История и философия науки. Учебно-методическое пособие для аспирантов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История и философия науки. Учебно-методическое пособие для аспирантов



Е.И.РАЧИН

 

КАК ИЗУЧАТЬ КУРС

 

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Учебно-методическое пособие для аспирантов

 

Москва, 2008

 

IV. КАК ПИСАТЬ РЕФЕРАТ

З а д а ч и и ц е л ь н а п и с а н и я р е ф е р а т а

 

Реферат по дисциплине «История и философия науки» является важной научной работой. В ней аспирант должен показать твёрдые навыки написания научных текстов, умение аргументировано излагать научную проблему и научно и философски анализировать её. Реферат не есть оригинальная статья, содержащая новые идеи и даже открытия. Как правило, он представляет собой обзор литературы по проблеме, избранной аспирантом, интерпретацию разных точек зрения на проблему, включающую и самостоятельное видение автора.

Главная цель написания реферата – демонстрация аспирантом обоснованности своих претензий на научную степень, обнаружение им эрудиции и умения научно мыслить.

Задачей аспиранта является воспитание в себе стиля научного мышления, который он должен проявить в тексте реферата. Этот стиль в отличие от публицистического или художественного означает строгость употребления терминов, или соблюдение логического закона тождества. В научном тексте недопустимы противоречия, фантазии, употребление цитат без ссылок на источники, голословные суждения без доказательств, которые допускаются в журналистике, художественной литературе. Главная характеристика научного текста – аргументированность суждений автора, доказательность идей и научных положений.

Другой важной задачей при написании реферата является обнаружение в тексте навыков системного видения научных проблем. Система есть совокупность элементов, находящихся во взаимодействии. Устойчивая связь между элементами системы называется структурой. Учёный обязан быть системным во всём: и в умении видеть свою научную проблему в рамках избранной научной области в способности различать многообразные связи изучаемого объекта, и во всестороннем рассмотрении проблемы с помощью разных методов. Односторонние высказывания, не допускающие иных подходов, не приняты в науке. Сам текст реферата, его деление на главы и параграфы, связь между абзацами должны обнаруживать систему суждений, мыслей, понятий и аргументов. Текст должен представлять собою системное целое, содержащее в себе одну или две главные идеи, которые автору следует обоснованно изложить и подкрепить примерами, ссылками на точки зрения авторитетных авторов, ссылками на законы природы и общественной жизни.

Реферат пишется также с целью показать автором умение владеть аналитическим методом при изложении материала. Сделать анализ научной проблемы –это значит проникнуть внутрь предмета, отделить существенное от несущественного. Существенное и составляет ядро истины, несущественное заслоняет истину и в конечном счёте может привести учёного к заблуждению. Анализ помогает разобраться в структуре объекта исследования, помогает выстроить иерархию отношений и ценностей в проблеме. Соединённый с синтезом, он даёт возможность построить целостную картину бытия объекта, определить модель взаимоотношений объекта с окружающей его средой. Аспирант, пользуясь аналитико-синтетическим методом, должен суметь сконструировать текст с определённой структурой, которая требуется обстоятельствами – разработанностью проблемы, информационным обеспечением, востребованностью обществом. Референт – это не просто лицо, повествовательно говорящее о проблеме. Это ещё и архитектор текста, умеющий привязать его к окружающему основную проблему кругу идей, образующих научно-информационную среду, в рамках которой и происходит исследование.

Важной задачей аспиранта является также демонстрация им в реферате своей научной эрудиции. Нелишне будет показать знакомство с основными теориями и гипотезами по проблеме, процитировать фундаментальные источники, основательно аргументировать свою точку зрения. Если автор обладает ещё и творческой интуицией, то её можно обнаружить и в предлагаемых им гипотезах и моделях, и в апелляциях к практике.

