ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ



Введение

Место и роль учебной дисциплины "Методика преподавания начального курса математики" в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов.

Цели, задачи и структура учебной дисциплины.

Связь методики преподавания начального курса математики с другими наука­ми: психологией, математикой и педагогикой.

Раздел I. Методика обучения математике как учебный предмет.

Общая характеристика и особенности построения начального курса математи­ки и тех знаний и умений, которыми должны овладеть студенты. Суть методической работы учителя.

Раздел П. Урок математики в начальных классах.

Организация обучения математике: планирование учебного процесса по мате­матике, формы организации обучения, урок математики и требования к нему, мето­ды обучения, средства обучения. Цели и задачи урока. Взаимосвязь его этапов.

Вариативность структуры.

Способы организации деятельности учащихся при подготовке к изучению но­вого (устные упражнения, математический диктант, дидактическая игра, практиче­ская работа и др.).

Активизация деятельности учащихся при знакомстве с новыми понятиями и способами действий (создание проблемных ситуаций, наводящие вопросы, игровые ситуации, наблюдение, сравнение, обобщение).

Виды контроля и самоконтроля.

Внеклассная работа по математике.

Раздел Ш. Характеристика основных понятий начального курса ма­тематики.

Тема 1. Дочисловой период.

Количественное натуральное число. Счет предметов. Взаимосвязь количест­венных и порядковых натуральных чисел. Математическая символика.

Сравнение предметов, пространственные и временные представления. Сравнения множеств предметов ("больше", "меньше", "столько же").

Отрезок натурального ряда. Цифра и число нудь. Сравнение чисел.

Состав числа.

Методика изучения нумерации чисел по концентрам (десяток, сотня, тысяча,

многозначные числа).

Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 10.

Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20.

Методика изучения приемов устного сложения и вычитания в пределах 100 (от 21 до 100), в пределах 1000.

Методика изучения алгоритмов письменного сложения и вычитания.

Методика ознакомления с конкретным смыслом действий умножения и деле­ния.

Методика изучения табличного умножения и деления.

Свойства действий умножения и деления.

Приемы устного умножения и деления в пределах 100 и 1000.

Методика изучения деления с остатком.

Методика изучения умножения и деления с нулем и единицей.

Методика ознакомления с алгоритмом письменного умножения.

Методика ознакомления с алгоритмом письменного деления.

Подготовительная работа к ознакомлению с понятием "задача". Понятие "задача" в начальном курсе математики. Простые задачи на сложение и вычитание. Простые задачи на умножение и деление. Понятие "обратная задача".

> .-.

Методика ознакомления младших школьников с понятиями "составная зада­ча".

Этапы работы над задачей.

Задачи с пропорциональными величинами.

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

Задачи на движение.

Тема б. Алгебраические понятия в начальном курсе математики.

Методика изучения числовых выражений и выражений с переменной (буквен­ные выражения).

Числовые равенства и неравенства. Методика изучения уравнений.

Тема 7. Геометрические понятия в начальном курсе математики.

Методика ознакомления учащихся с геометрическими фигурами.

Обучение простейшим геометрическим построениям.

Использование задач на распознавание фигур, деление фигуры на части, со­ставление фигуры из заданных частей.

Тема 8. Доли и дроби.

Формирование у учащихся наглядных представлений о доле и дроби.

Сравнение долей.

Обучение решению задач на нахождение дроби числа и числа по его доле.

Тема 9. Величины.

Длина и масса предметов. Единицы длины и массы.

Площадь. Измерение площади. Сравнение площадей. Единицы площади. Па­летка. Площадь и периметр прямоугольника.

Время. Единицы времени, их соотношение.

Перечень вопросов

1. Методика обучения математике в подготовительный период.

2. Методика изучения нумерации чисел в концентре "Десяток".

3. Методика изучения нумерации чисел в концентре "Сотня".

4. Методика изучения нумерации чисел в концентре "Тысяча".

5. Методика изучения нумерации чисел в концентре "Многозначные числа".

6. Подготовительная работы к ознакомлению с понятием задачи.

7. Первое знакомство с задачей.

