РАБОЧАЯ Программа государственной аттестации 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАБОЧАЯ Программа государственной аттестации



РАБОЧАЯ Программа государственной аттестации

 

для специальности 050100.65 Педагогика

и методика начального образования

Институт психологии, педагогики

и социальной работы

курс-5, семестр-10

составитель: кандидат педагогических наук,

доцент Т.И.Мишина

 

 

Рязань - 2013

Выписка из ГОС ВПО специальности 050100.65 «Педагогика и методика начального образования»

 

Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация выпускника включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

 

Итоговая государственная аттестация предназначена для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 стандарта.

 

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

АННОТАЦИЯ

 

Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учителя начальных классов должен осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечить уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации « Об образовании», Конвенции о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечить охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Область профессиональной деятельности

Начальное общее образование

Объект профессиональной деятельности

Обучающиеся

Виды профессиональной деятельности

Учебно-воспитательная

Социально-педагогическая

Культурно-просветительская

Научно-методическая

Организационно-управленческая

 

Выпускник, получивший квалификацию учителя начальных классов, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя начальных классов, решению типовых профессиональных задач в учреждениях начального общего образования.

 

Требования к выпускной квалификационной работе специалиста

Выпускная квалификационная работа предназначена для определения ис­следовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области педагогики, навыков проведения эмпирического исследования, умений в области педагогики. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы в порядке, установленном высшим учеб­ным заведением, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обосно­ванием целесообразности ее разработки. Содержание выпускной квалификацион­ной работы может касаться чисто теоретической проблемы или ориентироваться на практические задачи, связанные с основными видами профессиональной дея­тельности учителя начальных классов.

Защита выпускной квалификационной работы проводится в сроки, установ­ленные графиком учебного процесса высшего учебного заведения. Порядок под­готовки и представления выпускных квалификационных работ в Государственную аттестационную комиссию, требования к оформлению и процедура защиты установлены учебно-методическим управлением РГУ им. С.А.Есенина.

Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытых заседаниях Государст­венной аттестационной комиссии. Состав ГАК утверждается приказом ректора РГУ им. С.А.Есенина.

Общие критерии оценки выпускных квалификационных работ:

Выпускные квалификационные работы оцениваются по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

При выставлении отметок учитывается:

- обоснованность выбора и актуальность темы исследования;

- уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного ма­териала, обоснованность и четкость сформулированных выводов и обобщений;

- четкость структуры работы и логичность изложения материала;

- методологическая обоснованность исследования;

- новизна экспериментально-исследовательской работы;

- владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность;

- объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме;

- соответствие формы представления дипломной работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ;

- содержание отзывов руководителя и рецензента;

- качество устного доклада;

- глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во вре­мя защиты работы.

 

 

Требования к государственным экзаменам специалиста

Государственные экзамены специалиста являются квалификационными и предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО. Государственные экзамены проводятся в форме итогового междисциплинарного экзамена по специальности. Программа, порядок и сроки проведения государственных экзаменов определяются учебно-методическим управлением РГУ им. С.А. Есенина на основании ГОС ВПО по специальности 050100.65 Педагогика и методика начального образования и другими нормативными документами.

 

Программа итогового междисциплинарного экзамена (педагогика)

Согласно требованиям ГОС ВПО по специальности 050100 «Педагогика и методика начального образования», предъявляемым к профессиональной подготовленности учителя начальных классов, выделяются три основных учебных модуля (ОУМ):

• теоретико-методологический;

• историко-аналитический;

• практико-ориентированный.

1. Теоретико-методологический учебный модульсодержит в себе комплекс дисциплин, направленных на освоение студентом теоретических и мето­дологических основ необходимых учителю начальных классов профессиональных знаний.

Освоение содержания дисциплин теоретико-методологического модуля по­зволяет выпускнику получить необходимый объем знаний, соответствующий уровню предъявляемых требований к его профессиональной подготовке.

2. Историко-аналитический модульвключает комплекс дисциплин, направленных на приобретение будущим специалистом аналитических навыков изучения концептуальных основ педагогических теорий и взглядов, формирование способности к использованию исторического опыта в практической педагогической деятельности, а также освоение необходимых педагогу профессиональных знаний о предмете педагогика и его развитии.