Автор реферата по возможности должен излагать текст не только системно, но и гармонично, перемежая научные термины с афористичными высказываниями и образами, модельно иллюстрирующими текст. Одним словом, научная эрудиция должна сопровождаться эстетическим чутьём текста, которое может быть не только дано от рождения, но и воспитано путём многократных упражнений и чтения научной и художественной литературы.

В ы б о р т е м ы

Тема реферата не может быть выбрана автором произвольно и спонтанно. Если бы это было допустимо, то это не соответствовало бы духу самой науки, ибо она отрицала бы свои системность и опору на разум. Написание реферата на определённую тему должно быть не формальным делом, совершаемым «для галочки», но научной работой, которая принесёт пользу. Тема должна, во-первых, находиться в круге научных интересов аспиранта и, по возможности, быть максимально приближена к проблематике будущей кандидатской диссертации. Во-вторых, тема должна отвечать научным интересам кафедры философии и профилирующих кафедр, которые занимаются комплексным исследованием своих научных проблем. В этом случае аспирант после написания своего реферата может быть включён в число авторов коллективных кафедральных работ, тематика которых может меняться через каждые два-три года. В-третьих, тема должна быть актуальной, востребованной практикой. Абстрактные темы, выбранные с ориентацией на давнюю историю, совершенно не связанные с профилем научной специальности, не принесут никакой пользы для аспиранта и лишь отвлекут его от главных научных проблем, поставленных в его диссертации. Если аспирант стремится выбрать какую попало тему, то это может означать одно из двух: или он предполагает написать компилятивную работу полегче без особого напряжения ума, или он хочет совершить обычный «осовремененный плагиат», то есть из двух или трёх написанных ранее рефератов составить текст нового и выдать его за свою «научную» работу. В любом случае это недопустимо, так как это и непрофессионально, и аморально.

Тема реферата выбирается самим аспирантом с учётом темы его будущей диссертации, уточняется после консультаций с руководителем философского семинара и со своим научным руководителем. Она может представлять собой формулировку методологической составляющей диссертации. Если аспирант формулирует тему таким образом, что она прямо или косвенно может быть включена в структуру диссертационной работы, то это вполне возможно. Важно только учесть, что философская проблематика не может заменять собою содержание специальных проблем науки. Поэтому соотношение философских проблем и специфических проблем специальных наук в тексте должно быть сбалансированным.

Приведём несколько примеров. Если аспирант экономического факультета имеет тему диссертации «Финансовая стабильность предприятия», то ему целесообразно выбрать тему, связанную со способами обеспечения этой стабильности. Например, можно говорить о таких темах, как «Системное моделирование в экономике», «Информация как фактор обеспечения эволюции и стабильности системы» и др. Для аспирантов-юристов, выбравших научную тему «Истоки преступного поведения» можно рекомендовать такие темы рефератов, как «Факторы, влияющие на формирование личности преступника» (имея в виду внешнюю среду и внутренние психологические особенности), «Категории долга и справедливости в практике права» и др. Аспиранты-лингвисты обычно имеют темы диссертаций, связанные с частными проблемами в бытии языка, например такие: «Текст как инструмент контроля на уроках русского языка» или «Элективный курс как средство реализации национально-регионального компонента». Для этой категории обучающихся в аспирантуре целесообразно выбирать темы или напрямую связанные с методологическими аспектами в своих диссертационных темах, или посвящённые философским проблемам в научном наследии языковедов, деятелей культуры. Например, можно назвать в качестве тем рефератов такие, как: «Текст как инструмент контроля в современной социокультурной среде России», «Философские проблемы текстологии», «Субъект-объектное взаимодействие в процессе чтения элективного курса в лингвистическом классе», «Системное моделирование в процессе преподавания иностранного языка», «Аналитико-синтетические особенности языка Мартина Хайдеггера» и др.

При этом важно учитывать, чтобы тема реферата была развёртываемой, то есть содержала бы в себе несколько аспектов, проблем. В этом случае они могут стать пунктами плана реферата и дать импульс для научно-аналитического мышления аспиранта.