8. Простые задачи на сложение и методика работы над ними.

9. Простые задачи на вычитание и методика работы над ними. Ю.Простые задачи на умножение и методика работы над ними. 11 .Простые задачи на деление и методика работы над ними. 12.Методика обучения сложению и вычитанию в пределах десятка. 13.Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20. 14.Приемы устного сложения и вычитания в пределах сотни.

15.Алгоритмы письменного сложения и вычитания.

16.Конкретный смысл действий умножения и деления.

17.Изучение табличного умножения и деления.

18.Изучение деления с остатком.

19.Внетабличное умножение и деление в пределах сотни.

20.Формирование навыков письменного умножения.

21.Формирование навыков письменного деления.

22.Знакомство с составной задачей.

23 .Методика работы над задачами, связанными с пропорциональными величина­ми.

24.Методика ознакомления с единицами длины и их соотношением.

25.Формирование представлений о площади прямоугольника. Знакомство с еди­ницами площади и их соотношением. Знакомство с палеткой.

26.Методика формирования представлений о массе. Единицы массы и их соот­ношение.

 

27.Ознакомление учащихся с единицами времени и их соотношением.

28.Формирование представлений о долях. Обозначение и сравнение долей. На­хождение доли числа и числа по доле.

29.Методика обучения решению уравнений.

30.Изучение геометрического материала на уроках математики в начальной шко­ле,

S. Условия подготовки и процедуры проведения

5.1. Для проведения итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам создают­ся государственные аттестационные комиссии в порядке, предусмотренном Поло­жением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных уч­реждений среднего профессионального образования в РФ (Постановление Госком ВУЗА России от 27Л 2.95 г. № 10).

5.2. Экзамены по отдельным дисциплинам проводятся с целью выявления со­ответствия уровня и качества подготовки выпускников государственному образова­тельному стандарту в части требований к минимуму содержания и уровню подго­товки выпускников и дополнительным требованиям образовательного учреждения (педагогического колледжа) по дисциплинам.

5.3. На основе разработанного преподавателями и объявляемого студентам пе­речня разделов, тем, вопросов и заданий составляются экзаменационные билеты, содержание которых до студентов не доводятся. Вопросы и практические задания носят равноценный характер.

5.4. Перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, норма­тивных документов, разрешённых к использованию на экзамене:

Педагогика

1. Государственные образовательные стандарты для начальной школы.

2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в 2-х частях. - М.: Просвещение. - 2002.

4. Комплект учебников для начальной школы.

5. Конвенция о правах ребёнка.

6. Декларация прав ребенка.

7. Закон РФ "Об образовании".

8. Программы воспитания младших школьников.

Методика русского языка

Программа

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в 2-х частях. - М,; Просвещение. - 2002. Часть I: русский язык, чтение.

Учебники

1. Русская азбука ГорецкиЙ В.Г., Кирюшкйн В.А., Виноградская Л.А. Издатель­ство Просвещение А.О. Московские учебники, М., 2010 г., Часть 1, 2.

2. Прописи 1-4, сост. Горецкий В.Г., Кирюшкип В.А., изд-во Просвещение, М 2004.

3. Родная речь Горецкий В.Г., Климаноиа Л.Ф., Голованова М.В. и др. (1-4 к и М., Просвещение А.О. Московские учебники 2005.

4. Русский язык (1-4 кл) Рамзаева Т.Г. М., Дрофа А.О. Московские учебники '.'00 г.

5. Русский язык Иванов С.В. и др. (1-4 кл.) - М., «Вентапа-Граф» А.О. Мопши скис учебники, 2006 г.

6. Литературное чтение Кубасова О.В. (1-4 кл.)- Издательство «Ассоциации XX иск», А.О. Московские учебники, 2002 г.

7. Литературное чтение Нфросинииа Л.Ф. (1-4 кл.) - М., «Всптака-Граф» Л,<1 Московские учебники, 2006 г.

8. Русский язык Зеленина Л.М. и др. (1-4 кл.) - Просвещение А.О. Москонсмн учебники, М., 2002 г,

9. Капельки солнца Р.11. Бунеев и др. (1 кл.) - М. БАЛАСС 2001 г.

