Перечень практических заданий по русскому языку




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень практических заданий по русскому языку



(лингвистический анализ текста)

1. Вспышки молний пронизывали все небо и серая1 муть вдруг превращалась в

сверкающие струи которые туго били в мертвую траву и взрывались пузырь­ками в листающих лужах.

2. Только1 подойдя ближе понял он что перед ним цветок тонкие длинные лепе­стки которого были раскрыты2 и блестели от влаги.

3. Очнувшись от минутного ошеломления понял я что вижу обычный клен кото­рый был охвачен осенним2 жаром и походил3 на животное.

4. В первой комнате куда он вошел2 было просторно жарко натоплено и пахло полами которые1 недавно вымыли.

5. И тотчас же стало видно что в лесу уже светлая лунная ночь что поляна ос­вещена2 сияющим месяцем что чащи леса почернели и отделились от нее.

6. Дорога вилась по влажным косогорам которые густо заросли дубняком и кле­ном еще1 хранившим багряную листву.

7. По лесу прошел такой сильный ливень1 что во всю ширину дороги покатился ручей который быстро заполнил ложбину.

8. Олени спокойно едят сено и почти не боятся когда близко ' подойдет человек чтобы ими полюбоваться.

9. Всюду сыро2'1 и только под могучей березой сухо потому что сквозь ее гус­тую листву не проникает дождь.

10. Слышно было как ветер трепал кусты деревья1 как неистовствовало море как лаяли3 в селении собаки.

11. Каждое утро мы бегаем3 на речку чтобы половить рыбу которой здесь1 еще много.

12. Особенно потешно смеялись они когда Мармеладов таскаемый за волосы кричал3 что это ему в наслаждение2.

13. Я понял что безнадежно опоздал3 и что теперь1 трудно узнать адрес где оста­новились мои новые знакомые.

14. Как только звякнул3 жестяной2 звук колокольчика ему вдруг как будто почу­дилось что в комнате пошевелились.

15. Ясная речь свидетельствует о логичности и глубине мышления потому что язык речь неразрывно связаны2 с мышлением.

16. Старцев отравился в город1 чтобы развлечься и кстати купить3 себе кое-что.

17. Чудесная бухта отражала в себе луну и огни и мела цвет1 которому трудно подобрать2 название.

т

18. Настал вечер и родились вечерние звуки которые напомнили о далеком прошлом где была счастливая юность1.

19. Был конец августа небо сеяло мелкий дождик который пополнял бежавшие2 по улицам ручейки.

20. Кое-где желтели2 головки одуванчиков водохранилище было в мутной пеле­не которая сливалась с тусклым небом.

21. Разорвав колючий туман солнце1 рыжим кружком повисло2 над деревьями которые оцепенели от стужи но местами лучи его уже почти расплавили пу­шистую изморозь на ветках.

22. Солнце заметно переместилось2 к югу и живой свет наполнил3 лес где на пу­ти оказалось густое осиновое мелколесье по которому нам долго пришлось пробираться.

23. Рядом стояли молодые березки1 и солнечный свет косо пробиваясь2 сквозь чащобу играл на их листьях которые по краям уже начали желтеть.

24. Местное1 слово может обогатить3 язык если оно образно благозвучно прият­но.

25. Гвоздика никогда не осыпается она гордо увядает сопротивляясь до послед­них минут пока ее зеленые чашечки2 не сожмут упрямых лепестков.

 

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Введение

Русский (родной) язык как предмет преподавания в начальных классах школы, его место и значение в учебно-воспитательной работе. Задачи обучения русскому языку в начальных классах в соответствии с типовой программой. Основные разде­лы общеязыковой и специальной подготовки младших школьников в области пись­ма, чтения, слушания и говорения. Система учебных материалов по русскому языку в современной школе.

Соответствие структуры курса методики преподавания русского (родного) языка в начальных классах основным разделам начальной филологической подго­товки младших школьников в общеобразовательной школе.

