Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, цели, задачи и методы методики преподаванияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МПМ – раздел педагогики, исследующий закономерности обучения мат-ки на определ. Ур-не её развития в соответствии с целями обучения, поставленными обществом. Предмет МПМ - процесс обучения математики в различных типах учебных заведений. Обучение математике – сложный процесс управления, осущ. Учителем с использованием ряда вспомогательных средств. Задачи: 1)проблемы содержания обучения: «чему учить?», 2)проблема методов обучения: «как учить?». В настоящее время добавляют: 3) «зачем учить?», 4) «кого учить?» (имеется в виду возраст, особенности детей) Цели МПМ: - общеобразовательные(овладение учащимися определённого объёма математических знаний в соответствии с программой), - воспитательные (формирование мировоззрения, важнейших моральных качеств, готовности к преподаванию), - развивающие (развитие логических структур и математического анализа), - практические (умение объяснять знакомый материал). Методы МПМ: эксперимент; изучение и использование отечественного и зарубежного опыта обучения учащихся; анкетирование, беседы с учителями и учащимися; анализ; синтез, моделирование, ранжирование, шкалирование и т.д. История развития МПМ (по Канагорову): 1)6-5 вв до н.э. – период зарождения математики, накопление материала в рамках общей иерархии науки. 2)5 в до н.э. – 16 в.н.э. – период элементарной математики, хар-ся изучением постоянных величин, математика выделяется в самостоятельную науку. 3)17в- сер19в – период создания в матем-ке переменных величин в аналитической геометрии, математика Рене декарта, открытие и появление дифференциального и интегрального исчисления Ньютона и Лейбница. 4)сер19в – настоящее время – современная математика: пересмотр системы аксиом матем-ки и совокупность логических приёмов матем. доказательств с целью построения строгой системы основной матем-ки. Связь МПМ с другими науками: математика, педагогика, психология, логика, философия. ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 1)противоречия между объемом и содержанием учебного материала,2)противоречие между,3)противоречие между повседневной коллективной учебной работой школьников и индивидуальными особенностями усвоения ими знаний, формирования их умений и навыков, их темпом и характером работы; 4)противоречие между массовостью школьного математического образования, неизбежно приводящей к известной стандартизации, и подчеркнуто индивидуальным характером познания. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ Преподавание математики в школе должно быть: 1)личностно-ориентированным обучением (разноуровневый подход, групповая форма работы), 2)развивающее обучение (сущность – формирование активной творчески-мыслящей личности ученика), 3)инклюзивность обучения (обучение детей с особыми образовательными потребностями), 4)обучение одарённых детей (адаптивное обучение), 5)новые методы и новые технологии обучения, 6)интеграция школьного курса математики, 7)превенция в обучении(нарушение или отклонение в поведении), 8)проблема тестирования, 9) дифференциация обучения (внешняя – организуется через разные типы школ и профильное обучение), 10)проблема корпоративной культуры учителя. Структура курса МПМ: 1)общая методика, 2)частная (спец) методика – рассматривает вопросы изучения отдельных разделов, тем курса. Основные содержательные линии школьного курса математики: -числа и вычисления, -выражения и их преобразования, -уравнения и неравенства, -координаты и функции, -геометрические фигуры и их свойства, -геометрические величины,-геометрические построения.