 

3. С о с т а в л е н и е п л а н а

План реферата является его важнейшей составной частью. Правильно составленный план наполовину обеспечивает успех в написании реферата. Без хорошего плана не будет и хорошего реферата, так как план является моделью всей работы и показателем логичности мышления аспиранта. План демонстрирует структуру реферата и одновременно является его образом, показывающим целостность работы и её гармоничность, красоту.

План составляется по определённой технологии. Сначала в выбранной теме реферата выбираются два аспекта, или две проблемы, которые становятся кругом научных изысканий в двух главах работы. В верхней части листа записываются первые сформулированные проблемы (например, для темы «Диалектика знака и значения в английском языке» - «Основные принципы диалектики знака и значения»), в нижней части листа – вторая проблема (соответственно: «Особенности знака и значения в английском языке»). Под этими названиями глав выписываются все менее важные аспекты их содержания: понятие диалектики, структура диалектического процесса, элементы структуры, о понятии знака, о понятии значения, генезис значений в знаке, редукция и её философский смысл, редукция в английском языке, факторы, влияющие на редукцию, толкование значений в английском языке, флуктуация значений в английских текстах, роль субъекта в толковании значений, значение как модель и образ, взаимосвязь предмета, знака и значения и др. Применительно к первой выделенной в плане проблеме называем две основные формулировки, которые могут касаться проблем диссертации аспиранта: «Пять элементов структуры диалектики знака и значения» (имя в виду предмет, знак, образ, модель и значение) и «Генезис значений в знаке» (имея в виду ценность, информацию, пользу, актуальность, структурность знака). Эти две формулировки и станут двумя параграфами первой главы. Во вторую главу в качестве двух параграфов выделяем из перечисленных формулировок две основополагающие: «Редукция в английском языке и её философский смысл» (так как редукция, или спонтанное изменение в языке, и есть выражение диалектики) и «Факторы, влияющие на истолкование значений в английском языке» (так как это касается субъект-объектного взаимодействия при выяснении значений). Остальные проблемы мы не отбрасываем, но можем использовать их как частные случаи при аналитическом исследовании выделенных нами основных формулировок. Таким образом, составленный нами план примет следующий вид:

 

 

ДИАЛЕКТИКА ЗНАКА И ЗНАЧЕНИЯ

В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Введение

Английском языке

1. Редукция в английском языке и её философский смысл

2. Факторы, влияющие на истолкование значений

в английском языке

Заключение

Литература (Библиография)

 

В итоге, в первой главе реферата обозначены основные аспекты диалектики знака и значения вообще, во второй формулируются их проявления в английском языке. Метод движения от абстрактного к конкретному присутствует в самой структуре работы.

Во введении реферата показывается актуальность темы, излагаются цели и задачи работы. В заключении подводятся итоги исследования проблем первой и второй глав, даётся общий вывод о практической значимости результатов работы.. Список литературы в конце работы должен включать в себя 20-25 названий научных монографий и статей, прямо или косвенно касающихся проблем реферата, сформулированных в плане. Учебники, учебные пособия в список включать не рекомендуется. Оформление библиографии производится по общепринятым нормам. В каждом из выделенных параграфов должно быть пять-шесть страниц текста формата А 4. На введение можно выделить одну-две страницы, на заключение – одну страницу, библиография обычно помещается на одной странице. Таким образом, весь реферат следует изложить на 26-30 страницах текста, включая сюда титульный лист и «Содержание» (то есть план реферата). Большее количество страниц на написание реферата затрачивать не рекомендуется, так как вышеуказанного объёма вполне достаточно для подтверждения научной состоятельности аспиранта.

Титульный лист реферата оформляется по стандарту, который следует знать. Образец оформления титульного листа помещается ниже.

