Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения информатики как наука.

Поиск

ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

для специальности 050202 Информатика

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ИНФОРМАТИКА

 

Информатика как наука и учебный предмет в школе; цели и задачи структура обучения информатике в основной общеобразовательной школе; педагогические функции курса информатики; психолого-педагогические особенности построения пропедевтического и
базового курса информатики; программно-методические и аппаратное
обеспечение курса информатике;пропедевтика основ информатики в начальных
классах; базовый курс информатики; машинный и без машинный вариант
пропедевтического и базового курса информатики; формы обучения; система проверки и
оценки результатов обучения; методика обучения основных разделов пропедевтического и базового курса информатики; методыиформы организации внеклассной работы; нормы СаНПиНа, охрана труда; техника безопасности, противопожарная безопасность.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Информатика в настоящее время одна из фундаментов отраслей научного знания, формирующая системно – информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы, средства получения, преобразования, передачи, хранения и использование информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная и использованием информационных технологий. Особую актуальность в современных условиях интенсивного развития новых информационных технологий приобретает организация подготовки студентов по методике информатики.

Обучение методике информатики является частью профессиональной подготовке будущих учителей информатики. Будущий учитель информатики должен глубоко понимать значение школьного курса «Информатика и ИКТ» в общем образовании молодежи, его роль в будущей профессиональной подготовке, принципы отбора его содержания, взаимосвязь курса информатика с другими школьными дисциплинами. Учитель информатики должен освоить технологию профессионального использования кабинета ВТ с локальной сетью ПЭВМ, глубоко изучить программно-педагогические средства по курсу «Информатика и ИКТ», овладеть методами работы в условиях школьного компьютерного класса. Изучение курса создает основу для сознательного творческого подхода будущих специалистов к решению возникающих в практической деятельности учебно-воспитательных задач как пропедевтического, так и базового курса «Информатики и ИКТ».

Раннее приобщение ребенка к компьютеру (в начальной школе) имеет ряд положительных сторон как в плане развития его личности (инфо-коммуникационной культуры), так и для последующего изучения информатики в основной общей и полной средней школе, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество. Данное обстоятельство нашло отражение в Инструктивном письме Министерства образования РФ о преподавании информатики в начальной школе, по созданию проекта образовательного стандарта начальной школы.

Эффективность информационной подготовки в начальной школе зависит от правильного учета психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Соблюдения санитарно-гигиенических и эргономических норм во время организации и проведения занятий, профессиональной компетентности преподавателя, как в предметной области «Информатика», так и в области психологии и педагогики.

Методика обучения информатики(МОИ) – раздел науки, исследующий закономерности обучения основам информатики и вычислительной техники в средней школе на современном этапе.

Методика обучения информатики (МОИ) является неотъемлемой частью предметного блока профессиональной подготовки учителя информатики. Она опирается на специальные знания и умения студентов, приобретенные при изучении курсов информатики, педагогики, психологии.

Изучение курса создает основу для сознательного творческого подхода будущих специалистов к решению возникающих в практической деятельности учебно-воспитательных задач.

Цель курса: обеспечить методическую готовность к профессионально-педагогической деятельности в качестве учителя информатики в начальной и основной общеобразовательной школе.

Задачи курса:

ü формировать у студентов современную концепцию многоэтапного непрерывного обучения информатике в общеобразовательной школе;

ü сформировать у студентов знание о современной концепции обучения информатики в начальной и основной школе;

ü обеспечить студентам знание содержания и методических аспектов преподавания информатики в основной и начальной школе на разных уровнях, по разным действующим учебным программам, учебникам;

ü формировать у студентов умение осуществлять выбор оптимальных методов, форм и средств обучения учащихся;

ü формировать у будущего учителя информатики знаниями, умениями и навыками, необходимыми для творческого преподавания школьногопредмета «Информатика» в различных условиях технического и программно-методического обеспечения;

ü знакомство с программно-методическими комплексами (ПМК) по начальной, основной информатике, практическое освоение компьютерных программ для школьников, изучение возможностей использования компьютерной техники на других предметах;

ü формировать у студентов умение использовать информационные коммуникационные технологии в образовании процессе изучения дисциплин начальной и основной школы;