14. Развіцце мыслення і выхаванне навучэнцаў у працэсе навучання матэматыцы Современная психологическая наука понимает мышление как высший познавательный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Мышление - это особого рода умственная и практическая деят-ть, предполаг с-му включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного х-ра. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Основные формы мышления Различают три основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение и отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем. Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений - индуктивными и дедуктивными. Индукция - это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. Основные виды мышления. Различают три вида мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) словесно-логическое (теоретическое). Самой ранней ступенью в развитии мышления ребенка является наглядно-действенное мышление. Оно характеризуется тем, что задача, подлежащая решению, дается наглядно и решается руками, т.е. с практическим действием. Эта форма «мышления руками» не исчезает с развитием более высоких форм логического мышления. С развитием речи и накоплением опыта ребенок приходит к наглядно-образному мышлению. Ребенок мыслит образами, а слово, которым он владеет, помогает ему делать обобщения. Ребенок, придя в школу, в основном мыслит, опираясь на конкретные образы. Но полное и глубокое изучение программного материала способствует развитию словесно-логического мышления. Логическое мышление является высшей ступенью умственного развития ребенка, проходит длительный путь развития. Оно характерно тем, что совершается в форме абстрактных понятий и рассуждений. В сложных мыслительных действиях взрослого имеются элементы всех трех видов мышления, но какой-то один из них обычно преобладает. Так при доказательстве теорем, решении задач доминирует, конечно теоретический тип мышления, хотя там используются и элементы наглядного действенного и наглядно-образного мышления (построение чертежей, схем, мысленные и практические их преобразования и т.п.).
15. Формы арганізацыі навучання матэматыцы. Урок. Асноўныя патрабаванні да ўрока. Кантроль і ацэнка ведаў навучэнцаў Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твёрдому расписанию и с единой для всех программой обучения. Урок – это целостный, логически завершённый, ограниченный определёнными рамками времени учебно-воспитательный процесс, которому присущи следующие элементы: цели, содержание, средства, методы, формы организации. Типы уроков 1. Урок по ознакомлению с новым материалом (по формированию понятия). 5.Урок контроля и коррекции знаний и умений учащихся. 6. Комбинированный урок. В современной дидактике выделяют основные виды анализа урока (Е.С. Ильинская), определяющие время его проведения: предваряющий ( в процессе такого анализа разрабатывается план или конспект конкретного урока ), текущий ( осуществляется учителем во время его непосредственного проведения, которое часто сопровождается возникновением различных непредвиденных ситуаций ), ретроспективный ( предполагает обсуждение результатов реализации запланированного образа урока, отраженного в виде его конспекта ). Примерная схема методического анализа урока 1. Общие сведения об уроке. 2. Тип и структура урока. 3. Содержание урока ( Соответствие материала урока программным требованиям. Целесообразность и характер проверки домашнего задания. Характер постановки целей урока перед учащимися, их мотивирование. Научность, последовательность и доступность изложения материала. Использование наглядности. Результативность урока.) 4. Методическая сторона урока. (Средства обучения, используемые на уроке) 5.. Деятельность и поведение учащихся на уроке. 6. Результаты урока. 7. Выводы и предложения. Схема самоанализа урока 1)Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Укажите тип урока и объясните почему. 2) Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку? 3)Какие задачи ставились и решались на уроке: а)общеобразовательные; б) воспитательные; в)развивающие? 4)Почему была выбрана именно такая структура урока? Логическая связь между различными этапами урока. 5) Достаточно ли четко мной было выделено главное и второстепенное? 6)Почему были выбраны именно данные методы, приемы, средства обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся? 7)Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке? 8)Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему? 9)Как использовался на уроке учебный кабинет? 10)Как обеспечивалось на уроке рациональное использование времени и предупреждение нагрузки учащихся? 10)Какие выводы из результатов данного урока мне необходимо сделать на будущее? Контроль – это выявление и сравнение (на определённом этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. ВИДЫ КОНТРОЛЯ Текущий контроль (различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты на компьютере). Тематический контроль (тематическая к/р, тематический смотр знаний). Периодический контроль (итоговая к/р, экзамены, зачёты). Формы контроля: фронтальн, груп, индивид, комбинированный, самоконтроль. Оценка знаний учащихся: личностная, нормативная, сопоставительная. Организация контроля. Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся. Методы: устные (устная к/р, индивидуальный опрос, фронтальный опрос), письменные (к/р с полной записью, проверочная работа, к/р обобщающего характера), тесты (перфокарты, работа с выборочными ответами). Основная цель контроля и оценки знаний учащихся по математике – определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой. Составные компоненты контроля: проверка знаний, оценивание, выставление отметки. Учителю контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике и в случае необходимости провести их коррекцию, ученику – привести в систему усвоенный за определённое время учебный материал. Функции контроля: Контролирующая и диагностическая, образовательная, стимулирующая (развивающая), воспитательная, прогностическая. Требования к контролю: Контроль должен быть мотивированным, систематическим и регулярным, разнообразным по формам, включающим всех учащихся в работу, всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся, базироваться на единстве требований учителя, осуществляющего контроль за учебной работой учащихся.