 

Департамент образования правительства Москвы

ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет

Кафедра философии

 

Р Е Ф Е Р А Т

по истории и философии науки на тему:

 

«ДИАЛЕКТИКА ЗНАКА И ЗНАЧЕНИЯ

В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

 

Аспирант кафедры

английской филологии:

А.Н.Петрова

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Е.М.Иванов

 

Москва, 2007

 

Текст реферата следует печатать на принтере (гарнитура Times New Roman, интервал 1,5, шрифт 14), помещая на странице 29-30 строк. Сноски на авторов можно делать внизу страницы или путём отсылки к библиографическому списку в конце работы. Поля в тексте принято делать стандартными: Сверху страницы – 2,5 см, снизу – 3,5 см, слева – 3,5 см, справа – 2,5 см. Нумерация текста – внизу по центру страницы.

 

С н и м и

Источниками информации при написании реферата являются: научные монографии; сборники статей; материалы научных конференций в институтах Российской Академии Наук, высших учебных заведениях; материалы Институтов научной информации по естественным и общественным наукам; статьи в научных журналах; материалы диссертаций, написанных ранее другими авторами; материалы статистических сборников; опубликованные материалы отчётов отраслевых промышленных органов, государственных учреждений, организаций и союзов; научная информация в электронном виде, опубликованная в Интернете; энциклопедии, справочники и словари.

Отбор источников осуществляется исходя из названия реферата и его основных проблем, отражённых в плане. Для каждого их параграфов плана следует составить отдельный список работ, касающихся его проблематики. Следует ограничиться 8-10 работами, которые по мнению аспиранта могут содержать ключевую информацию. Таковой можно назвать информацию, включающую в себя и основные, и частные проблемы параграфа. Для получения нужного списка следует использовать два основных приёма. Первый из нихработа с библиографическими карточками в каталогах научных библиотек. При этом в первую очередь следует использовать систематический каталог, в котором искомая научная проблема может присутствовать прямо или косвенно. На библиографической карточке можно увидеть много данных. Помимо

фамилии, имени и отчества автора (авторов) там указываются характер работы (монография, коллективная монография, сборник статей), автор предисловия, объём работы, наличие указателей, наличие и количество страниц в библиографии, наличие библиографии на иностранных языках, периодичность издания, название издательства, место и год издания. Следует обращать внимание на работы, в которых присутствует солидный библиографический список. Ознакомившись с ним, аспирант, используя этот дополнительный ресурс, сможет включить в круг интересующих его работ новые работы, не содержащиеся в каталогах. Их можно искать уже по алфавитному принципу.

Важным источником для поиска информации являются «Летописи журнальных статей», (по естественным и общественным наукам). Они имеются в Российской государственной библиотеке, а также в справочных залах основных крупных научных библиотек.

Второй из приёмов поиска информации – работа в сети Интернет. Сюда попадают не только классические, но и все новые работы в различных отраслях науки. Однако по одному названию работы трудно определить её содержание и её ценность. Для этого нужно ознакомиться с оглавлением, аннотацией, предисловием, заключением, полистать страницы издания.

Ввиду этого не следует забывать и о старом, проверенном опыте хождения по книжным магазинам. Обойдя пять-шесть крупных магазинов, торгующих научной литературой, полистав в нужных отделах этих магазинов страницы книг, можно почувствовать, что заботит современных учёных, чему они уделяют первостепенное внимание. Кроме этого, оглавление работы даёт информацию и о методологическом подходе авторов к темам своих исследований. В заключении работ обычно излагаются результаты исследований. Поэтому по одному заключению можно часто судить о значимости и актуальности всей работы.