10.Русский язык Р.П. Бунеев и др. (1-4 кл.) - М. БАЛАСС Московские учхЧшши 2003 г.

Методика преподавания начального курса

Прсмрамма

Программно-методические материалы. Математика. Начальная школа. -4-с шд -М.: Дрофа, 2001.

Учебники

1. 1 класс. 1 часть. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика, свещеиие», АО «Московские учебники». М., 2004.

2. 1 класс. 2 часть. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика, свещение», АО «Московские учебники». М., 2004.

3. 2 класс. 1 часть. Моро М.И., Баптова М.Л., Бсльтюкова Г.В,, Волкова Степанова С.В. Математика. «Просвещение», АО «Московские учебники». М.,

4. 2_ класс. 2 часть. Моро М.И., Баптова М.А., Бсльтюкоиа Г.В., Волкова Степанова С.В. Математика. «Просвещение», АО «Московские учебники». М.,

5. 2 класс,. 3 часть. Моро М.И., Баптова М.А., Бсльтюкова Г.В., Волкова Степанова С.В. Математика. «Просвещение», АО «Московские учебники». М.,

6. 3 класс. 1 часть. Моро М.И., Баптова М.А., Ьсльтюкова Г.В., Волкова Степанова С.В. Математика. «Просвещение», АО «Московские учебники». М.,

7. 3 класс. 2 часть. Моро М.И., Баптова М.А., Бсльтюкова Г.В., Вол кони Степанова С.В. Математика. «Просвещение», АО «Московские учебники». М.,

8. 3 класс:. 3 часть. Моро М.И., Баптова М.А., Бсльтюкова Г.В., Волкова Степанова С.В. Математика. «Просвещение», АО «Московские учебники». М.,'.

9. 3 класс. 4 часть. Моро М.И., Баптова М.А., Бельткжова Г.В., Вол ко ни Степанова С.В. Математика. «Просвещение», АО «Московские учебники». М.. '.

10.4 класс. 1 часть. Моро М.И., Баптова М.А., Бельткжова Г.В., Волкона Степанова С.В. Математика. «] 1росвсщспис», АО «Московские учебники». М.,

И.4 .класс. 2 часть. Моро М.И., Баптова М.Л., Бсльтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. «Просвещение», АО «Московские учебники». М., 2007.

12. 4__кл_асс. 3 часть. Моро М.И., Баптова М.А., Бсдьтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В, Математика. «Просвещение», АО «Московские учебники». М., 2007

13. 4_класс. 4 часть. Моро М.И., Кантона МЛ., Ьсльтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. «I LpocBCiuciiHC», AC) «Московские учебники». М., 2007

5. В период подготовки к экзаменам проводятся консультации по психологии, педа­гогике, русскому языку, теоретическим основам начального курса математики, ме­тодике преподавания начального курса математики, на которые выделяются до 20 часов времени па учебную группу из общего бюджета времени, отведённого па кон­сультации.

6. Экзамен проводится в специально подготовленном помещении. На выполнение задания (подготовка к ответу) отводится не более 1 часа времени.

7. Форма проведения экзамена - устная.

В критерии оценки уровня подготовки студента по дисциплине «ходят:

- Уровень освоения студентом материала, предусмотренного программой по

дисциплинам;

- Умение студента использовать теоретические знания при выполнении (реше­нии) практических задач воспитания, обучения;

- Обоснованность, четкость, логичность, культура изложения.

СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по учебной работе

Председатель ПЦК педагогики, психологии и специальной педагогики и специальной психологии

Председатель ПЦК

общих гуманитарных

и социально - экономических

дисциплин

Председатель ПЦК естественно - научных и математических дисциплин

Т.М. Воробьева

А.К. Аксенова

(уЧ1^ м-и- Лукьянчикова

Т.В. Бабакова

Председатель ПЦК музыки и методики преподавания

Л.С. Кулик

Председатель Государственной аттестационной комиссии

Е.Н. Леонович





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.014 с.)