Раздел 1. Методика обучения грамоте. Каллиграфия.

Тема L Русский язык с методикой преподавания.

Научные основы методики обучения русской грамоте. Звуковая система рус­ского языка, графика, орфоэпия, лексикология; особенности процесса чтения и письма у обучающегося грамоте; этапы процесса формирования навыков чтения и письма; педагогические требования к процессу обучения грамоте (чтению и пись­му).

Понятие о методике обучения грамоте. Классификация методов обучения гра­моте. Краткий историко-критический обзор методов обучения грамоте в русской дореволюционной и современной школе. Традиции и новое в методике обучения грамоте. Характеристика современного метода обучения грамоте: взаимосвязь ана­лиза и синтеза; параллельное обучение чтению и письму; изучение звуков в соответ­ствии с данными научной фонетики; учет принципа частности при определении по­следовательности введения букв; слоговой принцип в обучении чтению и письму как отражение характерной особенности русской графики.

Тема 2. Подготовительный период о.г.

Учебно-воспитательные задачи подготовительного периода. Организация кол­лектива, постепенный переход от игровой деятельности к учебной, выявление уров­ня развития речи и мышления детей 6 и 7 лет и их подготовленности к обучению чтению и письму, обогащение речи детей. Продолжительность этого периода. Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми.

Содержание занятий в подготовительный период. Практическое знакомство детей с речью, предложением, словом, слогом, звуком; обучение детей звуко-слоговому анализу и синтезу с опорой на схемы-модели слова; логопедическая ра­бота и формирование у детей необходимых привычек для успешного обучения письму (правильная посадка при письме, умение держать ручку, располагать "Рабо­чую пропись" во время письма); графические упражнения при подготовке детей к письму (рисование, штриховка); знакомство с разлиновкой; упражнения для разви­тия руки и глазомера; письмо первых букв; приемы, обеспечивающие безотрыв-ность письма букв.

Уточнение и обогащение словарного запаса учащихся. Обучение связному устному рассказу по серии картинок.

Структура уроков в подготовительный период. Сочетание обучения грамоте с занятием внеклассным чтением на уроке в подготовительный период.

Наглядные пособия и дидактический материал. Звуковые модели. Линейные схемы, слоговые модели. Предложение.

Тема 3. Основной (букварный) период обучения грамоте.

Учебно-воспитательные задачи. Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в букварный период.

Звуко - слоговой анализ на уроках обучения грамоты. Приемы звукового ана­лиза. Учет звукового и слогового состава слов при выборе исходных, опорных слов для анализа. Использование схем-моделей слов, отражающих количество звуков в слове, их порядок, взаимосвязь и характер. Упражнения в слышании звуков. Озна­комление с твердостью и мягкостью согласных.

Методика изучения букв, обозначающих мягкость и твердость согласных.

Формирование первоначальных навыков чтения. Звуко - слоговой анализ на уроках обучения грамоте. Приемы звуко - слогового анализа и синтеза при овладе­нии позиционным принципом чтения - чтение слогов и слов по ориентирам. Ис­пользование вспомогательных обозначений, облегчающих овладение навыков чте­ния (графический анализ).

Ознакомление с ударением в слове. Слоговое чтение. Переход к чтению це­лыми словами. Чтение слов, предложений и связных текстов. Повторное чтение с соблюдением словесных ударений и интонаций живой речи.

Тема 4. Завершающий (послебукварный) период обучения грамоте.

Совершенствование навыков чтения. Индивидуальный подход к обучению де­тей, пришедших в 1 класс умеющими читать. Виды самостоятельных работ для де­тей разной подготовленности. Дополнительные тексты для читающих детей.

Индивидуальный подход к обучению детей, овладевающих грамотой с за­труднениями. Специальные упражнения для них. Требования к чтению учащихся в конце периода обучения грамоте. Недостатки чтения, их причины.