Ознакомление с источниками следует делать также по определённой технологии. Чтение книги (статьи) совершается по возможности быстро, но внимательно. Аспиранту следует выделять для себя параграфы, места текста, которые прямо касаются интересующих его проблем, и выписывать в отдельную тетрадь нужные цитаты, выражения, определения понятий. Тем самым, конспект будет делаться и по персоналистическому принципу, и по категориальному принципу. В конспекте следует выделить разноцветными фломастерами высказывания по степени их важности. Красным цветом можно выделить основополагающие определения, основные идеи произведения. Зелёным цветом можно выделить более частные идеи, раскрывающие и интерпретирующие основные. Жёлтым цветом следует выделить высказывания, которые можно использовать в качестве примеров, иллюстрирующих данных, афористичных выражений. Если конспект будет испещрён разными цветами фломастеров, то это значит, что аспирант произвёл отбор и систематизацию собранной информации. На эту систему высказываний он может опираться как на основное идейное содержание по исследуемым проблемам, которое можно анализировать, обсуждать и комментировать, и как на иллюстрацию тех идей которые может породить у него прочитанная литература. Тем самым конспект превратится после его осмысления в иллюстрированный идеями других учёных развёрнутый план реферата.

Другой приём при ознакомлении с источниками представляет собой выписывание цитат из произведений разных авторов, раскрывающих основные понятия и категории реферата и составление на основе этого картотеки основных понятий по проблеме. Удобство этого приёма в том, что картотека даёт возможность быстро найти нужную информацию и использовать её при написании текста. На основе такой картотеки можно составить для себя и словарь основных терминов работы и даже включить его в текст реферата.

Прочтение литературы должно сопровождаться систематизацией основных идей произведения, группировкой этих идей по проблемам или определённым рубрикам (по актуальности, по времени появления, по принадлежности к научной школе и др.). При прочтении следует параллельно составлять список авторов, высказывавшихся по проблеме и упоминаемых в тексте. Это может помочь при решении затруднительных вопросов обратиться за спасением к авторитетным высказываниям научных специалистов. Постепенно по мере чтения следует составлять и библиографический список, включая в него фундаментальные работы, книги за последние пять лет, статьи из научных журналов и иностранные источники.

 

Н а у ч н о г о т е к с т а.

Написание текста реферата является самой важной частью его подготовки. Если на сбор и систематизацию информации по реферату обычно затрачивается два-три месяца времени, то на написание самого текста уходит пять-шесть дней. В этот короткий срок аспирант должен использовать собранную информацию, напрячь память и сосредоточить свою духовную энергию, привлекая логику и импровизацию, для того, чтобы создать текст. Создание текста есть творческий процесс, но с разной степенью творчества. Компилятивный текст представляет собой обзор содержания разных научных источников, в котором выделяется один-два повторяющихся мотива. Они и представляются автором реферата как самостоятельно сделанное обобщение, или выводы по теме, которым приписывается роль идеи. Абстрагированный текст есть совокупность фраз, передающих отвлечённую информацию по проблеме. Характерные его черты – неясность определений, непонятность терминов, превалирование образов над смыслами. Из такого текста очень сложно сделать выводы, так как идеи этого текста неуловимы, не связаны с жизнью людей. Эмпирический текст составляется: из источников, в которых сообщается информация разного рода; примеров, взятых из научной, художественной, журналистской литературы; статистических справочников, отчётов организаций, словарей и т.п. В таком тексте нет ничего оригинального, а содержится лишь набор разрозненных фактов, иллюзорно изображающих научную пунктуальность. Такой текст может составляться и под влиянием моды на постмодернизм, которая предполагает приоритет случайного над закономерным, разрозненного над системно-гармоничным.

По-настоящему научный текст отличается от всех этих текстов кардинальным образом. Основные требования к научному тексту можно сформулировать так: текст должен быть доказательным, аргументированным, системным, логичным, методологически грамотным, ясным, написанным на хорошем русском языке, эстетически воспринимаемым как гармоничная целостность.