3. Практико-ориентированный учебный модуль включает комплекс дисциплин, направленных на овладение студентом практических умений и навыков, необходимых учителю начальных классов в профессиональной деятельности.

Освоение содержания дисциплин практико-ориентированного модуля позволяет выпускнику получить необходимый объем знаний и умений, соответствующий уровню предъявляемых требований к его практической готовности для работы в образовательных учреждениях.

Вопросы и содержание итогового междисциплинарного экзамена (педагогика)

 

1. Педагогика как наука об образовании, воспитании и развитии человека.

Предмет, задачи и структура педагогической науки. Философские, социальные, культурологические, исторические, биологические, психологические основы педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Связь педагогики с другими науками.

Формы и методы обучения.

Организация форм и систем обучения. Виды современных организационных форм обучения. Урок как основная форма обучения. Методы обучения. Метод как форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития.

Классификация методов обучения. Взаимосвязь методов обучения. Дидактические средства обучения. Классификация средств обучения. Контроль в процессе обучения. Дифференциация и интеграция в учебном процессе. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками.

Воспитательные системы.

Понятие о воспитательных системах. Структура и этапы развития воспитательной системы. Движущие силы развития воспитательной системы школы. Этапы развития. Зарубежные и отечественные воспитательные системы. Воспитательные системы вальдорфских школ (Рудольф Штейнер), воспитательная система школ глобального образования ( Р. Хенви, М. Боткина), воспитательная система "справедливое сообщество" Л. Кольберг), воспитательная система школы диалога культур ( В.С. Библер, С. Курганов). Детские общественные объединения в воспитательной системе школ.

12. Социализация личности ребенка в системе начального образования.

Понятие о социализации личности младшего школьника. Показатели сформированности социальной активности ребенка. Содержание, виды, формы социально-педагогической работы с младшими школьниками. Социальная направленность деятельности младшего школьника. Социализация как социально-педагогическое явление. Микрофакторы социализации (семья, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, общественные); мезофакторы (тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультура, региональные условия); макрофакторы ( страна, этнокультурные условия, общество, государство).

13. Управление образовательными системами.

Понятие управление и педагогический менеджмент. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование, контроль. Принципы управления педагогическими системами.

14. Нормативно - правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Конвенция ООН о правах ребенка. Закон РФ " Об образовании". Государственный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Модернизация образования в современном мире. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.

Содержание воспитательного процесса.

Проблема содержания воспитательного процесса. Программа воспитания и субъекты воспитания. Ценностное отношение как содержание воспитательного процесса.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева М. «Народное образование Ипекса», 2003

2. Д.И. Латышина История педагогики: учебное пособие. М. «Форум» - «Инфра-М», 1998

3. Методика воспитательной работы. Под ред. В.А. Сластенина. М., Academia, 2002

4. Основы общей педагогика: Теория и методика воспитания.

В.С. Селиванов. М., Academia, 2002

5. Общие основы педагогики. О.С. Гребенюк, М.И. Гребенюк. М., «Владос», 2001

6. Педагогика. Сластенин В.А. (учебное пособие) М., «Школа-Пресс», 1997

7. Педагогика. Под ред. Крившенко Л.П. М., Проспект, 2004

8. Педагогика. Подласый И.П. М., Высшее образование, 2007

9. Педагогика. Каменская Е.Н. Москва, 2007

10. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., Пед. общ. России, 2006

11. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе.

В.А. Ситаров, В.Г. Маралов. М., Academia, 2006

12. Педагогика. Г. М. Коджаспирова. М., «Владос», 2003

13. Пономарева Н.Л., Б.М. Смирнов Образовательные инновации. Государственная политика и управление. М., Academia, 2007

14. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2008

15. Теория обучения. О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. М., «Владос-Пресс», 2001

16. Теория и методика воспитательной работы. В.С. Кукушин. М.- Ростов-на-Дону. «Март», 2004

17. Традиции воспитания у русского народа. Латышина Д.И.

