предметниками.

Тема 16. Оценка уровня воспитанности школьников.

Понятие воспитанности в педагогической теории и практике.

Проблема критериев и норм воспитания.

Изучение и анализ результатов и эффективности воспитательного процесса. Показатели воспитанности школьников. Диагностика коллектива, отношений между участниками педагогического процесса.

Эффективность воспитательной работы. Виды и уровни анализа воспитатель­ной работы.

Перечень вопросов

1. Педагогика как наука. Основные педагогические понятия их взаимосвязь.

2. Сущность и функции целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы.

3. Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Факторы, влияющие на раз­витие личности.

4. Права и обязанности ребенка. Содержание основных документов о правах и обя­занностях ребенка: Декларация и Конвенция о правах ребенка.

5. Методы педагогических исследований.

6. Система образования в Российской Федерации.

7. Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки.

8. Понятие и сущность процесса обучения. Функции процесса обучения, их взаимо­связь.

9. Структура процесса усвоения знаний, умений и навыков. 10.Традиционная система обучения.

11 .Развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

12.Понятие содержания образования. Факторы, влияющие на содержание образова­ния.

13.Государственный образовательный стандарт и его роль в обеспечении непрерыв­ности и качества образования.

14.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: учебные планы, программы, учебники и учебные пособия. Вариативность учебно-методического обеспечения в современных условиях.

15.Понятие метода обучения. Различные подходы к классификации методов обуче­ния.

16.Понятие о формах обучения. Возникновение и развитие системы форм обучения.

И.Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки.

18.Типология и структуры урока. Современные требования к уроку.

19.Психолого-педагогический анализ урока.

20.Подготовка учителя к уроку.

21.Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в на­чальной школе.

22.Виды, формы и методы контроля учебной деятельности школьников.

23.Оценка и отметка. Критерии и нормы оценивания и выставления отметки в на­чальной школе.

24.Воспитание как часть педагогического процесса.

25.Воспитание как педагогический компонент социализации.

26.Системный, личностный, деятельностный подходы к воспитанию.

27.Современные концепции воспитания.

28.Детский воспитательный коллектив. Педагогическое руководство воспитатель­ным коллективом.

29.Методы воспитания, их классификация.

30.Функции, основные направления и формы деятельности учителя-классного ру­ководителя.

4.3. Экзамен по русскому языку с методикой преподавания.4.3.1. Наименование разделов и тем, перечень вопросов.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Введение

Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма обще­народного языка.

Основные разделы курса. Его значение в профессиональной подготовке. Цели и задачи учебной дисциплины. Связь учебной дисциплины с другими дисциплина­ми.

Тема 1. Понятие о лексикологии. Лексическое и грамматическое значение слов.

Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения. По­нятие о лексике и лексикологии.

Значение слова. Типы лексических значений слов. Слово как лексическая и грамматическая единица языка. Многозначность слова. Омонимия, ее виды.

Синонимия и синонимические ряды слов. Антонимия.

Тема 2. Лексика современного русского языка.

Словарный состав, его подвижность и изменчивость. Исконно русская лекси­ка. Заимствованные слова в русском языке. Лексические кальки.

Лексика современного русского языка с точки зрения ее употребления.

Лексика литературного языка. Профессионализмы. Терминологическая лекси­ка.

Диалектная лексика.

Жаргонная лексика.

Просторечия.

Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассив­ного запаса. Понятие о пассивном и активном запасе слова: архаизмы, историзмы, неологизмы.

Тема 3. Фразеологические обороты, их семантические, грамматические и сти­листические признаки.

Общее понятие о фразеологии. Основные типы фразеологических единиц. Ис­точники фразеологических единиц.

Пословицы, поговорки и крылатые выражения.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.008 с.)