Доказательность текста означает, что в нём должно присутствовать стремление автора защитить определённое предположение, гипотезу, подтверждающие тезис, который фигурирует в реферате как цель, основная идея. Аргументированность означает привлечение автором фактов, теоретических положений, научных высказываний известных учёных для подтверждения обоснованности своей позиции. Системность текста означает, что он должен состоять из частей (то есть глав, параграфов) связанных между собой идейным содержанием, стилем изложения и методами изложения. Говоря другими словами, текст есть некая модель, которая производит впечатление образа, отражающего или символизирующего круг идей, доказываемых автором. Части системы (текста) должны быть соразмерными по объёму и взаимосвязанными. При этом, внутри системы желательно избегать повторений в изложении и желательно соблюдать принцип разнообразия.

Для примера сравним конструирование текста с конструированием здания в архитектуре. Если здание строится без фантазии, то оно производит впечатление унылого однообразия. Таковы были серийные панельные дома, строившиеся в советскую эпоху. Стены этих домов были гладкими, крыши плоскими, на фасадах не было орнаментов, цвет домов был серым (под цвет бетона), или однотонным (как правило, белым). Дома напоминали спичечные коробки, штампуемые на конвейере, были похожи друг на друга. Если же использовать принцип разнообразия в архитектуре, то можно фасады домов сделать разнообразными по рельефу: на них можно сделать эркеры (то есть выступающие части стены с окнами), балконы и лоджии в разных плоскостях, выступы на фасаде в виде треугольников, параллелепипедов, ромбов, овала, вокруг окон можно сделать кокошники, придав им разнообразную цветовую гамму, само здание в плане (то есть при взгляде на него сверху), можно сделать сложнофигурным (то есть используя параболические, овальные полукруглые, ломаные линии). За счёт этого и фасад здания, и всё оно в целом будут наблюдаться не как плоскостное сооружение, а как разнообразное в объёме. Поверхность фасада здания будет иметь длину, ширину, высоту, разнообразные в отдельных своих частях, будет содержать в виде украшений орнаменты (в том числе и исполненные в цвете). Всё это выражается в понятии эстетическая гармония, в которой соблюдается принцип соразмерности частей внутри целого. Но разнообразие есть не только требование для соблюдения гармонии. Оно есть закон природы, закон эволюции. За счёт разнообразия происходит поиск организмов в живой природе более благоприятных условий своего существования.

Текст строится примерно так же, как и здание в городе. Здание не может быть без стен, крыши, окон и входной двери. Для текста роль двери выполняет введение, стенами служат главы, параграфы выполняют роль этажей, части параграфов (абзацы) – роль комнат, крыша здания символизируется в выводах, а роль окон будут выполнять примеры, экскурсы и образные модели, поясняющие текст. При этом не надо забывать, что в этом здании-тексте должны жить идеи: они должны перемещаться по комнатам и этажам, чтобы в конечном счёте придать смысл всему строению. Без идей текст бессмысленен, так же как и дом без людей.

Применительно к тексту разнообразие означает использование в каждой из глав своего превалирующего метода изложения, доказательства разных гипотез, анализа разных проблем, связанных между собою. При этом содержание каждого последующего параграфа должно вытекать из предыдущего. В тексте должны присутствовать ссылки на достижения научных школ, высказывания известных учёных, цитаты из фундаментальных источников. Текст должен содержать образные модели, экскурсы в смежные научные области, примеры, поясняющие теоретические положения.

Логичность текста означает последовательность и непротиворечивость изложения. Логичный текст предполагает использование автором законов логики в отдельных его частях (параграфах) и применительно к тексту в целом. Следует помнить, что законов формальной логики всего четыре и что их надо в обязательном порядке соблюдать в тексте.

Закон тождества требует, чтобы понятие, мысль, теоретическое положение были тождественными самим себе, то есть не меняли бы своих смыслов в процессе аргументации, изложения. Это означает, что нельзя в тексте ни перескакивать с одного понятия на другое, ни употреблять понятия и мысли то в одном значении, то в другом, не оговаривая этого. Например, понятие «язык» имеет разные функциональные значения – такие, как коммуникация, как совокупность символов, как часть культурной среды, как средство познания и др. В тексте нельзя произвольно и непоследовательно менять значения термина «язык». В этом случае читатели не поймут автора.

