V. Методика обучения внеклассному чтению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Методика обучения внеклассному чтению



Книга как основной учебный материал по внеклассному чтению.

Метод чтения-рассматривания – основной метод обучения внеклассному чтению. Место и характер чтения-рассматривания на разных этапах обучения.

Подготовительный, начальный, основной и заключительный этапы обучения внеклассному чтению, их задачи, особенности методики проведения уроков. Деятельность учителя и ученика на разных этапах обучения.

VI. Методика обучения языковой теории и правописанию

Урок – основная форма обучения русскому языку. Пути повышения эффективности урока русского языка.

Методика формирования языковых понятий. Урок введения языкового понятия.

Основные типы уроков русского языка: урок объяснения нового материала, закрепления, повторения, обобщения, контроля знаний, умений и навыков, работы над ошибками. Цели и структуры, специфика организаций уроков разных типов. Подготовка учителя к урокам разных типов.

Методика работы в связи с изучением фонетики, морфемного состава слова, частей речи, синтаксиса и пунктуации, по орфографии в начальных классах.

VII. Методика развития речи

Цели и задачи работы по развитию речи учащихся. Основные направления речевой работы в школе.

Методика работы над словарем учащихся.

Методика обучения создания высказываний.

Культурно-речевая работа в школе.

Развитие речи в ходе изучения грамматики.

Синтаксическая работа в системе развития речи учащихся.

Связная речь и задачи ее развития.

Методика изучения элементов стилистики в начальной школе.

Методика работы над техникой речи в начальной школе.

 

ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Перечислить основные этапы изучения урока согласного звука и буквы (гласного звука и буквы) (ответ проиллюстрировать примерами).

2. Охарактеризовать основные этапы работы над рассказом и сказкой (на конкретном произведении).

3. Охарактеризовать приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов (ответ проиллюстрировать примерами из текстов для начальной школы).

4. Охарактеризовать систему упражнений, нацеленных на формирование понятия «текст» (учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, 4 класс). Составьте свои упражнения, нацеленные на осознание единства темы и структуры текста (2-3 упражнения).

5. Разработать фрагмент урока объяснения нового материала, тема которого «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» (учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, 4 класс). Фрагмент должен содержать наблюдение над новым языковым материалом и объяснительную речь учителя (или беседу).

6. Подобрать примеры правил разного типа (одновариантные, двухвариантные, инструкции), помещенные в учебнике «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой и учебнике Бунеевых.

7. Проанализировать 2-3 грамматических понятия, данных в учебнике «Русский язык» (3-4 кл.). С какими признаками этих понятий должны познакомиться учащиеся? Составить план урока, на котором изучается одно из проанализированных понятий. Выделить этапы работы, уели каждого из них, основные методы обучения и виды упражнений.

8. Прочитать отрывок текста, выбрать материал для словарной работы. Назвать приемы словотолкования, приемлемые в данном случае.

Бледным заревом апрельских лучей наводненная зала, парадно накрыт стол, треугольник (как елка) творожной пасхи, боярскими шапками (бобрового меха!) куличи, горшки гиацинтов, густо пахнущих, как только сирень умеет, и таких невероятных окрасок, точно их феерическая розовость, фиолетовость, голубизна – приснилась. Но они стоят на столе! Ярмарочное цветение крашены х яиц, и огромный, сердоликом (чуть малиновее), окорок ветчины.

(По А.И. Цветаевой)

В ходе сдачи государственного экзамена студенты должны показать знания, умения и навыки, полученные в результате изучения курса методики обучения русскому языку и литературе:

1. Разбираться в содержании и требованиях программ по обучению грамоте, литературному чтению и русскому языку, а также в содержании и методическом аппарате школьных учебников (азбук, букварей, учебников по литературному чтению и русскому языку), в структуре и замысле учебных пособий для учащихся; правильно реализовывать требования программы, методические возможности учебников и пособий в учебно-воспитательной работе.

2. Самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал по русскому языку (детские книги и дополнительные тексты для обучения чтению, письму, упражнения по орфографии, тексты для диктантов и грамматического разбора, для изложения и пересказа, тематику и материал для сочинений и пр.), обоснованно выбирать методы и методические приемы, демонстрировать учащимся образцы чтения, письма, обеспечить целенаправленность речевой среды и высокую культуру речи на уроках.

3. Подготавливать и проводить с учащимися беседы различных видов, сочинения и изложения, рассказы и пересказы, выразительное чтение, творческие работы, лексическую работу, диктанты, анализ языка и прочее, использовать наглядные пособия и технические средства обучения, обеспечивая при этом высокую познавательную активность и самостоятельность учащихся.

4. Самостоятельно планировать изучение разделов и тем курса русского языка, циклы уроков и отдельные уроки, внеклассные мероприятия, проводить их в классе.

5. Изучать уровень языковых знаний, умений и навыков у младших школьников, оценивать их; обнаруживать, анализировать и классифицировать причины речевых, орфографических и иных ошибок учащихся, организовывать работу над их устранением и предупреждением.

6. Соотносить и связывать материал по методике преподавания русского языка со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, литературоведению, за конкретными методическими приемами обнаруживать закономерности психической деятельности, развития и воспитания. Изучать передовой педагогический опыт учителей, элементарно оценивать его.

На государственном экзамене студенты должны показать знание основ методической теории и практики начального обучения русскому языку в их современном состоянии и историческом развитии, дать психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование излагаемым вопросам, раскрыть задачи воспитания и всестороннего развития школьников в процессе обучения родному языку, проявить исследовательский подход к излагаемым проблемам, показать связь теоретических знаний в области родного языка с практическими умениями и навыками по методике.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников: учебное пособие. М., МГПИ, 1987.

2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.

3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М., 1987.

4. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского, Г.А Фомиче­вой.- М., 1973.

5. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальной школе / под. ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. М., 1977.

6. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе //Начальная школа, 2000, №4.

7. Безруких М.Н. Обучение письму: кн. для учителя. М., Просвещение, 1997.

8. Бетенькова Н.М. Основы обучения грамоте / Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. СПб., 1997.

9. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навы­ков литературного произношения у младших школьников - М 1990.

10. Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. - М., 1978.

11. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. -М., 1973.

 

12. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка, М. Просвещение, 1983.

13. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку –М., 1983.

14. Выготский Л.С. мышление и речь: Психологические исследования. М., Лабиринт, 1996.

15. Горецкий В.Г. (в соавт.) Уроки обучения грамоте. М., Просвещение,1988.

16. Гранин Г.Г. и др. Секреты пунктуации. - М., 1987,

17. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. - М., 1991.

18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

19. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1953.

20. Жедек П.С. Звуковой и буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию//Начальная школа. - 1991.-№8.

21. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. -М., 1966.

22. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., Просвещение, 1991.

23. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста ну уроках литературного чтения в начальной школе. М., Оникс 21 век, 2003

24. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1997 и последующие издания.

25. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. – М., 2012.

26. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения». – М., 1987.

27. Львов М.Р. Правописание в начальной школе. - М., 1998.

28. Методика обучения чтению: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «учитель начальных классов») / сост. Т.П. Сальникова. М., ТЦ Сфера, 2001.

29. Методика обучения русскому языку и литературе / программа курса и методические рекомендации // сост. Е.С. Симакова, С.В. Сысоева, Рязань, 2007.

30. Найденов Б.С. (в соавт.) Методика выразительного чтения. М., 1985

31. Никифорова О.И. психология восприятия художественной литературы. М., 1972.

32. Оморокова М.И. (в соав.) Преодоление трудностей: Из опыта обучению чтению, М., Просвещение, 1990.

33. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы/ В двух частях. – М., 2004.

34. Приступа Г.Н. Краткий курс методики русского языка. – Рязань, 1975.

35. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1993.

36. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка: Начальные классы. -„1993-1997.

37. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе.- М., 1992.

38. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. -М., 1960.

39. Рождественский Н.С. Очерки по истории методики на­чального обучения правописанию. - М., 1961.

40. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. -М., 1961.

41. Речь. Речь. Речь.: Книга для учителя/ под. ред Т.А. Ладыженской, М., Педагогика, 1990.

42. Сабаткоев Р.Б.; Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. и др. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие М.: Академия, 2005.

43. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение, М., 1999.

44. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование. Министерство образования РФ, М., 2012.

45. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи - М., 1984.

46. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложени­ем в начальных классах. - М., 1981.

47. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина, М., Просвещение, 1993.

48. Матвеева А.Н. Литературное чтение. Учебник, ч.1-2. М., Вита-Пресс, 2013.

49. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Поурочное планирование. М., Дом Федорова, 2013.

50. Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник, ч.1-2. М., Дом Федорова, 2013.

51. Соловейчик М.С. Русский язык. Учебник, ч.1- 2. М., 21 век, 2013.

 

 

Программа итогового междисциплинарного экзамена (методика обучения математике)

На итоговом междисциплинарном экзамене выпускники должны свободно оперировать знаниями о методико – математических и методико – процессуальных основах изучения:

нумерации;

арифметических действий;

решения задач;

величин;

алгебраического и геометрического материалов.

Через механизм интеграции студент должен продемонстрировать глубокие знания научных, теоретических и методико – практических основ и реализацию их в школе через общие и частные вопросы методики.

Вопросы и содержание итогового междисциплинарного экзамена (методика обучения математике)

1. Особенности обучения математике 6,5 - 7-летних детей;

2. Урок и система уроков по математике. Пути повышения качеств уроков, знаний учащихся. Анализ урока (аспективный, комплексный, поэтапный, системный);

3. Новые альтернативные подходы к содержанию уроков по математике (интегрированных, проблемно – поисковых), здоровьесберегающих технологий;

4. Принципы и методика работы по обновленным традиционным и альтернативным программам и учебникам Моро М. И., Занкова Л. В., Петерсон Л. Г., Истоминой Н. Б., Давыдова В. В., Рудницкой В. Н.;

5. Особенности методики изучения частных тем по концентрам: «Десяток», «Сотня», «Тысяча», «Миллион» на уроках математики. Схема разбора многозначного числа.

6. Устные и письменные вычисления. Сходство и различия в них (теория, практика, алгоритмы). Свойства арифметических действий, применение их при решении примеров.

7. Табличное и внетабличное умножение и деление в пределах 100. Альтернативные подходы в их изучении.

8. Письменное умножение и деление в концентрах «Тысяча», «Миллион». Алгоритмы умножения и деления на однозначные и двузначные числа. Трудности и пути исправления недочетов в знаниях детей.

9. Простые задачи. Группы и виды их. Методика введения в анализ задачи. Схемы С.Н. Лысенковой, А.П.Гребенниковой. Теоретические основы выработки умений обосновывать решение задач разных видов.

10. Составные задачи. Типовые задачи на нахождение 4-ого пропорционального, пропорциональное деления, нахождение неизвестных по 2-м разностям, на совместную работу.

11. Особенности работы с задачами на пропорциональные величины.

12. Методика работы с задачами на движение. Таблицы и чертежи к задачам как вспомогательное средство.

13. Нетиповые составные задачи. Этапы работы и методические приемы;

14. Составные задачи. Анализы решения задач (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический). Способы записи решения задач. Разные способы решения задач.

15. Методика изучения величин. Длина. Площадь. Объем. Формирование у учащихся пространственных представлений и измерительных навыков.

16. Методика изучения величин. Время. Скорость. Единицы измерения.

17. Методика изучения алгебраического материала. Выражение. Уравнение.

18. Методика изучения геометрического материала. Фигуры и величины, сходство и различие. Задачи на построение фигур на линованной и нелинованной бумаге. Задания на измерение и вычисление.