ü научить студента самостоятельно разрабатывать конспекты поурочного и тематического планирования, направленные на развитие проектировочной деятельности у молодого специалиста в ОО «Информатика» для начальной и основной школы;

ü подготовить будущего учителя информатики к организации и проведению различных форм учебной, внеклассной работы в области информатики и вычислительной техники;

ü знать основные этапы решения задач по курсу «Информатика и ИКТ» начальной и основной школы с помощью ЭВМ;

ü развить и углубить у студентов общие представления о путях и перспективах глобальной информации в сфере образования при реализации курса информатика в основной школе;

ü формировать у студента самостоятельность при разработке поурочного и тематического планирования, конспектов уроков, методическому творчеству на основе обобщенного опыта передовой педагогической деятельности.;

ü формирование проектировочных и аналитических умений у студентов через готовность к самостоятельному освоению новых знаний и навыков;

ü формирование готовности использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности и для удовлетворения личной потребности человека;

ü формирование умения компетентно выражать свою профессиональную позицию у будущих педагогов;

ü развить и углубить общее представление о путях и перспективах глобальной информатизации в сфере преподавания;

ü развитие интереса к освоению специальности, формирование установки на самообразование с целью повышения профессионального мастерства.

Программа носит инновационный характер, синтезируя как подходы, ориентированные на развитие интеллектуальной сферы школьника, его познавательной деятельности, так и информационную подготовку, направленную на органичное включение информационных технологий в учебную и игровую деятельность ребенка, а также формирование системно-информационных взглядов на мир. Она основывается на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, изучении специфики развития их мышления и других психологических процессов и функций в условиях компьютеризированной учебной деятельности.

«Методика преподавания информатики» интегрированная дисциплина, она соединяет теоретические и практические вопросы информатики с элементами методики, психологии, педагогики, валеологического блока дисциплин.

Данная дисциплина реализует межпредметные связи, то есть при ее изучении целесообразно использовать программное обеспечение по дисциплинам базисного учебного плана начальной и основной школы.

Настоящая программа подготовки студентов к экзамену составлена на основании:

· ГОСт СПО по специальности 050202 - информатика;

· Требования РОК ГОС;

· функциональной карты по специальности 050202 (ГОУ СПО КПК, 2008).

В основуположен практико-ориентированный подход в обучении студентов. Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины.

Курс состоит из 4 разделов:

1. Введение.

2. Общие вопросы методики информатики.

3. Новые подходы к преподаванию, обучению и использованию компьютерных технологий в образовании.

4. Методика изучения основных тем в школьном курсе «Информатика».

При реализации содержания дисциплины основополагающими являются следующие принципы:

ü целостности;

ü гуманизации;

ü профессиональной направленности,

ü интеграции и дифференциации,

ü учета межпредметных связей, связи науки и практики;

ü принцип мотивационного обеспечения;

ü принцип сознательности и творческой активности студентов.

Для успешной реализации данного курса и повышения компетенций у будущих специалистов будут использованы следующие технологии: проблемного обучения, метод проектов, группового обучения, личностно - ориентированное образование, информационные и коммуникационные технологии, индивидуального и дифференцированного обучения, интеллект карт.

Для отслеживания результатов освоения содержания разработана система контроля, которая позволяет сделать вывод о сформированности компетенций.

При организации контроля используются следующие методы: устный и письменный опрос, тестирование, выполнение практических и творческих работ, проектирование (моделирование) деятельности. Используется взаимоконтроль, самоконтроль.

Мониторинг достижений студентов осуществляется через такие формы контроля:

- текущий – проводится регулярно во время учебных занятий, практических работ и семинаров;

- рубежный – включает контрольные точки после завершения разделов (см. перечень К.Т.);

- итоговый – предполагает сдачу зачета после завершения дисциплины (см. виды итогового контроля).

Формы итогового контроля 7 семестра:

· экзамен: студенты выбирают самостоятельно: билетная, собеседование по проблеме, защита проекта (разработка и представление методических и дидактических материалов по дисциплине). Вариативность выбора формы сдачи экзамена зависит от результатов учебной деятельности, возможно получение экзамена автоматически при успешном (на «отлично») прохождении контрольных точек.

Оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется с учетом требований ГОСт СПО по специальности 050202 информатика, Требования РОК ГОС, функциональной карты по специальности 050202. Требования к уровню подготовки:

ü знать содержание и методические аспекты преподавания школьной информатики на разных уровнях, по разным действующим учебникам: модулям начальной школы, пропедевтический и базовый курс обучения, углубленное изучение, факультативы, внеклассная работа;

ü понимать фрагменты научной теории и дидактически препарировать его во фрагмент углубленной дисциплины;

ü знать и классифицировать новые информационные технологии в образовательном процессе;

ü знать источники информации, способы ее получений и обработки при изучении курса «Информатика»;

ü знать стандарт школьного образования, по информатике, его назначение и функции;

ü положение о школьном кабинете информатики, учебные, методические пособия по информатике;

ü знать основные методы преподавания и изучения информатики;

ü знать организационные формы, методы проверки и оценки результатов обучения школьников информатике;

ü понимать роль предметов ОО«Информатика» содержаниякурса МПИ в формировании информационно-методической культуры обучающихся в развитии личности;

ü понимать перспективы курса информатики в основной общеобразовательной школе;

ü уметь создавать условия для развития личности и социальных компетенции;

ü уметь вести организационно-методическую работу в области информатизации образования;

ü уметь создавать базу для использования компьютеров в изучении предметов в общеобразовательной школе любого типа: акцентировать внимание на научно-мировоззренческие роли предмета информатика и межпредметных связей;

ü уметь готовить демонстрационные, электронные, дидактические материалы к урокам, моделировать, анализировать уроки;

ü уметь использовать ресурсы Internet для организации самостоятельной работы учащихся и подготовки к урокам;

ü уметь определять формы и методы оптимального осуществления контрольно-оценочной деятельности;

ü уметь планировать процесс применения средств новых информационных технологий для организации обратной связи в системе «учитель- ученик»;

ü уметь владеть методами обучения с учетом индивидуальных возрастных особенностей учащихся начальной школы;

ü уметь оппонировать, вступать в диалог, полилог, отстаивать свою точку зрения;

ü уметь компетентно выражать собственные ценностные ориентиры;

ü уметь средствами информатики создавать условия для реализации социальных компетенций и личности обучающихся, достижения ими компьютерной грамотности;

ü уметь владеть содержанием предмета в целом и быть готовым ввести любое понятие курса на научном уровне;

ü уметь обосновывать подбор и выбор ПС и ПО при проведении занятии по курсу «Информатика и ИТ» основной общеобразовательной школе;

ü уметь использовать информационные технологии при решении жизненно важных задач в различных сферах профессиональной деятельности;

ü уметь использовать учебно-исследовательские навыки при выполнении проектов по данной дисциплине;

ü уметь использовать информационные ресурсы для проведения занятий в КУВТ в начальной школе;

ü уметь использовать организационные моменты с использованием и применением ТСО в образовательном процессе;

ü владеть методами обучения с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учащихся начальной, основной школы;

ü владеть организационными, практическими формами обучения;

ü владеть навыками самостоятельного умственного труда;

ü осознавать ответственность за содержание курса как условие развития личности и социальных компетенций у обучающихся;

ü осознавать ценность получения информации, ее обработку и передачу используя методологическую культуру;

ü осознавать значимость информационных технологий при решении жизненно-важных задач в различных сферах профессиональной деятельности;

ü осознавать роль применения различных компьютерных программ при организации занятий по курсу информатика в начальной школе (разделам, темам).

ü осознавать значимость профессиональной подготовки для дальнейшего профессионально-личностного роста.

ü осознавать ответственность за безопасность обучающихся и воспитание этой ответственности у обучающихся;

ü прививать и осознавать ответственность за культуру получения информации учащимися;

ü осознавать и развивать интерес и понимание ценности исторического аспекта по предмету;

ü осознавать значимость информационных технологии при решении жизненно-важных задач в различных сферах профессиональной деятельности;

ü осознавать роль применения различных компьютерных программ при проведении занятий по курсу «Информатика» по определённой теме, разделу, содержательной линии;

ü осознавать ценность использования готового продукта (компьютерных программ), которые обеспечивают более качественное преподавание курса.