Закон непротиворечия требует, чтобы мысль употреблялась в одном и том же отношении применительно ко времени и месту действия. Это значит, что в тексте следует излагать теоретические положения, факты, примеры так, чтобы автор, научная школа, какой-либо учёный представляли свои взгляды как истинные и чтобы эти взгляды не опровергались бы этими учёными или представителями этой школы, взглядами, высказанными в другое время и в других произведениях. Если в тексте имеются противоречащие друг другу высказывания, то такой текст не может считаться научным.

Закон достаточного основания требует, чтобы теоретические положения, выводы автора были обоснованными, то есть имели бы под собой аргументы, подтверждающие их истинность. В качестве обоснований, или аргументов, могут выступать:

1) С сылки на факты, образующие последовательность, повторяющиеся во времени и в разных условиях. Такие факты можно рассматривать как проявление закономерности, что является веским аргументом при доказательстве. В качестве фактов в тексте можно рассматривать события в общественной жизни, явления в природе, случаи употребления терминов в языке, предметы, используемые в практической деятельности, высказывания отдельных учёных по определённой проблеме и др.;

2) Ссылки на законы природы или общественной жизни. Если мысль автора подтверждается законом природы (например, законом инерции, законом всемирного тяготения и т.п.), то она считается обоснованной. Таким же обоснованным считается высказывание об общественных явлениях, например, о низком уровне жизни некоторых категорий граждан, если оно подкрепляется ссылками на нарушение закона стоимости в пользу предпринимателей или на опережающий рост цен в сравнении с ростом заработной платы;

3) Ссылки на высказывания авторитетных учёных, создателей научных школ и направлений, в обобщённой форме выражающих суть идей этих школ, прочно утвердившихся в науке. Например, к высказываниям К.Леви-Строса, Ю.М.Лотмана или А.А.Потебни о языке стоит отнестись со вниманием. Мнения же В.М.Иванова или П.И.Сидорова по этим же вопросам интересны, но не имеют значительного веса;

4) Ссылки на соблюдение законов логики в доказательстве или при опровержениях, ссылки на соблюдение правил вывода в умозаключениях. Если автор ссылается на соответствие высказывания законам логики и подкрепляет это примерами, то его мнение можно считать обоснованным. Помимо трёх упомянутых законов логики есть ещё и четвёртый – закон исключённого третьего, который гласит, что из двух противоположных суждений только одно является истинным, а другое необходимо должно быть ложным. К примеру, суждения: «Клод Леви-Строс является основателем школы французского структурализма» и «Клод Леви-Строс не имеет никакого отношения к теории структурализма» противоположны. Следовательно, одно из них истинно, а второе должно быть ложным. Однако этот закон применяется, в основном, при рассуждениях, опровержениях, в юридической практике, в математических доказательствах. При определении текстов более важны три вышеупомянутых закона.

Что касается правил вывода в умозаключениях, то обычные люди, специалисты разных профессий соблюдают их интуитивно. Для повествовательного изложения этого достаточно, но для написания научного текста этого мало. Поэтому учёный должен знать эти правила – чтобы не делать ошибок в рассуждениях, а тем более в научном тексте. Правил посылок существует четыре:

1) Из двух отрицательных посылок нельзя сделать заключения;

2) Из двух частных посылок нельзя сделать заключения.

Например, из посылок:

Некоторые представители школы структурализма придерживаются взглядов К.Леви-Строса.

Некоторые учёные являются структуралистами.

- нельзя сделать правильного вывода, так как возможно, что часть учёных придерживается взглядов К.Леви-Строса, а другая часть – не придерживается. К тому же неясно, о ком идёт речь.

3) Если одна из посылок отрицательная, то и заключение должно быть отрицательным.