В результате изученного на занятиях в вузе студенты должны показать: 1. Овладение системой основополагающих знаний, знаний закономерностей и принципов образовательного процесса, свидетельствующих о компетентности студента;

2. Умение планировать и осуществлять процесс обучения (отбор учебного материала, методов, средств, форм обучения, организовывать индивидуальную, групповую, коллективную, самостоятельную воспитывающую деятельность учащихся);

3. Определять степень и глубину трудности в освоении младшими школьниками программного материала, осуществлять раннюю диагностику пробелов в знаниях и своевременную помощь отстающим.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методика обучения математике в начальной школе: учебное пособие для студентов вуза, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / А. В. Белошистая – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2007

2. Методика обучения математике в начальных классах. Программа курса и учебно – методические материалы /сост. Л. Н. Бахарева, С. А. Самсиков. РГУ им. С. А. Есенина – Рязань. 2012

3. Методика обучения математике в начальных классах. / Истомина Н. Б. М., 1997

4. Непомнящая Н. И. Становлении личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.

5. Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. М., 2012

6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование. Министерство образования РФ, М., 2012

7. Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образования в РФ. Москва, 2004

Программа итогового междисциплинарного экзамена

(методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»)

Курс «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» направлен на усвоение студентами системы знаний, умений, необходимых для преподавания школьного предмета «Окружающий мир». На итоговом экзамене студенты должны показать знание теоретического материала, уметь применять знания при работе в начальной школе.

Вопросы и содержание итогового междисциплинарного экзамена

(методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»)

1. Программа А. А. Плешакова «Зеленый дом». Содержание курса, его естественнонаучное и экологическое содержание. Наглядные методы обучения окружающему миру. Методические требования к использованию печатных изобразительных пособий. Особенности карт для начальной школы. Работа с изобразительными пособиями на уроке.

2. Словесные методы обучения, их классификация. Беседа. Виды бесед. Использование беседы на уроках.

3. Практические методы обучения окружающему миру. Виды практических методов: наблюдение, практические работы, распознавание объектов. Этапы наблюдений.

4. Экскурсия по изучению природы как форма организации учебно - воспитательного процесса. Подготовка к экскурсии, организация и методика ее проведения. Вопросы экологического образования учащихся на экскурсии.

5. Организация и оборудование уголка живой природы. Подбор и размещение растений и животных. Организация ухода за растениями в уголке живой природы. Внеурочные занятия в уголке живой природы.

6. Идеи А. Я. Герда - основоположника отечественной методики естествознания как науки. Методы обучения в начальной школе. Поурочное планирование. Предметный урок.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика изучения окружающего мира в начальной школе. М., 2005 г.

2. Артамонова З.В., Петрова З.Н. Руководство к полевой практике. Учебно-методическое пособие.- Глазов: ГГПИ, 2011 г.- 54с.

3. Бешко Н., Иботова К., Умарходжаева У. Экологическая тропа: Методическое пособие для учителей. Экологический информационный центр «Нуратау-Кызылкум». Ташкент: 2010 г. – 53с

4. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008 г. – 68с.

5. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». - М.: ВЛАДОС, 2008 г. – 256с.

6. Дашьянц Л.Л., Шевелева Р.А., Бекишева И.В. Изучение сезонных изменений на уроках окружающего мира в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы. Омск: Изд.-во ОмГУ, 2004, – 16с.

7. Скворцов П.М. Уроки природоведения и экологии во 2(3) классе. методические рекомендации. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 95с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

 

1.Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам - http://humanities.edu.ru.

2.Каталог образовательных Интернет-ресурсов - http://catalog.vlgmuk.ru/index.pl

3.Библиотека электронных ресурсов филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова - http://www.philol.msu.ru/webprojects

4.Электронная библиотека студента «КнигаФонд» - http://www.knigafund.ru/

5.Научная библиотека РГУ имени С.А. Есенина – http://library.rsu.edu.ru/.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.226.199 (0.193 с.)