СОДЕРЖАНИЕ БИЛЕТОВ ПО МОИ

*Введение.

ОСУМ: структура курса, уровень образованности выпускника, промежуточный и итоговый контроль, техника безопасности, инструктаж по охране труда в компьютерных классах. Роль содержания курса в становленииинформационно-методологической компетенции обучающихся.

 

1. Общие вопросы методики информатики.

Компьютерные технологии.

ОСУМ: компьютерные технологии; специфика выбора компьютерныхтехнологий для качественной реализации курса «Информатика» в основной и начальной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКЕ»

ОСНОВНАЯ:

1. Гейн, А.Г., Сенакосов, А.И. Информатика 7-9 кл.: Метод. пособие к учебнику А.Г. Гейна и др. «Информатика 7-9» / А.Г. Гейн, А.И. Сенакосов. – М.: Дрофа, 2002. – 288с.: ил.

2. Лапчик, М. Методика преподавания информатики./ М. Лапчик. - М.:АБФ,1999- 560с

3. Матвеева, Н.В. Обучение информатике в начальной школе. Методическое пособие. [текст]./ Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.- 287 с.

4. Методические указание к учеб. «Алгоритмика. 5-7 кл..»/ С.К. Ландо и др.- М.: Дрофа, 2000. – 156с.

5. Первин, Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. [текст]./ Ю.А. Первин– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 287 с.

6. Семакин, И.Г., Шеина Т.Ю.. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 496с.: ил.

7. Угринович, Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ, лаборотория базовых знаний, 2005. -182 с.

УЧЕБНИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Алгоритмика. 5-7 классы: Учебник и задачник для общеобразоват. Учебн. заведений / А.К. Звонкий, А.Г. Кулаков и др. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 304с.: ил.

2. Горячев, А ., Шафрин, Ю. Практикум по информационным технологиям. / А. Горячев, Ю. Шафрин.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001- 272с.

3. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Теория./ Н.В. Макарова. - СПб: Питер, 2004. – 368 с.

4. Информатика: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений /А.Г. Гейн, Е.В. Линецкий, М.В. Сапир, В.Ф. Шолохович - 3-е издание. М.: Просвещение, 1996 - 256с.

5. Информатика: Учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов. /Под ред. В.А. Каймина - М.: АСТ, 1996 - 205с.

6. Информатика. Базовый курс 7-9 классы./ И.Г. Семакин, Л.А Залогова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 384 с.: ил.

7. Информатика. Задачник – практикум в 2х т. / И.Г. Семакин, Л.А Залогова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 280 с.: ил.

8. Культура информационной деятельности: учебное пособие для основной школы (8 класс). / В.В. Мачульский, А.Г. Гейн, В.И. Жильцова, В.И. Кадочникова, Т.В. Шпота, Е.А. Гвоздева, В.Г. Мещариков, А.Г. Мочульская. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; смоленск Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2006. – 480 с.

9. Культура информационной деятельности: учебное пособие для основной школы (9 класс). / В.В. Мачульский, А.Г. Гейн, В.И. Жильцова, В.И. Кадочникова, Т.В. Шпота, Е.А. Гвоздева, В.Г. Мещариков, А.Г. Мочульская. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; смоленск Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2006. – 432 с.

10. Макарова, Н.В.. Информатика 5-6 класс. Начальный курс. Учебник. 2-е изд., переработанное / Н.В. Макарова. – СПб.: Питер, 2006.-160 с.

11. Макарова, Н.В. рабочая тетрадь по информатике. 5 класс. / Н.В. Макарова, Г.С. Николайчу. Ю.Ф. Титова. - СПб: Питер, 2006.-48 с.

12. Макарова, Н.В. рабочая тетрадь по информатике. 6 класс. / Н.В. Макарова, Г.С. Николайчу. Ю.Ф. Титова. - СПб: Питер, 2006.-48 с.

13. Могилев, А.В.Культура информационной деятельности: базовый курс информатики и информационных технологий 7 класс. / В.В. Мачульский, Е.А. Гвоздева, В.Г. Мещариков, С.Г. Зозулин, А.Г. Мочульская, Н.В. Шпарута, Т.В. Шпота. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; смоленск Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2003. – 385 с.