М. «Школьная пресса». 2004

18. Управление образовательными системами. Т.В. Орлова М., Academia, 2006

19. Этнопедагогика. В.С. Кукушин. М.- Воронеж. МПСИ. 2002

20. Этнопедагогика. Г.Н. Волков. М., Academia, 2002

Программа итогового междисциплинарного экзамена (методика обучения русскому языку и литературе)

Курс методики обучения русскому языку и литературе включает в себя следующие разделы: «Методика обучения русскому языку и литературе как наука», «Русский язык как учебный предмет в начальных классах», «Методика обучения грамоте», «Методика обучения классному чтению», «Методика обучения внеклассному чтению», «Методика обучения языковой теории и правописанию», «Методика развития речи». В содержании каждого раздела включается исторический материал.

На государственном экзамене по предмету «Методика обучения русскому языку и литературе» выпускники вуза должны продемонстрировать знания основных фактов и закономерностей родного языка, умение владеть им как важнейшим средством человеческого общения и практическую готовность обучать ему в школе детей с первых уроков, выделяя и отрабатывая важнейшие коммуникативные функции речи (письмо, чтение, говорение, слушание), формируя любовь к родному языку, бережное отношение к нему.

Вопросы и содержание итогового междисциплинарного экзамена (методика обучения русскому языку и литературе)

VII. Методика развития речи

Цели и задачи работы по развитию речи учащихся. Основные направления речевой работы в школе.

Методика работы над словарем учащихся.

Методика обучения создания высказываний.

Культурно-речевая работа в школе.

Развитие речи в ходе изучения грамматики.

Синтаксическая работа в системе развития речи учащихся.

Связная речь и задачи ее развития.

Методика изучения элементов стилистики в начальной школе.

Методика работы над техникой речи в начальной школе.

 

ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Перечислить основные этапы изучения урока согласного звука и буквы (гласного звука и буквы) (ответ проиллюстрировать примерами).

2. Охарактеризовать основные этапы работы над рассказом и сказкой (на конкретном произведении).

3. Охарактеризовать приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов (ответ проиллюстрировать примерами из текстов для начальной школы).

4. Охарактеризовать систему упражнений, нацеленных на формирование понятия «текст» (учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, 4 класс). Составьте свои упражнения, нацеленные на осознание единства темы и структуры текста (2-3 упражнения).

5. Разработать фрагмент урока объяснения нового материала, тема которого «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» (учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, 4 класс). Фрагмент должен содержать наблюдение над новым языковым материалом и объяснительную речь учителя (или беседу).

6. Подобрать примеры правил разного типа (одновариантные, двухвариантные, инструкции), помещенные в учебнике «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой и учебнике Бунеевых.

7. Проанализировать 2-3 грамматических понятия, данных в учебнике «Русский язык» (3-4 кл.). С какими признаками этих понятий должны познакомиться учащиеся? Составить план урока, на котором изучается одно из проанализированных понятий. Выделить этапы работы, уели каждого из них, основные методы обучения и виды упражнений.

8. Прочитать отрывок текста, выбрать материал для словарной работы. Назвать приемы словотолкования, приемлемые в данном случае.

Бледным заревом апрельских лучей наводненная зала, парадно накрыт стол, треугольник (как елка) творожной пасхи, боярскими шапками (бобрового меха!) куличи, горшки гиацинтов, густо пахнущих, как только сирень умеет, и таких невероятных окрасок, точно их феерическая розовость, фиолетовость, голубизна – приснилась. Но они стоят на столе! Ярмарочное цветение крашеных яиц, и огромный, сердоликом (чуть малиновее), окорок ветчины.

(По А.И. Цветаевой)

В ходе сдачи государственного экзамена студенты должны показать знания, умения и навыки, полученные в результате изучения курса методики обучения русскому языку и литературе:

1. Разбираться в содержании и требованиях программ по обучению грамоте, литературному чтению и русскому языку, а также в содержании и методическом аппарате школьных учебников (азбук, букварей, учебников по литературному чтению и русскому языку), в структуре и замысле учебных пособий для учащихся; правильно реализовывать требования программы, методические возможности учебников и пособий в учебно-воспитательной работе.

2. Самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал по русскому языку (детские книги и дополнительные тексты для обучения чтению, письму, упражнения по орфографии, тексты для диктантов и грамматического разбора, для изложения и пересказа, тематику и материал для сочинений и пр.), обоснованно выбирать методы и методические приемы, демонстрировать учащимся образцы чтения, письма, обеспечить целенаправленность речевой среды и высокую культуру речи на уроках.

3. Подготавливать и проводить с учащимися беседы различных видов, сочинения и изложения, рассказы и пересказы, выразительное чтение, творческие работы, лексическую работу, диктанты, анализ языка и прочее, использовать наглядные пособия и технические средства обучения, обеспечивая при этом высокую познавательную активность и самостоятельность учащихся.

4. Самостоятельно планировать изучение разделов и тем курса русского языка, циклы уроков и отдельные уроки, внеклассные мероприятия, проводить их в классе.

5. Изучать уровень языковых знаний, умений и навыков у младших школьников, оценивать их; обнаруживать, анализировать и классифицировать причины речевых, орфографических и иных ошибок учащихся, организовывать работу над их устранением и предупреждением.

6. Соотносить и связывать материал по методике преподавания русского языка со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, литературоведению, за конкретными методическими приемами обнаруживать закономерности психической деятельности, развития и воспитания. Изучать передовой педагогический опыт учителей, элементарно оценивать его.

На государственном экзамене студенты должны показать знание основ методической теории и практики начального обучения русскому языку в их современном состоянии и историческом развитии, дать психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование излагаемым вопросам, раскрыть задачи воспитания и всестороннего развития школьников в процессе обучения родному языку, проявить исследовательский подход к излагаемым проблемам, показать связь теоретических знаний в области родного языка с практическими умениями и навыками по методике.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников: учебное пособие. М., МГПИ, 1987.

2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.

3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М., 1987.

4. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского, Г.А Фомиче­вой.- М., 1973.

5. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальной школе / под. ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. М., 1977.

6. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе //Начальная школа, 2000, №4.

7. Безруких М.Н. Обучение письму: кн. для учителя. М., Просвещение, 1997.

8. Бетенькова Н.М. Основы обучения грамоте / Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. СПб., 1997.

9. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навы­ков литературного произношения у младших школьников - М 1990.

10. Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. - М., 1978.

11. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. -М., 1973.

 

12. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка, М. Просвещение, 1983.

13. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку –М., 1983.

14. Выготский Л.С. мышление и речь: Психологические исследования. М., Лабиринт, 1996.

15. Горецкий В.Г. (в соавт.) Уроки обучения грамоте. М., Просвещение,1988.

16. Гранин Г.Г. и др. Секреты пунктуации. - М., 1987,

17. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. - М., 1991.

18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

19. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1953.

20. Жедек П.С. Звуковой и буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию//Начальная школа. - 1991.-№8.

21. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. -М., 1966.

22. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., Просвещение, 1991.

23. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста ну уроках литературного чтения в начальной школе. М., Оникс 21 век, 2003

24. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1997 и последующие издания.

25. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. – М., 2012.

26. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения». – М., 1987.

27. Львов М.Р. Правописание в начальной школе. - М., 1998.

28. Методика обучения чтению: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «учитель начальных классов») / сост. Т.П. Сальникова. М., ТЦ Сфера, 2001.

29. Методика обучения русскому языку и литературе / программа курса и методические рекомендации // сост. Е.С. Симакова, С.В. Сысоева, Рязань, 2007.

30. Найденов Б.С. (в соавт.) Методика выразительного чтения. М., 1985

31. Никифорова О.И. психология восприятия художественной литературы. М., 1972.

32. Оморокова М.И. (в соав.) Преодоление трудностей: Из опыта обучению чтению, М., Просвещение, 1990.

33. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы/ В двух частях. – М., 2004.

34. Приступа Г.Н. Краткий курс методики русского языка. – Рязань, 1975.

35. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1993.

36. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка: Начальные классы. -„1993-1997.

37. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе.- М., 1992.

38. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. -М., 1960.

39. Рождественский Н.С. Очерки по истории методики на­чального обучения правописанию. - М., 1961.

40. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. -М., 1961.

41. Речь. Речь. Речь.: Книга для учителя/ под. ред Т.А. Ладыженской, М., Педагогика, 1990.

42. Сабаткоев Р.Б.; Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. и др. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие М.: Академия, 2005.

43. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение, М., 1999.

44. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование. Министерство образования РФ, М., 2012.

45. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи - М., 1984.

46. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложени­ем в начальных классах. - М., 1981.

47. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина, М., Просвещение, 1993.

48. Матвеева А.Н. Литературное чтение. Учебник, ч.1-2. М., Вита-Пресс, 2013.

49. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Поурочное планирование. М., Дом Федорова, 2013.

50. Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник, ч.1-2. М., Дом Федорова, 2013.

51. Соловейчик М.С. Русский язык. Учебник, ч.1- 2. М., 21 век, 2013.

 

 

Программа итогового междисциплинарного экзамена (методика обучения математике)

На итоговом междисциплинарном экзамене выпускники должны свободно оперировать знаниями о методико – математических и методико – процессуальных основах изучения:

нумерации;

арифметических действий;

решения задач;

величин;

алгебраического и геометрического материалов.

Через механизм интеграции студент должен продемонстрировать глубокие знания научных, теоретических и методико – практических основ и реализацию их в школе через общие и частные вопросы методики.

Вопросы и содержание итогового междисциплинарного экзамена (методика обучения математике)

1. Особенности обучения математике 6,5 - 7-летних детей;

2. Урок и система уроков по математике. Пути повышения качеств уроков, знаний учащихся. Анализ урока (аспективный, комплексный, поэтапный, системный);

3. Новые альтернативные подходы к содержанию уроков по математике (интегрированных, проблемно – поисковых), здоровьесберегающих технологий;

4. Принципы и методика работы по обновленным традиционным и альтернативным программам и учебникам Моро М. И., Занкова Л. В., Петерсон Л. Г., Истоминой Н. Б., Давыдова В. В., Рудницкой В. Н.;

5. Особенности методики изучения частных тем по концентрам: «Десяток», «Сотня», «Тысяча», «Миллион» на уроках математики. Схема разбора многозначного числа.

6. Устные и письменные вычисления. Сходство и различия в них (теория, практика, алгоритмы). Свойства арифметических действий, применение их при решении примеров.

7. Табличное и внетабличное умножение и деление в пределах 100. Альтернативные подходы в их изучении.

8. Письменное умножение и деление в концентрах «Тысяча», «Миллион». Алгоритмы умножения и деления на однозначные и двузначные числа. Трудности и пути исправления недочетов в знаниях детей.

9. Простые задачи. Группы и виды их. Методика введения в анализ задачи. Схемы С.Н. Лысенковой, А.П.Гребенниковой. Теоретические основы выработки умений обосновывать решение задач разных видов.

10. Составные задачи. Типовые задачи на нахождение 4-ого пропорционального, пропорциональное деления, нахождение неизвестных по 2-м разностям, на совместную работу.

11. Особенности работы с задачами на пропорциональные величины.

12. Методика работы с задачами на движение. Таблицы и чертежи к задачам как вспомогательное средство.

13. Нетиповые составные задачи. Этапы работы и методические приемы;

14. Составные задачи. Анализы решения задач (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический). Способы записи решения задач. Разные способы решения задач.

15. Методика изучения величин. Длина. Площадь. Объем. Формирование у учащихся пространственных представлений и измерительных навыков.

16. Методика изучения величин. Время. Скорость. Единицы измерения.

17. Методика изучения алгебраического материала. Выражение. Уравнение.

18. Методика изучения геометрического материала. Фигуры и величины, сходство и различие. Задачи на построение фигур на линованной и нелинованной бумаге. Задания на измерение и вычисление.