Развитие речи и мышления учащихся в процессе обучения грамоте. Обогаще­ние и уточнение словаря детей на основе расширения их представлений в связи с чтением слов, предложений и связных текстов. Пути обогащения словаря детей. Способы проверки понимания детьми прочитанных или записанных слов и предло­жений. Целевые словарно-логические упражнения (сравнение, обобщение, группи­ровка, классификация, установление временной последовательности). Развитие у учащихся лингвистического чутья (многозначные слова, омонимы). Работа над предложением. Пересказ прочитанного по вопросам. Подбор заголовков к тексту. Составление устных рассказов по сюжетной картине или по серии картинок.

Уроки обучения грамоте в букварный период. Комплексный характер позна­вательно-воспитательных и учебных целей этих уроков, их структура, методика проведения. Сочетание на уроке коллективных и индивидуальных форм работы. Чтение вслух и про себя, игровые приемы и элементы занимательности при обуче­нии чтению и письму. Специфика урока обучения грамоте при сочетании с занятием внеклассным чтением в букварный период.

Наглядные пособия, дидактический материал и оборудование для работы по чтению, письму, развитию речи и мышления учащихся в букварный период. Прие­мы работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом. Роль и место разрезной азбуки и разрезных слогов на уроках чтения и письма.

Обзор современной литературы по методике обучения грамоте и развития ре­чи.

Общие правила планирования учебно-воспитательной работы в период обуче­ния грамоте на урок, на неделю, на период обучения.

Тема S. Первоначальное обучение письму.

Виды работ для усвоения детьми начертаний букв и их соединений. Использо­вание "Рабочих прописей" на этом этапе обучения. Показ учителем правильного на­чертания букв и их соединений. Списывание с доски, с прописи, с таблицы, с печат­ного текста. Письмо слов под диктовку (на слух) с предварительным звуко -слоговым анализом. Проговаривание записываемых слов. Переход к письму слов без предварительного анализа.

Фонетико-графические и грамматико-орфографические наблюдения и обоб­щения. Усвоение детьми некоторых орфографических правил.

Совершенствование навыков письма. Требования к качеству письма к оконча­нию обучения грамоте. Виды письменных работ. Индивидуализация упражнений для детей, с затруднениями овладевающих письмом. Использование прописей для повторительных обобщающих упражнений по письму. Контроль за правильностью

письма.

Цели занятий письмом в начальных классах школы - совершенствование гра­фической стороны письма и формирование навыка письменной речи.

Психофизиологическая основа навыка письма. Связь навыка письма с разви­тием письменной речи. Графическая сторона письма (в отличие от орфографиче­ской). Шрифт для обучения в школе. Взаимосвязь графической и орфографической сторон языка.

Понятие о методе обучения письму в начальных классах школы. Традиции и новаторство в методике обучения письму в современной школе (краткий историке-критический обзор).

Содержание, объем и место упражнений в письме (чистописании) на уроках, русского языка в начальных классах. Письмо букв по группам в порядке усложне­ния их начертаний. Специальные упражнения для развития руки, глазомера и усвое­ния форм букв и их элементов. Письмо предложений и связных текстов для укреп­ления навыка письма. Списывание с печатного текста и другие виды работ, для за­крепления графических навыков при усвоении. Переключение внимания учащихся на другие задачи (орфографические, пунктуационные, стилистические).

Требования к письму учащихся. Правильность и красота начертания букв, ритмичность и скорость при соблюдении правил и рациональных способов письма.

Предупреждение графических ошибок. Исправление ошибок и индивидуаль­ных отклонений в письме учащихся. Последовательное повышение требований к письму с учетом физического, психического и интеллектуального развития детей, развития их речи и формирования навыков самостоятельного учебного труда.

Гигиенические условия, необходимые для обучения письму. Освещение, ме­бель, оборудование, орудия письма и материалы (ручка, качество бумаги и разли­новка в тетради и др.). Таблицы и прописи, их значение в процессе обучения пись­му.

Учет и оценка качества графической стороны письменных работ младших школьников.

Особенности планирования работы по письму в начальных классах.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.009 с.)