14. Могилев, А.В. Основы информационной культуры: пропедевтический курс. 5-6 класс. / А.В. Могилев. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; смоленск Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2003. – 385 с.

15. Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. / И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 175 с.

16. Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. / И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 204 с.

17. Сенокосов, А.И. Информатика. Учебник для 8-го класса. / А.И. Сенокосов. - Екатеринбург: Издательский Дом “Сократ”, 1999 - 176c.

18. Сенокосов А.И., Гейн А.Г. Информатика. Учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений. / А.И. Сенокосов, А.Г. Гейн. - Екатеринбург: Издательский Дом “Сократ”, 1999 - 152c.

19. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика. 5- 9 класс.: Учебное пособие для средней школы. / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев, А.Г. Алексеев - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998 - 592с.

20. Сухих, Н.А. Поурочные разработки по информатике: 7 класс. / Н.А.Сухих. – М.: ВАКО, 2009. – 304 с.

21. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. В 2х Ч.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 336с.

22. Шелепова, А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 класс. / А.Х. Шелепова. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с.

23. Угринович, Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса. / Н.Д. Угринович. – 5-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, 2007. -173 с.

24. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, 2005. -205 с.

25. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, 2005. -205 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Ажгиреева, О.В. Методика работы с алгоритмическими этюдами «Роботландии»./ О.В. Ажгиреева // Информатика и образование. - 1999. - № 10.

2. Бардо, М.С.Аннотированный каталог про­граммных средств./ М.С. Бардо, Б.Я. Коцик, А.Н. Лишин. // Информатика и образование. -1998. - № 1.

3. Гольцман A.M., Дуванов А.А., Зайдельман Я.Н., Первин Ю.А. Про­грамма курса ОИВТ // Программы для средней школы: Учебное издание. -М.: Просвещение, 1992.

4. Горячев А.В., Лесневский А.С. Информатика, 1-6 классы: Пропедевти­ческий курс \ Программа) // Программно-методические материалы: Инфор­матика. 1-11кл. - М.: Дрофа, 1999.

5. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах: Учебный комплект (5-6). -М.: Баллас, 2007.

6. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах. Программа Начальные классы (1-4). / А.В.Горячев, Т.О. Волкова– 1998. – С. 374

7. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах: Учебный комплект (1-4). / А.В. Горячев -М.: Баллас, 1997.

8. Горячев, А.В. Информатика, 1-6 классы: Пропедевти­ческий курс..Программа./ А.В. Горячев, А.С. Лесневский // Программно-методические материалы: Инфор­матика. 1-11кл. - М.: Дрофа, 1999.

9. Дуванов А., Первин Ю. Необыкновенные приключения Пети Кука в Роботландии. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

10. Ершов, А.П. Школьная информа­тика (концепции, состояние, перспективы) / А.П.Ершов, Г.А. Звенигородский, Ю.А. Первин. // Информатика и образование. -1995.-№1.

11. Знакомая незнакомка: информатика в начальной школе //Начальная школа +. – 1999. - № 2. – С. 65-66

12. Иванов Б. Н. Алгоритмы и программы./ Б. Н. Иванов. - М.: Наука, 2007, - 178 с.

13. Игры и задачи на уроках информатики // Начальная школа +. – 1999. - № 2. – С. 67-68

14. Игры и задачи на уроках информатики // Начальная школа +. – 1999. - № 2. – С. 67-68

15. Информатика в 1 классе: необходимость или игра? // Начальная школа. – 2001. - № 4. – С.32-38

16. Информатика в играх и задачах: поурочное планирование // Начальная школа (ПС). – 1995. – № 1. – С. 44-46.

17. Информатика в играх и задачах: поурочное планирование // Начальная школа (ПС). – 1995. – № 7. – С. 1-2.

18. Информатика в играх и задачах: поурочное планирование // Начальная школа (ПС). – 1995. – № 8. – С. 2.

19. Информатика в играх и задачах: поурочное планирование // Начальная школа (ПС). – 1995. – № 9. – С. 2.

20. Информатика в играх и задачах: поурочное планирование // Начальная школа (ПС). – 1995. – № 10. – С. 2.

21. Информатика в играх и задачах: поурочное планирование // Начальная школа (ПС). – 1995. – № 13. – С. 2.