16. Методыка навучання школьнікаў рашэнню трансцэндэнтных ураўненняў, няроўнасцей і іх сістэм Трансцендентное уравнение — уравнение, не являющееся алгебраическим. Обычно это уравнения, содержащие показательные, логарифмические, тригонометрические, обратные тригонометрические функции В старших классах (10 кл, 8ч) уч-мся дается понятие о триг-ом ур-и, его корнях, изучаются простейшие ур-я и рассм приемы решения более сложных ур-й. При выводе формул для решения простейших триг уравнений вида sinx=a, cosx=a, tgx=a возможны след методические подходы. Методы решения тригономерич ур-й: 1) уравнения, сводящиеся к квадратным, 2)Однородные уравнения(Первой степени, Второй степени), 3.Уравнения, решаемые с использованием ОДЗ (или АнтиОДЗ),4.Уравнения общего вида: уравнения, решаемые с использованием универсальной подстановки, уравнения, решаемые введением вспомогательного угла), 5.Уравнения, решаемые с использованием тригонометрических формул, 6)симметричные уравнения. 7) функциональный метод решения. Показательные ур-я изучаются в 11 классе. На тему отводится 3 часа в общей школе и 5 часов в гимназии. Опр: Вид ур-й, в кот неизвестные находятся в показателе степени, наз. показательными. В различной метод лит-ре выделяются разные подходы изучения показательных и логарифмических уравнений и неравенств. методы: 1) решение простейших показательных ур-й (решение основано на свойствах степени). В учебной метод лит-ре Шилинца и Шлыкова «Показательные и логарифмич нер-ва и их систем» отдельно рассматривается этот тип ур-й. 2) Метод приведения обеих частей к одному основанию. 3) Метод разложения на множители. 4) Метод введения новых переменных – замена. 5) Решение однородных ур-й. 6) Метод логарифмирования. 7) Функциональный и оценочный метод 8) Показательные степенные ур-я. Ур-я вида . При решении таких ур-й рассматриваются 5 случаев. 1) корни ур-я f(x)=1 явл. Корнями исходного ур-я, если они входят в ОДЗ ф-и g(x), фи(х). 2) Корни ур- я f(x)=–1 будут являться корнями исходного ур-я, если при этих значениях g(x), фи(х) – целые числа одинаковой четности. 3) корни ур-я f(x)=0 будут являться корнями исходного ур-я, если при этих значених g(x) >0, фи(х) >0. 4) Кор ни ур-я g(x) =фи(х) явл. Корнями исходного ур-я, если при этих значениях основание f(x) не=1 и f(x)>0. 5) Кор ни ур-я g(x) =фи(х) явл. Корнями исходного ур-я, если при этих значенияхf(x) не=–1 и f(x)<0, 9) показательные ур-я с параметром. Показательные нер-ва, в которых неизвестная находится в показателе степени. Методы решения такие же. Опр: Ур-е, в котором неизвестные наход под знак логарифмом, наз логарифмическим. Методы: 1) простейшие логарифмические ур-я. 2) метод потенцирования. 3) использование логарифмических формул. 4) метод замены неизвестного. Обобщенный метод интервалов заключается в следующем.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1030; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.122 (0.012 с.) |