В результате изученного на занятиях в вузе студенты должны показать: 1. Овладение системой основополагающих знаний, знаний закономерностей и принципов образовательного процесса, свидетельствующих о компетентности студента;

2. Умение планировать и осуществлять процесс обучения (отбор учебного материала, методов, средств, форм обучения, организовывать индивидуальную, групповую, коллективную, самостоятельную воспитывающую деятельность учащихся);

3. Определять степень и глубину трудности в освоении младшими школьниками программного материала, осуществлять раннюю диагностику пробелов в знаниях и своевременную помощь отстающим.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методика обучения математике в начальной школе: учебное пособие для студентов вуза, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / А. В. Белошистая – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2007

2. Методика обучения математике в начальных классах. Программа курса и учебно – методические материалы /сост. Л. Н. Бахарева, С. А. Самсиков. РГУ им. С. А. Есенина – Рязань. 2012

3. Методика обучения математике в начальных классах. / Истомина Н. Б. М., 1997

4. Непомнящая Н. И. Становлении личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.

5. Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. М., 2012

6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование. Министерство образования РФ, М., 2012

7. Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образования в РФ. Москва, 2004

Программа итогового междисциплинарного экзамена

(методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»)

Курс «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» направлен на усвоение студентами системы знаний, умений, необходимых для преподавания школьного предмета «Окружающий мир». На итоговом экзамене студенты должны показать знание теоретического материала, уметь применять знания при работе в начальной школе.

Вопросы и содержание итогового междисциплинарного экзамена

(методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»)

1. Программа А. А. Плешакова «Зеленый дом». Содержание курса, его естественнонаучное и экологическое содержание. Наглядные методы обучения окружающему миру. Методические требования к использованию печатных изобразительных пособий. Особенности карт для начальной школы. Работа с изобразительными пособиями на уроке.

2. Словесные методы обучения, их классификация. Беседа. Виды бесед. Использование беседы на уроках.

3. Практические методы обучения окружающему миру. Виды практических методов: наблюдение, практические работы, распознавание объектов. Этапы наблюдений.

4. Экскурсия по изучению природы как форма организации учебно - воспитательного процесса. Подготовка к экскурсии, организация и методика ее проведения. Вопросы экологического образования учащихся на экскурсии.

5. Организация и оборудование уголка живой природы. Подбор и размещение растений и животных. Организация ухода за растениями в уголке живой природы. Внеурочные занятия в уголке живой природы.

6. Идеи А. Я. Герда - основоположника отечественной методики естествознания как науки. Методы обучения в начальной школе. Поурочное планирование. Предметный урок.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика изучения окружающего мира в начальной школе. М., 2005 г.

2. Артамонова З.В., Петрова З.Н. Руководство к полевой практике. Учебно-методическое пособие.- Глазов: ГГПИ, 2011 г.- 54с.

3. Бешко Н., Иботова К., Умарходжаева У. Экологическая тропа: Методическое пособие для учителей. Экологический информационный центр «Нуратау-Кызылкум». Ташкент: 2010 г. – 53с

4. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008 г. – 68с.

5. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». - М.: ВЛАДОС, 2008 г. – 256с.

6. Дашьянц Л.Л., Шевелева Р.А., Бекишева И.В. Изучение сезонных изменений на уроках окружающего мира в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы. Омск: Изд.-во ОмГУ, 2004, – 16с.

7. Скворцов П.М. Уроки природоведения и экологии во 2(3) классе. методические рекомендации. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 95с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

 

1.Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам - http://humanities.edu.ru.

2.Каталог образовательных Интернет-ресурсов - http://catalog.vlgmuk.ru/index.pl

3.Библиотека электронных ресурсов филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова - http://www.philol.msu.ru/webprojects

4.Электронная библиотека студента «КнигаФонд» - http://www.knigafund.ru/

5.Научная библиотека РГУ имени С.А. Есенина – http://library.rsu.edu.ru/.

 

 

РАБОЧАЯ Программа государственной аттестации

 

для специальности 050100.65 Педагогика

и методика начального образования

Институт психологии, педагогики

и социальной работы

курс-5, семестр-10

составитель: кандидат педагогических наук,

доцент Т.И.Мишина

 

 

Рязань - 2013

Выписка из ГОС ВПО специальности 050100.65 «Педагогика и методика начального образования»

 

Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация выпускника включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

 

Итоговая государственная аттестация предназначена для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 стандарта.

 

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

АННОТАЦИЯ

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.013 с.)