22. Информатика в играх и задачах: поурочное планирование // Начальная школа (ПС). – 1995.- № 14. – С. 2.

23. Информатика в играх и задачах: поурочное планирование // Начальная школа (ПС). – 1995. – № 15. – С. 2.

24. Информатика в играх и задачах: поурочное планирование // Начальная школа (ПС). – 1995. – № 17. – С. 2.

25. Информатика в начальной школе // Начальная Школа. – 1999. - № 5. – С. 23-25

26. Информационное письмо Минобразования РФ «Об изменении структуры обучения информатике в общеобразовательной школе» // Информатика и образование. - 1995. - №4.

27. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. – 2003. – № 1. – С. 32-36

28. Комплект учебных программ «Информатика 2-11» // Практика административной работы в школе. – 2002. - № 6. – С. 20-34

29. Комплект учебных программ «Информатика 2-11» Блок № 2 (базовый) // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 1. – С. 55-65

30. Кот. Ворона. Собака, или о пропедевтике информатики в начальной школе: методическая кухня //УГ. – 1996. - № 7. – С. 15

31. Крылова, Е.С., Горячев, А.В. Проект программы по информатике // Ин­форматика и образование. - 1996. - № 1.

32. Куратовский, К.Н. Теория множеств. / К.Н. Куратовский, А.М. Мостовский.- М.: Мир, 2007, 89 с.

33. Бардо, М.С. Аннотированный каталог про­граммных средств./ Бардо М.С., Коцик Б.Я., Лишин А.Н. // Информатика и образование. -1998. - № 1.

34. Макарова, Н.В. Информатика: основы компьютерной грамоты. Началь­ный курс./ Н.В Макарова. - СПб.: Питер, 2000.

35. Мендельсон, Э. Введение в математическую логику./ Мендельсон Э. - М.: Наука, 2007, - 78 с.

36. Меньшиков, М.В. Комбинаторный анализ. Задачи и упражнения./ М.В.Меньшиков, А.М. Ревякин, А.Н. Копылова, Ю.Н. Макаров, Б.С. Стечкин. - М.: Наука, 1982, - 114 с.

37. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе: информация Минобразования России (с прил.) // Офиц. док. вобразовании. – 2002. - № 29. – С. 67-75

38. Муранов, А.А. Компьютер в школе - инструмент письма. / А.А. Муранов // Информатика и образование. -1998. - № 2.

39. Начальная школа «Информатика в играх и задачах» //Начальная школа. – 1996. - № 10. – С. 52-55.

40. Об организации обучения информатике в 3 кл. ОУ, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования // Начальная школа. – 2003. - № 8. – С. 11-15

41. Оценка качества подготовки выпускников Основной школы по информатике / А.А. Кузнецов, Л.Е. Самовольнова, Н.Д. Угринович. – М.: Дрофа, 2000. – 48 с.

42. Пейперт, С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные
идеи./ С. Пейперт - М.: Педагогика, 1989.

43. Первин, Ю.А. Информационная культура: Учебный комплект./ Ю.А. Первин. -М.: Дрофа, 1995-1997.

44. Первин, Ю. Необыкновенные приключения Пети Кука в Роботландии./ А. Дуванов, Ю. Первин - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

45. Первин, Ю.А. Информационная культура. 1-11 классы: Эксперимен­тальный курс (Программа) / Ю.А. Первин. // Программно-методические материалы: Ин­форматика. 1-11кл. - М.: Дрофа, 1999.

46. Первин, Ю.А. Информационная культура. 1-11 классы: Эксперимен­тальный курс (Программа). / Ю.А. Первин. // Программно-методические материалы: Ин­форматика. 1-11кл. - М.: Дрофа, 1999.

47. Первин, Ю.А. Информационная культура: Учебный комплект. / Ю.А. Первин. -М.: Дрофа, 1997.

48. Первин, Ю.А. Роботландия - 96 (программно-методический комплекс для начальной школы): Пособие для учителя. Книга для чтения. / Ю.А. Первин. - Переславль-Залесский, 1996.

49. Первин, Ю.А. Школьная информа­тика (концепции, состояние, перспективы)./ А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, Ю.А. Первин // Информатика и образование. -1995.-№1.