Интересный пример использования этого правила в рассуждении имеется в творчестве великого русского писателя Л.Н.Толстого. В своём нравственно-религиозном трактате «Критика Догматического богословия» писатель опровергает позицию своего оппонента следующим образом. Теоретик богословия приводит такой силлогизм:

Бог весь во всём. (То есть Бог существует всегда в материи) Ничто не существует. (То есть антиматерия не существует)

_________________________________

Следовательно, Бог сотворил мир из Ничто.

Толстой иронизирует над позицией богослова, замечая: «Было время, когда Бог сотворил время» и указывая на нарушение им правил вывода. В этом силлогизме нарушено третье правило посылок, так как в заключении присутствует утвердительное суждение. Правильный вывод был бы таким: Бог не есть Ничто. Кроме этого, в аргументе богослова произошла подмена связки «есть» в посылках связкой «сотворил» в заключении. Эта подмена называется ошибкой учетверения терминов в силлогизме.(См. ниже первое правило терминов). Эта ошибка также могла вызвать иронию Толстого.

Такой пример показывает, что в художественных текстах допустимы образы, фантазии, метафоры, преувеличения и другие приёмы изображения. В научных текстах на первом месте стоят доказательность, опора на факты, точность высказываний. Толстой знал об этом и поэтому в научном трактате не использовал художественные приёмы составления текста.

4) Если одна из посылок частная, то и заключение должно быть частным. Это правило аналогично предыдущему. Только здесь имеется в виду объём понятия, выражаемый в словах «некоторые» и «все».

Правил терминов существует три:

1) В каждом силлогизме должно быть только три термина;

2) Средний термин должен быть распределён по крайней мере в одной из посылок.

3) Термин не может быть распределён в заключении, если он не распределён в посылке. Например, из посылок:

Незнание лингвистом Е.М.Ивановым диалектики наносит ущерб науке.

Незнание Е.М.Ивановым диалектики несовместимо с наукой.

- нельзя сделать вывод: Всё несовместимое с наукой наносит ущерб науке, – так как здесь идёт речь только об одном из учёных и об одной из особенностей его мышления, а не обо всех.

Помимо доказательности, системности и логичности текст должен быть методологически продуманным и грамотно изложенным. Основные методы изложения научного материала – исторический, логический, аналитико-синтетический, моделирование, индукция и дедукция. Можно в одном из параграфов, например, сделать акцент на анализе, в другом – на моделировании. Важно только не делать «окрошку» из методов: если какой-либо метод взят за основу, то он должен прослеживаться на протяжении всего текста реферата.

Доказательность научного текста не исключает хорошего знания русского языка и использования определённых стилей изложения. Часто встречающейся ошибкой у аспирантов является увлечение историческим стилем изложения. Аспиранты истории возникновения и развития какого-либо учения, каких-то взглядов посвящают до 50-60 процентов всего текстового пространства, лишив себя возможности изложить суть проблемы и проанализировать её подробно. Историческому материалу следует уделять 10-15 процентов текста, понимая, что он лишь подготавливает читателя к анализу и уяснению научных данных реферата. Другой ошибкой при написании реферата является уклон к повествованию, то есть к нейтральной констатации разных научных положений, к перечислению фактов, событий и высказываний, которому приписывается аргументированность. Нейтрализм в изложении в таком случае не есть научная строгость. Скорее он говорит об отсутствии личной позиции автора при рассмотрении проблемы, о слабом воображении и недостаточном знании приёмов составления текста. Наконец, о плохой стилистике можно говорить, когда научный текст путается с журналистским или с литературно-художественным. И тот, и другой используют не принцип доказательности, а принцип выразительности. Для журналиста главное – привлечь внимание к тексту и поставить проблему в своём очерке, для литератора – художественными средствами нарисовать картину общественного явления или внутренней жизни своего героя. В научном тексте художественно-образные модели и сравнения могут присутствовать – но лишь как пояснение к основным идеям и фактам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.105 с.)