50. Проблемный подход к обучению на уроках информатики // Начальная школа +. – 2004. – №5.- С. 32-36.

51. Проблемный подход к обучению на уроках информатики // Начальная школа. – 2004. – С. 24-27.

52. Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трёхлетней и четырёхлетней начальная школа. //Начальная школа. – 1996. - № 10. – С. 56-58.

53. Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трёхлетней и четырёхлетней начальной школы «Информатика в играх и задачах» //Вестник образования. – 1996. - № 10. – С. 63-70

54. Программно – методические материалы: Информатика. 1-11 классы / Л.Е. Самовольнова. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.

55. Радуга в компьютере: (игры в начальной школе) // Начальная школа. – 1998. - № 10. – С. 92-94

56. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе // Начальная школа. – 2002. - № 5. – С. 19-22

57. Рыбников, К.А. Введение в комбинаторный анализ. / К.А. Рыбников - М.: МГУ, 2005. -85 с.

58. Семенов, А.Л. Информатика: Математи­ческие основы мышления и коммуникации. Учебный комплект (1- 4). / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко, О.В. Щеглова. - М.: Институт новых технологий образования, 1997-1999.

59. Семенов, А.Л. Учебная программа «Ин­форматика 1-3». / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко, О.В. Щеглова. // Информатика и образование. - 1998/- №6.

60. Урок информатики в 1 классе: тема «Алгоритм» // Начальная школа. – 1999. - № 2. – С. 69-71

61. Харари, Ф. Теория графов./ Харари Ф. - М.: Мир, 2003, 34 с.

62. Яковлева Е.И. ЛогоМозаика: Сборник проектов. - М: Институт новых технологий образования, 1997.

МЕТОДИЧЕСКАЯ:

1. Гейн, А.Г. Информатика 7-9 кл. [текст]: Метод. пособие к учебнику. / А.Г. Гейн и др. - М.: Дрофа, 2002. – 288 с.

2. Информатика. 5-7 классы: материалы к урокам. / С.В. Сидорова. – Волгоград: Учитель, 2008. -128 с.

3. Информатика в уроках и задачах. // Информатика в школе. - № 2. - 1998.

4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия,2001. – 255с.

5. Компьютер в работе педагога:. [текст]: Учебное пособие.. / Н.Ю. Похомова. – М.: ИКЦ «МарТ».- ростов на Дону: «МарТ», 2005. – 192 с.

6. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики. – М.: Академия, 2001.- 624с.

7. Семакин И. Преподавание базового курса информатика, в средней школе. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 496с.

8. Сухих, Н.А. Поурочные разработки по информатике: 7 класс./ Н.А. Сухих– М.: ВАКО, 2009. – 304 с.

9. Угринович, Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., испр. и доп..– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 182 с.

10. Угринович, Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии». Методическое пособие для учителей.. / Н.Д. Угринович, В.В. Морозов, В.М. Нечаев. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 320 с.

11. Урнов В.А. Преподавание информатики в компьютерном классе. – М.: Просвещение, 1990. – 206с.

12. Шелепаева, А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. 2 – е изд., перераб. и доп. / А.Х. Шелепаева - М.: ВАКО, 2008. – 272 с.

 

 

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

1. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нармативы СанПиН 2.2.2. /2.4.1340 – 03.- 24 с.

2. Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров в начальной школе // Завуч начальной школы. – 2002. - № 5. – С. 18-20

3. Глушков Е.Я., Ефтеев В.Н. Компьютерный класс в школе. //ИНФО.- 1994.- № 2, С. 117-119.

4. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета, 22 февраля 1995 года.

5. Занятия в компьютерном классе: гигиенические требования; Метод. рекомендации/ Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург,2001, с.40.

6. Информационная культура: сборник программ для дошкольных и общеобразовательных учреждений с 1 по 11 класс. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. – 160 с.

7. Коган Е.Я., Первин Ю.А. Курс “Информационная культура” - региональный компонент школьного образования. //ИНФО.- 1995.- № 1, С. 21- 22.

8. Концепция информационной безопасности РФ (проект) М. 1994. — С. 40.

9. Крылов Е.С., Горячев А.В. Проект программы по информатике. //ИНФО.- 1996.- № 1, С. 3-9.

10. Кузнецов А.А. О разработке стандарта школьного образования по информатике. //ИНФО.- 1994. № 1, С. 5-9.

11. Лесновский А.С. Об основных понятиях школьного курса информатики. //ИНФО.- 1994. № 2, С. 41-43.

12. Москинова Г.И. Дискретная математика. Математика для менеджера в примерах и упражнениях

13. Нормативный документ «Гигиенические требования к видеодисп­лейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (Санитарные правила и нормы Сап-ПиН 2.2.2.542-96). — М., Госкомсанэпиднадзор России, 1996.

14. Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов 1995-96 гг. /Сост. Леонтьева М.Р., Гара Н.Н., Водянский А.М.- М.: Новая школа, 1995.- 303 с.

15. Основы информатики и вычислительной техники. Программа для педагогического колледжа. /Департамент образования Свердловской области. Сост. Иванчиков С.В., Темко Э.Я. –Екатеринбург: 1992, 7с.

16. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике. / А.А. Кузнецов, Л.Е. Самовольнова, Н.Д. Угринович, - М.: Дрофа, 2000. – 48 с.

17. Редькин Н.П. Дискретная математика

18. Романовский И. В. Дискретный анализ

19. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьева. – М.: Дрофа, 2004. – 59с.

20. Судоплатов С.В., Овчинникова Е.В. Элементы дискретной математики

21. Урнов В.А., Климов Д.Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе. Из опыта учителя.- М.: Просвещение, 1990.

22. Хеннер Е.К. Проект стандарта образования по основам информатики и вычислительной техники. //ИНФО.- 1994.-№ 2, С. 27-32.

СПРАВОЧНАЯ:

1. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Информатика в понятиях и терминах. Книга для учащихся старших классов средней школы. / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков. - М.: Просвещение, 1991.- 208 с.

2. Ершов А.П. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники./ А.П. Ершов.- М.: Просвещение, 1991, 159 с.

3. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. /Сост. Поспелов Д.А.- М.: Педагогика-Пресс, 1994.- 352с.

4. Математика. Информатика. Справочные материалы 5-11 классы. /Сост. Алтынов П.И., Крамор В.С. и др.- М.: Дрофа, 1996.

5. Математика и программирование. Универсальная энциклопедия школьника.- Мн. ТОО “Хорвест”, 1996.

6. Информатика в понятиях и терминах /Под. ред. В. А. Извозчикова.- М.: Дрофа,, 1991.

7. Информатика. Энциклопедия для школьников.- М.: Финансы и статистика, 1998.

8. Информатика: основные понятия и термины: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 1996, 259 с.

9. Информатика: энциклопедический словарь для начинающих./Сост. ДА. Поспелов. -М., ДРОФА,1994.

10. Математика. Информатика. Справочные материалы. 5-11 кл/ Алтьнов П.И. и др.- М., ДРОФА,1996.

11. Першиков В.И., Савинков В.Н. Толковый словарь по информатике./ В.И. Першиков, В.Н. Савинков. - М.: Финансы и статистика, Просвещение, 1995, 216 с.

12. Фридлант А.Я. Информатика: толковый словарь основных терминов. – Тула, КНИГА,1996.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

ü http://www.google.rug

ü http://metodist.lbz.ru/news/news/61.html

ü www.iit.metodist.ru;

ü http://metodist.lbz.ru/news/news/61.html

ü http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart

ü www.iit.metodist.ru

ü http://www.school2100.ru/program/program_start-comp-2.html

ü http://www.int-edu.ru/object.php

ü http://metodist.lbz.ru/lections/2. html

ü http://www.site.bsu.ru/kafvt/progr.htm

ü http://www.box-m.info/shkola/informatica/page

ü http://ru.saxobank.com/accounts/demo/specia

ü http://www.box-m.info

ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

для специальности 050202 Информатика

 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ИНФОРМАТИКА

 

Информатика как наука и учебный предмет в школе; цели и задачи структура обучения информатике в основной общеобразовательной школе; педагогические функции курса информатики; психолого-педагогические особенности построения пропедевтического и
базового ку



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.015 с.)